ветхий завет псалтырь псалом 90 патриархия
Псалом 90 «Живый в помощи вышняго»
Псалом 90. Слушать
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 90 читать:
Псалом 90 на русском:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?
90 псалом — один из самых известных в «Псалтыре». Его также часто называют по первым словам «Живый в помощи». Главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном с Ним общении, ему нечего бояться. В народном сознании за ним закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают опасной ситуации. Так, например, в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой находит на шее убитого партизана ладанку с бумажкой. На бумажке были цитаты из девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух»:
«Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы»
Затем Доктор Живаго уже на шее раненого белогвардейца находит золотой футлярчик на цепочке. В нем также была сложенная бумажка с девяностым псалмом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
Псалом 90
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насы тит» (14–16).
«Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ( «под крыльями Его будешь безопасен» ). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужас ы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ( «от сряща» слав. библ. – случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысяч у и десять тысяч» (круглые цифры) – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Господь будет охранять своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3–8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасени я» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалтирь 90 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90_1-4 стих. рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (Пс.90_7-8). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (Пс.90_16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1-6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7-8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9-13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14-16).
Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
Пс.90:2. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
«Живущий под кровом Всевышнего» — живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» — будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
Пс.90:4. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
Пс.90:6. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
Пс.90:8. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» — вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» — от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужасы ночи» — скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» — от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» — от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; («от сряща» слав. библ. — случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» — от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) — в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
Пс.90:10. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
«Не приключится тебе зло» — бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» — ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Пс.90:11. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
Пс.90:12. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
Пс.90:13. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
Пс.90:16. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск — очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» — не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3-8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом — заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
Псалом 90
Псалом 90: Мой Псалом
В 1922 г. на Западных Гибридах пятилетний мальчик умирал от дифтерии. В горле у него сформировалась слизистая оболочка, и дышать становилось все труднее. Его мать-христианка отвернулась, чтобы не видеть, как он испустит дух. В этот момент в дверь постучали. Это был ее шурин из соседней деревни. Он сказал:
· Я пришел сообщить, что ты не должна беспокоиться о ребенке. Он выздоровеет, и однажды Бог спасет его душу.
· Откуда ты это знаешь?
Тогда он объяснил, что сидел у очага, читая псалом 90, когда Бог обратился к нему через последние три стиха:
Так как он возлюбил меня,
Я спасу и освобожу его;
Так как он узнал Мое великое имя,
Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему;
Я избавлю его в беде
Я дам ему долголетие
И удовлетворю его нужды;
Увидят Мое спасение.
из «Шотландской Рифмованной Псалтири».
Этим мальчиком был я. Бог спас меня от смерти в ту ночь; Он спас мою душу тринадцать лет спустя и дал мне долгую жизнь. Так что вы понимаете, почему я называю Псалом 90 своим псалмом. Обычно я добавляю, что готов поделиться им с другими — но это определенно мой псалом!
Большинство богословов со мной не согласится. Они говорят, что это мессианский псалом. И они, конечно, правы.
Его основное толкование касается нашего чудесного Господа Иисуса Христа. И мы рассмотрим его с такой точки зрения, тем не менее, помня, что можем применять его и к себе:
Я претендую на все потоки Твоей благодати;
На все обещания, данные мне.
90:1, 2 Иисус пребывал под кровом Всевышнего и жил под сенью Всемогущего. Подобного Ему никогда не было. Он жил в абсолютном, нерушимом общении с Богом, Своим Отцом. Он никогда не поступал своевольно, но исполнял только то, что велел Ему Отец. Несмотря на то, что он был полностью Богом, Он также был совершенным Человеком и жил на земле, полностью и всецело уповая на Бога. Без сомнения, Он мог взглянуть на небеса и сказать: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
90:3 По-видимому, в стихах 3-13 звучит голос Святого Духа, уверяющего, что Господь Иисус может жить в полной уверенности, потому что Его жизнь была исполнена веры. Каковы гарантии уверенности? Их девять:
Избавление от тайных опасностей. Сеть ловца — это заговоры врага, стремящегося поймать неосторожных.
Защита от смертельных болезней. В случае с Господом, Он вряд ли вообще болел.
90:4Кров и безопасность во Всемогущем. Нежная личная забота Бога сравнивается с заботой матери-птицы о своем выводке.
Защита в верности Бога. На Его обещания можно положиться. Он делает то, что говорит. Это щит и ограждение для верующего.
90:5Свобода от страха. Здесь упоминается четыре типа опасности, которые понятны всем:
90:6 Язва, ходящая во мраке, также может восприниматься буквально или образно. Физическая болезнь процветает вдали от солнечных лучей, и нравственное зло растет в ночи.
Зараза, опустошающая в полдень, — точный характер этой заразы не уточняется и, вероятно, лучше оставить его без уточнения — так обещание приобретает более широкий характер.
90:7, 8Безопасность даже посреди побоища. Даже среди крупномасштабного побоища Возлюбленный Господа находится в полной безопасности. Нечестивые будут наказаны, а Он будет смотреть на это, и ничто Ему не повредит.
90:9, 10Уверенность в бедствии. Так как Спаситель Всевышнего избрал прибежищем Своим, никакое несчастье не поразит Его, никакое бедствие к Нему не приблизится.
90:11, 12Ангелы охраняют Его. Этот отрывок сатана процитировал, когда искушал Господа Иисуса броситься вниз с колокольни храма (Лк. 4:10, 11). Иисус не отрицал, что эти стихи относятся к Нему, но отрицал, что их можно использовать как повод для искушения Бога. Бог не говорил Ему прыгать с колокольни. Прыгнув, Спаситель поступил бы вопреки воле Бога, так что обещание о защите не сработало бы.
Таким образом, Святой Дух дает Сыну Человеческому девять гарантий того, что Он будет в безопасности на земле, если будет жить в совершенной вере и повиновении. Бог Отец подтверждает истинность этих гарантий шесть раз, теперь уже от Своего имени. В этих стихах описана вся жизнь человека Иисуса Христа:
90:14Его безупречная жизнь на земле. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое».
90:15Его страдание за грехи людей. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби».
Его воскресение и вознесение. «Избавлю его и прославлю его».
90:16Его пребывание по правую руку Бога и Его грядущее царство. «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Вот как много сказано в этом псалме! Но подождите! Вы, должно быть, думаете, о том, что в нем не сказано, о важных вопросах, на которые здесь нет ответа. Например, как мы можем согласовать все эти обещания о безопасности Мессии с тем фактом, что люди все-таки убили Его? И если мы применим этот псалом к жизни верующих сегодня, разве не случается, что они болеют, погибают на войне и в авиакатастрофах?
Отчасти ответ заключается в следующем: верующий в Иегову не умрет, пока не выполнит свою задачу. Иисус говорил об этом Своим ученикам. Когда Он предложил вернуться в Иудею, ученики сказали:
«Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин. 11:7-10). Господь знал, что иудеи не тронут Его, пока Он не завершит Свое дело. Это относится ко всем настоящим верующим; Бог Своей силой хранит их через веру.
Господь может лично обращаться к верующим через некоторые стихи этого псалма. В таком случае человек может уповать на обещание и полагаться на него. Мой личный пример, описанный выше, подтверждает это.
Наконец, все, кто верит в Господа, могут быть уверены в Его спасении. Мы слишком большое внимание уделяем искушениям. Но правило остается правилом: в Господе мы в безопасности.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 90
Псалтирь | псалом 90
Многие древние теологи считают, что Моисей написал не только предыдущий псалом, который четко назван молитвой Моисея, но и восемь следующих за ним. Но этого не может быть, так как Псалом 94, несомненно, написан Давидом много лет спустя (Евр 4:7). Возможно, что и этот псалом был написан Давидом. Он описывает защиту, под которой находятся все истинные верующие, но она не заключается в имени царя Давида или его печати; он сам нуждался в ней, особенно если учесть, что этот псалом был написан, как предполагают некоторые, во время бедствия, посланного его многочисленному народу. Псалмопевец говорит о защите во имя Царя царей для тех, кто находится под Его небесной печатью. Обратите внимание (I) на личную решимость псалмопевца сделать Бога своим прибежищем (ст. 2), откуда он издает свои наставления и ободряет других (ст. 9).
(II) На приведенные здесь во имя Бога обетования всем, кто поступает так же искренно:
(1) они будут взяты под особую защиту небес (ст. 1,4).
(2) Они будут избавлены от злобы сил тьмы (ст. 3,5,6) и сохранены особым отличительным образом (ст. 7,8).
(3) Они будут под защитой святых ангелов (ст. 10-12).
(4) Они будут ликовать над своими врагами (ст. 13).
(5) Они будут в особом благоволении у самого Бога (ст. 14-16). Воспевая этот псалом, мы должны ощущать себя в этом прибежище и утешать божественной защитой. Многие считают, что эти обетования принадлежат именно Христу как нашему Посреднику (Ис 49:2), но не потому, что к Нему дьявол обратился с ссылкой на одно из этих обетований (Мт 4:6), а потому что они очень подходят к Нему, а через Него очень приятны и несомненны для всех верующих.
Стихи 1-8. В этих стихах нам изложены:
I. Великая истина в целом, которая свидетельствует о том, что все, живущие в общении с Богом, находятся в безопасности и пребывают под защитой Бога. Поэтому они могут сохранять святое спокойствие разума во все времена (ст. 1): «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, то есть тот, кто верой избрал Бога своим защитником, найдет в Нем все, в чем он нуждается, и обретет то, чего желает». Обратите внимание, (1) что характер истинного верующего, заключается в том, что он живет под кровом Всевышнего; в Боге он находится дома, он возвращается к Богу и отдыхает в Нем, как в месте своего покоя. Он знаком с внутренней религией и от всего сердца служит Богу, поклоняется Ему за завесой, любит быть наедине с Богом и общаться с Ним в уединении.
(2) Привилегия и утешение поступающих так верующих заключаются в том, что они покоятся под сенью Всемогущего. Он укрывает их и становится между ними и тем, что им досаждает, – укрывает от бурь и солнцепека. Им не только позволено, но они живут под защитой Бога. Он будет их покоем и прибежищем навеки.
II. Утешительное обращение псалмопевца к самому себе (ст. 2). Независимо от того, что говорят другие, Он говорит Господу: «Ты прибежище мое; я выбрал Его и полагаюсь на Него. Другие могут делать идолов своим прибежищем, но я скажу Иегове, истинному и живому Богу: «Ты прибежище мое, все остальные – прибежища лжи». Он убежище, которое не подведет меня, ибо Он – защита и твердыня моя». Идолопоклонники называют своих идолов Mahuzzim – своей твердой крепостью (Дан 11:39), но они обманывают себя, а действительно в безопасности находятся лишь те, кто делает Господа Бога своей защитой. Нет повода сомневаться в Его вседостаточности, и поэтому вполне справедливо следуют слова: «На Него я уповаю». Если Иегова – наш Бог, наше прибежище и защита, то мы можем быть уверены, что в Нем обретем все, чего желаем. Он не похож на людей, которые непостоянны, слабы и смертны, и поэтому мы не должны бояться разочароваться в Нем. Мы знаем, в кого уверовали.
III. Великое ободрение для других поступать подобным образом. Псалмопевец говорит об этом не только исходя из собственного опыта и полученного утешения (ибо это может быть заблуждением), а основываясь на истинности Божьего обетования, в котором не может быть никакого обмана (ст. 3,4 и т.д.): «Безусловно, Он избавит тебя». Тот, кто обрел покой, сделав Бога своим прибежищем, не может не желать, чтобы другие поступили так же. И в этих стихах звучит обещание о том,
(2) Духовную жизнь, огражденную божественной благодатью от искушений сатаны, похожих на сети ловца, и от пагубного влияния греха, который является гибельной язвой. Тот, кто дает благодать, чтобы она была славой души, поставит защиту для этой славы.
2. Что сам Бог будет их защитником. Тот, кто выбрал Его своим защитником, будет безопасен, и успешен будет тот, кого Он берет под защиту (ст. 4): «Он осенит тебя, скроет (Пс 30:21), и ты будешь безопасен (Пс 26:5)». Бог защищает верующих (1) с величайшей нежностью и любовью, что подразумевается под словами: «Он перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Здесь звучит ссылка на птицу, которая собирает птенцов своих под крылья (Мат 23:37). Следуя природному инстинкту, она не только защищает их, но и зовет к себе при виде приближающейся опасности; она не только беспокоится об их безопасности, а заботливо ухаживает и дает тепло. Богу угодно таким образом сравнивать Свою заботу о Своем народе, который беспомощен, как птенцы, и легко становится добычей хищника, но ему предлагается довериться и прийти под тень крыльев божественного обетования и проведения, что символизирует последователей истинной религии, пришедших, чтобы успокоиться под крыльями Бога Израилева (Руф 2:12).
(2) Здесь обещана великая безопасность для всех верующих, находящихся среди опасности: «Не убоишься…» Бог Своей благодатью удержит тебя от беспокойств и недоверчивого страха (того страха, в котором есть мучение) посреди великих опасностей. Мудрость удержит тебя от беспочвенных страхов, а вера оградит от чрезмерного страха. Ты не будешь бояться стрел, зная, что если они и попадут в тебя, то не нанесут вреда. Если они и лишат тебя естественной жизни, то все равно не смогут причинить какого-либо вреда духовной жизни. Верующему не нужно бояться, и поэтому он не должен опасаться никакой стрелы, так как в ней нет яда. «Смерть! где твое жало?» Она также находится в распоряжении Бога и попадет туда, куда Он ее направит, а не в какое-либо другое место. У каждой пули есть свое предназначение. Все, что происходит, совершается по воле нашего Небесного Отца, и у нас нет повода бояться.
Стихи 9-16. В этих стихах нам представлено еще больше обетований, имеющих ту же сущность, что и предыдущие стихи. Они чрезвычайно велики и драгоценны и непреложны для всех потомков.
(2) На обетования, которые незыблемы для тех, кто Всевышнего избрал прибежищем своим.
[1] Что бы с ними ни приключилось, ничто не навредит им (ст. 10): «Не приключится тебе зло; хотя ты будешь испытывать беды и страдания, но в них не будет реального зла, так как они будут приходить от любви Божьей и освящать тебя. Они придут не для того, чтобы навредить тебе, а для твоего блага; и хотя всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, тем не менее в конце все закончится так хорошо, что ты признаешь, что никакое зло не приключилось тебе. Это не зло в чистом виде, а в нем присутствует добро, и оно производит добро. Более того, не только ты сам, но и твое жилище будет взято под божественную защиту, и язва не приблизится к жилищу твоему, чтобы причинить вред тебе или твоему имуществу». Nihil accidere bono viro mali potest – никакое зло не обрушится на благочестивого (Сенека, «De Providentia»).
[2] Ангелы света будут служить им (ст. 11,12). Это драгоценное обетование, которое воздает почести и утешение святым и которое не стало хуже от того, что было процитировано и извращено дьяволом, когда он искушал Христа (Мат 4:6). Обратите внимание,
Во-вторых, забота, проявляемая ангелами о святых, соответствует этой заповеди: «на руках понесут тебя», что означает их великие возможности и великую любовь. Они могут унести святых подальше от опасности, чтобы она не добралась до них, и делают это с нежностью и любовью подобно кормилице, несущей младенца на руках. Эти слова говорят о том, что мы беспомощны, а они оказывают помощь. В своем служении ангелы снисходят с небес; они охраняют ноги святых, чтобы они не преткнулись о камень ногою своею, не споткнулись, не впали в грех и не попали в беду.
В-третьих, Они одержат победу над силами тьмы (ст. 13): «…попирать будешь льва и дракона». Дьявола называют рыкающим львом, старым змеем, красным драконом, и похоже, что на это обетование ссылается апостол (Рим 16:20): «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». Христос сокрушил голову змея и отнял силы у наших духовных врагов (Кол 2:15), и все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас, ибо Христос призывает нас, как Иисус Навин призывал глав колен Израилевых прийти и поставить ноги на шеях повергнутых врагов. Некоторые считают, что это обетование полностью исполнилось во Христе, так как Ему была дана чудотворная власть над всеми тварями. Он мог исцелять больных и изгонять бесов; особенно она проявилась, когда Он передал ее своим ученикам, сказав, что они могут брать змей (Мар 16:18). Эти слова также можно применить к заботе божественного провидения, посредством которого мы сохранены от алчных ядовитых тварей (ибо звери полевые в мире с тобою, Иов 5:23). Более того, у нас есть способы и средства укротить их (Иак 3:7).
II. Он приводит слова самого Бога, чтобы утешить святых и заявить о милости, которую Он хранит для них (ст. 14-16). Некоторые считают, что эти слова обращены к ангелам как объяснение, почему им была дана заповедь заботиться о святых: «Заботьтесь о них, так как они дороги мне и Я с любовью беспокоюсь о них». И теперь, как и ранее, мы должны обратить внимание на то,
1. Кому принадлежат эти обетования. Этим людям соответствуют три характерные черты.
(1) Это те, которые познали имя Бога. Мы не можем полностью познать Его природу, но через Свое имя Господь явил себя нам, и с этой информацией мы должны ознакомиться.
(2) Это те, которые любят Его, а те, которые правильно знают Его, будут любить Его. Они отдадут Ему свою любовь, как единственно достойному объекту, и будут с наслаждением изливать Ему свою любовь. Они сконцентрируют на Нем свою любовь с твердым решением никогда не перемещать ее на другой объект.
(3) Это те, которые призывают Его и молитвой поддерживают постоянное общение с Ним, которые при любой трудности обращаются к Нему.
2. Какие обетования Бог дает святым.
(2) Бог пообещал в трудные времена быть с ними в скорби (ст. 15). Если Он немедленно не прекратит их страданий, то в беде Он будет с ними. Он обратит внимание на их скорби, Он знает их души в скорби и посетит их милостиво Своим словом и Духом и будет общаться с ними. Он примет их сторону, поддержит и утешит, освятит их страдания, что будет надежным признаком Его присутствия с ними в их бедах.
(3) Что Он ответит на их молитвы: «Он воззовет ко Мне, и Я изолью на него дух молитвы, а затем Я услышу его и отвечу ему обетованиями (Пс 84:9);
отвечу провидениями, даруя своевременное облегчение и благодати, вселяя в душу их бодрость» (Пс 137:3). Таким же образом Он ответил Павлу, дав ему достаточно благодати (Кол 12:9).
(5) Что в этом мире они будут иметь достаток во всем (ст. 16): «Я долготою дней насыщу его», то есть [1] они будут жить достаточно долго. Они будут продолжать жить в этом мире, пока не совершат тот труд, для которого были посланы в этот мир, и не станут годными для небес. А это достаточно долго. Кто захотел бы жить на день дольше того времени, что Бог запланировал для него, чтобы совершить работу в нем или через него?
[2] Они подумают, что это достаточно долго, так как Бог Своей благодатью отучит их от этого мира и заставит желать покинуть его. Человек может умереть молодым, но насыщенным днями, satur dierum – насыщенным жизнью. Нечестивый мирской человек не удовлетворен даже долгой жизнью, Он продолжает требовать: «Дай, дай». Но тот, чье сокровище и сердце хранится в другом мире, очень скоро насыщается этим. Он не вечно будет жить.
(6) Что они будут иметь вечную жизнь в другом мире. Это венчает блаженство: «Я явлю ему спасение Мое, покажу ему Мессию (читают некоторые)». Благочестивый старый Симеон лишь тогда насытился долгой жизнью, когда смог сказать: «Видели очи мои спасение Твое». Для ветхозаветных святых не было большей радости, чем видеть день Христа хотя бы на расстоянии. Но скорее всего эти слова ссылаются на лучшую страну, то есть на небеса, которой патриархи жаждали и искали. Бог явит им и покажет то блаженное состояние, которое заключается в возможности видеть лицом к лицу то, что здесь мы видим через тусклое стекло; и через какое-то время Он даст им возможность увидеть это. Некоторые считают, что эти обетования прямо указывают на Христа и исполнились при его воскресении и вознесении.