верхне печерский мужской монастырь
Вознесенский Печерский мужской монастырь
Храмы монастыря
Храм в честь Вознесения Господня.
Храм преподобного Евфимия Суздальского.
Успенский храм при трапезной палате.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Домовая церковь в архиерейском корпусе.
Святыни монастыря
Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников).
Рака с частицами мощей Божиих угодников.
Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святителя Дионисия Суздальского.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Владимирская-Оранская икона Божией Матери.
Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием (была подарена обители приснопамятным митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым)).
История монастыря
Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.
Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.
Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.
Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).
18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.
Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.
На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.
С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.
После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.
В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.
В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.
Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Верхне печерский мужской монастырь
Святые врата. Нач. XX в. Фото М. П. Дмитриева. ГУ ЦАНО
На данной территории ансамбль Вознесенского Печерского мужского монастыря существует с конца XVI века, с возобновления обители после оползня в 1597 году. Первоначально монастырь был огражден с восточной стороны деревянной стеной. На западной стороне находилась деревянная церковь, сгоревшая в 1640 году, на месте которой в 1645 году была построена каменная надвратная церковь во имя св. прп. Евфимия Суздальского, сохранившаяся и по сей день.
В 1703 году в монастырских описях сообщалось, что «ограда деревянная вся ветха и столбы подгнили», и уже на следующий год возвели новое ограждение. В январе 1743 года во время пожара значительная часть деревянной ограды сгорела.
В 1765 году при архимандрите Софронии деревянная ограда была заменена значительно более обширной каменной с пятью башнями. На восточной стороне в систему ограды был включен двухэтажный жилой корпус келий (т. н. Палладиевский), с проездными воротами. Этот корпус соединил Петропавловский больничный храм (с южной стороны) и восточные ворота (с северной). Первоначально с внутренней стороны стен проходила деревянная обходная галерея, по которой ежегодно, вплоть до середины XIX столетия, осуществлялись крестохождения. В дальнейшем данная галерея была разобрана. Башни имели деревянные шатры.
В 1783 году, по причине обрушения северной части стены, был проведен капитальный ремонт всей монастырской ограды. Стены изнутри укрепили контрфорсами, башни покрыли железом, а на шпилях установили флюгера в виде трубящих ангелов.
В процессе Генерального межевания Нижнего Новгорода 1784—1787 гг. были определены новые границы территории монастыря, включавшие сад и конюшенный двор с западной стороны. За счет этого границы обители были значительно расширены, и было выстроено дополнительно еще две башни, а юго-западная башня перестроена и соединена с жилыми кельями архиерейских палат.
В 1838 году архитектор А.И. Шеффер предложил провести спешный ремонт монастырских стен. Через два года работы были выполнены под наблюдением архитектора А.Л. Леера.
В 1888 году производился ремонт юго-восточной части стены, вдоль крутого склона горы (сложены 4 контрфорса, исправлен фундамент). В этом же году у северо-восточной башни, которой в результате оползня грозило обрушение, «исправлен откос через насыпь щебня и земли с утрамбовкою оной», а также была переложена заново юго-западная стена.
В монастырской летописи конца XIX столетия зафиксированы факты сбора пожертвований на ремонт монастырской ограды и строительство новых ворот. В 1890 году были сделаны следующие пожертвования: «…нижегородским купцом потомственным почетным гражданином Митрофаном Руковишниковым на перекладку вновь каменной ограды – 500 рублей; елабужским купцом Иваном Стахневым – 200 рублей на ограду; Нижегородским купцом Александром Федоровичем Сапожниковым на новую огр ду – 100 рублей; нижегородским купцом Измаилом Ивановичем Вяхиревым – 30000 кирпича на новые монастырские ворота на сумму 300 рублей; нижегородским купцом Александром Кузнецовым – кровельного железа 75 пудов на кровлю монастырской стены и новые ворота и прочие нужды – на 225 рублей; нижегородским купцом Алексеем Токаревым кровельного железа 60 пудов на новую каменную ограду и ворота на 195 рублей; уфимским кузнецом Федором Егоровичем Чинаевым прокатного железа 50 пудов, для новых монастырских ворот на сумму – 120 рублей».
В строительный сезон 1890 года с весны по осень в Печерском монастыре проводились различные ремонтные работы, в том числе и по восстановлению каменной ограды. Ремонтировалась ограда на участке между восточными воротами и северо-восточной башней; на 50 сажен в длину и на сажень в высоту была произведена вычинка кирпича на северной части стены, вдоль Волжского откоса. Западная монастырская стена, на участке юго-западной башни находившаяся в аварийном состоянии, была «сложена вновь на протяжении 50 сажень (от башни к въездным в монастырь воротам), шириною в 2,5 кирпича, высотою в 6 аршин».
До 1890 года западный парадный въезд в монастырь со стороны города осуществлялся через арочные ворота, под двускатной кровлей. При настоятеле обители Преосвященном Агафодоре (Преображенском), епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии, по проекту архитектора Л.В. Даля были выстроены новые ворота: «При въезде в монастырь (от слободы Кошелевка), сооружены вновь каменные ворота, вершенные пятью небольшими главами. Ворота сложены под стать монастырских зданий и придают вид монастырю с горы от Нижнего Новгорода».
Святые врата. Конец 18 в. 5
Святые врата Вознесенского Печерского монастыря. Фото нач. ХХ века, из коллекции Е.Малягина.
Вид Святых врат. Фото 1967 г.
Написанная икона Божией Матери Печерская на Святых вратах Иконописец В. Бутранов
Верхне печерский мужской монастырь
Свято-Вознесенский Печерский мужской монастырь открыт для прихожан каждый день. Церковная лавка работает без выходных с 7-30до 18-30, накануне воскресных и праздничных дней с 7-30 до 19-30.
В лавке монастыря Вы можете заказать требы о здравии и об упокоении:
По пятницам в 19 часов перед ракою с мощами Вифлеемских младенцев-мучеников совершается покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.
В среду и пятницу в 12 часов в монастыре служатся молебны о болящих.
По четвергам в 12 часов служится молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах.
Вы можете заказать молебные прошения: о болящих, о заключенных, о ненавидящих и обидящих, о пьющих, о благодарении, о путешествующих, на всякое прошение, перед началом доброго дела, об умножении любви. Во время многодневных постов по субботам сразу после литургии проводится соборование. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, служится лития об упокоении, а по субботам — панихида.
В церковной лавке монастыря Вы можете приобрести свечи, иконы, церковную утварь, молитвословы, Новый Завет, Закон Божий, пособия для подготовки к исповеди и другую духовную литературу. Всегда в продаже продукция Печерского монастыря, видео- и аудиокассеты, компакт-диски.
Вознесенский Печерский монастырь
Известнейший и древнейший монастырь Нижнего Новгорода – Вознесенский Печерский основан к концу 20-х гг. 14 столетия. Его основателем является Дионисий Суздальский – монах, покинувший Киево-Печерский монастырь в поисках уединения, которое он нашел в самодельной горной пещере на волжском известковом берегу под Нижним Новгородом.
К 1330 году в месте первого поселения Дионисия уже существовала Печерская Вознесенская иноческая обитель, игуменом которой он и стал. Впоследствии Дионисий будет Суздальским и Нижегородским епископом, а к концу 80-х – уже Митрополитом Киева и всей Руси.
Строения Вознесенского Печерского монастыря
История Старопечерской обители
Основанная обитель в начале была сооружена в виде пещерного жилища Дионисия – в углублении горы, что впоследствии сказалось на судьбе монастыря очень неблагополучно. Как в большинстве подобных случаев отшельничества, вокруг монаха-подвижника стали собираться единомышленники, мечтающие посвятить себя Богу.
Как и Дионисий селились вновь пришедшие первоначально в создаваемых ими пещерах. Но со временем на горном уступе началось возведение деревянных обительских наземных строений и ее первой церкви Вознесения. Наименование храма стало названием всего монастыря, но к нему добавилось слово Печерский – как напоминание о первоначальных пещерных поселениях.
Вознесенский собор Печерского монастыря на сегодняшний день
Монастырь в начале своего существования организовывался по принципу киновии, т.е. все у них было общее – и труд и собственность. В стенах этой обители была создана одна из древнейших летописей русского государства, известная как Лаврентьевская. Эта летопись включает в себя «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха» и множество других исторически ценных описаний и документов.
Основной монастырской святыней изначально был список иконы Богородицы, принесенный на нижегородские берега Волги Дионисием из Киево-Печерской обители. Много десятилетий эта икона была одной из главных святынь всего Нижнего Новгорода.
Архитектурный ансамбль монастыря на волжских берегах
Среди избранных учеников Дионисия, проживающих в Печерском монастыре, широко известны двое. Первый – это Евфимий Суздальский, основавший впоследствии Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздали.
Другим известным учеником Дионисия был Макарий Унженский и Желтоводский, основавший одноименные монастыри, и завещавший основать еще одну пустынь на волжском берегу, в месте кратковременного отдыха возвращающейся группы православных из монголо-татарского плена. Там сегодня и существует, основанная по его завету, Макарьевская пустынь, носящая его имя.
Макарьевская пустынь на территории Татарстана
Есть и другие известные монастырские иноки. Например, учитель Евдокии, будущей жены Д.Донского, был выходец из Печерского монастыря – философ П.Высоцкий. Вел монашескую жизнь при монастыре и один ученик С.Радонежского – А.Галичский. Известна и последовательница учения Дионисия Васса Нижегородская, основавшая женскую Зачатьевскую обитель около Нижегородского кремля, которая впоследствии переросла в нынешний Крестовоздвиженский женский монастырь.
Со временем Печерский монастырь вырос до крупного духовно-культурного центра Суздальско-Нижегородского княжеского объединения. Ведущие деятели монастыря содействовали народному сопротивлению монгольским захватчикам и вдохновляли русских князей на мощный объединенный отпор.
Печерский монастырь в сказочную зимнюю пору
Дальнейшая судьба монастыря складывалась неоднозначно. Были тяжелые времена вражеских нападений и последующих за ними запустений. Бывали и времена подъема, сопровождавшиеся жертвенной помощью от сильных мира в виде денег, земли и водных угодий.
Именно в период расцвета монастырского существования, в самом конце 16 века (18 июня 1597) произошла страшная трагедия – гора, прикрывавшая монастырь с востока, обрушилась. Как ни странно, обошлось без человеческих жертв, но почти все материальные ценности вместе со строениями были уничтожены.
Во время разорительного оползня, в открывшейся горе произошло удивительное событие обретения мощей схимонаха Иоасафа, почившего лет за тридцать до указанного события.
На месте исчезнувшей обители впоследствии появилась церковь Преображения Господня или Старопечерская церковь (Слобода Печеры, 124), вначале деревянная, а затем (в конце 18 века) каменная. В этом каменном храме до сих пор покоятся мощи Иоасафа, за чудесными исцелениями к которым стремятся сотни верующих.
Старопечерский храм Преображения Господня
Чтобы избежать вероятных повторений оползней, новое место для обители было решено перенести чуть выше вверх по волжскому течению. Но, вскоре начались Смутные времена, борьба за престол и за Россию.
Создание новой Печерской обители
Обустройство обители на новом месте опять началось с деревянных строений, со сборов пожертвований, и с обращений о помощи к царю Федору Иоанновичу. Наконец, дело сдвинулось, мастера-строители были присланы из Москвы, пришла помощь в виде сорока каменщиков и из Ипатьевского монастыря Костромы.
Новый монастырский архитектурный ансамбль, в том виде, в котором он существует сегодня, сформировался к середине 17 века при непосредственном участии нижегородского архитектора А.Возоулина. Этот известный зодчий – автор Собора Архангела Михаила в Нижегородском Кремле, участник возведения московского Теремного дворца и один из реставраторов московского Успенского храма.
Постепенно территория Печерского монастыря украсилась пятиглавым Вознесенским храмом с открытой галереей, шатровой Колокольней, Успенской церковью, надвратной церковью Пр.Евфимия Суздальского и келейными корпусами, заканчивающимися Храмом Пр.Макария. Имелись покои настоятеля и служебные помещения, больницы и богадельни.
Вознесенский собор в 19 веке
Строения обители на фоне живописной природы стали архитектурным украшением нижегородской окрестности, и их вид на века запечатлен на известной картине художника А.Саврасова, которая, кстати, находится в Художественном нижегородском музее. Каменная ограда с надвратным Покровским храмом с восточной стороны монастыря появилась значительно позже, только во второй половине 18 века.
Печерский монастырь на картине П.Саврасова
Монастырское существование было настолько столь успешным, что обитель помогала не только нищим, немощным и престарелым, но и частенько снабжала государственные воинские части продовольствием и деньгами во времена различных войн. Петру Первому монастырь частично спонсировал создание флота и отдал несколько своих колоколов на переплавку их в пушки.
Печерский монастырь в 19 веке
В период Первой мировой войны на территории обители находилось около сотни беженцев, функционировал военно-инвалидный госпиталь, а в казну на нужды военного времени монастырь перевел более четырех тысяч рублей.
После революционных событий в 1924 году обитель закрывается, но не уничтожается. Ее строения очень интенсивно используются в основном в виде гражданского жилья. Вознесенский собор подошел в качестве столярной мастерской, причем подвалы были заняты под овощехранилище. Архимандритский корпус стал кинотеатром со звучным названием «Колхозник». Успенскую церковь заняли под архив. К 1971 году началось осознание исторической и архитектурной ценности данного монастырского комплекса и в нем начала работать реставрационная мастерская.
На территории Печерского монастыря
Что посмотреть в Вознесенском Печерском монастыре
На монастырскую территорию туристы попадают с Печерского съезда через
Западные «святые» ворота (конец 19 века)
Печерский монастырь постепенно, на протяжении своего существования с середины 17 века, расширялся в территориальных размерах, что привело к появлению нового монастырского ограждения. Вначале новая ограда была деревянной, но со второй половине 19 века она меняется на каменную, декорированную башенками. Поскольку угроз нападений извне в этот исторический период уже не существовало, то и ограждение создавалось не с оборонительными, а чисто с территориально ограничивающими функциями.
Западные ворота Печерского монастыря
Главный вход на монастырскую территорию был оформлен только в конце 19 века. Святые врата были украшены пятью главами, что придавало им определенную значимость и парадность.
Главные Западные ворота монастыря в конце 19 века
Войдя сегодня через Западные ворота на монастырскую территорию посетители видят справа монастырскую Трапезную, где можно угоститься местной выпечкой и выпить вкусного чая. Налево от аллеи небольшая тропинка уводит к часовенке.
Территория между Западными воротами и Печерским ансамблем 17 века
Впереди по правую руку, также вдоль главной аллеи и параллельно ей, идет недавно оформившаяся Аллея Романовых, на которой находятся бюсты уже почти всех представителей этой российской династии.
Аллея Романовых в Печерском монастыре
Всего в монастыре планируется наличие трех аллей: Романовых, Рюриковичей и русских Патриархов. В конце исторической романовской аллеи возвышается
Надвратная церковь Св.Евфимия Суздальского (1645 г)
Этот каменный церковный надвратный шатровый храм – единственный в России. Подобными шатровыми церквями не снабжены более ни одни из главных монастырских ворот.
Надвратный храм Евфимия Суздальского. Фрагмент
Данное сооружение повторяет Архангельский храм в Нижегородском Кремле. Это также «восьмерик» с шатровым завершением, к которому на южной стороне пристроен келарский корпус. Под храмом есть проход на территорию монастыря с сохранившимися росписями 17 века, а стена ограды, соединенная с этим входом, очерчивает границы монастырской территории 17 века.
Сразу за Евфимиевской церковью находится
Вознесенский собор (1630-32 гг.)
Этот пятикупольный собор является главным в данном монастыре.
Западная сторона Вознесенского собора
Вознесенский храм возведен по образу и подобию московского кремлевского Успенского собора. Но у Печерского появились определенные усовершенствования в виде Трапезной, Галереи и левого крыльца с примыкающей к нему Колокольней.
Галерея и крыльцо Вознесенского собора
На сооружение собора использовался большемерный кирпич, а белый известняк шел на подклеточные помещения. Именно в этом соборе находилась до закрытия обители главная нижегородская святыня – Образ Богоматери Печерской, принесенной самим Дионисием и украшенный в 19 столетии богато оформленной ризою.
Внутренний интерьер Вознесенского собора
Когда начала функционировать знаменитая Нижегородская ярмарка, эту почитаемую икону перевозили в специальную часовню на ярмарочную территорию.
Икона Вознесенского храма
Здесь же, с левой стороны, можно увидеть Памятник Александру Второму. А с противоположной стороны от храма находятся Архиерейский дом (ближе к стене) и келейные корпуса (напротив Колокольни).
Колокольня (30-е гг 17 в.)
Сооружение колокольни велось параллельно с Вознесенским храмом. Однако, возводилась она изначально с небольшим наклоном от вертикальной оси. Строители заметили свою оплошность, когда часть Колокольни уже была возведена и делали попытки выпрямить строение при дальнейшем его подъеме. Полностью сделать этого не удалось, и данная нижегородская достопримечательность пополнила ряды «падающих башен» после Пизанской и Башни Сююмбике в Казани.
Нижней своей частью она напоминает утраченную колокольню уничтоженной оползнем обители. А вот двойные арочные окна роднят ее с итальянскими городскими башнями. Первоначально Колокольня заканчивалась деревянным шатром, который впоследствии был заменен на каменный (18 век).
Колокольня Печерского монастыря
В начале нашего 21 столетия Колокольня была оснащена новыми механическими часами. Во время боя новых часов звучат мелодии «Боже царя храни» или «Коль славен Бог». Мимо Колокольни и вдоль келейных корпусов (слева) приближаемся к удивительному и прекрасному строению середины 17 века. Перед нами
Успенская церковь (1649 г.)
Строилась эта теплая церковь изначально в соединении с большой трапезной палатой. Это тоже шатровый храм, но шатер в данном сооружении перекрыт изнутри замкнутым сводом, в связи с чем, шатровое завершение носит чисто декоративный характер.
Успенский храм Печерской обители
Кроме общей Трапезной с двумя алтарями, в данном храме находились библиотека и ризница. Ризница выступала главным хранилищем святых древностей и церковных богатств, а в библиотеке хранились уникальные рукописи и старопечатные издания. Богатства ризницы и библиотеки были так обширны, что нередко Печерский монастырь называли Лаврой.
Северная сторона Успенской церкви
Успенская церковь обогревалась печами, которые были оформлены прекрасными балахнинскими изразцами. Между Успенским и Вознесенским храмами была построена крытая каменная Галерея. Другая подобная галерея (на сегодня уже утраченная) находилась между Успенской церковью и корпусом казначейства.
Галерея, соединяющая Вознесенский и Успенский храмы
Интересно, что надземные галереи соединяли Вознесенский храм и с покоями настоятеля, которые в свою очередь соединялись со смотровой площадкой на монастырских стенах, т.е. это был полноценный надземный путь, по которому можно было совершать контрольные обходы территории.
Внутреннее убранство Успенской церкви
Кроме уже перечисленных церковных сооружений в монастырском ансамбле есть еще Петропавловская церковь и восточная надвратная Покровская церковь.
Церковь Св.Петра и Павла (1738 г.)
Эта небольшая церковь, заканчивающая собой корпусную келейную линию, идущую параллельно волжским берегам, появилась в монастырском ансамбле в 1687 году как Макарьевская. До 1738 года она существовала в деревянном варианте, а в камне сооружена уже вместе с возведением каменных больничных келий. В середине 19 века церковь была переосвящена в Петропавловскую.
Палладиевский корпус (1765г.)
Перпендикулярно к Петропавловскому храму примыкает двухэтажный Игуменский корпус, который также называют Палладиевским, по имени проживавшего в нем в 18 веке епископа Палладия. Сегодня в этом сооружении находятся наместнические апартаменты.
Петропавловский собор и Игуменский корпус
Покровская надвратная церковь (1765г.)
Параллельно с восточными жилыми корпусами и восточными воротами монастыря появилась еще одна небольшая деревянная надвратная церковь – Покровская. В начале 19 века она погибла в пожаре, но через полвека была восстановлена. Сегодня она почти не сохранилась. О ней напоминает небольшая главка с крестом, установленная на двускатной кровле бывшего храма и Игуменского корпуса.
Монастырский Некрополь
На монастырской территории традиционно образовался Некрополь. Это было место захоронений жителей обители, его архимандритов и насельников. За особые заслуги на монастырском некрополе проводились захоронения и знатных горожан – князей и бояр, а также членов их семей. Среди фамилий, выгравированных на надгробных памятниках, можно было встретить фамилии бояр Приклонских, князей Шаховского и Трубецкого, губернатора города А.Руновского и других представителей знаменитых нижегородских родов.
Некрополь у Вознесенского собора в 19 веке
Так же, как и по всей России, в постреволюционный период монастырский Некрополь подвергся осквернению, а могилы уничтожению. Сегодня, параллельно с продолжающейся реставрацией монастыря, с созданием исторических аллей, идет и посильное восстановление монастырского Некрополя. Найденные надгробья собираются на территории между Вознесенским и Успенским храмами.
Музей истории Нижегородской епархии
При наличии времени и интереса можно посетить оригинальный музей, расположенный в залах келейного корпуса недалеко от Вознесенского храма. Эта единственная подобного рода музейная нижегородская экспозиция, открытая с 2003 года, поведает об истории создания обители на основе археологических и летописных данных.
Вход в Церковно-археологический музей
Среди уникальных экспонатов музея можно увидеть церковную утварь, старинные монашеские облачения, дореволюционные наградные значки.
Экспонаты Церковного музея
На стендах много иллюстративного материала в виде фотодокументов, среди которых особенно ценны дореволюционные изображения убранства и состояния обители. Присутствуют в экспозиции и живописные репродукции. Интересно посмотреть на представленные в залах музея книги – как рукописные, так и старопечатные, исторические и исследовательские издания православной нижегородской истории и т.д.
Впечатления от увиденного в музее расширят представления об истории Печерской обители, которая станет значительно ближе и понятнее. А деньги, поступившие от вас в оплату за посещение, пойдут на дальнейшее восстановление этой прекрасной нижегородской обители. Кстати, в музее можно сфотографироваться на долгую память в специально оформленном старинном интерьере.
Этот уникальный нижегородский Музей работает ежедневно с 9.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00. При желании можно взять экскурсовода как для сопровождения по Музею, так для осмотра всей монастырской территории.
О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода