вероучение иудаизма культовая практика иудаизма

Культовая и обрядовая практика иудаизма

вероучение иудаизма культовая практика иудаизма вероучение иудаизма культовая практика иудаизма вероучение иудаизма культовая практика иудаизма вероучение иудаизма культовая практика иудаизма

вероучение иудаизма культовая практика иудаизма

вероучение иудаизма культовая практика иудаизма

Там бережно сохранялись религиозные обряды, призванные зафиксиро­вать принад­леж­ность человека к избранным, к “обществу сынов Израиле­вых”. К таким обрядам отно­сятся:

обрезание мальчиков (на 8-й день после рождения);

бар-мицва и бат-мицва – церемонии инициации, знаменующие вступ­ление в совершеннолетие соответственно мальчиков достигших возраста 13 лет и 1 день) и девочек (12 лет и 1 день). считается, что после этих церемо­ний дети ответственны только за свои поступки и не отвечают за грехи роди­телей;

бракосочетание;

миква (омовение).

Радикально менявшиеся с конца Средневековья условия жизни, углуб­ление политических, социально-экономических, культурных и других несо­ответствий между рассеянными по всему миру еврейскими общинами, появ­ление и распространение новых универсальных общественных взглядов — все эти факторы свиде­тельствуют, что сейчас орто­доксального образа жизни придерживается лишь небольшая часть еврейского населения (ок. 15%). По­давляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Торы и Талмуда, которые касаются празд­ников (Моэд) и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов (Мицвот).

Шаббат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деятельность. В этот день человеку никуда не надо спешить, он может размышлять о смысле своей жизни. В субботу нельзя работать, готовить пищу, переносить что-либо в руках, прикасаться к деньгам, пользоваться транспортом и т.д.;

Рош га-шана — еврейский Новый год. По григорианскому календарю он выпадает на 1 сентября. В этот день евреи молятся о мире и согласии, бла­гополучии и здоровье, посылают открытки с добрыми пожеланиями родным и друзьям.

Йом-киппур (день всепрощения) — суточный пост, символизирующий покаяние в грехах;

Песах (пасха) – “праздник свободы», знаменующий начало весны и ис­ход народа Израиля из египетского рабства. (В этот день ни один еврей не должен почувствовать себя одиноким, поэтому в пасхальный вечер пригла­шают к ужину одиноких людей и бедняков. В память о хлебе предков, спешно покинувших Египет, едят мацу – хлеб, выпеченный из неперебро­дившего теста (за столом обязательно съесть не менее трех кусочков мацы). Спустя 30 дней Песах повторяется снова для тех, кто не смог отметить его вовремя.);

Шавуот — праздник, символизирующий религиозное и национальное единство евреев. (Считается, что в день Шавуот Моисей получил от Бога Тору и десять заповедей – символ союза между евреями и Богом, по преда­нию, в ночь Шавуот небеса раскрываются, и все молитвы достигают Бога.);

Суккот— праздник сбора урожая;

Симхат Тора (радость Торы) — празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге;

Ханука — (“Освящение”) праздник зажигания свечей в честь освобож­дения Иерусалимского Храма от язычников (восстание Иуды Маккавея). (Праздник длится 8 дней, и все эти дни горят 8 свечей (прибавляется по од­ной каждый день), детям дарят подарки или дают деньги.).

Иудейская религиозно-культовая система содержит также множество положений, регламентирующих питание (пища делится на кошерную (дозво­ленную) и трефную (недозволенную: мясо свиньи, верблюда, зайца, тушкан­чика, пресмыкающихся, любое мясо с кровью)), брачные отношения, поведе­ние в обществе и в культовых зданиях.

4. Историческое развитие иудаизма. Течения в современном иуда­изме.

вероучение иудаизма культовая практика иудаизма

В период между 539 и 333 гг. до н. э. происходит консолидация иудаизма как рели­гии, ос­новывающейся на Библии. Этому способствовала трагическая история Иудеи, по­стоянно переходившей из рук в руки различных завоевате­лей. Судьба бросала евреев по миру и единственным связующим звеном, по­зволявшим им чувствовать себя единым на­родом, была иудейская религия.

В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увёл в плен его жителей. В июле 539 г. персидская держава покорила Вави­лон, и царь Кир Великий разрешил евреям вернуться в Иерусалим и восста­новить иерусалимский храм, однако многие из них рассеялись по территории бывшей вавилонской империи и, благодаря своей предприимчивости, вошли в интеллектуальную и торговую элиту. В 322 г. Иудею завоё­вывает Алек­сандр Македонский. Попытка заставить евреев поклоняться эллинским богам привела к восстанию под руководством братьев Маккавеев, а поражение в нём послужило причиной расселения народа Израиля по миру. В I в. до н. э. Иудея попадает под власть Рима, и её непокорные жители вновь восстают. Иудейская война 66 –73 гг. привела к но­вому разрушению храма и массовому бегству.

Уничтожение храма сказалось на будущем иудаизма, ликвидировались первосвящен­ство и верховный суд (Синедрион). Иерусалим как центр па­ломничества не мог играть свою роль объединяющей силы, в иудаизме воз­никла угроза потери национально-куль­турного единства.

Однако религия в сохранении нации сыграла решающую роль. Иоханан бен Заккай осно­вал в палестинском городе Ямниа религиозную школу. Рим­ляне не усмотрели в этом ни­чего предосудительного и политически вред­ного. Сущность ориентации в этой школе была фарисейской. Фарисеи (иврит – “отлучать, отделять”) – иудейская секта, отличи­тельными чертами которой были гордость и лицемерие, они имели притязания на исклю­чительную свя­тость и неукоснительно блюли многочисленные обряды. Форма обращения в этой школе была “рабби” – учитель, что затем превратилось в формальный титул для служителей раввинского иудаизма. Со временем школа в Ямниа (или Ябна) стала испол­нять функцию суда и даже приняла название “Сангед­рин”, или “Синедрион” (иврит – “верховный суд”). Ионаханан узурпировал право первосвященника устанавливать кален­дарь для всех евреев.

По мере роста авторитета школы за консультацией и судом стало обра­щаться всё больше евреев. Писания, исходившие из её стен, стали приобре­тать статус законов. Здесь были составлены первые труды с комментариями “священных писаний”, “священное пре­дание” иудейской религии – Талмуд, которое постоянно пополнялось (первая его часть с комментариями “свя­щенного писания” получила название “Мишны”, вторая – “Гемары”, в состав “Гемары” вошли комментарии к “Мишне”). Последней частью Талмуда, со­став­ленной в XV-XVI в., стала “Кабалла” – тайное мистическое учение со значительным влиянием магии. В настоящее время “Кабалла” широко ис­пользуется в магических обря­дах, а кабаллистические знаки являются симво­лами трансцендентального.

Раввинский иудаизм не был однородным. Так, в VIII в. Анан бен Давид, а также ка­раиты IX столетия отвергли Талмуд и все формы устного Закона, взяв за основу одну только Библию. Казалось, что караитам даже удастся расколоть еврейский мир, но движе­ние их в скором времени стало просто сектой, хотя и уцелело до сей поры.

Другие разновидности иудаизма постепенно вымирали, в том числе и ев­рейское хри­сти­анство. В греческом мире христиане полостью порвали с иу­даизмом и постепенно обре­тали антиеврейскую направленность.

Обращение императора византийского Константина в христианство (правда, на смертном одре) стало недобрым предзнаменование для иудеев. Иудаизм не был объявлен вне закона, однако большинство лидеров христи­анства, монахов и епископов испытывали ненависть к евреям. В Египте и Персии их взаимоотношения с властями нельзя назвать дружескими, поэтому евреи были готовы приветствовать арабскую экспансию.

Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Си­рия, Пале­стина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огром­ная часть евреев подпала под власть мусуль­ман. Раввинский иудаизм получил раз­витие, раввины продвинулись до влия­тельных должностей, евреи стали частью интеллек­туаль­ной верхушки араб­ского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, ас­троно­мии, философии, химии и филологии.

На исходе XIII столетия массовые избиения начались снова. Почти пол­ностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев на­чали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении “чёрной смерти” (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём про­странстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Ут­вержда­лось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь хри­стианских детей в своих обрядах.

“Золотой век” Испании в этот период закончился. В двенадцатом столе­тии христиане делали попытки отбить эти территории у мусульман, однако это дало обратный эффект: фанатичные мусульманские племена из северной Африки наводнили Испанию. Они не проявили обычной терпимости к ев­реям, а погнали их к северу. Кульминации гонения на евреев в Испании дос­тигли в 1391 г., и многие из них обратились в другую веру. Право­верные иу­деи им этого не простили и называли оскорбительным словом “марранос”, т. е. свинья.

В XVI – XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Отто­манской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Ук­раине. Тех, кто не смог убежать, убивали и мучили чрезвычайно жестоко.

С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Отто­манской импе­рии к городам Европы, где больше ценилась еврейская ком­мерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направи­лось в Африку. В XIX в. наблюдается рас­тущая терпимость к иудаизму, од­нако именно в этом столетии религиозное движение иу­даизма стало сли­ваться с политическим: возникает сионизм. Его суть – воссоздание на­цио­нального еврейского государства и сбор в его границах евреев всего мира. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Пале­стину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничто­жения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаи­моотно­шениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства пра­ви­тельств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов ев­реев, почти всё европейское ев­рейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогну­лось. Шок от холо­коста позволил более активно проводить агитацию за создание еврей­ского государства.

Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, вы­данного Вели­кобритании по окончании первой мировой войны, было провоз­глашено новое государство – Израиль. Оно является светским, однако рели­гия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударст­венный выходной день: не работают магазины, обще­ственный транспорт, го­сударственные учреждения. Запись актов гражданского состояния произво­дят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм – религия Израиля, он управляет и мно­гими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашке­нази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.

За пределами Израиля иудаизм неоднороден: есть ортодоксы, реформа­торы и консер­ваторы. Наиболее известное ортодоксальное течение – хаси­дизм. Он возник в западных рай­онах Российской империи (местечко Люба­вич) в конце XVIII в. Основателем считается раввин Израэль Баал Шев Шем Тов. Основные особенности хасидизма – форма богослу­жения и внешний вид (черный сюртук и пейсы). Ортодоксы скрупулёзно следуют всем догматам иудейской религии. Реформаторы выступают за учёт в религиозной практике иудаизма изменений в общественной жизни и науке, они допускают значи­тельные откло­нения от традиций – отказ от иврита, сокращение служб, со­вершение служб в воскресе­ние, назначение раввинами женщин. Консерва­тивный иудаизм выступает против резких нововведений, но не отрицает воз­можности внесение изменений в религиозную практику при условии их тща­тельного обдумывания.

Сегодня иудаизм представлен в мире неоднородным учением и религи­озной системой. Принципиальная разница между основными конфессиями иудаизма (их всего три) – в отношении к традиции:

Ортодоксальный иудаизм – стоит на том, что необходимо во всем сле­довать традициям, заповеданным отцами и идущим от глубокой древности, ибо, несмотря на изменчивость мира, Божья воля остается неизменной.

Реформированный иудаизм – появился в начале XIX века. Его после­дователи считают, что не все в традиции – проявление Божьей воли: многое в ней – результат исторического развития. Его принципы: отказ от древнеев­рейского языка (иврита), как от обязательного при богослужении; введение органной музыке в синагоге; перенос празднования субботы на вечер пят­ницы или утро воскресенья; сокращение времени религиозных служб; отказ от пищевых запретов. В 1928 г. был организован Всемирный союз прогрес­сивного иудаизма.

Консервативный иудаизм – занимает промежуточное положение ме­жду ортодоксальным и реформированным иудаизмом. Он признает многие принципы реформированного иудаизма, но к любым изменениям традиции на практике относится осторожно.

В настоящее время иудаизм распространен в 81 стране мира. Он явля­ется господствующей религией в Израиле. Наибольшее количество последо­вателей иудаизма после Израиля насчитывается в США. В Израиле и России реформаторов и консерваторов очень мало, а в США они составляют подав­ляющее большинство еврейского населения.

Особенностью иудаизма является то, что он – национально-образующая религия: всякий, кто принимает эту веру, считается евреем, даже если этни­чески не принадлежит к еврей­скому народу (эфиопские фалаши, тюрки – ка­раимы, мексиканские индейцы и др.) Рас­сеиваясь по миру, еврейские диас­поры несут религию во все страны, где они прожи­вают.

Постулаты иудаизма довольно широко применяются и в других рели­гиях. Например, утверждения Ветхого Завета, особенности Пятикнижия Моисеева (Торы) признаются ис­ламом и христианством, которые использо­вали элементы иудаизма при формировании своих культов.

Источник

Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Что такое иудаизм? [↑]

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

вероучение иудаизма культовая практика иудаизмаСтена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

вероучение иудаизма культовая практика иудаизмаОбрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

вероучение иудаизма культовая практика иудаизмаНа фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

вероучение иудаизма культовая практика иудаизмаПо еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *