ветхозаветная пасха ее значение кратко
Ветхозаветная Пасха
«Десятая казнь». Гюстав Доре
История празднования Пасхи насчитывает почти три с половиной тысячи лет! Само слово Пасха происходит от древнееврейского глагола «песах», имеющего значения «проходить мимо», а также «избавлять», «щадить». В тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей, воспитывавшийся в семье самого фараона, получил от Бога повеление вывести еврейский народ из Египта на свободу. Но перед тем – убедить фараона в необходимости отпустить евреев, долгое время находившихся в рабстве. Правитель Египта отказал Моисею. Тогда на Египет обрушились поочередно девять стихийных бедствий, но и они не вразумили фараона. По-настоящему ужаснуло его только последнее – десятое несчастье – гибель первых по старшинству детей, в том числе – и царского сына. Первенцы в еврейских семьях остались невредимы, поскольку евреи по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенных агнцев. Ангел-истребитель увидел знаки и прошел мимо отмеченных домов Только страшная беда вразумила фараона, и он послушался Моисея.
Бедствие, названное «десятой казнью египетской», случилось в Египте весной, в месяце, называемом евреями нисаном. Он соответствует периоду, длящемуся с середины марта по середину апреля. В Библии сказано, что Бог обратился к Моисею и всему еврейскому народу с такими словами:
«… В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Наша Пасха — Христос
Современные представления о Пасхе являются результатом сложного сплетения религиозных воззрений, национальной культуры и исторических традиций, из-за которых смысл Пасхи зачастую не осознаётся. Но значение этого известного и в то же время неизвестного слова несложно узнать, открыв первоисточник — Библию.
Ветхозаветная Пасха
В Евангелии от Иоанна говорится: «А была близко Пасха, иудейский праздник» (Ин. 6:4). Здесь идёт речь о празднике, описание которого можно найти в Ветхом Завете, в 12-й главе Исхода. Отсюда видно, что Пасха — это ветхозаветный иудейский праздник, история которого началась около 3500 лет назад. Иудеи праздновали его в месяце авиве, который соответствует апрелю.
Согласно повествованию в Ветхом Завете, перед тем, как вывести израильский народ из египетского рабства, Бог через Моисея провозгласил суд над Египтом: «И Моисей сказал: Так говорит Иегова: Около полуночи Я пойду посреди Египта и умрут все первородные в Египетской земле — от первородного фараона, сидящего на своём престоле, до первородного рабыни, которая за жерновами, и все первородные из скота» (Исх. 11:4-5), «…и над всеми богами Египта Я совершу суды» (12:12).
Поскольку фараон не послушал Моисея и не отпустил израильский народ, суд над Египтом состоялся. Однако прежде этого Бог показал Своему народу путь спасения. Каждая семья должна была взять однолетнего ягнёнка и заколоть его вечером в четырнадцатый день месяца авива. Затем нужно было помазать кровью этого ягнёнка косяки и перекладину дверей дома, а самого ягнёнка испечь на огне и съесть его мясо этой же ночью, не выходя из дома до утра. Пасхального ягнёнка нужно было есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая его костей (12:46).
Тем, кто будет соблюдать это слово, Бог сказал: «И кровь будет для вас знаком на домах, где вы находитесь; и когда Я увижу кровь, Я пройду мимо вас, и не будет на вас бедствия, чтобы уничтожить вас, когда Я буду поражать Египетскую землю.» (12:13). Из этого стиха становится ясным смысл слова «Пасха». Пасха (от еврейского «песaх») буквально означает «пройти мимо».
Благодаря Пасхе Божий суд прошел мимо тех, кто соблюдал её. «Ибо Иегова пройдёт, чтобы поразить египтян; и, увидев кровь на перекладине дверей и на обоих косяках, Иегова пройдёт мимо дверей и не даст уничтожителю войти в ваши дома, чтобы поразить вас» (12:23). Благодаря крови ягнёнка на косяках дверей, Божий суд прошёл мимо израильтян, а благодаря тому, что они съели ягнёнка, у них были силы выйти из Египта и совершить длительное путешествие по пустыне.
После спасения из египетского рабства иудеи ежегодно праздновали Пасху. Четырнадцатый день месяца авива стал в Израиле праздником воспоминания о Божьем спасении. В широком смысле слова этот праздник включал всё, о чем говорится в 12-й главе Исхода: ягнёнка, пресный хлеб, горькие травы, дома и даже пучок иссопа, при помощи которого мазали кровью перекладины и косяки дверей. Все эти подробности имеют определённое духовное значение, но ключевым элементом Пасхи был сам ягнёнок, которого ели (12:43; Ин. 18:28).
Новозаветная Пасха
Согласно принципу Библии, содержание Ветхого Завета представляет собой пророчества и прообразы того, о чем говорит Новый Завет. Если мы посмотрим на ветхозаветную Пасху с этой точки зрения, то мы увидим удивительную и подробную картину новозаветной действительности.
По Божьему всевластию Господь Иисус был убит именно в день ветхозаветной Пасхи (Мф. 27:15; Ин. 18:28), чтобы исполнился этот прообраз. Именно Он является действительным Агнцем, который был принесен в жертву за нас. Поэтому, когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса, он сказал всему народу: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29).
Отсюда видно, что с точки зрения Нового Завета слово «Пасха» указывает не на какое-то религиозное мероприятие. Пасха — это живая Личность. Поэтому апостол Павел сказал: «…Наша Пасха, Христос, принесен в жертву» (1 Кор. 5:7). Пасхальный ягненок в Исх. 12 — это прообраз, который является описанием, объяснением и определением того, чем является Христос как жертва за нас. А сам праздник Пасхи в Ветхом Завете является предызображением, показывающим, как Христос, наша Пасха, спасает нас от Божьего суда и кормит нас тем, чем Он является.
Всё, что происходило с Божьим народом во время выхода из Египта, является не просто историческими событиями, «а произошли эти события как примеры [букв. «прообразы»] для нас…» (1 Кор. 10:6). Новый Завет говорит, что Бог установил день, в который Он будет судить мир (Деян. 17:31), так же как Он судил Египет, который в Библии является прообразом безбожного мира. Но Бог в Своей милости и любви даёт людям путь спасения. Этим путем является Христос, который умер за нас.
Если вы примете Христа, как жертву, принесенную вместо вас, то Он станет вашей Пасхой, благодаря которой Божий суд над этим миром пройдет мимо вас. Кровь, которую Он пролил на кресте за ваши грехи, станет кровью «на дверях вашего дома», а Он Сам станет вашим питанием, удовлетворяющим ваш голод и позволяющим вам выйти из «египетского рабства».
Чтобы принять Иисуса Христа и получить спасение от суда над этим миром, просто скажите Ему несколько слов из вашего сердца. Скажите: «Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня. Спасибо, что Ты приготовил для меня спасение. Ты — Агнец, который уносит грех мира. Господь, я открываюсь для Тебя и принимаю Тебя как моего Спасителя».
Христианская жизнь
Что же делать дальше? В Новом Завете говорится: «Вычистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, как вы и есть бесквасны; ибо наша Пасха, Христос, принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с бесквасным хлебом искренности и истины» (1 Кор. 5:7-8).
У ветхозаветного праздника Пасхи было продолжение. Пасха была первым днём семидневного праздника Бесквасного хлеба (Исх. 12:15-20). Применительно к новозаветным верующим Пасха — это начало христианской жизни, а праздник Бесквасного хлеба, являющийся продолжением Пасхи, — это символ всей нашей христианской жизни.
Итак, нам нужно вычистить старую закваску (то есть отказаться от нашей старой жизни без Христа) и праздновать (то есть жить новой жизнью в Христе), потому что Христос умер за нас, как пасхальный Агнец. Это связано не с какими-то праздничными датами, а с нашей повседневной жизнью.
В Восстановительном переводе Нового Завета в примечании 1 к 1 Кор. 5:8 о празднике Бесквасного хлеба в его новозаветном значении сказано следующее:
Это долгий праздник, который мы должны праздновать не с грехом нашей старой природы, не со старой закваской, а с бесквасным хлебом, с Христом нашей новой природы как нашим питанием и наслаждением. Только Он является жизненным снабжением искренности и истины, абсолютно чистым, беспримесным и полным действительности. Праздник — это время наслаждения пиром. Вся христианская жизнь должна представлять собой такой праздник, такое наслаждение Христом как нашим пиром, обильным снабжением жизни.
На основании нашего опыта мы можем сказать, что Христос — это настоящий праздник человеческой жизни. Именно Он делает человека по-настоящему счастливым.
Рекомендуем подкасты о Пасхе на YouTube-канале Bible Seminars:
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Как описывается история пасхи в Ветхом Завете
Пасха – главный христианский праздник. В 2021 году она будет отмечаться 2 мая. На первый взгляд может показаться, что история торжества насчитывает около 2000 лет – с того самого дня, когда Христос воскрес. Но на самом деле празднику Пасхи более 3000 лет. И отмечается он не только христианами, но и иудеями. О том, почему так вышло, расскажем прямо сейчас.
Что такое ветхозаветная пасха
Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. Его еще называют праздником опресноков или Песах (откуда и пошло слово «Пасха»). Его полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре – это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю. И по сей день израильтяне отмечают этот день ежегодно. Причем для них песах занимает едва ли не главное место среди всех знаковых дат.
Чтобы понять, почему случилось именно так, нужно обратиться к библейской истории. Много веков тому назад Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ.
Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную. Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских.
После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.
Песах или Пасха: что отмечают христиане
Пасха без сомнения является главным христианским праздником. Отмечается она, как ни странно, примерно в те же дни, когда евреи празднуют Песах. И такое совпадение неслучайно, ведь Христос воскрес именно в день опресноков.
Опресноки – это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх. 12:15).
Получается, что два праздника совпали: вот почему слово «Пасха» так созвучно оригинальному еврейскому «Песах». Причем совпадение это вполне символично.
Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.
Значение слова «Песах»
Значение этого слова связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца.
И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).
Пасха в ветхом завете: комментарий священника
Описание ветхозаветной пасхи приводит архимандрит Никифор Бажанов, известный священнослужитель Русской православной церкви 19 века (1832-1895 гг.):
Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) (Втор. XVI, 2–6, Исх. XII, 3–20, Лев. XXIII, 5–8, Чис. XXVIII, 16–25) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).
И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.
Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки.
Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. XII, 2–27). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа (Мф. XXVII, 15).
Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: пойдите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху.
По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием (Лк. XXII, 8–16).
Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего (Ин. XIII, 11).
Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться (Мф. XXVI, 24).
Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. XXVI, 26–28, Лк. XXII, 19).
Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов (Мф. XXVI, 30–35, Мк. XIV, 26–31, Лк. XXII, 31–38, Ин. XIII, 33–38 и XIV-XVII).
Как евреи отмечают Песах
Это домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивают широкий стол, на который ставят чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).
Также на пасхальный стол ставят блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушают их до тех пор, пока на глазах не появляются слезы. Так совершается память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывают на столе в три стопки, между которыми кладут салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизируют, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упраздняются: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе.
И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.
В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставят четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировуют четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).
Глава семейства берет первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передают по кругу, и каждый отпивает немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задает старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывают историю исхода израильтян из Египта. При этом читают или поют два псалма — 113-й и 114-й, которые относятся к этим событиям, и ели горькие травы.
После того как по кругу передается вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывает его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.
После окончания трапезы все выходят на улицу. В Иерусалиме поднимаются на Елеонскую гору, где продолжают праздновать уже вместе с другими семьями.
Какую Пасху отмечал Христос?
Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.
Что такое ветхозаветная Пасха?
Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.
А что это за история про евреев и Египет?
Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.
Что такое опресноки?
Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).
Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.
Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.
Почему у этого праздника такое название — Пасха?
Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).
Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?
Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).
Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.
В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).
Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.
После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.
После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.
Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?
Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.
Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).
А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?
Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.
Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.
В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.
Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.
Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.
В чем же особенность именно Тайной Вечери?
«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).
Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.
Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».
При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.
Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?
Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.
Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.
Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.
Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?
В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).
События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.