владение современными технологиями обучения и воспитания
Владение современными образовательными технологиями и методами
Юлия Шишлова
Владение современными образовательными технологиями и методами
Владение современными образовательными технологиями и методами
В современном динамично развивающемся мире для гармоничного и всестороннего развития ребенка воспитателю необходимо идти в ногу со временем и активно использовать в своей работе современные образовательные технологии и методы.
На сегодняшний день существует множество разнообразных образовательных технологий и основная задача педагогов ДОУ – грамотно выбирать те формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В своей работе для достижения высоких образовательных результатов я использую следующие современные технологии и методы:
1. Здоровье-сберегающие технологии.
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
5. Личностно-ориентированные технологии.
6. Технологию портфолио воспитателя.
7. Игровую технологию.
Здоровье-сберегающая технология
Целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
В своей работе я использую следующие направления здоровье-сберегающих технологий:
— физкультурно-оздоровительные: подвижные игры, закаливание, дыхательные гимнастики, гимнастики пробуждения.
— обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: создание эмоциональной комфортности в группе; обеспечение позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе расставания с родителями; обеспечение бесконфликтного общения со сверстниками; установление доверительных отношений ребенка и взрослых в ДОУ; консультации для родителей на тему обеспечения социально-психологического благополучия в семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
— образовательные: воспитание культуры здоровья дошкольников.
— обучение здоровому образу жизни: коммуникативные игры, игротерапия, арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия.
— создание активной сенсорно-развивающей среды.
Технология проектной деятельности.
Целью технологии проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Организованная в рамках проекта жизнедеятельность детей в детском саду, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, отметить изменения в ребенке по завершению работы над проектом.
За время работы в детском саду я участвовала в разработке и реализации двух образовательных проектов: «Классическая музыка в ДОУ» и «Путешествие в страну этикета». В рамках данных проектов удалось наладить активное сотрудничество с семьями воспитанников, лучше узнать их, создать комфортную психоэмоциональную обстановку в группе.
Технология исследовательской деятельности
Целью технологии исследовательской деятельности в детском саду является необходимость сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Поскольку ключом младшего дошкольного возраста, с которым я в данный момент работаю, является исследовательская деятельность, проверка окружающего мира опытным путем, то основой моей работы с воспитанниками являются:
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— «погружение» в краски, звуки, запахи;
— подражание голосам и звукам природы;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие игры;
— трудовые поручения и действия.
Информационно-коммуникационная технология
Целью использования в воспитании дошкольников информационно-коммуникационных технологий является приобщение к современному цифровому миру, повышение качества демонстрационного материала, повышение информационной культуры детей.
Современный мир стал на порядок более информатизированным, что ставит перед педагогом-дошкольником ряд задач:
— идти в ногу со временем;
— стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
— быть наставником в выборе компьютерных программ;
— повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
Использование компьютерных технологий при проведении занятий с дошкольниками имеет ряд преимуществ:
— предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
— несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
— движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
— обладает стимулом познавательной активности детей;
— предоставляет возможность индивидуализации обучения;
— позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Как молодой педагог, я стремлюсь к постоянному овладению новыми знаниями в своей профессии, к привнесению в воспитательный процесс «изюминки». Поскольку я свободно владею компьютерными технологиями, то при проведении занятий с дошкольниками я регулярно использую средства ИКТ, что дает следующие возможности:
— подбирать яркий иллюстративный материал к занятиям;
— красиво оформлять стенды, группу, кабинеты;
— показывать наглядные презентации;
— подбирать дополнительный познавательный материал, нестандартные сценарии к праздникам и мероприятиям;
— показывать документальные и мультипликационные фрагменты по теме занятия;
— создавать собственные презентации для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированная технология
Целью личностно-ориентированных технологий является развитие каждого ребенка в максимально комфортных, бесконфликтных и безопасных условиях.
В своей работе я стремлюсь руководствоваться в первую очередь именно этой технологией, поскольку каждый ребенок абсолютно уникален, самобытен, имеет собственный опыт и отношение к окружающему миру. Такой подход очень помог мне при наборе ясельной группы, дал возможность всем детям адаптироваться в короткий срок, спокойно проводить время в саду, избежать принуждения и конфликтов.
В последующей работе личностно-ориентированная технология помогает мне выявлять темпы развития каждого ребенка и проводить занятия таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свои возможности, раскрыть свой потенциал.
Кроме того, с целью реализации личностно-ориентированной технологии у нас создана развивающая среда, где имеются: мягкая мебель, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий и исследовательской деятельности.
Технология «Портфолио воспитателя»
Не так давно я решила освоить еще одну современную образовательную технологию и создала собственное портфолио в электронном виде на сайте, а также в печатном виде. Это дало возможность мне проанализировать результаты своей деятельности, наглядно увидеть направления профессиональной деятельности, в которых я добилась успеха, а также выявить те, которым необходимо уделить больше внимания.
Игровая технология
Целью игровой технологии в воспитании и обучении дошкольников является проведение обучения занимательно, интересно, познавательно и творчески.
В своей работе я активно использую игровую технологию, поскольку именно с ее помощью младшие дошкольники наиболее качественно и ненавязчиво усваивают материал.
Игровые технологии я применяю как:
— самостоятельные при введении определенных понятий;
— в качестве занятия или его части (введение, объяснение, закрепление,);
— при проведении дидактических игр.
В результате дети ясельной группы увлекаются игрой и незаметно для себя учатся новому; все дети проявляют активность на занятиях, участвуют в работе.
Целью ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) технологии является стремление научить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку.
Поскольку на данный момент я работаю с самым младшим дошкольным возрастом, то ТРИЗ технологии я реализую через сказки, игровые, бытовые ситуации, обучая тем самым детей принимать решения и решать поставленные перед ними проблемы.
Формирование связной речи у детей игровыми методами … Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого,.
Час активной деятельности на прогулке со здоровьесберегающими технологиями в старшей группе «Заяц-хваста» Задачи: организовать досуг детей на свежем воздухе; побуждать детей правильно и четко выполнять задания воспитателя; развивать двигательную.
Конспект НОД по конструированию «Башни Кремля» с элементами мнемотехники, здоровьесберегающими технологиями Конспект комплексной совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Конструирование из строительного.
Конспект НОД по рисованию нетрадиционными методами «Гиацинт» Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.
Конспект образовательной деятельности по знакомству с современными профессиями «Дизайнер» Программное содержание: сформировать представление детей о видах профессий и их значимости для человека, закреплять знания о разных направлений.
Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Мастер – класс на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Цель мастер-класса: практическое освоение.
Конспект занятия по обучению детей рисованию нетрадиционными методами (пальчиковое рисование) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Колокольчик» Комплексное занятие по рисованию. «В гостях.
Памятка для воспитателей «Владение педагогами литературной речью» [b]«Владение педагогами литературной речью» [/b] Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником,.
Проектная деятельность «Знакомство с современными профессиями» Разработали воспитатели Чернышова Е. Л. Васильева Л. К. ° Структура проектной деятельности: Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника,.
Технология взаимодействия с родителями в детском саду в соответствии с современными условиями жизни и требованиями ФГОС Цель: Реализация технологии взаимодействия, с родителями обеспечивающей благоприятные социально-педагогические условия для максимального.
Владение современными образовательными технологиями и методами
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития мирового общества, для обеспечения гармоничного и всестороннего развития ребенка со стороны педагога необходимо придерживаться постоянной модернизации в учебной и воспитательной деятельности и активно использовать в своей работе современные образовательные технологии и методы.
На сегодняшний день основная задача педагога эффективно и грамотно использовать методы организации работы с детьми, применять инновационные педагогические технологии, оптимально соответствующие поставленным целям развития личности.
В своей работе для достижения высоких образовательных результатов я использую следующие современные технологии и методы (рис. 1).
Современные технологии и
Технологии проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Рисунок 1. Современные технологии и методы для достижения высоких образовательных результатов.
Здоровье-сберегающая технология. Основной целью данной технологии является обеспечить ребенку сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
В своей работе я использую следующие направления здоровье-сберегающих технологий:
— физкультурно-оздоровительные: подвижные игры, дыхательные гимнастики.
— обеспечение социально-психологического благополучия ребенка: создание эмоциональной комфортности в группе; обеспечение бесконфликтного общения со сверстниками; консультации для родителей на тему обеспечения социально-психологического благополучия в семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
— образовательные: воспитание культуры здоровья учеников.
-физминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Технология проектной деятельности. Целевой направленностью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Организованная в рамках проекта жизнедеятельность детей в детском саду, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, отметить изменения в ребенке по завершению работы над проектом.
Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность служит основным рычагом для формирования у школьников основных ключевых компетенции, способностей к исследовательскому типу мышления. Так как, основной мотивирующей и стимулирующей работой со стороны ученика является ведение познавательной исследовательской деятельности, проверка окружающего мира опытным путем. Опираясь на данную установку, в своей работе с воспитанниками я прибегаю к следующим основным направлениям:
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— «погружение» в краски, звуки, запахи;
— подражание голосам и звукам природы;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие игры;
— трудовые поручения и действия.
Информационно-коммуникационная технология. Для приобщения к современному инновационно-цифровому миру наиболее эффективным в процессе воспитания школьников является использование информационно-коммуникационных технологий, что увеличивает качество демонстрационного материала, повышает информационную образованность и культуру детей.
Использование компьютерных технологий при проведении занятий со школьниками имеет ряд преимуществ:
— демонстрация информации в доступной и иллюстрированной форме, что вызывает большой интерес со стороны учеников;
— комбинированная и комплексная, чёткая и ясная подача информационного материала урока;
— значительные возможности использования мультимедийной доски, звукового сопровождения и выводы информации на экран, что позволяет преподавателю наглядно преподнести материал;
— стимулирует и активирует познавательную активность детей, путём мотивирования для самостоятельной подготовки иллюстрированного материала в формате презентации и демонстрации выполненной работы на учебном занятии;
— модернизированная аппаратура и оснащённость учебных классов позволяют учителю моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Использование ИКТ педагогом обеспечивает ряд преимуществ (рис.2).
Преимущества использования ИКТ
Создание собственных мультимедийных продуктов
Использование готовых мультимедийных продуктов
Использование готовых программных средств, электронных ресурсов
Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам для самообразования
Дистанционное образование (курсы повышения квалификации и переподготовки)
Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях
Электронная обработка документов
Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами
Рисунок 2. Преимущества использования ИКТ.
При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Как молодой педагог, я стремлюсь к постоянному овладению новыми знаниями в своей профессии, к привнесению в воспитательный процесс инновационных решений. Поскольку я свободно владею компьютерными технологиями, то при проведении занятий со школьниками я регулярно использую средства ИКТ: подбираю яркий иллюстративный материал к занятиям, красочно оформляю стенды в кабинете, показываю наглядные презентации, подготавливаю дополнительные познавательные материалы, готовлю интересные сценарии к праздникам и мероприятиям, демонстрирую документальные и мультипликационные фрагменты по теме занятия, создавать собственные презентации для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированная технология. Целью личностно-ориентированных технологий является развитие каждого ребенка в максимально комфортных, бесконфликтных и безопасных условиях.
В своей работе я стремлюсь руководствоваться в первую очередь именно этой технологией, поскольку каждый ребенок абсолютно уникален, самобытен, имеет собственный опыт и отношение к окружающему миру. Такой подход очень помог мне при наборе ясельной группы, дал возможность всем детям адаптироваться в короткий срок, спокойно проводить время в саду, избежать принуждения и конфликтов.
В последующей работе личностно-ориентированная технология помогает мне выявлять темпы развития каждого ребенка и проводить занятия таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свои возможности, раскрыть свой потенциал.
Игровая технология. Целью игровой технологии в воспитании и обучении дошкольников является проведение обучения занимательно, интересно, познавательно и творчески.
В своей работе я активно использую игровую технологию, поскольку именно с ее помощью школьники наиболее качественно и ненавязчиво усваивают материал.
Игровые технологии я применяю в форме проведения самостоятельных работ при введении новых терминов и понятий, в конце каждого занятия для закрепления пройденного и усвоенного материала путём мозгового штурма и блиц-опроса, а так же мной регулярно проводятся дидактические игры. В результате дети проявляют активность на занятиях, участвуют в работе, и в ходе игры усваивают новую информацию.
Технология ТРИЗ. Сущность ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) технологии заключается в стремлении научить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку.
Одним из самых доступных способов реализации ТРИЗ в учебном процессе является проведение дискуссионных бесед, которые основываются на рассказах, сказках изучаемых в ходе занятия, а так же приведением бытовых примеров, или моделированием различных ситуаций.
Во время учебного процесса на занятиях я прибегаю к эффективным технологиям совершенствования усвоения полученной информации учениками.
Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:
Прежде чем использовать разноуровневые задания провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету.
Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками, работа с вопросниками, таблица «Знаю, узнал, хочу узнать», написание творческих работ, кластер, «Верно – неверно». Эти приемы используются на уроках русского языка и литературное чтение, математики и окружающего мира.
Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения
На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету включаю гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы темы «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Полезные привычки», «Уроки здоровья и безопасности».
Методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается ведущий. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать выводы использование современных методов и технологий в ходе занятий помогает преподавателю доступно и качественно преподнести материал ученикам, которые в свою очередь смогут благодаря данным инструментам, реализуемым со стороны педагога, смогут усвоить и закрепить предоставленную информацию. Такой процесс позволяет достичь высоких и эффективных результатов в учебной сфере, а так же оказывает значительное влияние на личностное становление учащегося и его общее развитие в социально-активном обществе. Выше перечисленные методы и технологии позволяют педагогу грамотно выстраивать ход урока и его подачу, подбирая индивидуальный подход к каждому ученику и комбинируя коллективные работы.
Владение современными методиками обучения и воспитания, в том числе информационными. (Аттестация).
Дарья Гуляева
Владение современными методиками обучения и воспитания, в том числе информационными. (Аттестация).
Аналитическая справка о владении современными образовательными
методиками и технологиями обучения и воспитания
Гуляевой Дарьи Владимировны
• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;
• Упражнения для развития познавательных процессов;
• Здоровье сберегающие технологии;
• Технологии личностно-ориентированного обучения
Результативность применения данных технологий можно увидеть в виде позитивной динамики учебных достижений её воспитанников.
Нельзя не отметить, что Гуляева Дарья Владимировна владеет информационными технологиями обучения детей. В своей работе она использует электронные презентации, а также пользуется базой готовых интерактивных проектов для дошкольников на сайте MIMIO в России. В 2015 году Дарья Владимировна овладела технологиями MIMIO STUDIO и научилась самостоятельно создавать образовательные цифровые ресурсы.
Так же осуществляет использование Интернета в поисках дополнительной информациидля работы на следующих сайтах:
http://dob.1september.ru/ ; подборка материалов с Фестиваля педагогических идей http://festival.1September.ru/ ; Социальная сеть работников образования nsportal.ru, http://nsportal.ru/ ; и др.
Справка составлена для предоставления в портфолио педагога-психолога.
Заведующий МБДОУ «Детский сад г. Каменногорска»
Инновации в процессе обучения и воспитания Инновации в процессе обучения и воспитания Доклад на педагогическом совете В настоящее время в нашей стране происходят существенные.
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.
Владение современными образовательными ИКТ технологиями Использование ИКТ в образовательном процессе – воспитатель Ефремова Н. В. В наше время использование информационно-компьютерных технологий.
Владение современными образовательными технологиями и методами Владение современными образовательными технологиями и методами В современном динамично развивающемся мире для гармоничного и всестороннего.
Задачи воспитания и обучения в первой младшей группе Задачи воспитания и обучения в 1 младшей группе Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных преlставлений о здоровом.
Задачи воспитания и обучения в первой младшей группе на февраль месяц Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни • Формировать у детей представление.