витализм это учение о жизненной силе о витаминах о фотосинтезе о жизни
Витализм
Полезное
Смотреть что такое «Витализм» в других словарях:
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vita жизнь) биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию … Философская энциклопедия
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vita жизнь). Учение, по которому все органические отправления приписываются действию жизненного начала, жизненной силы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИТАЛИЗМ [ … Словарь иностранных слов русского языка
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vitalis жизненный), учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к физико химическим законам неживой природы, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.… … Экологический словарь
ВИТАЛИЗМ — (лат. vitalis живой, жизненный) (1) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от… … История Философии: Энциклопедия
Витализм — (лат. vitalis – өмірлік, рухтандырғыш, тірі) – өмірді физика мен химия заңдарының тек іс әрекетімен ғана түсіндірмейтін, оны бірегей (уникальды) құбылыс деп қарайтын ілім, себебі тіріге ерекше материалдық емес элемент – жандандырушы, рухтандырушы … Философиялық терминдердің сөздігі
Витализм — Витализм ♦ Vitalisme Попытка объяснить жизнь самой жизнью (или принципом «жизненности»), иными словами, стремление отказаться от всякого объяснения жизни. Витализм противостоит материализму, который объясняет существование жизни… … Философский словарь Спонвиля
ВИТАЛИЗМ — (лат. vitalis живой, жизненный) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего… … Новейший философский словарь
Витализм
Полезное
Смотреть что такое «Витализм» в других словарях:
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vita жизнь) биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию … Философская энциклопедия
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vita жизнь). Учение, по которому все органические отправления приписываются действию жизненного начала, жизненной силы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИТАЛИЗМ [ … Словарь иностранных слов русского языка
ВИТАЛИЗМ — (от лат. vitalis жизненный), учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к физико химическим законам неживой природы, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.… … Экологический словарь
ВИТАЛИЗМ — (лат. vitalis живой, жизненный) (1) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от… … История Философии: Энциклопедия
Витализм — (лат. vitalis – өмірлік, рухтандырғыш, тірі) – өмірді физика мен химия заңдарының тек іс әрекетімен ғана түсіндірмейтін, оны бірегей (уникальды) құбылыс деп қарайтын ілім, себебі тіріге ерекше материалдық емес элемент – жандандырушы, рухтандырушы … Философиялық терминдердің сөздігі
Витализм — Витализм ♦ Vitalisme Попытка объяснить жизнь самой жизнью (или принципом «жизненности»), иными словами, стремление отказаться от всякого объяснения жизни. Витализм противостоит материализму, который объясняет существование жизни… … Философский словарь Спонвиля
ВИТАЛИЗМ — (лат. vitalis живой, жизненный) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего… … Новейший философский словарь
Теория витализма
Как говорит Википедия, витализм – это учение про жизненную силу, которая управляет разнообразными процессами в живых организмах. Виталисты же – это люди, которые являются приверженцами данного учения.
Теория витализма совершенно идеалистическая, и она допускает, что некая нематериальная сила жизни содержится в каждом организме.
Все процессы находятся в зависимости от данной силы, и их никак нельзя объяснить через научные законы. В этой статье мы поговорим подробно о том, чем является витализм, как развивалась виталистическая теория в разные исторические периоды и как она повлияла на современную психологию и педагогику.
История развития витализма
Данное учение развивалось на протяжении разных эпох. Так, его черты прослеживаются в ряде традиций:
В результате того, что такие науки, как химия, биология и физика, накопили значительный объем данных опытным путем, витализм начал попросту терять свое значение и влияние. Так, сейчас его относят к теориям неакадемического характера.
Истоки подобных воззрений нужно искать в древности. Тогда предпринимались попытки придумать определенную модель мира и жизни всех живых существ.
В те времена появилось предположение о том, что материя имеет разные формы, которые отличаются своим отношением к такому фактору, как теплота. Форм жизни было две, их назвали органической и неорганической материей.
Последнюю можно вернуть назад, в ее первичное состояние, в том случае, если она нагревается, а затем нагрев прекращается. А вот все органические структуры в результате такого нагрева спекаются и переходят в другие формы, которые не восстанавливаются до прежних значений.
И вот таким образом среди ученых шли споры о том, что является причиной различий этих двух форм жизни. Был сделан вывод, что существует некая сила жизни, которая присутствует лишь в органической форме существования.
Когда в XVI столетии была разработана теория причин разных заболеваний (в качестве такой причины в ней рассматривались микробы), влияние витализма на западную медицину уменьшилось. Также стало более очевидным и функционирование разных органов в живых организмах, благодаря чему ученые начали постепенно отказываться от мистических теорий объяснения жизненных феноменов.
Однако ряд ученых еще долгое время пытался развивать данные идеи в своих работах. Тем не менее в XIX столетии Якоб Берцелиус отверг объяснение витализма с мистической точки зрения. Этот ученый считается «отцом» химии как современной науки. В то же время среди других ученых велись споры о том, существует сила в материи или нет.
Позднее было введено понятие «сила Одина», которое объясняет энергию жизни, пронизывающую все живые организмы. Автором этой теории был Карл Рейхенбах. Данная концепция не получила большой популярности, даже несмотря на авторитет изобретателя. С тех пор термин «витализм» начал использоваться в качестве уничижительного наименования.
Но даже в 2002 году Эрнст Майр, несмотря на то, что он со своими коллегами разработал синтетическую теорию эволюции и был явным критиком витализма, говорил, что высмеивать виталистов неисторично и ненаучно. Так, если прочитать работы некоторых выдающихся виталистов, например Дриша, то приходится соглашаться с теориями о том, что ряд биологических проблем невозможно объяснить при помощи философии Декарта, в рамках которой организм воспринимается как обычный робот.
Виталистическая теория в педагогике
Отдельно следует остановиться на влиянии витализма на педагогику и психологию. Здесь сразу же стоит вспомнить талантливого итальянского педагога и теоретика воспитания дошкольников – Марию Монтессори. Она была первой женщиной в истории Италии, которая получила степень доктора медицинских наук.
Мария Монтессори проводила работы вначале в психиатрической клинике для детей. Она разрабатывала методики воспитания малышей и затем включила их в свою практику. В итоге ее система развития дошкольников стала популярной по всему миру.
В течение всей жизни эта женщина постоянно пропагандировала разработанный ею метод. Ее работы стали невероятно популярными в детских учреждениях ряда стран мира.
Мировоззрение Монтессори соотносимо с субъективным идеализмом. Она противопоставляла душу и человеческое тело и являлась последовательницей виталистической философии. Педагог считала, что есть некая постоянная жизненная сила, которая имеет мистический характер и является двигателем в развитии каждого индивида.
Женщина была противницей материализма и его взглядов на природу мира и человека, а также на сам процесс воспитания ребенка. Ею были разработаны вопросы антропологического подхода в педагогике и поставлен ряд экспериментов в сфере воспитания дошкольников.
Монтессори полагала, что как мы не можем влиять на тело ребенка, на его форму и внешность, так же мы не способны понять, каковы его внутренняя сущность и потребности, как и в какое время ребенку может понадобиться то или иное для его развития. Все это привело ее к принципам ненасилия над ребенком и уважения его личности.
В итоге была выведена теория о недопустимости активной роли воспитателя, о выдвижении на первый план принципов самообучения и самовоспитания детей. В процессе практики педагогом изучалась психология малышей, проводились постоянные антропологические измерения различных показателей.
Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно обучаться, были сделаны различные изменения в оснащении комнат детских учреждений. Так, парты заменили легкой мебелью, стали использовать удобное оборудование.
Впрочем, Монтессори не смогла избежать ряда противоречий. Так, хотя она и говорила о том, что невозможно познать те законы, которые управляют развитием малыша и руководить ими, все же она сама ставила эксперименты и продумывала средства, которые способствовали бы раскрытию детских жизненных сил. Она говорила, что воспитание – это активное содействие обычным процессам развития малыша.
Так что следует отметить, что виталистическая теория до сих пор играет важную роль в развитии общества, особенно если это касается педагогических вопросов, и подтверждением этому служит распространенность педагогики Монтессори в практике воспитания. Автор: Наталья Зорина
ВИТАЛИЗМ
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis жизненный) — одно из основных идеалистических учений в биологии и медицине, объясняющее специфику органической жизни с помощью введения понятий об особых нематериальных и иррациональных непознаваемых факторах («жизненная сила», «порыв» и т. д.). В. спекулирует на трудностях познания проблемы жизни, на ограниченности механицизма, являясь его методологическим «дополнением».
Естествознание 17 —18 вв. изучало только уже сформировавшиеся, пространственно организованные тела и их взаимодействия, причем сложные процессы жизни сводились, как правило, к более элементарным, прежде всего механическим процессам (отсюда «механицизм»). Биология, развивавшаяся в общем русле механистического естествознания, определяла организм (впоследствии и клетку, и субклеточные организации живого) как тело, способ существования к-рого (его состояние и функции) целиком и полностью зависит от его наличной структуры, от того или иного способа «соединения» его частей.
Данное представление об объекте биологии определялось метафизическим способом теоретизирования (метода мышления), о к-ром Ф. Энгельс писал, что, будучи перенесенным Ф. Бэконом и Локком (J. Locke, 1632—1704) из естествознания в философию, он стал специфической ограниченностью 18 в.
Если какой-либо протекающий во времени единый и целостный процесс свести к простой смене отдельных его состояний и в каждом из них видеть лишь пространственные взаимодействия ранее сформировавшихся структур, то целым в таком случае будет уже не процесс, а именно сама готовая отдельная структура. «Целое» при этом — всегда лишь агрегат самостоятельных, «готовых» элементов. Когда речь идет об искусственных механизмах, подобное представление о «целом» — хороший помощник механика. В отличие от механической системы, система органическая, по Марксу, превращается в целостность, подчиняя себе все свои элементы и строя из них недостающие ей органы (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., т. 46, ч. 1, стр. 229).
В биологии, имеющей дело с органическими системами, механистическое понимание целостности распадается на два взаимоисключающих истолкования самой жизни. Первое было совершенно четко сформулировано Р. Декартом: явления жизни не нуждаются для своего объяснения ни в каких иных законах, кроме механических (пространственное взаимодействие готовых структур). Жизнь с этой точки зрения — это совокупная функция очень сложно устроенного механизма. Второе также исходит из того, что все телесные функции могут и должны быть истолкованы в понятиях пространственного взаимодействия (в частности, декартовского рефлекса). Но в эти понятия принципиально не укладываются такие существеннейшие проявления развития органических систем, как формирование недостающих органов (отсутствующих частей формирующегося, но заданного своими предпосылками целого), напр, в процессе развития зародыша, а также целенаправленный характер биол, процессов, целесообразность и единство развития биосферы и т. п. Следовательно, с точки зрения механицизма все эти существеннейшие проявления жизни не могут быть функцией телесности. Именно в них виталист видит проявления «бесплотных», «сверхтелесных» сил.
Иногда к виталистам неправомерного чисто формальным признакам, относят Аристотеля, Р. Декарта, Лейбница (G. Leibniz, 1646 — 1716) и естествоиспытателей — У. Гарвея, Бюффона (G. L. Buffon, 1707 — 1788) и др., напр, вследствие применения понятия «энтелехия». Понятие «энтелехия» (нечто, в самом себе несущее цель), введенное Аристотелем, использовал в начале 20 в. неовиталист Дриш (H. Driesch, 1867—1941), в то время как сам Аристотель термин «энтелехия» ввел как логическую (всеобщую) категорию, с помощью к-рой он старался преодолеть ограниченность понимания движения его предшественниками. Следует отличать биол, концепцию жизни, построенную на допущении существования особой нематериальной «жизненной силы», от тех или иных успешных или неудачных попыток отразить в теории объективную логику саморазвития органических систем.
В средние века в философии господствовал теологический принцип первичности акта божественного творения, дополнявшийся наивным дуализмом (духовное и телесное). В эпоху Возрождения этот дуализм не был преодолен окончательно, что, в частности, проявилось и в воззрениях Парацельса (16 в.). Он считал, что закономерности жизненных явлений как в норме, так и в патологии должны изучаться методами химии (см. Ятрохимия), однако, по мнению Парацельса, хим. процессами в человеческом организме управляет особое жизненное начало — «дух жизни», или «архей». Сходные воззрения развивал в 17 в. его последователь Й. Ван-Гелъмонт. Господствовавшая в новое время в естествознании, и прежде всего в биологии и медицине, эмпирическая логика механицизма закономерно приводила исследователей либо к чисто механистическим, либо виталистическим объяснениям проблемы жизни. Так, Шталь (G. Stahl, 1660— 1734) в книге «Истинная теория медицины» (1708) утверждал, что целесообразное устройство живых существ и их самосохранение зависят от разумной деятельности души, к-рая «сама строит себе тело, управляет и движет его без посторонней помощи». Такие представления вызвали возражения франц. материалистов — метафизиков 18 в., среди которых чисто механистической точки зрения придерживался Ж. Ламетри. Развивая декартовское понятие животного-машины, он говорил о человеке-машине, отмечая тесную зависимость психики от тела. Возражая против признания реального существования бессмертной души, Ламетри писал, что если все может быть объяснено тем, что открывает в мозгу анатомия и физиология, к чему создавать фиктивную субстанцию? Идеям материалистов во Франции противопоставлялись виталистические воззрения, которые культивировались в 18 в. во врачебной школе ун-та в Монпелье [Борде (Th. Bordeu, 1722—1776), его ученик Бартез (P. J. Barthez, 1734—1806) и др.]. В отличие от Ван-Гельмонта и Борде, по мнению которых каждый орган обладает собственной жизнью и независимым жизненным началом, Бартез исходил из представления, что жизненные силы и свойства отдельных органов являются элементами единого принципа, который он назвал «жизненным принципом». В Германии в конце 18 — начале 19 в. представителями В. были А. Галлер и И. Блюменбах. По Галлеру, каждое проявление функциональной деятельности организма является выражением отдельной жизненной силы, но в то же время для развития зародыша не нужна отдельная жизненная сила, т. е. он меняется только в размерах, но не качественно (преформизм). Напротив, Блюменбах стремился объяснить с позиций В. также индивидуальное развитие, направление к-рого он приписывал действию «формообразующего стремления». Современник Блюменбаха Тревиранус (G. Treviranus, 1776—1837) считал, что наряду с силами притяжения и отталкивания, общими для всей природы — неорганической и органической, живым существам присуща специальная «жизненная сила». Активная пропаганда виталистических взглядов, особенно в фундаментальном труде «Биология, или Философия живой природы» (1802—1821), привела к тому, что Тревирануса было принято считать родоначальником В. и автором понятия «жизненная сила», хотя на самом деле и это понятие, и виталистические воззрения вообще к началу 19 в. уже имели довольно длительную историю.
Против В. в середине 19 в. выступали некоторые физиологи — Э. Дюбуа-Реймон и Г. Гельмгольц, а также представители механистического, или вульгарного, материализма Фогт (К. Vogt, 1817—1895), Бюхнер (L. Buchner, 1824—1899) и Молешотт (J. Moleschott, 1822—1893), отстаивавшие возможность сведения нацело биол, явлений, в т. ч. психики, к закономерностям физики и химии. При этом утрачивалось представление о специфических особенностях живого. Многие исследователи, не примкнувшие к лагерю виталистов, чаще всего занимали позицию, близкую к агностицизму. Таковы, в частности, были взгляды Р. Вирхова и К. Бернара, считавших, что сущность жизни не поддается научному познанию, для к-рого доступны только ее конкретные проявления.
Конец 19 в. ознаменовался возрождением виталистических идей. Но если «старый витализм» (16 — 19 вв.) сосредоточивал внимание гл. обр. на проблемах причинности, организованности и управления функциями организма в норме и патологии, то неовитализм (конец 19 — начало 20 в.) — на проблемах органической целесообразности, особенно в процессах эмбриогенеза, и качественной специфичности жизненных явлений вообще; важное место занимала также проблема органической целостности, но главную роль она стала играть позднее, в «организмических» теориях, во взаимосвязи с проблемой возникновения качественно нового в процессах развития. Так, Дриш начал свою научную деятельность под влиянием новаторских работ Ру (W. Roux, 1850—1924), применявшего эксперимент и каузально-аналитический метод к изучению эмбрионального развития. Расчленяя на ранних стадиях развития зародыш на независимые, как он считал, друг от друга части и стремясь выяснить, чем определяется направление развития каждой из них, он отметил, что здесь играют роль величина частей и их положение в целом. Однако ни тот, ни другой момент не может объяснить специфические результаты процесса развития. Последние, по мнению Дриша, зависят от некоего фактора — энтелехии, «иррационального остатка» аналитических исследований, являющихся имманентным свойством органической структуры, к-рое не поддается конкретному изучению, т. к. все определения понятия «энтелехия» носят отрицательный характер. Энтелехия, по Дришу, не является ни энергией, ни константой, она не находится в пространстве, а только действует в пространство (откуда? — на этот вопрос Дриш не дает ответа). Введение понятий подобного рода по существу представляет отказ от научного объяснения жизненных явлений. Дриш пытался обосновать свою точку зрения эмпирическими данными, последующая проверка которых другими авторами показала, что они не могут служить подтверждением его позиции. К числу виднейших представителей неовитализма следует отнести также И. Рейнке (J. Reinke). В отличие от Дриша, он использовал аналогию между живым организмом и машиной, пытаясь доказать, что и организация живых тел вносится в косную материю сознательной силой.
Виталистические тенденции проявлялись не только в тех областях биологии, которые имеют дело с функциональными особенностями живых существ и с их индивидуальным развитием, но и при изучении эволюции, особенно при попытках объяснить возникновение целесообразных приспособительных признаков. Телеологические представления в эволюционном учении ведут начало от Ж. Ламарка, считавшего, что направление эволюции органического мира зависит от изначально свойственной живым существам способности изменяться в направлении усложнения и усовершенствования организации («принцип градации»). Неоламаркисты заменяли принцип градации Ламарка понятиями, которые имеют в сущности тот же смысл: «внутреннее стремление к совершенствованию» [Негели (С. W. Nageli), 1817—1891], «сила роста», или «батмизм» [Коп (E. D. Соре), 1840—1897], «аристогенез» [Осборн (Н. Osborn), 1857—1935]. Все эти понятия вводились для того, чтобы объяснить факт наличия и возникновения в процессе эволюции признаков целесообразной организации живых существ. Упомянутые представления об эволюции противопоставлялись теории Ч. Дарвина, материалистически объяснившей возникновение целесообразных признаков на основе неопределенной изменчивости и естественного отбора (см. Дарвинизм). Дарвинизм сделал несомненной бесплодность и фактическую ошибочность ламаркистских воззрений как механоламаркизма, так и наиболее реакционных, открыто виталистических воззрений в области эволюционной теории и биологии вообще, объединявшихся под названием «психоламаркизм» (психовитализм). Последний связан с именами Р. Франсе, А. Паули, А. Вагнера и Р. Земона, которые приписывали наличие разума или души не только организму как целому, но и отдельным его частям вплоть до клеток или даже протоплазмы.
В 20-х и 30-х годах, когда на передний план в биологии выдвинулась проблема органической целостности, а с нею и проблемы возникновения качественно нового при переходах к более высоким уровням организации, место В. в защите идеализма заняли упомянутые «организмические теории» (органицизм, теория эмерджентной эволюции, холизм и ряд других). Но после того как вновь отчетливо проявилась механистичность и в понимании «организмического способа мышления» (М. Бекнер), в качестве логически необходимого «дополнения» вновь возродились виталистические концепции.
Новейшие формы В. обнаруживают несомненную связь с прошлыми, опровергнутыми развитием естествознания и философии разновидностями «биологического» идеализма; однако эти формы нельзя просто «свести» к ранее существовавшим. Общим здесь является то, что признание существования некоего нематериального фактора жизни, определяющего в конечном счете специфику жизненных явлений, отличающую ее от «физико-химической сущности» процессов неживой природы,— закономерное следствие метафизической оценки процесса саморазвития. В логике «механической системы» материализм может быть только механистическим материализмом, и биологи, следующие этой логике и в то же время констатирующие «несводимость» жизненных процессов к физ.-хим. процессам, вынуждены сделать вывод: в жизненных процессах присутствует нечто «большее», чем простая совокупность физ.-хим. процессов, но тогда для них это «большее» и есть фактор нематериальный (жизненная сила, энтелехия и т. д.), объединяющий живое в единое координированное целое. Так, амер. ботаник и генетик Синнотт (E. Sinnott) пытался соединить идею энтелехии с актуальной в современной биологии проблемой организации живого. Он утверждает, что «план строения» организма носит в конечном счете идеальный характер, ибо живые организмы формируются из лишенной порядка (организации) неживой материи по определенному изначально установленному плану. Этот план (идея организации), заложенный в той единственной оплодотворенной клетке, из к-рой развивается живой организм, обладает «духовной природой». Эта же идея развивалась западногерманским биохимиком Шраммом (G. Schramm) на почве идеалистического истолкования данных молекулярной генетики. И. Хаас строит виталистские построения на трудностях решения проблемы возникновения биол, структур.
Борьба с В. побуждала материалистически мыслящих естествоиспытателей уделять больше внимания философско-методологическим вопросам.
Реакционная роль В. в биологии находит свое выражение не только в том, что он служит питательной почвой для идеалистических и религиозных построений, давая для этого «естественнонаучные» аргументы. В. И. Ленин писал, что идеализм в естествознании «засоряет вопрос и отводит в сторону от правильного пути посредством пустого словесного выверта. » (В. И. Ленин, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 18, стр. 40).
Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 339, М., 1961; Геккель Э. Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Д р и ш Г. Витализм, его история и система, пер. с нем., М., 1915; Новые идеи в биологии, под ред. В. А. Вагнера и Е. А. Шульца, сб. 1, Спб., 1913; Сущность жизни, под ред. В. А. Фа-усека, Спб., 1903; Тимирязев К. А. Витализм и наука, Сочинения, т. 5, М., 1938; Философия и современная биология, под ред. И. Т. Фролова, с. 40, М., 1973; Simon М. A. The matter of life, New Haven —L., 1971, bibliogr.
А. Я. Ильин, В. И. Кремянский, Ф. Т. Михайлов.