ветхий завет в картинках
Библия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций
Гюстав Доре: от зеленого петуха до «Божественной комедии». 185 лет со дня рождения
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Гюстав Доре. Фото 1867 г.
Доре – иллюстратор журналов
В кабинет издателя газеты «Le journal pour rire» Шарля Филипона (знаменитого парижского издателя сатирических журналов) ворвался пятнадцатилетний юноша и, швырнув на стол пачку рисунков, воскликнул: «Вот как это должно быть сделано!»
Это был Гюстав Доре. Накануне, он с родителями, которых срочно вызвали в Париж из города Бур, проходил мимо витрины издательства. В витрине были выставлены гравюры. На следующий день, сказавшись больным, мальчик втайне от родителей отправился в издательство, где предъявил Филипону свои работы и здесь же сделал ряд новых набросков. Затем в кабинет к издателю, которого называли «ловцом талантов» (он умел окружить себя одаренными художниками), пригласили родителей юноши.
Какие карандаши любил маленький Доре?
Гюстав Доре. Волхвы, ведомые вифлеемской звездой. Иллюстрации к Библии
Говорят, что Доре никогда не учился. Академического образования он не получал, но его отец, Пьер Луи Христофор Доре был страстным книголюбом. Инженер и строитель мостов имел прекрасную библиотеку. Юный Луи Август Гюстав с любопытством изучал множество книг с иллюстрациями. Старинный дом Доре с остроконечной крышей стоял на одной из узеньких улочек Страсбурга, выходившей прямо к кафедральному собору города. Величественный готический храм, уносящийся своими шпилями под облака, потрясал воображение ребенка. Он навсегда оставался для Доре символом чудесного, необъятного, грандиозного, непостигаемого и бесконечно прекрасного, что только может существовать. Любовь к архитектуре и средневековой стилистике Доре пронес через всю свою жизнь. Из этих детских впечатлений его воображение черпало вдохновение и рождало грандиозные композиции.
Говорят, что первые законченные рисунки Доре делал уже в четырехлетнем возрасте. Во всяком случае, от своей няни Франсуазы он требовал затачивать карандаш с обеих сторон. Так рисовать получалось значительно дольше.
Гюстав Доре. Голова Иоанна Крестителя. Иллюстрации к Библии
Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань. Внимательный наблюдатель с невероятным чувством юмора и буйной фантазией, он сплошь изрисовывал школьные тетрадки карикатурами и жанровыми сценками, над которыми гоготали однокашники. Но не меньше времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки. Здесь Доре изучал старинные гравюры. Он не делал копий, но помечал в записных книжках особенности костюмов, головных уборов и поз.
«Вот ваша мастерская и ваши модели»
Гюстав Доре. Иисус в Гефсиманском саду. Иллюстрации к Библии
В тридцатые годы Филипон создал сатирический журнал «La caricature», в котором собрал «золотой цвет французской графики», мастеров бытового жанра и карикатуры. Среди прочих туда был принят в 1848 году молодой Доре. Здесь он проработал более четырех лет, занимаясь, согласно договору, исключительно карикатурами, которые он выдавал в виде серий еженедельно. За время работы им было создано для Филипона более 2000 иллюстраций.
Как-то Филипон, рассматривая ранние работы Доре, указал на улицу Биржи, шумевшую за окном издательства, и сказал: «Вот ваша мастерская и ваши модели».
Гюстав Доре. «Распятие Иисуса и двух разбойников». Иллюстрации к Библии
Еще в детстве его родители, не видя в увлечении сына живописью перспектив, решили чем-нибудь отвлечь мальчика. Отец купил Густаву скрипку. Но как с легкостью Доре схватывал натуру и в мгновение ока переносил ее на лист бумаги, так же легко и блестяще ему давалась музыка. Он повторял в своих скрипичных вариациях услышанные на улицах города марши и песни. Повзрослев, он также овладел фортепиано и имел прекрасный тенор. Он не скупился и не скрывал свой природный дар, но щедро дарил его окружающим.
Как Доре рисовал ад
В пятидесятые годы Доре работал над иллюстрациями к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Дешевое издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» расхватали, как горячие пирожки. Художник мгновенно стал знаменит. Это был его триумф. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Созданные Доре образы не только не мешали восприятию авторского текста, но были сплавлены с литературным материалом настолько, что становились его неотъемлемой частью. Приметой того времени явились названия некоторых природных объектов, скал и уступов, горных кряжей, которые впечатлительные французы называли то зубом, то пальцем, то креслом Гаргантюа и ассоциировали уже не с галльскими мифами и легендами, а с иллюстрациями Доре.
Пейзаж в Шотландии. Около 1878 г.
Карандаш художника на этот раз создал не столько иллюстрации, сколько 76 самоценных произведений, законченных самостоятельных картин. Барокко, романтизм, классицизм, фрески, живопись, Италия, Голландия, средневековье, современность. Доре заимствует и переплетает между собой стили и техники, чужие и свои художественные находки и выдает собственный, глубоко прочувствованный образ. У зрителя создается ощущение, будто видения ада поразили самого Доре и заставили его внутренне содрогаться и трепетать.
Цветочницы в Лондоне. Около 1875 г.
Затем Доре рисует «Рай» и «Чистилище». В общей сложности он работал над «Божественной комедией» семь лет (1861-1869) и явился публике в своих рисунках, как могучий поэт-художник. Не случайно же он часто повторял друзьям: «Нет искусства без поэзии». «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре претерпела более двухсот переизданий, в том числе была издана в России.
Сорок тысяч иллюстраций Доре: от сказок Перро до Дон Кихота
Известный петербургский книгоиздатель М. О. Вольф заказывал подлинные доски из Парижа у Мама, собственника рисунков Доре. Именно Вольф в 1874 году впервые в России опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре. Книга это имела не просто успех, Доре вошел в моду, а Вольф на этом неплохо заработал.
Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса «Дон Кихот»
Гюстав Доре. Иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»
Число авторов, которые мечтали, чтобы их бессмертные произведения проиллюстрировал Доре, просто зашкаливало, от заказов не было отбоя. Но для себя художник решил, что прежде проиллюстрирует самые значительные произведения мировой литературы. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Как писала его друг и биограф Джеррольд, число иллюстраций, сделанных Доре, уже к 1862 году достигало сорока с лишним тысяч. А ведь впереди еще был «Дон Кихот».
Кстати, за впечатлениями Доре ездил в Испанию дважды: в 1855 и в 1862 году (тогда он собирал материал и делал зарисовки). Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками. В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла. Как и иллюстрации к «Божественной комедии», «Дон Кихот» вошел в анналы изобразительного искусства и до сих пор считается непревзойденным.
Проклятие старухи и зеленый петух
Гюстав Доре. Бродячие акробаты
Несмотря на талант и плодовитость, французская публика видела в Доре только иллюстратора, пусть и величайшего.
Его живопись, а он много писал маслом и акварелью, воспринималась с легкой усмешкой в уголках губ. И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. Увидя на улице грязного петуха, он решил чуть подправить ошибку природы и выкрасил птицу зеленой краской. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод. Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать».
Большого художника в нем увидели англичане. В Лондоне даже была открыта Галерея Доре, существовавшая более двадцати пяти лет, почти до конца XIX века, где выставляли живопись художника. Англичане же инициировали издание Библии с иллюстрациями Доре.
Библия Доре
Христос покидает суд. 1867-1872 гг.
Гюстав Доре. Рождество Христово
Однако, критики неоднозначно приняли роскошное издание с золотым обрезом, которое вышло в 1866 году. Кто-то беззастенчиво упрекал художника в отсутствии академического образования, кто-то, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность воплощать задуманное, ругал за отсутствие психологизма. А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Неслучайно Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и издана во многих странах Европы и Америки. Она претерпела более тысячи переизданий. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.
«Галерея Доре», открытая в 1867 в Лондоне издателями Фейрласом и Бифортом, привлекала внимание публики. Поэтому однажды владельцы галереи заказали Доре сделать большое полотно по одной из гравюр Библии. Доре с удовольствием согласился и сделал их несколько, ведь англичане признали в нем живописца. Правда говорят, что французы потом шутили, мол, «это же только огромные иллюстрации», на что слышали от англичан в ответ: «ну и что?!»
Ветхий Завет в картинах
Все 82 иллюстрации мы конечно смотреть не будем, только самые интересные.
Сотворение мира. Бог Саваоф. Его имя, к тому времени,уже было выведено из употребления но образ остался.
Сотворение человека. И то как, по мнению наших предков, выглядел рай.
Невинность Прародителей в раю. Рай, кстати, с маленькой буквы написан.
Изгнание прародителей из Рая. А тут уже с большой.И художник явно другой.Лица и прически отличаются от предыдущих картин.
Жертвоприношение Каина и Авеля.Что характерно, братья нарисованы в шкурах.А вот в Лицевом своде у них обычеая средневековая одежда.Представления поменялись.
Потоп.Как мужчина на плоту яростно бьет конкурента в борьбе за выживание. А на заднем плане, я так понимаю, Ковчег.
Столпотворение Вавилонское. Кирпич он в Африке кирпич.
Призвание Авраама.Обратите внимание на одежду и головной убор.
Очередное жертвоприношение.Кстати, интересно кто-нибуть считал сколько всего жертвоприношений в Библии?Думаю цифра могла бы вас поразить.
Лестница Йякова. А в конце ее бог Саваоф с характерным треугольным нимбом.
Примирение Исава с Йяковом. Леонид Ильич встречается с товарищем Агостиньо Нето в теплой дружественной обстановке.
Дочь Фараона находит Моисея.И опять, я думаю, для многих будет разрыв шаблона.Кстати что у нее на голове? Причем ведь тоже самое одето и на голову отца.
Моисей превращает жезл в змия.
Празднование пасхи.Цитирую: Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена[12][15], хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием[17][18][19].
Выход Израильтян из Египта. А почему именно израильтян и не евреев?
Скрижали Завета.Бог Саваоф пишет Завет. Кстати этом могло быть и правдой.»Апокалипсис» и «Песнь Песен» писали явно не неграмотные пастухи с Ближнего Востока.
Медный змий.Мне тут нравятся одежды людей, что на втором плане.
Иисус Навин останавливает Солнце. Вот тут явно не полет фантазии. Да и откуда ей взяться то, фантазии в то время?
Давид побеждает Голиафа. И конечно отрезает ему голову. Тогда это было в порядке вещей.
Мученичество семи братьев Маккавеев. А вот мифы Древней Греции нарисовались, напоследок.Статуя бога виноделия Диониса, да еще и с надписью на греческом.