виды шпонок на иконах

Виды шпонок на иконах

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Иконная доска и шпонки.

Порылся в Википедии и в других источниках,
Пишут:
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы.

Толстые оклады стали применять с появлением барокко и рококо, где-то середина 17 века. Бурное увлечение Западом, дань моде связана с появлением раззолоченных роскошных рам, обрамление чего-то, одежды обрамляли людей, рамы обрамляли вещи, лепнина и решетки обрамляли дом, прихоть интерьера, будь то зеркало, портреты и др. все кругом обвешивалось и придавало вес богатства. Оттуда и пошло желание украсить и иконы подобным образом, покрывать что-то вроде рам, называемые окладами иконы, увесистые, с богатым рельефом и тонкой чеканкой. Как правило, чем ранее, тем толще. Хотя бывают исключения. Со временем, конечно, утоньшались в целях экономии. Правда, публика первое время испытывала культурный шок от этих украшательных новшеств, но зато иконопись вновь обрела в их глазах небывалую высоту и ценность.
Судя по обработке тыльника доски, она у Вас нескобленная, а обработанная механическим путем, и края скорее всего опилены, а это значит, уже в то время появились деревообрабатывающие станки, инструменты, делающих пов-сть почти идеально ровной. Тогда возраст этой иконы можно дать где-то не ранее первой трети-половины 18 века и самое позднее вплоть до 19.

На фото гвозди у Вас кованые, их делали до конца 17 века вручную, пока не стали быстро вытесняться заводскими. Кому интересна история гвоздей, можно почитать вот здесь:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/026/26198.htm

Хорошо бы посмотреть и лицевую сторону, потому как она написана, можно точнее определить возраст. Если на иконе изображение провинциального письма, то опять же можно отнести ко второй половины 18 века и позже, просто до деревень и провинции гораздо позднее доходит технологии и новшества обработки дерева. И долго еще там продолжали делать как в старинку и свозились на продажу в столицу. Тогда эта икона скорее всего появилась на свет между второй трети 18го и его конца. Хотя и в 20 веке тоже делали накладные шпонки, несмотря на возможность делать врезные.

Источник

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

виды шпонок на иконах

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

виды шпонок на иконах

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

виды шпонок на иконах

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник

Как узнать возраст иконы?

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

виды шпонок на иконах

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Источник

Труд иконописца

[II.3] Техника иконописи


[II.3.1] Выбор основы и ее обработка

Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живописи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.

Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки — узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).

Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост».

Но свое назначение — противодействовать покороблению доски — шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце XVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.

Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы — планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске.

На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.

Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося.

Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.

Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», — это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника. В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись.

Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.

II-5 Филатов В. В. Указ. соч., с. 7.

Форма шпонок и способы их крепления также имеют свою историю. В XII–XIII веках шпонки не врезали в доски икон, как в последующие века, а прикрепляли их с помощью деревянных штырей или железных кованых гвоздей. Местом крепления шпонок были торцы досок и их тыльные стороны.

В XIV веке к доскам, состоящим из одного куска дерева, шпонки не прикрепляли. Когда щит делали из нескольких досок, использовали накладные шпонки, прикрепляя их железными коваными гвоздями. С конца XIV века встречаются доски с врезными шпонками.

В XV–XVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.

В XVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце XVII века стали врезать шпонки в торцы досок.

Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы XIV–XV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями. Доски в полтора метра имеют поля шириной 4–4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.

С конца XVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.

В конце XVIII и начале XIX веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур — эллипса, треугольника и т. п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда — иконостаса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *