витраж в готическом соборе

Витражи готических соборов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Витраж – это вид монументального искусства, произведение декоративного искусства из цветного стекла.

На протяжении нескольких тысячелетий, это определение было применено только к окнам церквей, мечетей и другим значимым зданиям.

Витраж

Техника витража была известна в древности, но была широко распространена в начале Средневековья, и переросла в готическое искусство.

В качестве материала использовали стекло, которое было окрашено, с добавлением соли во время изготовления. В витражах, маленькие кусочки стекол располагаются в форме рисунков или изображений, и скрепляются (традиционно) полосками свинца, удерживаясь с помощью жесткой рамы. Расписные детали и желтый краситель часто используются для повышения эстетического восприятия.

Витражное искусство и ремесло, требует художественного мастерства, для представления соответствующей конструкции, а также необходимы инженерные навыки, чтобы собрать все части в единое целое. Окно должно плотно прилегать в пространстве, для которого оно изготовлено, должно выдерживать ветер и дождь, а также, должно поддерживать свой собственный вес. Большое число окон выдержало испытание временем и в значительной степени остаются нетронутыми с конца эпохи средневековья. В Западной Европе они составляют основную форму изобразительного искусства.

Конструкция окна может быть абстрактная или иметь определенный образ; может включать в себя описание, извлеченное из Библии, истории или литературы; может изображать святых или покровителей, или использовать символические мотивы, в частности гербы. Окна в зданиях могут принадлежать определенной тематике, например: в церкви – они показывают эпизоды из жизни Христа; в здании парламента – изображаются щиты избирательных округов; в колледже – можно увидеть фигуры, которые символизируют науку и искусство; в жилых домах – изображают флору, фауну или пейзаж.

Готовые работы на аналогичную тему

Место витража в пространстве готических соборов

Готический собор был одним из самых внушающих достижений средневековой технологии.

Готические витражи в храме были своего рода аналогом православных икон: это были изображения, которые способствовали созданию особого религиозного чувства. Структура готических окон разработана с использованием простых решений до очень богатых и декоративных скульптурных конструкций. Окна были очень часто заполнены витражами, с помощью которых свет внутри здания меняется и создает определенную святую атмосферу.

В период поздней готики витраж начинают использовать не только в соборах. Например, рядом с собором начинают возводиться ратуши, которые определяют собой символ города. Следовательно, еще в период своего реального исторического существования готический витраж перешел в интерьер общественных заведений и жилых пространств, где его успешно применяют и в наше время.

Примеры использования витражей

Можно перечислять много различных зданий, которые в своем строении использовали витражи. Некоторые из них:

В дополнение к христианской церкви, витражи использовались в еврейской архитектуре храма в течение многих столетий.

Витраж зачастую используется в качестве декоративного элемента в общественных зданиях, первоначально в местах обучения, в зданиях правительства, но все чаще и в других общественных и коммерческих местах, к примеру, в банках, розничных торговых местах и на железнодорожных вокзалах.

Источник

Готические витражи

витраж в готическом соборе

Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов, церквей и богатых особняков.

Исторические предпосылки

Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами. Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.

Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.

витраж в готическом соборе

Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.

витраж в готическом соборе

Ценность витражей для культовых сооружений

Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света. Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой. А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.

А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.

По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:

Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.

Уже в XIV столетии этот стиль уверенно завоевал практически всю Европу, и появилось понятие, которое сегодня называют интернациональная готика. Искусство изготовления витражей достигло своего апогея. Кроме религиозных и рыцарских сюжетов, а также, картин сотворения мира, в стеклянных картинах появилась светская тематика, а витражные окна стали обычным элементом в домах богатых европейцев. Также, нашли распространение и внутренние витражи — в перегородках, нишах, в качестве накладных плафонов с подсветкой.

витраж в готическом соборе

Современные готические витражи на заказ

В современных интерьерах готика также достаточно востребована — романтические сценки, рыцарские турниры, старинная архитектура, мистические сюжеты — такие витражи станут изюминкой и в солидном частном доме, и в заведении, оформленном соответствующим образом.

Готика в интерьере требует соответствия и других элементов дизайна. Во-первых, нужны большие по площади окна — высокие и широкие, стремящиеся ввысь, сложные по композиции своды в помещениях, каменные или грубые деревянные полы, богатая, искусственно состаренная мебель. Именно в таком окружении легкие и невероятно привлекательные витражи будут смотреться потрясающе и создадут эффектное световое и колористическое решение.

Наиболее подходящая технология изготовления готических витражей — Тиффани, позволяющая безупречно воплотить любую, даже очень сложную идею. Если вы желаете оформить свой дом, ресторан, клуб или другое заведение в презентабельном готическом стиле, компания «Стеклянный Дилижанс» создаст для вас эксклюзивные витражи, соответствующие стилевым особенностям и вашим пожеланиям. Для наших мастеров нет ничего невозможного.

Примеры, как может выглядеть интерьер с витражами — в фотогалерее.

Источник

Витражи в готических соборах

витраж в готическом соборе

На протяжении достаточно длительного времени витражное искусство использовалось только для оформления церквей, монастырей, соборов и других религиозных сооружений. Техника изготовления витражей была известна еще в древности, но развитие получила с распространением христианства, в раннем Средневековье и постепенно переросла в искусство, тесно связанное с готикой.

Для витражей использовалось специальное стекло, которое окрашивалось еще на этапе производства с помощью особых пигментов и солей. Рисунок формировался из маленьких кусочков, которые скреплялись между собой с помощью свинцового переплета.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Витражи могут иметь абстрактную конструкцию, но в средневековье в 99% случаев на них изображали библейские сцены, христианских святых, писания из Библии. Также было популярно изображать на витражах геральдические элементы. Мотив зависел от того, где планировался устанавливать витраж: если в соборах, то доминировала религиозная тематика, а для мирских зданий использовалась светская тематика.

Место витражей в пространстве готических соборов

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Примеры использования витражей

В позднеготический период витражи начинают использовать для украшения не только храмов, но и светских зданий. К примеру, очень часто ими украшали окна городской ратуши, чтобы создать единую композицию с центральным собором, расположенным неподалеку. Поэтому к данному периоду от чисто религиозного элемента витраж постепенно переходит в интерьер общественных зданий и применяется там до сих пор.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

витраж в готическом соборе

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

витраж в готическом соборе

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

витраж в готическом соборе

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

витраж в готическом соборе

Принимаем к оплате витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе витраж в готическом соборе

Источник

Готический витраж в Западной Европе

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после. [myline]Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.[/myline] Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

витраж в готическом соборе Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, — например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.[myline] Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.[/myline]

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

витраж в готическом соборе Источник: pixabay.com

А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали. [myquotes]Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой. Тона меняются так, словно это три различные краски[/myquotes] Так писал Теофил в своем трактате «Записка о разных искусствах». После росписи витражи обжигали в печи, в результате чего краски намертво вплавлялись в стекло.

витраж в готическом соборе Источник: pixabay.com

В XIV веке витраж обогатился новыми оттенками, в первую очередь желтым цветом, вследствие изобретения новой техники покрытия стекла окислами серебра. Вместе с тем число свинцовых перемычек между стеклами сократилось, за счет чего рисунок стал выглядеть более целостным. Вы видите, к чему вели эти тенденции? Да-да, витражи все больше становились похожи на традиционную живопись, чтобы к началу эпохи Возрождения превратиться в настоящие картины на стекле.

Готические витражи вносят в пространство собора элемент сказки, чуда и таинства, а разве не это было целью их создателей? К сожалению, с окончанием готической эпохи витраж приходил в упадок. Вспомнили о нем только в начале XIX века – сначала англичанин У. Моррис, вместе с членами движения «Искусств и ремесел» воссоздавший утерянную технику изготовления готических витражей. Постепенно интерес к витражу вернулся, и сегодня его производят даже крупные промышленные фирмы, такие как, например, ювелирный дом Тиффани.

витраж в готическом соборе Источник: pixabay.com

Источник

10 лучших готических витражей в соборах Европы с описанием, XII-XVI вв.

Мы собрали для вас подборку 10 наиболее известных и знаменитых готических витражей католических соборов и церквей Европы. Позиции в рейтинге не означают, что какие-то работы лучше или хуже, мы постарались собрать витражи разных времён и разных стран, начиная от раннего средневековья и закачивая XVI веком. Естественно, что витражное искусство не ограничивается этим коротким периодом, он касается только классической средневековой готики. Большая часть работ относятся к Франции и Англии – две страны, которые были законодателями стиля в католическом мире.

Мнение нашей редакции безусловно субъективно, но мы считаем, что представленный обзор в наибольшей степени отражает историю развития церковных готических витражей Европы. Если вас интересует данная тема, то обязательно посмотрите обзорную статью о готических витражах с классификацией их разновидностей. Также, советуем обратить внимание на другой рейтинг, опубликованный на нашем сайте, 10 исторических витражей по версии Би-Би-Си, он включает не только готические работы.

По его словам, это похоже на то, как католики пережили саму Церковь. «Только изнутри, на основании опыта веры и церковной жизни, мы видим Церковь такой, какая она есть на самом деле: наполненная благодатью, сияющая красотой, украшенная множеством даров Духа. Отсюда следует, что мы, живущие благодатной жизнью в церковном общении, призваны вовлечь всех людей в эту тайну света».

1. Богоматерь с младенцем в Шартрском соборе, Окно голубой девы, XII в.

Французский город Шартр в XII-XIII веках был одним из центров витражного искусства в Европе, здесь находились крупнейшие стекольные мастерские. Поэтому, при возведении главного городского собора были использованы все передовые технологии того времени. Шартрский собор обладает одной из лучших коллекций витражей периода ранней и зрелой готики.

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

По звучности и насыщенности цветовой гаммы – это великое произведение живописи, в котором цвет явился решающим средством художественного выражения. Некоторые искусствоведы считают этот витраж лучшим произведением искусства XII века.

2. Библия бедняков, Кентерберийский собор, Англия, XIII в.

Кентерберийский собор – первая крупная готическая постройка в Англии. Здесь находится знаменитый витраж, название которого стало нарицательным для средневековых сюжетных витражей. «Библия бедняков» («Poor man’s bible») означает, что люди, не умеющие читать, могут познакомиться с содержанием Библии изучая изображения на окне. Каждая сцена (каждый медальон) посвящён какой-то истории из Ветхого или Нового завета.

витраж в готическом соборе

Окно состоит из трех столбцов с 7 уровнями, каждая сцена чередуется между круглым и квадратным обрамлением. Каждый уровень относится к какой-то конкретной теме. В центральной колонке показаны сцены из Нового Завета, в то время как сцены с обеих сторон иллюстрируют Ветхий Завет.

витраж в готическом соборе

Пример сцены: верхняя центральная сцена показывает трех мудрецов в широких брюках, что указывает на то, что они с Востока, верхом на лошади и указывая на звезду над их головами. Этот рисунок изображает странников, увидевших Вифлеемскую звезду, которая предвещает рождение Иисуса Христа.

В XIX веке была проведена реставрация витража и утраченные сюжеты (нижнего уровня) были заменены другими. Изначально, в Соборе находилось несколько окон в одном стиле, в результате, их совместили.

3. Добрый Самаритянин, Шартрский собор, XIII в.

Есть несколько витражных сюжетов, которые были наиболее популярны в католической церкви средних веков и демонстрировались в большом количестве готических соборов разных городов. Один из таких сюжетов – «Притча о добром самаритянине». Если на окне «Библия бедняков» было показано множество сцен из разных глав Библии, то здесь подробно разбирается одна история, а также даются иллюстрированные комментарии. Притча сравнивается с историей изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Подробнее узнать об этом вы можете на странице: Полная расшифровка витража о Добром самаритянине. В статье мы разбираем каждую сцену и её теологическое значение.

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

Краткий пересказ притчи о добром самаритянине (другие названия: о добром самарянине, о милосердном самаритянине): Фарисей спросил Иисуса о том, кто является ему ближним, которого нужно возлюбить. Иисус рассказал притчу о человеке, ограбленном разбойниками. Раненый человек лежал на дороге, и никто не остановился и не помог ему. Только самарянин перевязал его раны и отвез в гостиницу. Самарянин оплатил расходы на лечение и содержание человека. Именно он оказался самым ближним для раненого путника.

4. Окно пяти сестёр, Йоркский собор, XIII

Самый знаменитый орнаментальный витраж средневековой готики, который не имеет сюжета – это «Окно пяти сестёр». Такое название дал Чарльз Диккенс в XIX веке.

Окно «Пять сестер» возвышается над северным трансептом Йоркского собора. Трансепты и переходы теперь составляют самую старую часть нынешнего собора и построены в раннеанглийском стиле. Окно было завершено к 1260 году и является самым старым сохранившимся окном в Соборе. Также говорят, что это самая крупная композиция из стекла гризайль в мире (стекло, обработанное составом с серебром методом травления). Композиция состоит из пяти рам, каждая размером, примерно 16 на 1,5 метра, и тринадцати отсеков с орнаментами. Узоры немного отличаются друг от друга, если смотреть по вертикали.

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

Во время первой мировой войны витражи были демонтированы, чтобы уберечь их от авианалётов; восстановлено и повторно освящено между 1923 и 1925 годами. После войны окна долго не восстанавливали, у Собора не было денег на реставрационные работы, тогда в 1922 году миссис Хелен Литтл и миссис Эдвин Грей инициировали сбор пожертвований на реставрацию. Было собрано 3500 фунтов стерлингов и работа была выполнена. Но самое интересное, то, что после повторного освящения было решено посвятить витражи женщинам, погибшим в войне.

5. Витраж роза-апокалипсис в Капелле Сент Шапель, XV в.

Часовня Сент-Шапель – небольшая постройка, предназначенная для хранения священных христианских реликвий, привезённых из крестовых походов. Значение этого здание для архитектуры огромно, здесь было впервые применено сплошное остекление: все стены состоят из витражных полотен.

Круглые окна-розы – главные витражные окна французских соборов их оформлению всегда уделялось особое внимание. Витраж роза-апокалипсис в Сент-Шапель был создан только спустя 300 лет после завершения основного здания. К тому моменту витражные технологии позволяли тонко прорабатывать детали изображений.

витраж в готическом соборе

Витражная композиция посвящена сюжетам из книги «Откровения Иоанна Богослова», которую также называют «Апокалипсис». Мы подробно разбираем все сцены витража в отдельной статье: Расшифровка розы-апокалипсис в Сент-Шапель.

6. Древо Иессеево, Церковь Св. Марии Магдалины в Труа, XVI в.

Церковь Святой Марии Магдалины в Труа – шедевр французской готики позднего периода (пламенеющий стиль), она особенно интересена витражами, созданными в XVI веке.

Витражная композиция «Древо Иессеево» одна из самых популярных в готических соборах. Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Тема очень популярна в христианском искусстве, она подчёркивает преемственность Нового Завета Ветхому.

Смотрите аналогичную работу: Роза «Древо Иессеево» в Сен-Дени, опубликовано в рейтинге лучших витражей-роз.

витраж в готическом соборе

Поздний период развития витражного искусства характеризуется тщательно проработанными художественными изображениями. К XV веку технологии витражной росписи достигли пика своего развития. Композиции стали представлять собой не столько мозаику из цветных стёклышек, сколько картину, нарисованную на стекле.

витраж в готическом соборе

Данный витраж интересен тем, что школа мастеров в городе Сансе отличалась особым мастерством. Их красочные витражи могут напомнить современному зрителю мультфильмы. К сожалению, такой стиль просуществовал не долго и уступил место реалистичной станковой живописи и настенным росписям.

7. Большое восточное окно в Эксетерском соборе, XIV-XX вв.

Если во французской готике принято украшать здание круглыми окнами-розами, то англичане розы почти не использовали. В соборах Британии с каждой стороны здания имеется Большое окно (иногда называют Великое).

Большое окно Эксетерского собора имеет невероятную историю (см. краткое описание Собора в Эксетере). До сих пор искусствоведы защищают диссертации и пишут книги по его истории. Оно переделывалось и разрушалось столько раз, что по его прошлому, можно изучать витражное искусство Англии.

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

Краткая история витражей Большого восточного окна.

В 1380 году окно было полностью переделано в новом перпендикулярном стиле. Вероятно, первая конструкция оказалась непрочной и потребовала замены. Таким образом, Восточное окно стало радикально отличаться от остальных окон Собора. При этом часть витражей сохранилось от старого окна, а другая часть была изготовлена заново в другом стиле. В 1530-е годы была проведена церковная реформа и витражи были разбиты, как признак идолопоклонства (с точки зрения сторонников новой веры), но осколки были сохранены служителями Собора.

витраж в готическом соборе

В 1750 году началась повторная реставрация, которая была проведена с использованием сохранившихся панелей, но витражи были снова существенно переработаны. Также добавилось несколько современных работ. В период 1884-1896 известный стекольщик Фредерик Дрейк проводит ещё оду реставрацию, желая придать витражам первоначальный вид. В конце XX века была проведена последняя реставрация. В итоге, Восточное окно представляет собой сборник витражей совершенно разных эпох. На фото (выше) цветом отмечены витражи разных периодов.

8. Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.

Южная роза Собора в Сансе изображает Страшный суд и житие святого Стефана. Эта большая стеклянная конструкция высотой шестнадцать метров, работа мастеров Варина, Веррата и Годона, датируется 1502 годом и выполнена в позднем французском стиле «пламенной готики».

витраж в готическом соборе

Нижняя часть розы в первую очередь привлекает внимание посетителя: мы видим мертвых, выходящих из своих гробниц, а также красных, синих и зеленых демонов, поддерживающих кипящий котел, в котором жарятся грешники.

витраж в готическом соборе

витраж в готическом соборе

9. Окно Вольхамеров – «Мистический брак Екатерины», Церковь Св. Лоренца в Нюрнберге, 1481 г.

Невозможно, составляя рейтинг лучших витражей Европы, пройти мимо немецкой готической школы. В XV-XVI веках именно в германоязычных землях искусство росписи по стеклу достигло наивысшей точки, по сравнению с другими странами. Стилистическое отличие немецких и фламандских работ заключалось в высочайшей степени реалистичности, окна в соборах выглядели как живописные полотна.

Ведущим представителем этого нового стиля был мастер Петер Геммель, руководивший мастерской в Андлау. Его произведения настолько пришлись по вкусу современникам, что на четыре года Геммелю пришлось объединить под своим началом еще четыре мастерские: только так удавалось справляться с большим количеством заказов.

витраж в готическом соборе

В 1481 году Геммель создал великолепный цикл витражей для капеллы семейства Волькамеров (Фольккамеров) в хоре нюрнбергской церкви Святого Лоренца. Капелла названа именем семьи, главного спонсора строительства, соответственно главный витраж называется «Окно Волькамеров».

витраж в готическом соборе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *