влахернская икона пресвятой богородицы
История Влахернской иконы Божией Матери и где находится образ, молитва
Особо любимы и чтимы на русской земле образы Богородицы, как милосердной покровительницы от бед и несчастий. Влахернская икона Божией Матери появилась в Москве при первом царе из рода Романовых 4 столетия назад. Древняя святыня по его просьбе и во имя спасения от мусульман, завоевавших Восточный Рим (Византийскую империю), была подарена константинопольским Патриархом.
История происхождения
Священная реликвия, по преданию, была написана апостолом Лукой в III веке в Антиохии. После его кончины она оказалась в Иерусалимском храме. В V веке мать византийского императора отправилась в Иерусалим, чтобы получить от патриарха святыни для храмов Константинополя.
Изображение Богородицы было привезено в столицу Византии и передано в храм, находящийся в предместье Константинополя, Влахерне. Влахернская церковь знаменита в христианском мире явлением Богородицы во время турецкой осады в 910 году. По названию местности и храма икона стала именоваться Влахернской.
В VII веке во время осады города персами император обошел с образом Богородицы вокруг крепостных стен. Вражеское войско в страхе отступило от Константинополя. Святую Деву стали почитать, как покровительницу Константинополя и византийских императоров.
В период раскола в православии изображения Господа, Богородицы и святых правители Византии и Константинопольские патриархи повелели уничтожать. Святыня была замурована в стене монастыря вместе с лампадой. Найдена была реликвия во время нашествия крестоносцев.
На протяжении 6 веков о дальнейшей судьбе реликвии не было достоверных сведений. В XIV веке о ней упоминает русский путешественник Стефан Новгородец, ставший свидетелем выноса иконы во время крестного хода и молебнов. В 1653 году святой образ стал достоянием Русской Православной церкви. Он была подарена первому русскому царю из рода Романовых, Алексею Михайловичу, константинопольским Патриархом Паисием.
На Руси название «Влахернская» икона появилось, исходя из текста сопроводительной грамоты Паисия. На образе наименование было сделано во время реставрационных работ.
Святыня стала почитаться как хранительница царского дома, защитница Отечества, была включена в Церемониальный обход (крестный ход во главе с царем) и литургическую практику. Икона была украшена золотым окладом, инкрустированным драгоценными камнями и жемчугом.
Появление святыни в Москве объясняется желанием русского царя стать хранителем православия после захвата Константинополя турками и наследником Византийской империи (второго Рима). Греческие иерархи надеялись на царя, как на освободителя от турков-османов.
Известны 3 списка образа, выполненные в таком же стиле, датируемые началом XVIII века.
Первоначально это были родовые святыни, пожертвованные впоследствии монастырям и храмам:
Родовая реликвия Дубровских была передана в Высокопетровский монастырь, затем – в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Москва). Головиновская икона находилась в Спасо-Влахернском монастыре (Дмитров). Передана в музей Андрея Рублева. Обе копии полностью идентичны по размерам и оформлению образу Влахнерской Божией Матери. Отличие заключается в составе грунта и краске.
Копия, принадлежавшая Строгановым, а затем Голицыным, хранилась в селе Кузьминки (Подмосковье). Она аналогична по технике выполнения и составу воскомастики иконе, переданной русскому царю. По семейному преданию, Алексею Михайловичу привезли 2 иконы, одна из которых стала родовой реликвией Строгановых-Голицыных.
Описание и значение иконы Божией Матери Влахернской
Изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках положило начало иконописному стилю Одигитрия (Путеводительница). Образ Божьей Матери выполнен выше пояса. На левой руке у нее восседает Сын Божий, правой она указывает на будущего Спасителя рода человеческого. Младенец правой рукой благословляет верующих, в левой держит свиток. Размер иконы – 46 х 37,5 сантиметра, толщина доски – 4 сантиметра.
Влахернская икона относится к редкому виду греческих рельефных икон. На кипарисовой доске вырезан плоский рельеф, загрунтованный воскомастикой и расписанный красками. Сохранились сведения еще о трех резных иконах, выполненных в такой же технике. Все иконы почитались чудотворными.
Фигуры Богородицы и Младенца Иисуса рельефно выступают над поверхностью доски, создавая иллюзию телесного образа. В состав воскомастики входили частицы мощей святых (пепел раннехристианских великомучеников Никомедийских, Синайских, Раифских) и благоухания. Такие образы называют в иконописи мощевиками-реликвариями.
Массивность и выпуклость образа Богородицы, подчеркнуто большие нимбы акцентируют внимание верующих на ликах Пресвятой Девы и Сына Божия.
Почитание образа
Православные верующие почитают икону чудотворной. Дни празднования установлены на 15 и 20 июля. В пятую субботу Великого поста в православных храмах читают акафист в честь Влахернской иконы Божьей Матери. Чествование связано с событиями 626 года, когда, по молитвам к святому образу, Константинополь был освобожден от аваров и персов.
Где сейчас находится икона Влахернской Божией Матери
До 1917 года святой образ находился в Успенской церкви в Кремле. В 1918 году церковь закрыли, святыня была передана в Крестовоздвиженскую церковь. В 30-е годы храм был разрушен. С 1931 года включена в коллекцию музеев Московского Кремля.
В чем помогает икона
Влахернская Божия Матерь была покровительницей государей и защитницей от врагов. Алексей Михайлович, по примеру константинопольского правителя, брал икону в военные походы.
Богородицу просят о сохранении мира и терпимости в семейной жизни, разрешении конфликтов между близкими людьми.
Текст молитвы
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Влахернская икона – святыня рода Головиных
В селе Деденево Дмитровского района находится Спасо-Влахернский женский монастырь, основанный в середине XIX века при поддержке хозяев села Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных. Чтимая святыня монастыря Влахернская икона Божией Матери сохранилась, несмотря на годы разорения обители в XX веке, и в начале 2000-х годов вернулась в Деденево. Необычное рельефное изображение Богородицы является старинным списком Влахернского образа из Успенского собора московского Кремля.
На август в православной церкви приходится сразу три «Спаса»: 1 августа церковного календаря отмечается «Медовый Спас», 6 августа – «Яблочный», а 16 августа – «Ореховый». Все три «Спаса» выпадают на Успенский пост, хотя третий всегда переносится на один день, чтобы не совмещать его с самим праздником Успения Богородицы. По современному гражданскому календарю «Спасы» отмечаются соответственно 14, 19 и 29 августа.
Августовские «Спасы» часто отражались в названиях селений, где престольный праздник местной церкви выпадал на один из трех этих дней. Например, село Журавна нынешнего Зарайского района называлось Спас-Журавна, Большое Руново в Каширском районе – Спас-Детчин, а Спас-Угол Талдомского или Спас-Заулок Клинского районов и сегодня официально имеют такие имена. Село Деденево под Дмитровом до революции чаще называли Новоспасское-Деденево или просто Новоспасское, благодаря церкви, а потом и женской обители, посвященной Нерукотворному Спасу.
Все три августовских «Спаса» в их народно-гастрономическом аспекте кажутся взаимосвязанными и последовательными, но по своему церковному содержанию эти праздники едва ли имеют такую же четкую связь между собой. Медовый Спас – это праздник Происхождения честных древ животворящего креста Господня, посвященный византийскому обычаю выносить для поклонения в этот день подлинную частицу дерева креста Христова, которая когда-то хранилась в соборе Святой Софии в Константинополе. Яблочным Спасом называют Преображение Господне, когда вспоминается описанное в Евангелиях таинственное событие преображения Христа перед тремя своими ближайшими учениками во время молитвы на уединенном холме. Ореховый Спас – это церковный праздник перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Нерукотворный образ – это полотно, на котором по древнему преданию сам собой отпечатался лик Иисуса Христа, когда тот, смочив лицо, отер его тканью и отдал послу эдесского царя. Именно этому последнему «Спасу» посвящен Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.
Появление Спасской церкви и монастыря в Деденево связано со знатной фамилией Головиных, в руках которой село находилось, начиная со второй половины XVII века. В 1713 году стольник Василий Петрович Головин выстроил здесь деревянную церковь в честь иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя, которым, по семейному преданию, благословил родоначальника Головиных Степана Васильевича Ховру московский великий князь Василий Дмитриевич. Степан Васильевич Ховра был представителем одной из ветвей греческого рода Комниных. В XV веке он перебрался из византийских колоний Крыма в Москву, где стал впоследствии прародителем Ховриных, Головиных и Третьяковых.
Изначальный Влахернский образ привез в Москву из покоренного турками Константинополя греческий священнослужитель по имени Гавриил в качестве дара московскому царю Алексею Михайловичу. В ту эпоху активно налаживались связи с православным востоком. В Москву часто стали приезжать священники из Иерусалима, Сирии, Балкан, прося милостыню у единоверного московского царя. Влахернская икона Богородицы когда-то была покровительницей византийских императоров, но после падения Константинополя оказалась под угрозой уничтожения. Чтобы спасти образ от захватчиков, икону спрятали, вмуровав ее в оконный проем церкви православного монастыря. Через какое-то время этот греческий монастырь был обращен в мечеть, а один из ее служителей обнаружил спрятанную в стене христианскую икону. Турок решил продать ее некой гречанке-вдове, которая, в свою очередь, подарила образ Гавриилу, отправлявшемуся с посланием на Русь.
Привезенная из бывшей Византийской империи икона стала очень почитаться царем Алексеем Михайловичем. Он видел в ней символ того, что отныне Матерь Божия, некогда покровительствовавшая греческим царям, но отступившая от них, теперь будет помогать новому православному царству. Влахернская икона хранилась в почетном месте в главном Успенском соборе московского Кремля, а в субботу на пятой неделе великого поста перед ней совершалась особая торжественная служба. Кстати, этот образ и сегодня хранится в Успенском соборе Кремля в качестве экспоната музея.
С оригинала Успенского собора Кремля было сделано три списка: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились. Кузьминский список находится в Третьяковской галерее, а список Высоко-Петровского монастыря, по исторической иронии, сегодня находится в другом московском монастыре – Симоновом. Этот монастырь появился и получил имя благодаря уже упоминавшемуся Степану Ховре – родоначальнику Головиных, который в конце жизни принял монашество с именем Симон. В Симоновом монастыре на протяжении столетий находилась родовая усыпальница Ховриных и Головиных.
Третий деденевский список Влахернской иконы был главной реликвией в числе нескольких сотен святынь, которые Головины собирали на протяжении нескольких столетий и хранили в своем доме. Эти родовые святыни после постройки и освящения Спасского собора стали украшением Влахернского женского монастыря. Собор имел девять престолов, а центральный иконостас для него привезли из упраздненного в Москве Алексеевского монастыря, на месте которого как раз началось строительство Храма Христа Спасителя. К сожалению, многочисленная коллекция Головиных бесследно пропала в XX веке, но Влахернский образ сохранился благодаря труду искусствоведов и реставраторов, которые в непростое послереволюционное время убедили власти поместить икону в Дмитровский музей. Затем икону перевезли в музей Андрея Рублева в Москве, а в 2015 году эта подмосковная реликвия вернулась на историческое место в Спасский собор Влахернского монастыря.
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Влахернская икона Божией Матери |
Влахернская икона Божией Матери
Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.
В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.
По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте. Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то 10 декабря того же 1654 правитель иерусалимского престола (?) Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и греческих императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее “чудесах обстоятельно повествуется в истории”. С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве.
В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.
Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.