витамины для ума подросткам

Витамины для памяти

витамины для ума подросткам

витамины для ума подросткам

витамины для ума подросткам

Витамины для повышения работоспособности головного мозга, активности мышления и памяти, активации умственных способностей у пожилых и молодых людей – важнейшая часть ежедневного рациона. Эти нутриенты положительно влияют на развитие когнитивных функций.

В роли ферментов, принимают участие в жировом, углеводном и белковом метаболизме. Создают клеткам условия для адекватной деятельности. Нейронам, в том числе.

Витамины для мышления

Витаминный дефицит развивается исподволь и не всегда заметен сразу: снижается память, человек становится рассеянным, ухудшается внешний вид. Также, мозг может испытывать недостаток нутриентов на фоне нормального их содержания в диете, из-за интенсивного расходования ценных молекул.

Такая ситуация означает, что витамины подросткам, взрослым мужчинам и женщинам, пожилым людям для концентрации внимания, хорошей памяти и работы мозга, улучшения ума стоит принимать дополнительно, в виде препаратов.

От употребления необходимого количества жизненно важных веществ зависит не только интенсивность работы нервных клеток.

витамины для ума подросткам

Организм получает возможность адекватно обновлять ткани и клетки, регулирует процессы энергетического и пластического обмена.

Обеспечив сбалансированные показатели нутриентов, человек великолепно себя чувствует даже при повышенных нагрузках. И, конечно, демонстрирует завидные результаты в интеллектуальной деятельности.

Какие вещества ценные?

Любой список отзывов о лучших витаминах для мозга, нервной системы и памяти для взрослых мужчин и пожилых людей, студентов и школьников возглавляют витамины группы B [1].

Да, эти вещества – участники энергетического обмена. Без них, нервные клетки истощаются, гибнут. Развиваются нейропатии, ухудшается память, мыслительные способности.

Для полноценного развития и успешной жизни, человеку нужны и другие компоненты:

витамины для ума подросткам

Какие именно витамины для улучшения памяти стоит принимать для улучшения мозговой деятельности или умственной активности студентам, а какие лекарства нужно попить для пожилых людей, стоит решать вместе с врачом после соответствующих анализов.

Самостоятельное назначение себе препаратов может привести к гипервитаминозу, что негативно отражается на здоровье человека. Это также касается и распространенных ноотропов.

Мифы о таблетках, улучшающих память

Стремясь популяризовать тот или иной препарат, производители часто преувеличивают действие вещества.

К сожалению, это приводит к рождению мифов, касающихся употребления витаминных комплексов.

Распространённые среди людей:

витамины для ума подросткам

Подобные комплексы не являются панацеей. Но современному человеку, живущему в ритме города и в сложных экологических условиях, они необходимы [3]. Для поддержания здоровья тела, мозга, улучшения памяти.

Лучшие витамины для ума для взрослых

витамины для ума подросткам

В аптеке предлагается такое разнообразие витаминных комплексов для мозга и памяти, что в пору растеряться и ошибиться с выбором. Недостаток или избыток активных веществ одинаково негативно отразятся на человеке.

Мы составили рейтинг самых лучших бадов, которые стоит принимать взрослым, с уточнением, какие витамины для памяти и внимания нужно попить, чтобы избавиться от проблем в этой сфере:

витамины для ума подросткам

Несмотря на общедоступность витаминов и таблеток для улучшения памяти, работы головного мозга, что конкретно принимать для поддержания мозгового кровообращения взрослым, стоит решать после сдачи анализов и консультации с специалистом.

Продукты, улучшающие память

Определяясь, что нужно пить для работы мозга, какой препарат использовать, сначала обратите внимание на ежедневный рацион.

Нередко, пересмотрев пищевые привычки и список продуктов, устраняется недостаток нутриентов [4].

Витамины, улучшающие память и служащие повышению мозговой деятельности, активности, содержатся в обыденных продуктах:

витамины для ума подросткам

витамины для ума подросткам

Однако перед тем, как кардинально изменить рацион или начать принимать специальные комплексы, лучше сдать анализы.

Доктора помогут определить, какие витамины пить для улучшения памяти, внимания и работы мозга взрослым конкретному человеку. Так, чтобы не создать опасное превышение нормы.

Почему память ухудшается и как этого избежать?

Витамины, которые укрепляют внимание и память, попадают в наш организм из рациона питания или вырабатываются в организме.

Часто, их нехватка, приводящая к заметному снижению когнитивных функций мозга, спровоцирована самим человеком и неправильным образом жизни.

витамины для ума подросткам

Известны ситуации, когда хватает внести коррективы в распорядок дня, чтобы вернуть здоровье. И не нуждаться в дополнительных поддерживающих таблетках.

Типичными факторами, приводящими к снижению памяти у здорового человека, служат:

Чтобы чувствовать себя хорошо, нужно не только принимать витамины для укрепления памяти, развития интеллекта, обеспечивающие повышение внимания и влияющие общую внимательность у взрослых, но и менять образ жизни. Приводить в порядок психологическую сферу.

витамины для ума подросткам

Избавившись от факторов, провоцирующих снижение когнитивных функций, возможно с помощью подобранных комплексов и аппаратных процедур, под наблюдением профессионалов, улучшить память и внимание.

Список использованной литературы

Источник

Витамины для памяти

витамины для ума подросткамВитамины для памяти – органические вещества, улучшающие когнитивные функции мозга (внимание, интеллект, память, мышление). Наряду с этим, нутриенты участвуют в углеводном, белковом и жировом метаболизмах, поддерживают работу желёз внутренней секреции, контролируют минерализацию костной ткани, предупреждают развитие патологий сосудистого русла.

Учитывая, что память отвечает за сохранение, накопление и воспроизведение полученной информации, расстройство когнитивных функций приводит к негативным последствиям. А именно: снижению концентрации внимания, усилению забывчивости, торможению умственных реакций, ухудшению интеллектуальных способностей.

Ослабление мозговой деятельности в 90% случаев происходит из-за дефицита жизненно необходимых веществ в организме.

Рассмотрим перечень незаменимых нутриентов для памяти, источники их получения, полезные свойства.

Какие витамины нужны для памяти?

Важнейшими нутриентами для мозга являются витамины группы В. Они играют первостепенную роль в передаче нервных импульсов в мозг, доставке кислорода тканям, восстановлении миелина нейронов, насыщении нервных клеток энергией, защите от перегрузок и раннего старения.

витамины для ума подросткамГлавные представители витаминов группы В:

Природные источники нутриента – орехи, стручковый горох, рыба, куриные яйца, чеснок, гречневая крупа. Суточная доза – 1,5 миллиграмма.

Продукты, содержащие витамин – молоко, кефир, творог, сметана, мясо. Дневная норма – 1,8 миллиграмма.

Пантотеновая кислота поступает в организм совместно с молоком, капустой, гречкой, фундуком и яйцами. Суточная потребность – 5-7 миллиграмм.

Пищевые источники витамина – яйца, запеченный картофель, бананы, капуста. Для полноценной работы мозга важно принимать не менее 2 миллиграмм витамина в сутки.

Необходимый элемент содержится в сливочном масле, яичном желтке, птице (курятине), рыбе, гречневой крупе, молоке. Для полноценной работы головного мозга важно потреблять 15 – 20 миллиграмм ниацина в день.

Витамин В9 присутствует в кисломолочных продуктах, грибах, злаках, тыкве. Дневная норма – 0,4 миллиграмма.

Природные источники: пекарские и пивные дрожжи, говяжья и телячья печень, проросшая пшеница, зеленый лук, морепродукты. Дневная норма – 0,003 миллиграмма.

витамины для ума подросткамКроме витаминов группы В, для улучшения памяти организму требуются следующие вещества:

Аскорбиновая кислота содержится в красном сладком перце, землянике, цитрусовых, черной смородине, хрене, шиповнике, щавеле. Суточная потребность в антиоксиданте составляет 1000 – 1500 миллиграмм.

Источники нутриента: авокадо, орехи, куриные яйца, растительные масла, кукуруза. Дневная норма – 10 – 20 миллиграмм.

Холекальциферол содержится в следующих продуктах питания: рыбе, яйцах, мясе и печени крупного рогатого скота, молоке, сыре, сметане, твороге. Для поддержания хорошего самочувствия организм должен ежедневно получать от 100 до 500 миллиграмм нутриента в сутки.

Антиоксиданты поступают в организм совместно с ягодами шиповника, винограда, рябины, лимона, чёрной смородины. Суточная порция – 40 – 100 миллиграмм.

Тело человека на 65% состоит из воды, а клетки мозга – на 90%. В организме она распределена следующим образом: одна часть сосредоточена во внеклеточном пространстве, другая находится внутри клеток. В первом случае благодаря воде организм равномерно распределяет кислород, питательные вещества и выводит токсины из организма, во втором – обеспечивает обмен веществ, выработку энергии.

Для запоминания информации, обеспечения мыслительной функции важно выпивать не менее 1,5 литров воды в день.

Симптомы обезвоживания мозга: эмоциональная нестабильность, тяжесть в голове, депрессия, раздражительность, злость, повышенная утомляемость, снижение способности концентрации внимания. Продолжительная нехватка воды (дегидратация) – причина уменьшения клеток мозга в объеме и массе, что ведет к развитию слабоумия, усугубляет течение амиотрофического склероза, болезней Альцгеймера, Паркинсона.

Таблетки, улучшающие память: вымысел или реальность?

Нервное напряжение, стрессы, недосыпание – главные причины перевозбуждения головного мозга. Данное расстройство ведёт к нарушению кровообращения, и, как следствие, ухудшению памяти, снижению мозговой деятельности, ослаблению умственные реакций. Для профилактики данных проблем фарминдустрия выпускает витамины, укрепляющие память. Однако у многих людей возникает вопрос: в чём секрет подобных лекарств, не преувеличена ли польза от их приёма?

витамины для ума подросткамМиф №1 «Таблетки помогут с первого взгляда запоминать номера телефонов, имена и страницы с текстом»

Это не совсем так, поскольку добавки влияют на память лишь косвенно. Главная задача таких средств – улучшение процессов, происходящих в мозге: кровообращения, обмена веществ, связей между нейронами, энергообмена в тканях, передачи нервных импульсов в ЦНС, регенерации миелиновых оболочек нейронов. После восстановления данных процессов в 80% случаев повышается скорость и качество запоминания.

Миф №2 «Улучшающие память витамины можно подбирать самостоятельно. У них нет противопоказаний»

Опасное заблуждение. Данные препараты, как и любые лекарственные средства, имеют ограничения.

Противопоказания: беременность, лактация, атеросклероз, дисфункции мозгового кровотока, артериальная гипотензия, расстройства пуринового метаболизма, эрозийный гастрит. Кроме того, некоторые препараты (сильнодействующие) показаны только после хирургических вмешательств или черепно-мозговых травм.

Помните, добавки для мозга принимают только по назначению врача-невролога.

Миф №3 «После 60 лет единственный способ улучшить память – приём лечебно-профилактических комплексов».

Частично правда. Для укрепления памяти важно, в первую очередь, выполнять зарядку (в том числе дыхательную), потреблять полноценную пищу, тренировать умственные способности (разгадывать кроссворды, заучивать и пересказывать стихи, смотреть и после обсуждать документальные фильмы на интересующие темы или изучать иностранный язык), отказаться от вредных привычек, выпивать 1,5 литра чистой воды в день, регулярно проходить витаминные курсы.

В пожилом возрасте передача нервных импульсов, реакции обмена ослабевают, поэтому люди преклонных лет чаще молодежи нуждаются в лечении ноотропными или поливитаминными комплексами.

Заключение и назначение делает лечащий врач, исходя из состояния здоровья, возраста и сопутствующих расстройств. Не занимайтесь самолечением!

Миф №4 «Регулярный приём средств для памяти – лучшая профилактика болезни Альцгеймера»

Данное утверждение основывается на мнении, что первые признаки слабоумия (снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, ослабление интеллекта, перепады настроения) можно купировать лекарствами, улучшающими мозговой кровоток. Однако это не так, поскольку в основе развития болезни Альцгеймера лежат дегенеративные процессы головного мозга, в частности тотальная атрофия нервной ткани. Причины возникновения данного недуга на сегодняшний день до конца не изучены.

Медикаментозное лечение деменции включает в себя применение препаратов, направленных на нормализацию обменных процессов в мозге, улучшение трофики нервной ткани, детоксикацию организма, снижение неврологических дисфункций (депрессий, тревожности, галлюцинаций). Поэтому при первых симптомах ухудшения памяти незамедлительно обратитесь к неврологу (для выяснения природы расстройства и назначения соответствующей терапии).

Витамины для детей

Одна из распространённых причин низкого интеллекта у детей – нарушение мозгового кровообращения. При этом малыши плохо запоминают информацию, не могут сосредоточиться, быстро утомляются.

витамины для ума подросткамТакие дисфункции в 90 % случаев связаны с дефицитом эссенциальных веществ в организме. Для устранения и профилактики когнитивных расстройств рацион ребёнка обогащают овощами, фруктами, ягодами, зеленью, орехами, злаками, кисломолочными продуктами. Наряду с этим, потребность в витаминах компенсируют при помощи биологически активных комплексов.

Рассмотрим популярные средства для улучшения работы мозга:

Показания к применению: задержка умственного развития у детей, нарушения сна, нервная возбудимость, стрессовые состояния, реабилитация после черепно-мозговых травм и нейроинфекций (в комплексной терапии). Суточная доза для новорожденных составляет 25 миллиграмм, младенцев от 1 до 3 лет – 50 миллиграмм, детей старше трёх лет – 100 миллиграмм.

Сироп потребляют в чистом или разведённом виде единожды в сутки (после завтрака). Схема приёма: малышам от 1 до 5 лет – 5 миллилитров, школьникам (6-14 лет) – 7,5 миллилитров, детям старше 15 лет – 10 миллилитров.

Витамины для памяти взрослым

витамины для ума подросткамРоль нервной системы заключается в восприятии и анализе поступившей извне информации. Кроме того, она руководит движениями человека и отвечает за слаженную работу всего организма. Проявлением высшей нервной деятельности являются речь, эмоции, память и интеллект. Интересно, что нарушение биохимических реакций в мозгу, в первую очередь, отражается на качестве запоминания.

Перечень препаратов для улучшения памяти:

БАД назначают по 1 таблетке 3 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Стандартная схема приёма: по 1 капсуле или 10 миллилитров сиропа дважды в день.

Препарат принимают трижды в день по 1 капсуле после еды.

С профилактической целью препарат принимают по 1 – 2 таблетки дважды в день, с лечебной – 2 пилюли 3 раза в сутки.

Препарат употребляют в перерывах между едой по 0,7 миллилитров 2-3 раза в день.

Продукты, повышающие память

Учитывая, что пищевой рацион напрямую влияет на работоспособность мозга, важно знать какие продукты стимулируют его работу.

витамины для ума подросткамПитание, способствующее улучшению внимания и памяти:

Для улучшения памяти используют травы-адаптогены: гинкго-билобо, готу-кола, женьшень, элеутерококк, радиолу. Их заваривают и пьют курсами по 2-3 раза в сутки на протяжении 14-30 дней.

Выводы

Память – важнейшая функция нервной системы, отвечающая за запоминание, накопление и воспроизведение полученной информации. При нарушении межнейронных связей в мозге, у человека возникают рассеянность, забывчивость, раздражительность, тревожность, дезориентация в пространстве. В основе таких проблем нередко лежит дефицит эссенциальных веществ в организме.

При стойком гиповитаминозе ухудшается мозговое кровообращение, повреждаются миелиновые оболочки нервов, повышается сосудистая проницаемость.

Для предупреждения когнитивных расстройств важно ежедневно восполнять потребность организма в витаминах (В, С, E, D, P), микро- и макроэлементах (магний, фосфор, сера, калий, кальций, цинк, медь, железо), эссенциальных жирах (омега-3, 6, 9). Получить их можно из цельнозернового хлеба, пророщенных злаков, сырых орехов и семечек, жирных сортов рыб, яиц, каш, фруктов, кисломолочных продуктов.

Для профилактики венозных застоев в мозге, целесообразно принимать добавки для памяти – «Витрум Мемори», «Направит», «Активный день», «Форевер Гинкго Плюю», «Глицин», «Аминалон», «Фенотропил». Однако вид комплекса, как и показания к его приему, определяет врач-невролог на основании жалоб, осмотра и данных обследования пациента.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

витамины для ума подросткам

Источник

Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра

витамины для ума подросткам

витамины для ума подросткам

Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.

Какие витамины нужны ребенку?

Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!

Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.

Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку. Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты. В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.

Оцените состояние: нужны ли витамины?

К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В. Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.

Витамин D: нужен ли он школьникам?

Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).

В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.

Когда добавки необходимы?

Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?

Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.

Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется не пренебрегать курсами витаминов.

Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу. Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.
Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.
Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.

Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).

Источник

Возможности регуляции когнитивной функции у детей применением витаминно-минеральных комплексов

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

витамины для ума подросткам

Читайте в новом номере

Термин «когнитивные функции» подразумевает внимание, память, обучаемость, умение воспринимать информацию и применять на практике полученные знания и навыки. Когнитивные функции можно считать функциями познания мира. Их развитие во многом зависит от обеспеченности организма витаминами и минеральными веществами.

Несмотря на рост благосостояния населения РФ, достаточно остро стоит проблема круглогодичного полигиповитаминоза у детей. Уменьшение количества поступающей в организм пищи в связи с изменением образа жизни человека, употребление рафинированных продуктов, продуктов длительного хранения, продуктов, подвергшихся длительной кулинарной обработке, делает невозможным восполнение необходимого количества эссенциальных микронутриентов только с помощью сбалансированного рациона.
Проведенные в последние годы исследования витаминно-минерального статуса у детей показывают, что дефицит аскорбиновой кислоты среди детского населения достигает 70–95%, у 60–80% детей обнаруживается недостаточная обеспеченность тиамином, рибофлавином, пиридоксином, ниацином и фолиевой кислотой [1].
Когнитивная функция является сложным и не до конца изученным феноменом. Однако ряд проведенных исследований по оценке некоторых познавательных функций, таких как память и воспроизведение, острота умственного восприятия и способность концентрировать внимание, способность к обучению и решению проблем, способность к мобилизации и скорость мыслительного процесса, позволили установить четкую взаимосвязь с обеспеченностью организма ребенка определенными микронутриентами.
Развитие головного мозга человека
Основной рост головного мозга и пик развития синапсов происходят с 34-й нед. беременности до 2-х лет жизни, к дошкольному возрасту синаптическая плотность достигает уровня взрослого мозга. Миелинизация некоторых участков мозга, контролирующих высшие когнитивные функции, продолжается и в подростковом возрасте. Исследования показали, что созревание конкретных областей мозга в детском возрасте связано с развитием конкретных когнитивных функций. Развитие лобных долей мозга, ответственных за высшие когнитивные функции, по-видимому, происходит всплесками: в течение первых 2 лет жизни, между 7 и 9 годами и в 15 лет. Развитие некоторых подкорковых структур, включая базальные ганглии, миндалины и гиппокамп, продолжается до позднего подросткового возраста. Кроме того, метаанализ подтвердил связь между размером гиппокампа и производительностью подсистемы памяти во время развития мозга у детей и лиц молодого возраста.
В исследованиях на животных и человеке было показано, что питание оказывает прямое влияние на экспрессию генов. В одном из первых исследований «Пищевая эпигеномика» было показано, что потомство от матерей, голодавших в военное время 1940-х гг., имело повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, поражения почек и легких, нарушения обмена веществ, снижение когнитивных функций и выявлялись сегменты гипо-и гиперметилирования ДНК.
Известно, что дефицит фолиевой кислоты в период закрытия нервной трубки между 21-м и 28-м днем после зачатия предрасполагает к порокам развития плода. В течение первых 2 лет жизни происходит быстрый рост головного мозга, достигая 80% своего взрослого веса. В этот период жизни нервная ткань может быть особенно чувствительна к недостаткам питания. В подростковом возрасте происходит структурная перестройка головного мозга и когнитивное созревание, в частности, основные события в префронтальной коре [2].
Влияние микронутриентов
на когнитивные функции
Омега-3 ПНЖК являются важным структурным компонентом серого вещества мозга, которое, по мнению ряда ученых, в организме несет ответственность за развитие интеллекта. Также Омега-3 ПНЖК необходимы для правильного функционирования сетчатки. Достаточное содержание в пище Омега-3 во многом определяет умственные способности ребенка, правильное развитие мелкой моторики и моторно-зрительную координацию.
Омега-3 ПНЖК являются незаменимыми для нормального функционирования клеток организма человека, они не синтезируются в организме и должны поступать извне с пищей. Основные и наиболее изученные представители семейства Омега-3 ПНЖК – это эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) и докозагексаеновая кислота (ДГК).
Основная роль омега-3 ПНЖК состоит в обеспечении функционирования клеточных мембран, трансмембранных ионных каналов и регуляции физиологических процессов путем синтеза липидных медиаторов. ЭПК и ДГК встраиваются в фосфолипидный слой клеточных мембран, влияют на их текучесть, изменяя основные функции, такие как ферментативная активность, передача импульсов и работа рецепторов. Незаменимые жирные кислоты способствуют росту нейронов и образованию синапсов, следовательно, влияют на передачу и обработку сигналов, кроме того, регулируют экспрессию генов в головном мозге.
Ряд эпидемиологических исследований показал положительную связь между потреблением рыбы – источника омега-3 жирных кислот – во время беременности и когнитивным развитием детей. Ранние исследования показали, что потребление рыбы во время беременности было связано с лучшими речевыми и социальными навыками. Исследование ALSPAC показало, что те дети, матери которых во время беременности потребляли мало морепродуктов, имели более низкий IQ в 8-летнем возрасте, незначительные поведенческие отклонения в 7 лет и худшее развитие мелкой моторики, языкового и социального поведения в возрасте 6, 18, 30 и 42 мес.
Датское национальное когортное исследование с 25 446 детьми 6-месячного и 18-месячного возраста продемонстрировало, что потребление матерью рыбы полезно для умственного развития детей даже после корректировки на другие факторы, такие как грудное вскармливание, социально-демографические характеристики и прочее.
Два исследования детей эскимосов в арктическом канадском Квебеке показали, что более высокий уровень ДГК в пуповинной крови связан с улучшением когнитивных функций и школьной успеваемости [2].
Источником ПНЖК являются пищевые продукты, которые по целому ряду причин достаточно редко входят в рацион питания людей, проживающих на территории нашей страны: некоторые сорта морских рыб (лосось, тунец, сардина, макрель), овощные масла (редко употребляемые рапсовое и соевое), орехи, некоторые виды фруктов. В связи с этим возникает необходимость дополнительного приема омега-3 ПНЖК в виде биологически активных добавок к пище.
Дефицит омега-3 ПНЖК вносит существенный вклад в повышенный риск развития у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Имеющиеся данные показывают, что дополнение диеты омега-3 ПНЖК способствует компенсации поведенческих проблем и трудностей обучения пациентов с СДВГ [3–5]. Существование взаимосвязи дефицита омега-3 ПНЖК и риска СДВГ подтверждается не только клиническими, но и экспериментальными данными.
Во-первых, ограничение рациона животных по омега-3 ПНЖК приводит к увеличению гиперактивности и уменьшению познавательных способностей у потомства. Во-вторых, исследования на животных показали взаимосвязь дефицита омега-3 ПНЖК и отклонений в метаболизме дофамина. В-третьих, клинические наблюдения указывают на пониженные уровни омега-3 жирных кислот у пациентов с СДВГ. И, наконец, биохимические данные свидетельствуют о роли дефицита омега-3 ПНЖК в формировании поведенческих нарушений через нарушение метаболизма дофамина в базальных ганглиях [6].
Особый интерес представляет изучение электромагнитной активности мозга в зависимости от приема омега-3 ПНЖК. Дети (n=33) в возрасте 8–10 лет получали плацебо, среднюю дозу ДГК (400 мкг/сут.) или повышенную дозу ДГК (1200 мг/сут.) в течение 8 нед. Относительные изменения в коре головного мозга во время тестов на внимание были определены посредством функциональной магнитно-резонансной томографии. На 8-й нед. содержание ДГК в мембранах эритроцитов возрастало на 47% в группе со средней дозой ДГК и на 70% – в группе с высокой дозой ПНЖК. В группе плацебо содержание ДГК упало на 11%. Во время тестов на внимание обе группы получавших ДГК показали значительно большие изменения по сравнению с исходными в активизации дорсолатеральной префронтальной коры, чем в группе плацебо. Чем выше доза ДГК, тем сильнее уменьшалась активизация мозжечка, что соответствовало снижению гиперактивности. Содержание ДГК в эритроцитах положительно коррелировало со степенью активации дорсолатеральной префронтальной коры (улучшение контроля поведения) и более коротким временем реакции [7].
Клинические наблюдения подтверждают результаты фундаментальных исследований и указывают на четкую взаимосвязь между дефицитом омега-3 ПНЖК и риском СДВГ. У детей с СДВГ наблюдались значительно более низкие уровни ДГК ПНЖК и общего количества омега-3 жирных кислот в крови [8].
Холин. Большое значение для формирования мнестических функций у ребенка имеет витаминоподобное вещество – холин, которое оказывает мембранопротекторное, антиатеросклеротическое, ноотропное и седативное действие.
В форме ацетилхолина (соединение холина и эфира уксусной кислоты) холин является передатчиком импульсов в нервной системе. Холин необходим для нормального функционирования нервной системы, он входит в состав миелиновой защитной оболочки нервов, защищает мозг человека на протяжении всей жизни. Считается, что уровень интеллекта во многом зависит от того, какое количество холина мы получили в утробе матери и на протяжении первых 5-ти лет жизни.
Витамин B4 восстанавливает ткани печени, поврежденные токсическими лекарственными препаратами, вирусами, алкоголем и наркотиками. Он препятствует развитию желчно-каменной болезни и улучшает работу печени. Холин нормализует жировой обмен, стимулируя расщепление жиров, помогает усваиваться жирорастворимым витаминам (A, D, E, K). Недостаток холина у детей приводит к раздражительности, повышенной утомляемости, нервным срывам. Холин является составной частью лецитина – очень важного для мозговой ткани вещества.
Лецитин (смесь фосфолипидов) относится к группе важнейших компонентов питания. Дефицит лецитина является серьезной проблемой для здоровья ребенка.
Лецитин представляет собой смесь фосфолипидов: холина, инозитола и фосфатидов. Эссенциальные жирные кислоты и фосфолипиды, являясь структурными единицами всех клеточных мембран, восстанавливают барьерные и обменные функции клеток, обеспечивают поступление в клетку питательных веществ и выведение из нее продуктов жизнедеятельности. Фосфатидилхолин способствует эмульгированию пищевых жиров и повышает усвояемость жирорастворимых витаминов А, Д, Е в пищеварительном тракте.
Проявления лецитиновой недостаточности у детей довольно многообразны и вариабельны. У детей первых лет жизни вследствие дефицита лецитина может возникать внутричерепная гипертензия, отмечаться задержка психомоторного и речевого развития, расстройства поведения (психоэмоциональная неуравновешенность), снижение способности к концентрации внимания, нарушения памяти [9].
К классическим проявлениям дефицита лецитина у детей относятся нарушения нервно-психического развития (снижение функциональных возможностей ЦНС, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д.), расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости), снижение двигательной активности (усталость и повышенная утомляемость) и др.
Исследователями из США было продемонстрировано, что лецитин обладает способностью улучшать так называемую «химическую активность мозга» (brain chemical activity), оказывая благоприятное влияние на такие высшие корковые (когнитивные) функции, как память, речь и моторика. Впоследствии это позволило A. Barbeau (1978) осветить проблему применения лецитина для лечения неврологических заболеваний (атаксия Фридрайха, хорея Гентингтона и др.) [10].
Начиная с 1980-х гг. в медицинской литературе появился целый ряд работ, посвященных применению лецитина при различных когнитивных нарушениях, расстройствах памяти, а также в лечении деменции альц­геймеровского типа [11].
Отечественными специалистами сообщалось о возможности эффективного применения лецитина при других видах психоневрологической патологии у детей и подростков, включая ранний детский аутизм (РДА), задержку психомоторного развития (ЗПМР), синдром Жиля де ля Туретта, астеноневротические реакции, депрессивный невроз, болезнь Меньера, эпилепсию и т.д. Предполагается, что лецитин, входящий в состав миелиновых оболочек, покрывающих нервные волокна, способен в ряде случаев обеспечить наступление ремиссии при рассеянном склерозе (РС), нередко встречающемся в детском возрасте (до 18 лет) [12].
Синергизм взаимодействия микронутриентов с витаминами. Витамины для детей
Супрадин Кидс
Хорошо известно, что витамины являются нутриентами, их применение (витаминопрофилактика и витаминотерапия) составляет неотъемлемую часть нейродиетологии. Сочетание витаминных или витаминно-минеральных комплексов с биологически активными веществами (омега-3 ПНЖК, лецитин, холин) отражает прогрессивный способ оптимизации нервных функций, соматического здоровья и витаминной обеспеченности детей.
Аскорбиновая кислота способствует повышению сопротивляемости организма стрессу, помогает успешно справляться с его последствиями. Это вещество имеет большое значение в синтезе гормонов, ответственных за устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней среды. Витамин С способствует активизации процессов мышления, используется организмом при производстве нейромедиаторов и нервных клеток. Сочетание полиненасыщенных жирных кислот с витаминами-антиоксидантами С и Е позволяет предотвратить повреждение активного компонента окислительными процессами и добиться максимального его усвоения.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к связи метаболизма витамина В12, фолиевой кислоты и холина с когнитивным развитием. Фолиевая кислота влияет на нейронную клеточную пролиферацию и дифференцировку стволовых клеток, замедляет апоптоз, изменяет биосинтез ДНК и играет важную роль в биосинтезе гомоцистеина и S-аденозилметионина. Считается, что холин выполняет аналогичную роль в развитии головного мозга. S-аденозилметионин считается основным донором метильных групп в различных метаболических реакциях метилирования. Таким образом, дефицит холина и фолиевой кислоты может привести к гипометилированию ДНК, изменяя транскрипцию генов. Кроме того, холин является компонентом фосфолипидов клеточных мембран и предшественником нейромедиатора ацетилхолина. Витамин В12 играет важную роль в миелинизации аксонов, а также защищает нейроны от дегенерации.
Синергизм компонентов делает наиболее эффективным применение рационально составленных витаминно-минеральных комплексов для детей, а не отдельных монокомпонентов.
Супрадин Кидс Гель предназначен к применению у детей начиная с трех лет. Содержит витамины группы В (В1,В2, В6), ниацин, пантотеновую кислоту, витамины-антиоксиданты (бета-каротин, С, Е), витамин Д3.
Бета-каротин – наиболее распространенный и наиболее эффективный провитамин А. Теоретически одна молекула бета-каротина может расщепляться на две молекулы витамина А. Однако в организме бета-каротин только частично превращается в витамин А, а оставшаяся часть накапливается в неизменном виде. Более того, доля бета-каротина, превращающегося в витамин А в организме, контролируется статусом витамина А, что в результате позволяет избежать явлений токсичности, вызванной избытком витамина А в организме. Известным является факт, что бета-каротин не растворяется в воде, а его масляные растворы имеют очень низкую концентрацию (не более 0,1%). Поэтому усвоение бета-каротина из таблетированных препаратов и масляных растворов существенно зависит от содержания жиров в диете и состояния системы пищеварения. Комбинация с лецитином существенно повышает биодоступность бета-каротина.
Использование бета-каротина у часто болеющих детей наряду с дозозависимым клиническим эффектом приводит к иммуномодулирующему эффекту, который проявляется в снижении уровня Т-лимфоцитов и сывороточного иммуноглобулина А при стимуляции функциональной активности фагоцитирующих клеток периферической крови [13].
Супрадин Кидс с Омега-3 и холином – сладкие мармеладные конфеты в виде рыбок и звездочек, которые предназначены для детей от 3-х лет. Это поливитаминный комплекс, который содержит в своем составе Омега-3 и холин. Кроме этого, в состав комплекса добавлен цианокобаламин. Наличие этого витамина в составе комплекса особенно важно для детей, соблюдающих различные виды диет.
Супрадин Кидс Юниор – сладкие красочные жевательные таблетки, предназначены для детей от 5 лет. По сравнению с предыдущей формой дополнительно содержат кальций, магний, холин, железо, цинк, марганец, цианокобаламин, медь, фолиевую кислоту, селен, йод, биотин, хром.
Микроэлементы обладают высокой биологической активностью и участвуют в основных окислительно-восстановительных процессах организма, различных видах обмена (белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального), газообмена, теплообмена, тканевого дыхания, тканевой проницаемости, иммунобиологических реакциях. Принимая участие в этих процессах, микроэлементы не ограничиваются какой-либо одной функцией. Цинк не только имеет отношение к деятельности половых желез, но и влияет на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен. Медь и железо участвуют в окислительно-восстановительных процессах, а также связаны с функцией кроветворения. Йод обладает многосторонним влиянием на организм.
Железо обнаружено в организме в составе более чем 70 различных по своей функции ферментов и белков. Недостаток железа в организме имеет вполне очерченную характерную клиническую картину: гипохромные анемии, миоглобиндефицитная атония скелетных мышц, повышенная утомляемость и легкая возбудимость, головные боли, головокружение, депрессия, миоглобиндефицитная миокардиопатия, боли в области сердца, сердцебиения, атрофический глоссит, гингивит, порфиринурия.
Медь принимает участие в азотном обмене, входя в состав нитратредуктазного комплекса. В организме – участвует в процессах, которые обеспечивают ткани кислородом: образование гемоглобина и формирование эритроцитов. Медь входит в состав церулоплазмина животных и человека, является кофактором ферментов цитохромоксидазы, полифенол-, ди-, амино- и аскорбиноксидазы. Медь индуцирует образование супероксид-ион-радикала, который при реакции с перекисью водорода в присутствии трехвалентного железа генерирует гидроксидные радикалы, идущие на расщепление патологических элементов – детрита, продуктов воспаления, мутировавших клеток.
Медь участвует во многих физиологических и патологических процессах организма и содержится в составе окислительно-восстановительных ферментов митохондрий и микросом (дыхание, детоксикация, реакции ПОЛ, окисление лизина и аскорбиновой кислоты – при избытке последней возникает дефицит меди). Медь принимает участие в синтезе коллагена и эластина, гемоглобина. Содержание меди очень важно для функции витаминов А, Е, Р, РР, С, а также стабилизации тиоловых групп. Медь обеспечивает работу фермента десатуразы, переводящей стеариновую кислоту в олеиновую и другие полиненасыщенные жирные кислоты. При дефиците меди развиваются дисплазия соединительной ткани, нейродегенерация и гипомиелинизация головного и спинного мозга, гипохромные анемии, экзема.
Селен стимулирует в нашем организме иммунитет, является антиоксидантом и обладает защитным влиянием на цитоплазматические мембраны, не допуская их повреждения и генетического нарушения. Он способствует нормальному развитию клетки. Селен, наряду с кобальтом и магнием, является фактором, который противодействует нарушению хромосомного аппарата.
Ионы селена активируют окислительно-восстановительные ферменты митохондрий и микросом, глутатион-редуктазу, глутатион-пероксидазу, цитохром Р450, участвуют в синтезе гликогена, АТФ, в передаче электронов от гемоглобина к кислороду, поддерживают обмен цистеина, потенциируют работу α-токоферола, являются антидотом против тяжелых металлов, в т.ч. ртути, серебра, кадмия.
Дефицит селена возникает не только при низком поступлении, но и при хронической интоксикации тяжелыми металлами, заболеваниях печени, а также при лечении фенилкетонурии парентеральным и полусинтетическим питанием.
В настоящее время цинк выявлен почти в 200 ферментах, которые определяют течение различных метаболических процессов, включая синтез и распад углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот. Установлено, что цинк влияет на функцию генетического аппарата, рост и деление клеток, остеогенез, кератогенез, принимает участие в неиммунном ответе, влияет на выработку поведенческих рефлексов, на развитие мозга [14].
Йод играет активную роль в биосинтезе гормонов. Он участвует в образовании гормонов щитовидной железы – тироксина и трийодтиронина. До 90% циркулирующего в крови органического йода приходится на долю тироксина. Этот гормон контролирует состояние энергетического обмена, интенсивность основного обмена и уровень теплопродукции. Он активно воздействует на физическое и психическое развитие, дифференцировку и созревание тканей, участвует в регуляции функционального состояния центральной нервной системы и эмоционального тонуса человека.
Помимо выраженных форм умственной отсталости дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности. Исследования, выполненные в последние годы в разных странах мира, показали, что средние показатели умственного развития населения (IQ индекс), проживающего в регионах йодной недостаточности, достоверно (на 15–20%) ниже таковых в регионах без дефицита йода.
Супрадин Кидс Мишки – мармеладные медвежата, предназначены для детей с 11 лет. Этот комплекс содержит витамины в дозах, рекомендованных для детей школьного возраста, и является базовым комплексом для профилактики различных патологических состояний. В состав комплекса входят: витамины А, С, D3, В6, В12, никотинамид, биотин, фолиевая кислота, витамин Е.
Режим дозирования витаминно-минеральных комплексов линейки Супрадин представлен в таблице 1.
Заключение
В случае, если организм ребенка не получает необходимого набора питательных веществ, активируется механизм, который повышает уровень активности ряда гормонов, в частности кортизола, приводящего нервную систему в состояние возбуждения, которое препятствует нормальному усвоению учебного материала. У детей, особенно это касается раннего школьного возраста, не до конца развиты механизмы саморегуляции и компенсации, в результате ребенок чувствуют себя уставшим или, наоборот, напряженным и нервным, что приводит к проблемам с успеваемостью и поведением, истощению адаптационных резервов.
Различные формы витаминного комплекса Супрадин Кидс содержат витамины, макро- и микроэлементы в дозах в соответствии с возрастной пищевой суточной потребностью организма ребенка. Разработанные мармеладные формы способствуют выработке у ребенка самостоятельного стремления к здоровому образу жизни и повышают комплаентность.
Составляющие компоненты данного витаминного комплекса не только укрепляют здоровье ребенка, но и улучшают когнитивные функции – память и внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *