веселая троица на мотоцикле доехала не в полном составе
Веселая троица на мотоцикле доехала не в полном составе
Лев Давидович Лайнер
Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин
© Художественное оформление, макет ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
© ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
Слайды на переплете предоставлены Музеем киностудии «Мосфильм».
Фотографии предоставлены Музеем трех актеров ВИЦИНА, МОРГУНОВА, НИКУЛИНА.
Оформление художника И. А. ОЗЕРОВА.
Издательство и автор книги выражают особую благодарность директору Музея трех актеров ВЛАДИМИРУ ЦУКЕРМАНУ за помощь в создании этой книги.
Что-то вроде предисловия
Роман написать по возможности смешной.
Смех — дело серьезное.
Когда беспробудного кинопьяницу Георгия Вицина останавливали на улице незнакомые люди и предлагали: «Третьим будешь?» он неизменно отвечал: «Я всегда бываю четвертым. Такова концепция».
При слове «концепция» приглашающие, как правило, тушевались. И исчезали.
Хотя концепция, как известно, всего лишь система взглядов на то или иное явление, например, такое, как длительное существование в народной памяти знаменитой актерской тройки — Вицин, Моргунов, Никулин. И как же, спрашиваю я себя, понять нам это явление? Почему до сих пор — а прошел уже не один десяток лет — наши граждане, товарищи и господа смотрят фильмы с этими тремя актерами неизменно с улыбкой, и даже со смехом. Чем эти актеры затронули и продолжают трогать сердца зрителей? Как, каким способом заставляют они зрителя смеяться, переживать, радоваться?
Чтобы это понять, не хватит одной книги, говорю я себе. И все же попытаюсь. Для того, чтобы понять, нужно хотя бы узнать…
И какова же должна быть концепция книги, рассказывающая о трех мастерах смеха? Думаю, если зритель встречал появление троицы со смехом, то и книга о ней должна быть веселой, праздничной, радостной. Масса комического появлялось в фильмах Гайдая, и особенно в фильмах с участием троицы. Значит, обязательно нужно рассказать о самих фильмах, о том, как они создавались. Но ведь много интересного и комического было в жизни у каждого из мастеров смеха и вне тройки. Значит, нужно написать о каждом в отдельности до создания тройки и после ее распада и сообщить читателю малоизвестные и совсем неизвестные факты из бытия артистов.
А еще, полагаю, книга только выиграет, если речь в ней пойдет не только о самих артистах, но и о той атмосфере, в которой они жили, работали, создавали фильмы, то есть о конкретном периоде нашей истории. Когда-то я сочинил афоризм: «Не надо обижаться на иронию судьбы. Судьба иронии еще тяжелее». И писать о грустном тоже придется. Ведь у каждого из тройки были в жизни не только «розы», но и «шипы». И играли они не только комедийные, но и драматические, и даже трагические роли. Следовательно, заключаю я, книга должна быть разноплановой.
День рождения тройни
Объявление в газете:
«У мистера Смита родилась тройня.
Врачи надеются спасти жизнь мистера Смита».
Родился сам, помоги другому.
В 1961 году, когда в кинотеатрах в дневное время показывали художественный альманах под названием «Совершенно серьезно», пустели школьные парты, студенческие аудитории и даже рабочие места в НИИ. Сейчас мало кто помнит, что был такой фильм и что он состоял из пяти короткометражек, среди которых был даже сюжет нашего известного комедиографа Эльдара Рязанова под названием «Как создавался Робинзон».
Но убегали с работы и учебы в основном из-за последней ленты режиссера Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Убегали, чтобы в грохочущем от хохота зале почувствовать себя свободными и раскрепощенными. Смех как бы на время стирал «карту будней», запрограммированность и регламентированность бытия. Именно эта короткометражка и осталась в памяти зрителей того поколения. Потому что, пожалуй, только она одна из пяти была настоящим шедевром искусства комедии.
А началось все в тот день, когда родилась веселая троица.
Мне, как писателю-сатирику, приятно, что в нашем жанре хотя бы у одного вида сатиры и юмора есть точная дата рождения. Мы не знаем, когда был написан первый юмористический рассказ, рассказан первый анекдот. Но мы точно знаем, когда родился именно этот вид сатиры и юмора, о котором я сейчас поведаю.
Первого апреля 1921 года замечательный польский поэт и сатирик Юлиан Тувим в одной из лодзинских газет опубликовал объявление: «Могу давать уроки физики, химии и геометрии. Но не хочу». С легкой руки Юлиана Тувима этот жанр прижился в Польше, а потом и у нас. В частности, в стенгазете юмористического «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» под названием «Рога и копыта».
Еще более удивительным показалось мне, что есть точная дата рождения веселой троицы, и не только дата, но и точное время ее появления на свет.
В первом номере за 1966 год очень популярная газета «Неделя» опубликовала анкету «Трио в общем и в частности».
На вопрос «Кто открыл вас как творческое трио?» Вицин ответил: «Нас родила эпоха». Моргунов добавил: «Режиссер Гайдай». Никулин конкретизировал: «Нас создал Гайдай. Это произошло 27 декабря 1960 года в 17 ч 30 мин по московскому времени. В это мгновение Художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей главных ролей в фильме «Пес Барбос и необычный кросс».
Со всей анкетой читатель может познакомиться попозже, а пока заметим: от «крестного отца» тройки тогда (!) никто не открещивался.
Веселая троица на мотоцикле доехала не в полном составе
Лев Давидович Лайнер
Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин
© Художественное оформление, макет ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
© ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
Слайды на переплете предоставлены Музеем киностудии «Мосфильм».
Фотографии предоставлены Музеем трех актеров ВИЦИНА, МОРГУНОВА, НИКУЛИНА.
Оформление художника И. А. ОЗЕРОВА.
Издательство и автор книги выражают особую благодарность директору Музея трех актеров ВЛАДИМИРУ ЦУКЕРМАНУ за помощь в создании этой книги.
Что-то вроде предисловия
Роман написать по возможности смешной.
Смех — дело серьезное.
Когда беспробудного кинопьяницу Георгия Вицина останавливали на улице незнакомые люди и предлагали: «Третьим будешь?» он неизменно отвечал: «Я всегда бываю четвертым. Такова концепция».
При слове «концепция» приглашающие, как правило, тушевались. И исчезали.
Хотя концепция, как известно, всего лишь система взглядов на то или иное явление, например, такое, как длительное существование в народной памяти знаменитой актерской тройки — Вицин, Моргунов, Никулин. И как же, спрашиваю я себя, понять нам это явление? Почему до сих пор — а прошел уже не один десяток лет — наши граждане, товарищи и господа смотрят фильмы с этими тремя актерами неизменно с улыбкой, и даже со смехом. Чем эти актеры затронули и продолжают трогать сердца зрителей? Как, каким способом заставляют они зрителя смеяться, переживать, радоваться?
Чтобы это понять, не хватит одной книги, говорю я себе. И все же попытаюсь. Для того, чтобы понять, нужно хотя бы узнать…
И какова же должна быть концепция книги, рассказывающая о трех мастерах смеха? Думаю, если зритель встречал появление троицы со смехом, то и книга о ней должна быть веселой, праздничной, радостной. Масса комического появлялось в фильмах Гайдая, и особенно в фильмах с участием троицы. Значит, обязательно нужно рассказать о самих фильмах, о том, как они создавались. Но ведь много интересного и комического было в жизни у каждого из мастеров смеха и вне тройки. Значит, нужно написать о каждом в отдельности до создания тройки и после ее распада и сообщить читателю малоизвестные и совсем неизвестные факты из бытия артистов.
А еще, полагаю, книга только выиграет, если речь в ней пойдет не только о самих артистах, но и о той атмосфере, в которой они жили, работали, создавали фильмы, то есть о конкретном периоде нашей истории. Когда-то я сочинил афоризм: «Не надо обижаться на иронию судьбы. Судьба иронии еще тяжелее». И писать о грустном тоже придется. Ведь у каждого из тройки были в жизни не только «розы», но и «шипы». И играли они не только комедийные, но и драматические, и даже трагические роли. Следовательно, заключаю я, книга должна быть разноплановой.
День рождения тройни
Объявление в газете:
«У мистера Смита родилась тройня.
Врачи надеются спасти жизнь мистера Смита».
Родился сам, помоги другому.
В 1961 году, когда в кинотеатрах в дневное время показывали художественный альманах под названием «Совершенно серьезно», пустели школьные парты, студенческие аудитории и даже рабочие места в НИИ. Сейчас мало кто помнит, что был такой фильм и что он состоял из пяти короткометражек, среди которых был даже сюжет нашего известного комедиографа Эльдара Рязанова под названием «Как создавался Робинзон».
Но убегали с работы и учебы в основном из-за последней ленты режиссера Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Убегали, чтобы в грохочущем от хохота зале почувствовать себя свободными и раскрепощенными. Смех как бы на время стирал «карту будней», запрограммированность и регламентированность бытия. Именно эта короткометражка и осталась в памяти зрителей того поколения. Потому что, пожалуй, только она одна из пяти была настоящим шедевром искусства комедии.
А началось все в тот день, когда родилась веселая троица.
Мне, как писателю-сатирику, приятно, что в нашем жанре хотя бы у одного вида сатиры и юмора есть точная дата рождения. Мы не знаем, когда был написан первый юмористический рассказ, рассказан первый анекдот. Но мы точно знаем, когда родился именно этот вид сатиры и юмора, о котором я сейчас поведаю.
Первого апреля 1921 года замечательный польский поэт и сатирик Юлиан Тувим в одной из лодзинских газет опубликовал объявление: «Могу давать уроки физики, химии и геометрии. Но не хочу». С легкой руки Юлиана Тувима этот жанр прижился в Польше, а потом и у нас. В частности, в стенгазете юмористического «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» под названием «Рога и копыта».
Еще более удивительным показалось мне, что есть точная дата рождения веселой троицы, и не только дата, но и точное время ее появления на свет.
В первом номере за 1966 год очень популярная газета «Неделя» опубликовала анкету «Трио в общем и в частности».
На вопрос «Кто открыл вас как творческое трио?» Вицин ответил: «Нас родила эпоха». Моргунов добавил: «Режиссер Гайдай». Никулин конкретизировал: «Нас создал Гайдай. Это произошло 27 декабря 1960 года в 17 ч 30 мин по московскому времени. В это мгновение Художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей главных ролей в фильме «Пес Барбос и необычный кросс».
Со всей анкетой читатель может познакомиться попозже, а пока заметим: от «крестного отца» тройки тогда (!) никто не открещивался.
Веселая троица на мотоцикле доехала не в полном составе
Лев Давидович Лайнер
Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин
© Художественное оформление, макет ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
© ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
Слайды на переплете предоставлены Музеем киностудии «Мосфильм».
Фотографии предоставлены Музеем трех актеров ВИЦИНА, МОРГУНОВА, НИКУЛИНА.
Оформление художника И. А. ОЗЕРОВА.
Издательство и автор книги выражают особую благодарность директору Музея трех актеров ВЛАДИМИРУ ЦУКЕРМАНУ за помощь в создании этой книги.
Что-то вроде предисловия
Роман написать по возможности смешной.
Смех — дело серьезное.
Когда беспробудного кинопьяницу Георгия Вицина останавливали на улице незнакомые люди и предлагали: «Третьим будешь?» он неизменно отвечал: «Я всегда бываю четвертым. Такова концепция».
При слове «концепция» приглашающие, как правило, тушевались. И исчезали.
Хотя концепция, как известно, всего лишь система взглядов на то или иное явление, например, такое, как длительное существование в народной памяти знаменитой актерской тройки — Вицин, Моргунов, Никулин. И как же, спрашиваю я себя, понять нам это явление? Почему до сих пор — а прошел уже не один десяток лет — наши граждане, товарищи и господа смотрят фильмы с этими тремя актерами неизменно с улыбкой, и даже со смехом. Чем эти актеры затронули и продолжают трогать сердца зрителей? Как, каким способом заставляют они зрителя смеяться, переживать, радоваться?
Чтобы это понять, не хватит одной книги, говорю я себе. И все же попытаюсь. Для того, чтобы понять, нужно хотя бы узнать…
И какова же должна быть концепция книги, рассказывающая о трех мастерах смеха? Думаю, если зритель встречал появление троицы со смехом, то и книга о ней должна быть веселой, праздничной, радостной. Масса комического появлялось в фильмах Гайдая, и особенно в фильмах с участием троицы. Значит, обязательно нужно рассказать о самих фильмах, о том, как они создавались. Но ведь много интересного и комического было в жизни у каждого из мастеров смеха и вне тройки. Значит, нужно написать о каждом в отдельности до создания тройки и после ее распада и сообщить читателю малоизвестные и совсем неизвестные факты из бытия артистов.
А еще, полагаю, книга только выиграет, если речь в ней пойдет не только о самих артистах, но и о той атмосфере, в которой они жили, работали, создавали фильмы, то есть о конкретном периоде нашей истории. Когда-то я сочинил афоризм: «Не надо обижаться на иронию судьбы. Судьба иронии еще тяжелее». И писать о грустном тоже придется. Ведь у каждого из тройки были в жизни не только «розы», но и «шипы». И играли они не только комедийные, но и драматические, и даже трагические роли. Следовательно, заключаю я, книга должна быть разноплановой.
День рождения тройни
Объявление в газете:
«У мистера Смита родилась тройня.
Врачи надеются спасти жизнь мистера Смита».
Родился сам, помоги другому.
В 1961 году, когда в кинотеатрах в дневное время показывали художественный альманах под названием «Совершенно серьезно», пустели школьные парты, студенческие аудитории и даже рабочие места в НИИ. Сейчас мало кто помнит, что был такой фильм и что он состоял из пяти короткометражек, среди которых был даже сюжет нашего известного комедиографа Эльдара Рязанова под названием «Как создавался Робинзон».
Но убегали с работы и учебы в основном из-за последней ленты режиссера Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Убегали, чтобы в грохочущем от хохота зале почувствовать себя свободными и раскрепощенными. Смех как бы на время стирал «карту будней», запрограммированность и регламентированность бытия. Именно эта короткометражка и осталась в памяти зрителей того поколения. Потому что, пожалуй, только она одна из пяти была настоящим шедевром искусства комедии.
А началось все в тот день, когда родилась веселая троица.
Мне, как писателю-сатирику, приятно, что в нашем жанре хотя бы у одного вида сатиры и юмора есть точная дата рождения. Мы не знаем, когда был написан первый юмористический рассказ, рассказан первый анекдот. Но мы точно знаем, когда родился именно этот вид сатиры и юмора, о котором я сейчас поведаю.
Первого апреля 1921 года замечательный польский поэт и сатирик Юлиан Тувим в одной из лодзинских газет опубликовал объявление: «Могу давать уроки физики, химии и геометрии. Но не хочу». С легкой руки Юлиана Тувима этот жанр прижился в Польше, а потом и у нас. В частности, в стенгазете юмористического «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» под названием «Рога и копыта».
Еще более удивительным показалось мне, что есть точная дата рождения веселой троицы, и не только дата, но и точное время ее появления на свет.
В первом номере за 1966 год очень популярная газета «Неделя» опубликовала анкету «Трио в общем и в частности».
На вопрос «Кто открыл вас как творческое трио?» Вицин ответил: «Нас родила эпоха». Моргунов добавил: «Режиссер Гайдай». Никулин конкретизировал: «Нас создал Гайдай. Это произошло 27 декабря 1960 года в 17 ч 30 мин по московскому времени. В это мгновение Художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей главных ролей в фильме «Пес Барбос и необычный кросс».
Со всей анкетой читатель может познакомиться попозже, а пока заметим: от «крестного отца» тройки тогда (!) никто не открещивался.
Куплеты Йевы
Я пропою куплеты Евы
Из этой розовой тетради.
Я думал здесь собрались девы.
А здесь одни лишь только бл. и!
Какой-то старый лысый поп
Свою козу в сарае. гладил,
Чего-то с нею не поладил,
Она боднула его в лоб.
Себя от холода страхуя
В кабак вошли четыре. деда.
Там просидели до обеда,
О всякой всячине толкуя.
Себя от холода страхуя
В кабак вошли четыре. деда.
У одного из под тулупа
Торчала конская. уздечка.
Себя от холода страхуя,
Купил доху я на меху я,
Но с той дохой дал маху я:
Доха не греет. абсолютно.
У атамана Гандалyпа
Была огромная. сноровка!
Семизарядная винтовка
И три енотовых тулупа
У атамана Козалупа
Была отменная. сноровка,
Семизарядная винтовка
И к ней два новеньких шурупа.
На берег выплыли два трупа.
У одного торчит. печенка.
А их нашедшая девчонка
Чему-то улыбнулась глупо.
А на лугу лежат два трупа
У одного торчит. запонка
И проходящая девчонка
Сказала: «Дядя, это глупо»
В аптеку шел старик Гордон,
Хотел купить себе. таблетки,
Но деньги он забыл в жилетке
И тем был страшно огорчен.
Пошел в аптеку сэр Гордон
Чтобы купить себе. таблетки,
Но деньги он забыл в жилетке
Чему ужасно огорчен.
Какой-то маленький вассал
Все стены замка. обошел
И на воротах написал,
Что ничего он не нашел.
Какой-то маленький вассал
Все двери замка. обошел
Но никого там не нашел
И на воротах написал.
«Маркиз вошел с маркизой в сделку,
Маркиз сломал маркизе. брошку.
Обломки выбросил в окошко
Чтоб не узнали о проделке.»
Побив повстанческую рать
Три мушкетера сели. кушать.
Все приготовилися слушать,
А д’Артаньян начал брехать.
А в магазине между касс
Стоял какой-то. мужичок
И у него из-под тулупа
Торчала конская. уздечка.
Старик Михеич издавна
Носил с собой кусок. газеты.
Она ему, газета эта,
Для агитации нужна.
Во глубине сибирских руд
Два парня девушку. ласкают
Не пропадет их скорбный труд
Лет по 15 им вкатают.
Во глубине сибирских руд
Два парня девушку. спасают
Не пропадет их скорбный труд
Лет по 15 им дадут
На берегу сидят два зайца
У одного отвисли. уши
Они пришли сюда послушать
Как плещет море-океан
Какой-то русский генерал
Всех баб в селе. перехитрил
Но, видит Бог, он маху дал
Болезнь лихую подхватил.
В кабак зашла кинозвезда
У ней широкая. натура
И погулять она не дура
Хотя и замужем была.
Король двенадцатый Луи
Велел отрезать всем. по пальцу
За то, что бедные страдальцы
Доспехи пропили свои.
Наш граф известен был везде:
Он бил графиню по. субботам,
Чтобы отбить у ней охоту
К английской верховой езде.
На берегу, поросшем маком,
Художник ставил деву. в позу,
И рисовал с нее он розу
И покрывал картину лаком.
В полях, заросших диким маком,
Художник ставит даму. в позу.
Обрисовав ее как розу,
Картину покрывает лаком.
А в пирамиде Эхеопса
Где конь с кобылою. пасется
Я взял кобылу за узду
И почесал ее. подмышку
У стен священного Хеопса
Священный бык с коровой. пасся,
И открывался чудный вид
Со всех окрестных пирамид.
А футболисты сняли бутсы
Они с девчонками. играют
А те конечно понимают
И шире ноги расставляют
А на волнах качался буй
К нему подплыл какой-то. дядя
Кричали дяде: «Не балуй,
А то дельфин откусит. ногу.
А на волнах качался буй
К нему подплыл какой-то. дядя
И отплывая от буя
Мужик остался без. ноги.
А по широкой водной глади
Плывут какие-то две. девы
Ну а за ними в стиле брасс
Плывет какой-то. мастер спорта
Стиль баттерфляй на водной глади
Нам демонстрировали. девы!
А мимо буя стилем брасс
Проплыл какой-то. мастер спорта!
Стиль баттерфляй на водной глади
Продемонстрировали. девы.
Закройте толстые тетради,
Я вам пропел куплеты Евы.
Мой юный друг! В глухой ночи
Стихи прочти и по … размысли.
Они полны глубокой мысли,
Но ты об этом умолчи!
Речь Демьяна Клюева,
Стихоплета … знатного,
Для детей заштатного
Города Кукуева.
Меня простите, Бога ради!
Я знал, что здесь собрались … дети
Я б вам прочел куплеты эти,
Но дома позабыл тетради.
И, чтоб не возвращаться вспять,
Давайте вместе вспоминать:
Мой друг Евгений очень крут,
Но все равно его … не любят.
Не пожурят, не приголубят
И даже в гости не зовут.
А друг Кирилл – звезда в Европе.
Он рыжий чуб завил на … пальчик.
Кирюшу знает каждый мальчик
От Магадана до Майкопа.
А Николай, не зная страха, всех дружно посылает … к морю,
Чтоб там, на голубом просторе,
Забилось сердце вольной птахой!
Василий, навещая Степу,
Его всегда целует в … щеку.
И тут же дарит Степе много
Открыток с баснями Эзопа.
Андрей разглядывает в лупу
Свою истертую. монету.
Он нумизмат, и значит это,
Что нам над ним смеяться глупо.
Валерий под журчанье струй
В фонтане мыл свой толстый… свитер.
Он по случайности им вытер
Свои ботинки по утру.
Два футболиста скинув бутсы
Друг с другом яростно… судачат
И о голах и о подачах,
И вместе плачут и смеются.
Мой друг по имени Антон
Надел на голову… бейсболку,
Но в этом было мало толку,
Февраль – бейсболу не сезон
Семен приятеля целуя
Щипнул его за кончик… носа.
Мы здесь поставим знак вопроса,
Поскольку Сему не пойму я.
В одежде пестрого раскраса
Олег похож на… падишаха
И на него с тоской и страхом
Глядят не только папуасы.
Четыре маленьких китайца
В дверной щели зажали… веер,
Иначе им ни кто не верит
Что он не может поломаться.
Мне с детства так хотелось, чтоб
Меня мой старший братец … понял,
Но он про гордость мне долдонил,
Как самый распоследний сноб!
Граф, зайдя в английский клоб,
Там увидел много … сброда
И, храня престиж породы,
Вышел вон, нахмурив лоб!
Правило дурного тона –
Целоваться без … любви.
У любви свои законы:
Улетела – не лови!
Ребята! Я повинен в том,
Что стих мой отдает … весельем.
Не знаю, насмеялись все ли,
Но я горжусь своим пером!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Предсказание от Dreams Tarot Интересное: «Зависимый» опрос. Письмо. Про кошку Утр.
Девушка-осень Фотографии в альбоме «девушка-осень» Annuschka-57 на Яндекс.Фотках
Плееры для вставки в пост (8).
—Приложения
—Новости
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Летом 1966 года Леонид Гайдай навсегда похоронил для себя знаменитую троицу Никулин-Вицин-Моргунов. Именно Гайдай «родил» ее пять лет назад в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс». И с тех пор еще трижды возвращался к ее услугам: в фильмах «Самогонщики» (1962), «Операция „Ы“ (1965) и «Кавказская пленница» (1967). Кроме нее, к этим образам обращались и другие режиссеры: например, конкурент Гайдая на комедийном фронте Эльдар Рязанов, который снял троицу в фильме «Дайте жалобную книгу» (1965).
Г. Вицин, Е. Моргунов, Ю. Никулин в фильме «Самогонщики». 1961
Персонажи троицы – Трус, Балбес, Бывалый – считались в советском кинематографе самыми популярными масками, и их творческая кончина на самом пике славы стала для большинства полной неожиданностью. Между тем невольным могильщиком троицы выступил Бывалый – Евгений Моргунов. Произошло это в самый разгар работы над фильмом «Кавказская пленница».
Съемочная группа работала в Крыму, в районе Лучистого, где и случился конфликт между Моргуновым и Гайдаем. Стоит отметить, что отношения между ними всегда были натянутыми еще с момента съемок в «Самогонщиках». Тогда Моргунов вдруг отказался сниматься в картине, и только после вмешательства И. Пырьева его удалось вернуть в троицу. На «Операции „Ы“ отношения актера с Гайдаем тоже складывались не лучшим образом, но, несмотря на это, картину все-таки удалось завершить. На „Пленнице“ нарыв все-таки вскрылся. Конфликт случился в самом начале августа 66-го.
«Кавказская пленница». 1967
2 августа на съемочной площадке снимали следующие эпизоды: Нина убегает от троицы; Нина забирается на камень и танцует; Балбес забирается на ореховое дерево и кидает орех в Шурика; Нина и Шурик уходят; Балбес сваливается с дерева на своих подельников Труса и Бывалого. Именно этот день и стал последним съемочным днем для Моргунова в картине, после чего фильм снимали уже без его участия.
Вот как вспоминал о случившемся сам Л. Гайдай:
«На съемках „Пленницы“ случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: „Убрать всех посторонних с площадки!“ Моргунов на меня чуть ли не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. „Все, – говорю директору. – Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет“. Так моя тройка распалась…»
Кто сколько зарабатывал. Моргунов на съемках получал самую низкую актерскую ставку в троице – 25 рублей за съемочный день, в то время как Юрий Никулин получал 50 рублей, Георгий Вицин – 40 (у Александра Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Натальи Варлей – 13 рублей 50 копеек).
После того, как Моргунов покинул съемочную группу, двое остальных участников троицы – Никулин и Вицин – еще некоторое время снимались. Так, 6 августа под Алуштой сняли эпизод, когда Трус руководит вносом холодильника в ворота дома Джабраила, а Балбес, сплевывая арбузные косточки, сообщает жене Джабраила, что в соседнем районе жених украл члена партии.
7 и 9 августа в районе Лучистого снимали эпизоды пленения Нины: в машине сидели пленница и троица, причем вместо Моргунова за рулем восседал дублер, которого снимали со спины.
После разлада троицу все-таки пытались реанимировать. Несколько режиссеров хотели снять ее в своих картинах, но каждый раз затея срывалась, поскольку мешали трения уже внутри самой троицы (между Никулиным и Моргуновым). Единственные, кому удалось-таки собрать троицу в первоначальном составе, были мультипликаторы, что вполне объяснимо: рисованные персонажи не были столь строптивыми. Речь идет о мультфильмах «Бременские музыканты» (1968) и «По следам бременских музыкантов» (1972).
Что касается художественного кинематографа, то там только один раз удалось собрать двоих из состава троицы. В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев снял фильм «Комедия давно минувших дней», где главные роли достались Георгию Вицину (Трус) и Евгению Моргунову (Бывалый). Третьему персонажу троицы – Юрию Никулину – сниматься даже не предлагали, поскольку заранее знали его ответ: к тому времени его отношения с Моргуновым были испорчены окончательно.
Леонид Гайдай на съемках фильма
Памятник Леониду Гайдаю в Иркутске (ист. фото)
Памятник артистам кино в Иркутске (Ист. фото)