вклад первого президента в теорию и практику государственного управления
О роли Первого Президента в становлении страны рассказали эксперты
Современный облик нашей страны сформировался во многом благодаря своевременным и значимым решениям Нурсултана Назарбаева. Сегодня казахстанцы вспоминают о главных из них, рассказывает корреспондент «Хабар 24».
Архитектор нового Независимого Казахстана. Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев прочно закрепил за собой это звание. Не только в нашей стране, но и во всем мире. Да и возникнут ли у кого-то сомнения в правильности этого определения? За короткий срок Казахстан не только превратился в стремительно развивающееся государство, но и заслужил высокий авторитет в международном сообществе.
Профессор Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова, историк Роза Буктугутова вспоминает, как Нурсултан Назарбаев успешно вывел нашу страну из кризиса 90-х годов.
Роза Буктугутова, доктор исторических наук:
— Были очень сложные ситуации не только в городе Кокшетау, но и в других регионах. В городе не было света, газа, тепла. И вот в этих трудных условиях Нурсултан Абишевич принял правильное решение ввести приватизацию предприятий, привлечь иностранных инвесторов. И через несколько лет жизнь наладилась. Развиваться стала торговля. Появляться новые частные предприятия.
Ирина Ровнякова, кандидат педагогических наук:
Благодаря инициативам Елбасы Казахстан в современном мире является едва ли не самым стабильным государством. Список таких судьбоносных решений можно продолжать долго.
Стоит отметить учреждение Ассамблеи народа Казахстана. Строительство новой столицы. И также создание Евразийского экономического союза.
О многих достижениях политического курса Первого Президента страны идет речь и в цикле документальных фильмов «Семь граней Независимости». Его накануне Дня Первого Президента показали во многих образовательных учреждениях страны. Картина дает молодежи возможность оценить главные этапы экономического и социального строительства Казахстана.
Уалихан Ахатов, заместитель декана юридического факультета КазНУ им. Аль-Фараби:
Н.А. Назарбаев – Лидер нации – основатель казахстанской государственности
Казахстанская государственность является не только достоянием общества, показателем ее развития, но и является центральной темой в области изучения вклада казахстанского лидера в теорию и практику государственного строительства.
Казахстанский лидер, пройдя вместе со страной сложный путь жизненного роста и завоевания авторитета собственным честным трудом, смог определить в своих ощущениях ход времени. Умение предвидеть тенденции общественного и социально-экономического развития стало тем условием, которое позволило ему органично слиться со страной и народом, создать современную модель государства. Проводимая им политика стала эффективным инструментом избавления Казахстана от рецидивов советского прошлого, основой созидания казахстанской модели государственности.
Анализируя пройденный Республикой Казахстан путь, можно отметить, что за этот небольшой исторический промежуток времени удалось успешно решить ряд проблем, связанных с проведением экономических и политических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой. Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.
Реализация Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» стала продолжением масштабной модернизации Казахстана. План нации становится очередным шагом продвижения реформаторского курса Н.А. Назарбаева.
Действительность такова, что от казахстанского лидера она требует мгновенного реагирования на изменения ситуации в стране и мире. Не секрет, что в условиях нарастающего экономического кризиса казахстанское общество ждет очередного доказательства устойчивости политического курса Н.А. Назарбаева в стресс-ситуации, наблюдая как проходят очередную «проверку» на прочность и зрелость, антикризисные меры, в том числе корректировка планов, введение новых инструментариев в области экономики и финансов. В таких условиях План нации стал ответом на вызовы глобального кризиса, шансом для нового роста общества.
Практическая работа по выполнению Плана нации выстраивается в полном соответствии с меняющейся глобальной ситуацией, при этом учитываются как новые возможности, так и вероятные риски мирового развития.
В начале января 2016 года политическая модернизация по законодательному и организационному обеспечению дала старт Плану нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» под руководством Национальной комиссии по модернизации.
Начиная с 2016 года, вступили в силу 59 законов, которые создадут принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества.
Глобальная модернизация Казахстана в современных условиях по замыслу Лидера Нации будет проходить по конкретным направлениям, что позволит добиться всеобъемлемости и динамики развития всех политических институтов и социально-экономических процессов в обществе.
Суть первого направления нацелена на повышение эффективности государственного аппарата. Направление определяет основные рамки обновленной модели государственной службы и алгоритмы дальнейших действий по усилению эффективности всей системы управления государством.
Содержание второго направления заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.
Сутью третьего направления является комплексное преобразование по обеспечению индустриализации и экономического роста. Долгосрочной линией становится перманентное сокращение транзакционных издержек функционирования экономики.
Содержание четвертого направления нацелено на укрепление казахстанской идентичности и единства граждан через идею Нация Единого Будущего.
В рамках пятого направления проведена работа по формированию транспарентного и подотчетного государства.
Аналитические исследования говорят о том, что результативность нового законодательства даст о себе знать уже в ближне- и среднесрочной перспективе. Например, в области сельского хозяйства новые правовые нормы дают возможность более 224 тысяч действующим субъектам АПК приобрести в частную собственность 97,4 миллиона гектаров арендованных ими земель. Причем лишь за 50% от ее кадастровой стоимости в рассрочку сроком до 10 лет. Кроме того, из 102 миллионов гектаров земель запаса 85,3 миллиона гектаров, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, также могут быть приобретены в частную собственность через аукционы физическими и юридическими лицами Республики Казахстан.
С учетом новых механизмов реализации Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы в конкурентную среду будут переданы 65 наиболее крупных компаний государственной собственности, ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро», 173 дочерних и зависимых организаций, входящих в состав АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Также будет актуализирован действующий Перечень объектов приватизации, состоящий из 545 организаций. После перехода в течение 2016–2018 годов в конкурентную среду части активов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» они будут преобразованы в компактные холдинги.
32 компании, нацеленные на импортозамещение – «национальные чемпионы» обеспечат к 2019–2020 годам прирост внутренних прямых инвестиций в размере около 750 миллионов долларов, создадут порядка 15 тысяч рабочих мест, повысят производительность труда на 30–50% и рост объема несырьевого экспорта до 260 миллионов долларов.
Экономические результаты деятельности Международного финансового центра АСТАНА (МФЦА) будут выражаться в ускорении роста ВВП в среднем до 1% ежегодно за счет притока прямых иностранных инвестиций на казахстанские рынки капитала. Кроме того, в рамках МФЦА планируется создать более 2 тысяч квалифицированных рабочих мест.
К 2022 году сборы от проезда 7 тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения (по программе Нурлы жол) составят порядка 41 миллиарда тенге, что позволит содержать всю сеть автодорог республиканского значения.
Мультимодальный Евразийский трансконтинентальный коридор обеспечит беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу, снизит стоимость доставки груза более чем в 2 раза. Привлечение дополнительных грузовых потоков на казахстанские маршруты увеличит транзитные перевозки всеми видами транспорта с нынешних 18 миллионов тонн до 33 миллионов в 2020-м и 50 миллионов тонн в 2030 году. Дерегулирование контейнерных перевозок позволит в ближайшие 5 лет увеличить их объемы более чем на 500 тысяч тонн.
В строительной отрасли в 2016–2020 годах в частный рынок планируется передать до 90% проектов. Кроме того, с 1 июля 2015 года уже введены в действие новые строительные нормы, основанные на еврокодах.
Предложенные в 5 направлениях Плана нации законодательные изменения позволяют:
1. Рассматривать основные аспекты модернизации государственной службы как ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в обществе;
2. Утвердить в Казахстане конституционные основы правового государства в рамках единого модернизационного процесса;
3. Укрепить отечественное предпринимательство, частный бизнес, бизнес-климат для инвесторов.
Таким образом, обозначив и определив основные направления модернизации страны и нацелив казахстанцев на ее осуществление, Лидер Нации, стремится эволюционно и всеобъемлюще связать институциональные реформы политической системы с социально-экономическими преобразованиями для поступательного развития и укрепления основ государственности.
Выступая в качестве основной силы процесса модернизации, Н.А. Назарбаев, опираясь на систему ценностей, разделяемых большей частью общества продолжает оставаться объединяющей и консолидирующей силой нации на решение поставленных задач. Н.А. Назарбаев – Лидер нации – основатель казахстанского пути развития нового Казахстана по праву войдет в историю основателем казахстанской государственности.
Ауанасова А., доктор исторических наук, профессор, ГНС ИИГ КН МОН РК (г. Астана)
Ауанасова Б., кандидат исторических наук, ст. преп-ль ЮКГУ им. М.Ауезова (г. Шымкент)
Вклад первого президента в теорию и практику государственного управления
Одной из важнейших составляющих казахстанской модели государственного управления является роль лидера. Несомненно, что на возрождение казахстанской государственности, общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны в целом оказывает влияние Первый Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема теоретического осмысления исторической роли Президента как основателя независимого государства.
Биография Президента Республики Казахстан неотделима от современной истории страны и народа. Проводимая им политика стала эффективным инструментом избавления Казахстана от рецидивов советского прошлого, основой созидания казахстанской модели государственности. Став Президентом республики в апреле 1990 года, Нурсултан Назарбаев взял на себя огромную ответственность за республику и ее граждан. Он стал генератором идей, модератором сложных и важных для общества и государства процессов. Поворотным моментом в современной истории Казахстана явилось обретение независимости в результате распада СССР. На политической карте мира в 1991 году появилось новое государство – Республика Казахстан.
После распада Советского Союза и обретения независимости Казахстан, как другие республики, поставил перед собой цель строительства собственной государственности, перехода к рыночной экономике, создания демократическогообщества и укрепления национального самосознания. Перед руководством нашей страны стоял трудный вопрос выбора последовательности реформ, выбора приоритетов развития. Как мы знаем, Президент Н. Назарбаев выбрал путь постепенного реформирования экономики, поставив задачу экономического развития впереди политических изменений. Жизнь показала, что выбор Главы государства был верным. Формула Н.А. Назарбаева «сначала – экономика, затем – политика» стала классическим выражением методологии успешных реформ на постсоветском пространстве. Благодаря успеху нашей страны, получило широкое распространение такое понятие, как «казахстанская модель развития», которое заключается в поступательном движении вперед по четко заданному курсу – на основе взвешенной и глубоко продуманной стратегии. За короткий, по историческим меркам, отрезок времени Казахстан превратился в самостоятельное, политически и экономически независимое государство, что подтверждается успешным преодолением последствий недавнего финансово-экономического кризиса, который сильно ухудшил социально-экономическую ситуацию во многих, даже более развитых странах.
16 декабря 1991 года произошло крупнейшее событие в истории казахстанского народа. В этот день Верховный Совет принял, а Президент страны Н.А. Назарбаев подписал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который положил начало строительству новой, суверенной государственности, являющейся, общественной, политической и культурной ориентацией, направляющей страну на развитие государства, его защиту, совершенствование политической организации общества. Как отмечают политологи, государственность становится острой политической проблемой и сферой борьбы в переходные периоды истории многих стран и регионов мира, в частности, в современную эпоху всемирной деколонизации, распада империй и государственных союзов. Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы, как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие. За годы становления и развития суверенного государства Президент Казахстана проявил себя как целеустремленный и решительный лидер. Очевидцы свидетельствуют, как остро переживал Нурсултан Назарбаев за исполнение своих инициатив, как хорошо понимал проблемы и чувства простых казахстанцев. Первому Президенту удалось убедить своим примером трудолюбия и проводимым курсом миллионы казахстанцев в достижении великого будущего своей страны.
В эти годы была принята Конституция страны, введена национальная валюта и другие атрибуты суверенного государства, в том числе такие как Флаг, Герб и Гимн. Создан мощный оплот независимости – Вооруженные силы. по всем периметрам страны законодательно оформлена государственная граница с соседними дружественными государствами.
Отметим еще один важный момент – все главные стратегические решения в РК за годы независимости инициировались и происходили при прямом участии Главы государства – Н.А. Назарбаева. На первом, самом трудном этапе становления государственности естественным шагом было сосредоточение полноты власти в одном ключевом институте. Им закономерно стал институт президентства, учрежденный в апреле 1990 года. Н.А. Назарбаев был первым из руководителей союзных республик, который понял ключевую роль единоличного верховного руководителя в непростую эпоху перемен. Казахстан и его Национальный Лидер проявили завиднуюисторическую мудрость тем, что раньше других республик СССР учредили должность Президента.
Сегодня можно констатировать, что президентская власть в Республике Казахстан блестяще справилась со своей исторической задачей. На протяжении двух десятилетий институт президентства являлся стержневым элементом казахстанской государственности, а также был надежной опорой комплексных реформ в Казахстане. Именно Первый Президент РКН.А. Назарбаев лично обеспечивал системную логику, разумную постепенность и гуманистическую направленность преобразований, от успеха которых критически зависело историческое будущее Казахстана.
Институт сильной президентской власти обеспечивает политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие нашей страны. В Казахстане создана весьма эффективная и оптимальная модель административно-государственного управления. Выстроена четкая вертикаль государственной власти. Это ответственное компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. Все это в комплексе составляет единый системный государственный механизм власти.В стране сформировалась национальная деловая управленческая элита, которая работает в условиях развития демократического, гражданского, правового общества.
Особое место в политике Президента Казахстана занимает сфера межэтнических отношений. Казахстан – полиэтничная страна, где проживают представители 130 этносов. Многонациональный фактор Президент сумел превратить в подлинное достояние республики. В своих регулярных обращениях к населению Казахстана Нурсултан Назарбаев неизменно выступает с призывами беречь стабильность и взаимопонимание, которыми так гордитсяреспублика. За всем этим видится колоссальная и огромная многогранная деятельность Главы государства. История распорядилась так, что Казахстан сегодня – многонациональное государство. Благодаря мудрой, взвешенной и гибкой политике Лидера нации – Нурсултана Назарбаева наша республика преодолела трудности переходного транзитного периода и сумела избежать конфликтов на межэтнической почве. Президентом страны был создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана, консультативно-совещательного органа при Главе государства, основная цель которой – обеспечение равенства прав и свобод граждан республики, независимо от их национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам. 20-летие которого мы отметим в 2015 году. Ассамблея народа Казахстанасегодня не имеет аналогов в мире.Гармонизация межэтнических отношений, толерантность, согласие – все это стало основой политики Главы государства. Уникальное многообразие – по Нурсултану Назарбаеву – это не слабость, а богатство страны, так как наличие многих этнических групп является яркой палитрой и мозаикой нашего государства.
Сегодня Казахстан в фокусе и в центре внимания международных политиков, экспертов, политологов, культурологов, журналистов, ученых, стал для них уникальной моделью – эталоном мира и согласия. И не только. Н.А. Назарбаев, как отмечают зарубежные аналитики и видные политические и экономические деятели, – большой стратег международного масштаба, чутко и прозорливо угадывающий вызовы времени. Свидетельством тому последнее Послание Главы нашего государстванароду Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее». В нем Президент подчеркивает, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы. Сегодня мы – успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию.Наша задача – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке. Наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.
Казахстан находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения. Поэтому Президент призвал оперативно пересмотреть некоторые позиции, а также внести корректировки в планы. Эту работу, надо заметить, Глава государства ведет все время. За годы независимости в экономику РК было инвестировано около 200 млрд. долларов. В страну пришли зарубежные компании, и вместе с ними – новые и новейшие технологии. В 2000 году в Казахстане был создан Национальный фонд. Развиваются средний и малый бизнес. Создаются новые рабочие места. Повышается уровень жизни населения. Казахстан сегодня – лидер социально-экономических реформ в СНГ и Юго-Восточной Европе. по темпам экономического роста он входит в число ведущих государств мира. Золотовалютные резервы страны составляют более 100 млрд. долларов. Личность Нурсултана Назарбаева сопоставима с такими крупными историческими деятелями прошлого и современности, как Акбар в Индии, Петр Первый в России, Джордж Вашингтон в США, Шарль Де Голь во Франции, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре.
Нурсултан Абишевич Назарбаев продолжает политику и традиции наших великих предков, таких как султаны Керей и Жанибек, основавших первое независимое Казахское ханство в 1465 году, и, более всего, – крупного государственного деятеля Казахстана XVIII века Абылай-хана, укрепившего традиционную ханскую власть и казахскую государственность. Этих великих исторических деятелей прошлого и современного мира с Нурсултаном Назарбаевым объединяет глубокая любовь к Родине, Казахстану, к своему народу. И огромное желание вывести свою страну вперед.
Президент Н.А. Назарбаев – главный стратег и архитектор интеграционных процессов на евразийском пространстве. Свидетельством чего является создание по его инициативе Таможенного союза и ЕЭП Казахстана, России, Беларуси и запуск с января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Казахстан сегодня – экономический локомотив Содружества и нового формирующегося ЕАЭС, лидер Евразии и Центральной Азии, динамично развивающаяся региональная держава.Уникальным и стратегическим проектом нашего Лидера нации является программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года: вводятся в строй новые объекты, промышленные предприятия, проводится ремонт дорог, школ, больниц, благоустройство и озеленение городов и сел, создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Все это является основой ускоренного социально-экономического развития нашей страны.
Следует отметить, что Глава государства – Нурсултан Назарбаев за время независимости нашей страны. во всех сферах возродил дух нашего народа, его сознание, мышление, нравственные и духовные ценности, традиции, его культурно-историческое наследие. по его инициативе развивается диалог традиционных религий, цивилизаций и культур в Казахстане имире. Президентом страны была принята уникальная долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050», ставшаясвоеобразным компасом, который указывает нашей стране дальнейший путь успешного развития.
Символом исторического триумфа деятельности Главы государства является Астана – жемчужина Казахстана, уникальная и красивейшая столица XXI века, главным архитектором и зодчим которого по праву является Лидер нации. Выбор Астаны как центра проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-2017» в очередной раз подтвердил, что Казахстан занимает достойную позицию в мировом сообществе, а наш гениальный Лидер нации Нурсултан Назарбаев является общепризнанным политиком глобального масштаба. Историческая заслуга Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева состоит в том, что Казахстан сегодня – это современное состоявшееся общепризнанное государство в мире с динамично развивающейся рыночной экономикой, с крупным экономическим, промышленным, научным, культурным потенциалом и новыми инновационными технологиями. Стало абсолютной аксиомой и синонимом в мире триединство: «Казахстан, Астана и Нурсултан Назарбаев».
Нурсултан Назарбаев – человек-эпоха. Самое главное достоинство и кредо Главы государства заключается в его профессиональной способности и виртуозном умении доводить до логического завершения фундаментальные базовые реформы и преобразования. Президент обладает уникальным качеством политика: уметь слушать собеседника и впитывать все новое, что есть в мире, и в то же время доводить свою точку зрения и взгляд до каждого гражданина и человека.
Для граждан Казахстана очевидна вся масштабность и глубина личности и многогранной деятельности Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева как великого реформатора и политического лидера современности. Он по праву вошел в историю Казахстана и мира как наиболее авторитетный и гениальный государственный деятель мирового уровня и крупный ученый-мыслитель XXI века. В контексте исторической ретроспективы эпоха многогранной деятельности Первого Президента Нурсултана Назарбаева символизирует собой абсолютный исторический триумф Казахстана.
Глубоко понимая и осознавая генезис и масштаб проведенных реформ, невольно задумываешься над тем, что явилось основой наших исторических побед. Мы с полным основанием и правом можем утверждать, что основой и истоками успехов было то, что в самый ответственный период истории становления казахстанской государственности республику возглавил Лидер нации Нурсултан Назарбаев, имеющий величайший дар предвидения и способный консолидировать нацию в процессе исторических перемен на благо граждан страны и общенационального единства Казахстана.
Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев изначально стоял у самых истоков казахстанского независимого государства. Бесспорно, что Нурсултан Абишевич Назарбаев был и ныне является полноправным творцом политической и судебной системы Казахстана, бессменным инициатором формирования рыночной экономики, а также поступательного развития демократии в стране.
Исторические лидеры действуют исходя из масштаба своего мышления. Президент Нурсултан Назарбаев мыслит веками и континентами». И действительно, в современном глобальном мире супербренд «Назарбаев» стал подлинным «знаком качества» принимаемых стратегических решений. Недаром в мировой политологии появился термин «фактор Нурсултана Назарбаева» – фактор успешного прагматичного политика, реформатора, сторонника тесной евразийской интеграции. Во всех этих гранях таланта блистательно проявилась историческая заслуга Первого Президента РК – признанного Лидера, всегда первого во всем.