ветхий завет про иисуса

Говорит ли Ветхий Завет об Иисусе Христе?

У многих людей возникает вопрос: а нужно ли тогда знать Ветхий Завет, закон Моисея и говорит ли что-нибудь Ветхий Завет о Христе?

Прочтя весь Ветхий Завет, и не обнаружив в нем слова «Христос», некоторые из читателей делают вывод: об Иисусе Христе Ветхий Завет ничего не говорит, значит и знать его не надо.

Поэтому в Ветхом Завете все тексты о ПОСЛАННИКЕ с Небес говорят об Иисусе Христе.

Сам Христос говорит фарисеям, хорошо знающим Писание:

Даже все образы ветхозаветных героев (Иосиф, Давид, сын Авраама Исаак и т.д.) указывают на определенные черты характера Христа или на происшедшие с Ним события на земле.

Множество пророчеств Ветхого Завета предсказывают жизнь Христа за несколько сот лет до Его появлении на земле:

Гал.3:24 Итак закон
был для нас ДЕТОВОДИТЕЛЕМ ко Христу

Ветхий Завет указывает нам на Христа и приводит нас к ИСТОКАМ понимания СУТИ и ИСТИННОГО значения прихода Христа на землю, без понимания Ветхого Завета человек НИКОГДА не познает ПОЛНОТУ Божьих истин о жизни и цели прихода Бога Иисуса Христа.

Рождение Христа в Вифлееме было точно предсказано и записано в Ветхом Завете:

Цель и жизнь Иисуса Христа ярко описана пророком:

Разные книги Ветхого Завета тоже повествуют о Христе, например:

Поэтому, где стоит это слово, надо понимать так: Божья Семья (Отец, Иисус Христос и Дух Святой).

Быт.1:1 В начале сотворил Бог небо и землю.

Смысл этого места Писания:

В начале сотворилА БОЖЬЯ СЕМЬЯ (все вместе – Отец, Христос и Дух Святой) небо и землю.

В Библии это слово встречается на протяжении всего Танаха (Ветхого Завета) около 2000 раз, поэтому Христос сказал, что ВЕСЬ Ветхий Завет ГОВОРИТ О ПРИСУТСТВИИ ХРИСТА ВО ВСЕХ ДЕЛАХ Божьих (Ин.5:39), т.к. Христос является УЧАСТНИКОМ ВСЕХ событий ветхозаветного времени.

Поэтому можно уверенно сказать, что весь Ветхий Завет повествует о деяниях Иисуса Христа, Сына Божьего, Который существовал еще до сотворения Неба и земли.

Поэтому без понимания Ветхого Завета человек никогда не достигнет совершенства в познании Бога.

Источник

Ветхий завет про иисуса

ветхий завет про иисуса

Где в Ветхом Завете упоминается Христос?

Есть много ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе. Некоторые переводчики исчисляют их сотнями. Ниже приводятся те, которые считаются наиболее яркими и наиболее важными. О рождении Иисуса: Исаия 7:14, « Итак Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Исаии 9:6, « Ибо младенец родился нам—Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.» Михей 5:2,«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.»

О служении и смерти Иисуса: Захария 9:9, « Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» Псалом 22:16-18,«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.»

Вероятно, самое яркое пророчество об Иисусе, и, безусловно, самое длинное- вся глава 53 Исаии. Исайя 53:3-7, «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.»

«Семьдесят седьмин» пророчества Даниила в главе 9, предсказывали точную дату, когда Иисус, Мессия, будет «казнен». Исаия 50:6 точно описывает избиение, что Иисус пережил. Захария 12:10 прогнозирует «пронзениие» Мессии, которое произошло после смерти Иисуса на кресте. Многие другие примеры могут быть предоставлены, но это будет достаточно. Ветхий Завет, несомненно, пророчествует о пришествии Иисуса как Мессии.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

20. Говорит ли Ветхий Завет о Христе?

Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе. При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества. Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, да и откуда мы знаем, что это сказано о Нем – ведь имя напрямую не названо?

Расписание или знак?

В Евангелии от Луки есть одно удивительное место (24:13–32). Два ученика Христа, уже после Его смерти и воскресения, возвращаются домой из Иерусалима, беседуя обо всех происшедших событиях. Они уже слышали весть о Воскресении, но не могли поверить ей. Наконец, они встретили Самого Христа – но сначала Его не узнали, и Ему пришлось подробно раскрыть им смысл ветхозаветных пророчеств о страдающем Мессии, то есть о Нем Самом. И только потом, когда они остановились на ночлег и незнакомый Странник преломил с ними хлеб, они узнали в нем Учителя.

А ведь это были те самые люди, которые следовали за Ним во время Его земной жизни, слушали Его проповеди, жаждали установления Его Царства. Они наверняка много раз читали соответствующие места Писания – и тем не менее, они не могли связать одно с другим, распознать в происходивших событиях исполнение пророчеств. Как же так получилось?

Прежде всего, надо признать: в Ветхом Завете мы не находим таких строк, которые выглядели бы математически точными доказательствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид никогда не говорили: «В таком-то году в городе Вифлееме родится сын Иисус у девы Мария, Он сотворит много чудес, а потом будет распят у стен Иерусалима и на третий день воскреснет».

Но разве было бы хорошо, если бы они так сказали? Тогда у людей не осталось бы свободы выбора; к примеру, мы можем узнать из календаря, в какой момент сегодня или завтра зайдет солнце – но к вере эти факты не имеют ни малейшего отношения, именно потому, что они факты. Вера предполагает выбор: ты можешь принять слова пророка, а можешь их отвергнуть.

Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете пророчества о Христе. Во времена евангелистов именно этот вопрос разделил еврейский народ: одни увидели в Писании, которое они знали (Новый Завет ведь еще не был написан) подтверждение всему тому, чему учили их последователи Иисуса из Назарета, и стали христианами. Другие решили, что Он тут не при чем – именно такое восприятие до сих пор отделяет иудаизм от христианства.

Что же это за пророчества, в которых можно увидеть, а можно и не увидеть Христа? В книге К.С. Льюиса «Серебряное кресло» (из цикла о Нарнии) есть точный образ: лев Аслан, отправляя двоих ребят в опасное путешествие, сообщает им о знаках, которые помогут им в пути. Но он не дает им точной карты. Если коротко перефразировать, он говорит так: «На одном из камней в этом разрушенном городе вы увидите надпись. Поступите согласно ее повелениям». И при этом он добавляет: «Знаки, которые ты увидишь в Нарнии, будут не совсем такими, как ты представляешь. Вот почему так важно помнить знаки наизусть, не обращать внимания на их внешнюю оболочку». Действительно, надпись в разрушенном городе оказывается такой огромной, что прочесть ее можно только с высоты, а ребята, утомленные дорогой, забывают о знаках, не пытаются соотнести их с тем, что видят вокруг себя, и потому не могут их распознать вовремя – и путь их становится куда более длинным и опасным.

И еще одна интересная деталь. Та надпись содержала всего два слова: «…подо мной», – это был остаток эпитафии древнего царя. Казалось бы, для путешественников эти слова не имели никакого смысла – но на самом деле под ней был вход в подземелье, где и находился принц, которого они искали. Тот, кто составлял текст надписи, наверняка не догадывался, что она будет иметь второй, сокровенный смысл – но для Бога нет ничего случайного, и новый смысл, знак для путешественников Аслана, оставался сокрытым до тех пор, пока они сами его не раскрыли.

Итак, находим ли мы в Ветхом Завете подобные знаки?

В ожидании Мессии

Прежде всего, нужно понять, что пророчества о Христе в Ветхом Завете – это не отдельные стихи или главы, а скорее идеи, которыми пропитано Писание. Например, представление об искупительной жертве, кровь которой смывает грех с человека (об этом мы поговорим в следующей главе). Другая центральная идея Ветхого Завета – представление о Боге как о единственном истинном Царе Израиля, Который однажды станет править Своим народом зримым образом, и подчинит Себе при этом весь мир.

Торжественный возглас «Господь воцарился» звучит и в псалмах, и в пророческих книгах, и он относится именно к этому времени.

Однако Господь в Ветхом Завете невидим и недоступен для человека – как же Он может взойти на царский престол, поместиться во дворце? Разумеется, израильтяне понимали Его царствование не так материалистически. На физическом престоле, как ожидали они, воссядет избранный Господом царь. Поскольку символически это избрание изображалась как помазание оливковым маслом, то и своего идеального царя израильтяне называли Помазанником; на еврейском это слово звучит как Машиах (отсюда русское Мессия), а на греческом как Христос.

«Ты ли Христос?» – спрашивали Иисуса на суде те, кто меньше всего был склонен увидеть в нем Христа ( Лк 22:67 ). Примерно так же спрашивал Христа через своих учеников Иоанн Креститель: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» ( Лк 7:19 ) Такое ощущение, что Мессию жители Палестины в I веке н.э. ожидали почти с тем же напряжением, с каким мы ждем незнакомого нам лично человека, с которым условились о встрече. Ну что же он запаздывает? Может быть, вот тот? Или этот? Подойти, спросить, что ли…

Откуда же они знали о приходе Мессии? Из Писания, которое сегодня мы называем Ветхим Заветом. Господь говорил Давиду о его потомке: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» ( 2Цар 7:14 ). Конечно, в историческом плане это пророчество относится к Соломону, любимому сыну Давида, который и построил храм в Иерусалиме. Но земной царь есть лишь наместник Царя Небесного, и в идеале отношения между ними должны стать отношениями отца и сына. Кстати, именно из-за этих слов Господа израильтяне верили, что Мессия, как и вообще любой законный израильский царь, будет прямым потомком царя Давида. Поэтому и Матфей начинает свое Евангелие с родословия Иисуса, поэтому и те, кто Его принимал, именовали Его «сыном Давидовым»

А Псалтирь, носящая имя царя Давида, говорит о Боге и царе такими словами:

«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс 109:1 ). Уже в евангельские времена этот стих понимался как описание отношений царя-Мессии (Христа) и Бога. Эту цитату приводил Сам Иисус, спрашивая фарисеев: как может Давид называть Мессию Господом, если Мессия – потомок Давида, его сын? Вопрос смутил их до такой степени, что они не просто не смогли на него ответить, но и впредь не задавали Иисусу каверзных вопросов ( Мф 22:4– 46 ).

В самом деле, здесь нам приоткрывается тайна, которая не до конца была ясна даже самым ближайшим ученикам Иисуса: Мессия, с одной стороны, происходит по плоти от Давида, а с другой – неизмеримо больше его. То есть Он – человек, но вместе с тем Он и Бог. Наверное, конкретно-исторический смысл этого псалма, связанный с земными царями, не включал в себя столь сложного богословского элемента, но если бы речь шла только об историческом царе, к чему было бы включать этот гимн в состав Священного Писания? Нет, наверняка он имеет и более глубокое значение.

Много подобных мест Писания уже ко временам Нового Завета воспринимались евреями как мессианские пророчества, указывающие на грядущего праведного царя. Но каким будет этот царь?

Победа или страдания?

Разумеется, все хотят видеть своих царей победителями. Не сказано ли и в том самом псалме: «положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» ( Пс 109:1 ). Нечто похожее мы встретим и у многих пророков: славный образ торжествующего царя, которому поклоняются и покоряются его былые враги.

Но у того же Исайи мы встречаем и совсем другой образ: страдающего Мессию.

«Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис 53:2–7 ).

Как же так? Разве можно быть одновременно победителем и побежденным? Судьей и подсудимым? Прославленным и презренным? Ветхозаветные пророчества не открывают нам этой тайны полностью, они – те самые знаки, что оказываются не совсем такими, какими ты их себе представлял. Но их все же слишком много, и тот, кто ищет добросовестно, наверняка опознает хотя бы некоторые из них.

А дальше начинается множество деталей и подробностей; особенно много внимания уделяет им евангелист Матфей. Значимой оказывается буквально каждая деталь, причем не только для евангелиста, но вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяснить, где родился новый Царь (причем сам Ирод понимает Его царство исключительно в политических терминах и видит в Нем угрозу собственному правлению), то его советники обращаются ни к чему иному, как к книге пророка Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих 5:2 ). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет возвращаются домой, то евангелист приводит слова пророка Осии: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос 11:1 ).

Кстати, между этими двумя пророчествами – немалая разница. Михей явно говорит о некоем правителе, его слова относятся к Мессии вполне однозначно. Но слова Осии в контексте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Израиля, который был в египетском рабстве, но Господь вывел его оттуда. То есть некоторые из пророчеств, в Евангелии отнесенных ко Христу, изначально могли иметь иной исторический смысл. Это вполне нормально; более того, если Мессия – идеальный царь и идеальный израильтянин, то понятно, что некоторые события из его жизни будут так или иначе повторять события из жизни других царей и всего израильского народа.

Но особенно много пророчеств связано с Распятием и Воскресением Христа. Чуть ли не каждая деталь крестной смерти находит свое отражение в словах пророков и псалмопевцев. Это казнь, когда Христа прибили ко кресту, а Его одежду делили по жребию ( Пс 21:16–19 ); и уксус, который Ему дали пить на кресте ( Пс 68:22 ); и гробница богатого человека, в которую положили Его мертвое тело ( Ис 53:9 ). Это, наконец, рассказ о тридцати серебряных монетах, которые Иуда получил за свое предательство, а потом в ужасе от совершенного бросил их в Храме на пол, и на них купили землю горшечника ( Зах 11:12–13 ).

Есть в Ветхом Завете и пророчества о Воскресении Христовом и о нашем всеобщем воскресении. Ведь еще задолго до рождения Мессии было написано: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс 15:10 ). Наконец, есть в Ветхом Завете и некое подобие хронологии – таинственная книга Даниила. В ней говорится, что от восстановления Иерусалима до появления Мессии должно пройти «семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан 9:25 ). Правда, срок этот можно отсчитывать от разных событий, и пророчества Даниила трактуются разными толкователями очень по- разному, но издавна существовало и такое понимание: между восстановлением Храма после вавилонского плена и явлением Христа народу прошло шестьдесят девять седмин, или 483 года.

Впрочем, важнее всего тут не детали, а скорее общий смысл множества мест Ветхого Завета, говорящих о страданиях и конечной победе праведника, и о пасхальной жертве, кровь которой спасает людей – ведь именно накануне Пасхи был распят Иисус. И у любого человека, как у тех самых путников из Евангелия от Луки, остается свобода принять или отвергнуть эту победу, заметить Христа или торопливо пройти мимо.

«Ты – Христос, Сын Бога Живого!»

Обратим внимание и на то, как в Евангелии люди узнают в Иисусе долгожданного Мессию, Христа. «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:13–17 ).

Иисус не провозглашает себя Мессией – Он задает открытый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сформулировать) назвал Его полным мессианским титулом, Христос подтверждает его правоту и добавляет: человек не может сам додуматься до этого, ему эту тайну открывает Бог.

Но никак не умаляется свобода человека принять или отвергнуть эту тайну.

Пророчества, как мы уже выяснили, не имеют силы математических доказательств, и каждое из них можно объяснить случайным совпадением, а то и неточным переводом… Именно поэтому многие знатоки Ветхого Завета не видят в нем Христа. Собственно, такова позиция иудаизма: часть пророчеств иудеи относят к приходу Мессии, который, с их точки зрения, еще не состоялся, а часть – к кому-то или чему-то еще. Например, 53-ю главу Исайи, о страданиях Мессии, они прилагают к народу Израиля в целом. А мусульмане, почитая Иисуса (Ису) как великого пророка, вовсе не считают Его Сыном Божьим, да и вообще мессианские идеи чужды исламу.

Более того, в иудаизме то и дело возникали люди, которые объявляли себя мессиями. Наиболее известен Сабатай (или Шабтай) Цви, живший в XVII веке в Османской империи и в конце концов принявший под угрозой смерти ислам (но даже это не смутило наиболее рьяных его последователей). Назывались и другие имена… Подобные идеи всегда использовались и в политической борьбе за власть, и в религиозных войнах за умы людей. Но если мы действительно знаем имя Того, Кто воцарился над всем миром, Кто принес нам исцеление от греха и смерти и Кто примиряет нас с Богом, то эти манипуляции нам не особенно важны, ведь самое главное нам уже открыто.

Источник

Христос в Ветхом Завете

Оглав­ле­ние

Новый Завет, как известно, гово­рит прежде всего об Иисусе Христе. При этом ново­за­вет­ные авторы посто­янно утвер­ждают, что во Христе испол­ни­лись вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства. Но где именно в Ветхом Завете гово­рится о Христе, и откуда мы знаем, что это о Нем — ведь имя напря­мую не названо?

^ Рас­пи­са­ние или знак?

Прежде всего, надо при­знать: в Ветхом Завете мы не нахо­дим таких строк, кото­рые выгля­дели бы мате­ма­ти­че­ски точ­ными дока­за­тель­ствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид нико­гда не гово­рили: «В таком-то году в городе Виф­ле­еме у Девы Марии родится сын Иисус, Он сотво­рит много чудес, а потом будет распят у стен Иеру­са­лима и на третий день вос­крес­нет».

Но разве было бы хорошо, если бы они так ска­зали? Вряд ли, ведь тогда у людей не оста­лось бы сво­боды, а вера пред­по­ла­гает сво­бод­ный выбор: ты можешь при­нять слова про­рока, а можешь их отверг­нуть.

Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете про­ро­че­ства о Христе. Во вре­мена еван­ге­ли­стов именно этот вопрос раз­де­лил еврей­ский народ: одни уви­дели в Писа­нии, кото­рое они знали (Новый Завет ведь еще не был напи­сан) под­твер­жде­ние всему, чему учили после­до­ва­тели Иисуса из Наза­рета, и стали хри­сти­а­нами. Другие решили, что Он тут ни при чем – именно такое вос­при­я­тие до сих пор отде­ляет иуда­изм от хри­сти­ан­ства.

Что же это за про­ро­че­ства, в кото­рых можно уви­деть, а можно и не уви­деть Христа? В книге К. С. Льюиса «Сереб­ря­ное кресло» (из цикла о Нарнии) есть точный образ: лев Аслан, отправ­ляя двоих ребят в опас­ное путе­ше­ствие, сооб­щает им о знаках, кото­рые помо­гут им в пути. Но не дает им точной карты. Он гово­рит при­мерно так: «На одном из камней в этом раз­ру­шен­ном городе вы уви­дите над­пись. Посту­пите согласно ее пове­ле­ниям». И добав­ляет: «Знаки, кото­рые ты уви­дишь в Нарнии, будут не совсем такими, как ты пред­став­ля­ешь. Вот почему так важно пом­нить знаки наизусть, не обра­щать вни­ма­ния на их внеш­нюю обо­лочку». Дей­стви­тельно, над­пись в раз­ру­шен­ном городе ока­зы­ва­ется такой огром­ной, что про­честь ее можно только с высоты, а ребята, утом­лен­ные доро­гой, рас­се­и­ва­ются, забы­вают о знаках, не пыта­ются соот­не­сти их с тем, что видят вокруг себя, поэтому не могут их рас­по­знать – и путь их ока­зы­ва­ется куда более длин­ным и опас­ным.

И еще одна инте­рес­ная деталь. Та над­пись, кото­рую они должны были про­честь, содер­жала всего два слова: «…подо мной», – это был оста­ток эпи­та­фии древ­него царя. Каза­лось бы, для путе­ше­ствен­ни­ков эти слова не имели ника­кого смысла – но на самом деле под над­пи­сью был вход в под­зе­ме­лье, где и нахо­дился принц, кото­рого они искали. Тот, кто состав­лял текст над­писи, навер­няка не дога­ды­вался, что она будет иметь второй, сокро­вен­ный смысл – но для Бога нет ничего слу­чай­ного, и новый смысл, знак для путе­ше­ствен­ни­ков Аслана, оста­вался сокры­тым до тех пор, пока они сами его не рас­крыли.

Итак, нахо­дим ли мы в Ветхом Завете подоб­ные знаки?

^ В ожи­да­нии Мессии

Прежде всего, нужно понять, что про­ро­че­ства о Христе в Ветхом Завете – это не отдель­ные стихи или главы, а скорее, идеи, кото­рыми про­пи­тано Писа­ние. Напри­мер, пред­став­ле­ние об иску­пи­тель­ной жертве, кровь кото­рой смы­вает грех с чело­века. Другая цен­траль­ная идея Вет­хого Завета – пони­ма­ние Бога как един­ствен­ного истин­ного Царя Изра­иля, Кото­рый одна­жды станет пра­вить Своим наро­дом зримым обра­зом и под­чи­нит Себе при этом весь мир. Тор­же­ствен­ный воз­глас «Гос­подь воца­рился!» звучит и в псал­мах, и в про­ро­че­ских книгах, и отно­сится он именно к этому вре­мени.

Однако Гос­подь в Ветхом Завете неви­дим и недо­сту­пен для чело­века – как же Он может взойти на цар­ский пре­стол, поме­ститься во дворце? Разу­ме­ется, изра­иль­тяне пони­мали Его цар­ство­ва­ние не так мате­ри­а­ли­сти­че­ски. На физи­че­ском пре­столе, как ожи­дали они, вос­ся­дет избран­ный Гос­по­дом царь. Поскольку сим­во­ли­че­ски это избра­ние изоб­ра­жа­лась как пома­за­ние олив­ко­вым маслом, то и своего иде­аль­ного царя изра­иль­тяне назы­вали Пома­зан­ни­ком; на еврей­ском это слово звучит как «Машиах» (отсюда рус­ское «Мессия»), а на гре­че­ском как «Хри­стос».

Ты ли Хри­стос? – спра­ши­вали Иисуса на суде те, кто меньше всего был скло­нен видеть в нем Христа ( Лк. 22:67 ). При­мерно так же спра­ши­вал Христа через своих уче­ни­ков Иоанн Кре­сти­тель: Ты ли Тот, Кото­рый должен придти, или ожи­дать нам дру­гого? ( Лк. 7:19 ). Такое ощу­ще­ние, что Мессию жители Пале­стины в I веке от Р.Х. ожи­дали почти с тем же напря­же­нием, с каким мы ждем незна­ко­мого нам лично чело­века, с кото­рым усло­ви­лись о встрече. Ну что же он запаз­ды­вает? Может быть, вот тот? Или этот? Подойти, спро­сить, что ли…

Откуда же они знали о при­ходе Мессии? Из Писа­ния, кото­рое сего­дня мы назы­ваем Ветхим Заве­том. Гос­подь гово­рил Давиду о его потомке: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:14 ). Конечно, в исто­ри­че­ском плане это про­ро­че­ство отно­сится к Соло­мону, люби­мому сыну Давида, кото­рый и построил храм в Иеру­са­лиме. Но земной царь есть лишь намест­ник Царя Небес­ного, и в идеале отно­ше­ния между ними должны стать отно­ше­ни­ями отца и сына.

Кстати, именно из-за этих слов Гос­пода изра­иль­тяне верили, что Мессия, как и вообще любой закон­ный изра­иль­ский царь, будет прямым потом­ком царя Давида. Поэтому и Матфей начи­нает свое Еван­ге­лие с родо­сло­вия Иисуса, поэтому и те, кто Его при­ни­мал, име­но­вали Его «сыном Дави­до­вым».

А Псал­тирь, нося­щая имя царя Давида, гово­рит о Боге и царе такими сло­вами: Сказал Гос­подь Гос­поду моему: сиди одес­ную Меня, доколе положу врагов Твоих в под­но­жие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Уже в еван­гель­ские вре­мена этот стих пони­мался как опи­са­ние отно­ше­ний царя-Мессии (Христа) и Бога. Эту цитату при­во­дил Сам Иисус, спра­ши­вая фари­сеев: как может Давид назы­вать Мессию Гос­по­дом, если Мессия – пото­мок Давида, то есть его сын, как гово­рили в ту пору? Вопрос смутил их до такой сте­пени, что они не просто не смогли на него отве­тить, но и впредь не зада­вали Иисусу каверз­ных вопро­сов ( Мф. 22:4-46 ).

В самом деле, здесь нам при­от­кры­ва­ется тайна, кото­рая не до конца была ясна даже самым бли­жай­шим уче­ни­кам Иисуса: Мессия, с одной сто­роны, про­ис­хо­дит по плоти от Давида, а с другой – неиз­ме­римо больше его. То есть Он – Чело­век, но вместе с тем Он и Бог. Навер­ное, кон­кретно-исто­ри­че­ский смысл этого псалма, свя­зан­ный с зем­ными царями, не вклю­чал в себя столь слож­ного бого­слов­ского эле­мента, но если бы речь шла только об исто­ри­че­ском царе, к чему было бы вклю­чать этот гимн в состав Свя­щен­ного Писа­ния? Навер­няка он имеет и более глу­бо­кое зна­че­ние.

Многие подоб­ные места в Писа­нии уже ко вре­ме­нам Нового Завета вос­при­ни­ма­лись евре­ями как мес­си­ан­ские про­ро­че­ства, ука­зы­ва­ю­щие на гря­ду­щего пра­вед­ного царя. Но каким будет этот царь?

^ Победа или стра­да­ния?

Разу­ме­ется, все хотят видеть своих царей побе­ди­те­лями. Не ска­зано ли и в том же самом псалме: положу врагов Твоих в под­но­жие ног Твоих? ( Пс. 109:1 ). Нечто похо­жее есть и у других про­ро­ков: слав­ный образ тор­же­ству­ю­щего царя, кото­рому покло­ня­ются и поко­ря­ются его былые враги. Но у того же Исайи мы встре­чаем и совсем другой образ: стра­да­ю­щего Мессию. Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни вели­чия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, кото­рый при­вле­кал бы нас к Нему. Он был пре­зрен и умален пред людьми, муж скор­бей и изве­дав­ший болезни, и мы отвра­щали от Него лице свое; Он был пре­зи­раем, и мы ни во что ста­вили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был пора­жаем, нака­зуем и уни­чи­жен Богом. Но Он изъ­язв­лен был за грехи наши и мучим за без­за­ко­ния наши; нака­за­ние мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исце­ли­лись. Все мы блуж­дали, как овцы, совра­ти­лись каждый на свою дорогу: и Гос­подь воз­ло­жил на Него грехи всех нас. Он истя­зуем был, но стра­дал доб­ро­вольно и не откры­вал уст Своих; как овца, веден был Он на закла­ние, и как агнец пред стри­гу­щим его без­гла­сен, так Он не отвер­зал уст Своих ( Ис. 53:2-7 ).

За эти строки и за многие другие про­ро­че­ства о Христе Исайю даже назы­вают «вет­хо­за­вет­ным еван­ге­ли­стом». Но как же так? Разве может Мессия быть одно­вре­менно и побе­ди­те­лем, и побеж­ден­ным? Судьей и под­су­ди­мым? Про­слав­лен­ным и пре­зрен­ным? Ответы на все эти вопросы были даны миру только в Новом Завете, а вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства не откры­вают нам этой тайны пол­но­стью, они – те самые знаки, что ока­зы­ва­ются не совсем такими, какими ты их себе пред­став­лял. Но их все же слиш­ком много, и тот, кто ищет доб­ро­со­вестно, навер­няка опо­знает хотя бы неко­то­рые из них.

^ Детали и подроб­но­сти

А дальше идет мно­же­ство дета­лей и подроб­но­стей; осо­бенно много вни­ма­ния уде­ляет им еван­ге­лист Матфей. Зна­чи­мой ока­зы­ва­ется бук­вально каждая деталь, причем не только для еван­ге­ли­ста, но и вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяс­нить, где родился новый Царь (причем сам Ирод пони­мает Его цар­ство исклю­чи­тельно в поли­ти­че­ских тер­ми­нах и видит в Мессии угрозу соб­ствен­ному прав­ле­нию), то его совет­ники обра­ща­ются ни к чему иному, как к книге про­рока Михея: И ты, Виф­леем-Ефрафа, мал ли ты между тыся­чами Иуди­ными? из тебя про­изой­дет Мне Тот, Кото­рый должен быть Вла­ды­кою в Изра­иле и Кото­рого про­ис­хож­де­ние из начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет воз­вра­ща­ются домой, то еван­ге­лист при­во­дит слова про­рока Осии: Когда Изра­иль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ).

Кстати, между этими двумя про­ро­че­ствами – нема­лая раз­ница. Михей явно гово­рит о некоем пра­ви­теле, его слова отно­сятся к Мессии вполне одно­значно. Но слова Осии в кон­тек­сте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Изра­иля, кото­рый был в еги­пет­ском раб­стве, но Гос­подь вывел его оттуда. То есть неко­то­рые из про­ро­честв, в Еван­ге­лии отне­сен­ных ко Христу, изна­чально могли иметь иной исто­ри­че­ский смысл. Это нор­мально. Более того, если Мессия – иде­аль­ный царь и иде­аль­ный изра­иль­тя­нин, то понятно, что неко­то­рые собы­тия из его жизни будут так или иначе повто­рять собы­тия из жизни других царей и всего изра­иль­ского народа.

Есть в Ветхом Завете и про­ро­че­ства о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и о все­об­щем вос­кре­се­нии. Ведь еще задолго до рож­де­ния Мессии было напи­сано: Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь свя­тому Твоему уви­деть тление ( Пс. 15:10 ).

Нако­нец, есть в Ветхом Завете и некое подо­бие хро­но­ло­гии – таин­ствен­ная книга Дани­ила. В ней гово­рится, что от вос­ста­нов­ле­ния Иеру­са­лима до появ­ле­ния Мессии должно пройти семь седмин и шесть­де­сят две сед­мины ( Дан. 9:25 ). Правда, срок этот можно отсчи­ты­вать от разных собы­тий, и про­ро­че­ства Дани­ила трак­ту­ются раз­ными тол­ко­ва­те­лями очень по-раз­ному, но издавна суще­ство­вало и такое пони­ма­ние: между вос­ста­нов­ле­нием Храма после вави­лон­ского плена и явле­нием Христа народу прошло шесть­де­сят девять седмин, или 483 года.

^ «Ты – Хри­стос, Сын Бога Живого!»

Обра­тим вни­ма­ние и на то, как в Еван­ге­лии люди узнают в Иисусе дол­го­ждан­ного Мессию, Христа. Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Своих: за кого люди почи­тают Меня, Сына Чело­ве­че­ского? Они ска­зали: одни за Иоанна Кре­сти­теля, другие за Илию, а иные за Иере­мию, или за одного из про­ро­ков. Он гово­рит им: а вы за кого почи­та­ете Меня? Симон же Петр, отве­чая, сказал: Ты – Хри­стос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах ( Мф. 16:13-17 ).

Он не про­воз­гла­шает себя Мес­сией – Он задает откры­тый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сфор­му­ли­ро­вать) назвал Его полным мес­си­ан­ским титу­лом, Хри­стос под­твер­ждает его правоту и добав­ляет: чело­век не может сам доду­маться до этого, ему эту тайну откры­вает Бог.

При этом никак не ума­ля­ется сво­бода чело­века при­нять или отверг­нуть эту тайну. Про­ро­че­ства, как мы уже выяс­нили, не имеют силы мате­ма­ти­че­ских дока­за­тельств, и каждое из них можно объ­яс­нить слу­чай­ным сов­па­де­нием, а то и неточ­ным пере­во­дом… Именно поэтому многие зна­токи Вет­хого Завета не видят в нем Христа. Соб­ственно, такова пози­ция иуда­изма: часть про­ро­честв иудеи отно­сят к при­ходу Мессии, кото­рый, с их точки зрения, еще не состо­ялся, а часть – к кому-то или чему-то еще. Напри­мер, 53‑ю главу Исайи, о стра­да­ниях Мессии, они при­ла­гают к народу Изра­иля в целом. А мусуль­мане, почи­тая Иисуса (Ису) как вели­кого про­рока, вовсе не счи­тают Его Сыном Божьим, да и вообще мес­си­ан­ские идеи чужды исламу.

Более того, в иуда­изме то и дело воз­ни­кали люди, кото­рые объ­яв­ляли себя мес­си­ями. Наи­бо­лее изве­стен Саба­тай (или Шабтай) Цви, живший в XVII веке в Осман­ской импе­рии и в конце концов при­няв­ший под угро­зой смерти ислам (но даже это не сму­тило наи­бо­лее рьяных его после­до­ва­те­лей). Назы­ва­лись и другие имена…

Подоб­ные идеи всегда исполь­зо­ва­лись и в поли­ти­че­ской борьбе за власть, и в идео­ло­ги­че­ских войнах за умы людей. Но если мы дей­стви­тельно знаем имя Того, Кто воца­рился над всем миром, Кто принес нам исце­ле­ние от греха и смерти и Кто при­ми­ряет нас с Богом, то эти мани­пу­ля­ции нам уже не осо­бенно важны – ведь самое глав­ное мы уже знаем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *