виды специального первоначального обучения

Виды специального первоначального обучения

от 26 октября 2017 года N 472

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МЧС России от 28 февраля 2020 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2020, N 0001202007020007).

— Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 2013, N 23, ст.2878, N 27, ст.3462, N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566, N 19, ст.2289, N 22, ст.2769, N 23, ст.2930, ст.2933, N 26, ст.3388, N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72, N 14, ст.2008, N 18, ст.2625, N 27, ст.3951, ст.3989, N 29, ст.4339, ст.4364, N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78, N 10, ст.1320, N 23, ст.3289, ст.3290, N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477; 2016, N 27, ст.4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

в Министерстве юстиции

12 февраля 2018 года,

регистрационный N 50008

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 26 октября 2017 года N 472

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

I. Общие положения

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 2004, N 35, ст.3607; 2009, N 48, ст.5717; 2016, N 1, ст.68; 2017, N 31, ст.4765.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей ;

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе ;

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС ;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

обеспечивать содержание учебно-материальной базы;

Источник

Специальное первоначальное обучение пожарных

Специальное первоначальное обучение

1.Специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору)[1] в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы;

стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии)[2].

2.Обучение на всех этапах специального первоначального обучения начинается с инструктажа по правилам охраны труда.

3.Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться под руководством одного из заместителей начальника подразделения пожарной охраны[3] и наставника, назначаемых приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором определяются порядок, сроки подготовки и состав квалификационной комиссии (не менее трех человек), для принятия зачетов по окончании подготовки.

4.Индивидуальное обучение по месту службы лиц, впервые принятых на службу, должно проводиться по месту предстоящей службы, начиная со дня назначения на должность, а при установлении испытательного срока с его первого дня.

5.Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение 10 дней в объеме не менее 60 часов, и практического курса (стажировки), проводимого в течение 5 дежурств в карауле в объеме не менее 30 часов без выезда на проведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидацию ЧС.

6.Лица, принятые на службу, не связанную с исполнением обязанностей в составе караулов, должны проходить индивидуальное обучение по месту службы в течение 15-20 дней.

7.Занятия должны проводиться ежедневно по 8 часов, из которых 2 часа отводятся на самостоятельное изучение пройденного материала.

8.Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться на основании программы индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу в орган управления, подразделение пожарной охраны[4] (приложение № 7 к настоящему Порядку).

9.Программа индивидуального обучения по месту службы должна составляться на основании рекомендуемого перечня тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны (приложение № 8 к настоящему Порядку), а также с учетом тем, касающихся специфики района выезда подразделения пожарной охраны.

10.Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан представить обучаемого личному составу подразделения пожарной охраны, объявить приказ об организации индивидуального обучения по месту службы.

11.Руководитель индивидуального обучения лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

12.Наставник лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

13.Запрещается при проведении практического курса индивидуального обучения по месту службы привлекать обучаемого к участию в мероприятиях, не предусмотренных программой индивидуального обучения.

14.По окончании индивидуального обучения по месту службы обучаемый сдает зачет в объеме изученного материала, а также по правилам охраны труда и особенностям работы с техническими средствами, приборами и инструментом с учетом исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

15.Лица, успешно завершившие индивидуальное обучение по месту службы, до начала курсового обучения допускаются приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности за исключением выполнения работ:

разработать и утвердить программу индивидуального обучения по месту службы;

создать обучаемому условия для занятий, обеспечить его руководящими документами, методическими разработками и учебной литературой;

осуществлять контроль за формированием навыков работы и усвоением учебного материала.

создать обучаемому условия для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений в период прохождения практического курса индивидуального обучения по месту службы;

вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;

по завершении индивидуального обучения по месту службы дать характеристику обучаемого, в том числе внести рекомендации о целесообразности его назначения на соответствующую должность.

Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются протоколом о приеме экзамена (зачета).

в непригодной для дыхания среде;

с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов; с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

16.Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

17.В случае, когда период со дня назначения на должность до начала обучения очередной группы в образовательной организации составляет менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы в образовательной организации прошло не более 10 дней, допускается вновь принятый на службу личный состав подразделений пожарной охраны направлять на курсовое обучение без прохождения индивидуального обучения по месту службы.

18.Перечень образовательных организаций, количество обучаемых, порядок и сроки (даты) проведения курсового обучения должны определяться и доводиться до образовательных организаций ежегодными планами-графиками комплектования учебных сборов, утверждаемыми приказами начальников органов управления.

19.Содержание и продолжительность курсового обучения определяются программами профессионального обучения, разрабатываемыми и реализуемыми образовательными организациями[5].

20.Запрещается сокращать сроки обучения, установленные программами курсового обучения, за исключением часов на подготовку газодымозащитников, в случае, когда в подразделении пожарной охраны, направившего обучаемого, отсутствует газодымозащитная служба[6].

21.При направлении личного состава подразделения пожарной охраны на курсовое обучение начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан обеспечить выдачу командировочного удостоверения с отметкой об убытии, выписку из приказа начальника органа управления, подразделения пожарной охраны о назначении на должность, личную карточку газодымозащитника.

22.Личный состав подразделения пожарной охраны, убывающий на курсовое обучение, наряду с вышеперечисленным при себе обязан иметь:

23.По окончании курсового обучения начальники образовательных организаций издают приказы об окончании слушателями курсового обучения и направлении выпускников для дальнейшего прохождения службы в орган управления, подразделение пожарной охраны.

24.В органе управления, подразделении пожарной охраны для личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего курсовое обучение, организуется стажировка:

25.На период стажировки приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны за обучаемым закрепляется руководитель стажировки.

26.По окончании стажировки личный состав подразделения пожарной охраны, успешно сдавший зачеты, допускается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

27.Копии приказов в отношении личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего специальное первоначальное обучение, направляются в кадровые органы по месту службы личного состава подразделения пожарной охраны для приобщения к личным делам.

28.В отношении лиц, отчисленных из образовательной организации в период прохождения курсового обучения за нарушение служебной дисциплины или неуспеваемость, начальником органа управления, подразделения пожарной охраны рассматривается вопрос о расторжении контракта (трудового договора) о прохождении службы.

Сведения об отсутствии в подразделении пожарной охраны ГДЗС представляются в образовательную организацию его начальником.

служебное удостоверение (при его наличии);

форменное обмундирование по сезону;

спортивную форму одежды;

туалетные принадлежности и предметы личной гигиены.

продолжительностью пять дежурств – для лиц со сменным режимом службы;

ежедневно в течение десяти дней – для лиц с другим режимом службы.

[2] Далее – «образовательная организация».

[3] Далее – «руководитель индивидуального обучения».

[4] Далее – «программа индивидуального обучения по месту службы».

[5] Далее – «программы курсового обучения».

Источник

Профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России

виды специального первоначального обучения

Профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России.

-изучить и знать требования к организации и обеспечению профессиональной подготовке начальствующего состава ГПС МЧС России.

-прививать ответственность за осуществление контроля и оценки профессиональной подготовки личного состава ГПС МЧС России.

-упорядочить знания о проблемах подготовки личного состава ГПС МЧС России и за рубежом.

Подготовка личного состава подразделений ГПС включает в себя следующие виды обучения:

-специальное первоначальное обучение;

-подготовку личного состава дежурных смен;

-специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;

-служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;

-повышение квалификации и переподготовку;

1. Специальное первоначальное обучение проводится последовательно в два этапа:

Запрещается включать обучаемого в период индивидуального обучения в состав дежурных расчетов и использовать для несения дежурной службы, привлекать к участию в мероприятиях и работах, при которых могут возникнуть в связи с профессиональной неподготовленностью угроза его жизни, жизни и здоровью.

Обучение проводится под руководством одного из заместителей начальника соответствующего отдела (отделения, группы) органа управления, подразделения ГПС и наставника, назначаемых приказом (распоряжением) начальника.

Индивидуальное обучение проводится:

-лиц, впервые принятых на службу в ГПС на должности среднего или старшего начальствующего состава в течение 3 месяцев по индивидуальному плану обучения, разрабатываемому непосредственным начальником обучаемого;

-радиотелефонистов (диспетчеров) в течение 8 дней по 6 часов ежедневно согласно тематического плана и 5 дежурств в форме стажировки на пункте связи подразделения ГПС или в ЕДДС;

-водителей в течение 10 дней по 6 часов ежедневно и стажировки в течение 5 дежурств для лиц со сменным режимом работы или 10 дней для других должностных категорий;

-старших мастеров (мастеров) ГДЗС в течение 8 дней по 6 часов ежедневно и 5 дежурств в форме стажировки (практический курс) на базе ГДЗС.

По окончании индивидуального обучения обучаемый (стажер) сдает квалификационной комиссии зачеты в объеме изученной программы (плана) индивидуального обучения, а также по правилам охраны труда и практике работы с техническими средствами, приборами и оборудованием с учетом особенностей выполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

Квалификационная комиссия в составе 3-5 человек создается приказом (распоряжением) начальника.

Результаты работы квалификационной комиссии оформляются протоколом. На основании протокола квалификационной комиссии соответствующий начальник, приказом которого она создана, издает приказ о допуске кандидата, завершившего курс индивидуального обучения, к самостоятельному исполнению обязанностей по должности, за исключением:

-в непригодной для дыхания среде;

-в зоне непосредственного контакта с огнем;

-с компрессорами для наполнения газовых баллонов и сосудов;

-с электроустановками пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и прицепов;

-выполнения обязанностей постового на посту безопасности ГДЗС;

-осуществления административной практики,

-самостоятельного дежурства во главе дежурной смены и руководства основными (главными) действиями по тушению пожара и проведению АСР,

-выполнения обязанностей начальника оперативного штаба пожаротушения, участка тушения пожара (сектора),

-КПП на пожаре (для среднего и старшего начальствующего состава);

-работ со специальными агрегатами пожарных и аварийно-спасательных автомобилей на пожаре, другой ЧС (для водителей).

Курсовое обучение рядового и начальствующего состава органов управления и подразделений ГПС, организуется и проводится в пожарно-технических образовательных учреждениях, учебных центрах, учебных пунктах ГПС, имеющих лицензии Министерства образования Российской Федерации на осуществление преподавательской деятельности и разрешения ГУГПС МЧС России на проведение обучения соответствующих категорий слушателей.

В сроки, определяемые разнарядками и Планами-графиками проведения учебных сборов в учебном центре (пункте) ГПС, но не позднее, чем после 6 месяцев со дня завершения индивидуального обучения по месту службы, сотрудники направляются на курсовое обучение.

Если до начала обучения очередной группы в пожарно-техническом образовательном учреждении (учебном центре, учебном пункте ГПС) остается менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы прошло не более 10 дней, то допускается направлять вновь принятых на службу лиц непосредственно на курсовое обучение.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие выпускные экзамены (зачеты) в учебном центре (пункте), считаются прошедшими специальное первоначальное обучение. Слушателям, не сдавшим экзаменов (зачетов) по какому-либо предмету, продлевается обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи.

При получении повторно неудовлетворительных оценок с сотрудниками расторгается контракт (договор) на дальнейшую службу (работу) в ГПС МЧС России.

2. Подготовка личного состава дежурных смен.

Подготовка личного состава дежурных смен – это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной готовности дежурных смен, успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

Источник

Противопожарная подготовка

Сотрудники, которые поступили на службу в пожарные части на должности рядового или младшего командного состава, проходят первоначальную подготовку пожарных, перед тем как приступить к непосредственным своим обязанностям. Противопожарная подготовка – это комплекс обучающих занятий, которые делятся на три этапа:

виды специального первоначального обучения

Индивидуальная противопожарная подготовка

Этот тип получения знаний производится с назначения сотрудника на должность до отъезда его в учебное заведение. На этих занятиях командир отделения проводит ознакомление нового сотрудника:

Ознакомления проводятся ежедневно кроме субботы и воскресенья строго по разработанному плану. В это время новичок проходит службу без выезда на пожары. Обычно он заступает в караул. После окончания занятий по плану, пожарный сдает зачет.

Для проведения первоначальной противопожарной подготовки приказом начальника гарнизона назначается наставник. Чаще это командир караульной службы или пожарного подразделения. Нередко сам начальник проводит индивидуальную подготовку.

Обучение на профильных курсах

Курсовая первоначальная подготовка пожарных начинается через шесть месяцев после принятия на работу. В учебное заведение отправляется свидетельство, что сотрудник прошел первоначальную противопожарную подготовку по месту службы.

Обучающий курс проходит по разработанному плану с учетом специальных программ. После окончания цикла, курсанты сдают зачеты и экзамены. Их результат вносят в свидетельство о первоначальном обучении пожарных.

Внимание! Именно на противопожарных курсах обучающие познают правила применения средств индивидуальной защиты органов дыхания. Для этого к занятиям привлекают мастеров старшего разряда из газодымозащитного подразделения.

Если кто-то из слушателей курса не сдал хотя бы один экзамен, то пересдачу переносят по месту несения службы курсанта. Он сдает их после прохождения стажировки.

виды специального первоначального обучения Противопожарное обучение в профилированных учебных заведениях

Стажировка

После прохождения курсового обучения сотрудник гарнизона переходит к стажировке по месту своей службы. Здесь он заступает минимум три раза на дежурство. Следит за этим или наставник, или начальник караула.

Сотрудник обучается навыкам караульной службы. Ему показывают, как должен работать дежурный, как он должен принимать вызовы, фиксировать их и передавать сигнал дежурному составу на выезд. Только после прохождения стажировки и сдачи зачета курсант может выезжать на пожары и другие экстренные вызовы в составе дежурной команды.

Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Источник

Приказ МЧС России от 26.10.2017 N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50008)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 26 октября 2017 г. N 472

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 2013, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26, ст. 3388, N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625, N 27, ст. 3951, ст. 3989, N 29, ст. 4339, ст. 4364, N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78, N 10, ст. 1320, N 23, ст. 3289, ст. 3290, N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки личного состава пожарной охраны.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 06.12.2016 N 663 «О Порядке организации профессиональной служебной подготовки сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2016 г., регистрационный N 44791).

Утвержден
приказом МЧС России
от 26.10.2017 N 472

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 48, ст. 5717; 2016, N 1, ст. 68; 2017, N 31, ст. 4765.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей ;

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе ;

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС ;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

обеспечивать содержание учебно-материальной базы;

осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области профессиональной подготовки, соблюдением правил охраны труда при проведении занятий, учений, тренировок, состоянием процесса подготовки, своевременным и объективным подведением итогов подготовки;

организовывать изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной подготовки;

анализировать состояние профессиональной подготовки и разрабатывать меры по ее совершенствованию;

создавать условия, стимулирующие потребность у личного состава подразделений пожарной охраны в постоянном повышении своих знаний, навыков и умений в работе с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи, а также в умении быстро и грамотно решать оперативно-служебные задачи;

подводить итоги обучения личного состава подразделений пожарной охраны за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.

отражаются итоги и анализ профессиональной подготовки личного состава подразделения пожарной охраны за прошедший учебный год;

определяются цели и задачи на следующий учебный год;

утверждаются тематические планы по организации профессиональной подготовки на следующий учебный год;

назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса.

9. Основными документами по планированию профессиональной подготовки в учебном году являются:

а) в органах управления:

план профессиональной подготовки (приложение N 1 к настоящему Порядку);

план комплектования учебных групп (приложение N 2 к настоящему Порядку);

тематический план занятий по служебной подготовке (приложение N 3 к настоящему Порядку);

расписание занятий (приложение N 4 к настоящему Порядку).

б) в подразделениях пожарной охраны:

план профессиональной подготовки (приложение N 1 к настоящему Порядку);

годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение N 5 к настоящему Порядку);

расписание занятий (приложение N 4 к настоящему Порядку).

10. Для организации и проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в каждом подразделении пожарной охраны должен быть оборудован учебный класс, обеспеченный техническими средствами обучения, учебной литературой и наглядными пособиями. Один час занятий должен составлять 45 минут.

11. Для проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны по пожарно-строевой и физической подготовке должны быть оборудованы специальные комплексы, спортивные городки, площадки, залы или комнаты.

12. Физическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и должна быть направлена на развитие физических способностей и двигательных навыков прикладного характера, повышение функциональных возможностей организма, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям и укрепление здоровья.

13. Пожарно-строевая подготовка в подразделениях пожарной охраны должна проводиться в целях:

обучения приемам и способам действий личного состава пожарной охраны с пожарной и аварийно-спасательной техникой, вооружением и оборудованием;

выработки навыков слаженной работы и умелого применения пожарной, аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

14. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны является ответственным за организацию и качество проведения профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, соблюдение личным составом подразделения пожарной охраны правил охраны труда при проведении занятий.

15. В начале учебного года в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны разрабатывается и утверждается план совершенствования учебной материально-технической базы.

16. Начальники органов управления самостоятельны в выборе форм, методов и средств обучения с учетом социально-экономических, технических и других условий и особенностей функционирования подразделений пожарной охраны, формировании и утверждении планов профессиональной подготовки, тематических планов, иных видов деятельности в области профессиональной подготовки, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.

18. Начальник подразделения пожарной охраны не вправе изменять количество учебных часов по предметам обучения в сторону их уменьшения, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, и является ответственным за:

выполнение функций по обеспечению подготовки личного состава подразделения пожарной охраны;

реализацию плана профессиональной подготовки;

качество подготовки личного состава подразделения пожарной охраны, отделений, караулов;

своевременность подведения итогов;

обеспечение безопасных условий при проведении занятий.

19. Начальник караула является ответственным за качество подготовки личного состава возглавляемого им караула.

21. Личный состав органов управления, подразделений пожарной охраны на занятиях по профессиональной подготовке должен постоянно совершенствовать уровень теоретических и практических навыков в области тушения пожаров и ликвидации ЧС, темы занятий должны конспектироваться в учебных тетрадях.

II. Общее профессиональное образование

22. Организация основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III. Специальное первоначальное обучение

23. Специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору) в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы;

стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии) ;

24. Обучение на всех этапах специального первоначального обучения начинается с инструктажа по правилам охраны труда.

25. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться под руководством одного из заместителей начальника подразделения пожарной охраны и наставника, назначаемых приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором определяются порядок, сроки подготовки и состав квалификационной комиссии (не менее трех человек), для принятия зачетов по окончании подготовки.

26. Индивидуальное обучение по месту службы лиц, впервые принятых на службу, должно проводиться по месту предстоящей службы, начиная со дня назначения на должность, а при установлении испытательного срока с его первого дня.

27. Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение 10 дней в объеме не менее 60 часов, и практического курса (стажировки), проводимого в течение 5 дежурств в карауле в объеме не менее 30 часов без выезда на проведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

29. Занятия должны проводиться ежедневно по 8 часов, из которых 2 часа отводятся на самостоятельное изучение пройденного материала.

30. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться на основании программы индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу в орган управления, подразделение пожарной охраны (приложение N 7 к настоящему Порядку).

31. Программа индивидуального обучения по месту службы должна составляться на основании рекомендуемого перечня тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны (приложение N 8 к настоящему Порядку), а также с учетом тем, касающихся специфики района выезда подразделения пожарной охраны.

32. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан представить обучаемого личному составу подразделения пожарной охраны, объявить приказ об организации индивидуального обучения по месту службы.

33. Руководитель индивидуального обучения лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

разработать и утвердить программу индивидуального обучения по месту службы;

создать обучаемому условия для занятий, обеспечить его руководящими документами, методическими разработками и учебной литературой;

осуществлять контроль за формированием навыков работы и усвоением учебного материала.

34. Наставник лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

создать обучаемому условия для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений в период прохождения практического курса индивидуального обучения по месту службы;

вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;

по завершении индивидуального обучения по месту службы дать характеристику обучаемого, в том числе внести рекомендации о целесообразности его назначения на соответствующую должность.

35. Запрещается при проведении практического курса индивидуального обучения по месту службы привлекать обучаемого к участию в мероприятиях, не предусмотренных программой индивидуального обучения.

36. По окончании индивидуального обучения по месту службы обучаемый сдает зачет в объеме изученного материала, а также по правилам охраны труда и особенностям работы с техническими средствами, приборами и инструментом с учетом исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются протоколом о приеме экзамена (зачета).

37. Лица, успешно завершившие индивидуальное обучение по месту службы, до начала курсового обучения допускаются приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности за исключением выполнения работ:

в непригодной для дыхания среде;

с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов;

с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

38. Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

39. В случае, когда период со дня назначения на должность до начала обучения очередной группы в образовательной организации составляет менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы в образовательной организации прошло не более 10 дней, допускается вновь принятый на службу личный состав подразделений пожарной охраны направлять на курсовое обучение без прохождения индивидуального обучения по месту службы.

40. Перечень образовательных организаций, количество обучаемых, порядок и сроки (даты) проведения курсового обучения должны определяться и доводиться до образовательных организаций ежегодными планами-графиками комплектования учебных сборов, утверждаемыми приказами начальников органов управления.

Сведения об отсутствии в подразделении пожарной охраны ГДЗС представляются в образовательную организацию его начальником.

43. При направлении личного состава подразделения пожарной охраны на курсовое обучение начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан обеспечить выдачу командировочного удостоверения с отметкой об убытии, выписку из приказа начальника органа управления, подразделения пожарной охраны о назначении на должность, личную карточку газодымозащитника.

44. Личный состав подразделения пожарной охраны, убывающий на курсовое обучение, наряду с вышеперечисленным при себе обязан иметь:

служебное удостоверение (при его наличии);

форменное обмундирование по сезону;

спортивную форму одежды;

туалетные принадлежности и предметы личной гигиены.

45. По окончании курсового обучения начальники образовательных организаций издают приказы об окончании слушателями курсового обучения и направлении выпускников для дальнейшего прохождения службы в орган управления, подразделение пожарной охраны.

46. В органе управления, подразделении пожарной охраны для личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего курсовое обучение, организуется стажировка:

47. На период стажировки приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны за обучаемым закрепляется руководитель стажировки.

48. По окончании стажировки личный состав подразделения пожарной охраны, успешно сдавший зачеты, допускается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

49. Копии приказов в отношении личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего специальное первоначальное обучение, направляются в кадровые органы по месту службы личного состава подразделения пожарной охраны для приобщения к личным делам.

50. В отношении лиц, отчисленных из образовательной организации в период прохождения курсового обучения за нарушение служебной дисциплины или неуспеваемость, начальником органа управления, подразделения пожарной охраны рассматривается вопрос о расторжении контракта (трудового договора) о прохождении службы.

53. Занятия с личным составом должны проводить начальники (заместители начальников) подразделений пожарной охраны, начальники, помощники начальников караулов и командиры отделений в зависимости от особенностей и сложности темы.

подводятся и анализируются итоги профессиональной подготовки личного состава караула за прошедший год;

утверждается годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение N 5 к настоящему Порядку);

определяется перечень нормативов по пожарно-строевой подготовке ;

определяется перечень объектов, подлежащих обязательному оперативно-тактическому изучению ;

60. Личному составу караулов, пропустившему занятия, руководителем занятий выдаются индивидуальные задания для самостоятельного изучения. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий караула.

61. Практические занятия в районе (подрайоне) выезда не должны проводиться в дни проведения технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники.

62. При переводе органа управления, подразделения пожарной охраны в режим функционирования «Повышенная готовность» или «Чрезвычайная ситуация», а также при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в часы, отведенные расписанием занятий на боевую подготовку личного состава караулов, допускается приостанавливать процесс обучения личного состава караулов с последующим изучением пропущенного материала в системе самостоятельной подготовки.

63. Для личного состава караулов, переведенного из другого органа управления, подразделения пожарной охраны на равнозначную должность, организуются дополнительные занятия и стажировка в соответствии с занимаемой должностью продолжительностью в пять дежурств с последующей сдачей зачета. Для лиц, переведенных в орган управления, подразделение пожарной охраны на другие должности, организуется переподготовка.

64. На занятиях по общественно-государственной подготовке должны изучаться темы информационно-воспитательной и правовой работы личного состава подразделений пожарной охраны.

65. Занятия по пожарно-тактической подготовке должны проводиться с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

66. Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должны проводиться начальником подразделения пожарной охраны или его заместителем, а начальник караула, командир отделения должны выступать в роли руководителя тушения пожара.

67. Перечень объектов, подлежащих ОТИ, определяют начальник гарнизона и начальник подразделения пожарной охраны, отдавая при этом приоритет пожаровзрывоопасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей.

68. В объектовых подразделениях пожарной охраны тематический план должен предусматривать проведение не менее 80% практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, а остальные практические занятия должны проводиться на объектах, расположенных в подрайоне выезда, установленного для такого подразделения.

69. Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов по ПСП.

70. Планирование ПТУ, ПТЗ, ОТИ, занятий (тренировок) с газодымозащитниками осуществляется в рамках мероприятий гарнизона.

71. ПТУ подразделяются на тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, опытные и комплексные.

72. Тренировочные ПТУ должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

73. Контрольно-проверочные ПТУ должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.

74. Показательные ПТУ должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).

75. Опытные ПТУ являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

76. Комплексные ПТУ должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.

77. ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться не реже двух раз в год.

78. Тренировочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в месяц в дневное время и один раз в квартал в ночное время с каждым караулом подразделения пожарной охраны.

80. В роли руководителей занятий по решению ПТЗ выступают следующие должностные лица, к функциям которых отнесено руководство подразделениями пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС:

81. При проведении ПТУ и занятий по решению ПТЗ с выездом на объекты начальники подразделений пожарной охраны обязаны обеспечить отработку планов и карточек тушения пожаров, а при необходимости их корректировку.

82. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения пожарной охраны, должны быть разобраны с личным составом караулов в течение 30 суток с момента ликвидации пожара с использованием карточки действий по тушению пожара.

83. Разбор пожаров проводиться в часы дополнительных занятий с целью:

анализа проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

оценки уровня подготовки караулов подразделений пожарной охраны;

анализа положительных сторон и выявления недостатков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

определения новых приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, использования необходимых огнетушащих веществ, пожарной и аварийно-спасательной техники и средств связи;

анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, возможных причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков, имевших место при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, обобщение и распространение положительного опыта.

Подбор упражнений, степень их сложности, структуру и содержание каждой тренировки определяет лицо, проводящее тренировку (занятие), исходя из особенностей функций подразделения, уровня физической подготовленности и адаптации газодымозащитников к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия.

85. Для личного состава караулов, имеющего на вооружении СИЗОД, устанавливается следующая периодичность тренировок:

а) в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах) один раз в квартал под руководством начальника подразделения пожарной охраны или его заместителя;

б) на огневой полосе психологической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня не менее одной тренировки в год под руководством начальника подразделения пожарной охраны или его заместителя;

в) на свежем воздухе один раз в месяц под руководством начальника караула.

86. При отсутствии в гарнизоне дымокамеры (теплодымокамеры, специального пожарного автомобиля-теплодымокамеры) тренировка может проводиться с использованием приспособленных под дымокамеру зданиях и помещениях организаций и учреждений пожарной охраны, расположенных в районе (подрайоне) выезда подразделения пожарной охраны. Порядок использования таких мест определяется начальником гарнизона.

87. Лица, участвующие в тренировке в непригодной для дыхания среде, в случае заболевания, плохого самочувствия обязаны доложить о своем состоянии руководителю занятия и обратиться за медицинской помощью.

88. ОТИ района выезда подразделений пожарной охраны должно проводиться в составе отделения, караула (подразделения) с выездом по заранее разработанным маршрутам, утвержденным начальником подразделения пожарной охраны, или без выезда, классно-групповым методом.

89. ОТИ одного охраняемого объекта рекомендуется проводить с решением ПТЗ.

90. Занятия классно-групповым методом проводятся:

на однотипных объектах, при условии, когда один из таких объектов был изучен подразделением ранее с обязательным решением на нем ПТЗ;

при изучении района обслуживания опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведения АСР.

91. Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, ежегодно утверждается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны.

93. ПСП должна проводиться путем индивидуального и группового обучения личного состава караулов работе с пожарной, аварийно-спасательной техникой и оборудованием. Занятия по ПСП проводит начальник (помощник начальника) караула (смены) или командир отделения.

94. Один раз в течение учебного года в органе управления, подразделении пожарной охраны должны проводиться соревнования личного состава по ПСП на личное и лично-командное первенство подразделения пожарной охраны.

96. На занятиях по физической подготовке отрабатываются упражнения, способствующие повышению уровня физической подготовленности и выносливости личного состава караулов.

Общее количество времени, отводимое на учебные занятия и сдачу контрольных нормативов по физической подготовке, должно составлять 100 часов в год

Не менее 4 часов в месяц должно отводится на отработку комплексных упражнений, связанных со спецификой работы пожарных (подъем по штурмовой и трехколенной лестницам, преодоление 100-метровой полосы с препятствиями).

98. Личный состав СПСЧ (СЧ), подготовленный по смежным специальностям, должен подтверждать свою квалификацию в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к этим специальностям, а при необходимости проходить переподготовку.

99. Подготовка личного состава специальных служб (групп), отделений, не входящих в состав караулов, а также личного состава, допущенного к ведению специальных работ (водолазных, взрывных, эксплуатации робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов), должна проводиться на инструкторско-методических занятиях из расчета не менее 12 часов в год.

Указанные занятия должны проводиться в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, утвержденными начальником органа управления.

100. Дополнительные занятия с личным составом караула должны проводиться по решению вышестоящего руководства, начальника подразделения пожарной охраны, начальника караула.

Дополнительные занятия должны включать в себя проведение внеплановых ПТУ (ПТЗ), разбор пожаров, изучение законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации, проведение занятий по ПСП и физической подготовке.

V. Служебная подготовка и физическая подготовка
начальствующего состава

101. Служебная подготовка должна проводиться в целях закрепления, обновления и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков начальствующего состава.

102. Порядок организации и проведения занятий в системе служебной подготовки начальствующего состава ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника соответствующего органа управления, подразделения пожарной охраны (отдельным разделом), в котором анализируются итоги служебной подготовки начальствующего состава за истекший период, определяются количество и состав учебных групп, с учетом специализации начальствующего состава, назначаются руководители учебных групп, утверждается тематический план занятий по служебной подготовке на следующий учебный год (приложение N 3 к настоящему Порядку).

103. Занятия по служебной подготовке начальствующего состава должны проводиться в соответствии с расписанием занятий. Учет занятий ведется в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки (приложение N 14 к настоящему Порядку).

105. Общественно-государственная подготовка должна проводиться с целью изучения начальствующим составом органа управления основных аспектов государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности страны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, формирования позитивного профессионального и нравственного облика воспитания, дисциплинированности и ответственности обучаемого.

106. Занятия в группе начальника органа управления должны проводиться в структурных подразделениях территориального органа МЧС России и организациях МЧС России.

107. В группе начальника органа управления изучаются вопросы по реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по защите населения и территорий от пожаров и ЧС.

108. Темы занятий по специальной подготовке определяются руководителем учебной группы.

109. Перед началом каждого учебного года органами управления организуются и проводятся однодневные учебно-методические сборы для лиц, ответственных за организацию профессиональной подготовки.

110. Лица, проводящие занятия по служебной подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь план-конспект проведения занятий, утвержденный непосредственным руководителем.

111. Начальствующему составу органов управления, пропустившему занятия, выдаются индивидуальные задания. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий в системе служебной подготовки, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки.

113. ШОМ должен проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.

114. В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе ШОМ могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.

115. Основными задачами ШОМ являются:

совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения;

повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению;

совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;

совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного ему личного состава;

совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных;

повышение служебного мастерства по линии специализации.

116. Обучение в ШОМ осуществляется в следующих формах:

а) классно-групповые занятия;

в) оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);

д) групповые упражнения (деловые игры);

117. В процессе обучения в системе ШОМ начальствующий состав должен изучать:

оперативно-тактические характеристики гарнизона;

оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона;

тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования;

тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона;

закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;

огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи;

методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;

тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению;

условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ (теоретические и практические).

118. На практических занятиях в системе ШОМ начальствующий состав должен отрабатывать:

основные принципы выбора решающего направления при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

определение необходимого количества сил и средств, принятие правильных решений по их рациональному использованию при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

условия работы со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, средствами связи, работе в СИЗОД;

вопросы по разбору действий личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

119. В начале учебного года руководителем группы ШОМ для каждого обучаемого определяется индивидуальное задание, которое должно быть реализовано обучаемым самостоятельно в виде разработки плана тушения пожара, подготовки плана-конспекта на проведение ПТУ, либо выполнении иного индивидуального задания, направленного на совершенствование гарнизонной и караульной служб.

120. Подготовка газодымозащитников в системе служебной подготовки начальствующего состава должна проводиться под руководством начальника нештатной газодымозащитной службы гарнизона в дополнительные часы занятий, согласно плану профессиональной подготовки:

121. Учебный год в системе служебной подготовки начальствующего состава заканчивается проведением итоговых занятий продолжительностью 2 часа, которые должны проводиться в целях определения уровня профессиональной подготовленности начальствующего состава.

В рамках итоговых занятий должна проводиться обязательная проверка профессиональных знаний, умений и навыков начальствующего состава по видам служебной и физической подготовки.

VI. Повышение квалификации и переподготовка

123. Повышение квалификации личного состава должно проводиться в целях пополнения и обновления профессиональных знаний личного состава и для решения оперативно-служебных задач, приобретения новых умений и навыков, применения инновационных технологий при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

124. Переподготовка личного состава должна проводиться в целях получения новой специальности (квалификации), необходимой при переводе на другую должность, в органах управления и подразделениях пожарной охраны.

125. Повышение квалификации и переподготовка личного состава организуются органами управления пожарной охраны по плану комплектования учебных групп на год (приложение N 2), в котором определяются сроки (даты) обучения, категории обучаемых (от командира отделения и выше) и их количество.

126. Занятия в системе повышения квалификации и переподготовки должны проводиться в образовательных организациях.

127. Порядок организации и проведения занятий в системе повышения квалификации и переподготовки личного состава ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника органа управления пожарной охраны. Допускается проведение переподготовки личного состава в органе управления, подразделении пожарной охраны.

128. Повышение квалификации личного состава должно проводится в соответствии с перспективными планами повышения квалификации, разрабатываемыми начальниками подразделений пожарной охраны.

Повышение квалификации личного состава должно проводится один раз в пять лет.

129. От повышения квалификации освобождается личный состав обучающийся в образовательных организациях по направлению, связанному с тушением пожаров и проведением АСР, или подлежащий увольнению в текущем году.

130. Заявки, составляемые органами управления, подразделениями пожарной охраны в соответствии с ежегодной потребностью в повышении квалификации и переподготовке личного состава на следующий год, представляются в вышестоящий орган управления к 1 июня текущего года для составления плана комплектования учебных групп.

131. Личному составу органов управления, подразделений пожарной охраны, прошедшему повышение квалификации или переподготовку, выдается документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения.

Данный документ подлежит сдаче в кадровый орган органа управления, для его учета и приобщения к личному делу должностного лица пожарной охраны, прошедшего повышение квалификации, переподготовку.

132. Стажировка должна проводиться в целях приобретения или повышения личным составом подразделений пожарной охраны знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения обязанностей по занимаемой или новой должности. Порядок организации и проведения стажировки ежегодно устанавливается итоговым приказом начальника соответствующего органа управления, подразделения пожарной охраны.

133. Стажировка организуется и проводится с личным составом подразделений пожарной охраны:

по окончании индивидуального обучения по месту службы;

по окончании курсового обучения;

перемещенным по службе на иную должность в органе управления, подразделении пожарной охраны, при этом исполнение основных должностных обязанностей по которой отличается от должностных обязанностей, предусмотренных по ранее занимаемой им должности;

зачисленным в резерв кадров на выдвижение;

переведенным из одного подразделения пожарной охраны в другое;

начальствующего состава, допущенного к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС при службе пожаротушения (1 раз в 5 лет).

134. Продолжительность стажировки определяется требованиями настоящего Порядка, но не более 20 рабочих дней.

135. Руководитель стажировки назначается приказом органа управления, подразделения пожарной охраны.

136. Руководитель стажировки обязан:

разработать совместно со стажером индивидуальный план стажировки (приложение N 15 к настоящему Порядку) и представить его на утверждение начальнику органа управления, подразделения пожарной охраны, организующего стажировку;

провести со стажером собеседование по знанию руководящих документов, регламентирующих деятельность пожарной охраны;

ознакомить стажера с его функциональными обязанностями, организацией деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны;

осуществлять контроль за ходом выполнения индивидуального плана стажировки, оказывать стажеру необходимую методическую и практическую помощь.

137. Лица, проходящие стажировку, обязаны:

разработать совместно с руководителем стажировки индивидуальный план прохождения стажировки;

изучить законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность по занимаемой должности, а также функциональные обязанности по должности;

изучить район выезда подразделения пожарной охраны (охраняемый объект), пожарную и аварийно-спасательную технику, находящуюся на вооружении в подразделении пожарной охраны, установки пожарной автоматики и сигнализации, установленные на охраняемом объекте, средства связи, СИЗОД и другие вопросы в объеме обязанностей по должности;

принимать участие в проводимых по месту стажировки служебных совещаниях, мероприятиях, занятиях по профессиональной подготовке.

138. По окончании стажировки стажер должен сдать зачеты комиссии. Протокол приема экзамена (зачета) должен храниться в личном деле сотрудника (работника).

VIII. Самостоятельная подготовка

139. Самостоятельная подготовка должна проводиться личным составом подразделений пожарной охраны в целях непрерывного совершенствования специальных знаний и навыков в часы, предусмотренные распорядком дня, и включать в себя:

изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России;

практическую работу по совершенствованию навыков владения специальной техникой, инструментом и оборудованием;

формирование профессионально важных психологических и физических качеств;

отработку нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке;

дополнительные вопросы для самостоятельного изучения.

140. Дополнительные вопросы для самостоятельного изучения определяет начальник органа управления, подразделения пожарной охраны с учетом фактической необходимости дополнительного изучения тем личным составом.

141. Содержание самостоятельной подготовки отражается самостоятельным разделом в тематических планах профессиональной подготовки на новый учебный год.

142. Учет индивидуальных заданий должен вестись в журнале учета занятий караула и журнале учета занятий в системе служебной подготовки.

144. Перечни отрабатываемых нормативов и упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке должны разрабатываться с учетом функций и задач, решаемых подразделением пожарной охраны применительно к охраняемому району (объекту).

X. Проверка состояния профессиональной подготовки
личного состава

145. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава должна осуществляться в целях оценки уровня подготовленности личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

146. Проверка является составной частью инспектирования вышестоящими органами управления нижестоящих органов управления и подразделений пожарной охраны. Проверкам подлежат все подразделения пожарной охраны.

147. Проверка осуществляется комиссиями, образуемыми органами управления, состав комиссии определяется приказом начальника органа управления и доводится до нижестоящих органов управления и подразделений пожарной охраны.

148. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава подразделений иных видов пожарной охраны, входящих в состав местного гарнизона, должна проводиться под руководством начальника местного гарнизона в соответствии с планом гарнизонных мероприятий с принятием зачетов.

149. Проверка должна включать:

прием экзаменов (зачетов) от начальствующего состава по разделам служебной подготовки и выполнению нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке;

проверку наличия, содержания и ведения учетно-планирующей документации по профессиональной подготовке личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны;

проведение контрольно-проверочного ПТУ (ПТЗ) с задействованием каждого подразделения пожарной охраны.

150. Проверка нижестоящих органов управления, подразделений пожарной охраны осуществляется:

комиссией органа управления не менее одного раза в год в подразделениях пожарной охраны;

оперативным дежурным в соответствии с графиком проверки подразделений пожарной охраны;

начальником подразделения пожарной охраны ежеквартально в караулах подразделений пожарной охраны;

начальником караула ежемесячно в караулах подразделений пожарной охраны в рамках проведения занятий.

152. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения или анкетирования в виде тестов, составленных с учетом требований настоящего Порядка.

153. Итоги проверки должны фиксироваться в журналах учета занятий караулов, а также сводных ведомостях (приложение N 16 к настоящему Порядку).

155. К предметам обучения, которые являются обязательными и должны выноситься на экзамены (зачеты), относятся:

подготовка газодымозащитников (для подразделений, где создана ГДЗС);

пожарная и аварийно-спасательная техника;

оказание первой помощи.

156. Индивидуальная оценка личному составу подразделений пожарной охраны выводится из средней оценки, полученной при сдаче обязательных нормативов по ПСП и нормативов по физической подготовке, а также обязательных предметов обучения, и определяется:

157. За выполнение индивидуальных нормативов по пожарно-строевой подготовке выставляется одна из следующих оценок:

158. За знание учебных (теоретических) вопросов выставляется одна из следующих оценок:

159. Оценка за индивидуальную подготовку по учебным дисциплинам обучаемому определяется:

в) по физической подготовке за умение практически выполнять упражнения;

г) по гражданской обороне по двум слагаемым: знание теоретических вопросов и практическое выполнение нормативов по радиационной, химической и биологической защите.

160. Итоговая оценка за индивидуальную подготовку обучаемому определяется в следующем порядке:

161. Оценка караула (отделения) по предмету обучения категории пожарных выставляется, исходя из общих индивидуальных оценок личного состава караула, в следующем порядке:

162. Оценка подразделению пожарной охраны по предмету обучения категории пожарных выставляется, исходя из общих индивидуальных оценок личного состава, в следующем порядке:

163. Итоговая оценка подразделения пожарной охраны (караула) складывается из индивидуальных оценок личного состава подразделения пожарной охраны (караула) по предметам обучения и определяется в следующем порядке:

164. Результаты проверки должны оформляться актом, включающим в себя следующие разделы:

состояние планирующей и учетной документации по профессиональной подготовке в проверенном подразделении пожарной охраны;

отчет о проведении контрольно-проверочного ПТУ (ПТЗ) с указанием выявленных недостатков, замечаний и предложений по улучшению основной подготовки и готовности подразделения пожарной охраны;

оценка профессиональных знаний и умений личного состава караула и подразделения пожарной охраны в целом, перечень личного состава подразделения пожарной охраны, наименование караула, признанных лучшими (худшими) по результатам проведенного итогового контроля.

165. Допускается пересдача экзаменов (зачетов) личным составом подразделения пожарной охраны, получившим при оценке профессиональной подготовки оценку «неудовлетворительно», но не более 2 раз в течение месяца. В случае, если сотрудник (работник) после последней пересдачи экзаменов (зачетов) получил оценку «неудовлетворительно», начальник подразделения пожарной охраны направляет на аттестационную комиссию материалы на соответствие сотрудника (работника) занимаемой должности.

Приложение N 1
к Порядку подготовки личного
состава пожарной охраны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *