владимирская икона интересные факты
5 фактов об иконе Владимирской Божией Матери
Во все времена с верой и горячей молитвой обращался к Богородице русский народ, и Пресвятая Заступница всегда являла милость нам через свою святую икону «Владимирская».
1. Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник.
2. На Русь икона попала из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.
3. Икона находилась в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, но когда слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, он решил перевезти икону на север. Лошади, которые везли чудотворную икону, встали и не могли сдвинуться с места у города Владимир. Замена лошадей не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года был сооружен храм Успения Богородицы.
4. Богородица не раз заступалась за нашу страну. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году чудотворная икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. Тогда войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца назад, не дойдя до Москвы. Это было расценено как заступничество Богородицы.
Ещё два подобных чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).В память об этом Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
5. Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.
Владимирская икона интересные факты
1. Создание этого образа Божией Матери, получившего на Руси наименование Владимирской, приписывают самому апостолу и евангелисту Луке. Существует предание, что первоначально икона была изображена на доске от стола, за которым совершалась совместная трапеза Господа Иисуса Христа, Богородицы и Иосифа Обручника.
2. Сам образ, пришедший на Русь из Византии в начале XII века, представляет собой уже византийскую интерпретацию иконы. Исследователи считают Владимирскую икону выдающимся памятником византийской иконописи XI века.
3. Подлинник иконы двухсторонний: на обратной стороне иконы было изображено Распятие Христово или престол с орудиями Христова страдания и убийства.
4. Первое место пребывания иконы – женский Вышгородский монастырь, находившийся под Киевом. Однако название «Владимирская» она получила благодаря одному эпизоду из жизни князя Андрея Боголюбского, сына великого князя Юрия Долгорукого. Начав путешествие из своего удельного княжества в Вышгороде в Ростово-Суздалькую землю, князь Андрей взял с собой эту икону, которая к тому времени уже была известна своими чудесами и знамениями. По дороге на одной из стоянок, во время молитвы, князю Андрею явилась Божия Матерь и сказал, что её образу надлежит быть во Владимире. От стоянки до Владимира было всего лишь 10 километров. В этом явлении князь увидел указание на то, чтобы сделать столицей своего княжества именно этот город. Во Владимире князем был воздвигнут Успенский Собор, а икона окружена почитанием.
5. Образ Пресвятой Богородицы «Владимирский» особенно прославился во времена угрозы нашествия Тамерлана на Русь. Это произошло в 1395 году. Вплоть до Смутного времени – начала XVII века – эта икона была, пожалуй, самой почитаемой на Руси
6. Знаменитый Сретенский монастырь в Москве основан на месте встречи этого чудотворного образа народом во главе с митрополитом Киевским, святителем Киприаном,. Это произошло 26 августа 1395 года. Через день после этого войска Тамерлана повернули на юг, оставив Москву невредимой.
8. Особое покровительство Божией Матери проявилось во время стояния на реке Угре, успех которого народ видел не только в успехе на полях сражения, но и в молитвенном подвиге простого русского народа. Именно тогда, в 1480 году, был положен конец татаро-монгольскому игу. Русь обрела независимость
9. Сейчас подлинник Владимирской иконы Божией Матери находится в храме святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. Это одновременно музей и действующий храм.
10. Память этой иконы празднуется православной Церковью трижды в году – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Все эти три даты установлены в память о чудесном избавлении Руси от завоевателей.
7 интересных фактов о Владимирской иконе Божией Матери
Татьяна Медведева
1. По церковному преданию икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничало святое семейство – Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф. Авторство евангелиста историки понимают в том смысле, что святыня является списком с иконы, написанной когда-то святым апостолом.
2. В Россию икона была привезена из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга.
3. Вначале икона находилась в женском Богородичном монастыре под Киевом, а затем Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова) перевез ее во Владимир, где она хранилась в Успенском соборе. От города Владимира икона и получила свое название.
4. Во время нашествия на Русь Тамерлана при Василии I в 1395 году икона была привезена в Москву для защиты от завоевателей. Войска Тамерлана дошли до Ельца и повернули обратно.
5. На месте сретения (встречи) москвичами этой святыни был основан Сретенский монастырь. А потом появилась улица – Сретенка.
6. Русская православная церковь три раза в год празднует почитание Владимирской иконы Божией Матери. 8 сентября – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 23 июня – в память избавления Руси от ордынского хана Ахмата в 1480 году. 3 июня – в память спасения Первопрестольной от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
7. С 1999 года чудотворная икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
О смысле церковного праздника Владимирской иконы Божией Матери «Вечерке» рассказал игумен Сергий Рыбко:
— Владимирская икона Божией матери – национальная русская святыня. По преданию эта икона написана евангелистом Лукой. На Русь она была привезена в XII веке из Византии. Она находилась сначала в Киеве, потом во Владимире, а затем была перевезена в Москву.
Икона считается чудотворной. 3 июня церковь вспоминает как Владимирская икона Божией Матери помогла защитить Москву в XVI веке от полчищ хана Махмет-Гирея. Великий князь Московский собрал войско против татар и прошел с крестным ходом, неся Владимирскую икону Божией Матери. Все верующие возносили молитвы об избавлении от врагов. Татарскому хану было видение Богородицы и он отступил от Москвы. Наша древняя столица была спасена. Божия Матерь – хранительница земли русской. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от вражеских нашествий, о сохранении России, а также о сохранении от ересей и расколов, о наставлении в вере православной. Но и каждый человек может обратиться перед этой иконой к Божией Матери со своими просьбами. И каждому дается по его вере.
«Владимирская» – особенно чтимая в Москве святыня. Во многих храмах в этот день пройдут не только праздничные службы, но и крестные ходы.
Молитва Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой «Владимирская»
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Владимирская икона Богородицы. Факты и вымыслы
Считается, что Владимирская икона Богородицы была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Может быть всё так и было, но икона, которая пребывает в Московской Третьяковской галлереи написана была в 12 веке. Более старинной иконы Владимирской Богородицы на Руси не имеется и не имелось.
Однако на русь эта икона пришла из Византии и как раз в Византии или Палестине могли быть более старинные образы этой иконы. Ведь понятное дело, что в Византии и название у иконы было другое «Елеус». «Богородица умиления».
Византийский Патриарх Лука Крисоберг, примерно в 1131 году направил эту икону из Константинополя в дар Великому Киевскому Князю, Юрию Долгорукому. Здесь опять же имеется историческая ошибка, ибо Патриархом Константинополя Лука стал спустя 25 лет после указаной в церковной истории даты. А потому икона могла быть подарена позже или другим Патриархом. Наверное это не так принципиально важно для истории самой иконы.
Первоночально икона была привезено в Межигорский монастырь, в Северной Украине, ныне это Киевская область. Там на правом берегу Днепра была княжеская резиденция. Этот монастырь считался одним из первых построенных в Киеве. И Тарас Шевченко в «Чернец» и Николай Гоголь в «Тарас Бульба» упомянули этот монастырь. В 1935 году монастырь был полностью разрушен, хоть его упразднения началось ещё с 18 века.
Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукова проживал в Боголюбово и мечтал создать город такой величины и славы, который будет равен Константинополю и Киеву. Это был город Владимир. Для великого города нужна была и великая святыня. Он лично прибыл в монастырь за иконой Богородицы и на конях, в упряжке повёз её в начале в Боголюбово.
Есть предание Церкви, что кони остановились указав место где икона должна остаться. Хоть истории уже известно, что город Владимир основал Святой князь Владимир, но вот Успенский собор Богородицы правда строил князь Андрей Боголюбский и собор этот строился именно для иконы Богородицы привезённой из под Киева и икона по месту своему пребыванию получает название Владимирская.
На иконе в то время был драгоценный оклад.
Василий I Князь Московский провел всю ночь в монастыре, плача и молясь у этой иконы. На следующий день монгольская армия удалилась не войдя в Москву.
Больше всего икон списков от чудотворных икон Богородицы, было сделано и разошлось по России именно от Владимирской иконы.
И эта икона 12 века сохранилась в храме при «Третьяковки» до наших дней. Её размеры 104 на 69 см. Написана икона на липовой доске.
Конечно, за много веков, Владимирская икона обнавлялась и реставрировалась, уже наложено много слоёв красок, но вот лики Богородицы и Иисуса Христа на иконе остаются первообразные без всякой реставрации. Ни кто не смел за эти 900 лет на Руси подправить или подкрасить лики на иконе.
Владимирская икона Божьей Матери: великая святыня Церкви
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Дни празднования – 3 июня, 6 июля, 8 сентября
В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости – почти невозможно.
Но это для Средневековья парадокс из серии «очевидное – невероятное». Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся. и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.
Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович. И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так. В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы. Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.
По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он «вернулся» и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.
Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.
Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева. Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI-XII столетий. Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.
Будучи проводником абсолютистской политики, Долгорукий, однако, являлся человеком старой закалки. Он крепко держался за Киевский престол, стремился сохранить Киев столицей. А его сын Андрей – человек уже иного склада. Он вырос на Северо-Востоке Руси, поэтому родные просторы ему куда милее центральных земель тогдашней Русской земли. И в конечном итоге, он решает окончательно порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственного удела. А чтобы его начинания получили благословение свыше, князь решает забрать из киевских пределов самую чтимую русскую святыню и перенести ее в столицу северных владений, каковой в то время был город Владимир.
Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого. Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического факта. Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.
Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни. Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей. Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями. Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.
Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец. Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя. Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.
В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства. Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином. После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей. И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.
Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.
Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.
Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.
Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.
К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров. Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.