вход господень в иерусалим храм верея
Входо-Иерусалимский храм (Верея)
Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году во времена правления Патриарха Иоакима. Возведен на высоком живописном берегу реки Протвы, первоначально имел статус собора Спасского монастыря. Является памятником федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени.
Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века. В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня».
В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний. В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан».
В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия. 1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.
На этом прошении есть отметка о выдаче антиминса. Однако в описи монастыря 1764 г., составленной поручиком Семеном Берсеневым, упоминается о хранившемся в этом приделе антиминсе, освященном «в лето 1700 г.». Возможно, при перевозе Покровской церкви из Тропарево в Спасский монастырь был сохранен антиминс, выданный в этот храм в 1700 году.
Перед упразднением монастыря храм пришел в ветхость и разрушение, своды «разсълись», на колокольне «крестъ отъ вътру сломленъ, глава въ ветхости», и вся колокольня «отъ верху до паперти разсълась».
В конце XIX века в нижнем храме, который до этого не использовался, трудами графини Толстой был возобновлен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Активные работы по ремонту храма начались в конце XIX и были продолжены в начале XX в. 20 июля 1882 года на звоннице было установлено шесть колоколов. Самый большой в 35 пуд. 31 фунтов, самый маленький в 1 пуд. Пожертвованы они были крестьянином деревни Хрупенки Яковом Дмитриевым с завода Самгина. К 1885 году относится общий ремонт и окраска церкви. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, разобрано около 1886 г., еще раньше утеряна северная паперть.
В 1905 году была устроена солея с мозаичными полами.
В 1904-1905 гг. церковь была впервые расписана внутри, часть этих росписей сохранялась вплоть до начала восстановления храма в 2007 г., был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорошо видны на фотографии храма 1912 года. Живопись уничтожена в 1934 году. Иконостас – позднее.
Между левым клиросом и входом в алтарь как бы на страже имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений.
В 1877 г. Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе было довольно редкое явление для России того времени.
В 1934 г. храм был закрыт, хотя не функционировал он уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях.
В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан. Памятник частично реставрирован в 1960-х годах. В процессе восстановительных работ, проведенных под руководством Н.Н.Свешникова, разобрана пристройка при входе в нижний храм, здание было покрыто тесом, главы – лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. Лесная, стр. 3. Входо-Иерусалимский храм.
Вход господень в иерусалим храм верея
«Надо верить, что Господь с нами. »
Первые же письменные упоминания о двух монастырях в Верее, связаны с началом ХVII века и Смутным временем. Две царские грамоты, подписанные Михаилом Феодоровичем Романовым в 1627 и 1642 гг., разрешали монахам Верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве на территории соседнего Обновления Храма Воскресения Христова во Иерусалиме монастыря, пока шло его восстановление. Его так и не воссоздали, а разрешение действовало ещё долго. В указанной грамоте есть косвенное подтверждение древней истории верейских монастырей, государь ссылается на вклады предыдущих царей в верейские обители: «Да Воскресенского ж монастыря рыбные ловли в реке Поротве прежних Государей жалованье на фимиям и на ладан и на свечи на вино церковное Входа Иеросалимской же монастырь.»
Точную дату начала строительства каменного собора можно увидеть на закладной плите, вмурованной в стену с левой стороны от входа в верхний храм. Надпись на закладной доске гласит: «Божиею милостию и по благословению Великаго Господина Святеишего Иоакима Патриарха Московськаго и всея Росии при благочестивиишем Государе Царе и Великом князе Феодоре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерьжце зачета сия Богом созданная церковь Спаса Входиеросалим лета 7185 году (1677) а совершена во 187-м году (1679) а строена сия церковь тоя обители при игумене Андреяне и при келаре старце Захарии и при казначеи старце Иосифе».
Игумен сообщал, что тропарёвский вотчинный князь Петр Алексиевич Коркодинов, «той церковью поступился», то есть разрешил её разобрать и по вешней воде переправить в Верею. Прошение было удовлетворено и переехавшая церковь прослужила теплым зимним храмом долгих 30 лет, а позже, когда она пришла в ветхость было решено пустить её на дрова.
* В 1713 г. стольник князь Петр Алексеевич Коркодинов построил в Тропарево каменную церковь, освящённую игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. Ярусный храм типа восьмерик на четверике в стиле московского барокко. В 1717 г. деревянная церковь взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь.
*** Монастырь был окружен глухим сосновым лесом.
**** Въ 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали отъ свирепствовавшей там холеры. Обезсиленные борьбой съ эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказываютъ помощи, симбуховцы обратились къ милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской города Вереи церкви была принесена икона святого угодника и въ предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестнаго хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. Въ благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обетъ ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что исполнялось до 1930 года.
Из воспоминаний Анатолия Борисовича Свенцицкого (1921-2007) заслуженного артиста России и Литвы: » С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на весеннего Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт, Действовали еще и близлежащие храмы бывшего монастыря и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища). Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. Особенно почитаем у жителей был молодой протоиерей о. Александр, впоследствии репрессированный, — настоятель Ильинского храма,. Помню священников: протоиерея Василия — настоятеля монастырского храма и прот. Виктора — настоятеля Константино-Еленинского храма. Настоятелем храмов селения Загряжское был иеромонах, имя его мне неизвестно. По обычаю два раза в год из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми. При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который ётоял на Базарной площади среди старинных торговых рядов. «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола. Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы.
***** Бывшие владения монастыря деревни Ершовка, Хрупенка и Монастырская Слобода в настоящее время улицы Ершовка, Восточная и Красная Слобода в Верее.
Исправленный и дополненный текст из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.
Верея храм Входа Господа Спаса в Иерусалим
Строительство храма
Некогда в Верее был Входо-Иерусалимский монастырь. В Смутные времена где-то в этих местах на живописных берегах Протвы останавливались на отдых отряды гетмана Станислава Жолкевского, двигавшиеся на российскую столицу Стоит ли говорить, что после такого «отдыха» поляков от Вереи остались рожки да ножки? Монастырь был полностью разрушен. Его так и не восстановили. Осталась только старая деревянная монастырская церковь.
В 1677 году ее снесли, а на ее месте монахи начинают возводить каменный собор. Закончилось возведение нового каменного храма в 1679 году. Подробности возведения собора на высоком берегу Протвы неизвестны, но он стал самым большим каменным сооружением Вереи.
История храма
В 1764 году, 8 марта императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднен и Спасский Входо-Иерусалимский монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего три монаха. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились.
После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь.
В 1877 году к 200-летнему юбилею Верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры XVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы.
В советское время
После войны в храме разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения.
Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда еще начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проемы, цоколь. Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились.
Возрождение
Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине. В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. И хотя храм после реконструкции 1960-х годов сохранился значительно лучше других верейских храмов, понадобилось шесть лет упорного труда, чтобы полностью его восстановить. Сейчас храм предстает перед паломниками во всей свой красоте.
Архитектура храма
Это четырехугольное здание (четверик) с пятью главками на глухих барабанах. Маковки, покрытые во время реставрации в 1960-м году деревянными лемехами, были демонтированы и заменены на медный лист, так же как и покрытие кровли, трех апсид и звонницы.
Верхняя часть фасадов украшена рядом ложных закомар и аркатурными поясами.
С северо-западного угла к храму вплотную примыкает восьмигранная шатровая колокольня. Именно шатер делает ее чрезвычайно узнаваемой и бесспорно относит к XVII веку. Как известно, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, однако этот запрет не затронул колоколен, которые продолжали возводиться и после XVII века.
Трапезной в храме нет, придел Покрова Пресвятой Богородицы находится в подклети храма.
В ходе реставрации был полностью восстановлен двухэтажный дом причта.
Четыре башенки по углам бывшей монастырской ограды придают ей невероятную монументальность и торжественность. Их восстанавливали на старых раскопанных фундаментах.
Богослужения
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Расписание богослужений необходимо уточнять на сайте храма.
Контакты
Как добраться самостоятельно
От Можайска до Вереи ходит рейсовый автобус. На личном транспорте: по Минскому шоссе до указателя «Верея». В деревне Колодкино поворот направо. Расстояние примерно 130 км.
galik_123
Наводы
Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.
1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.
2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.
3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.
4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.
5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.
6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.
7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства «Благовещение».
9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.
10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.
13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.
14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.
15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.
16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда «русском стиле», взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.
18. Вокруг церкви растут вековые деревья.
19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется.
22. За храмом покоятся старинные надгробия.
24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.
25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.
26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.
27. Другие ворота расположены точно напротив храма.
28. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу отдельно.
Верея. Спасский монастырь. Церковь Входа Господня в Иерусалим в Красном селе.
Входоиерусалимская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Архитектура храма относится к постройкам XVII в. С западной стороны в церковь ведет открытое каменное крыльцо. Бесстолпный кубический объем храма, поставленный наподклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Южное крыльцо разобрано около 1886 г. К северо-западному углу храма примыкает колокольня. Ее гладкий восьмигранный столп с муравленными изразцами по парапету «звона» завершен каменным шатром. В 1940-х гг. храм был закрыт и частично порушен.
В 2000 г. церковь передана православной общине. В 2002 г. назначен настоятель, ограждена территория вокруг храма, само здание законсервировано.
В 1960-х гг. проводились консервационные работы. В настоящее время идет успешная научная реставрация.
Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Храм двухэтажный, нижний придел во имя Пресвятой Девы Марии поздней постройки. Иконостас и образа были позднего изготовления, но царские врата сквозной резьбы более древние. В храме находилось изваяние Святителя и Чудотворца Николая с обнаженным мечом в одной руке и церковью в другой, с митрою на голове, в парчовом святительском облачении. Этот образ был перенесен в Спасский монастырь из разоренной польско-литовскими интервентами Никольской церкви города Вереи. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений.
В конце 19 века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда «русском стиле», взамен деревянной. В 1877 г. Археологическое общество объявило храм памятником архитектуры 17 века. Около церкви имелось кладбище, надгробные памятники видны и поныне. С западной стороны в церковь вело открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Аналогичные крыльца некогда были и у боковых порталов. Южное крыльцо разобрано в 1886 г. К северо-западному углу храма примыкает колокольня. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету «звона» завершен каменным шатром, в древности покрытым черепицей.
В 1934 г. храм был закрыт. Памятник частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом. Храм величественно возвышается на кромке высокого берега Протвы. От храма открывается красивый вид на противоположный низкий берег реки и панораму Вереи со старинными церквями. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой. В 2000 г. церковь передана православной общине. Сейчас храм полностью отреставрирован. В нем, как и прежде, проходят регулярные службы.
Комаровский Ю.В. Святые места Вереи. Изд-во: Библиотека «Верея», 2010 г.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.
После секуляризационной реформы Екатерины II Спасский (Входо-Иерусалимский) монастырь упразднили, а его собор сделали приходским храмом. В 1877 году, к 200-летнему юбилею Входо-Иерусалимского храма, Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры ХVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы. В 1882 году на звоннице установили шесть новых колоколов. Средства на их отливку пожертвовал местный крестьянин Яков Дмитриев. Но основательный ремонт был проведён лишь в начале ХХ века. Тогда же впервые со дня постройки храма художники расписали его стены, и эта роспись частично дожила до реставрации 2007 года.
После войны, в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию храма, которая проводилась под руководством тогда ещё начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но не долговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид главное крыльцо, оконные проёмы, цоколь. Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились. Храм благополучно просуществовал до 2000 года, когда был передан православной общине.
В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м году. 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил чин великого освящения Входо-Иерусалимского храма. У восточной стены храма за апсидами сохранилось небольшое кладбище с древними надгробными плитами, на которых ещё можно при желании разобрать фамилии усопших и даты захоронения. Самые древние датированы ХVII столетием.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №407, ООО «Де Агостини», 2020