Вернуть автосалону машину со скрученным пробегом
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Верховный суд защитил право на компенсацию за скрученный автопробег
Тем не менее Пермский районный суд в удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказал. Свою позицию он объяснил тем, что между сторонами были согласованы все существенные условия договора, в том числе по характеристикам приобретаемого автомобиля, истец приняла его без каких-либо претензий, а недостатки в виде несоответствия пробега и года выпуска транспортного средства не являются существенными. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что истцу была предоставлена вся необходимая информация о транспортном средстве.
Пермский краевой суд и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с этим решением согласились.
Нормы закона обязывают продавца предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 1 статьи 10 «Закона о правах потребителя»).
Законодательно также защищено право покупателя потребовать возмещение убытков и возврата уплаченной за товар суммы, если ему предоставлена недостоверная или недостаточно полная информация о товаре (статья 12 закона «ОЗПП»).
Причем при рассмотрении таких требований необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (пункт 4).
Это положение закреплено и в разъяснениях Пленума ВС: «при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора» (пункт 44 постановления от 28 июня 2012 года №17).
При этом бремя доказывания факта предоставления надлежащей информации не обладающему специальными познаниями покупателю в доступной для него форме законом возложена на продавца.
Этому же вопросу было посвящено специальное объяснение в Обзоре судебной практики ВС: продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее; продавец несет ответственность в случае, если несоответствие товара связано с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю (Обзор №4 (2017), утвержденный Президиумом ВС 15 ноября 2017 года).
В связи с чем высшая инстанция отменила решения апелляционной и кассационной инстанций и отправил дело на новой рассмотрение в Пермский краевой суд.
Верховный суд разрешил возвращать в автосалон машины со скрученным пробегом
В качестве примера приведено дело жительницы Пермского края Елены В. В 2019 году она купила в автосалоне подержанный японский автомобиль. Продавцы уверяли, что машина выпущена в 2015 году, и за это время пробежала 62 тысячи километров. Продали авто за 580 тысяч рублей.
Нижестоящие инстанции сочли, что женщина не может вернуть автомобиль в салон. Мол, раз дала себя обмануть, надо смириться. Верховный суд с таким подходом не согласился.
На такие правовые позиции должны ориентироваться все заинтересованные лица.
Виктор Момотов, председатель Совета судей РФ:
Верховный cуд РФ всегда последовательно уделял внимание такой чувствительной в социальном плане проблеме, как защита прав потребителей. Представляется, что сложностей в рассмотрении дел данной категории быть не должно, однако могут быть ошибки при разрешении спорных вопросов по существу. Суды иногда неверно определяют подсудность, бремя доказывания, а также юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. С модернизацией технически сложных видов товаров, способов получения и оказания услуг (виртуальное, дистанционное) проблемным может стать и определение существенного недостатка товара и услуг.
Полагаю, что в сложившихся условиях принцип добросовестности должен быть глубоко интегрирован в содержательную ткань потребительских правоотношений. Приобретая товар или услугу, потребитель вправе потребовать от профессионально сильной стороны в договоре (продавца, изготовителя, исполнителя и т.д.) полной информации о правах и обязанностях с разъяснением непонятных терминов и неясных формулировок.
Воля сторон в таком договоре должна быть выражена прямо, недвусмысленно и таким способом, который бы исключал сомнения относительно их намерения заключить договор на указанных условиях.
Продавец должен ответить, если машина постоянно ломается
Верховный суд разрешил возвращать машину в салон из-за хронических неисправностей. Некая К. купила машину в июне 2017 года. Уже в октябре того же года сервисным центром официального дилера в целях устранения недостатка автомобиля произведена по гарантии замена головки блока цилиндров двигателя. В апреле 2018 года К. вновь обратилась в сервисный центр с заявкой на имеющийся дефект автомобиля: «стук двигателя, горит контрольная лампа давления масла, рывки при ускорении, повышенный расход масла».
По результатам проверки неисправностей сервисным центром принято решение о производстве гарантийного ремонта автомобиля, а именно о замене масляного насоса двигателя, доработке топливной системы. Как часто бывает, любовная лодка автолюбительницы разбилась о быт автосервисов. Автоледи решила расстаться с некогда любимым и дорогим транспортом и вернуть авто в магазин.
Эксперты нашли в автомобиле дефект редукционного клапана масляного насоса двигателя. Данный недостаток признан производственным, но не имеющим признаков повторяемости с ранее устраненным недостатком. Проще говоря, тогда сломалось одно, сейчас другое. Такое случается.
Однако, как пояснил ВС (если переводить с юридического на общедоступный), когда машина ломается неприлично часто, это тоже может быть признано существенным недостатком.
Дословно же в обзоре сказано следующее: «Выявленные более одного раза различные недостатки технически сложного товара, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям к качеству и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара по назначению, являются существенным недостатком по признаку неоднократности». То есть не важно, что нет никакой связи между поломками. В данном случае надо доказывать, что каждый недостаток сам по себе препятствует эксплуатации автомобиля. Раз постоянно приходится ходить пешком, вы вправе подать на развод со своей машиной.
Никита Филиппов, почетный адвокат России:
Закон о защите прав потребителей направлен на минимизацию рисков введения покупателя в заблуждение относительно приобретаемого товара, а также не допускает произвольного уменьшения объема ответственности или включения в договор дискриминационных условий, включая отказ от любой ответственности.
Автомобили относятся к категории технически сложных товаров и товарам, не подлежащим возврату по причине несоответствия габаритам, фасону и пр. причинам, не связанным с недостатками товара. Поэтому предоставленные потребителю права на отказ от товара с недостатками или неподходящие ему по габаритам, фасону и пр. не распространяются на автомобили.
Лишь в отдельных случаях покупатель вправе потребовать возврата денежных средств.
Это: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение сроков устранения недостатков товара и т.п.
200 тыс. рублей за скрученный пробег. Как получить компенсацию за обман при продаже авто?
Скрученный пробег – первый подводный камень при покупке б/у автомобилей. Среди пользователей портала auto.ru с этой проблемой столкнулись 75,5% автолюбителей. Обман выясняется после покупки, и для владельца это значит одно: собирать доказательства и писать претензию продавцу. Салон или частник с большой вероятностью проигнорируют обращение. Тогда собственнику прямая дорога в суд. К счастью для обманутого покупателя, закон встанет на его сторону и заставит продавца заплатить.
Сколько «набежало»
Такой случай произошёл в Череповце. Мужчина купил подержанный Renault Duster в автосалоне за 740 тыс. рублей. Заявленный пробег составил 45 тыс. км. Новый владелец приехал домой и перенастроил компьютер автомобиля. Выяснилось, что реальный пробег – 96 тыс. км.
Скручиватели пробега действуют умело, но покупатели умнее. Фото: yaplakal.com.
Шокированный покупатель обратился к платным интернет-сервисам, которые предоставляют информацию о реальном пробеге, ремонте и техосмотре авто. Проверка показала, что последний раз машина проходила ТО в августе 2020 года с зафиксированным пробегом 93 836 км. Мужчина подал иск к автосалону и потребовал компенсировать убытки.
Районный суд встал на сторону покупателя и заявил, что условие о пробеге считается существенной информацией, которая влияет на стоимость автомобиля. Реальный пробег, который оказался в два раза больше, означал больший износ двигателя и деталей.
Итого мужчина получит от автосалона 212 тыс. рублей. Об этом говорится на сайте Российского агентства правовой и судебной информации.
Не успел купить – пришлось чинить
Если скрученный пробег снижает стоимость машины – это ещё не самый плохой вариант развития событий. Бывает так, что скрытый износ, о котором не подозревает водитель, создает аварийные ситуации на дороге.
Например, житель Казани приобрёл автомобиль Audi Q5, на одометре значился пробег 68 237 км. Через 9 дней после использования машина заглохла на светофоре и не заводилась. Владельцу пришлось обращаться к официальному дилеру Audi. Диагностика показала, что требуется замена ремкомплекта мехатроника. Дилер также «пробил» машину по vin: тогда и вскрылся настоящий пробег – 151 002 км, зафиксированный на таможне.
Проверка на станции техосмотра покажет реальный размер пробега. Фото: zr.ru.
Этот случай наглядно показывает, как пробег влияет на степень износа. При показателе в 69 тыс. км процент износа – 18,46%. А при 151 – 38,14%.
Покупателю пришлось чинить машину за свой счёт, обращаться к оценщику, который установил реальную стоимость авто, и подавать иск к автосалону.
Суд постановил, что согласно ч. 1 ст. 1096 Гражданского кодекса продавец или изготовитель причинил вред покупателю вследствие недостатков товара. И, согласно ч. 1. Ст. 18 закона О защите прав потребителей, владелец вправе отказаться от сделки и требовать вернуть уплаченные деньги. При этом мужчина вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда по ст. 15 того же закона.
Представитель истца заявил в суде, что при покупке автомобиля важно знать пробег, поскольку он показывает степень износа двигателя. Адвокат подтвердил доводы фотографией одометра и актом осмотра авто по договору со страховой компанией.
Суд также принял сторону обманутого покупателя. Ответчик должен выплатить истцу разницу в стоимости автомобиля, неустойку, возмещение ущерба, компенсацию морального вреда, затраты на услуги оценщика и адвоката, расходы на оформление договоренности и почтовые отправления. Сумму компенсации Ново-Савиновский районный суд Казани не раскрывает.
А если суд против?
Такие ситуации тоже бывают. Например, жительница Перми купила автомобиль с 62 тыс. км на одометре. А дальше по известной схеме: проверка показала, что реальный пробег – более 132 тыс. км. Более того, автосалон подделал год выпуска и указал 2015 вместо 2013.
Владелица обратилась в районный суд, который отказал в удовлетворении исков. Кассационный суд тоже не поддержал женщину. Инстанции посчитали, что покупатель и продавец согласовали условия договора купли-продажи, истица согласилась с указанными характеристиками авто. А расхождение величины пробега и года выпуска – несущественные недостатки.
Покупать подержанный автомобиль — дело рискованное. Фото: transport-news.ru.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд.
ВС встал на сторону истицы, опираясь на п. 1 ст. 10 закона о правах потребителей: продавец должен предоставить покупателю достоверную информацию о товаре. Также покупатель вправе требовать возмещение убытков и возврата денег, если сведения о товаре оказались неполными или недостоверными – ст. 12 закона.
Обычно незнание ситуации не спасает от ответственности. Но не в случае с законом о правах потребителей. Если покупатель не обладает специальными познаниями о свойствах товара, продавец должен это учесть, указал ВС. Доказывать обратное должен продавец, который ответственен за любое несоответствие товара. Даже если несоответствие становится очевидным позднее, добавил ВС.
По поводу доводов низших инстанций о «неважности» пробега, Верховный суд указал следующее:
Доводы истца о ненадлежащей информации продавца относительно автомобиля имели существенное значение для дела, однако эти обстоятельства судом апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 56 и абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК обсуждены и оценены не были. Названные выше требования закона и разъяснения Пленума ВС судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были
В итоге ВС отменил решение апелляционного и кассационного суда и направил дело на рассмотрение в краевой суд.
Доказать факт скрученного пробега возможно. Необязательно сразу обращаться к независимому эксперту. Достаточно обновить бортовой компьютер, «пробить» vin или историю техосмотра по специальным сервисам. И когда у вас будут доказательства обмана – подавать претензию продавцу. А если он отказывается признавать вину – обращаться в суд.
Как не купить автомобиль со скрученным пробегом в автосалоне: реальная история и рекомендации
Содержание
Если вы думаете, что только частники и перекупы искусственно занижают расстояние, пройденное машиной, чтобы быстрее ее продать, это не так. Нарваться на авто со скрученном пробегом можно даже в автосалоне.
Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию на реальном примере и что делать, если вы в ней оказались.
Как сибирячка купила в автосалоне «Ниссан Жук» со скрученным пробегом
Неприятная история произошла с жительницей Новосибирска в марте 2020 года. Женщина купила в автосалоне восьмилетний Nissan Juke с пробегом всего 68 тыс. км, но уже через три месяца встала на дороге. В ходе ремонта выяснилось, что реальный пробег у авто вдвое больше. Важные и дорогостоящие узлы и агрегаты выработали свой ресурс и начали выходить из строя.
Машину женщина взяла по программе трейд-ин. Предыдущее авто салон признал сильно «ушатанным» и предложил минимальную цену. Покупательница торговаться не стала. Сдала старый автомобиль и оформила кредит на новый, как оказалось позже, не менее «ушатанный».
— Машина не едет. Машина скачет, – возмущалась женщина. – Кот в мешке. Как выяснилось, у авто «без замечаний» (со слов менеджера) обнаружилась целая куча замечаний. Прежде всего, тот самый пробег. В июле 2019 года он составлял 125 тысяч, а вот в феврале 2020-го – уже 68. Проехав 4 тыс. км, вариатор накрылся медным тазом. Новый он как половина машины стоит.
Небольшой пробег у восьмилетнего авто смутил женщину еще во время покупки. Но менеджеры заявили, что это норма и что на машине раньше ездила тоже дама, так что «Жучок» не успел износиться.
– А как проверяют пробег сотрудники автосалона? – продолжает пострадавшая. – Да никак. Либо просто со слов собственников, сдающих авто на продажу, либо скручивают пробег самостоятельно. Так и продают такие автомобили, легко обманывая клиентов, что пробег проверен и подтвержден, прикрываясь вывеской автосалона.
За восстановление автомобиля женщина отдала 84 тыс. рублей — просто, чтобы автомобиль снова поехал. Когда она забирала «Жука», на ремонт привезли внедорожник из того же автосалона и опять со сломанными вариатором.
Как жительница Новосибирска добилась справедливости
Закрывать глаза на ситуацию жительница Новосибирска не стала и пришла в тот самый автосалон добиваться справедливости.
– Ну сматывают пробег, но не столько же! – возмущалась сибирячка.– Вроде как себя приличными участниками на рынке по продаже авто позиционируют! Менеджеры данного салона мало чем отличаются от ребят-перекупов на рынке. Отличие разве лишь в том, что у менеджеров состояние авто зафиксировано в программе на компьютере. Они с умным видом открывают комп и читают: «Авто прошло полную диагностику, замечаний нет. Будете кататься и радоваться. Машина в хорошем состоянии». Спасибо, но оформив автокредит, я совершенно не планировала «попасть» еще на 84 тысячи.
Печально то, что под именем салона работают обычные перекупы, которые «подшаманят» машину, чтобы покупатель отъездил гарантийный срок две недели. А дальше гори оно все синим пламенем. Собственно, так и вышло.
С собой женщина принесла подготовленную заранее претензию и документ, подтверждающий реальный пробег автомобиля. В диагностической карте было отмечено, что автомобиль на указанную дату прошел 125,6 тыс. км.
Автосалон пошел навстречу и ответил на претензию. Дело не пришлось доводить до суда.
Какое наказание может грозить автосалону за обман покупателей
К сожалению, такая история не единичная. Случаи, когда официальные салоны продают подержанные машины со скрученным пробегом, периодически встречаются по всей России.
– Пробег скручивают как перекупы, так и обычные владельцы. Если машина свежая, то, по моим наблюдениям, со скрученным пробегом продается каждая третья, если старше 5-6 лет, каждая первая. Все зависит от того, сколько было хозяев, срока эксплуатации и были ли нечестные продавцы или собственники в истории автомобиля.
Для покупателей скрученный пробег чреват уменьшенным ресурсом агрегатов. Мы не знаем, сколько на самом деле проехала машина. Отсюда возникают негативные отзывы в Интернете о качестве машин: о том, что коробка проехала 100 тыс. км, а не 300, мотор «умер» на 50 тыс. км, а не на 100.
Также километраж влияет на состояние салона. Чем больше проехала машина, тем изношеннее салон. Ну и, в-третьих, авто будет сложнее продать, если при проверке будет отображаться скрученный пробег.
Скручивание пробега считается намеренным введением покупателя в заблуждение. Автосалон можно привлечь по статье административного кодекса («Обман потребителей»). Штрафы за это доходят до 500 тыс. рублей в зависимости от количества обманутых и тяжести. А если продажа машин со скрученным пробегом поставлена на поток, дилеру может грозить уголовка по статье «Мошенничество».
Но, как показывает практика, обычно бизнесмены отделываются копеечными штрафами. Например, в Перми покупательница Ford Focus со скрученным пробегом смогла взыскать с автосалона полную стоимость авто – 540 тыс. рублей, моральный вред – 10 тыс. рублей и штраф – 27,5 тыс. рублей. Но стоит ли это потраченных нервов и времени? Лучше просчитать все риски еще на этапе покупки.
Как определить реальный пробег при покупке авто
К сожалению, выяснить реальный пробег б/у автомобиля сложно даже экспертам, особенно если над машиной хорошенько поработали, но можно попытаться.
Владимир Мальцев, автоюрист, г. Воронеж:
— Большинство автосалонов (особенно те, которые занимаются продажей подержанных автомобилей) продает некачественные машины. Они искажают реальные данные по пробегу, состоянию кузова, участию в ДТП и страховых выплатах, а также техническому состоянию. Хуже всего, когда пытаются скрыть историю по аварийным автомобилям, которые были восстановлены с нуля и небезопасны для передвижения.
Избежать этого легко, если доверить выбор автомобиля грамотному специалисту. Такой специалист визуально и с применением специальных приборов определит техническое состояние, пробег и состояние кузова автомобиля. Также он осуществит юридическую проверку всех документов и сопроводит сделку.
При выборе компании, которая осуществляет услуги по автоподбору на основании договора, основывайтесь на ее репутации. Хорошая компания у всех на слуху, большинство отзывов о них реальные и положительные.
Еще один способ узнать пробег – пробить ТС по базам, например, через avtocod.ru. Сервис собирает информацию об автомобиле из 16 разных источников.
Один из пунктов проверки – история пробегов. Данные по пробегам «Автокод» собирает из разных источников:
На основании этих данных формируется история изменений.
Как это работает, покажем на примере «Субару Легаси».
Пробиваем госномер через avtocod.ru и видим те же цифры.
Но если заглянуть в историю пробегов, видно, что последний хозяин в 2017 году уменьшил километраж в 6 раз.
Следующий техосмотр владелец прошел через четыре года. Цифры на одометре выросли до тех самых 220 тыс. км.
Помимо скрученного пробега, в отчете avtocod.ru отобразилось ДТП. Машина получила сильные повреждения всей передней части со смещением двигателя.
По аварии производилось два расчета ремонтных работ. На восстановление ушло более 2,3 млн рублей.
Отказаться от такого авто стоит не только из-за скрученного пробега: это уже автохлам.
Что делать, если купил машину со скрученным пробегом
Здесь вариант один – провести независимую экспертизу автомобиля, написать претензию и отнести ее в автосалон. В ней нужно указать, от кого и кому подается претензия, на основании чего, какие требования предъявляете. Ниже вы можете скачать образец и бланк претензии.
Шансы выиграть дело неплохие. Закон в основном встает на сторону потребителя. Автосалон обязывают либо вернуть деньги за некачественный товар, либо заменить машину, если истец согласен с таким вариантом. Покупатель также может получить компенсацию морального вреда, но, как правило, это очень небольшие суммы.
Автор: Анастасия Горохова
Сталкивались ли вы с обманом со стороны автосалона? Чем завершилась ситуация? Поделитесь своей историей в комментариях.