виды и стили обучения и их характеристика
17 стилей обучения и их характеристики
стили обучения различные способы, которыми каждый человек может приобрести знания, навыки и отношения. Хотя существует множество различных теорий по этому предмету, все они характеризуются защитой идеи о том, что разные стили обучения можно классифицировать на несколько категорий..
Вопреки защитникам традиционной модели образования, которая считает, что все студенты учатся одинаково, сторонники теорий стиля обучения считают, что обучение будет более эффективным, если оно адаптируется к индивидуальным характеристикам каждого учащегося..
Несмотря на доказательства того, что каждый человек предпочитает тот или иной метод обучения, вряд ли есть какие-либо исследования, которые продемонстрировали бы преимущества использования разных стилей обучения. Некоторые критики даже заходят так далеко, что говорят, что нет никаких доказательств преимущества адаптации к стилям обучения учащихся..
Тем не менее, большое количество учебных центров всех видов начали принимать теорию стилей обучения в последнее время.
Таким образом, знания в этой области постепенно увеличивались, пока в настоящее время не появилось большое разнообразие существующих моделей..
Список моделей по стилям обучения
Предполагается, что с момента появления первых моделей индивидуального обучения в 70-х годах было создано почти сто теорий о стилях обучения..
В этой статье мы увидим самые известные. Среди всех теорий / моделей они составляют 17 различных стилей обучения.
Теория множественного интеллекта
Теория множественного интеллекта является когнитивной и обучающей моделью, которая характеризуется защитой идеи о том, что нет единого общего фактора интеллекта. Напротив, его сторонники считают, что каждый человек выделяется более или менее в семи различных типах интеллекта.
Обычно описываются семь типов интеллекта:
Модель Дэвида Колба
Модель стилей обучения Дэвида Колба основана на его теории эмпирического обучения, опубликованной в 1984 году. Основная идея обеих теорий заключается в том, что обучение можно измерять по двум полюсам..
Хотя модель Колба началась с идеи, что все люди способны использовать четыре стиля обучения в определенный момент времени, он позже понял, что каждый из нас имеет тенденцию использовать способ приобретения знаний. Таким образом, я создаю четыре категории, по одной для каждого из стилей обучения вашей модели:
Этот стиль получил свое название в связи с теорией дивергентного мышления. Эта теория защищает то, что в то время как большинство людей видят только прямое решение каждой проблемы, некоторые могут думать по-другому и генерировать новые идеи..
Люди с различными стилями обучения, как правило, очень креативны, с большим интересом к приобретению знаний и искусством. Им также нравится работать в команде и узнавать о разных точках зрения.
Те, кто принадлежит к этому стилю обучения, обычно чувствуют себя более комфортно, если им дают хорошее логическое объяснение любого явления. В этом смысле идеи и концепции особенно важны для них, и они могут собирать и организовывать большие объемы информации..
В общем, люди с ассимиляционным стилем обучения не слишком беспокоятся о других, предпочитая вместо этого абстрактные идеи. Они обычно не ищут полезности своих идей, но внутренней логики и чистого знания.
Эти типы людей, как правило, специализируются в научных и информационных областях, где они могут разрабатывать свои собственные теории.
Его главной заботой является приобретение практических знаний. Они больше ориентированы на решение проблем или технических задач, чем на социальные вопросы или межличностные отношения. Они обычно очень хороши в задачах, связанных с технологией.
Ашеры, как правило, предпочитают полагаться на свои чувства и инстинкт, а не на логическое размышление. Они также предпочитают применять практический подход, полагая, что информация должна служить решению проблем, а не самоцелью. Этот стиль является наиболее распространенным в популяции, по мнению автора модели.
VARK модель
Модель VARK (для аббревиатуры на английском языке «Visual, Auditory, Reading и Kinesthetic») представляет собой теорию обучения, основанную на работе Уолтера Барба, а затем расширена учеными нейро-лингвистического программирования (NLP)..
Основная идея заключается в том, что у каждого человека есть преобладающее чувство, которое он использует чаще для получения информации и связи с миром. Сначала рассматривались только три возможности (зрение, слух, эмоции и ощущения), но позднее чтение было добавлено в качестве четвертого стиля обучения..
Хотя модель также служит для объяснения определенных личностных различий между людьми, принимающими каждый из стилей, в настоящее время она в основном используется для изучения того, как каждый из них лучше усваивает информацию..
Четыре стиля обучения этой модели следующие:
Когнитивная модель
В 1974 году психологи Энтони Граш и Шерил Рихманн разработали эту модель стилей обучения. Они были основаны на идее, что каждый человек обрабатывает информацию по-разному.
В отличие от других моделей, авторы этой модели делят стили обучения на адаптивные и неадаптивные. Таким образом, они разработали тест для определения стиля обучения каждого человека таким образом, чтобы они могли помочь ему изменить его, если он не был среди положительных..
Шесть стилей, рассматриваемых в этой теории, следующие:
Модель NASSP
Эта модель стилей обучения основана на работе Национальной ассоциации институциональных директоров (NASSP). В 80-х годах они провели несколько исследований различных стилей обучения с целью создания более эффективных и действенных образовательных программ..
Исследователи разделили стили обучения на 3 измерения и 31 переменную, которые служили для классификации студентов по различным группам. Таким образом, идея состояла в том, что они смогут адаптировать свой метод обучения к потребностям каждого учащегося..
Эта модель была основана на большом количестве предыдущих исследований, как, например, в модели VARK, в теориях мотивации и даже в психобиологических теориях о циркадном ритме людей..
Модель основана на индивидуальных различиях в трех разных измерениях:
В этом смысле разработчики модели NASSP были в числе тех, кто учел большинство факторов при создании своей теории. В настоящее время созданный ими тест по-прежнему используется для определения наилучшего способа обучения студентов, особенно в Соединенных Штатах..
Виды и стили обучения и их характеристика
Обучение это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Обучение есть способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание учение» (Табл. 15.1).
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
---|---|
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения | 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | 2. Восприятие новых знаний, умений |
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация |
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов | 4. Познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. Управление процессом перехода от теории к практике | 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация |
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности | 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем |
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Целью преподавания является организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценке усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях и навыках, системе отношений к себе, другим и к миру, в общем развитии учащегося его образованности.
Изучением теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения занимается отрасль педагогики дидактика.
Обучение, преподавание, учение основные категории дидактики.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Обучение особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками.
15.1.1. Критерии эффективности обучения
Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями.
В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость это степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, которая находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения общая способность к усвоению знаний. Показатель обучаемости количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.
Обученность это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Качество знаний оценивают по таким показателям как полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности (Рис. 15.1).
Рисунок 15.1 Сравнение процесса обучения
со строительством здания (К.Д. Ушинский)
15.1.2. Принципы обучения
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.
Правила обучения это, основанные на общих принципах, описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.
15.1.3. Классификация методов обучения
Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
Прием это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Рассказ словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Беседа вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.
Дискуссия обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.
Работа с книгой метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.
Демонстрация наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
Иллюстрация показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.
Видеометод наглядное восприятие информации с использованием кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров.
Упражнение планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Лабораторный метод самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего, при изучении естественно-научных дисциплин.
Игра познавательная (дидактическая) специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.
Метод проектов система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.
15.1.4. Формы организации обучения
Форма организации педагогического процесса внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Форма обучения означает коллективную (со всеми учащимися), групповую (с частью учащихся) и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую и др.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания
Урок это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
15.1.4.2. Типы и структуры уроков
15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения
Лекция основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.
Практическое занятие /семинар это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации на лекции и в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя вуза.
В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студентов.
Учебная группа это центральная форма организации студентов, как правило, на весь период обучения.
Совокупность учебных групп курс, работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.
Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы.
15.2. Виды и стили обучения
Первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа и называется сократическим.
Догматическое обучение сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, запоминание и дословное воспроизведение текста.
Развивающее обучение вид обучения, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиск истины, а также независимости в повседневной жизни воспитание субъектности.
Основой является продуктивная деятельность учащихся в «зоне ближайшего развития».
Зона ближайшего развития вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления.
Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) вид обучения, цель которого передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, чтобы обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Репродуктивное обучение включает в себя (Рис. 15.2) восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).
Рисунок 15.2 Структура репродуктивного обучения
Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы альтернативное и самостоятельное мышление блокируются.
Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки (Рис. 15.3).
Рисунок 15.3 Признаки репродуктивных технологий (РТ)
Главное преимущество данного метода экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.
Проблемное обучение (продуктивное) вид обучения, в основе которого лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, самими учащимися) и разрешение (учащимися) проблемного вопроса, задачи, ситуации (Рис. 15.4).
Рисунок 15.4 Сущность продуктивного метода обучения
Проблемная задача это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения.
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он сам должен их искать.
Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.
Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Программированное обучение вид обучения, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера) ученику и получение обратной связи (оценка учителем или самооценка).
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Основная цель программированного обучения улучшение управления учебным процессом.
Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель и ученик работают с учебой информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях, событиях. Информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Модуль для проверки результатов усвоения знаний может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Какие бывают стили обучения
Разные люди предпочитают разные стили и методы обучения. Стили обучения – это способы, которыми люди учатся. Каждый человек сочетает разные стили обучения. У некоторых людей есть какой-то один доминирующий стиль, а другие стили он использует в меньшей мере. Некоторые люди при различных обстоятельствах используют различные стили. Не существует единого для всех людей сочетания или использования стилей. Надо отметить, что стиль обучения заранее не предопределен. Каждый человек может развить и расширить способности в стилях, ещё ему неизвестных, а также углубить восприятие тех стилей, которыми он уже хорошо владеет.
Относительно новым подходом является применение знаний о стиле обучения и задействование общего интеллекта для обучения. Только недавно педагоги начали признавать это. В традиционном обучении использовались и используются по сей день в основном логические и лингвистические методы обучения совместно с ограниченным диапазоном учебных технологий. Во множестве школ ещё надеются на обучение, основанное на книгах, многократное повторение материала и проведение экзаменов для контроля и мотивации.
Человек, который знает и понимает свой стиль обучения, может использовать подходящие для него методы более эффективно. А это в свою очередь позволяет улучшить скорость и качество усвоения материала.
Основные стили (способы) обучения:
Для чего нужно знать стили обучения?
Ваш стиль обучения очень важен. Ведь ваши предпочтения управляют обучением. Они оказывают влияние и на то, как вы запоминаете информацию, как осмысливаете опыт и даже на слова, которые вы выбираете.
Как показали исследования с помощью технологий фиксирования мозговых импульсов, различные стили обучения позволяют активировать разные части мозга. А чем больше области мозга включено, тем эффективнее процесс обучения.