виды практик в магистратуре

Памятка по прохождению учебной практики в магистратуре

виды практик в магистратуре

ПАМЯТКА ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В МАГИСТРАТУРЕ

Целью учебной практики является углубление и систематизация теоретико-методологической подготовки магистранта, формирование навыков самостоятельного проведения научных исследований путем постановки и решения научно-исследовательских задач по тематике магистерской диссертации.

В структуру учебной практики согласно ФГОС входит научно-исследовательская работа магистрантов (НИР).

2. Задачами учебной практики являются:

– создание благоприятных условий для формирования высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого;

– обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы магистрантов;

– повышение эффективности участия магистрантов в НИР путем привлечения их к исследованиям по наиболее значимым направлениям в юриспруденции;

– ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ теоретического материала, формулировка выводов по итогам исследований, оформление результатов работы в виде отчета);

– выработка умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;

– овладение методами научного поиска, умением выбирать оптимальные методы исследования, соответствующие направлениям исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

– ознакомление с формами и приемами организации научно-библиографического поиска (в том числе по электронным каталогам и через интернет);

– выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– освоение методики работы с историческими и нормативными источниками, необходимыми для написания магистерской диссертации;

– усвоение правил работы с текстом научного исследования, требований к оформлению научно-справочного аппарата;

– формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

3. Место учебной практики в структуре ОП:

Учебная практика является обязательным разделом ОПОП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ.

Структура и содержание учебной практики:

Формы учебной практики (НИР)

ознакомление с организацией НИР вуза и его отдельных кафедр, планированием, основными формами, видами и отчетностью НИР; организация и планирование своей научно-исследовательской работы: ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, подготовка реферата по избранной теме, составление и корректировка индивидуального плана проведения научно-исследовательской работы

отчет о прохождении практики

аналитическая и теоретическая работа

ознакомление с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования, постановка целей и задач исследования, формулирование гипотез, разработки плана проведения исследовательских мероприятий; работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных)

отчет о прохождении практики

организация, проведение и контроль исследовательских процедур, сбор первичных эмпирических данных, их предварительный анализ; проведение статистических и социологических исследований, связанных с темой выпускной квалификационной работы магистра; составление библиографии по теме исследования; работа в судебных, правоохранительных и иных правоприменительных органах, библиотеках, архивах и т. п. для получения эмпирического материала исследования; подготовка первоначального варианта введения к магистерской диссертации

отчет о прохождении практики

обобщение полученных результатов

научная интерпретация полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и эмпирических материалов в виде научного отчета по научно-исследовательской практике

отчет о прохождении практики

4. Место прохождения учебной практики определяется кафедрой и научным руководителем.

5. Руководителем практики от организации (учреждения) выступает ее руководитель или главный специалист. Руководитель практики от кафедры – научный руководитель по написанию магистерской диссертации.

6. Научный руководитель студента магистратуры разрабатывает программу прохождения практики, выпускающие кафедры утверждают программу практики и оформляют направление на практику по установленной форме.

7. При прохождении практики студенты обязаны:

· полностью выполнять задания научного руководителя, предусмотренные программой практики;

· соблюдать действующие в организации, учреждении правила внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда;

· вести ежедневные (еженедельные) записи в индивидуальном плане о прохождении научно-исследовательской практики;

· в двухнедельный срок после окончания практики представить научному руководителю письменный отчет, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа;

· доработать при необходимости отчет по практике в соответствии с требованиями и пожеланиями научного руководителя;

· на основе письменного отчета сдать зачет по результатам практики на выпускающих кафедрах в установленные сроки.

8. Письменный отчет по практике состоит из двух частей:

· практической части, которая представляет собой аналитическую записку объемом 15–20 страниц;

· исследовательской части – разработка новых и/или распространение известных методов решения проблем по тематике магистерской диссертации, разработка и апробация практических рекомендаций на примере деятельности конкретного предприятия или организации, объемом 25–30 страниц.

9. Оформление отчета включает в себя титульный лист (приложение 1), содержание, указанные выше части отчета с последовательной сквозной нумерацией страниц.

10.Невыполнение программы учебной практики приравнивается к не сдаче экзамена.

ПАМЯТКА ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В МАГИСТРАТУРЕ

1. Целями производственной практики являются систематизация и углубление полученных в высшем образовательном учреждении теоретических и практических знаний по изученным дисциплинам, применение знаний при решении конкретных задач профессиональной деятельности на современном уровне; сбор, систематизация, обработка фактического материала по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); подготовка аналитических материалов по теме исследования.

2. Задачи производственной практики:

1) ознакомление со спецификой работы предприятия, организации, учреждения – места прохождения производственной практики.

2) ознакомление с организацией и содержанием работы предприятия, организации, учреждения – места прохождения производственной практики.

3) исследование поведения хозяйствующих агентов, их затрат и результатов, функционирования рынков, финансовых и информационных потоков, производственных и научно-исследовательских процессов;

4) изучение информации о деятельности, учредительных документов, финансовой и управленческой отчетности, внутренних положений предприятия, организации, учреждения.

5) сбор и анализ материалов для написания магистерской диссертации.

6) подготовка отчета по практике, в том числе научных докладов для выступления на конференциях, научных семинарах, форумах, написание научных статей и тезисов докладов для публикации в сборниках научных трудов и материалах конференций.

Данные задачи производственной практики соотносятся с научно-исследовательской и аналитической профессиональной деятельностью магистрантов.

Конкретный объект исследования (предприятие, организация, учреждение) определяется в зависимости от выбранной магистрантом базы практики.

3. Место производственной практики в структуре ОП магистратуры.

Производственная практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку магистрантов.

При прохождении производственной практики магистрант закрепляет полученные теоретические знания по магистерской программе; исследует производственные процессы будущей профессиональной деятельности; собирает необходимую информацию для наиболее полного анализа (оценки) изучаемых процессов, объектов, выступающих предметами исследования магистерской диссертации; выбирает методы проведения анализа (оценки) для подготовки аналитических материалов по теме исследования; самостоятельно предлагает и обосновывает способы решения на современном уровне задач профессиональной деятельности.

4. Формы проведения производственной практики.

Производственная практика проходит на предприятиях, в организациях, учреждениях соответствующих направлению магистерской программы.

Для организации производственной практики предусмотрены следующие виды работ:

1. Магистрантом по согласованию с руководителем магистерской программы осуществляется поиск и выбор места прохождения производственной практики;

2. Между базой практики и вузом должен быть заключен договор о прохождении практики;

3. До начала производственной практики за магистрантом закрепляется предварительная тема магистерской диссертации (тема научно-исследовательской работы);

4. Перед началом практики руководитель магистерской программы проводит организационное собрание с магистрантами, закрепляет магистрантов по базам практики;

­ помогает магистранту составить план сбора фактического материала;

­ участвует в организационных мероприятиях, проводимых до ухода магистрантов на практику;

­ осуществляет учебно-методическое руководство практикой;

­ наблюдает и контролирует прохождение практики;

­ дает отзыв о прохождении магистрантом практики.

Систематическое, повседневное руководство производственной практикой магистранта осуществляется руководителем практики от предприятия, организации, учреждения.

В задачи руководителей практики от предприятия, организации, учреждения входит:

­ составление вместе с практикантом календарного плана, предусматривающего выполнение всей программы практики применительно к специфике деятельности;

­ систематическое наблюдение за работой практиканта и оказание ему необходимой помощи;

­ контроль хода выполнения программы практики;

­ проверка собранного материала для магистерской диссертации магистранта;

­ составление отзыва (характеристики о прохождении студентом-магистрантом практики);

­ помощь в подборе отчетности и материалов, для подготовки обоснования темы магистерской диссертации.

Магистранты при прохождении производственной практики обязаны:

1. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики института.

2. Подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка.

3. Выполнять порученную руководителем практики от предприятия работу и к концу рабочего дня представлять полученные результаты руководителю практики от предприятия, организации, учреждения

4. Представить руководителю практики от университета письменное обоснование темы магистерской диссертации в сроки, установленные учебным планом.

Руководство практикой осуществляет руководитель производственной практики от кафедры конституционного и административного права, а также руководитель практики от предприятия, организации, учреждения.

5. Место и время проведения производственной практики.

Местом (базой) прохождения практики является стороннее предприятие, организация, учреждение либо структурное подразделение Омской гуманитарной академии, соответствующие направлению подготовки магистерской диссертации.

На все время практики магистранту предоставляются рабочие места. Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения определяет продолжительность и последовательность отдельных видов работ практиканта.

Производственная практика предполагает подготовку аналитических материалов к магистерской диссертации по предварительно выбранной теме, исследуемой в том числе в ходе научно-исследовательской работы в семестре, а также выступление с докладом на итоговой научно-практической конференции.

Продолжительность производственной практики определяется учебным планом конкретного направления магистерской программы.

6. Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Составление индивидуального плана производственной практики, в т. ч.:

— определение конкретных производственных заданий;

— постановка и формулировка задач практики;

— др. виды работ по заданию научного руководителя.

Ознакомительная работа, в т. ч.:

— ознакомление с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений;

— изучение структуры и организации работы в соответствующем предприятии, организации, учреждении;

— изучение графиков работы предприятия, организации, учреждения, в том числе работы по приему посетителей;

— ознакомление с распределением обязанностей сотрудников в соответствующем предприятии, организации, учреждении;

— др. виды работ по заданию производственного руководителя.

Подведение итогов практики, в т. ч.:

Источник

Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования

виды практик в магистратуре

Дата публикации: 09.01.2014 2014-01-09

Статья просмотрена: 2675 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Э. М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования / Э. М. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 534-536. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8869/ (дата обращения: 16.11.2021).

В статье рассматриваются особенности методики и организации производственной практики магистров педагогического образования. Определены основные методологические подходы к проектированию производственной практики магистров. Выявлены главные отличия практики магистров по сравнению с бакалаврами — индивидуализация и вариативность. Приведены примеры реализации новых подходов к проектированию производственной практики магистров педагогического образования

Ключевые слова: Производственная практика магистров, уровневое образование, профессиональная компетентность, личностно-ориентированный подход, вариативность, индивидуализация образовательного процесса.

В процессе профессиональной подготовки специалистов образования в области БЖ значительное место занимает производственная практика. Именно во время прохождения практики магистранты имеют возможность апробации своих сил и возможностей в реальной образовательной среде в соответствии с профессиональной направленностью.

С момента основания факультета безопасности жизнедеятельности успешно разрабатывалась и была реализована система практик студентов — будущих учителей ОБЖ. Структура и содержание учебных практик были направлены на подготовку специалистов с квалификацией «учитель основ безопасности жизнедеятельности средней школы». [1].

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования на базе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) потребовал пересмотра методологических подходов к содержанию и организации практики студентов магистратуры по направлению «Педагогическое образование». Подготовка специалистов на уровне магистратуры несет принципиально новые черты, обусловленные новыми целями и новыми требованиями к результатам высшего профессионального образования.

В новых ФГОС четко обозначена цель вузовского образования — формирование профессиональной компетентности выпускника, которая является основой успешной реализации профессиональных задач в различных видах деятельности в образовательной области «безопасность жизнедеятельности». Сфера профессиональных возможностей выпускника магистратуры значительно расширена — это методическая, педагогическая, научно-исследовательская, проектировочная, управленческая и культурно-просветительская деятельность в учреждениях образования разного уровня и формы [4].

Вот почему возникает противоречие между необходимостью индивидуального проектирования производственной практики магистрантов с одной стороны и традиционными представлениями о педагогической вузовской практике как определенной педагогической деятельности в школе.

Возможность реализации целей высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения потребовала переосмысления концепции производственной практики для студентов и бакалавриата, и магистратуры. Основополагающим методологическими подходами к построению такой концепции представляется компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Значимость использования компетентностного подхода к вопросам проектирования производственной практики в магистратуре отражается в целеполагании такого вида подготовки студентов: содействие становлению общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов посредством развития педагогических и методических знаний и умений, сформированных в ходе освоения магистерской программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Диплом магистра означает, что студент прошёл углублённую подготовку, включающую не только формирование базовых знаний и умений, но и узкоспециализированное обучение, предполагающее определенную профессиональную деятельность выпускника магистратуры в различных сферах образования в соответствии с личностными интересами и способностями. В Федеральном Государственном Стандарте третьего поколения определены планируемые результаты как общекультурная и профессиональная компетентность. В Стандарте раскрыто содержание профессиональной педагогической компетентности как наличие готовности к эффективной деятельности в различных сферах системы образования.

Таким образом, выпускник магистратуры обладает широким спектром сформированных компетенций [2,3,4]. Задачи и содержание каждого вида практики предполагают формирование и развитие у студентов конкретных профессиональных компетенций, заложенных в требованиях федерального стандарта.

Компетенции, формируемые у магистрантов в период производственной практики

— способность применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных ступенях обучения в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

— готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

— способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

— способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

— способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

— готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях (ПК-8);

— готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

— готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

— способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

— готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и методики обучения (ПК-16)

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и научно-исследовательскую на втором (6 недель).

Основное отличие производственной практики магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики.

В зависимости от индивидуальных научных интересов и проблематики научного исследования магистранты могут проходить практику в образовательных учреждениях различного типа и уровня:

— в общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах);

— в высших учебных заведениях;

— в учреждениях дополнительного образования (в Домах творчества юных, в подростковых клубах, в досуговых центрах, в центрах социальной реабилитации и т. д.);

— в средних военных учебных заведениях (Кадетские корпуса, Суворовское училище)

— в научных организациях и научно-методических центрах.

В течение прохождения практики магистранты работают по индивидуальному плану.

Каждый магистрант вместе с руководителем составляет индивидуальный план прохождения практики на основе требований и заданий, представленных в программе практики. Причем, включение инвариантных заданий является обязательным. Кроме того из списка вариативных заданий студент выбирает те, которые можно выполнить в конкретных условиях прохождения практики. На установочной конференции магистранты знакомятся с требованиями к производственной практике, с формами отчетной документации. Каждый магистрант получает методическое пособие, в котором кроме задач и содержания каждого вида практики представлены отчетные и контрольные формы, технологические карты, которые заполняются практикантом [2].

Содержание и задачи педагогической практики магистров, отвечая требованиям уровневой подготовки, направлены, прежде всего, на развитие аналитической, диагностической и методической компетенций.

Педагогическая практика готовит студентов для работы в учебных заведениях различных типов и уровней, в том числе в высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Магистр педагогического образования способен осуществлять не только преподавательскую деятельность, но и вести методическую, проектировочную и исследовательскую работу, уметь диагностировать качество учебного процесса. Важное место в педагогической практике занимает подготовка магистров к культурно-просветительской работе. Педагогическая практика направлена на развитие профессионально-значимых качеств личности магистранта, повышение мотивации к педагогической деятельности.

Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Основной целью научно-исследовательской практики у магистрантов становиться развитие готовности к научно-исследовательской деятельности. Место прохождения практики определяется индивидуально в конкретных учреждениях в соответствии с программой магистерской подготовки. Так, в 2012–2013 годах наши магистранты проходили научно-исследовательскую практику в Суворовском военном училище, в лабораториях института Почвоведения, в Академии Постдипломного образования, в подростковом клубе, в общеобразовательных и специализированных школах.

По результатам практики магистрантом подготавливается научная статья с учетом специфики исследования. Все магистры выступают на студенческой научной конференции с докладами и сообщениями.

Многолетняя работа по проектированию и проведению практики, позволяет сделать вывод, что новые цели нашли свое отражение в структуре и содержании практики магистров. Производственная магистерская практика как особая форма практической подготовки, направленная на становление профессиональной компетентности магистра, становится все более личностно-ориентированной, адаптированной к условиям реальной деятельности магистрантов.

1. Киселева Э. М., Попова Р. И. Педагогическая практика студентов в реализации готовности к проведению урочной учебно-познавательной деятельности Сборник: Материалы конференции — Урок в современной школе. ЛОИРО, СПб, ноябрь 2010.

2. Киселева Э. М., Попова Р. И., Силакова О. В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность» учебно.-метод. пособие СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.-39с.

3. Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»

4. Соломин В. П., Станкевич П. В. Становление уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): Материалы XIII научно-практической конференции (23–27 ноября 2009 года, Санкт-Петербург). — СПб.: Изд-во русской христианской гуманитарной академии, 2009. — С.5–13.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *