вхожу я в темные храмы блок размер
Стихотворение и анализ «Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Краткое содержание
В богатейшем творческом наследии Александра Блока произведения, посвященные любви, занимают особенное место. Апофеозом этой тематики стал цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который автор посвятил горячо любимой жене, Любови Менделеевой. Эта женщина до конца дней оставалась ангелом-хранителем поэта и его музой. Несмотря на расставание, он сохранил нежные чувства к бывшей супруге, всегда оказывал ей помощь и поддержку и свято верил, что судьба еще предоставит им шанс на воссоединение.
Любовь Дмитриевна Блок. Художник Т. Гиппиус. 1910
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» словно прикрыто завесой некой тайны. В нем ощущается едва уловимый намек на какое-либо действие, оно насквозь пронизано ожиданием чуда – появления Прекрасной Дамы, которая представляет собой земной прообраз Божественного начала. Торжественность слов лирического героя обретает подобие гимна или молитвы, при помощи которой верующие беседуют с Господом. Текст полон восклицаний, при помощи которых автор выражает бесконечное восхищение героя.
Сюжет лишен какой-либо динамики. Ничего не происходит. Существует лишь одно бесконечное ожидание. Для героя образ Прекрасной Дамы священен, поэтому и эпитеты при обращении к ней подобраны автором соответствующие: «Величавой», «Святой», «Милой», «Вечной», причем, все они начинаются с заглавной буквы, что еще больше подтверждает значимость этого образа.
Для усиления напряженности и тревожности ожидания автор использует символы, окрашенные в красный цвет. Во всех произведениях данного цикла этот цвет означает появление Прекрасной Дамы и является символом любовных страстей. В данном стихотворении свет красных лампад усиливает томительное ожидание героя.
Прекрасная Дама – это некое неземное воплощение мечты, любовь с ней возможна лишь в вечности и в грезах. В соединении с ней герой видит достижение абсолютной гармонии, уход от реального мира, и в этом смысле текст произведения приобретает философскую направленность. Блок затрагивает в этом стихотворении не только тему любви, но и тему сложного, таинственного мира красоты, добра и гармонии.
Анализ
История создания
Свой знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок начал писать под влиянием философского учения Владимира Соловьева, богослова и основоположника русской христианской философии. Еще в раннем периоде творчества он был впечатлен его учением о божественной сущности любви и о вечной женственности. Оно и легло в основу вышеупомянутого цикла. Этот же философский постулат Блок использовал при создании стихотворения «Вхожу я в темные храмы», написанном 25 октября 1902 года.
Это был период страстной влюбленности поэта в молодую девушку, дочь великого ученого, Любовь Менделееву, ставшую его женой. Именно ее он считал живым воплощением вечной женственности, а свою любовь – чувством, овеянном тайной и мистикой, наполненным особым, неземным смыслом.
В жизни супругов были и любовь, и расставания, и непонимание, и прощение. Но, когда Любовь Дмитриевна все же приняла решение расстаться, поэтом буквально овладело отчаяние. Сам он называл свое состояние умопомешательством и в каждой встречной женщине искал сходство с любимой женой. Этот разрыв послужил его приобщению к вере. Он стал посещать церковные службы не только для облегчения душевных страданий, но и с надеждой встретить в одном из храмов свою Прекрасную Даму – Любовь Дмитриевну.
Персонажи и образы
Одним из основных образов данного стихотворения является храм, то есть место, где происходит действие. Лирический герой, обращая к Богу молитву, надеется на чудо – явление ему возлюбленной. Храм в этом смысле берет на себя роль символа веры и надежды.
Еще одним немаловажным образом становится красный цвет. Для Блока это не только цвет, означающий страсть, но и символ самой возвышенной, неземной любви, перед которой он преклоняется. Главным образом в стихотворении является сама Прекрасная Дама. Для героя она – недосягаемая мечта, небесный образ, олицетворение вечной любви. Не боясь осуждения, поэт сравнивает ее с самой Богородицей, приобщая ее, таким образом, к сонму святых.
Сам лирический герой пребывает в томительном ожидании образа своей божественной любви. Несмотря на тревожность и душевную пустоту, он все же надеется, что явление ему Прекрасной Дамы сможет воскресить его к жизни.
Композиция
В композиционном плане стихотворение состоит из трех частей. В первой части, так называемом вступлении, герой пребывает в смятении. Он сомневается, на самом ли деле его любимая и есть тот божественный образ, который он создал в своем воображении.
Лирическая вторая часть – это вполне земное, обычное изображение возлюбленной. Третья часть наполнена таинственными образами, описанием красоты любимой женщины, ее неповторимости и божественности. Последняя строфа полностью посвящена образу Прекрасной Дамы.
Особенность стихотворения состоит в том, что в нем успешно сочетаются два жанра – любовная и духовная лирика, навеянная философским учением Соловьева. Также этому стихотворению подходит жанр послания, так как все чувства и эмоции героя адресованы конкретному образу. Литературное направление этого произведения – символизм.
Размер и средства художественной выразительности
Ничто так не передает человеческие эмоции, в данном случае волнение и трепет героя, как дольник (размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы) с перекрёстной рифмовкой (АВАВ).
Для воссоздания особой атмосферы поэт пользуется эпитетами: «темные храмы», «ласковы свечи», «бедный обряд», «отрадны черты». Динамику и эмоции помогают передать олицетворения: «образ глядит», «бегут улыбки», «сказки и сны». В стихотворении много восклицаний и метафор, подчеркивающих святость образа возлюбленной: «О, Святая», «Величавой Вечной Жены».
Произведение звучит торжественно, благодаря особой лексике. В тексте много высокопарных, устаревших, красивых по звучанию слов, которые подчеркивают неординарность и величину события: «озаренный», «мерцанье лампад», «обряд», «ризы», «отрадны».
Проблематика и основная идея произведения
Основная тема стихотворения – любовь к идеалу. В произведениях Блока часто прослеживается одновременное сосуществование двух миров – реального, физического и божественного, непостижимого. Этот мотив звучит и в данном стихотворении, что приближает его к философской тематике.
Смысл состоит в потребности любви для человеческой души. Только любовь способна либо исцелить ее, либо низвергнуть и обратить в прах. В любом случае, без любви невозможно само существование, и никакие страдания не заставят человека отказаться от этого прекрасного чувства. В этом заключается мировоззрение Блока. Мир, в отличие от красоты, у него может спасти только любовь, чистая, святая, дарящая надежду и наполняющая смыслом земную жизнь.
Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» (А.А. Блок)
Автор: Guru · 30.07.2018
Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».
История создания
В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.
Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.
Жанр, направление и размер
«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.
Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.
Образы и символы
Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.
Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.
Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.
Темы и настроения
Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.
Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.
Основная идея
Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.
Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.
Средства художественной выразительности
Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).
Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.
Вхожу я в темные храмы блок размер
В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А. А. Блока?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А. А. Блок.
А. А. Блок был ярким представителем символизма. Дадим определение.
Символизм литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое.
Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке («В мерцаньи красных лампад»)?
Такой прием называется ассонанс. Дадим определение.
Ассонанс — многократное повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Усиливает выразительность речи.
В мерцаньи красных лампад.
Какой представляет в стихотворении А. А. Блока «идеальная» возлюбленная?
В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появление Прекрасной Дамы, от этого лирический герой Блока испытывает светлое чувство: для него милая — это Величавая Вечная Жена, святая, с ней он верит в свое преображение, в возможность гармонии мира.
Тема любви — одна из центральных тем творчества поэтов-классиков. В стихотворениях А. Блока любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Любимая для поэта — Святая. Подобный подход можно увидеть у Пушкина. Лирический герой стихотворения Пушкина «Мадона»(так у Пушкина) представляет свою возлюбленную в образе Мадонны:
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ф.И. Тютчев немало прекрасных строк посвятил своей возлюбленной Е. Денисьевой и на закате своей жизни молил Бога лишь об обном − о возможности подольше быть с любимой:
Продлись, продлись, очарованье;
Пускай скудеет и жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
И Блок, и Пушкин, и Тютчев желают добра своим возлюбленным, их чувства искренни, воспоминания о любви светлы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Александр Блок — Вхожу я в темные храмы: Стих
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).
В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.
Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.
Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» (А. А. Блок)
Первый период творчества Александра Блока (1900 – 1903) тесно связан с его влюбленностью в Любовь Менделееву. Практически все стихи этого времени входят в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», воплощением которой и является возлюбленная поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из таких произведений и предлагает ознакомится с данным разбором в этой статье. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» поможет проникнуться красотой и мастерством произведений Блока.
История создания
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. В этот период между поэтом и Любовью Менделеевой, с которой у него был роман, сложилось недопонимание — несовпадение мировидения.
Спустя всего лишь несколько недель после их «ссоры» Блок и Менделеева увиделись на благотворительном балу. Эта встреча стала судьбоносной! Поэт сделал предложение Любови Дмитриевне в тот же вечер, а 25 мая 1903 года они обручились.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» создавался автором как раз во время развития отношений с Любовью Дмитриевной. Он, по мнению самого автора, является одним из лучших его циклов. Создавался он легко и быстро, на одном дыхании. Всему «виной» его Муза, воплощение «Вечной Женственности», Любовь Менделеева.
Все стихи в данном цикле расположены в хронологическом порядке, по датам, что напоминает автобиографическое произведение.
Жанр, направление, размер
Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.
Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.
Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.
Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» состоит из 4 строф. Композиционно данное произведение можно разделить на три части.
Последнее четверостишие тоже начинается с междометия. Подобная анафора говорит о особенных чувствах лирического героя к «Даме», о его воодушевлении, о его нетерпении встретиться с ней.
Образы и символы
Лирический герой раннего периода творчества Александра Блока – это влюблённый юноша, находящийся в постоянном поиске идеалов.
Лирические герои очень часто являются отражением поэтов, но в данном случае можно поставить знак равенства между ними, так как цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — это «автобиографический» цикл, совпадающий со всеми событиями жизни автора того времени. Лирический герой именно этого стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» полон надежд и веры, он воодушевлен.
Основными образами стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» являются «темные храмы» и «Прекрасная Дама».
Образ «Прекрасной Дамы» в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» пронизывает красной нитью всё творчество Александра Александровича. «Она» является воплощением вселенской доброты, красоты и чистоты, к которой стремится автор, она дарит всё это «земному» миру, которому не хватает как раз-таки этих добродетелей. Данный образ, с течением времени, преобразуется, изменяется, так же, как и лирический герой, воспевающий «Её».
«Темные храмы» — не менее интересный образ. Можно предположить, что «темные храмы» — это метафора. Автор называет жизнь «темным храмом», в котором он ждёт свою единственную, «в мерцаньи красных лампад».
Блок очень часто употребляет цвета в качестве определений к слову. Красный цвет для поэта – это цвет волнующий, разжигающий интерес, увлекающий, но в то же время пугающий.
Обобщая всё выше перечисленное, можно сказать, что лирический герой ждёт «Прекрасную Даму», которая осветит его жизнь, украсит, которая выше всех тревог, всей суеты.
Втрое четверостишие начинается символично.
«В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.»
Колонна является символом оси мира. Мировая ось – это связь неба и земли. В данном стихотворении этот символ очень уместен. Лирический герой, обычный человек, ждёт, надеется на встречу со своей возлюбленной, которая является для него «возвышенным существом», не от мира сего. Он стоит в тени, то есть он смущён, он чувствует себя недостойным ожидаемой встречи, но всё же ждёт.
Дверь – это граница, переход в новое пространство, в новую жизнь.
Лирический герой знает, что жизнь не будет прежней после встречи с «Ней», он «дрожит от скрипа дверей», то есть волнуется, боится, или же наоборот ждёт, прислушивается, поэтому от малейшего шороха вздрагивает.
В стихотворении поэт несколько раз упоминает о сне. Сон для Блока – это «идеальный мир», мир гармонии, мир без сумбура. Лирический герой поэта часто находится в состоянии полусна, в состоянии мечтаний, то есть «между мирами», но определенно направленный в сторону «лучшего» мира.
Свечи – это свет в жизни. Также свечи являются атрибутом церковной жизни, то есть, употребив этот символ по отношению к «Прекрасной Даме», поэт признаёт в «Ней» божественное начало.
Темы, проблемы, настроение
Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.
Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.
«Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое. Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда. Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.
Основная идея
В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.
Смысл стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» можно найти в предлагаемом автором решении выдвинутой проблемы. Свои сомнения в любви лирический герой преодолевает чистой верой!
«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
В любви нет логики и доказательств. Мы всегда воспринимаем чувства на веру и должны отдаться этому ощущению без колебаний.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» являются заключительной частью разбора по плану.