витберг проект храма христа спасителя
Витберг проект храма христа спасителя
Судьба Храма была непростой, и проект не был завершен,
и хотя храм не был построен и освяшен,
я решил отнести его к разделу «Разрушенные храмы».
А.Витберг Проект Храма (собств.Ф.А.Витберга)
А.Витберг Проект Храма (собств.Ф.А.Витберга)
В центре сооружения находился трехъярусный Храм. В каждом ярусе было по церкви:
Данный проект многократно обвинялся в немецкой философской направленности и мистицизме.
А.Витберг Лестница к Москве реке. Деталь к проекту.(собств.Ф.А.Витберга)
А.Витберг Проект Храма (собств.Ф.А.Витберга)
АЛЕКСАНДР
Вильно.
» 25 декабря 1812 года.
Манифест и объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя произвели подлинный переворот в душе художника и сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма. Его поразили широта и необычность замысла Александра I «воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая: доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, во имя какого-либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая».
До зарождения идеи тройственного храма проекты Витберга представляют центрическое квадратное, а затем крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на барабане или без него. Витберг ищет наиболее выразительные варианты, проектируя перед каждым из фасадов колоннаду или портик с треугольным фронтоном. Появляются и более сложные ярусные композиции в виде двух поставленных друг на друга кубовидных объемов, верхний из которых увенчан куполом на барабане. Есть и другой вариант: увенчанный бельведером купол без барабана.
На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма и окончательно сформировывается необычный филосовско-религиозный замысел.
При подведении итогов конкурса (1815 год) Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Закладкой храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными 12-колонными портиками под треугольными фронтонами (кестообразность объему среднего храма в данном случае придают именно портики). Возросли высота и значение верхнего, окруженного колоннадой храма. Здание предполагалось поставить в центре прямоугольной, окаймленной колоннадой площади. На ее главной оси, со стороны въезда от Калужской дороги были запроектированы ворота с двумя звонницами-колокольнями. Витберг отказался от закрывающей подножие храма колоннады и преобразовал ее в торжественную, отмечающую границы площади ограду.
По приказанию Александра I собирается Комиссия по по строению храма. Несмотря на все опасения и возражения Витберга, ему, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, Государь поручает возглавить строительство.
1 сентября 1817 года, в пятую годовщину появления неприятельских войск, на Воробьевых горах на месте будущего заложения храма был водружен деревянный крест. На следующий день, в трагичную годовщину пятилетия вступления французских войск в Москву, место будущего храма было окроплено и начали рыть фундамент. 13 сентября 1817 года Витберг положил крестообразно первые четыре камня, и начали делать бут.
Восемь лет было отпущено для строительства храма. Наряду с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. На это ушло почти три года. Одновременно архитектор занят разработкой экономической стороны проекта. В 1820 году представленный Витбергом «Экономический проект» сооружения храма был утвержден Императором. В 1821 году Комиссия по строению храма дает разрешение на начало земляных работ. В 1823 году началась заготовка камня (в деревне Григово Верейского уезда) и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовало Высочайшее повеление о соединении обеих рек для доставки камня к храму. Но вывезти большие партии камня так и не удалось: воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.
Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю. Одновременно он предложил членам Комиссии приостановить действия «впредь до высочайшего разрешения о должном направлении дел». Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер Император. Витберг лишился своего главного покровителя.
Новый самодержец России приказал приостановить все работы. Николай I, взошедший на престол под гром пушек на Сенатской площади, не разделял мистических увлечений Александра I. Николай I был верным сыном Православной Церкви, и проект Витберга, отличающийся глубоким символизмом, был неприемлем для него в том числе из идейных соображений. Но, будучи человеком твердым в исполнении религиозного долга, Николай I стремился выполнить обет своего брата, Императора Александра I.
Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Этому Комитету предстояло ответить на три вопроса: 1). возможно ли на месте, выбранном Витбергом, строить храм по его проекту; 2). возможно ли на том же месте выстроить храм по другому проекту; 3). для осуществления проекта Витберга не избрать ли местом строительства только верхнюю площадку Воробьевых гор, отказавшись от строительства на их склоне.
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание».
Исходя из выводов первого заключения, московским архитекторам было дано новое задание: рассмотреть возможность сооружения храма Христа Спасителя по проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор. Для этого были проведены новые исследования, в результате которых был сделан вывод о возможности строительства храма по утвержденному Александром I проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор, исключая нижнюю часть здания с первой церковью. Однако была сделана оговорка, что вывод этот касается только прочности грунта, а отнюдь не возможности исполнения проекта в соответствии с правилами архитектуры, а также материалов, необходимых для строительства столь огромного здания. К докладной записке московских архитекторов было приложено особое мнение полковника Яниша, который писал, что многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого храма не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерных осадок.
В довершение всего Витберга обвиняют в растрате казенных сумм. Начался процесс, где подлинные виновники «проскользнули»; в дело шли подтасовки, уничтожение документов, фиктивные экспертизы.
Суд длился долго. За это время у Витберга умерла любимая жена, бывшая ему верной помощницей, затем скончался отец. В 1834 году Витберг женился на бедной девушке Евдокии Викторовне Пузыревской. На руках у зодчего было двое малолетних детей; его материальное положение оказалось крайне шатким, а здоровье расстроенным.
Летом 1835 года долгое разбирательство закончилось. Все бывшие под судом лица во главе с Витбергом были признаны виновными «в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне». В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов. В том же 1835 году Витберга отправляют в ссылку в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить. В 1836 году он отправляется в ссылку под надзор полиции.
Возвращение в 1840-х годах из ссылки в Петербург обернулось для Витберга окончательной гибелью надежд на осуществление подвижнического труда почти всей жизни. В 1838 году прошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля, а 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона на месте Алексеевского монастыря. Последние 15 лет Александр Лаврентьевич Витберг занимался архитектурным трудом эпизодически и умер в 1855 году в нищете и безвестности.
Осуществление проекта А.Л. Витберга (содержание Комиссии, заготовление материалов, устройство судоходства по реке Москве, соединение рек, барки, строения, рабочие, провиант, больница и прочее) обошлось государству в 4 132 560 рублей 74 и 1/4 копеек ассигнациями. Но строительство храма Христа Спасителя оказалось не по силам александровской эпохе. Нужны были не только великие идеи, но и твердая власть с надежным аппаратом управления, привлекающая к работам профессиональных архитекторов и строителей. Таким зодчим оказался Константин Андреевич Тон, при котором создание храма стало поистине всенародным.
автор выражает благодарность авторам каталога
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА АРХИТЕКТУРЫ» 1911 СПБ
Взлет и падение Александра Витберга
Одним из самых известных вятских ссыльных долгие годы является Александр Витберг. Человек удивительной судьбы, он мог бы блистать славой своего уникального архитектурного таланта, но обстоятельства сложились, так что пять лет он провел в вятской ссылке. Жизнь этого человека разделилась на две части: до строительства храма Христа Спасителя и после. В настоящей публикации мы поговорим о судьбе архитектора, о его взлетах и падениях как творца и человека.
Карл Магнус Витберг родился 15 января 1787 года в Санкт-Петербурге в шведской семье. Его отец, Лоренц (на русский манер — Лаврентий) Витберг, шведский бюргер, переехал с женой в Россию в 1779 году. Здесь он обосновался в столице и устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка. Молодой Карл начал обучение в Горном корпусе, но в 1802 году он поступил в академию художеств. С первых лет обучения у мальчика проявляется тяга к индивидуальности: он не любит копировать картины, предпочитая делать эскизы с натуры. Здесь он познакомился с Александром Лабзиным, вице-президентом Академии, а позже вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», Мастером стула которой являлся Лабзин. Витберг поражал всех своим талантом: он получил все малые и большие золотые и серебряные награды академии. После этого Витберга назначили на должность помощника мастера русской живописи профессора Г. И. Угрюмова для обучения в натурном классе.
Храм Христа Спасителя
В 1813 году на время отпуска Витберг уехал в Москву, где занимался исполнением виньеток и картин на события 1812 года. Здесь он писал портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл познакомился со многими участниками тех событий и проникся идеей победы русского народа в кровавых битвах.
В 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году. Храм должен был увековечить великую победу русского народа в Отечественной войне, свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. Собственный замысел долго вынашивал и Витберг, который на тот момент не только был 28-летним начинающим художником, но даже толком не занимался зодчеством. Александр Герцен в «Былом и думах» описывал, как рождалась и разрабатывалась идея грандиозного проекта Витберга: «Восторженный, эксцентрический и преданный мистицизму артист читает манифест, читает вызовы — и бросает все свои занятия. Дни и ночи бродит он по улицам Петербурга, мучимый неотступной мыслию, она сильнее его, он запирается в своей комнате, берет карандаш и работает. Ни одному человеку не доверил артист своего замысла. После нескольких месяцев труда он едет в Москву изучать город, окрестности и снова работает, месяцы целые скрываясь от глаз и скрывая свой проект… Недели прошли, прежде чем император занялся планами. Это были сорок дней в пустыне, дни искуса, сомнений и мучительного ожидания».
На выставке «исполненный религиозной поэзии» проект никому не известного молодого архитектора Витберга (который, кстати, даже не был православным человеком на тот момент) поразил русского царя Александра I и выиграл первый приз. Сам монарх пригласил Карла к себе и после презентации проекта храма сказал: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-то был одушевлён ею и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить». В тот же день проект был утвержден и Витберг назначен архитектором храма и директором комиссии по строительству.
Коррупция, интриги, суд
Следует заметить, что перед началом строительства Витберг самостоятельно произвел точный экономический расчет и составил смету строительства, причем он подсчитал средства очень экономно и спланировал их рациональное освоение. Первые шаги в строительстве храма действительно были очень удачными, удалось нанять большее, чем планировалось, число рабочих за ту же цену, наладить поставку строительных материалов. Однако позднее в среде строителей и подрядчиков, которые непосредственно занимались строительными работами, началось злоупотребление и расхищение средств. Семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на возведение храма, расхищен. После смерти Александра I императором стал Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы работы остановили. Руководители строительства, в том числе и Витберг, были обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 году суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. У него конфисковали имущество, одновременно во время суда над Витбергом умерли его первая жена и отец. Некоторые современники считали наказание несправедливым: Герцен, например, полагал, что Витберга просто подставили матерые коррупционеры и нечистые на руку сановники. Казначей комиссии сооружения храма Христа Спасителя В. Берг указывал, что Витберг «оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку».
д/ф «Александр Витберг. Храм Христа Спасителя» (2016 г.)
Ссылка в Вятку. Друг Герцен
Поздней осенью 1835 года в Вятку прибыл ссыльный 48-летний одинокий больной человек, лишенный дворянского звания, имущества и права быть принятым на государственную службу. Жители города с большим интересом отнеслись к новому, столь необычному, человеку. Вятский мещанин Дмитрий Чарушин вспоминал, что «при появлении Витберга на улицах, прохожие останавливались и с любопытством его рассматривали, а купцы бросали лавки и выбегали посмотреть на знаменитого ссыльного». Неизвестно, как сложилась бы судьба Витберга в Вятке, если бы не встреча вскоре после его приезда с молодым Александром Герценом, тоже отбывавшим здесь ссылку. Несмотря на разницу в годах, равную четверти века, они быстро подружились и долго жили под одной крышей. Герцен стал для Витберга близким другом и товарищем. «Приезд сюда Витберга есть вещь для меня важная: он понимает всякий восторг, ценит всякое чувство, он артист в душе. Два года с половиной я провел с великим художником. близость Витберга была мне большим облегчением в Вятке. Он был чистых нравов, скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям, но его строгость ничего не отнимала от его аристократической натуры», — писал Герцен. Для Витберга Герцен в Вятке, без сомнения, был огромной моральной опорой и в значительной степени и материальной. Герцен постоянно поддерживал живущее в бедности большое семейство Витбергов. Приехавшая к мужу молодая жена Авдотья Викторовна привезла с собой грудного младенца и четверых старших детей Витберга от первого брака. В Вятке у супругов родилось еще трое: дочь и два сына.
«Вятская академия» Витберга
Настоящим центром притяжения для многих вятских людей была последняя квартира Витберга — нижний этаж в двухэтажном каменном доме купцов Аршауловых (Петровичей) на улице Владимирской возле бывшей Хлебной площади. Анатолий Гаврилович Тинский, большой знаток вятской архитектуры, на основе архивных документов доказал, что дом этот находился на углу современной улицы К. Маркса и Театральной площади. К сожалению, и это памятное место разрушено в 1967 г. при строительстве корпуса Политехнического университета. А когда-то свой дом Витберг с полным правом называл «Вятской академией». Дмитрий Чарушин, художник, который провел в этом доме не один год, занимаясь живописью под руководством хозяина, записал в своих воспоминаниях: «Дом Витберга в Вятке всегда был полон гостей, представительных особ, дам и кавалеров». По всей вероятности, добрый нрав Витберга, его необычайная одаренность и талантливость, его образованность и, может быть, слава знаменитого ссыльного притягивали к нему вятскую интеллигенцию. Дом Витберга был в Вятке местом, где собирались врачи, учителя, чиновники, купцы, ссыльные поляки, приходили губернатор и его семья. Обменивались новостями, играли в шахматы, музицировали. Жена Витберга и старшая дочь Вера давали здесь уроки музыки, а сам архитектор учил живописи вятскую молодежь. В доме самым частым и дорогим гостем был Александр Герцен. Он приходил ежедневно.
«Я у них часто слышал его оживленный и красноречивый, по временам шутливый разговор, во время завтрака и кофея слышавшийся в мастерской», где автор этих строк Дмитрий Чарушин писал портрет дочери Витберга Веры Александровны, сейчас хранящийся в Кировском художественном музее, доме, куда она сама могла войти хозяйкой. Владелец нашего дома купец Платон Репин, влюбленный в Веру, сватался к ней, но она предпочла чиновника Вятской удельной конторы Якова Голубева. Состоявшаяся помолвка, а затем и свадьба дочери 19 января 1840 года были радостными событиями в ряду однообразных грустных дней в жизни ссыльного человека. Душу его отогревал Александр Герцен. Он читал ему «Философические письма» Чаадаева, ему первому — накануне открытия Вятской публичной библиотеки — прочитал свою «Речь», ставшую впоследствии столь знаменитой. Витберг для друга, вдохновленный его идеями, спроектировал здание библиотеки, которое предполагалось построить в Вятке. Герцен навсегда запомнил Витберга, посвятил ему целую главу в «Былом и думах» и восхищался творческой натурой этого удивительного артиста, отмечал то нравственное влияние, которое Александр Лаврентьевич оказал на него в вятский период.
Вятские проекты: сад и собор
К чести вятского общества нужно сказать, что оно с уважением относилось к ссыльному архитектору, сумело оценить его талант и дало возможность для самореализации. В 1836 году Витбергу предложили составить проект ворот и решетки городского сада, названного в честь посетившего Вятку в 1824 году императора Александра I и открытого в день его рождения 30 августа 1835 года. Это единственное сооружение Витберга, к счастью, и сейчас украшает городской сад.
В 1824 г. в память пребывания императора горожане задумали соорудить храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Было решено строить храм посреди обширной Семеновской площади. Типовой проект, предложенный губернатором К. Я. Тюфяевым, был отвергнут вятским обществом; приняли решение строить храм большего размера и по особому, оригинальному авторскому плану. Городской голова В. К. Аршаулов внес на рассмотрение думы карандашный рисунок архитектора Витберга. Этот эскиз был единодушно и с восторгом принят. Попросили Витберга переложить рисунок в детальный проект. Идея о сооружении нового храма в память императора Александра была принята Витбергом с большим воодушевлением, архитектор по праву считал покойного государя своим другом и покровителем. 28 октября 1839 года Витберг сообщил комитету, что чертежи плана, фасада и разреза храма готовы. Комитет рассмотрел эти чертежи и 8 марта благодарил архитектора в самых лестных выражениях за его труды. Затем проект был одобрен Св. Синодом и Главным управлением путей сообщения. 30 августа 1839 года преосвященным Неофитом, епископом Вятским, совершена была торжественная закладка храма. Все городское общество радовалось и ликовало. Лишь только Витберг стоял мрачный и по воспоминаниям очевидцев, даже горько плакал на церемонии. Он вспоминал, что когда-то все это уже было с ним, и заложен был прекрасный собор, но он так и не достроил свое московское детище. Увы, но и Александро-Невский собор зодчий тоже не увидел. К моменту его постройки (1864 год) Александр Лаврентьевич был уже мертв. Примечательно, что работал над чертежами Александро-Невского собора Витберг совершенно бесплатно. В сооружении храма проявился весь гений Витберга, все его нераскрытые и невоплощенные до тех пор способности архитектора и художника: огромное строение, высотой в 50 метров, гордо поднимало над городом и его окрестностями массивный 18-метровый купол. Сквозь многочисленные окна барабана в богато украшенный интерьер лились потоки света, создавая ощущение ликующей радости — радости жизни и творчества. Собор явился подлинным украшением города. Современники и потомки так и называли его по имени автора — Витберговским.
Конец вятской ссылки, но не конец связи с Вяткой
В августе 1840 года после 5-летней жизни в Вятке Витберг покинул город, получив разрешение возвратиться из ссылки. Витберг приехал в Вятку огорченным, расстроенным, обиженным, но не сломленным. Он верил, что его снова вызовут в Москву и он продолжит дорогую и любимую работу — сооружение храма Христа Спасителя. Потому в Вятке, по словам Герцена, «Витберг всякий день несколько часов посвящал храму, развертывал старый проект, исправлял и совершенствовал его. Он жил в нем. Он не верил, что его не будут строить. Нельзя сказать, чтобы он легко сдался, он отчаянно боролся, но тут он разглядел, что все кончено. Витберг седел, старел, старел не по дням, а по часам. Когда я его оставил в Вятке через два года, он был десятью годами старше. » В Вятке Витберг снова стал творить, но главная идея его жизни — строительство собора в Москве — все так же не была воплощена. Это, безусловно, надломило психику архитектора.
Обремененный семейством, в котором было уже 12 детей, домашними заботами, будучи уже в преклонном возрасте, с подорванным ссылкой здоровьем, забытый в архитектурных и придворных кругах, живя в Петербурге еще 15 лет, он не имел заказов, его талант не был востребован обществом, а посему, как написал посетивший его в те годы Герцен, «он ждал смерти. ». Поэтому с полным правом можно сказать, что Вятка, где ссыльный Александр Витберг провел долгих пять лет, стала для него счастливым местом, здесь случился последний взлет его таланта. Вятчане помнили Витберга, и еще долго в его жизни не остывал вятский след. Ученик Витберга Дмитрий Чарушин, поступивший в 1851 году в Академию художеств, почти неотступно в течение нескольких лет находился при угасающем мастере. В 1854 году в доме Витберга случился пожар, и Чарушин, рискуя жизнью, вынес из огня на руках разбитого параличом учителя. Он же — Чарушин — сделал посмертный портрет Александра Лаврентьевича. Вятский купец, член комитета Александровского собора П. И. Репин за свой счет похоронил архитектора в Петербурге на Волковском кладбище среди вятчан. Благодарные жители Вятки не забыли великого гения.
Смерть архитектора и память о творце
В советское время в Кирове был уничтожен Александро-Невский собор. Последние лет 20 одной из наиболее обсуждаемых тем устойчиво является вопрос о восстановлении разрушенного в 1937 г. храма. К детищу ссыльного архитектора Александра Витберга очень многие неравнодушны, и за последние несколько лет каких только сентенций по поводу «возвращения» храма не появлялось в общественном поле: от сноса Филармонии, стоящей на его месте, до переноса собора в район Вересников. И по сей день воссоздание храма остается всего лишь мечтой. Однако пока в Вятке все еще думают над восстановлением собора, в столице Чечни совсем внезапно взяли и реанимировали детище Витберга. В 2014 г. в Грозном по эскизу Витберга, датируемому 1817 годом, построен «Дом приемов». На сайте правительства Чеченской Республики указано, что «проект создан с использованием сочетания старинных и новейших строительных технологий». По словам Апти Алаудинова, назначенного президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым куратором строительства, это сооружение составит гордость не только Грозного, но и всей России. «Здесь предусмотрен очень величественный главный театральный зал с прекрасной акустикой, которая не будет уступать по совершенству знаменитому театру «Ла Скала»». Дом приемов предназначен для различных публичных мероприятий — правительственных приемов, награждений деятелей культуры, балов, банкетов. Вот так забытый всеми Витберг возвращается — правда, не в Вятке, так в Грозном. Наверное, в этом и заключается величие творческих людей — их наследие и идеи живут вечно и воплощаются иногда в самые необыкновенные задумки в самых потрясающих воображение местах. Что касается Вятки, то в 2013 – 2014 гг. был восстановлен знаменитый «Дом Витберга», а перед ним поставлен бюст архитектору.