верхнечусовские городки мужской монастырь
Трифонов мужской и женский монастырь в Верхнечусовских городках
По пути из Перми в Чусовой находятся живописные и красивые холмы, плавно переходящие в горы. На этих живописных местах расположились мужской и женский Успенский монастырь.
Вид на реку Чусовая у источника Трифона Вятского
Успенский Трифонов мужской скит – творение Трифона Вятского
С именем Трифона Вятского связано необыкновенное место на реке Чусовой. Это место считалось у местных жителей нехорошим – ранее на горе славили языческих богов местные племена. Трифону было некомфортно в Пыскорском монастыре, слава лекаря и известного праведной жизнью монаха не приносила ему радости. Он просил разрешения основать свой монастырь вдалеке от крупных населенных пунктов. В 1572 году недалеко от деревни Успенка на берегу реки Чусовой на «плохом» месте Трифон строит часовню, открывает чудотворный источник, помогающий ему лечить людей. Постепенно к нему присоединяются монахи и монахини. Основывается Успенский монастырь.
Ныне от монастыря остался храм Успения Божией Матери, выстроенный в 1864 году. В советское время в храме размещалась спичечная фабрика. В 1997 году храм передан верующим, монахи пермского Троице-Сергиевского монастыря основывают скит и начинают восстановление храма.
Храм мужского монастыря
Часовня Трифона Вятского и чудотворный источник
Часовня Трифона Вятского была построена из дерева и не сохранилась. Она была восстановлена в 2003 году на прежнем месте. Возле часовни – смотровая площадка.
Прекрасный вид на уральскую реку и небольшой остров. Это все, что осталось от древнего Нижнечусовского городка, основанного в 1568 году владельцами этих мест — Строгановыми. Именно от этого места Ермак Тимофеевич в 1581 году отправился покорять Сибирь. На островке стоит небольшой обелиск в честь похода Ермака. Слева от часовни посередине крутого склона был открыт исцеляющий источник.
Часовня Трифона Вятского у Святого источника
Сейчас он обустроен, сделаны две купели, воду из источника поднимают насосом в храм. Вода в источнике имеет совершенно уникальную структуру. И вся энергетика этого места словно заряжает человека, восстанавливает силы, успокаивает. После посещения купели многие отмечают улучшение самочувствия. Воду из источника везут больным.
Явленая икона Казанской Божей Матери и Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь
От часовни Трифона Вятского видна Казанская Трифонова пустынь, находящаяся на Митейной горе, в селе Красная Горка. С 1996 года это действующий женский монастырь. Основное святое чудо монастыря – явленая икона Казанской Божией Матери. Явилась икона в 5 километрах от Красной Горки у деревни Заболотье, в XVIII веке. Когда икону подняли с земли, из-под нее забил святой источник.
Казанская Трифонова женская пустынь
До революции икона хранилась в часовне возле источника. Во время гонений на церковь местные жители спрятали икону, в храм она вернулась после начала богослужений. И до сих пор являет чудеса исцеления. Сестры в монастыре ведут записи чудес, совершенных иконой. Многие исцеленные, возвращаясь, в благодарность дарят Божей Матери кольца, цепочки, другие ювелирные украшения. По их количеству можно судить о чудесах, совершающихся в Казанской Трифоновой пустыни.
Святой источник на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
Слава о чудесной иконе перешагнула границы России. Со своими бедами к Божией Матери едут из Англии, США, Австралии. И все получают помощь и поддержку.
Как добраться до монастырей Верхнечусовских городков
Выехать из Перми в сторону Березников, на кольце уйти на город Чусовой. Эта дорога называется северный широтный коридор. Чтобы добраться до мужского монастыря, необходимо повернуть у отворота на поселок Успенку. Чтобы добраться до женского монастыря, повернуть через 5 километров на отворот в сторону Верхнечусовских городков.
Интересное видео про святые места в Верхнечусовских городках
Храм Богоявления Господня пос. В.Ч. Городки
Храм Богоявления Господня пос. В.Ч. Городки запись закреплена
Воскресная школа:Лествица.
Песня: «Пусть миром правит любовь».
Мир придуман так, что ничего нельзя в нём изменить.
Чтоб над нами каждый день вставало солнце и садилось.
Показать полностью.
И господь всем людям на планете завещал любить.
Сотни лет прошло, но в мире ничего не изменилось.
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Очень нелегко, всё осознав, потом сказать «Прости».
И всё потеряв однажды утром, одному проснуться.
Тысячи дорог пройти по жизни и в конце пути
Важно чтобы кто-то ждал и было бы куда вернуться.
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Я уверен, что порой вам кажется, что жизнь остановилась, что выхода нет, что потерян смысл существования. Не отчаивайтесь. Всё будет хорошо, ведь в мире есть любовь. Надейтесь на лучшее. Любите. И будьте любимы.
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Пусть миром правит любовь. Так было и так будет всегда.
Храм Богоявления Господня пос. В.Ч. Городки запись закреплена
Соликамская епархия
В Чусовом простились с протоиереем Владимиром Бушуевым. Отпевание совершил благочинный Северного и монастырского благочиний, наместник Свято-Троицкого Соликамского мужского монастыря игумен Лазарь (Семёнов). Сослужили клирики Соликамской епархии. Благочинный Чусовского округа иерей Алексий Чебаков произнёс прощальное слово.
Показать полностью.
Сегодня мы собрались здесь в Божием храме, дабы отдать свое последнее целование и проводить в путь всея земли близкого каждому по-своему, но одинаково дорого для каждого из нас новопреставленного протоиерея Владимира.
Каждый, кто имел возможность близко общаться с покойным, почувствовал в какой-то момент свое сиротство. Ушел от нас добрый пастырь Церкви, проповедник Евангелия, наставник и друг. Преселился в вечность. Последние дни пред его кончиной, размышляя, конечно же, о себе, я надеялся, что, может быть, он проживет еще год, может, два, несмотря на тяжелую болезнь, постигшую его. Останется еще с нами. Но Господь призвал его…
Я прошу вас не проливать слезы, но с упованием и надеждою на милосердие Божие возрадоваться о том, что в его лице – и я в этом не сомневаюсь – мы обрели еще одного небесного заступника и молитвенника за нас, он будет предстательствовать там пред Престолом Божиим за нас так же, как и здесь при своей земной жизни он дерзновенно возносил свои молитвы за свою паству, вверенную ему Промыслом Божиим.
Батюшка принял священный сан в то время, когда быть верующим было не просто, когда Церковь была гонима, когда Церковь была не в почете. Но однажды сделав свой выбор и посвятив свою жизнь служению Церкви и ближнему – он уже никогда не сворачивал в сторону с этого пути. Ведь по слову Божию – никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. И он шел вперед, как бы не было тяжело.
Впервые я познакомился с отцом Владимиром в 2004 году, когда был зачислен в штат Свято-Никольского храма. В то время в храме служили два протоирея Владимира – Владимир Пантелеймонов – настоятель и второй священник Владимир Бушуев. И я молодой священник посреди них. Посреди двух Владимиров. Для меня это было по-настоящему счастливое время, как в детстве, они оба относились ко мне как к сыну, ведь по –возрасту, да и по уму я годился им в сыновья. Нисколько не умаляя качеств батюшки Владимира Пантелеймонова, я почему-то душой и сердцем прилепился к ныне покойному батюшке Владимиру Бушуеву. Он стал моим сотаинником, я часто поверял ему свою исповедь, и он мне.
Я часто вспоминаю как впервые увидел, как батюшка совершает Божественную Литургию, как он начинает молиться и как он весь погружается в эту молитву – его нет здесь на земле – он целиком устремляется ввысь, какая-то неведомая сила отгораживает его от всего того, что его окружает в тот момент. Не могу объяснить- как это происходило, но я это чувствовал. И это была правда. Пока для меня это недостижимый пример.
Знаю, что к батюшке приезжали отовсюду, любили его службу, простые и понятные проповеди достигающие до глубин сердца. Думаю, что самые главные черты его характера, которые притягивали к нему людей – это его скромность и не притязательность. 45 лет он молился и проповедовал Слово Божие в этом храме, разделяя радости и печали со своей паствой.
По учению Церкви, до третьего дня душа усопшего пребывает рядом с телом, посещает те места, которые ей были дороги при жизни, а отец Владимир очень любил храм, любил Божию службу, и сегодня он конечно среди нас. Пытается утешить нас осиротевших. Со Христом в сердце он жил на земле – и теперь пребывает с Ним в радости и любви. Думаю, что многие чувствуют его присутствие здесь, и это удивительно – это не печаль, а радость, потому что та духовная связь между нами и им не прерывается.
Когда-то давно, будучи молодым священником, я принимал участие в погребении и отпевании батюшки Серафима в городе Кунгуре, он был в преклонных летах, и до своей кончины пребывал на покое. При отпевании меня смутило то обстоятельство, что все были счастливы и веселы, я спросил одного старого священника – почему так? А он мне ответил – праведника провожаем! И мы сегодня с вами провожаем праведника.
Да упокоит Господь его душу в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.
Святыни Верхне-Чусовских Городков
В низовьях реки Чусовой (на ее правом берегу), недалеко от Перми находятся достаточно интересные, исторически значимые и красивые места. Они связаны с двумя легендарными людьми в истории Урала – с Ермаком и Трифоном Вятским.
В низовьях реки Чусовой (на ее правом берегу), недалеко от Перми находятся достаточно интересные, исторически значимые и красивые места. Они связаны с двумя легендарными людьми в истории Урала – с Ермаком и Трифоном Вятским.
В XVI веке именно здесь появился первый населенный пункт на реке Чусовой. Нижний Чусовской Городок возник в 1568 году, когда Якову Аникиевичу Строганову были жалованы земли по Чусовой.
В 1581 году отсюда отправилась в свой исторический поход на покорение Сибири дружина Ермака. К сожалению, в середине XX века Нижний Чусовской Городок ушел под воды Камского водохранилища.
Единственное, что от него осталось – небольшой островок посреди реки. Этот островок представляет большой интерес для археологов, часто проводящих здесь раскопки. На островке установлен памятник Ермаку. На высоком правом берегу Чусовского залива, прямо напротив этого островка, раскинулось село Успенка.
В конце 1570-х годов Строгановыми в этом месте был создан Успенский мужской монастырь. В 1764 году монастырь был упразднен, на его месте возникло село Успенское. Лишь в наше время, в 1997 году, он был вновь восстановлен как скит мужского Троице-Стефанова монастыря.
Главная достопримечательность села – старинный Успенский храм. Каменный храм был освящен 11 сентября 1864 года во имя Успения Божией Матери. В 1933 году храм был закрыт, а священники репрессированы. В разное время здесь были школа, клуб, склад удобрений. В конце 1990-х годов храм был восстановлен. Рядом стоит небольшая деревянная часовня Трифона Вятского. Она построена совсем недавно – в 2003 году.
Под горой бьет святой источник, также названый в честь Трифона. Сюда приезжает немало паломников, желающих исцелиться. Рассказывают, что бывали случаи чудесного исцеления. Над источником — деревянная часовня. Здесь же сооружена купель, в которой можно окунуться.
Местные объекты культа не случайно названы в честь православного активиста Трифона Вятского, яростно боровшегося на Урале с язычеством и уничтожавшим языческие святыни. Он жил в этом месте на протяжении нескольких лет, им здесь была построена часовня. Недалеко, на том же правом берегу Чусовского залива, расположена Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь. Она совсем молодая, основана в 1990-е годы.
Пустынь находится на Метейной горе, практически напротив Верхнечусовских городков. Под горой течет небольшая речка Усолка, впадающая в Чусовую. Самая старая постройка на территории монастыря — Всехсвятская церковь, построенная в 1862 году. В советское время в ней размещалась спичечная фабрика.
Главная святыня этой обители – Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной. По легенде она была обретена в XVIII веке в лесу в водном источнике. Согласно преданию трижды местные жители приносили икону в храм, но всякий раз на следующее утро она вновь чудесным образом оказывалась у источника. В итоге над источником была построена часовня, в которой и стали хранить икону.
В советское время икона чудом сохранилась, сейчас ее можно увидеть во Всесвятском храме обители. Источник, где была найдена икона, бьет из земли по сию пору. Ежегодно сюда совершаются крестные ходы с Казанской иконой Божьей Матери. В трапезной монастыря по предварительной договоренности можно пообедать.
Координаты монастыря: 618220, Пермский край, Чусовской р-н, пос. Верхне-Чусовские Городки, д. Красная Горка. Уральские турфирмы организуют в эти места туры выходного дня. Также во время этой поездки можно посетить музей «Пермь-36» и музей истории реки Чусовой.
Как доехать?
Монастырь расположен в Чусовском районе Пермского края, примерно в 80 километрах от Перми. Из Перми нужно ехать на автомобиле по трассе на город Чусовой через Полазну до поворота на Успенку.
История монастыря
Храм во имя Всех Святых, архивное фото.
История монастыря началась с богадельни для престарелых людей при храме Всех Святых. Церковь-часовня была построена в 1849-56 гг. на средства Верхне-Городковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхне-Чусовские Городки. В 20-х годах ХХ века церковь была закрыта, а здание использовалась как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена в 1946 году, после закрытия Рождественского храма. С 1955 по 1981 год настоятелем Всехсвятской церкви был старец протоиерей Николай Рагозин.
Промыслом Божиим, с 1989 года при храме открылась богадельня, где проживало около десяти старушек, многие из которых были духовными чадами отца Николая. Указом Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия от 18 сентября 1992 года богадельня была официально утверждена.
При храме было построено несколько домиков для престарелых людей, появилось своё хозяйство. Для ухода за старушками на Святую горку приходили молодые сестры, желавшие монашеской жизни. На устройство женской общины сестер благословил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря.
Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря
В 1996 году Священный Синод Русской Православной церкви благословил при Всехсвятской церкви посёлка Верхне-чусовские Городки восстановление Казанской Трифоновой женской пустыни. Настоятельница монастыря — монахиня Ксения (Ощепкова), духовник — игумен Савватий (Рудаков).
В 1998 году началась реконструкция храма, он был расширен за счет пристройки нового алтаря и тёплого притвора, были восстановлены колокольня и восьмерик. Были вновь отстроены на старом фундаменте Святые врата и ограда.
Главная святыня обители — явленная чудотворная икона Божией Матери Казанская. История её явления такова. Предположительно в XVIII столетии местные жители обрели Казанскую икону Божией Матери в водах лесного источника близ деревни Заболотье (в пяти километрах от Верхне-Чусовских Городков).
По сохранившемуся местному преданию, крестьяне принесли обретённую святыню в свой приходской храм Рождества Христова. На другой день икону в храме не обнаружили. Она вновь была обретена на источнике.
Протоиерей Николай Рагозин
Трижды повторялось исчезновение иконы и обретение её на источнике. Тогда над источником была построена часовня, где хранилась эта икона. В годы гонений на Православную веру икона чудом сохранилась и была принесена во Всесвятский храм. Вода же источника, где была обретена икона и поныне славится своей целебной силой. Известно множество случаев исцеления.
Обитель также носит имя святого преподобного Трифона Вятского, подвизавшегося в этой местности более 400 лет назад и основавшего тут Успенский мужской монастырь, который был упразднён при Екатерине II. Преподобный Трифон почитается здесь особо как просветитель и покровитель этих мест. Близ села Успенка, где жил и подвизался святой, также существует чудотворный источник с целебной водой.
С 1955 по 1981 год на Святой горке жил праведный старец — отец Николай Рагозин. Вырос он в благочестивой крестьянской семье, в деревне Верхтурка, недалеко от Белогорского монастыря, который часто посещал в юношестве. К пастырскому служению Господь призвал его уже в зрелом возрасте. По болезни сердца Николаю Рагозину пришлось оставить работу в заготконторе, он поселился у родственников при церкви, а вскоре и сам принял рукоположение. Более 20-ти лет после этого отец Николай был настоятелем Всесвятской церкви в Чусовских Городках. Скромный сельский батюшка имел духовных чад по всей России. Скончался он кончиной праведника. Но и по смерти люди не забывают его. На перенесении честных останков старца в августе 2001 года присутствовало более 1000 человек.
Чусовские Городки, Успенский монастырь и памятник пермской нефти
В низовьях реки Чусовой есть живописные и исторически значимые места, о которых хочу рассказать в этой статье.
Нижний Чусовской городок
По переписи И.И. Яхонтова уже в 1579 году Чусовской городок был центром округа Строгановых, включавшего 5 деревень и 16 починков. После раздела владений между наследниками в 1584 году самостоятельно существовали Нижнечусовской и Верхнечусовской округа.
В 1581 (по другой версии, в 1582) году из этого городка отправилась на покорение Сибири дружина Ермака.
В середине XX века Нижний Чусовской городок прекратил своё существование. Людей расселили, постройки снесли. Вскоре территорию старинного поселения поглотили воды огромного Камского водохранилища при строительстве Камской ГЭС.
В настоящее время от Нижнего Чусовского городка сохранился лишь небольшой остров. На острове на месте часовни, где Ермак со своей дружиной получил благословение перед походом, в 1990 году установили небольшой памятник. Неформально этот остров прозвали островом Ермака.
Археологическое обследование Нижнего Чусовского городка впервые провел В.П. Денисов в 1973 году. В 1975 году повторное обследование проводил В.А. Оборин, затем под его руководством в 1977 и 1981 годах тут проводились археологические раскопки Камской археологической экспедицией. В последующем тут работали и другие археологи. Впрочем, полномасштабные раскопки затруднены высокими водами Чусовой.
Успенский монастырь в деревне Успенка
Напротив острова Ермака на высоком правом берегу стоит старинная каменная Успенская церковь. В конце XVI века тут был создан Успенский мужской монастырь, основание которого связывают с именем Трифона Вятского.
Трифон Вятский появился в этих местах в 1572 году. Он поселился на правом берегу реки Чусовой около Чусовского городка. Жил подобно отшельнику в небольшой избушке.
По легендам, Трифон якобы творил чудеса: изгонял демонов, исцелял бесноватых и даже якобы вернул зрение слепому. Известность его росла, сюда потянулись люди. Трифон построил для них часовню. Со временем рядом поселились и другие отшельники, возникла обитель.
Около места жительства Трифона возник Успенский монастырь. Впрочем, в 1764 году его упразднили.
Первая деревянная церковь здесь существовала уже в 1623-24 годы. В 1864 году взамен деревянной была построена каменная Успенская церковь. В 1933 году церковь закрыли, здание отдали под школу. В настоящее время церковь действует, продолжаются работы по реставрации. С 1997 года здесь открыт Свято-Успенский Трифонов мужской скит. Церковь имеет статус памятника архитектуры Пермского края.
Рядом находится небольшая деревня Успенка, возникшая в своё время при монастыре.
В 1995 году археолог Г.П. Головчанский при обследовании территории Успенского монастыря обнаружил каменный саркофаг с погребением XVIII века.
Около церкви установлена звонница с колоколами. Справа за калиткой по склону спускается тропа к небольшой деревянной часовне Трифона Вятского. Отсюда открывается красивый вид на Чусовской залив Камского водохранилища и остров Ермака, есть скамейка.
Вернувшись к церкви, через левую калитку по бетонной лестнице можно спуститься к святому источнику – Трифоновскому роднику. Тут можно не только набрать воды, но и окунуться в купель. Над источником тоже построена часовня. По пути будет ещё одна смотровая площадка на окрестности. Места тут живописные!
GPS-координаты Успенского монастыря: N 58° 12.748´; E 57° 04.158´.
Как выглядела эта местность до строительства Камского водохранилища, можно увидеть по фотографиям С.М. Прокудина-Горского 1912 года.
Село Успенское. Высокий берег р. Чусовой. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
Верхний Чусовской городок
В 1616 году в Верхнем Чусовском городке у Строгановых начали действовать соляные промыслы. Соль вываривали до 1785 года. После окончания соледобычи местные жители занимались различными промыслами.
В городке было несколько церквей. В 1678 году Строгановы построили себе большой каменный дом, а в 1773 году рядом возвели каменную пятиглавую Рождественскую церковь. Во второй половине XIX века тут появились мужское и женское училища, больница. В 1875 году Верхний Чусовской городок стал волостным центром. Известно, что в начале XX века тут проживало около 2 тысяч человек.
Храм Рождества Христова и Строгановский дом в селе Верхние Чусовские Городки. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
Предполагалось, что эта территория уйдет под воду при строительстве Камского водохранилища, поэтому в середине XX века все постройки разрушили, а населённый пункт перенесли на другой берег.
Современный посёлок Верхнечусовские Городки стоит на левом берегу Чусовой. В 1953 году сюда переселили жителей Чусовских городков перед затоплением.
Сейчас на месте бывшего Верхнего Чусовского городка расположена паромная переправа к нынешнему поселку Верхнечусовские Городки. Слева от переправы на берегу установлен металлический крест на месте снесённой церкви. GPS-координаты: N 58° 11.509´; E 57° 07.783´.
Священник П. Первушин в 1848 году писал про жителей села Верхнечусовские городки Пермского уезда:
«Наружным видом отличаются от всех обитателей Чусовой. Рост они имеют преимущественно средний, в частях тела видна их соразмерность и правильность; господствующий цвет лица белый, при правильном очертании оного, волосы – по большей части светло-русые, глаза серые, исполненные живости. Вообще в лице выражается всегдашняя весёлость, довольство».
Территория Верхнего Чусовского городка обследовалась в 1981 году археологом В.А. Обориным, а в последующем и некоторыми другими исследователями.
Первая пермская нефть
В 1929 году в окрестностях Верхнечусовских Городков группа геологов под руководством профессора П.И. Преображенского исследовала место прежнего соляного промысла. Скважину № 20 заложили на окраине села. При бурении на глубине 325 м неожиданно стали появляться признаки нефти. 16 апреля 1929 года в буровом растворе появилась плёнка нефти с пузырьками газа. Это событие принято считать датой открытия пермской нефти.
Так было открыто Верхнечусовское месторождение нефти. Оно стало первым на территории Пермской области. Испытание первой в регионе нефтяной скважины проводилось в начале июня 1929 года. Дебит при фонтанировании составил около 40 тонн в сутки. 15 августа 1929 года здесь была введена в эксплуатацию первая промышленная скважина (под номером 101), которая положила начало развитию Уральско-Волжской нефтяной области. Первая скважина № 101 проработала до октября 1940 года. Из неё было добыто в общей сложности около 78,6 тысяч тонн нефти. В память о первой уральской нефти железнодорожная станция в Верхнечусовских Городках получила название «Уралнефть».
После открытия нефти село стало разрастаться. В 1931 году оно получило статус рабочего посёлка.
Всего на Верхнечусовском месторождении было пробурено около 70 скважин, 32 из них давали нефть. После строительства Камского водохранилища в 1953 году нефтепромысел закрыли. За это время было добыто около 80 тысяч тонн нефти.
В 2009 году, к 80-летию открытия, у поворота с трассы на Верхнечусовские городки поставили памятник «Бабушка пермской нефти». Он выглядит как четырёхгранная колонна, увенчанная символической чёрной каплей нефти. На боковых гранитных плитах колонны выгравированы исторические изображения и справочная информация о развитии нефтяной отрасли региона. В том числе изображена первая нефтяная скважина № 20. В народе памятник прозвали «Капелькой» или «Каплей». Он установлен на средства компании «Лукойл». Время от времени поднимается вопрос о возобновлении добычи нефти в этих местах, но до дела пока не доходит.
GPS-координаты памятника: N 58° 12.817´; E 57° 08.465´.
Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь
По пути к бывшему Верхнему Чусовскому городку справа на Метейной горе покажется Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь. Со стороны за счёт стены с башенками она напоминает небольшой кремль.
В 1864 году тут был построен каменный кладбищенский храм Всех Святых. Это единственное здание, оставшееся от изначальных Чусовских городков. Монастырь же стал зарождаться уже в наши дни – в конце 1980-х – 1990-х годах. Главной святыней монастыря считается икона Казанской Божьей Матери, которая по легенде трижды появлялась около родника.
Монастырь расположен прямо на кладбище. Когда мы посещали это место, тут стоял характерный трупный запах.
Под Метейной горой рядом с речкой Усолкой расположен святой источник Николая Чудотворца с купальней. Набирающих тут воду людей ничуть не смущает близость кладбища.
GPS-координаты монастыря: N 58° 11.886´; E 57° 08.301´.
Как добраться?
Описанные выше места находятся на территории Чусовского района Пермского края. На автомобиле нужно ехать по трассе Пермь – Чусовой, затем повернуть по указателю на Успенку. От трассы до Успенского монастыря около 3 км. Посмотрев Успенку, вернувшись на трассу и продолжив путь в сторону города Чусового, через 5 км будет указатель на Верхнечусовские Городки и памятник пермской нефти.
Можно доехать и на общественном транспорте – на автобусах, следующих из Перми в город Чусовой, Горнозаводск или другие населенные пункты по пути. В этом случае нужно попросить водителя остановиться у поворота на Успенку или Верхнечусовские Городки. Придётся пройтись от трассы пешком.
Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
Пермский край. Путеводитель. – Пермь, 2007.
Чагин Г.Н. Исторические знания народов Урала в XIX – начале XXI века. – Екатеринбург, 2011.
Чусовские городки и Успенский монастырь – История и археология Урала
Энциклопедия Пермский край
Яркова Н. Чусовские городки // Уральский следопыт, № 8, 2018.