ветхий завет о войне

Ветхий завет о войне

ветхий завет о войне

Многие люди ошибаются, принимая слова Библии «Не убивай» как запрет войны. На самом деле, еврейское слово в тексте Исход 20:13 буквально значит «намеренное, предумышленное убийство другого человека со злобой». Бог часто приказывал израильтянам начинать войны против других народов (1 Царств 15:3; Иисуса Навина 4:13). Бог назначал смертельное наказание за многие преступления (Исход 21:12, 15; 22:19; Левит 20:11). Итак, Бог не против убийства вообще, а скорее против умышленного убийства. Война ни в коем случае не является хорошей вещью, но иногда она необходима. В мире, полном грешных людей (Римлянам 3:10-18), война неизбежна. Иногда единственным путем предотвращения великого ущерба, нанесенного грешными людьми, является война против них.

Война – ужасная вещь! Война всегда является результатом греха (Римлянам 3:10-18). В Ветхом Завете Бог приказал израильтянам: «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему» (Числа 31:2). См. также Второзаконие 20:16-17: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев, и Аморреев, и Хананеев, и Фарезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой». Исход 17:16 провозглашает: «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род». Также, в 1 Царств 15:18 говорится: «И послал тебя Господь в путь, сказав: иди, и предай заклятию нечестивых Амаликитян, и воюй против них, доколе не уничтожишь их». Таким образом, очевидно, что Бог не против войны. Так как Иисус всегда находился в совершенном согласии с Отцом (Иоанна 10:30), мы не можем утверждать, что война была Божьей волей только в Ветхом Завете. Бог неизменен (Малахии 3:6; Иакова 1:17).

Второе пришествие Иисуса также будет чрезвычайно жестоким событием. В Откровении 19:11-21 записано: «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина Его ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожирать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтоб сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убитые мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами».

Ошибочно утверждать, что Бог никогда не поддерживает войну. Иисус не является пацифистом. Иногда война необходима для предотвращения большего зла. Если бы Гитлер не был поражен во Второй мировой войне, то сколько миллионов иудеев было б уничтожено? Если бы не произошла Гражданская война в США, сколько бы еще афроамериканцы страдали в рабстве? Мы должны помнить об основании нашей веры на Библии, а не на эмоциях (2 Тимофею 3:16-17).

В книге Екклесиаста 3:8 говорится: «Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». Некоторые войны являются более «оправданными», нежели другие, но все они всегда являются результатом греха. Христине не должны желать войны, но также и не должны противостоять властям, поставленным Богом над ними (Римлянам 13:1-4; 1 Петра 2:17). Самое важное, что мы можем делать во время войны, – это молиться о Божественной мудрости для наших лидеров, о безопасности наших солдат, о быстром разрешении конфликта и минимальных потерях с обеих сторон конфликта (Филиппийцам 4:6-7).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Библия о войнах, врагах и насилии

На самом деле это очень серьезный вопрос. Действительно в Библии описано много войн и кровопролитий. Особенно это касается Ветхого Завета. Поэтому некоторые христиане уверены, что Бог в Ветхозаветное время был более жестоким, а с приходом Иисуса Христа в Его лице явилась истинное милосердие, человеколюбие и благодать.

Однако, Библия не учит о том, что Бог вдруг изменился и из жесткого Бога превратился в Бога любви. Если это так, то тогда мы будем вынуждены признать что Бог лжец. Ведь в Библии Бог не раз заявлял, что Он не изменяется. Таких текстов много, но давайте вспомним хотя бы несколько из них:

«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6)

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19)

Апостол Иаков говорил, что у Бога нет даже «ТЕНИ перемены» (Иак.1:17)

То есть, исходя из неизменности Господа, если мы в Новом Завете читаем, что «Бог есть любовь» (что написано в 1 Иоан. 4:8), то и в Ветхом Завете Бог был также Любовью. Так оно и есть. Давайте прочитаем как представился Господь Моисею на горе Синай:

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ и МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ и МНОГОМИЛОСТИВЫЙ и истинный, 7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 34:6,7)

Что мы сейчас прочли? Бог ЧЕЛОВЕКА ЛЮБИВЫЙ, не только евреев любящий, а человека любивый. Далее милосердный, то есть добрый, сострадающий. Далее ДОЛГО терпеливый. То есть Он не спешит с наказанием, а наоборот долго терпит. Далее МНОГО милостливый, то есть много прощающий. Разве здесь описан не Бог любви? Не только этот текст Библии, но и другие стихи Священного Писания и поступки Господа описывают Его как Бога любви как в Ветхом так и в Новом заветах.

Теперь поразмышляем о войнах, врагах и насилии в Ветхом Завете Библии

«Ибо всем этим (тем что выше перечислено) осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев. 18:24,25).

По этим же причинам Господь истребил первых людей потопом. В книге Бытие мы читаем:

«И увидел Господь, что ВЕЛИКО РАЗВРАЩЕНИЕ человеков на земле, и что ВСЕ мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5)

То есть племена на земле Ханаанской, как и допотопные люди, потеряли все человеческое. Бог видел их развращение, но ждал до самого конца, пока еще не была потеряна надежда. Священное Писание говорит, что Господь не истреблял этих людей, пока мера их «беззаконий … не наполнилась» (Быт. 15:16)

Представьте, что было бы, если бы Господь не истребил те народы?! Тогда их моральный упадок, характеризующийся крайней жестокостью и безнравственностью, как зараза распространился бы по всей Земле. Люди все равно бы погибли, уничтожив себя сами, но их вымирание было бы более мучительным. Иногда хирург сугубо из благих побуждений вынужден ампутировать конечность, в которой заражена кровь, чтобы спасти остальное тело.

Здесь можно привести и другую иллюстрацию, понятную родителям, у кого двое и боле детей. Все дети любимы. Но если один из них наркоман и начал подсаживать второго или других. Или болен СПИДом и пытается заразить других… Как мы поступим с этим сыном, хотя продолжаем его любить? Изолируем, спасая остальных!

Вернемся к войнам. Первый тип войны – это как раз изгнание потерявших в себе все человеческое людей из земли Хананской. Причем, Господь говорил, что если евреи будут соблюдать все Его заповеди, то им не придется даже воевать с теми народами, а Бог Сам изгонит их с земли Хананской. Это обещание Бог дал, когда заключал завет с народом Израильским на горе Синай. В книге Исход 23 главе мы читаем:

«Пойдет пред тобою (народом) Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их:Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев» (Исх. 23:23-28)

Мы видим здесь чудеса, которые обещает Бог – Сам изгнать те племена. Однако, евреи с первых же дней начали отходить от завета, заключенного с Богом. Они не слушали Его, не доверяли, роптали… Поэтому в последствии им самим пришлось воевать, чтоб освобождать землю Ханаанскую.

А второй тип войн, которые вел израильский народ, были оборонительные войны, против врагов, нападающих извне на евреев. Причем эти войны были связаны с духовным состоянием израильтян. Бог допускал нападение на них врагов, если евреи отходили от Господа и Его заповедей. Вот посмотрите, как предупреждал об этом Сам Бог в книге Левит 26 главе:

«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то … будете жить на земле вашей безопасно; пошлю МИР на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит … и МЕЧ НЕ ПРОЙДЕТ по земле вашей» (Лев. 26:3-6)

А далее в этой же главе идут предупреждения о наказаниях:

«Если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, тонаведу на вас МСТИТЕЛЬНЫЙ МЕЧ в отмщение за завет» (Лев. 26:15,25)

В книге Второзаконие Господь предвидел, что после смерти Моисея, народ будет отходить от Него, и тогда Творец отвернется от Израиля. Он не будет Сам карать отступников, а лишь снимет Свою закщиту:

Втор.31:16 И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов. и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; 17 и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?»

То есть Бог, как и предупреждал, снимал защиту с евреев, когда Его народ отходил от Него и как следствие на израильтян нападали враги. Затем, если евреи каялись в грехах и обращались к Богу за помощью, Он помогал им чудным образом одерживать победу.

Священное Писание приводит много примеров, когда войны были выиграны чудесным образом: после семидневного обхода пала стена Иерехона (см. Иис. Нав. 6:1-19), гром с неба навел ужас на врагов Израиля (см. 1 Цар. 7:10), напуганные филистемляне сами истребили друг друга (см. 1 Цар. 14:1-23); Аммонитяне, Моавитяне и обитатели горы Сеира, собравшиеся против евреев, из военного альянса превратились во врагов и погибли от рук собственных союзников (2 Пар. 20:22-24); ослепленная армия врагов Израиля сама пришла и сдалась в плен (см. 4 Цар. 6:8-23); Гедеон с помощью трубного звука обратил в бегство полчище Мадианитян (см. Суд. 7:1-23), Ангел Господень поразил в стане Ассирийском 185 000 человек (Ис. 37:36). И это далеко не полный перечень чудес и помощи Господней.

Видите сколько чудных побед даровал Бог вереям без применения военной силы. Но чем больше израильтяне грешили, тем Бог им меньше помогал, а потом вообще Господь отдал евреев в плен, чтобы они осознали свой духовный упадок.

То есть, как мы видим, Бог не посылал евреев на захватнические войны и на войны по обращению в иудаизм других народов. Наоборот, Господь желал оберечь Свой народ от пролития крови. Воевать евреям приходилось только в поучение, вразумление и наказание от Бога.

Библия — о врагах

Ну с войнами, я думаю, мы разобрались. А как же быть со словами Христа из Нагорной проповеди «любите врагов ваших». Из текста кажется, что Иисус учит новому, а не тому что было ранее. На самом деле это большое заблуждение. Нагорная проповедь не принесла новых заповедей отличных от заповедей Ветхого Завета. О Нагорной проповеди много написано в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”, а также материале «Толкование Нагорной проповеди. Иисус отменил заповеди закона Моисея? «Слышали, что сказано, а я говорю вам». Здесь же мы разберем кратко этот текст. Итак, Иисус сказал в Евангелие от Матфея в 5 главе:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Матф. 5:43,44)

C первого взгляда кажется, что Иисус учит противоположно тому, что было в Ветхом Завете Библии. Помните, в начале мы перечисляли стихи Библии где сказано, что Бог не изменяется… Неужели Бог сначала учил ненавидеть врага, а потом через Иисуса начал учить людей любить врагов? Получается, Бог хоть и говорил, что Он неизменный, а на самом деле Он обманывал и изменялся, ведь Он учил разному в разное время?!

На самом деле, конечно Бога неизменен, как Он и говорил. И закон Его неизменен. А кажущиеся противоречия связаны с тем, что Иисус в Нагорной проповеди критиковал не заповеди Ветхозаветного Писания, а то, как их неверно понимали и толковали в Преданиях духовные учителя Израиля. Свои толкования они называли Устным законом – Устной Торой и ставили их практически на ровне с записанными пророками словами Господа. Вы можете обыскать весь Ветхий Завет Библии, но вы не найдете там заповеди “ненавидь врага”. Но такое повеление было в Устной Торе – преданиях иудейских старцев. Именно неверное понимание Божьего закона и критиковал Иисус в Нагорной проповеди, показывая на истинный духовный смысл заповедей Бога.

Как Новый Завет, так и Ветхий Завет учит любить врагов. Вот посмотрите на заповедь Ветхого завета:

«Если найдешь вола ВРАГА ТВОЕГО, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь» (Исх. 23.4,5)

Разве здесь говорится о ненависти к врагу? Нет тут идет речь о заботе о человеке и его имуществе, не смотря на то, что он твой враг. Вот еще тексты ветхозаветного Писания о врагах:

«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Прит. 24:17,18)

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21)

Кстати последний стих цитировал апостол Павел в послании к Римлянам в 12 главе 20 ст. Таким образом, очевидно, что Библия вся на всем ее протяжении не учила ненавидеть врагов, а относится к ним с любовью. Разумеется, здесь не идет речь, чтобы обнимать и целовать врагов, а о том, чтобы понимать, что они такие же дети Божьи и относится к ним по человечески. И даже помогать, если они попали в беду!

Как мы указали в начале, Бог всегда был Богом человеколюбивым и милосердным и многомилостливым. Только, к сожалению люди, включая даже христианских духовных лидеров, зачастую неверно понимали характер Бога. Они вели войны, якобы как в Ветхом завете, и даже во имя Иисуса покоряли тех, кто в Него не верил. Но Иисус не учил этому. Помните, что Иисус говорил в Евангелие от Матфея 5 главе. 9 текст: «Блаженны миротворцы» 44 текст: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. А в 26 главе 52 стихе Евангелия от Матфея Иисус прямо предупреждал: «Все, взявшие меч, мечом погибнут»

К миру призывали и апостолы Иисуса Христа. Апостол Павел говорил: «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12:14). Павел объяснял как подобает себя вести христианам:

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть ПРИВЕТЛИВЫМ КО ВСЕМ, учительным, НЕЗЛОБИВЫМ, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2:24,25)

Некоторые неверно понимают фразу Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10:34). Если прочитать целиком обращение Христа, сразу станет понятно, что речь здесь идет не о насильственных действиях, а исключительно о взаимоотношениях в семье. В следующем предложении Иисус поясняет: «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его». Иисус, который всегда учил любви и прощению, не стал вдруг противоречить Сам Себе, заговорив о войне. Он лишь предупредил о неминуемых разделениях между членами одной семьи – одни будут принимать Его за Христа, а другие – нет. И вторые часто станут препятствием первым следованию за истинным Господом и Спасителем.

Если внимательно читать Библию, то она покажет нам истинного Бога – Бога любви, милосердия и прощения!

Источник

Доктор экономических наук, учёный, писатель-публицист Валентин Катасонов, исследуя труды святителя Николая Сербского, напоминает, что не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительный ответ на вопрос о её причинах и предвидеть победу той или другой воюющей стороны. Только Библия может дать такой ответ и сделать такие предсказания

Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Святитель Николай Сербский, «Война и Библия»

Продолжим разговор о книге святителя Николая Сербского «Война и Библия». Видимо, современное человечество слепо и глухо, поскольку ответы на вопросы, которые обсуждали участники пароходной дискуссии, были даны ему уже давным-давно. Все они даны Богом через Святое Откровение, коим для нас является Библия, включающая Ветхий и Новый заветы. Вот что говорит «балканец» генералу:

Не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительный ответ на вопрос о её причинах и предвидеть победу той или другой воюющей стороны. Только Библия может дать такие ответы и сделать такие предсказания. Потому что, кроме Библии или Откровения, нет ни одной более современной книги о войне, её причинах и вероятном исходе.

ветхий завет о войнеФото: www.globallookpress.com

Первой войной в истории человечества можно считать убийство Авеля Каином. Покаяния со стороны Каина не последовало. Вместе с тем Каин за свой нераскаянный грех убийства был наказан страхом. Страх заставляет вооружаться, а затем и убивать. Грех, таким образом, неизбежно ведёт к убийству. Святитель называет это неумолимым законом греха. За первым в истории убийством ещё в допотопной истории последовали другие убийства.

Святитель также подчёркивает, что война человека против человека есть следствие войны человека против Бога. При этом войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого. Впрочем, если бы не милость Бога, то, наверное, люди уже давно взаимно истребили бы друг друга.

В то же время приводится и масса «негативных» примеров. Вот, например, названия некоторых разделов работы «Война и Библия», содержащих библейские истории: «Разврат на войне приносит несчастье«, «Грабёж на войне приводит к поражению«, «Заслуженное рабство«, «Грехи начальников являются причиной войны и поражения«, «Союз со злым приносит зло«, «Оружие не помогает«[1].

В то же время даётся анализ позитивного, вдохновляющего на военные победы опыта. Это, например, разделы: «Как большее войско побеждается меньшим«, «У достойных начальников в державе мир и на войне победа«.

Удивительно, но многое из того, что мы читаем в работе святителя Николая Сербского «Война и Библия», очень созвучно идеям нашего знаменитого полководца А.В. Суворова[2], изложенным в его «Науке побеждать». Написана в 1795 году после подавления польского восстания, когда Суворов был главнокомандующим армии на юге России. В ней собраны его мысли и инструкции, относящиеся к военному делу[3]. Для нашего Суворова, несомненно, Священное Писание было настольной, точнее походной, книгой.

Источник

Священное Писание о войне и воинском служении

про­то­и­е­рей Алек­сандр Гри­го­рьев

Свя­щен­ное Писа­ние состав­ляет первый и глав­ней­ший источ­ник веро­уче­ния Пра­во­слав­ной Церкви. Поэтому тем, кого инте­ре­суют вопросы, свя­зан­ные с отно­ше­нием хри­сти­а­нина к войне и воин­скому слу­же­нию, есте­ственно обра­титься к Слову Божи­ему.

Мы убеж­дены, что и в Свя­щен­ном Писа­нии, и у святых отцов Церкви можно найти исчер­пы­ва­ю­щие ответы на основ­ные вопросы, свя­зан­ные с духов­ными про­бле­мами совре­мен­ной армии. И ответы эти могут слу­жить руко­вод­ством для пра­во­слав­ных людей, так или иначе свя­зан­ных с воин­ским слу­же­нием.

Рас­смот­рим, что же гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние о войне и воин­ском слу­же­нии, опи­ра­ясь на свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния.

О войне

«Тогда гово­рит ему Иисус: воз­врати меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут» ( Мф.26:52 ).

Эту цитату чаще всего при­во­дят в под­твер­жде­ние мысли о том, что будто бы хри­сти­а­нам нельзя слу­жить в армии и участ­во­вать в войне. Хотя о войне здесь нет ни слова, и обра­ща­ется Спа­си­тель не к воину, а к чело­веку граж­дан­скому (как бы мы сейчас ска­зали), каким был апо­стол Петр. Тем не менее, слова обо «всех, взяв­ших меч» при опре­де­лен­ном пони­ма­нии могут быть отне­сены и ко всем воинам. Но так ли вос­при­ни­мали это место святые отцы?

Вот что мы читаем у свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста: «Итак, двумя при­чи­нами Он хотел успо­ко­ить уче­ни­ков: во-первых, угро­зою нака­за­ния тем, кото­рые начи­нают напа­де­ние: ибо все, сказал Он, взяв­шие меч, мечом погиб­нут; во-вторых, тем, что Он терпит это доб­ро­вольно»1. Как видим, по мысли свя­того отца, эти слова отно­сятся к тем, кто начи­нает кро­во­про­ли­тие, сле­до­ва­тельно, не отно­сятся к тем, кто вынуж­денно обо­ро­ня­ется.

Пре­по­доб­ный Феодор Студит пишет: «Церкви Божией не свой­ственно мстить за себя биче­ва­ни­ями, изгна­ни­ями и тем­ни­цею. Кроме того, я хочу ска­зать о деле пав­ли­киан и их пре­сле­до­ва­нии: ведь цер­ков­ный закон никому не угро­жает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, гово­рит Писа­ние, все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут ( Мф.26:52 ). Но поскольку все эти сред­ства были при­ме­нены, как будто из недр ада вспых­нул столп зла – эта хри­сто­бор­ная ересь, губя­щая всех»3. То есть святой Феодор счи­тает, что эти слова отно­сятся не к людям вообще, а к Церкви и ее епи­ско­пам, кото­рые явля­ются пре­ем­ни­ками апо­сто­лов, услы­шав­ших от Христа пове­ле­ние о мече. Поэтому Цер­ковь не может пре­сле­до­вать ере­ти­ков с помо­щью телес­ных нака­за­ний и физи­че­ских казней. Это явля­ется грехом. А поскольку неза­долго до того имело место впа­де­ние в этот грех по отно­ше­нию к ере­ти­кам-пав­ли­ки­а­нам, то, по мысли пре­по­доб­ного, и был попу­щен в каче­стве нака­за­ния цер­ков­ный раздор о чет­вер­том браке импе­ра­тора, повлек­ший за собой в том числе и гоне­ния на пра­во­слав­ных.

Стоит при­ве­сти слова и бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского: «Петр был извлек­шим меч, как гово­рит Иоанн (см.: Ин.18:10 ). А меч он имел при себе как неза­долго пред этим заклав­ший агнца, кото­рого вку­сили на вечери. Мы не осуж­даем Петра, ибо он сделал это, ревнуя не о себе, а об Учи­теле. Гос­подь же, при­учая его к еван­гель­ской жизни, настав­ляет не поль­зо­ваться мечом»4.

Итак, хотя святые отцы в своих тол­ко­ва­ниях не одоб­ряют обра­ще­ния к оружию и начала кро­во­про­ли­тия – что вполне есте­ственно, однако никто из них не пони­мал эти слова как запре­ща­ю­щие воин­ское слу­же­ние для хри­стиан вообще. Такая трак­товка встре­ча­ется лишь у Тер­тул­ли­ана, но он не только не был святым, но, более того, был ере­ти­ком. А то, что мнение, подоб­ное его, не было свой­ственно ранней Церкви, сле­дует из ука­за­ний на бла­го­че­сти­вых воинов-хри­стиан, про­сла­вив­шихся еще до Тер­тул­ли­ана при импе­ра­торе Марке Авре­лии.

Про­те­стан­там же, наста­и­ва­ю­щим на таком пони­ма­нии при­ве­ден­ных выше слов из Еван­ге­лия от Матфея и не при­зна­ю­щим авто­ри­тета святых отцов, можно воз­ра­зить вот что: уж коль они так бук­вально пони­мают слова: «все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут», – то пусть так же бук­вально пони­мают и эти слова Спа­си­теля: «Не думайте, что Я пришел при­не­сти мир на землю: не мир пришел Я при­не­сти, но меч» ( Мф.10:34 ), и осо­бенно сле­ду­ю­щий фраг­мент еван­гель­ского повест­во­ва­ния: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они ска­зали: Гос­поди! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» ( Лк.22:36, 38 ). И если про­те­станты отка­зы­ва­ются пони­мать эти слова бук­вально, но пред­по­чи­тают тол­ко­вать при­ве­ден­ные фраг­менты духовно, то логично тогда и слова, ска­зан­ные апо­столу Петру, тоже пони­мать духовно.

Иногда пыта­ются оправ­дать паци­фист­ское учение ссыл­кой на запо­ведь «Не убивай» ( Исх.20:13 ). На этот счет хорошо напи­сал А. Бай­ду­ков: «Счи­тать войну недо­пу­сти­мой нико­гда и ни в каком случае, ссы­ла­ясь на запо­ведь «Не убий», нельзя, поскольку такое отри­ца­ние будет про­ти­во­ре­чить Свя­щен­ному Писа­нию. Бог дал Моисею не только запо­ведь «Не убий». Он дал ему также и настав­ле­ние о том, как вести войну, чтобы побе­дить врагов (См.: Исх.21:22 )»5. Нередко Бог Сам при­ка­зы­вал изра­иль­тя­нам начи­нать войны против других наро­дов (см.: 1Цар.15:3 ; Нав.4:13 ), и Бог же назна­чал смер­тель­ное нака­за­ние за многие пре­ступ­ле­ния (см.: Исх.21:12, 15 ; Лев.20:11 и др.).

«В Ветхом Завете мы нахо­дим мно­же­ство ука­за­ний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.3:2 ), как выхо­дить на войну (см.: Чис.10:9 ), что необ­хо­димо делать после войны (см.: Чис.3:19 ; Втор.31:19 ). Война была необ­хо­ди­мо­стью для евреев, так как окру­жав­шие их языче­ские народы вели посто­ян­ные войны со своими сосе­дями. Более того, воз­мож­ность мир­ного сосу­ще­ство­ва­ния с испо­ве­ду­ю­щими идо­ло­по­клон­ство и раз­вра­щен­ными до край­ней сте­пени наро­дами пред­став­ляло для иудеев боль­шую опас­ность. Поэтому такие войны и назы­ва­ются в Свя­щен­ном Писа­нии вой­нами Гос­пода (см.: 1Цар.17:47 ; 2Пар.20:15 ), так как они пред­став­ляли собой намного мень­шее нрав­ствен­ное зло, чем совра­ще­ние в идо­ло­по­клон­ство»6. Поэтому Бог при­ка­зы­вал Своему народу: «Отмсти Мади­а­ни­тя­нам за сынов Изра­и­ле­вых, и после отой­дешь к народу твоему» ( Чис.31:2 ); «В горо­дах сих наро­дов, кото­рых Гос­подь, Бог твой, дает тебе во вла­де­ние, не остав­ляй в живых ни одной души, но предай их закля­тию: Хет­теев, и Амор­реев, и Хана­неев, и Фаре­зеев, и Евеев, и Иеву­сеев, как пове­лел тебе Гос­подь Бог твой» ( Втор.20:16-17 ); «И послал тебя Гос­подь в путь, сказав: “иди и предай закля­тию нече­сти­вых Ама­ли­ки­тян и воюй против них, доколе не уни­что­жишь их”» ( 1Цар.15:18 ).

«Время любить, и время нена­ви­деть; время войне, и время миру» ( Еккл.3:8 ). Эта фраза как будто бы преду­смат­ри­вает опре­де­лен­ное место для войны в усло­виях нашего пад­шего мира.

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждал, что войны будут сопро­вож­дать все время зем­ного суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ства: «Также услы­шите о войнах и о воен­ных слухах. Смот­рите, не ужа­сай­тесь, ибо над­ле­жит всему тому быть, но это еще не конец» ( Мф.24:6 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет о том, что «о войнах же гово­рит Он тех, кото­рые имели быть в Иеру­са­лиме»8, то есть име­ются в виду рим­ские походы в Иудею в I веке для усми­ре­ния вос­став­ших евреев. Однако другие святые отцы счи­тали воз­мож­ным отно­сить эти слова к собы­тиям нака­нуне конца мира. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, напри­мер, пишет: «Как бывают у рож­да­ю­щей сперва муки, а потом уже она рож­дает, так и этот век поро­дит буду­щий только после смя­те­ний и войн»9.

Осо­бого вни­ма­ния заслу­жи­вает тол­ко­ва­ние на эти слова, данное пре­по­доб­ным Иусти­ном (Попо­ви­чем): «Гре­хо­лю­бие и зло­лю­бие, а через них само­лю­бие создает войны между людьми, между наро­дами, между цар­ствами. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожде­ле­ний ваших, вою­ю­щих в членах ваших? ( Иак.4:1 )… Раз­дра­жен­ный Хри­стом, Еван­ге­лием Хри­сто­вым, Цер­ко­вью Хри­сто­вой, хри­сто­нос­цами Хри­сто­выми, грех при конце мира будет упо­треб­лять самые сви­ре­пые войны между людьми и наро­дами, чтобы посра­мить Христа и его немощь. И мало­вер­ные люди будут спра­ши­вать: как же Хри­стос – Бог, когда Его учение не может овла­деть миром, устра­нить войны, чтобы воца­рился мир между людьми и наро­дами? Страхи и ужасы войн, по диа­лек­тике режис­сера войн, будут упо­треб­лены со сто­роны хри­сто­бор­цев как дока­за­тель­ства немощи Христа и хри­сти­ан­ства. Это соблаз­нит многих. Спа­си­тель пре­ду­пре­ждает об этом Своих после­до­ва­те­лей:Смот­рите, не ужа­сай­тесь; ибо над­ле­жит всему тому быть. Над­ле­жит? Да, ибо раз­мно­жен­ное среди людей и взбе­сив­ше­еся зло должно про­явиться через людо­ед­ские войны… Спа­си­тель гово­рит о войнах как о чем-то, что Его после­до­ва­тели не вызо­вут, но от чего они будут стра­дать. Им не сле­дует вызы­вать войны; если войны постиг­нут их, они должны им про­ти­во­по­ста­вить свои еван­гель­ские доб­ро­де­тели: веру, молитву, тер­пе­ние, кро­тость, мило­сер­дие, любовь, пост и осталь­ные. Ибо так по-еван­гель­ски ведется война против войны, против греха, против диа­вола. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего ( Еф.6:12 )»10.

Говоря об обе­то­ва­ниях, нужно упо­мя­нуть, что в Писа­нии Вет­хого Завета есть обе­ща­ние о гря­ду­щем пре­одо­ле­нии войн: «И заключу в то время для них союз с поле­выми зве­рями и с пти­цами небес­ными, и с пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в без­опас­но­сти»( Ос.2:18 ).

Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский пони­мает это как ука­за­ние на при­ми­ре­ние во Христе обра­тив­шихся языч­ни­ков и евреев: «И по при­ми­ре­нии всего будут истреб­лены лук, и меч, и война. Ибо не будет нужды в оружии, когда не будет вою­ю­щих. Изра­иль соеди­нится с языч­ни­ками, и испол­нятся слова Вто­ро­за­ко­ния: воз­ве­се­ли­тесь народы с людьми Его ( Втор.32:43 ), то есть, в Церкви, в кото­рой Он сокру­шил силу луков, щитов, мечей и войну, и по сокру­ше­нии и истреб­ле­нии их веру­ю­щие будут спать без­опасно и поко­иться при одном пас­тыре»11. Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский также при­ла­гал это обе­то­ва­ние к Церкви, но больше к жизни ее чад в буду­щем веке как одни из гря­ду­щих благ12.

В каче­стве глав­ной при­чины войн, воз­ни­ка­ю­щих против веру­ю­щих, Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах назы­вает их тяжкие пре­гре­ше­ния против Бога и нару­ше­ние вер­но­сти Ему. Война явля­ется воз­мез­дием народу за все­на­род­ные грехи, наи­бо­лее же за грех отступ­ни­че­ства.

Вот как о том гово­рит в своей песни святая Девора: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» ( Суд.5:8 ), и то же воз­ве­щает Дух Святой через Иудифь: «Когда укло­ни­лись от пути, кото­рый Он заве­щал им, то во многих войнах они потер­пели весьма силь­ные пора­же­ния, отве­дены в плен, в чужую землю, храм Бога их раз­ру­шен, и города их взяты непри­я­те­лями» ( Иудифь 5:18 ).

И в книге про­рока Исаии читаем: «Не хотели они ходить путями Его и не слу­шали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окру­жила их пла­ме­нем со всех сторон, но они не при­ме­чали; и горела у них, но они не ура­зу­мели этого серд­цем» ( Ис.42:24-25 ). Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст заме­чает об этих стро­ках: «Смотри, Бог ясно откры­вает, что Он наме­ренно иных нака­зы­вает, Сам же ни от кого не терпит муче­ния»14.

Бог помо­гает в войнах пра­вед­ным

Однако если веру­ю­щие верны Богу и против них высту­пили враги, то в таком случае Гос­подь всегда помо­гает одер­жать победу, даже несмотря на мно­го­крат­ное чис­лен­ное пре­вос­ход­ство непри­я­теля. В таком случае война ста­но­вится спо­со­бом явить силу Божию и про­сла­вить Гос­пода и истин­ную веру, в том числе и перед лицом врагов-ино­вер­цев.

Эта мысль ярко выра­зи­лась во время спора Давида с Голиа­фом, когда, после того как фили­стим­ский бога­тырь про­клял буду­щего царя Изра­иль­ского именем своих богов, «Давид отве­чал Фили­стим­ля­нину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Гос­пода Сава­офа, Бога воинств Изра­иль­ских, кото­рые ты поно­сил; ныне пре­даст тебя Гос­подь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Фили­стим­ского птицам небес­ным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Изра­иле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спа­сает Гос­подь, ибо это война Гос­пода, и Он пре­даст вас в руки наши» ( 1Цар.17:45-47 ).

Так и слу­чи­лось, и впо­след­ствии царь Давид про­слав­лял за это Гос­пода: «Ибо Ты пре­по­я­сал меня силою для войны и низ­ло­жил под ноги мои вос­став­ших на меня» ( Пс.17:40 ).

А вот как пророк Заха­рия гово­рит о бла­го­че­сти­вых рат­ни­ках на спра­вед­ли­вой войне: «И они будут, как герои, попи­ра­ю­щие [врагов] на войне, как улич­ную грязь, и сра­жаться, потому что Гос­подь с ними, и посра­мят всад­ни­ков на конях» ( Зах.10:5 ).

Сми­рен­ное осо­зна­ние своих сил и вклада в победу пода­ется в Писа­нии как един­ственно пра­виль­ное для веру­ю­щего воина, «ибо не от мно­же­ства войска бывает победа на войне, но с неба при­хо­дит сила» ( 1Мак.3:19 ).

То, что ска­зано в общем при­ме­не­нии ко всему войску, отно­сится и к каж­дому сол­дату в отдель­но­сти. Бог сохра­няет верных Ему: «Во время голода изба­вит тебя от смерти, и на войне – от руки меча» ( Иов.5:20 ).

О воин­ском деле

Те про­те­станты, кото­рые утвер­ждают, что Бог будто бы запре­щает хри­сти­а­нам участ­во­вать в закон­ной войне и даже просто слу­жить в армии, не могут отве­тить на вопрос, почему нигде в Библии ничего подоб­ного прямо и ясно не гово­рится. Чтобы оправ­дать свои идеи, им при­хо­дится под­го­нять под них биб­лей­ские цитаты в соб­ствен­ной интер­пре­та­ции, тогда как в самих этих фраг­мен­тах о воин­ском подвиге ничего пло­хого не гово­рится.

Так, к при­меру, в Новом Завете гово­рится о сот­нике, кото­рый просил Гос­пода исце­лить своего слугу и кото­рый удо­сто­ился высо­чай­шей похвалы от Спа­си­теля: «Ска­зы­ваю вам, что и в Изра­иле не нашел Я такой веры» ( Лк.7:9 ). При­во­дится в Писа­нии и другой пример: «Муж, именем Кор­ни­лий, сотник из полка, назы­ва­е­мого Ита­лий­ским, бла­го­че­сти­вый и боя­щийся Бога… он в виде­нии ясно видел около девя­того часа дня Ангела Божия» ( Деян.10:1-3 ). И ни пер­вому, ни вто­рому сот­нику ни Гос­подь, ни апо­столы не ска­зали ни слова в осуж­де­ние их воин­ской службы и не запо­ве­дали оста­вить ее. Точно так же и воины, кото­рые при­хо­дили к свя­тому Иоанну Кре­сти­телю и спра­ши­вали: «Что нам делать?», – в ответ слы­шали не пове­ле­ние о дезер­тир­стве, а призыв воз­дер­жи­ваться от греха во время своей службы: «Никого не оби­жайте, не кле­ве­щите и доволь­ствуй­тесь своим жало­ва­ньем» ( Лк.3:14 ). Бла­жен­ный Фео­фи­лакт пишет, что святой Пред­теча «воинов убеж­дает не похи­щать, но доволь­ство­ваться обро­ками, то есть жало­ва­ньем, какое обык­но­венно дается от царя. Смотри, как Иоанн про­стой класс народа, как незло­би­вых, убеж­дает делать нечто доброе, то есть уде­лять другим, а мыта­рей и воинов – удер­жи­ваться от зла. Ибо сии не были еще спо­собны, не могли совер­шать что-нибудь доброе, а им доста­точно было не делать зла»15.

Нако­нец, апо­стол Павел, говоря о про­яв­ле­ниях веры, пере­чис­лял вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и прямо хвалил их за воин­ские подвиги: «И что еще скажу? Недо­ста­нет мне вре­мени, чтобы повест­во­вать о Гедеоне, о Вараке, о Сам­соне и Иеффае, о Давиде, Саму­иле и (других) про­ро­ках, кото­рые верою побеж­дали цар­ства, тво­рили правду, полу­чали обе­то­ва­ния… были крепки на войне, про­го­няли полки чужих» ( Евр.11:32-34 ).

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин подроб­нее рас­кры­вает те собы­тия, на кото­рые ссы­ла­ется апо­стол: «Но чтобы не пере­чис­лять отдельно и подробно всех дел веры вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, он потом только кратко ука­зы­вает на них. И что еще, гово­рит, скажу? ведь недо­ста­нет мне вре­мени повест­во­вать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тре­мя­стами мужей пора­зив­шего десять тысяч Мади­а­ни­тян (см.: Суд.7:1, 7 ), и Вараке, верой своей побе­див­шего войско Сисара (см.: Суд.4:7 ), и Сам­соне, кото­рый, бла­го­даря своей вере, избил осли­ной челю­стью тысячу чело­век (см.: Суд.15:15 ), и Иеффае, кото­рый своей верой раз­ру­шил 22 города Аммо­нит­ских (см.: Суд.11:33 ), и Давиде, кото­рый, бла­го­даря своей вере, пора­зил Голиафа (см.: 1Цар.17:4 ), и Саму­иле, кото­рый своей верой побе­дил Фили­стим­лян (см.: 1Цар.7:10 ), и о других про­ро­ках»16. Так, мы видим, что «в глазах апо­стола воен­ные подвиги – не гре­хов­ные и Богу неугод­ные дей­ствия, а, напро­тив, дела веры, на совер­ше­ние кото­рых Гос­подь Сам давал силу людям, упо­вав­шим на Него и посвя­щав­шим имени Его свои победы»17.

Итак, в Новом Завете нигде нет пори­ца­ния воин­скому званию, что непре­менно было бы, если бы воин­ская служба про­ти­во­ре­чила нрав­ствен­ному досто­ин­ству хри­сти­а­нина. А «обще­при­знан­ное апо­столь­ское пра­вило – каждый оста­вайся в том звании, в кото­ром при­зван ( 1Кор.7:20 ) – давало воз­мож­ность нахо­диться в рим­ских вой­сках и сол­да­там-хри­сти­а­нам»18.

Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах дает ука­за­ние для пол­ко­водца, соби­ра­ю­ще­гося вести войну: «Чело­век мудрый силен, и чело­век разум­ный укреп­ляет силу свою. Поэтому с обду­ман­но­стью веди войну твою, и успех [будет] при мно­же­стве сове­ща­ний» ( Притч.24:5-6 ); «Пред­при­я­тия полу­чают твер­дость чрез сове­ща­ние, и по сове­ща­нии веди войну» ( Притч.20:18 ), «Не сове­туйся… с бояз­ли­вым о войне» ( Сир.38:11 ).

На необ­хо­ди­мость для вое­на­чаль­ника обду­манно подойти к пла­ни­ро­ва­нию буду­щей кам­па­нии, взве­ши­вая все за и против и обсуж­дая это на воен­ном совете, ссы­ла­ется и Гос­подь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против дру­гого царя, не сядет и не посо­ве­ту­ется прежде, силен ли он с деся­тью тыся­чами про­ти­во­стать иду­щему на него с два­дца­тью тыся­чами?» ( Лк.14:31 )

Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов так гово­рит об этом изре­че­нии: «Царь против царя, равный против рав­ного, идет на войну, и однако же, если созна­ется, что он не может про­ти­во­сто­ять, то отправ­ляет посоль­ство и просит мира. Итак, какими сле­зами должны испра­ши­вать себе пощады мы, кото­рые на оном страш­ном испы­та­нии явимся на суд с Царем своим, не равные с равным, но кото­рых и состо­я­ние, и сла­бость, и все, от чего зави­сим, являют низ­шими?»19

Про­блема низкой зар­платы офи­це­рам и про­фес­си­о­наль­ным сол­да­там также нахо­дит осве­ще­ние в Писа­нии, где такое поло­же­ние вещей недву­смыс­ленно осуж­да­ется: «От двух скор­бело сердце мое… если воин терпит от бед­но­сти, и разум­ные мужи бывают в пре­не­бре­же­нии» ( Сир.27:24-25 ).

Также и апо­стол Павел гово­рит как о чем-то разу­ме­ю­щемся о необ­хо­ди­мо­сти госу­дар­ству содер­жать воинов: «Какой воин служит когда-либо на своем содер­жа­нии?» ( 1Кор.9:7 )

Воин, бла­го­даря таким своим каче­ствам, как стой­кость и отказ от житей­ских дел по пер­вому же при­казу, берется как образ хри­сти­а­нина: «Итак пере­носи стра­да­ния, как добрый воин Иисуса Христа» ( 2Тим.2:3 ), «Ника­кой воин не свя­зы­вает себя делами житей­скими, чтобы уго­дить вое­на­чаль­нику» ( 2Тим.2:4 ).

«Сле­дует ска­зать о неко­то­рых вопро­сах духов­ной чистоты, осо­бенно акту­аль­ных в вой­сках: это вопрос цело­муд­рия, чистоты языка и молитвы. «Не пре­лю­бо­дей­ствуй», – такую запо­ведь дал Гос­подь Моисею еще на горе Синай… Когда еврей­ские воины под пред­во­ди­тель­ством Моисея побеж­дали язы­че­ские народы, то их враги решили, что если сол­даты согре­шат, то бла­го­дать отсту­пит, Бог пере­ста­нет помо­гать евреям и их можно будет побе­дить. И они подо­слали к войску про­даж­ных женщин. Сол­даты пали с ними, бла­го­дать отошла от войска евреев и в этом сра­же­нии они были раз­гром­лены.

В связи с чисто­той тела сле­дует ска­зать и о чистоте языка. Вопрос о чистоте речи стоит перед вои­нами в своей нели­це­при­ят­ной остроте. Каждый знает, что такое креп­кие сол­дат­ские выра­же­ния. Даже офи­церы не брез­гуют ими. Писа­ние осуж­дает этот грех: «Язык – неболь­шой член, но много делает. Посмотри, неболь­шой огонь как много веще­ства зажи­гает! И язык – огонь, при­краса неправды; язык… осквер­няет все тело и вос­па­ляет круг жизни, будучи сам вос­па­ляем от геенны… Им бла­го­слов­ляем Бога и Отца, и им про­кли­наем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию. Из тех же уст исхо­дит бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие: не должно, братия мои, сему так быть», – пишет святой апо­стол Иаков ( Иак.3:5-6, 9–10 )»20.

Писа­ние учит мило­сер­дию к побеж­ден­ному и обез­ору­жен­ному непри­я­телю, предо­сте­ре­гая от чув­ства озлоб­ле­ния и зло­рад­ства: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не весе­лится сердце твое, когда он спо­ткнется. Иначе, увидит Гос­подь, и неугодно будет это в очах Его…» ( Притч.24:17-18 ). Борясь с грехом, важно не при­об­щиться к нему, не упо­до­биться злу. Поэтому апо­стол Павел писал: «Не мстите за себя, воз­люб­лен­ные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голо­ден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты собе­решь ему на голову горя­щие уголья. Не будь побеж­ден злом, но зло побеж­дай добром» ( Рим.12:19-21 ). «Этими сло­вами обос­но­вы­ва­ется необ­хо­ди­мость мило­серд­ного отно­ше­ния к ране­ным и плен­ным»21.

Уже в вет­хо­за­вет­ные вре­мена осуж­да­ется уча­стие в войне свя­щен­ни­ков: «В то время пали в сра­же­нии свя­щен­ники, желав­шие про­сла­виться храб­ро­стью и без­рас­судно вышед­шие на войну» ( 1Мак.5:67 ). В этой фразе можно видеть и ука­за­ние на тще­слав­ное настро­е­ние перед битвой как на то, кото­рое при­во­дит к пора­же­нию.

Нако­нец, имеет смысл при­ве­сти еще одно выска­зы­ва­ние, хотя оно более отно­сится к сотруд­ни­кам пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, чем к армей­ским сол­да­там и офи­це­рам. Но все же стоит его рас­смот­реть, осо­бенно в кон­тек­сте темы о допу­сти­мо­сти упо­треб­ле­ния «меча», то есть, оружия: «Началь­ник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же дела­ешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти­тель в нака­за­ние дела­ю­щему злое» ( Рим.13:4 ). Ниже про­ци­ти­руем свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния к этим словам.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Ибо Божий слу­жи­тель есть он, так как чрез него совер­ша­ется воля Божия над пра­вед­ными и без­за­кон­ными. Если же зло сде­ла­ешь, бойся и не делай, ибо не без цели (напрасно) опо­я­сан мечем»22.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Многие сна­чала навыкли доб­ро­де­тели ради началь­ни­ков, а впо­след­ствии при­ле­пи­лись к ней из-за страха Божия. На людей более грубых не столько дей­ствует буду­щее, сколько насто­я­щее. Потому тот, кто и стра­хом, и поче­стями пред­рас­по­ла­гает души людей, чтобы они были спо­собны вос­при­нять слово учения, по спра­вед­ли­во­сти назван Божиим слугой… Ты должен пови­но­ваться, гово­рит (апо­стол), не потому только, что, не под­чи­ня­ясь, про­ти­вишься Богу и от Бога и людей навле­ка­ешь на себя вели­кие бед­ствия, но и потому, что началь­ник как охра­ни­тель мира и граж­дан­ского бла­го­устрой­ства есть вели­чай­ший твой бла­го­де­тель»23.

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт: «Значит, не началь­ник про­из­во­дит в нас страх, но пороки наши, по при­чине кото­рых и меч началь­ника, то есть власть нака­зы­вать. Началь­ник, гово­рит, не напрасно опо­я­сы­ва­ется мечом, но для того, чтобы нака­зы­вать пороч­ных»24.

Под­водя итог, еще раз повто­рим: попытки дока­зать, что будто бы Библия пори­цает воин­ское слу­же­ние в прин­ципе и запре­щает его для веру­ю­щих, несо­сто­я­тельны, они осно­ваны на про­из­воль­ных и наду­ман­ных интер­пре­та­циях отдель­ных строк Писа­ния при полном игно­ри­ро­ва­нии других.

Гос­подь Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждал, что войны будут сопро­вож­дать все время зем­ного суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ства.

В каче­стве глав­ной при­чины войн, воз­ни­ка­ю­щих против веру­ю­щих, Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах назы­вает их тяжкие пре­гре­ше­ния против Бога и нару­ше­ние вер­но­сти Ему. Но если веру­ю­щие верны Богу и против них высту­пили враги, тогда Гос­подь всегда помо­гает одер­жать победу, и такая война ста­но­вится спо­со­бом явить силу Божию и про­сла­вить Гос­пода и истин­ную веру. Потому в Ветхом Завете мно­го­кратно были войны, из кото­рых неко­то­рые про­ис­хо­дили по пове­ле­нию Божи­ему и совер­шали их святые пра­вед­ники.

Писа­ние Нового Завета также неод­но­кратно с похва­лой упо­ми­нает о воинах, притом ни разу не осуж­дая их службу и не при­ка­зы­вая оста­вить ее. Про­слав­ля­ются и подвиги вет­хо­за­вет­ных пол­ко­вод­цев.

Писа­ние во многих местах дает ука­за­ние для пол­ко­водца, соби­ра­ю­ще­гося вести войну, при­зы­вая обду­манно подойти к пла­ни­ро­ва­нию буду­щей кам­па­нии, взве­ши­вая все за и против и обсуж­дая это на воен­ном совете. Затра­ги­ва­ются также вопросы денеж­ного доволь­ствия воен­но­слу­жа­щих, одоб­ря­ется воин­ская стой­кость и отказ от житей­ских попе­че­ний ради своего слу­же­ния.

Гово­рит Писа­ние и о духов­ной под­го­товке воинов к битве, кото­рая заклю­ча­ется, во-первых, в пра­виль­ном устрем­ле­нии мыслей к Богу, а во-вторых, в уси­лен­ной молитве.

При­ме­ча­ния:

5 См.: Бай­ду­ков А. Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние о войне и воин­ской службе // Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1999. № 8.

6 Галь­би­ати Э., Пьяцца А. Труд­ные стра­ницы Библии. М., 1995. С. 262.

10 Иустин (Попо­вич), архи­манд­рит. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея // Вест­ник Гер­ман­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. 2002. № 1. С. 76.

11 Иеро­ним Стри­дон­ский, бла­жен­ный. Тво­ре­ния. Киев, 1894. Ч. 12. С. 182–183.

14 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на про­рока Исайю, 42.

17 См.: Бай­ду­ков А. Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние о войне и воин­ской службе.

18 Николь­ский В. Хри­сти­ан­ство, пат­ри­о­тизм и война // Пра­во­слав­ный собе­сед­ник. Казань, 1904. Т. 2. Ч. 2. С. 157.

20 Гера­си­мов П.В. Воин­ская служба в кон­тек­сте пра­во­слав­ной нрав­ствен­но­сти.

21 См.: Сергий Корот­ких, иерей. Что озна­чает: «Не убий…»? // Спас. 2005. № 6 (15).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *