виртуальная реальность в обучении персонала

VR-технологии в корпоративном обучении

Виртуальная реальность (VR) — что-то вроде искусственного мира, в который человек погружается не просто как наблюдатель, но и как участник.

Иллюзия присутствия создается с помощью специальных устройств и программного обеспечения — систем виртуальной реальности.Самые распространенные средства для погружения — шлемы и очки.

Перед глазами пользователя появляется видео в формате 3D. При этом отслеживаются повороты головы и движения человека, чтобы передать данные в вычислительную систему и изменить изображение в зависимости от показаний датчиков.

Считается, что 80% информации человек получает через зрение. Поэтому разработчики VR-систем делают упор именно на устройства, которые формируют изображение. Как правило, их дополняют устройствами стереозвучания, а в последнее время даже ведутся работы над тактильными воздействиями и имитации запахов.

Россия тоже старается не отставать: внедрение VR-технологий в образование заложено сразу в нескольких общенациональных программах: проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и т.д.

Федеральный проект «Цифровая школа» подразумевает внедрение технологии виртуальной реальности в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году.

Обучение — направление, в котором виртуальная реальность имеет наиболее эффективное применение.

Например, страховая компания Farmers Insurance из Калифорнии тренирует с помощью такой технологии оценщиков ущерба. С помощью программного обеспечения от Talespin они могут использовать шесть различных планов этажей и 500 разных сценариев повреждений, что позволяет симулировать тысячи нестандартных ситуаций.

Чтобы понять, насколько критична утечка воды и как сильно поврежден пол, стажеру в виртуальной реальности приходится буквально заглядывать под ванну и раковину, чтобы визуально оценивать ущерб.

Тем временем российская компания Уралхим применяет технологию виртуальной реальности для обучения ремонту оборудования. Чаще всего этот процесс происходил в «боевых» условиях, когда оборудование реально выходило из строя, поэтому было решено создать для стажеров VR-курс. Так студенты получили возможность практиковаться в безопасных условиях, не причиняя вреда ни себе, ни имуществу предприятия.

В этом и заключается главная ценность виртуальной реальности: она позволяет воссоздать те ситуации, которые невозможно или очень дорого воспроизводить в реальности с целью обучения. Никому ведь не придет в голову поджигать завод, чтобы четко отрепетировать поведение сотрудников, верно? А тренировочную пожарную тревогу, будем честными, серьезно уже никто не воспринимает. Поэтому информация с таких мероприятий не задерживается в голове.

Работа со стресс-факторами

Искусственная реальность может влиять на психоэмоциональное состояние человека. Если при той же очной тренировке эвакуации при пожаре сотрудники лениво спускаются по лестнице, а часть, зевая, потопала к лифту, VR технологии могут добавить огонька в прямом смысле слова. Задымление, яркие вспышки пламени, летящий вниз лифт — все, что угодно, чтобы человек смог реально прожить опыт.

Британский стартап Oxford VR, к примеру, используют эти технологии для психотерапии, в частности при работе с фобиями. В качестве первого клинического испытания компания испытывало приложение, которое ставило пациентов со страхом высоты у виртуального подвесного моста.

Исследование компании показало, что в среднем всего за два часа лечения иммерсивная терапия оказалась успешной в снижении страхов пациентов на 68%.

Фокус на контенте + вовлеченность

В виртуальном мире на человека практически не влияют внешние раздражители. Он может полностью концентрироваться на задаче, а значит, лучше усваивать информацию и сразу же отрабатывать ее на практике.

В виртуальной реальности сотрудники могут проводить операции, чинить оборудование, отрабатывать общение с клиентами — все, чтобы позже выполнить задачу в настоящей жизни с минимальной вероятностью ошибок и промахов.

Независимо от сложности сценария пользователь не нанесет вреда себе и другим. Поэтому можно спокойной оттачивать навыки управления транспортом или свободно экспериментировать с уровнем сложности.

С недавнего времени РЖД применяет симуляторы для тренировки сотрудников. Например, в рамках одного из таких тренажеров сотрудник должен оперативно устранить неполадки в работе механизма перевода стрелок.

Цена и доступность систем VR пока остаются основными препятствиями к повсеместному использованию технологии.

Это отпугивает многих, хотя на деле некоторым школам хватит хотя бы одного VR-шлема. Но даже без него VR-контент можно воспроизводить на смартфонах, компьютерах, планшетах или интерактивных панелях.

Конечно, опасения вызывает и вопрос влияния таких технологий на здоровье пользователей. По данным исследований Modum Lab и Центра НТИ ДВФУ этим вопросом задаются 63% опрошенных.

В общем, VR-технологии в России пока только набирают обороты, хотя крупные предприятия уже начинают их активное внедрение в рамках обучения персонала.

В комментариях делитесь, хотели бы попробовать такое обучение? А если уже пробовали, обязательно расскажите о своем опыте, нам очень интересно!

Источник

Воображаемый друг. Как компании используют VR для обучения сотрудников

В сентябре Walmart купил 17 000 гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта почти в 5000 магазинов по всему миру теперь используют очки виртуальной реальности для обучения. Это пока, пожалуй, самый масштабный по охвату VR-кейс для b2b-рынка, а также повод еще раз задуматься об использовании виртуальной реальности в корпоративном образовании — почему это эффективно и на самом деле не так уж дорого.

Как тренировать в сотрудниках эмоциональный интеллект?

Экспериментировать с виртуальной реальностью Walmart начал еще два года назад. К массовому внедрению перешел, убедившись в результативности. Согласно опыту компании, сотрудники усваивают информацию на 10-15% лучше по сравнению с видео- или онлайн-форматами обучения. В пересчете на миллион сотрудников экономия возникает колоссальная.

Чему же в Walmart учат с помощью VR? Например, одна из симуляций тренирует «работу с полкой» — как упаковать и верно расставить продукцию. Более того, работать с новым товаром можно еще до того, как он впервые в физическом смысле появился в магазине.

Или другой пример — «черная пятница». Для магазина такая акция — отличная возможность заработать, а для его сотрудников — серьезная проверка на прочность, к которой надо подготовиться. Надев VR-очки, сотрудник оказывается в самом центре оживленного торгового центра. Вокруг десятки покупателей: кто-то толкает тележку, кто-то выбирает электронику. В учебном классе рядом с сотрудником в очках находится инструктор, он дает рекомендации, помогает отрабатывать скрипты и регламенты. Все, что видно в очках, транслируется на большом экране. За трансляцией наблюдают и другие ученики. В результате сотрудник учится работать с разными категориями клиентов, лучше понимая мотивы их поведения.

«Машина сопереживания» — так иногда называют виртуальную реальность. Действительно, как подтверждают в том числе и исследования, проведенные в Стэнфордском университете, виртуальная реальность способствует развитию эмоционального интеллекта, учит сопереживать, давая нам не виртуальные, а вполне реальные эмоции. Можно привести и российский пример. Побывав в уже упомянутой лаборатории Стэнфорда еще в 2016 году, специалисты Сбербанка (об этом рассказал на профильной конференции, которую проводила компания «Газпромнефть», сотрудник Сбербанка) также решили запустить несколько VR-экспериментов. Первый — SberSpeak — направлен на тренировку навыка публичных выступлений. Для симуляции смоделированы три реальные аудитории Академии банка. Когда вы тренируетесь, в зале сидят аватары, которые обладают пятью вариантами реакции — теоретически могут и освистать.

Еще один проект — симуляция «Пожилой человек». Что чувствует такой клиент, когда приходит в офис (насколько ему удобно передвигаться и почему так сложно ждать), может понять даже самый молодой сотрудник банка, надев VR-очки. Есть и диалоговый тренажер, который позволяет научиться правильно давать обратную связь от начальника подчиненному. Николай — так зовут виртуального коллегу, на котором отрабатывают навыки, — умеет обижаться, а также ценит четкость и конкретность ответов.

Как снизить число поломок сложного оборудования?

Если в случае с эмпатией оцифровать экономический эффект от VR все-таки не так просто, то в случае с оборудованием задача становится математической. Считаем стоимость оборудования и фиксируем, как часто оно ломается благодаря неквалифицированным действиям сотрудников. Для отдельных отраслей это критически важно. Особой подготовки требуют, к примеру, работники атомной промышленности. На их обучение уходят годы, поскольку к оборудованию, с которым они работают, подпустишь не каждого. Неслучайно в «Росатоме» сейчас разрабатывают дорожную карту по внедрению VR. Обучать в виртуальной реальности намерены и в «Газпромнефти», где создали для этого отдельную лабораторию.

Впрочем, даже там, где оборудование не требует такой высокой квалификации, VR также может быть полезен. С оборудованием для ресторанов — кофе-машинами, грилями или холодильниками — работают люди иногда без образования совсем. При этом стоимость такого профессионального оборудования ощутима и его поломка также для бизнеса чувствительна. В случае с ресторанами можно вспомнить KFC. Любопытно, что их симуляция — вполне в духе компании — больше похожа на игру. Пользователь оказывается в жуткой закрытой комнате, выбраться из которой он может, только правильно пожарив куриные крылышки.

Как избежать аварий и травм?

Если в российской промышленности VR пока пилотируется, то в зарубежных корпорациях он уже активно внедряется. Хороший пример — компания Schlumberger. Эта крупнейшая нефтесервисная компания присутствует более чем в 85 странах. В Пало-Альто в США у них работает центр инноваций, идея которого заключается в том, чтобы, находясь рядом с Кремниевой долиной, максимально быстро узнавать о новых технологиях и внедрять их на предприятиях корпорации по миру. С виртуальной реальностью там активно работают уже два года. Компания-партнер в Хьюстоне готовит на постоянной основе образовательный контент, например, позволяет перенести сотрудников на буровые вышки.

Как в случае с Walmart или Burger King, в Schlumberger также работает эффект масштаба: ежемесячно обучение проходят порядка 2000 сотрудников. То есть каждый разработанный в виртуальной реальности курс используется многократно и быстро себя окупает. Обучение строится следующим образом: сначала теория, а затем практическое закрепление знаний в VR. Что также имеет большое значение, как рассказывают в Schlumberger, это многопользовательский режим — возможность взаимодействовать в одной симуляции удаленным друг от друга сотрудникам. Это точно не может дать обычный видеоролик.

Что еще смогут технологии?

VR уже сейчас кардинально меняет передачу опыта от человека к человеку. Никогда ранее эффект присутствия не был настолько ощутим, мы можем не только видеть, но и перемещаться и взаимодействовать с предметами. При этом глубина иммерсивности все возрастает. Сейчас, к примеру, идет работа над созданием перчаток с реалистичной тактильной обратной связью. Благодаря им мы сможем прикоснуться к несуществующему в физическом смысле предмету, ощутив в VR материал, из которого он состоит, его твердость или мягкость и другие свойства. Правда, как прогнозирует Майкл Абраш, ученый и руководитель лаборатории виртуальной реальности Facebook, выхода на рынок таких перчаток стоит ожидать только через десять лет — к 2028 году.

Но сам факт, что это станет реальностью, поразителен. Кроме VR-перчаток, инженеры также работают над VR-жилетами, а не так давно стало известно, что компания Google получила патент на разработку VR-ботинок.

Источник

VR при обучении персонала. Реальные плюсы и минусы

Лет 20 занимаюсь разработкой обучающих программ для обучения специалистов. За это время использовал массу устройств VR. Были и eMagin Z800 3D Visor, Razer Hydra, стереопроекционная система Barco с серебряным экраном обратной проекции, первый Oculus, перчатки, OptiTrack и т.д. И каждый раз все заканчивалось или прекращением производства оборудования или просто «экспериментами», часто возможности VR оборудования не позволяли «серьезное» использование при обучении персонала.

виртуальная реальность в обучении персонала

Например, уже ставший историей, eMagin z800 не позволял работать человеку, впервые его надевшему, более 5 минут. Обычно начиналось головокружение и другие неприятные состояния. Качество изображения также было не высоким, обучаемому приходилось тратить значительное время в попытках понять, что точно он видит.

виртуальная реальность в обучении персонала

виртуальная реальность в обучении персонала

Пример того, что видел пользователь.

Что изменилось сейчас? Очень многое. Заказчики требуют поддержку VR-шлемов, не для имиджа, а для реального учебного процесса. Последние разработки Oculus’а и HTC Vive также начинают трудиться в учебных центрах. Можно сказать, что есть небольшая путаница с API, но и это уже не проблема, т.к. имеется масса примеров.

Сейчас немного о «теоретических» плюсах и возможностях VR —
Виртуальная реальность – модельная трехмерная (3D) окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями, а система формирования виртуальной реальности – это система, обеспечивающая генерацию модели реальности в соответствии с математической моделью этой реальности при помощи программных средств.

Суть заключается в том, что при подаче на основные органы восприятия пользователя (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные) программно управляемых воздействий, а также при обеспечении реалистичной реакции моделируемой среды на производимые действия, появляется эффект личного участия пользователя в наблюдаемой виртуальной среде.

Главное отличие систем виртуальной реальности от прочих технологий (видеоряд, 2D, 3D графика и проч.) состоит именно в том, что VR обеспечивает эффект личного присутствия и личного участия пользователя (т.е. пользователь не ощущает разницы между действиями в реальности и действиями, выполняемые в системе VR). Системы VR способны реализовать принципиально новый и очень эффективный способ передачи информации с глубокой, на уровне подсознания, степенью воздействия на пользователя.

Глубина закрепления информации в несколько раз превосходит традиционные способы. Это и другие качества систем VR имеют большую значимость при создании имитаторов.
Именно этого и ждут от VR.

Уточню, что рассматриваю применение VR только для обучения персонала. Иными словами нас интересует систематическое обучение, т.е. обеспечения усвоения определенной совокупности навыков, умений и процедур. Задачи — обеспечить соответствие усваиваемых материалов или навыков требованиям предстоящей работы, эффективность учебного процесса, а также добиться того, чтобы усвоенные при обучении стереотипы были успешно перенесены на условия реальной работы.

2. Выбираем нужный контент

Уровень соответствия синтезируемого изображения и звука оригиналу является важным фактором, от которого зависит эффективность тренажера в целом. Работа реального оборудования редко бывает бесшумной. Очень часто звук несет в себе немало информации о работе оборудования или происходящих процессах. Изменение звуковой картины часто свидетельствует об аварии. Синтезируемое изображение какого-либо объекта, детали или процессов должно быть узнаваемо. Несоблюдение этих требований может привести к потере времени пользователя, в попытках понять, что он видит и слышит, что значительно снижает эффективность обучения.

виртуальная реальность в обучении персонала

виртуальная реальность в обучении персонала

Выбираем тренажер по выполнению штатных технологических операций и тренажер по действиям персонала в случае возникновения аварийной ситуации.

HTC Vive + дополнительные трекеры Vive Tracker +перчатки Noitom Hi5 VR Glove.

4. Ставим эксперимент в учебном центре. Группу обучаемых (разных возрастов) разделяем на две части. Первая проходит обучение сначала на ПК без VR, затем на VR-шлеме. Вторая часть группы соответственно наоборот.

5. Сравниваем эффективность обучения с использованием VR с классическим клавиатура/мышь.

Количественное обоснование оценки эффективности использования имитаторов с точки зрения повышения качества обучения, вызывает значительные затруднения.

Большинство существующих исследований связывает эффективность электронных образовательных ресурсов (к которым относятся и имитаторы) с тем, сколько запоминает обучаемый (это можно легко измерить). Часто выделяются следующие характеристики:

Другой подход — Адекватность как мера эффективности, т. е. степень схожести реального и имитируемого при помощи имитатора объекта или процесса. Данный метод сфокусирован на вопросе «насколько точно имитатор воспроизводит реальное оборудование и процессы», т. е. основным плюсом данного метода являются принятие во внимание следующего комплекса факторов, характеризующих имитаторкак средство обучения:

В целом данный метод представляет значительный интерес, но достаточно труднореализуем. Если материал будет интересен читателям — обязательно напишу статью про нейроинтерфейс.
В результате был выбран новый подход оценки эффективности имитатора, отличительной особенностью которого является рассмотрение имитатора не только как техническое средство обучения, но и как инструмент (средства и методы) управления рисками. При такой постановке эффективность может быть определена как прогнозируемое снижение рисков (потерь) предприятия в результате обучения персонала на имитаторе. Таким образом эффективность может быть определена следующим отношением:

эффект от применения имитаторов — прогнозируемое снижение рисков в зависимости от затрат
Effect = (A-B)/C, где

A- Ожидаемый риск (потери) с учетом текущего значения вероятности человеческого фактора (например рубли);
B- Ожидаемый риск (потери) с учетом уменьшения вероятности человеческого фактора (за счет использования тренажеров);
C- Затраты на создание (или покупку) и использование имитаторов в процессе подготовки персонала.
*вероятности рисков А и B содержат в себе промежуток (период) времени – время эксперимента.

6. Подводим итоги (за эталон берем стандартный ПК без VR)

Источник

VR для HR: повышение качества подготовки кадров

Путешествия во времени и пространстве, супер способности, загадочные миры – как правило, впечатление о Виртуальной Реальности складывается по фантастическим фильмам. Кто-то узнал о VR из фильма Газонокосильщик (1992), а кто-то из Матрицы (1999) или Первому игроку приготовиться (2018). VR-технологии, которые еще вчера были фантастикой, сегодня уже вышли за рамки мультимедиа развлечений, стали доступнее и получили применение в корпоративном мире. Сбербанк, Перекрёсток, РЖД, ГПН, ВТБ, Северсталь- это только часть российских компаний, которые успешно внедрили VR для решения бизнес-задач. С помощью VR очков и контроллеров можно обучить инженеров обслуживанию инфраструктуры, как это делает РЖД, или повысить навыки продаж у консультантов, как это делает Перекресток. Возможности действительно безграничны и особенно заманчивы для сферы HR.

VR, как и другие технологии, интересны тем, что помогают упрощать жизнь, и делают это дешевле, чем традиционные методы.

В виртуальной реальности можно смоделировать не только любое окружение и объекты, но и любую ситуацию: от пожара или потопа в офисе до ограбления или визита недовольного клиента. Для максимальной реалистичности понадобятся лишь VR-очки и контроллеры.

Примеры возможных кейсов VR в сфере HR это обучение и тренинги для новых сотрудников, проверка на собеседовании и ввод в должность, тестирование и аттестация действующего персонала, отработка действий во внештатных ситуациях, обучение публичным выступлениям и развитие навыков коммуникаций.

VR-тренинги часто содержат элементы геймификации. В рамках тренинга есть несколько заданий, и правильное выполнение одного допускает к следующему. Сотруднику необходимо выполнить все задания и набрать определенное количество баллов. При сложностях с выполнением задания, его можно повторить несколько раз, чтобы закрепить результат.

Сотрудник выполняет задания в VR-шлеме. При этом физически он может находиться в любом помещении, но перед его глазами будет офис со всем оборудованием, необходимым для работы. Все локации в VR повторяют детали реального рабочего места сотрудников, позволяя погрузиться в рабочий процесс. Менеджер может наблюдать за тренингом со стороны, оценивая производительность сотрудника.

Процесс обучения включает в себя затраты на логистику, оборудование, расходные материалы и время более опытных сотрудников, постоянно обучающих новичков. Для компаний с большим количеством сотрудников это огромная статья расходов.

Один разработанный VR-тренинг можно использовать для обучения сотрудников на протяжении нескольких лет, поэтому затраты на проект быстро окупаются. В то же время уходят издержки на зарплату менеджера, который ранее занимался обучением персонала.

Качественное обучение залог хорошей работы сотрудника. Менеджеру не всегда удается заинтересовать сотрудника или доступно объяснить ему специфику работы. Про важность вовлечения и обучения на практике есть немало афоризмов. “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.”— Конфуций.

Виртуальная реальность буквально погружает пользователя в рабочую атмосферу. Например, в рамках VR-тренинга для сотрудников “Газпром нефти”, задания включали в себя роспись в журнале безопасности и стравливание давления в скважине, что полностью отражало реальные задачи сотрудников. Над VR-проектом обычно работает целая команда, а также при разработке проекта учитывается мнение заказчика и экспертов, поэтому проект получается максимально полезным и интересным для будущих пользователей.

В зависимости от отрасли компании, сотрудники могут иметь дело с крупногабаритным оборудованием, работа с которым может быть опасна. С другой стороны, сотрудник сам может испортить оборудование из-за незнания, как именно им пользоваться. В обоих случаях процесс обучения может обернуться убытками как для сотрудника, так и для компании.

VR позволяет сотрудником обучиться работе с крупногабаритным или опасным оборудованием удаленно и без каких-либо рисков. При этом сотрудники получают такие же практические знания, изучая оборудование в виртуальной реальности и работая над ошибками. После тренинга, сотрудник уже владеет опытом работы с оборудованием и может быть допущен к работе, минимизируя риски на рабочем месте.

Даже компании, готовые к инновационным решениям, часто не понимают, как запустить VR проект, как им управлять и как измерять его эффективность. Виталий Степанов, руководитель направления разработки индивидуальных решений iVariant, комментирует: “VR-проект, как и любой другой, должен в первую очередь решать задачу, иметь цель. Да, технология позволяет создать впечатляющий трехмерный мир, но этот мир будет бесполезным, если не заложить в него смысл и правила, не научить людей ориентироваться в нем.”

Некоторые VR-студии предлагают услуги предпроектного исследования, в рамках которого эксперты VR изучат ваш бизнес и подберут понятную и эффективную методологию разработки и внедрения VR-проекта. Такой подход поможет клиенту заранее ознакомиться с возможностями VR и оценить, насколько выгодно будет внедрение этих технологий для его бизнеса.

В рамках предпроектного исследования, специалисты изучают мировые кейсы из похожих сфер деятельности, оценивают похожие примеры реализации, анализируют процессы заказчика, чтобы подобрать наилучший вариант внедрения VR. Как результат исследования, клиент получает прописанный сценарий, функционал и техническое задание, а также метрики эффективности, на которые можно ориентироваться при создании проекта.

В виртуальной реальности можно погружать сотрудников в экстремальные или сложно моделируемые условия для отработки навыков, отправлять их в любую географическую точку для удаленного обучения, давать возможность работать с дорогим и труднодоступным оборудованием. Виртуальная реальность также позволяет превратить скучные рутинные тренинги в интересный опыт с глубоким погружением. Все это не только экономит ресурсы, но и позволяет отследить и быстро повысить эффективность, что особенно важно для сферы HR. А главное – обучение, тестирование и работа над ошибками еще никогда не были такими захватывающими!

Источник

Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

С каждым годом всё больше компаний привлекают технологию виртуальной реальности для обучения персонала. Но если компьютерами и мобильными устройствами в повседневной жизни пользуются все, и сложностей с электронным обучением обычно не возникает, то очки виртуальной реальности вряд ли можно встретить в каждом доме. Поэтому для большинства сотрудников такие VR-решения на рабочем месте становятся первым подобным опытом.

Желание испытать новое необычное оборудование способно стимулировать к обучению. Но в то же время отсутствие опыта использования может вызвать страх у сотрудника компании. Поэтому перед командой разработки стоит задача сделать процессы погружения и прохождения обучения в виртуальной реальности максимально комфортными.

В этой статье мы раскроем ряд важных моментов, на которые, по мнению экспертов Modum Lab, стоит обратить внимание при внедрении VR-тренажёров в корпоративный сектор.

Для начала нужно понять разницу между VR-пользователем, который самостоятельно купил очки и проходит симуляцию у себя дома, и специалистом, которому назначили VR-обучение в корпоративной LMS (система управления обучением, программное приложение для администрирования учебных курсов). В первом случае человек воодушевлен покупкой и понимает, как работает оборудование. Он уже изучал информацию до приобретения очков и знает, чего ожидать от VR. Во втором случае важно погрузить человека в контекст происходящего. В нашем чек-листе мы собрали рекомендации, как это сделать:

Инструкцию важно предусмотреть ещё на этапе разработки проекта. Если сотрудников во время прохождения симуляции будут сопровождать администраторы или тренера, нужно продумать и провести инструктаж и для них.

Такое ознакомление с VR-оборудованием и технологией в целом:

Представим ситуацию. Вы провели инструкцию перед началом симуляции и всё разложили «по полочкам», но пользователь всё равно совершает ошибки в управлении. Например, он может:

Успокойтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. И запомните: даже при наличии самой подробной и пошаговой инструкции такие ситуации возможны, и это нормально. Человек впервые надел очки виртуальной реальности, он впервые не просто смотрит на изображение, а в прямом смысле находится внутри виртуального пространства. Естественно, он может нажать не ту кнопку или выполнить не то действие, которое необходимо по сценарию. Примите это, как нечто неотвратимое, и просто учитывайте при разработке VR-тренажёра.

Например, можно создать отдельные стартовые сцены, в которых пользователь окажется сразу после запуска симуляции. Это позволит ему, перед переходом к непосредственному сценарию, познакомиться с управлением, научиться перемещаться и взаимодействовать с интерактивным окружением с помощью контроллеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *