витражи собора парижской богоматери
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Собор Богоматери в Париже
Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris) — это прекрасный, известный во всем мире католический храм, расположенный в самом центре Парижа. Нотр — Дам де Пари является одним из самых узнаваемых символов столицы Франции.
Собор расположен на востоке острова Сите. Стилистика архитектуры собора поражает своей двойственностью: с одной стороны — ярко выражена мощная энергетика романского стиля, и с другой стороны — используются новые веяния в архитектуре того времени — готический стиль, который придает собору остроугольные вытянутые формы, подчеркивая простоту и изящество конструкции.
Характерные особенности.
Собор Парижской Богоматери поражает своими размерами и величием. Так, длина сооружения составляет 130 метров, высота храма достигает 35 метров, а ширина здания равно 48 метров. При этом поражают размеры одного из колоколов — вес колокола Эммануэль, расположенного в южной башне, составляет целых 13 тонн, а вес только одного языка этого колокола равен 0,5 тонны.
Экстерьер сооружения отличается мощностью и величием. По вертикали он разделен пилястрами на три части, а в горизонтальном направлении — на три яруса галерей. В самом нижнем ярусе храма расположены три глубоких портала:
Во внутреннем оформлении собора настенная живопись не используется. Практически единственным цветным украшением интерьера собора являются витражные окна, поражающие своей красотой и великолепием. Они отбрасывали разноцветные блики от солнечного света, и наполняли собор фантастическим, божественно красивым освещением.
В соборе проводятся богослужения, на которые собирается все население города. В нем проводятся торжественные церемонии, разыгрываются мистерии — предшественники театрализованных зрелищ. заключаются торговые договора и даже читаются лекции студентам. В Парижском соборе заседали Генеральные штаты — первый французский парламент.
В 1163 году на острове Сите в историческом центре Парижа король Людовик IX заложил основу нового собора французской столицы — Нотр — Дам де Пари — Собор Парижской Богоматери. Его строительство продолжалось в несколько этапов, с 1163 года по 1345 год;
Таким образом, строительство собора продолжалось вплоть до XIV века. Величественно возвышаются над площадью могучие башни — невысокие бефруа, украшенные шпилем. Ниже расположен верхний ярус собора из прозрачного кружева декоративной аркады, еще ниже — средний ярус с огромны круглым окном — » розой».
Витражи собора.
Витраж » Северная роза» был остеклен в 1255 году, и по своему диаметру достигает около 13 метров. Это великолепное огромное витражное окно поражало своей красотой и отлично подобранной цветовой гаммой. В центре витража — изображение Богоматери с Младенцем, окруженное восьмью лепестками. Наружная сторона витража » Северной розы» довольно неплохо сохранилась, потому что была менее подвержена температурным и атмосферным воздействиям.
Витраж » Южная роза» был создан в 1260 году. В диаметре витраж также достигает практически 13 метров и состоит из 85 отдельных витражных панно, выполненных из фрагментов. Снаружи витражное окно выполнено в виде узорчатой решетки, изображающей собой цветок. Однако внешняя часть подверглась воздействию атмосферных явлений и поэтому ее реставрировали уже в наши дни.
Под ними расположена так называемая » Галерея Королей», на которой расположены 28 статуй, изображающих древних иудейских королей. Внизу широко раскрываются двойные дверные входы, перспективные порталы, украшенные резным орнаментом и скульптурами. Изогнутые дуги стрельчатых арок исполнены динамического напряжения.
Собор построен из камня серовато — желтого цвета. Внутри собора — торжественный полумрак. Сквозь огромные резные окна, украшенные витражами, проникает солнечный свет, окрашенный в разные цвета. Интерьер собора поражает изысканностью и великолепием. Там происходят богослужения.
Огромные тонкие ребра с трех сторон окружили сооружение. Центральный неф завершается высокой двускатной крышей, покрытой позеленевшей медью. Это величественное сооружение в готическом стиле и на сегодняшний день поражает своей красотой.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи. Это и витражи высоких стрельчатых окон, и окна-розы.
Там лап ленивых плавное движенье
Рождает страшный тишины раскат,
Но вот одна из кошек, взяв мишенью
Блуждающий по ней тревожно взгляд,
И взгляд, затянутый в водоворот
Зрачка, захлебываясь и кружась,
Ко дну навстречу гибели идет,
Когда притворно спящий глаз, на миг
Открывшись, вновь смыкается поспешно,
Чтоб жертву в недрах утопить своих:
Вот так соборов окна-розы встарь,
Взяв сердце чье-нибудь из тьмы кромешной,
Его бросали богу на алтарь.
Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. В Соборе Парижской Богоматери они огромные (13 метров в диаметре, самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Использованы материалы Википедии.
Рубрики: | Города мира Религия Дальние страны Достопримечательности |
Метки: готика витражи франция париж собор парижской богоматери
Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям
Витражи Нотр-Дам-де-Пари
Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.
Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.
Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.
Как появились витражи в готических храмах?
Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.
Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла.
Средневековое искусство витража
Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.
Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:
Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.
Витражи Нотр-Дам-де-Пари
Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.
Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.
Западная роза
Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.
Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.
Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.
Южная роза
Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.
Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.
Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.
В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.
Северная роза
Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.
Чудеса реставрации
Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виоле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.
Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.
Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!
Мои впечатления от посещения собора не были восторженными.Возможно потому,что внутри велись работы и показалось очень темно.К тому же огромное количество туристов не дало возможности рассмотреть всё более внимательно.
Но архитектура здания и его внешнее оформление поразили своей красотой и торжественностью.
Собор Парижской Богоматери расположен в восточной части острова Сите.На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Строительство завершилось в 1345 году, за 170 лет романский стиль уступил место первенства готическому, что не могло не отразиться в облике Нотр-Дама де Пари, стены собора украсила своеобразная игра контуров и теней, и ему не было аналогов во всем мире.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор стал центром всех значимых событий страны. 18 августа 1572 года в соборе состоялось венчание Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским. Но поскольку Генрих был гугенотом, то в собор его не пустили и поэтому всю церемонию он находился за дверями здания, а невеста, старалась запомнить всю церемонию, чтобы потом передать ее супругу.
Спустя 6 дней после этого странного бракосочетания, гугеноты были перерезаны католиками при «Варфоломеевкой ночи». Через несколько десятков лет Генрих Наваррский произнес, ставшую позже крылатую фразу, «Париж стоит мессы» и перешел в католичество, и стал королем Франции.
2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери был коронован Наполеон Бонапарт, а после в его честь здесь служили молебны, после его побед под Аустерлицем, при Смоленске.
Но собор не всегда был в почете. В XVII в. При царствовании Людовика XIV гробницы и витражи собора были разрушены. Во времена французской революции Конвент планировал стереть с земли великий Нотр-Дам, революционное правительство поставило условия для парижан, собрать «энную сумму» в помощь революции, и тогда собор будет спасен.
Деньги были собраны, но это якобинцы не сдержали свое обещание до конца. Колокола собора были переплавлены в пушки, гробницы и надгробные плиты были перелиты в пули и картели. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей были снесены головы. В соборе был оборудован винный склад. И только после термидорианского переворота собор был снова передан церкви. Но он находился в очень плачевном состоянии.
Очень интересная история этих статуй.В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена.
Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом
Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.
В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и как в любом готическом храме здесь нет настенной живописи. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками. Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.
Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879) Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь
Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари.
Кто хоть раз видел собор не мог не обратить внимания на множество фигур на соборе. Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?
Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания.
На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами.
И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.
Одна из самых известных химер Нотр-Дама – это Стрикс.
Это ночной демон, напоминающий собой полуженщину-полуптицу, которая испускала ночью пронзительный крик, питалась кровью новорожденных, похищавшая младенцев в своих когтистых лапах.
А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.
С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион вИерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить.
В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.
Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с дверями перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать двери, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.
Двери для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на дверях не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.
Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.
La vue Parisienne
Page Summary
Готика
« previous entry | next entry »
Aug. 23rd, 2020 | 07:12 pm
Четыре самых известных готических собора Франции.
Амьенская готика
Интерьер собора
В центре нефа на полу выложен лабиринт, который паломники проползали на коленях. Подобные лабиринты существовали и в других средневековых соборах, в частности в Шартре и в Реймсе.
Главной реликвией, хранящейся в амьенском соборе, является часть головы Иоанна Крестителя, которую в 1206 году привез из Константинополя один из местных крестоносцев.
В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое подтвердило ее древность и не нашло противоречий с легендой об Иоанне. На черепе виден след от удара, который царица Иродиада по преданию нанесла кинжалом уже отрубленной голове.
Страсти по Иоанну
Справа налево:
— Иоанн обвиняет царя Ирода в прелюбодеянии с Иродиадой, женой его брата; арест Иоанна
— После танца Саломеи, дочери Иродиады, царь Ирод обещает исполнить любое желание Саломеи
— Иродиада подговаривает Саломею, и та требует в награду голову Иоанна
— Иродиада в ярости пронзает голову Иоанна кинжалом
Амьен. Город и собор
Закатный свет Шартра
Считается, что именно в Шартрском соборе были сделаны первые круглые резные окна в трансепте (поперечном объеме), которые потом стали называть «розами» и сооружать во многих готических храмах. Коллекция средневековых витражей Нотр Дам де Шартр является абсолютно уникальной: это единственный собор, почти в целости сохранивший свои витражи с XII-XIV веков, а секрет их глубокого ярко-синего и ярко-красного цветов до сих пор так и не разгадан.
Витражи Шартрского собора
Шартрский собор был первым во Франции, освященном во имя Богоматери. Но среди многочисленных фигур святых на порталах и стенах собора находятся и совершенно необычные персонажи, показывающие отношение древних строителей не только к религии, но также к науке и точному знанию.
Аристотель (слева) и Пифагор (справа) на Королевском портале собора.
Левая башня собора открыта для туристов. Ее верхняя часть является настоящим музеем резного камня под открытым небом. Посещение этой башни произвело на меня даже большее впечатление, чем подъем на парижский Нотр Дам.
Кружева пламенеющей готики
Шартрский собор построен на высоком берегу реки Эр, он виден не только из любой точки города, но из его окрестностей, придавая панорамам Шартра неповторимый и запоминающийся облик.
Шартр. Собор в городской среде
Ночной Нотр Дам
Строительство собора началось в 1163 году и в основном закончилось к XIV веке. При этом фасад и башни Нотр Дама были завершены уже к 1250 году, в это же время был построен и большой шпиль на крыше.
Во время Французской революции в конце XVIII века собор был изуродован и объявлен «Храмом разума», что правда не помешало Наполеону вскоре короноваться здесь в качестве французского императора. Но после низвержения Наполеона Нотр Дам постепенно пришел в запустение, его даже хотели снести. Потребовался гений Виктора Гюго, написавшего роман «Собор Парижской Богоматери», чтобы в 1840х годах начались реставрационные работы, во время которых были восстановлены утраченные скульптуры и сооружен новый шпиль взамен снесенного революцией.
Порождения света и тени
За средневековыми оригиналами лучше идти к центральным порталам, где можно не торопясь вкусить прелесть готической скульптуры.
Первородный грех. Деталь главного портала
Витражи собора Парижской богоматери изысканы и многообразны, они создают атмосферу таинства и приобщения к истории. Однако большинство из них созданы во время реставраций XIX-XX веков. Лишь три большие розы сохранились со времен постройки собора, одна из них, Северная, по преданию была заказана королем Людовиком XII.
Северная роза Нотр Дама
После пожара 2019 года шпиля у собора Парижской богоматери больше нет. Вряд ли его восстановят за обещанные Макроном десять лет, но хочется надеяться, что он появится быстрее, чем через полвека, потребовавшихся для залечивания ран от революции 1789 года.
Париж, Нотр Дам до пожара.
Реймс, собор Богоматери.
На мой взгляд, это самый прекрасный готический собор Франции, а может быть и всего мира. Нигде больше нет такой гармонии, соразмерности, чистоты стиля. Хотя строился собор достаточно долго: он был заложен в 1208 году, а завешен в основном только к 1311 году. При этом башни главного фасада достраивались еще почти полтора века, а планировавшиеся шпили так никогда и не были реализованы.
Портал Страстей Господних
В отличие от других соборов, в Реймсе и фасад, и башни, и порталы образуют единое архитектурное целое. Здесь преобладают вертикали, всё тут устремлено ввысь, стрельчатые завершения порталов как бы продолжаются аналогичными формами вытянутых окон, арок, линий скульптур.
Фрагмент портала Страшного суда на северной стороне собора.
Интересно, что безвестный скульптор не побоялся выстроить в очередь к кипящему котлу все сословия: и короля, и священника, и монаха, и простолюдинов.
Центральный неф собора.
Реймс. Дорога к Храму.