верхоспасский собор московского кремля
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
Московский Кремль: собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор)
Центральное благочиние Московской городской епархии
Собор Спаса Нерукотворного — Верхоспасский собор — с приделом в честь Иоанна Белогородского (переосвящен в 1682 г. в честь Иоанна Предтечи) был возведен в 1635-36 гг. Являлся домовым храмом московских царей. Именовался также собором Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый. Построен одновременно с Теремным дворцом мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой.
Напротив Золотой Царицыной палаты во втором ярусе Теремного дворца в 1627 г. была возведена домовая церковь цариц и царевен, освященная в честь вмц. Екатерины. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь св. Евдокии.
В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых домовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится небольшой храм Воздвижения Креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади застраивается промежуток между Предтеченским приделом и церковью св. Евдокии, в 1681 г. переосвященной в честь Воскресения Словущего. В ходе дальнейшей перестройки под руководством зодчего Осипа Старцева венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решен как цельный объем, над которым надстроили 11 золоченых главок на тонких барабанах. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона.
Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца. Верхоспасский собор был фактически встроен в новое здание. Реставрация, проводившаяся в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила храмовому комплексу древний облик, особенно со стороны северного фасада.
Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVII в. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникальны иконостас Распятской церкви и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями.
В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью резиденции Президента Российской Федерации.
Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь
ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР И ТЕРЕМНЫЕ ЦЕРКВИ
С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором. Наиболее ранняя из них церковь Екатерины – домовый храм цариц и царевен – была построена из кирпича на месте сгоревшей деревянной в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой, вела на Передний каменный двор.
В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Новый храм размещается над четвериком и трапезной нижней церкви, оставляя открытыми ее апсиды. Вероятно, именно этот этап формирования данного сооружения изображен на миниатюре из “Книги об избрании на царство…”, где с северной стороны Царицыной палаты и Теремного дворца показана двухъярусная пятиглавая церковь с покрытием в виде горки килевидных кокошников. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы.
В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится маленький храм Воздвижения креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади промежуток между приделом и церковью Евдокии, переименованной в церковь Воскресения Словущего, застраивается. После этого верха всех трех храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом автор поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. Необычность и живописность этого решения наряду с богато декорированными многоцветными изразцами фризами и барабанами золоченых глав с ажурными крестами создают неповторимый, запоминающийся образ этого сооружения, которое, наряду с Теремным дворцом, можно назвать архитектурным символом Кремля ХVII в. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона.
Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца, после которой Верхоспасский храмовый комплекс утратил прежнюю обособленность архитектурного объема.
Реставрация, проводившаяся на памятнике в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила ему древний облик, особенно со стороны северного фасада.
В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью Резиденции Президента Российской Федерации.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Верхоспасский собор в Московском Кремле
Московский Кремль – древнее и красивое сооружение. О нем слышал каждый гость столицы. Одной из его значимых частей является Верхоспасский собор. Он посвящен Иоанну Белогорскому.
Эту церковь использовали как домовую много поколений монархов. Ее много раз переименовывали, один раз переосвятили в честь Иоанна Предтечи.
История собора
Исторический путь собора начинается в тридцать пятом году семнадцатого века. Он был построен как домовой храм монархов. Четверик храма построили над Царицыной палатой, позже, в шестьдесят третьем году, над ней была пристроена трапезная, принадлежащая собору. С ней собор и палата стали одним целым пространством.
В двадцать седьмом году семнадцатого века возвели домовую церковь для женских особ царского рода. Ее было решено расположить на втором ярусе Теремного дворца, напротив Золотой палаты. Церковь освятили в честь Екатерины.
В конце семнадцатого века, в начале восьмидесятых годов, изменения настигли практически все домовые храмы. Так, Придел Иоанна Предтечи был дополнен храмом Воздвижения Креста Господня. Его расположили непосредственно над первым. Для того, что бы храм был не крошечным, пришлось застраивать промежуток, который был между двумя соседскими храмами.
Перестройкой заведовал Осип Слывущий, известный мастер своего дела. Он решил возвести единый комплекс, поэтому возвел под одну крышу Вознесенскую и Воздвиженскую церкви. Над комплексом возвышалось одиннадцать золоченых глав. Их украсил своими работами старец Ипполит, который жил в Ново-Иерусалимском монастыре. В настоящее время клемма в главах пустуют, однако, раньше они были украшены фигурками святых. Последние располагались на медных листах. Восточный фасад храма объединяет все сооружения при помощи галереи. Сооружение последней стало возможно благодаря возведению арки, которая опирается на два пилона.
Большой Кремлевский дворец
Ближе к середине девятнадцатого века, в сороковых годах, была новая масштабная перестройка. Тогда строили Большой Кремлевский дворец. Благодаря этой стройке, Верхоспаский собор практически встроили в новое сооружение. После этих масштабных работ было проведено несколько реставраций в двадцатом веке, благодаря которым облик собора приблизился к своему изначальному внешнему виду. Самым большим изменениям подвергся северный фасад, он и был наиболее близок к первоначальному своему виду.
Верхоспасский собор Московского Кремля
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Дата постройки: 1627 год
Архитектор: Джон Талер
Координаты: 55°45’02.7″N 37°36’58.0″E
История строительства Верхоспасского собора
С незапамятных времен у великих князей и царей было принято устраивать молельные места прямо в тех местах, где они жили. Потому что публичное посещение первыми лицами государства религиозных учреждений в обычных приходах не всегда было удобным по причине излишнего людского внимания да и из соображений безопасности.
Так появились царские домовые храмы. В XVII веке в Кремле было уже несколько таких церквей, освященных в честь великомученицы Екатерины, Спаса Нерукотворного, Святой Евдокии и Крестовоздвижения (или Распятия Христова). Все они имели разный размер и стояли с восточной стороны на подклетах большого Теремного дворца.
Самой старой была кирпичная Екатерининская церковь. Ее возвели в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Руководил строительством английский архитектор, так называемый палатный мастер, Джон Талер. Церковь Екатерины располагалась на одном уровне с Золотой Царицынской палатой и примыкала к ней с севера. Этот храм был главным на женской половине, и в нем традиционно молились царица и царевны. Здесь они слушали очистительные молитвы после родов и во время постов.
Спустя несколько лет, в 1635-1636 годах, при участии знаменитых зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова возвели церковь Спаса Нерукотворного. Она стала домовым храмом, предназначенным для царя и царевичей.
В 1654 году сверху к Екатерининской церкви была пристроена церковь Святой Евдокии. Она, как и Екатерининский храм, служила для домашних молитв царицы и ее дочерей, то есть была женской церковью. В 1681 году храм Евдокии переосвятили в честь Воскресенья Словущего. Самой последней, в 1681 году, построили Распятскую церковь. Ее небольшие помещения, занимающие всего 25 кв. м, оказались выше всех остальных теремных храмов.
В конце XVII века было принято решение объединить все домовые храмы в одно здание. Руководить этой непростой реконструкцией поставили одного из авторитетнейших московских зодчих своего времени Осипа Дмитриевича Старцева. Он родился в семье потомственных строителей, и большую практическую школу получил от своего отца Дмитрия Михайловича, который строил Гостиные дворы в Архангельске и Троицкую башню Московского Кремля.
К 1682 году Осип Старцев с успехом провел коренную перестройку фасада зданий и их внутреннего устройства. Верха всех церквей выровняли общим карнизом и покрыли единой медной кровлей. По преданию, ее выковали из обесценившихся медных денег. Изящные барабаны украсили поливными многоцветными изразцами, которые сделали по рисункам мастера из Новоиерусалимского монастыря – старца Ипполита. И новый одиннадцатиглавый собор приобрел тот облик, который известен нам сегодня.
История храма в XVIII-XX веках
Собранные под одной крышей храмы не перестали выполнять своего изначального предназначения. Собор служил местом уединения государя и членов его семьи для размышлений, причащения и молитвы. Здесь крестили младенцев и совершали молебны в честь совершеннолетия наследных царевичей.
От собора по лестнице можно было подняться к Боярской площадке, соединявшей храм и жилые помещения Теремного дворца. Это место предназначалось для публичного чтения царских указов, а также раздаче знатным боярам и приближенным государя именинных пирогов. Над лестницей, ведущей к Боярской площадке, отделяя храм от улицы, была установлена кованная из меди решетка, покрытая сусальным золотом. Поэтому в обиходе о соборе говорили, как о Спасе за Золотой решеткой.
Во время Отечественной войны 1812 года собор сильно пострадал. Он лишился большей части своих материальных ценностей, а великолепная настенная роспись была сильно поуродована гвоздями. Спустя 14 лет храм восстановили, но с некоторыми архитектурными переделками. А в 1840 году стены Екатерининской церкви расписали новыми фресками. До начала XX века Верхоспасский собор открывали для всех молящихся один раз в году, в день храмового праздника.
Во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года снаряды и осколки сильно повредили северо-западный угол здания. Большие реставрационные работы проводились в соборе в 20-е, 40-е и 60-е годы XX века. Они в значительной мере вернули этому старому архитектурному сооружению первоначальный вид. Особенно близко к первоначальному стал выглядеть северный фасад здания. Медная кровля, которая и сейчас покрывает собор, сохранилась на нем с XVIII века.
Интерьеры и древние реликвии Верхоспасского собора
Сегодня в храме не проводятся богослужения. Эта древняя святыня закрыта для общего доступа, так как является частью резиденции президента России.
До наших дней дошли некоторые элементы интерьера XVII века и декоративного убранства храма. Прекрасно сохранились позолоченные деревянные иконостасы, выполненные в XVII веке мастерами-резчиками под руководством Клима Михайлова. Искусная вычурная резьба на них столь изящна, что внешне скорее напоминает перламутр или фарфор.
По счастью, уцелели очень редкие иконы, выполненные в технике аппликации из шелковых тканей, комбинированных с живописными изображениями. На этих иконах только руки и лица написаны краской. А одежда и фон выполнены шелковыми тканями, с использованием бисера и небольших жемчужин. Часть икон этого храма принадлежит кисти известного мастера XVII века Федора Евтихиевича Зубова. Здесь же хранятся красивые изразцовые печи, отреставрированные в XIX веке.
Уже в XX веке в интерьерах собора была частично вскрыта настенная роспись, выполненная в конце 60-х годов XVII века московским живописцем Симоном Федоровичем Ушаковым. В храме уцелели чеканные серебряные оклады многоярусного иконостаса и сделанные также из серебра царские врата, датируемые второй половиной XVIII века.
Внутри Распятской церкви сохранилось уникальное большое резное распятие, по свои размерам совпадающее к иерусалимским Крестом Господним, и сделанный из чеканной меди иконостас. А в храме Воскресения Словущего – деревянные резные позолоченные хоры и старинное паникадило, переданное в дар царю Алексею Михайловичу королем Швеции Карлом XI. Обе эти церкви соединяются удивительной по красоте и изяществу исполнения резной деревянной дверью. Это те немногие святыни, которые чудом пережили разграбление во время войны 1812 года.
Сегодня сказочно красивый Верхоспасский собор, выстроенный при царе Михаиле Федоровиче, является примером настоящей московской архитектуры. Он выглядит нарядно, празднично сверкает своими куполами и ажурными крестами на солнце и радует гостей Московского Кремля многоцветьем искусно сделанных изразцов.
Москва. Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор).
Собор Спаса Нерукотворного — Верхоспасский собор — с приделом в честь Иоанна Белогородского (переосвящен в 1682 г. в честь Иоанна Предтечи) был возведен в 1635-36 гг. Являлся домовым храмом московских царей. Именовался также собором Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый. Построен одновременно с Теремным дворцом мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. На схеме он под номером 13, примыкает к храму Ризоположени (№7)
Напротив Золотой Царицыной палаты во втором ярусе Теремного дворца в 1627 г. была возведена домовая церковь цариц и царевен, освященная в честь вмц. Екатерины. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь св. Евдокии.
В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых домовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится небольшой храм Воздвижения Креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади застраивается промежуток между Предтеченским приделом и церковью св.
Верхоспасский собор в Кремле — храм сложной структуры, объединяющий построенные в разное время домовые церкви членов царской семьи: церковь Екатерины (1627), Воскресения Словущего (1654), Распятскую (Крестовоздвиженскую) церковь (1681), церковь Спаса Нерукотворного (1635—1636) — собственно Верхоспасский собор, давший обиходное название всему храмовому комплексу.
Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца. Верхоспасский собор был фактически встроен в новое здание. Реставрация, проводившаяся в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила храмовому комплексу древний облик, особенно со стороны северного фасада.
Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVII в. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникальны иконостас Распятской церкви и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями.
В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью резиденции Президента Российской Федерации.Как и в Теремной дворец, попасть сюда невозможно, потому что это режимная территория. Могу предложить воображаемую прогулку.
Начнем во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца. Из него можно пройти в Золотую Царицыну палату.
Пересечем ее, пройдем несколько шагов по Желтому коридору Теремного дворца.
Мы в церкви Екатерины. К ней прилегает трапезная.
Вернемся во Владимирский зал, поднимемся из него на Верхоспасскую площадку. Налево будут палаты Теремного дворца, а направо, за расписными решетками, — трапезная Верхоспасского собора. Из нее можно пройти в две соединенные между собой церкви — Спаса за Золотой Решеткой и придел Иоанна Белоградского.
Если подняться на хоры Верхоспасского собора, то там будет Распятская церковь. Из нее можно пройти в Портретный коридор Теремного дворца. Из коридора, в свою очередь, можно спуститься этажом ниже, и там будет церковь Воскресения Словущего.
Соберем теперь все в цельную картинку.
Цокольный этаж: подклеты Золотой Царицыной и Жилецкой палат, а также Екатерининской церкви.
Первый этаж: собственно, Золотая Царицына палата с сенями, Екатерининская церковь с трапезной.Второй этаж: Верхоспасский собор (церковь Спаса за Золотой Решеткой, придел Иоанна Белоградского, трапезная), церковь Воскресения Словущего.
Третий этаж: Распятская церковь.
Все это находится под общей одиннадцатиглавой кровлей. Барабаны главок покрыты изразцами. Довольно хитрое сооружение, не правда ли? О таких говорят: храм-город. Это неслучайно, ведь Верхоспасский собор — малое подобие Иерусалима!
Мистицизм
Изначально при постройке собора такой глубины смыслов не планировалось. Их появление — заслуга царя Федора Алексеевича, который правил недолго и был слаб здоровьем. Умом, однако, он был далеко не слаб.Разберемся по порядку, начиная с храмовых посвящений. Церковь Екатерины — в честь святой, жившей в начале IV века в Александрии (праздник отмечается 7 декабря).
Верхоспасский собор имеет несколько вариантов названия: собор в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый, Церковь Спаса за Золотой Решеткой. Расписная позолоченная медная решетка отделяет храм от Верхоспасcкой площадки Теремного дворца, а что касается сеней, то сени Золотой Царицыной палаты находятся непосредственно под собором, а сени Теремного дворца — по другую сторону Верхоспасской площадки.Спас Нерукотворный — это тип изображения Христа, восходящий к легендарному отпечатку лика Спасителя на холсте (убрусе). Эдесский царь Абгар Уккама, тяжело заболев, через своих людей пригласил Иисуса приехать и исцелить его, но Иисус отказался, потому что миссия Его в Иерусалиме. Тогда царь отправил художника написать портрет Христа, а Христос, увидев это, просто приложил к лицу убрус, и там отпечаталась икона.
По легенде, Абгар исцелился и принял христианство, а Нерукотворный образ повесил над воротами Эдессы. Преемники Абгара вернулись в язычество, и икону для сохранности замуровали. Через несколько веков, во время персидского нашествия, открыли кладку, и обнаружили икону сохранной, и лампаду горящей, и на черепице отпечатался еще один нерукотворный образ.
Праздник установлен на 29 августа, на другой день после Успения Богородицы. На Руси этот праздник известен как Ореховый (или Хлебный) Спас. А приурочена эта дата к переносу Нерукотворного Образа в Константинополь после того, как жители Эдессы откупились этой реликвией от осаждавших город византийцев.
Придел Иоанна Белоградского посвящен трапезундскому мученику, жившему как раз в то время, когда в Москве правил Иван Калита.Церковь Воскресения Словущего. Полное название посвящения: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Отмечается 26 сентября и предшествует празднику Воздвижения Креста Господня. Праздник установлен в память о строительстве и освящении в 335 году Храма Гроба Господня на Голгофе. Место распятия нашла Елена, мать римского императора Константина Великого, основателя Византии.
Настоящее Воскресение — это Пасха, а Обновление храма — это Воскресение Словущее, то есть слывущее таковым.
Распятская церковь посвящена Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник: 27 сентября. Спустя около 300 лет после распятия императрица Елена нашла на Голгофе три креста. Крест Иисуса определили по исцелению им больной и воскрешению мертвого. Спустя еще 300 лет персы разбили византийцев, заняли Иерусалим и увезли крест. Лишь спустя 14 лет, когда ромеи взяли реванш, крест удалось вернуть и вновь воздвигнуть в Храме Гроба Господня.Таким образом, эти две Теремные церкви воспроизводят структуру Храма Гроба Господня. Но вернемся к Федору Алексеевичу. Будучи сторонником патриарха Никона, царь много времени проводил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, а это «великое подобие» Храма Гроба Господня. Впечатленный символизмом Нового Иерусалима, царь пожелал и у себя во дворце сотворить «малое подобие».
Помимо храмовых посвящений, замысел включал сооружение модели Голгофы в коридоре между Теремными церквами, с алебастровым крестом и распятием в натуральную величину. После смерти Никона Федор Алексеевич строит Вертоград (т.е. сад) с Гробом Господним, но не доживает до завершения работ. Буквально пару лет после этого существует в Кремле своего рода живая икона Нового Иерусалима, но потом Голгофу разбирают, а крест и распятие переносят в Теремные церкви и используют по отдельности.
История
Набрела в поисках на любопытную летопись, буквально по годам! Интересно читать! Ничего не изменяется под небом России, Прочтите и сами поймете.
Первое упоминание деревянной церкви Екатерины в 1536 году при Иване Грозном. В следующем году освящение деревянной церкви Екатерины. В нее переносят также из Рождественской церкви придел преподобного Онуфрия. В 1626 году деревянная церковь сгорает и в 1627 году английский архитектор Джон Талер после пожара строит каменную церковь Екатерины взамен сгоревшей деревянной.
В честь второй супруги царя Михаила Федоровича, Евдокии Лукьяновны, устраивают церковь Евдокии, что у Государыни Царицы на Сенях.
В 1626 году освящение церкви Екатерины в присутствии царя и царицы. Эта церковь соединялась первоначально с церковью Ризоположения лестницей и темным переходом, а также примыкала к Золотой Царицыной палате.
В 1635-36 годах команда мастеров (Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков) строит Верхоспасский собор с приделом Иоанна Белоградского. Эти же мастера параллельно строят Теремной дворец. В сущности, это единый комплекс.
1637—1638 Два торжественных выхода царя Михаила Федоровича в придел Иоанна Белоградского.
1653 Повторное освящение Евдокиинской и Екатерининской церквей после ремонта. Вероятно, освящает их сам патриарх Никон.
1654 В Екатерининской церкви упраздняется придел преп. Онуфрия и повторное освящение Евдокиинской церкви после ремонта.
1660 год. Станислав Лопуцкий пишет царское место в Верхоспасском соборе. Савка Иванов расписывает 2 подсвечника в Екатерининской церкви. Маленькое пояснение: царское место — это небольшое сооружение, где молится царь. К царским вратам не имеет отношения, потому что там Небесный Царь, а здесь — обычный, земной.
Крещение царевны Марии Алексеевны в Екатерининской церкви.
Симон Ушаков со товарищи расписывает царские двери в Евдокиинской церкви, а кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотит иконы. Подходящая кличка для иконописца, однако. Не Полубесом единым, как говорится. Кроме того, в тот же год стены Евдокиинской церкви обиваются красным сукном.
Итак, мы познакомились с временами разрухи и безобразия. Как вы можете судить по объему ремонта, состояние Теремных церквей было просто убийственным. Под равнодушным взглядом дворцовых чиновников они разрушались целое столетие.