включи вечное сияние чистого разума

Вечное сияние чистого разума

Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца – вряд ли.

Романтическая драма, исследующая природу настоящей любви.
Джоэл и Клементина — обычная влюбленная пара, которая по мере развития своего романа переживает и взлёты, и падения. Но после одной из ссор они принимают решение расстаться, и не просто разойтись в разные стороны, а стереть себе все воспоминания друг о друге. Оказывается, что не так уж просто забыть настоящую любовь.
Сюжет
Застенчивый интроверт Джоэл Бериш встречает жизнерадостную девушку Клементину Кручински. Они влюбляются и начинают жить вместе. Однако любовная идиллия со временем разбивается о быт и несочетаемость характеров. После очередной семейной ссоры Клементина идёт на отчаянный шаг — с помощью услуг фирмы «Лакуна» стирает все воспоминания о возлюбленном из памяти. Джоэл, узнав об этом, тоже решает воспользоваться услугами «Лакуны» и стирает все воспоминания о Клементине.
Неожиданно он осознаёт, как сильно дорожит Клементиной и пытается спасти хоть мельчайшие крохи воспоминаний, связанных с ней. Получится ли у него? Это, пожалуй, одна из самых необычных мелодраматических лент в истории кинематографа. Самая главная особенность фильма — необычный сюжет, который делает киноленту больше похожей на крупнобюджетный артхаус, чем на стандартную семейную мелодраму.
Эта картина 2004 года вызвала очень тёплый прием со стороны критиков, прессы и кинозрителей. Немаловажную роль в её успехе сыграл искусный сценарий гениального Чарли Кауфмана, который, в отличии от его предыдущих работ, не просто совершает скачки во времени и пространстве фильма, а делает это таким образом, что подталкивает зрителя к самостоятельному осознанию происходящих событий.
Также свой вклад в повсеместное признание картины внесли Джим Керри и Кейт Уинслет, сыгравшие главных героев и ради этих ролей вжившиеся в не совсем привычные для себя амплуа. Их герои отлично оттеняются второстепенным составом фильма: роли второго плана сыграли такие талантливые актеры, как Том Уилкинсон, Кирстен Данст, Марк Руффало и Элайджа Вуд. А вишенкой на торте здесь выступает саундтрек, созданный для фильма композитором Джоном Брайоном.
Причины посмотреть
▪ Чудесный актёрский тандем Кейт Уинслет и Джима Керри.
▪ Множество поводов задуматься о природе любви и о смысле жизни.
▪ Музыкальное сопровождение фильма, восстанавливающее веру в чудеса даже у самых завзятых циников.
▪ Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 2005 году.
▪ Премия «Сатурн» в номинации «Лучший научно-фантастический фильм» в 2005 году.
▪ Премия BAFTA за лучший монтаж и лучший оригинальный сценарий в 2005 году.
▪ Премия Брэма Стокера за лучший сценарий в 2005 году.
Интересные факты
▪ Название картины взято из поэмы Александра Поупа «Письма Элоизы к Абеляру» (1714). Чарли Кауфман часто обращается к этой поэме в своём творчестве, к примеру, её же фрагменты он использовал при создании более раннего проекта «Быть Джоном Малковичем» (1999).
▪ В роли Джоэла хотел сняться Николас Кейдж, но создатели видели на этом месте исключительно Джима Керри.
▪ Название «Lacuna Inc.» имеет латинское происхождение и обозначает пробел или пропуск.
▪ Мишель Гондри придумал идею фильма во время разговора с актёром Пьером Бисмутом, который сказал: «Представьте себе, что ранним утром вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание «Тот, кого вы знали, только что стёр вас из памяти…».
▪ Все сцены в поезде были сняты в настоящем движущемся поезде.
▪ Зрителю ни разу не называют фамилию медсестры Мэри, но во время просмотра фильма можно заметить её в одном кадре: Свево. Сценаристы выбрали её в честь итальянского писателя Итало Свево, на творчество которого оказали большое влияние труды Зигмунда Фрейда.
▪ Для большей правдоподобности диалогов актёрам предложили импровизировать на съёмочной площадке, поэтому большинство удачных моментов — это результат творчества самих актёров.
▪ Компьютер, использующийся при стирании памяти, называется Amstrad PPC, и это очень популярная в 90-х годах модель.
▪ Сцену, в которой мы видим сразу двух Джоэлов, сняли без спецэффектов. Джим Керри просто быстро переодевался.
▪ Во время импровизированной съёмки уличного парада репортеры пытались взять интервью у Джима Керри. Если прислушаться в этой сцене внимательно, то можно услышать отчаянный возглас «Поговори со мной!».
▪ Во время сцен в поезде музыка играет, когда герои общаются, и стихает, когда между ними возникает неловкое молчание. Этот приём был специально придуман авторами, чтобы подчеркнуть чувства героев.
▪ Для съёмки одной из сцен режиссер Мишель Гондри попросил Марка Руффало спрятаться и напугать Кирстен Данст. Руффало постарался, как мог.
▪ Для создания этой картины Мишель Гондри разработал уникальную систему управления камерами. Он разрешил актёрам играть так, как они сами хотят, а сам в это время руководил операторами с помощью наушников, через которые давал им указания. Благодаря этой системе актёры смогли сыграть намного естественнее, потому что могли выражать свои эмоции более свободно.
▪ При создании фильма почти не использовалось компьютерных спецэффектов.
▪ Парад слонов был снят совершенно случайно: Уинслет увидела его в окно, и вся съёмочная группа скорее побежала на улицу.
Осторожно, спойлеры!
▪ Сам Мишель Гондри признается, что его любимый момент в фильме — это внезапное исчезновение Клементины. Джим Керри не знал о таком повороте сценария, поэтому его эмоции в этой сцене абсолютно подлинные.

Источник

10 фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»

Едва ли найдется много фильммейкеров, по креативности сравнимых с Мишелем Гондри. Его работы полны эффектных и эксцентричных мелочей, которых большинство режиссеров сторонится, но Гондри удается собрать эти детали воедино, добавив лишь несколько сюрреалистичных мазков. В 1993 году склонность француза к визуальным новациям привлекла внимание Бьорк, попросившей режиссера снять клип для ее первого сольного сингла. Видео стало хитом, и Гондри продолжил сотрудничество с исландской певицей, параллельно работая с другими представителями музыкальной индустрии. Переход постановщика в мир кино был лишь вопросом времени, но если дебютная работа Гондри, драма «Звериная натура», не пользовалась успехом, то последовавшее за ней «Вечное сияние чистого разума» оставило свой след в истории кинематографа и в сердцах зрителей.

включи вечное сияние чистого разума

Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века по версии различных изданий и, невзирая на затронутую в ней тему разрыва отношений, часто входит в число лент, обязательных к просмотру влюбленными парочками. Сегодня для «Вечного сияния чистого разума» наступила очередная знаменательная дата — 15 лет с момента мировой премьеры, и чтобы никто не посмел стереть столь прекрасный фильм из вашей памяти, LostFilm.INFO собрал подборку интересных фактов о фильме, покорившем не одно поколение зрителей.

1. Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику

«Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился. А мне задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».

2. Фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» происходят в одной Вселенной

Кауфман работал вместе с Гондри над уже упомянутой «Звериной натурой», но большую известность ему принесли фильмы «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Оба они отличались оригинальностью и творческим подходом, эмоциональной и интеллектуальной утонченностью, но были не так сложны с визуальной точки зрения, как «Вечное сияние чистого разума». Кауфман не был бы собой, если бы не включил в сценарий драмы любопытную деталь. В первоначальном варианте текста офис «Лакуны» находился в том же здании, что фигурировало и в «Быть Джоном Малковичем». Еще одна идея, оставшаяся на бумаге, касалась сюжета: события начинали разворачиваться через 50 лет в будущем. Зрители бы увидели пожилую женщину (как позже выяснялось — Мэри), пытавшуюся опубликовать рукопись, разоблачающую деятельность «Лакуны». В финале же оказывалось, что Мэри все еще работает на Говарда, и что за прошедшие десятилетия Клементина стирала воспоминания о Джоэле как минимум 15 раз.

3. Кристофер Нолан чуть всё не испортил.

Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри и отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, к радости зрителей, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и настоял на продолжении работы.

4. Память ценна

Если упрощать донельзя, то «Вечное сияние чистого разума» — это фильм о разрыве, но Кауфмана и Гондри мало интересовал именно этот аспект истории Джоэла и Клементины. Они хотели показать ценность воспоминаний, то, каким человек становится без сожалений. И главная идея ленты заключается в том, что терапевтическое стирание памяти не есть хорошо, так что Гондри изобразил эффект лечения в виде ночного кошмара.

5. Реальность лучше спецэффектов

Чтобы ода эмоциональной травме заработала на больших экранах, Гондри пришлось идти на визуальные хитрости. Режиссер не стал полагаться на компьютерные эффекты и предпочел им практические. На 58-й минуте Джоэл видит в воспоминаниях свою встречу с доктором Говардом Мерзвяком. Сначала камера показывает наблюдающего Джоэла, затем переключается на письменный стол, за которым сидят Говард и второй Джоэл, а потом снова возвращается к первому Джоэлу. Даже здесь Гондри не стал обращаться к цифровым спецэффектам. Он заставил Джима Керри бегать туда-сюда, быстро снимать пальто и шапку и надевать их обратно, чтобы сыграть две версии Джоэла. Еще одна запоминающаяся сцена из фильма — кадры в доме на пляже, когда его начинает затапливать океан. Никаких компьютерных уловок нет и здесь: команда «Вечного сияния чистого разума» просто построила дом на берегу океана и дождалась прилива.

6. Волшебнику благоволит даже природа

Благодаря различным приемам, вроде измененной перспективы, прожекторного освещения и несинхронизированного звука, Гондри добавил фактурности воспоминаниям Джоэла и создал необходимый для подобного фильма сюрреалистичный мир. Не зря Кейт Уинслет называла режиссера волшебником, а им даже погода порой благоволит. Культовой сцены на замерзшем озере могло и не быть, если бы та самая погода подкачала. Сценарий требовал снега и льда, но Гондри готов был опустить сцену, если бы условия на улице не соответствовали. К счастью, зима в Нью-Йорке выдалась суровая, и озеро все-таки замерзло. Лежащие рядом с трещиной на его поверхности Джим Керри и Кейт Уинслет стали одним из символичных кадров фильма.

7. К чёрту амплуа!

Величия «Вечному сиянию чистого разума» добавила игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Оба они к тому моменту были известны, но фильм Гондри позволил им показать себя с другой стороны. Керри и Уинслет будто бы поменялись местами: он сыграл скромного Джоэла, а она — необузданную и живую Клементину. Задумчивый и романтичный Джоэл — это далеко не сумасшедшие герои Керри из лент «Эйс Вентура» и «Тупой и еще тупее». Чтобы помочь актеру войти в роль, Гондри немного хитрил и порой давал Керри инструкции, шедшие вразрез с тем, что он говорил остальным участникам актерского состава. Гондри из тех фильммейкеров, кто поощряет импровизацию, но если Марк Руффало и Кирстен Данст могли дурачиться на площадке и отходить от сценария, то Джиму он такого не позволял.

8. Николас Кейдж чуть всё не испортил.

Сегодня Джоэл Бэрриш ассоциируется у киноманов исключительно с Джимом Керри, но изначально Гондри предложил главную роль Николасу Кейджу.

«После «Покидая Лас-Вегас» каждый независимый режиссер, надеявшийся снять коммерческий хит, приглашал Кейджа, а он из десятка проектов выбирал всего один», — вспоминает Гондри.

Могли зрители увидеть в фильме и Сета Рогена: он пробовался на роль Патрика, но она досталась Элайдже Вуду. Не вошли в финальную версию картины и сцены с Эллен Помпео — именно она сыграла Наоми, бывшую Джоэла, которую он упоминает несколько раз.

9. Радуга Уинслет

Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий, и риск оказался оправданным: ее номинировали на премию «Оскар». Цвет волос Клементины на протяжении фильма постоянно меняется, позволяя зрителям отслеживать хронологию событий, и, как настоящий профессионал, Уинслет готова была красить волосы. Однако съемки ленты проходили в хаотичном порядке, и потому актриса ограничилась париками. Красный, к слову, ей нравился больше остальных.

10. Помни о памяти!

Когда «Вечное сияние чистого разума» попало на большие экраны, идея со стиранием воспоминаний казалась фантастической. Но наука не стоит на месте, и ученые постоянно экспериментируют с памятью. Так, после проведения опытов на различных животных выяснилось, что можно манипулировать негативными эмоциями, связанными с определенными травмирующими событиями в жизни человека. При этом специалисты утверждают, что заставить человека забыть о том, что эти события имели место, — плохая идея, а значит, главный посыл «Вечного сияния чистого разума» не забыт.

Источник

Вечное сияние чистого разума

Этот фильм из коллекции PictureBox будет доступен до 5-го января.

Знакомство Джоэла и Клементины стало судьбоносным. У эксцентричной девушки и не менее странного парня зарождается бурный роман. В день Валентина пара ссорится и Клементина уходит. Спустя непродолжительное время Джоэл узнает, что девушка воспользовалась услугами компании Лакуна и просто стёрла его из своей памяти. В отчаянии парень принимает решение тоже избавиться от мыслей о ней. В отличии от воспоминаний, разве можно стереть чувства? Сознание Джоэла сопротивляется и то и дело вызывает образ Клементины. Первый поцелуй, ночь вместе, её смех и слёзы. Но когда процесс запущен, как его остановить? А вдруг это ошибка и им больше не встретятся?

Вечное сияние чистого разума – драматическая научно-фантастическая кинокартина режиссёра Мишель Гондри, в содействии сценаристов Пьера Бисмута и Чарли Кауфмана. Премьера состоялась в марте 2004 в США.

Большинство диалогов Джима Керри, Кейт Уинслет и других актёров были сплошной импровизацией. Интересно, что по меняющемуся цвету волос героини можно уследить в какой стадии отношений они находятся с персонажем. Часть съемок проходила без сооружения специальных декораций. Сцены в поезде были сняты в реально движущемся составе, а парад слонов случайно проходил недалеко от места съемок.

За лучший оригинальный сценарий кинокартина Вечное сияние чистого разума победила на премиях Оскар, БАФТА, премия Брэма Стокера и Национального совета кинокритиков Америки. Также победа на премии Сатурн как лучшее научно-фантастическое кино. Десятки номинаций за актёрскую игру Уинслет и Керри на премиях Сатурн, Оскар и Золотой глобус. Номинации на кинопремиях Грэмми и Хьюго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *