витражи в соборах средневековья
Витраж — «окно в небеса»
«Свет есть главное украшение здания.»
Томас Фуллер
Человечество использует стекло уже несколько тысячелетий. Сначала людям было доступно лишь природное стекло, например вулканическое (обсидиан). Но с течением времени его научились изготавливать искусственно; где именно это произошло — достоверно не известно. «Родиной» стекла называют Финикию, Древний Египет, государства Двуречья. А в эпоху Средневековья стеклянные витражи (от лат. vitrum — «стекло») становятся неотъемлемой частью культуры и искусства, в первую очередь — храмового.
«Дела давно минувших дней»
Когда появился витраж в его нынешнем понимании — «полотно» из цветных стекол, предназначенное для размещения в оконном или дверном проеме со сквозным освещением? Увы, об этом трудно судить с уверенностью. Известно, что в древности окна вообще не имели стекол — проемы прикрывали выделанной кожей, тканью или затягивали бычьим пузырем, пропускавшим свет. Во времена Римской империи начали появляться стеклянные окна, но они были крайне редки ввиду дороговизны, поэтому позволить себе такие «украшения» могли лишь знатнейшие римляне. Но витраж как таковой — с использованием цветного стекла — видимо, появился лишь с распространением христианства. Существуют предположения, что нечто подобное витражам создавали мастера эллинистического Египта, но, вероятнее всего, в этом случае цветные стекла просто накладывались на прозрачные, а не вставлялись в специальные пазы-основу.
К сожалению, количество упоминаний о первых витражах значительно превышает число их подлинных сохранившихся фрагментов. В базиликах первых веков христианства имелись витражные окна. Причем в большинстве своем они были изготовлены не из цветного стекла, а из тонких пластинок различных полупрозрачных минералов — например, слюды или селенита. Эти пластинки вставлялись в «окошки», прорезанные в каменной или деревянной основе. То есть площадь стеклянной поверхности была ненамного больше, чем площадь непрозрачной основы. Сохранились упоминания о том, что цветные витражные окна имелись в окнах базилики Апостола Павла во времена императора Гонория (конец IV — начало V в.). Создавали витражи также и мастера, работавшие над оформлением храма Софии Константинопольской (VI в.). Правда, в наши дни в храме Святой Софии мы можем увидеть витражи, появившиеся уже после захвата Византии турками и созданные в традициях исламского искусства.
Почему именно в храмовом зодчестве витражи получили такое широкое распространение? Витраж наиболее красив тогда, когда его цветные стекла пронизаны яркими солнечными лучами. Сочетание цвета и света, игра солнечных зайчиков, танцующие на полу и стенах радужные лучи создают иллюзию чего-то волшебного, неземного, ирреального. Прекрасная иллюстрация к идее о божественной силе! Витраж воспринимался восхищенными зрителями как окно в высший, прекрасный мир. Он соединял земное и небесное, рождал в душе мечту о чем-то возвышенном.
В описываемое время практически невозможно было сделать полностью прозрачное, совершенно бесцветное стекло. Трудности вызывало и изготовление относительно крупных листов стекла: стеклодув сначала выдувал круглую форму, которую потом в горячем состоянии разрезали, а полученные куски выпрямляли.
Витражи романские.
В романский период — к XI столетию — витражи несколько видоизменяются и приобретают более привычный для нас вид. Во-первых, более тонким, прозрачным и ярким становится цветное стекло. Во-вторых, более легким и качественным становится скрепляющий части стекла металлический профиль — все это отныне позволяет получать более сложные, многоцветные, а следовательно, и более впечатляющие композиции.
Для получения красного, синего, зеленого оттенков использовали окиси различных металлов. Достичь полной чистоты стекла в то время было еще невозможно, поэтому, любуясь романскими витражами, мы замечаем небольшие пузырьки воздуха, помутнения в толще стекла, грубоватую обработку металлического профиля. Впрочем, на общее впечатление это не влияет. Более того, иногда незначительные дефекты стекла придают дополнительные визуальные эффекты.
При изготовлении витража контуры будущей композиции сначала рисовали на доске или другом гладком «носителе» подходящих размеров. При этом размечались не только границы фигур, но и границы каждого кусочка стекла. После этого начинался подбор необходимых стеклышек, затем они окрашивались и обжигались. На некоторых кусочках делался дополнительный рисунок или узор: например, при изготовлении лица персонажа или при необходимости изобразить узорчатые одежды. Для этого также использовались краски на основе окисей, при помощи которых наносили нужный рисунок и повторно обжигали фрагмент.
Первое дошедшее до нас средневековое описание процесса производства стекла было составлено монахом-бенедиктинцем по имени Теофил (XII век). Его труд «Список различных искусств» посвящен не только витражам — там описывается создание рукописной книги, росписи по стеклу, фресковой живописи. В наше время высказываются предположения, что «пресвитер Теофил» — не более чем псевдоним, за которым скрывался профессиональный художник.
Витражное полотно собиралось при помощи свинцового переплета по частям: композицию составляли из нескольких фрагментов. При установке в оконном проеме готовый витраж для большей надежности прикреплялся к металлической решетке.
К числу старейших известных витражей относится изображение головы Христа в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе. Вполне возможно, что это лишь часть более старого изображения, находившегося где-то в другом месте, — на эту мысль исследователей наводит тот факт, что изображение (которое датируют XI веком) окружено более поздними вставками.
В Аугсбургском соборе Встречи Марии сохранились витражи с изображением ветхозаветных пророков и сцены вознесения Христа, которые разные исследователи относят к X-XII веку.
Интересный пример — витражи собора в Шартре. В настоящее время этот храм, ежегодно привлекающий к себе тысячи туристов из разных стран, обозначен в путеводителях как «шедевр готической архитектуры». Разговор о готике у нас с вами впереди, пока остановимся вот на чем: самый первый храм на этом месте был построен еще в первые века христианства; одной из главных святынь являлась плащаница Девы Марии. В 1020 году шартрская церковь сгорела, а на ее месте был построен храм в романском духе. Видимо, тогда же и началось создание витражей.
В эпоху готики находящиеся в одном храме витражи часто представляли собой тематические циклы — например, «рассказывали» какую-либо историю из Священного Писания.
Страшным бедствием для средневековых городов с их очень плотной застройкой были пожары. И за сто пятьдесят лет собор в Шартре пережил их несколько. Самым разрушительным оказался пожар 1194 года, но — удивительное дело — огонь пощадил плащаницу, главную святыню храма, и несколько витражей. Ими мы можем любоваться и по сей день, наряду с теми шедеврами витражного искусства, которые относятся уже к более поздней — готической — эпохе. После пожара конца XII века храм начали отстраивать уже в соответствии с новыми архитектурными идеалами, бережно сохранив все то, что пощадило пламя.
Самым известным романским витражом в Шартрском соборе является «Богородица из красивого стекла», или, согласно другим переводам, «Богородица прекрасных витражей». Создан этот шедевр около 1150 года. Основными цветами огромного витража являются синий и красный. Восседающая на престоле Дева Мария в окружении ангелов и святых с легкой улыбкой взирает сверху вниз на посетителей храма.
. И готические
С развитием готического стиля витраж занимает в храме все более и более значимое место. Храм становится иным: более легким, устремленным ввысь, стены становятся тоньше. Новые конструкции больше не требуют массивных простенков между окнами — а значит, последние становятся больше, выше, приобретают «стрельчатую» форму. Благодаря размещенным в этих окнах витражам стена собора практически превращается в разноцветное стеклянное полотно, пронизанное солнечными лучами. Как говорят, «стены растворяются в окнах». Вошедшему в собор казалось, что громадное здание словно парит в воздухе, поддерживаемое потоками света, приобретающими самые невероятные цвета. Можно ли придумать лучшее олицетворение для идеи божественного света, разгоняющего темноту и зло?
С начала XIII столетия меняется и само качество витражей. Появляются новые краски, обогащается палитра художников. Готические витражи чуть светлее, нежели романские, они обладают более нежной гаммой и в то же время пропускают больше света; изображенные фигуры чуть менее угловаты. Прекрасные образцы готических витражей сохранились в соборе Парижской Богоматери, в Шартрском соборе, в соборе Кёльна (там общая площадь витражных полотен составляет почти 10 000 квадратных метров), в Кентерберийском соборе.
С окончанием Средневековья витражи не утратили своей популярности, правда, на смену Франции как законодательницы мод в этом виде искусства пришла Италия. Художники и дизайнеры с удовольствием использовали витраж в интерьере во времена историзма в XIX веке, в зданиях времен модерна. В наше время такой способ украшать жилища и общественные здания тоже популярен. Хотя, конечно, современные произведения не несут в себе того эмоционального и духовного накала, которым отличались витражи Средневековья.
Старинные витражи соборов и церквей Франции
Сложно представить современный архитектурный дизайн без светопрозрачных конструкций. По пятницам портал ОКНА МЕДИА будет знакомить своих читателей с истоками стекольного мастерства в разных странах. Сегодня в центре нашего внимания средневековый витраж: «говорящее» цветное стекло в часовне Сан-Шапель и Шартрском кафедральном соборе во Франции.
Витраж как Библия Средневековья
Фото: пламенеющая готика. Роза в западном портале часовни Сен-Шапель
В переводе с латинского vitrum переводится буквально – стекло. Во французском языке слово приобретает спецификацию: vitre означает не любое стекло, а стекло оконное. Именно это значение образует содержание понятия витраж: это произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении и пропускающее свет.
Двойственная природа витража – разделять пространство и делать границу незримой – как нельзя лучше выразила средневековую христианскую философию неслиянности и нераздельности земного и небесного, и потому изготовление витражей нашло столь широкое применение именно в европейском храмовом искусстве. Витраж воплощал идею трансформации скудной земной жизни в божественное царство и действия божественной благодати на земное: темные цветные стекла внутри романских и готических соборов, капелл и церквей неожиданно вспыхивали ярким разноцветным пламенем под воздействием яркого солнечного света, рассказывая о самых важных моментах Священной истории.
Витражи также часто называли «библией для бедняков». До появления печатного станка рукописи Старого и Нового Завета были доступны лишь горстке монахов и королям. Население средневековой Европы в большинстве своем не владело грамотой, месса на латинском языке была почти не доступна для понимания простым мирянам, и витраж служил своеобразным «стеклянным комиксом» для необразованных прихожан. В красочной и эмоциональной манере под величественные звуки органа стекло повествовало об истории древних пророков, Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. Трудно переоценить впечатление, производимое таким ансамблем на человека эпохи Средневековья, практически постоянно живущего в полумраке готического города с узкими улицами, освященными лишь смоляными факелами.
Изготовление витражей как храмовое искусство Европы: Сен-Шапель
Фото: часовня Сен-Шапель на острове Ситэ в Париже
Часовня Сен-Шапель построена в 13 веке в самом сердце Парижа, на территории Королевского Дворца Консьержери, где позднее обосновался Дворец Правосудия, на острове Сит`э, который с высоты напоминает маленькую лодочку в волнах огромного города. Капелла обладает самым полным на сегодняшний день собрание витражного искусства 13 века. Пятнадцать композиций из цветного стекла последовательно рассказывают о главных библейских событиях в соответствии с содержанием старозаветных книг и Нового Завета. Начиная от северной стены и по часовой стрелке посетитель может «прочесть» Бытие, Исход, Числа, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей Израилевых, Книгу пророка Исайи и Иессеево Древо, историю Святого Иоанна Богослова и детства Христа, историю страстей Христовых, о Святом Иоанне Крестителе, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Иезекииля, Книги Иудифи и Иова, Книгу Есфири и Книгу Царств. Над ложей короля архитекторы предусмотрительно разместили витражные изображения библейских царей Давида и Соломона.
Фото: витражи Сен-Шапель
Фото: своды Сен-Шапель
Изготовление витражей достигло здесь небывалого уровня филигранности. Витражи занимают более 600 м2 общей площади здания. Большая их часть выполнена из стекла насыщенного красного и синего цветов. Кульминация библейского рассказа – образ Апокалипсиса – заключен в витраж диаметром 9 метров с витиеватым романским узором на западном портале капеллы. Эта работа датируется 15 веком. До нашего времени капелла прошла череду реставраций и утратила примерно одну треть аутентичных витражей. Основной урон картинам из стекла нанесли 18 век и эпоха Революции: в целях лучшего освещения внутреннего пространства церкви часть витражей из окон была просто удалена и заменена обычными стеклами. Сегодня витражи восстановлены. Однако сами реликвии, ради которых строилась церковь, перенесены в Собор Парижской Богоматери, и сейчас Капелла существует как светское музейное здание.
Цветное стекло в монументальной архитектуре Шартра
Фото: Шартрский собор, общий вид
Монументальный собор в Шартре, рассчитанный на большое количество прихожан, был возведен почти одновременно с камерной придворной парижской Сен-Шапель и освящен в присутствии Людовика IX и членов королевской семьи в 1260 году. Время почти не тронуло его величественные своды. За все время своего 800-летнего существования собор ни разу не реставрировался и не перестраивался, и сегодня мы видим это прекрасное творение романской архитектуры практически таким же, как жители средневековой Франции.
Фото: величественные своды Шартра
Фото: оконная роза Шартрского кафедрального собора
Две башни здания представляют две эпохи средневекового искусства: правая знаменует лаконичный романский стиль, а левая – т. н. пламенеющую готику, изобилующую множеством декоративных деталей. В 16 веке южный фасад собора дополнили астрономические часы, показывающие фазы Луны, знак Зодиака и время восхода и заката Солнца.
Фото: астрономические часы в Шартрском Соборе
Витражные ансамбли Шартра создавались веками. Интересны они тем, что представляют не только библейские, но и светские сюжеты и образы. Связано это со статусом заказчиков. Изготовление витражей в Шартре в разное время спонсировалось не только священнослужителями, но и зажиточными горожанами: представителями ремесленных цехов и гильдий. Естественным желанием меценатов было запечатлеть свой труд в композициях собора. Благодаря этому сегодня наш взгляд приковывают разнообразные бытовые фрагменты в общем священном контексте витражных картин: аптекари, тщательно проверяющие состав эликсиров в «Чудесах св. Николая», плотники и колесники, орудующие топорами на витраже с «Историей Ноя», кузнецы, которые меняют подковы лошадям в сцене искупления грехов.
Фото: Витраж Notre Dame de la Belle Verrere
Обилие архитектурных деталей в их причудливой взаимосвязи не перестает порождать исследовательский интерес к символической стороне «загадочных» конструкций Сен-Шапель и кафедрального собора в Шартре.
Чтобы в полной мере оценить красоту и хотя бы отчасти постичь смысл внутреннего убранства этих средневековых шедевров, особенно, витражей в их полном великолепии, несомненно, стоит вооружиться кратким историческим справочником и отправиться на экскурсию в яркий солнечный день, когда красно-синие блики стекол рисуют свой неповторимый узор на каменных стройных колоннах.
Средневековые витражи
Средневековые витражи, несмотря на свой возраст, до сих пор вызывают чувства восторга и восхищения у каждого, кто их видит. Эпоха расцвета классических витражей подарила множество шедевров, но и сейчас мастера могут создавать прекрасные полотна в технике наборного витража. Игра цвета и света, то сверкающая, то приглушенная, создает волнующе-сказочное настроение, которое отодвигает на задний план все земные проблемы, и позволяет прикоснуться к лучистому и неосязаемому миру эстетики.
Витражи средних веков
Средневековые витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов. Согласно мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал сияние, идущее от Бога. Роль земного воплощения такого божественного света играли витражи средневековых соборов. В масштабных цветных полотнах с изображениями сцен из Библии наилучшим образом отражалась торжественность, мистичность, возвышенность религиозной культуры.
Активное использование витражей в раннем Средневековье объясняется еще и тем, что по мере утверждения каркасной системы стены соборов становились более ажурными. Поэтому традиционные настенные росписи все чаще заменяли витражи. Они лучше вписывались в убранство церковных помещений, были более яркими, долговечными и соответствующими целям христианской религии. Прихожане, присутствуя при совершении обрядов, чувствовали большую причастность к происходящему, грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.
Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами, то есть, происходит своего рода презентация божественного света.
История развития средневековых витражей
То, что мы сегодня называем витражами, появилось на свет в эпоху христианства. Некоторые литературные источники и исторические доклады, позволяют предположить, что прототип средневековых витражей эпохи раннего христианства представлял собой набор разноцветных кусочков стекла, которые скреплялись между собой с помощью замазки в прорезях каменных или деревянных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В 5-6 веках нашей эры такими витражами были украшены храмы в городах Галлии, а позже они появились в Англии и Германии.
Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, предобладавшего в социуме той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.
В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы.
Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании полотен.
Верующие рассматривали средневековые витражи как картины художников, чем они, в общем-то, и являлись. Цветные стеклянные картины завораживали своей красотой и необычностью, становясь еще одним атрибутом святости и веры.
Помимо сугубо религиозного значения, появление витражей именно в церковном интерьере было обусловлено их дороговизной. Только храмы, богатые горожане и вельможи могли позволить себе такую роскошь, как витражные картины. Но если в храмах эти шедевры были доступны всем, то витражами, находящимися в личном пользовании, могли любоваться исключительно их владельцы.
Эволюция витражей средневековой Европы в основном была связана с соборами, которые в 11-12 веках являлись центром повседневной общественной жизни. Если посмотреть на фото средневековых витражей, то можно увидеть, что основными цветами были красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей, и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами. Позднее в стеклянную массу научились добавлять окислы различных металлов, что позволило получить стекла зеленого (на основе медных окислов), желтого (смесь железа и марганца), и коричневого цвета.
Средневековые витражи – памятники
До наших времен сохранилось не так уж и много настоящих средневековых витражей. Тем удивительнее выглядит Шартрский собор, в котором сохранились в практически первозданном виде витражи 12-13 веков. В стенах этого собора, строительство которого было начато еще в 10 веке, насчитывается 146 витражей, общей площадью 2600 квадратных метров. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является
удивительная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых утерян. Наиболее известными витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (1150 год), и композиция «Древо Иесеево».
Витражи в Шартрском соборе представляют собой около 1400 сюжетов на различные библейские темы. Кроме того на них запечатлены около 100 сюжетов из жизни тех лиц, которые пожертвовали свои средства на содержание этого собора.
Не менее прекрасен и средневековый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), в котором проявилось вся самобытность витражного искусства. К сожалению, среди витражей этого собора очень мало подлинных, поскольку все они представляют собой позднейшие работы, которыми заменили пострадавшие за долгую историю собора витражи.
В полной неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. Однако это 13-метровое окно, которое включает в себя около восьмидесяти разных сцен из Ветхого завета, позволяет нам представить все былое величие витражей Собора Парижской Богоматери.
Именно витражное окно с рисунком роз описано в знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Средневековые витражи и Россия
В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.
Мода на витражи пришла в Российскую империю из Западной Европы, и связано это было с определенным мировоззрением романтической эпохи. В православную культовую архитектуру витражи проникли благодаря ориентации русского храмостроения на классицистические европейские памятники.
Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.
История витража в России началась в далеком прошлом и до сих пор фигурирует в истории нашей страны. Инновации в области производства цветного стекла, развитие витражного искусства и усовершенствование используемого оборудования сделали витражи доступными для широких масс.
Современные витражи в средневековом стиле
Техника изготовления средневековых витражей и современных витражей в средневековом стиле по способу изготовления и эмоциональному восприятию друг от друга практически не отличаются. Точно так же, как и много веков назад, тщательно подбираются цветные стекла, из которых составляется изображение или яркая мозаика. Точно так же используются металлические профили для скрепления стекла. Точно так же витражи представляют собой настоящее произведение искусства.
Современные витражи, несмотря на старинную технологию, продолжают делать так же, как и раньше, но с использованием современных материалов для витражей.
Однако появились и некоторые новшества, которые позволили существенно расширить возможности использования витражей и художественные возможности витражных композиций в целом. Например, если средневековый витраж был ограничен цветовой палитрой стекла, то современные полотна поражают разнообразием не только ярких и насыщенных цветов, но и мягких, пастельных полутонов.
Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные изделия в стиле Средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля, а также тонкой металлической фолии. Все эти новшества позволяют мастерам создавать более пластичные композиции, не ограничивая свою фантазию и талант средствами их воплощения, дают возможность открыть перед нами всю красоту и необычность витража в духе традиций Средневековья.