вход в ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Праздники:

Святыни монастыря

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Источник

Ипатьевский монастырь в Костроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

вход в ипатьевский монастырь

Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.

Где находится Ипатьевский монастырь и как добраться

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы

Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.

Есть в Ипатьевском монастыре и «график» для исповедей:

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.

История Ипатьевского монастыря в Костроме

Архитектурные и культурные достопримечательности

Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:

Святыни

Ипатьевский монастырь на фото

Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.
вход в ипатьевский монастырь
Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.
вход в ипатьевский монастырь
Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.
вход в ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь в Костроме — видео

Рассматриваешь фото Ипатьевского монастыря в Костроме, и просто холодок ходит по коже, ведь это – одно из самых посещаемых культовых сооружений России и заодно одно из самых древних. В его стенах писалась история Руси и Российской империи.

Источник

Ипатьевский монастырь: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

вход в ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь является главным символом старинного русского города Кострома. Его история не отделима от важнейших событий в Северо-Восточной Руси, связанных с царскими династиями Годуновых и Романовых. Ипатьевский монастырь славится своими архитектурными памятниками, а также известен тем, что в нем хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись — копия с древнего южнорусского летописного свода Киевской Руси.

Адрес

156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

Как доехать

Ехать до остановки «Ипатьевская слобода».

Режим работы в 2021 г.

Стоимость билетов в 2021 г.

Основание монастыря

Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:

В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.

Развитие и процветание

Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.

Смутное время и подвиг Ивана Сусанина

В смутное время (1598–1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.

В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.

Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.

Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.

В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.

Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.

Расцвет при Романовых

С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней. Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.

В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.

Сооружаются и новые строения. Так, в 1642–1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается «Новый город».

В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.

Троицкий собор

В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора — это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.

Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.

В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.

В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.

Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.

Упадок при Петре Первом

Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.

Дальнейшая история

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

В 1837–1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841–1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.

В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.

Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.

Телефон

Официальный сайт

С обителью связана история Ипатьевской летописи, найденной в 1814 году писателем Николаем Карамзиным. Рукопись является важным документом, описывающим историю Юго-Западной Руси до конца 13 века.

Ипатьевский монастырь — это памятник архитектуры XVI–XVIII веков и одна из древнейших и самых красивых обителей России.

Источник

Ипатьевский монастырь

вход в ипатьевский монастырь вход в ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме, живописно расположившийся у места впадения реки Костромы в Волгу — памятник старины, объект культурного наследия нашего Отечества. Этот монастырь по праву называют «колыбелью», из которой вышла династия Романовых — именно в нем находился юный Михаил Романов, когда сюда направилась процессия Великого Посольства с вестью о том, что народ выбрал его в качестве нового царя. Памятуя об этом, каждый новый наследник престола, становясь государем, не скупился на настоящие царские подарки для Ипатьевского монастыря.

Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусства. И по сей день многие ценные церковные реликвии и другие значимые исторические экспонаты хранятся в музее обители. Монастырь почитается паломниками, которые приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням, интересен он и путешественникам, желающим прикоснуться к истории страны.

Ипатьевский монастырь в Костроме на google-панораме:

Собор в Ипатьевском монастыре

Фасад строения имеет множество интересных архитектурных деталей, к примеру, парадное крыльцо украшено восьмигранным шатром, установленным на четырех столбах, декорированных кубышками и висячими арками с гирьками. Поражает великолепие интерьера собора, украшенного иконописью, монументальной живописью, выполненными лучшими мастерами своего времени. Разнообразием сюжетов, гармоничностью цветов и изящным орнаментальным декором приковывает внимание фресковый ансамбль, созданный в XVII веке костромскими изографами во главе с талантливым мастером фресок и иконописи Гурием Никитиным. Над созданием резного золоченого иконостаса в стиле барокко (середина XVIII века) трудились костромские резчики под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.

Также на территории обители находятся восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.

вход в ипатьевский монастырь

История Ипатьевского монастыря

Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.

Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.

Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.

вход в ипатьевский монастырь

Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.

В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.

Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.

вход в ипатьевский монастырь

В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.

Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.

Иконы Ипатьевского монастыря

Одной из наиболее почитаемых святынь обители в частности и костромской земли в целом является точная копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, ее написал святитель Петр, митрополит Московский. В 1613 году ее принесли послы Земского собора, сообщившие Михаилу Романову об его избрании на престол. Позднее царь Михаил Федорович подарил ее монастырю, она размещалась в иконостасе Троицкого собора вплоть до 1919 года, когда ее изъяла новая власть. Только в 2004 году она была возвращена на свое место. Икона украшена драгоценной ризой.

Еще один чтимый образ — икона священномученика Ипатия с частицей мощей святителя. Также в обители пребывают икона святого Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба и другие образы.

вход в ипатьевский монастырь

Экскурсии

Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.

Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный.

вход в ипатьевский монастырь

Как добраться

Доехать до обители можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ипатьевская слобода», до нее довезут:

От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.

Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.

Как доехать до монастыря от Сусанинской площади

Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.

Неподалеку от монастыря расположилась еще одна достойная внимания достопримечательность — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, видео:

Источник

Путеводитель | Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

вход в ипатьевский монастырь

Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

II. Новый город.

Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

III. Архиерейский сад.

Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.

1. Троицкий собор. 1650-1652 гг.


2. Звонница. Колокольня
. XVII-XIX вв.

вход в ипатьевский монастырьКомпозиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

вход в ипатьевский монастырьОдин из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.


4. Архиерейский корпус.
XVI-XIX вв.

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.).


5. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
. XIX в.

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


6. Архимандричий (наместнический) корпу с.
XVI-XIX вв.

Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.


7. Братский корпус
. XVI, XVIII вв.

Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.

Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.


8. Кельи над погребами.
XVI XVIII вв.

Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.

Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.

В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».

Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.


9. Свечной корпус.
XIXв.

Трапезный корпус. XVI в.

Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:

поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.

Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города

Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.

вход в ипатьевский монастырьЯвляются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.

11. Кузнечная башня. XVI- XVII вв.

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице.


12. Пороховая башня.
XVI- XVII вв.

Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды.

Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом.


15. Квасная башня.
XVI-XVII вв.

Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.

Единственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.

Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением. Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.

Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


19. Северо-западная башня.
XVII в.

Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


20. Западные ворота.
XVII в.

Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города.


21. Мемориальная колонна
. Вторая половина XIX века.

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.

Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.


24. Усыпальница бояр Годуновых.
XVI-XVII вв.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.

Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *