виды храмов по архитектуре в россии
Дивные храмы России
Русские церкви — это уникальное архитектурное явление в мировой культуре.
Почти уникальное, если быть точным. Эта архитектурная традиция пошла из Византии, но русские в результате создали свой собственный стиль. Главным образом он выражен в луковках — куполах церквей и богатстве решений внутри в общем-то строгой и четкой концепции.
Благодаря этому именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов.
Здесь будут представлены лишь немногие церковные сооружения, хотя в каждом населенном пункте есть своя красавица церковь или красавец монастырь.
Собор Василия Блаженного, Москва
Собор Василия Блаженного, расположенный в самом сердце столицы — на Красной площади, признан не только самым красивым храмом России, но и одним из самых впечатляющих религиозных памятников мира, внесенных в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного, этот собор с одиннадцатью цветными куполами стал самым узнаваемым символом Москвы. Как мы все знаем из школьной программы, возводивший его неизвестный мастер был ослеплен по приказу царя, чтобы больше никогда не иметь возможности создать подобное чудо.
Смольный собор Воскресенья Христова, Санкт-Петербург
Один из самых изысканных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга Смольный собор Воскресения Христова начал строиться по велению императрицы Елизаветы Петровны. В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет. За это время экстерьер вобрал в себя черты не только узнаваемого елизаветинского барокко, но и классицизма, и, таким образом, превратился в уникальное и ни на что не похожее творение русской архитектуры.
Успенский кафедральный собор, Смоленск
В центре Смоленска на холме над городом возвышается величественный Успенский кафедральный собор в стиле барокко, возведенный в честь победы над Речью Посполитой. Его размеры по-настоящему впечатляют: высота — 70 метров, длина — 56,2 метра и ширина — 40,5 метров. Храм построен на месте другого, разрушенного в ходе обороны города, в начале XVII века, собора. Его возведение длилось более ста лет и в ходе работы проект неоднократно изменялся и совершенствовался — результат превзошел все ожидания!
Успенский кафедральный собор, Омск
Одна из главных достопримечательностей Омска появилась относительно недавно — в конце XIX века: тогда Успенский кафедральный собор был построен на средства горожан. В 30-е годы XX века по приказу советских властей храм был разобран. Восстановить его удалось лишь 70 лет спустя. И снова деньги на строительство собирали всем миром — за два года жители Омска пожертвовали на восстановление православной святыни в общей сложности несколько десятков миллионов рублей.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Казанский собор в Северной столице построен по аналогии с собором Святого Петра в Риме — северный фасад здания в стиле ампир дополняет впечатляющая полукруглая колоннада из 96 колонн высотой 13 метров. Храм стал не только почитаемой верующими религиозной святыней, но и памятником русской воинской славы. Кроме того, площадь перед собором часто выбиралась местом для проведения политических и общественных демонстраций.
Удивительная церковь на Красной скале на высоте 412 метров над уровнем моря посвящена спасению царской семьи — в 1888 году Александр II с супругой и детьми чудом уцелел во время крушения поезда. Узнав об этом, местный купец Александр Кузнецов попросил дозволения построить в честь этого события церковь. Храм, хорошо заметный с моря, на протяжении всех лет всего своего существования служит морякам в качестве маяка, указывая путь во время штормов или туманов.
Церковь Преображения Господня, Кижи
Небольшой остров Кижи в Онежском озере известен на весь мир благодаря церкви Преображения Господня. Глядя на это сооружение, невозможно поверить, что оно полностью создано из дерева без единого гвоздя. Согласно легенде, построил храм в начале XVIII века местный плотник Нестор, используя один единственный топор, который он после завершения работы выбросил в озеро, чтобы никто не смог повторить его успех.
Никольский морской собор, Санкт- Петербург
Еще один шедевр стиля «елизаветинское барокко» — Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Он был построен во второй половине XVII века по прошению князя Михаила Галицина. Средства на его возведение были предоставлены морским ведомством, ведь храм был призван олицетворять славные дела российского флота. Неподалеку от собора расположена четырехъярусная колокольня, образующая с ним единый архитектурный ансамбль.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это уникальный архитектурный комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, строительство которых велось в период с XIV по XIX век. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Лавра пережила татаро-монгольское нашествие, выдержала осаду польско-литовских интервентов, в советские времена была преобразована в историко-архитектурный музей, но одновременно была и есть крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем России.
Храм Христа Спасителя, Москва
Храм Христа Спасителя на Волхонке построен в 1990-е годы, но является точной копией собора, стоявшего на этом месте в XIX веке и разрушенного при советской власти. Кстати, изначально храм Христа Спасителя должен был находиться на Воробьевых горах, но из-за неумелого руководства его возведение прекратилось на несколько лет. Вторую жизнь ему дал император Николай I, который лично выбрал место строительства и архитектурный стиль (византийский) нового храма.
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Ростов-на-Дону.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг.. Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор, Владимир
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира. Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Годы постройки 1158-1189 гг. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Церковь Покрова на Нерли
В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благовещенский собор Казанского кремля, Казань
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор, Великий Новгород
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества. Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси. Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Астрахань.
Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Благовещенский кафедральный собор, Воронеж
Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.
Свято-Троицкий собор, Муром
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.
Троице-Измайловский собор, Санкт-Петербург
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь г. Старочеркасск
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь).
Морской собор, Кронштадт
Ставропигиальный Никольский Морской собор заложен в городе-крепости Кронштадт по указу Императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота и освящен в Высочайшем присутствии в 1913 году.
Вознесе́нский войсково́й кафедральный собор, Новочеркасск
Православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества.
Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад.
В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе
Был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря. Собор поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь — символ Святого Духа.
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь ) — ставропигиальный женский монастырь
Расположен монастырь рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни в одном из красивейших уголков Святой Руси. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства.Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле». Проживающие здесь монахини, известны своим мастерством вышивать иконы бисером.
Канавка«представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Введе́нская О́птина пу́стынь —ставропигиальный мужской монастырь
Один из древнейших храмов России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Калужской области.
Храм Сергия Радонежского — традиционный православный храм, стоящий в городе Тула и являющий собой роскошное и весьма высокое здание из темно-красного закаленного кирпича, выполненное в псевдовизантийском архитектурном стиле и увенчанное массивным золоченным куполом. Храм впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году, а выстроен был благодаря финансам, которые изыскали митрополит Московский, а также Коломенский Сергий. Сейчас на основе церкви работает вновь созданная воскресная школа, где с детьми ведутся беседы о Боге. В подвале церкви стоит Подземный храм, посвященный Серафиму Саровскому, а также на территории участка церкви стоит колокольня с рабочей звонницей.
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II
Часть 3. Возвращение национальных художественных традиций
Стремление к унификации под классические образы, свойственное русской архитектуре конца XVIII – первой четверти XIX века, было, следует заметить, достаточно успешным и ложилось на вековые традиции русского церковного зодчества и искусства, важной отличительной чертой которых было стилевое многообразие. Многообразие развившееся, разумеется, в канонических рамках православного искусства и на основах фундаментальных национальных традиций.
Однако всё это предполагало рождение «новой волны разнообразия». Направление ее движения предопределялось как логикой развития национального культурно-исторического процесса, так и социально-историческими условиями бытования культуры и искусства в новые времена с их новыми идейно-политическими доминантами в государственной и государственно-церковной политике. Русский ренессанс был фактически подготовлен.
Идейную платформу под уже сформировавшееся направление внутренней и внешней политики монаршей власти подвели славянофилы. Конечно, их представления о традиционном русском искусстве не были однородны. Не вдаваясь в детали этих различий, скажем, что патриархальность славянофилы понимали (в частности, А.С. Хомяков [4] ) не только как возврат к традициям и устоям допетровской эпохи, составлявшим, по их мнению, основу уклада жизни и благочестия русского народа, но и как основной источник творческих идей.
К началу николаевской эпохи классицизм как архитектурный стиль в общем и все его проявления в частности в храмостроительстве фактически клонились к упадку. И можно предположить, что идея смены общегосударственного культурного направления в архитектуре и искусстве принадлежит непосредственно Николаю I. Его концепция – вернуться к формам и образам «русской античности», способным повлиять на восстановление национального самосознания. Это было частью политики по достижению стабильности в обществе.
В 1826 году был подписан первый монарший указ о сохранении отечественных древностей
В соответствии с новыми установками начались и первые, поначалу достаточно робкие, шаги к поиску и новых архитектурных решений, в первую очередь в храмовой архитектуре.
Для николаевского времени была характерна и такая черта: если с приходом классицизма недостроенные храмы искусственно адаптировались под новый сталь, то с официальным его упразднением николаевской властью такого не происходило: храмы достраивались по первоначальным проектам.
Хотя росписи были выполнены в классическом стиле, само их наличие возвращало интерьер храма в византийскую и русскую традиции
«Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь архитектуру собственную, национальную»
Вторая четверть XIX века – это скорее время уважительного отношения к наследию классицизма с нарастающим стремлением к новому прочтению не только предшествующих, но и старинных образов и стилей. Русско-византийский стиль, что особенно важно, нарождался и развивался как «архитектура выбора». Не диктовать, как это было в течение десятилетий утверждения классицизма, а предлагать заказчику свои архитектурные изыскания и творческие предложения – задача, стаявшая перед зодчими в это время.
В условиях нового времени типовая архитектура становится повсеместной. В отношении церковной архитектуры необходимо отметить, что при строительстве храмов основополагающими стали факторы простоты и дешевизны постройки. При этом развитие строительных технологий и научного прогресса не влияло на сущность и сакраментальность церковных построек.
Подражание прошлому, благодаря публикациям археологических обществ, стало одним из ориентиров для мастеров, создававших храмы во второй половине XIX – начале XX века. Вместе с тем церковная архитектура оказалась в общем поле развития отечественного зодчества. Исследование археологических памятников не оказало определяющего влияния на архитектуру. Со второй половины XIX века начался во многом противоречивый период становления эклектических идей, в том числе и в церковной архитектуре.
Если в 1850-е годы во всей империи было 35 775 церквей, то к 1890 году их стало уже 45 037
Развитие церковной архитектуры и изобразительного искусства конца XIX – начала XX веков можно с полным основанием отнести к развитию в русле направления, именуемого «русским Возрождением». Бурные стилевые искания этого времени в светской архитектуре, включая становление и яркое проявление «стиля модерн» (примеры – особняк Рябушинского или здание Казанского вокзала), церковную архитектуру почти не затронули.
Храм был возведен по традиционной русской крестово-купольной системе и усложнен большим количеством деталей. Внимание в этом щедром на узорочье полусказочном-полуреальном храме привлекает абсолютно все: своеобразная зыбь многочисленных закомар, арок, кокошников на верхах храма, а также аркатурных поясов, фризов, наличников, сложнейших шатровых покрытий на бочонкообразных столпах и многое другое.
Всё внутреннее убранство, начиная с невысокого цоколя, и большая часть внешних фасадов храма украшены мозаиками. Мозаичных работ такого масштаба и подобного многообразия самоцветных камней [47] нет ни в одном храме, что делает его уникальным во всем мире. Следует отметить, что мозаичное убранство храма, выполненное во флорентийской технике, более свойственно времени расцвета классицизма, что вновь указывает на специфику храмового зодчества, в котором в одном памятнике можно было увидеть воплощение лучших элементов разных архитектурных эпох. Храм «Спаса-на-Крови» – это яркий пример историзма в церковной архитектуре.
«Необходимо уловить искренность старины и подражать ей не копированием, а созданием новых форм»
Кроме того, осуществлялись попытки, возвращаясь к традициям, украшать интерьеры классических храмов монументальными росписями. Это порой создавало не всегда оправданную эклектическую пестроту, но заказчиков волновали прежде всего, разумеется, не художественно-эстетические проблемы: возвращение к утраченным традициям рассматривалось как следование канону в церковном искусстве.
[1] Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 3. С. 3; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 82.
[2] Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: курс лекций: 2-х ч. Л., 1976. Ч. 1. С. 215; Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 41.
[3] Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: курс лекций: 2-х ч. Ч. 1. С. 214.
[4] См.: Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Русская эстетика и критика 1840–1850-х годов / Сост. В.К. Кантора, А.Л. Осповата. М., 1982.
[5] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 327.
[6] Глаголев А. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников. Ч. 1. Тетрадь 1. СПб., 1838.
[7] Градостроительство России середины XIX – начала XX века. М., 2001. С. 62.
[8] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 327.
[9] Уже вслед за этим проектом К. Тона по похожим проектам строятся храмы в Свеаборге, Саратове, Ельце, Задонске, Красноярске.
[10] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 707.
[11] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 328.
[12] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914 // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 267.
[13] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 152.
[14] См.: Дудина Т.А., Никитина Т.И. Каменное узоречие Москвы. М., 2006. С. 96; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 289.
[15] Икона. Атлас православной иконы. М., 2013. С. 418. После закрытия храма в 30-х годах XX в. часовня была разобрана и продана за рубеж. В настоящее время мраморная часовня хранится в запасниках музея в Ватикане.
[16] Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 163.
[17] Только на купола храма Христа Спасителя было израсходовано 400 кг золота.
[18] На строительство храма с 1837 по 1882 гг. была израсходована колоссальная сумма – 15 123 163 рубля золотом.
[19] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 123.
[20] Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 225.
[21] См.: Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX веков // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 161; Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 226; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.
[22] См.: Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 286; см.: Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 106.
[23] Цит. по: Кириченко Е.П. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 10.
[24] Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Т. 1–6. М., 1849–1853; Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества // Сост. А.А. Мартынова, текст И.М. Снегирева. Тетр. 1–18. М., 1846–1859 (репринт: СПб., 2008). По выражению В.В. Стасова, огромный труд И.М. Снегирева внес большой вклад в дело «образования русских зодчих».
[25] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 134; см.: Скворцов А.И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 211.
[26] См.: Беляев Л.А. Археологическое изучение памятников зодчества и русская культура XIX–XX вв. // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 232.
[27] Цит. по: Лисовский В.Г. Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX вв. // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 5. Л., 1975. С. 19.
[28] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 80; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 87; Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009. С. 79.
[29] Смолич И.К. История Русской Церкви. М., 1998. С. 226.
[30] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 82.
[31] Градостроительство России середины XIX – начало XX века. С. 24; Шахов М.О. Роль государства в контексте проблем межрелигиозного диалога в России // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. М., 2008. С. 502–503.
[32] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 149; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 94.
[33] Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 665; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 794.
[34] Памятники архитектуры в дореволюционной России. М., 2002. С. 145.
[35] Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XIII. СПб.,1891. С. 305.
[36] Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. С. 322.
[37] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 377; см.: Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 201–203.
[38] См.: Смолич И.К. История Русской Церкви. С. 259–280; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 491, 497; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 313; Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 64.
[39] Кеслер М.Ю. Храмостроительство. Духовные основы традиции и современная практика. М., 2010. С. 137.
[40] См.: Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 313–315.
[41] Щенков А.С. Архитектура русского православного храма. М., 2013. С. 383
[42] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914. С. 283.
[43] Аналогии в архитектурном плане можно провести и с московской церковью Рождества в Путинках (1649– 1652), а также с рядом других московских и ярославских церквей XVII века.
[44] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 124; Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 464.
[45] Гусакова В. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX века. СПб., 2008. С. 47.
[46] Епихин С.В. Храм Воскресения на Екатерининском канале: орнамент и язык // Архитектура Петербурга. Материалы исследований. Ч. 2. СПб., 1992. С. 118.
[47] Лисовский В. Г. Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в. С. 19.
[48] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914. С. 276.
[49] Зодчий. СПб., 1905. С. 132.
[50] Владимиров В. Новое истинно художественное в русском церковном искусстве. Сергиев Посад, 1912. С. 8.
[51] Козлов А.Н. О развитии христианского искусства и основах его применения в церковной живописи. М., 1898. С. 17.
[52] Гусакова В. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX века. С. 37; Языкова И. «Се творю все новое». Икона в XX веке. М., 2002. С. 15.
[53] Соколов А.И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 215.
[54] Из удачных примеров копирования можно привести росписи 1897 года московского храма во имя Пимена Великого в Новых Воротниках.
[55] См.: Сокровища Москвы. М., 1998. С. 35; Московский Кремль. М., 2006. С. 99; Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1966. С. 88.
[56] Маслов К.И. Книга Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство» и проблема возрождения церковной живописи в России во второй половине XIX века // Искусство христианского мира. Вып. 8. М., 2004. С. 214–219.
[57] Щенков А.С. Архитектура русского православного храма. С. 277.