византийский храм 11 века
Византийский храм 11 века
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Особенности византийской архитектуры: 5 лучших образцов замысловатого стиля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.
Особенности византийской архитектуры
Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.
Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.
Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:
• пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;
1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)
Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.
Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.
2. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.
Эти великолепные произведения и раннехристианские мозаики на протяжении длительного времени были закрыты толстым слоем штукатурки лишь потому, что папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. За многовековую историю существования базилика «пережила» не одну реконструкцию и перестройку, поэтому сейчас можно увидеть колокольню, мраморный портик, мозаичный пол и даже фрески, изображающие события Второй мировой войны.
3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)
Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.
Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.
4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)
Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.
По сведениям редакции Novate.ru, главной достопримечательностью монастыря и восьмиугольной купольной церкви все же являются мозаики, большая часть которых неплохо сохранилась. К сожалению, более ценные элементы декора и предметы богослужения утеряны из-за постоянных грабежей. Как оказалось, сюда частенько наведывались непрошенные «гости», начиная с тамплиеров и заканчивая турками.
5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)
Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.
Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.
Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Византийская империя и ее искусство
История искусств #6
Византия, Византийская империя, Восточная Римская империя, самоназвание Ромейская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части.
Чуть больше чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья.
Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Его можно поделить на такие этапы:
Византийской культуре были свойственны:
История Византийской империи
Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада.
По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным — сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере.
В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.
Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.
Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви.
Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.
С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей.
Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.
Архитектура Византии
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя — второго Рима.
Краткая история византийского искусства
17 важнейших памятников архитектуры, живописи и декоративного искусства, познакомившись с которыми можно составить представление о том, как развивалась художественная культура в Восточной Римской империи
1. София Константинопольская
532–537 годы. Стамбул
Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.
Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич. ), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана.
Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы © De Agostini Picture Library / Getty Images
2. Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе
VI век. Стамбул
Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306–337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.
Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский:
«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».
В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).
3. Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)
475 год. Алеппо
В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.
Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.
Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.
Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.
4. Диптих Барберини
VI век. Лувр, Париж
Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.
Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар Андре Грабар (1896–1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).
По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.
Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.
5. Венский Генезис
Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена
К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.
Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.
6. Икона Богоматери со святыми
VI–VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря. Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.
Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.
Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.
7. Хлудовская псалтырь
Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва
Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.
Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.
8. Минологий Василия II
Начало XI века. Ватиканская библиотека
X–XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.
Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.
Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет. ; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.
9. Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде
Около 1040 года. Греция
Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.
На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons
Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.
Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).
Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.
10. Потир императора Романа
X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция
Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году. Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920–944), взошедший на престол после Льва VI (886–912).
В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.