влияет ли количество времени отводимое на обучение чтению на результат по читательской грамотности
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Вера Константиновна Волкова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения», город Курган
Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Как показывают результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проходило в последний раз в 2018 году, российские учащиеся находятся на 31 месте из 79.
Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.
Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.
В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.
Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.
Итак, приемы и технологии графической переработки текста. Формировать читательскую грамотности не просто. А в школе дистанционного обучения, где я работаю, это труднее вдвойне. Во-первых, с учащимися приходится взаимодействовать удаленно, не всегда есть возможность проконтролировать, что в данный момент делает ученик (например, возможности интернета не позволяют включить видеосвязь). Во-вторых, у учителя нет привычной классной доски. В-третьих, дети имеют непростые диагнозы, имеют проблемы с памятью, вниманием, анализом и др. Такие учащиеся нуждаются в постоянной мотивации учебной деятельности, и приемы графической переработки текста в этом помогают.
Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.
Приём «Маркировка» («Инсерт») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов
Прием «Лови ошибку» очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.
Прием «Верите ли вы, что…» чаще всего использую для проверки знания содержания художественного текста, литературоведческой статьи или теоретического материала учебника русского языка.
Рис.7
К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.
С приемом «Очевидное невероятное» связано, прежде всего, нахождение подтекста, скрытого смысла фразы, детали.
В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др. Остановлюсь лишь на ассоциативно-синектической технологии развития творческих способностей. Другое название технологии «Дизайн искусственных стихов».
Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:
Для обучения написанию стихов мы останавливаемся на первом этапе – «дизайн искусственных стихов».
В качестве источника для «поэтического конструктора» используются японские трёхстишия – хокку, которые наполнены огромным смыслом, образами и эмоциями. Эти трехстишья требуют от читателя интенсивного домысливания.
Алгоритм организации учебно-творческой деятельности учащихся с применением АС-технологии состоит из следующих шагов. Сначала это знакомство с историей и лучшими образцами японских пяти- и трехстиший. Эти стихи можно рассматривать в качестве «деталей» «поэтического конструктора» и «сборки» новых, не японских стихов. Например:
Ива склонилась и спит,
И кажется мне, соловей на ветке –
Соловей на ветке под моим окном,
Обычно он щебечет поздно вечерком.
Он весело летает и весело поет,
Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)
Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например, трехстишье Мацуо Басе:
Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?
Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:
Листик осенний плывет по реке,
Капля дождя течет по руке,
Грустно немного смотреть вдаль реки,
Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)
Плывем по жизни мы реке,
Там будущее вдалеке,
Не знаем мы наверняка,
Куда течет эта река.
Плывем сквозь ветер и туман,
(А это ложь или обман),
Нам освещает путь луна,
Нам дарит свет она одна,
Но день настанет, и тогда
Мы будем счастливы всегда!
Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:
Я поднялся на холм,
Там шиповник в цвету!
Один из учащихся сочиняет первую строчку: «Пришла весна, а мне все грустно…» И вот что получается:
Пришла весна, а мне все грустно.
Весна старается искусно,
А мне не до нее совсем,
Ведь у меня полно проблем! (К.С.)
Пришла весна, а мне всё грустно.
Пойду по лужам прыгать я.
Спрошу тогда у воробья:
«Как жизнь? Отлично? Мне пора!» (Е.П.)
Пришла весна, а мне все грустно,
И на душе не тает снег.
Весна ж, красавица, искусно
Цветенья начинает век. (Л.Г.)
Детские стихи, написанные по мотивам японских трехстиший, как правило, наполнены философским смыслом, в них грусть и одиночество, надежда и стремление к счастью.
Осенью в поле завяли цветы
Жаль, не увидим мы их красоты,
Холодной зимой вспомним мы лето,
Пока покрывалом земля не одета.
Когда дарят радость нам эти цветы,
Яркие краски и зелень листвы.
Наступит весна, морозы пройдут,
Вновь для людей цветы расцветут (Н.З.)
Природа просыпается раннею весной.
Лес окутан нежной зеленой красотой.
В небе зазвенели птичьи голоса,
К нам идет счастливая жизни полоса!
Мир окутан солнечным ласковым теплом,
И от этой радости на душе светло! (Л.Г.)
Поэтический дизайн по мотивам детских стихов из сборника А. Барто «Игрушки».
Как показал опыт, применение данной технологии гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности. Учащиеся, сочиняющие стихи, не раз становились призерами различных творческих конкурсов: Чемпионата Курганской области по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абелимпикс» в номинации «Мультимедийная журналистика», призерами литературного конкурса «Рифмы победы», в номинации «Молодые поэты» ( ГКУ ОСБ им. В.Г. Короленко ), дистанционных всероссийских и международных творческих конкурсов «Твори! Участвуй! Побеждай!», «Совушка», «Мир глазами детей» и других.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017 —256 с.
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009
Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/ Издательство: «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Балыкина В.Д., директор МБОУ «СШ №17
им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»
Спесивцева О.А., заместитель директора
МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности, поэтому особое место среди планируемых результатов освоения основных образовательных программ каждого уровня в соответствии с ФГОС занимает формирование навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Для получения качественного образования в целом у обучающихся уже на уровне начального общего образования должны быть заложены основы читательской грамотности, которые проявляются в устойчивой потребности самостоятельно обращаться к книгам, осознанно выбирать материал для чтения, эффективно применять приобретенные навыки смыслового чтения: выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного. Только в этом случае читательская грамотность получит свое дальнейшее развитие на уровне основного и среднего общего образования и процессе совершенствования сформирует читательскую компетентность.
В рамках реализации основных образовательных программ в МБОУ «Средняя школа №17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова» большое внимание уделяется работе, направленной на формирование читательской грамотности обучающихся.
Планируемыми результатами работы по данному направлению является формирование образа «в ыпускника начальной школы», который осознает значимость чтения для своего успешного обучения на следующих уровнях получения образования. Ученики смогут полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Школьники достигнут необходимого уровня читательской грамотности, речевого развития, у них сформируются универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники начальной школы овладеют техникой чтения, научатся самостоятельно выбирать информацию по интересующему вопросу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя грамотным читателем, способным к творческой деятельности.
Конечно, ведущая роль в формировании читательской грамотности отводится урокам литературного чтения. Педагогами начальных классов разработаны рабочие программы по предметам Литературное чтение и Литературное чтение на родном языке (русском) с использованием УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века».
Формирование читательской грамотности младших школьников проходит в 4 этапа, которые различаются целями и задачами обучения, методикой работы, учебным материалом.
На подготовительном и начальном этапах у учащихся закладываются основы читательской самостоятельности, формируется тип правильной читательской деятельности, приобретается читательский литературный опыт. Работа учителя начальных классов в этот период направлена на отработку умения обучающихся ориентироваться в книгах, вчитываться в текст, запоминать его, что обеспечивает формирование привычки читать способом изучающего чтения. Школьники учатся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить информацию в явном виде.
В 3 и 4 классах на основе расширения читательского кругозора у школьников формируются личные читательские предпочтения и интересы, развивается внимание к многообразию произведений разных жанров, у них появляется желание задавать вопросы, рассуждать, постигать жизненный опыт. Умения и навыки, определяющие читательскую грамотность, совершенствуются, ученики способны самостоятельно работать с информацией, легко в ней ориентироваться, анализировать содержание прочитанного. Обучающиеся выбирают книги и читают их с целью самообразования, находят недостающую информацию в разных источниках не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах.
На основном и заключительном этапах большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется не в классе, а во внеурочное время. Важным условием при этом становится использование интерактивных технологий.
В рамках внеурочной деятельности учителями школы разработана и реализуется программа «В мире книг». Ученики под руководством учителя знакомятся с классикой и новинками детской литературы, посещают библиотеку, участвуют в литературных викторинах, встречах с писателями Смоленщины. Хорошей традицией стало проведение в школе библиотечных уроков начиная с 1 класса. Библиотекари проводят с детьми беседы о правилах пользования библиотекой, бережном отношении к книге, знакомят с писателями и поэтами, новинками детской литературы.
С первого класса ученики работают с читательскими дневникам, в которых выполняют разработанные учителями задания на основе тематических произведений. Все задания направлены на формирование двух видов чтения: чтение с целью приобретения читательского опыта и чтение с целью освоения и использования полученной информации. Ежегодно во время проведения Недели книги проходит презентация читательских дневников в ходе которой ученики представляют свои работы и делятся опытом.
Огромную роль в формировании читательской грамотности младших школьников играет разнообразная творческая деятельность: иллюстрирование прочитанных произведений, театральные постановки, конкурсы, выставки рисунков.
Традиционными в школе являются конкурс чтецов «Краски осени», Театральный фестиваль, концерты, посвящённые знаменательным датам и событиям. Ученики начальных классов всегда принимают активное участие в мероприятиях, показывают высокий уровень мотивации и сформированности читательской компетенции.
Успех в развитии читательской грамотности зависит от участия в решении этой задачи родителей, так как «читающая среда» должна быть создана и в семье. Налаженный контакт с родителями, направленная просветительская работа в этой области позволяет обрести необходимых помощников для формирования читательского интереса. Для достижения поставленной цели в школе используются такие формы работы, как родительские собрания, беседы, круглые столы, привлечение родителей к проведению литературных праздников, фестивалей, конкурсов, организации и проведения экскурсий.
Для определения готовности учащихся 4 классов к обучению по программе основного общего образования учителя начальных классов проводят диагностику сформированности уровня читательской грамотности в рамках выполнения метапредметной комплексной работы. Выполнение заданий определяют сформированность у обучающихся таких умений, как выборочное и поисковое чтение, интерпретация текста, работа с информацией на основе чтения и анализа таблиц и диаграмм, построение высказывания с учетом коммуникативной задачи, восстановление деформированного текста.
Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения и работы с информацией у обучающихся 4-х классов
Статья «Формирование читательской грамотности у учащихся.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на тему «Формирование читательской грамотности у учащихся.»
Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, Да! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать своё понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «… формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения…»
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
— умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
— найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
2. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:
— устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
— интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
— реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста( жанр, структуру, язык).
Для формирования читательской грамотности учителя нашей школы используют разные технологии и приёмы.
Технология критического мышления.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
1 этап- «вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап – «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии ( Что хочу знать?).
3 этап – «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «Что узнал?» ребёнок на уроке по данной проблеме.
Технология проблемного обучения.
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развивать познавательные навыки, навыков презентации рефлексии деятельности.
«Дерево мудрости» : сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву. Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Информационно – коммуникационную технологию
Используют следующие приёмы работы.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии. Которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность»
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приёмы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать : «Мои ученики будут узнать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци).
Читательская грамотность младших школьников: результаты и тенденции
В условиях стремительно меняющегося мира, произошла серьезная коррекция требований, предъявляемых к системе начального общего образования со стороны государства, увеличились притязания и запросы к результатам образования со стороны родительской общественности.
В условиях стремительно меняющегося мира, произошла серьезная коррекция требований, предъявляемых к системе начального общего образования со стороны государства, увеличились притязания и запросы к результатам образования со стороны родительской общественности.
Эти требования нашли свое прямое отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», где одним из основных ожидаемых результатов является «повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA)» [3, с. 5].
Без преувеличения можно сказать, что особое значение для начальной школы имеет Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводится каждые пять лет и является мониторинговым исследованием качества начального образования. Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Исследование PIRLS оценивает успешность выпускников начальной школы в решении двух основных читательских задач: 1) получить опыт эстетического (литературного) переживания; 2) приобрести и использовать информацию. При этом PIRLS выделяет четыре читательских умения, необходимых для решения обеих читательских задач:
• найти в тексте информацию, изложенную в явном виде;
• на ее основе сделать простые умозаключения;
• интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста;
• оценивать содержание и форму текста.
Дефиниция «читательская грамотность» появилась в контексте Международной программы по оценке учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment), оценивающей грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Международные исследования определяют читательскую грамотность с точки зрения ее значимости для социального статуса человека, его благополучия в обществе следующим образом.
PISA: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
PIRLS: «Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, строить свои смыслы на основе разнообразных текстов».
Конкретизировать понятие «читательская грамотность» с позиции обучающегося в образовательной организации, его готовности к образованию, к саморазвитию, значения читательской деятельности для поддержания интересов и эмоционального статуса личности удалось, с нашей точки зрения, авторам Концепции начального образования «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:
• совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;
• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;
• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [1, с. 32].
Проанализировав понятие «читательская грамотность», можно заметить, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в старшей школе, у выпускников начальной школы должна быть сформирована перманентно развивающаяся совокупность специальных читательских умений и навыков, которые необходимы для полноценной работы с текстом на протяжении всей жизни.
По данным Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г.С. Ковалевой в исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие более 340 000 учащихся из 50 стран мира, в том числе и Российской Федерации, которая была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны, среди которых есть и Республика Башкортостан.
По итогам проведенного исследования выпускники начальной школы Российской Федерации значительно улучшили свои результаты по сравнению со всеми предыдущими годами и оказались самыми успешными в овладении чтением; отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников нашей страны. У российских учащихся начальной школы были зафиксированы самые высокие результаты как при чтении художественных, так и при чтении научно-популярных текстов, они сумели продемонстрировать баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации [5, с. 1 – 3].
Уровни читательской грамотности напрямую связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы:
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности младшего школьника к дальнейшему обучению на уровне основного общего образования. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися начальной школы помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
За 15 лет, начиная с 2001 года, уровень читательской грамотности российских младших школьников значительно повысился. Число учащихся, продемонстрировавших высший уровень читательской грамотности в соответствии с международными стандартами, увеличилось почти в 10 раз, с 3% до 26%. Эти учащиеся успешно читают, понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800–1000 слов. Они воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи; опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции. Высокий уровень читательской грамотности был зафиксирован у 70% выпускников начальной школы. Число учащихся с низким уровнем читательской грамотности напротив сократилось с 16% в 2001 году до 5% в 2016 году [5, с. 5].
Справедливости ради отметим, что успехи российских выпускников начальной школы в области читательской грамотности, в том числе могут быть связаны с реализацией требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, уделяющего этому вопросу особое внимание в системе метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах [4, п. 11].
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы отражают:
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [4, п. 12.1].
По данным PIRLS, за последние 15 лет в мире увеличилось число «хороших читателей», которые любят читать, уверены в своих силах и отлично себя чувствуют на уроках чтения. В Российской Федерации, как и в других странах, учащиеся начальных классов имеют более высокие результаты по чтению, если в их школе:
все участники учебного процесса нацелены на высокие достижения;
большинство поступающих в I класс детей имеют высокий уровень готовности к обучению чтению;
имеется достаточное количество образовательных ресурсов, а возможный их недостаток не оказывает значительного влияния на результаты обучения.
В то же самое время, в рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов на обучение чтению и результатами по читательской грамотности. Страны сильно отличаются по общему числу учебных часов на изучение всех предметов. Например, в Сингапуре этот показатель составляет 1040 ч в год, а в Финляндии – 731 ч. В России на изучение всех предметов в 4 классе в среднем отводится 652 ч. Из них на изучение родного языка отводится 263 ч (41%), а на обучение чтению – 171 ч (27%).
Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т.е. эффективность использования времени урока.
Сегодня учителю начальных классов совершенно понятно, что наличие хорошей техники чтения недостаточно, поскольку выпускнику начальной школы необходима целая совокупность непрерывно совершенствующихся читательских компетенций. При высоком уровне овладения техникой чтения, положительном отношении к этой деятельности младшие школьники по-прежнему отстают в нестандартной индивидуальной оценке событий, описанных в прочитанных произведениях, демонстрируют недостаточный уровень смыслового чтения познавательных, справочных, инструктивных текстов [2, с. 7].
Для решения данной проблемы необходима работа по формированию у младаших школьников двух группы умений:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы.
умения, основанные на собственных размышления о прочитанном (интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя):
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Очень важно, чтобы эта работа системно осуществлялась учителем начальных классов в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности с использованием самых передовых педагогических технологий, инновационных форм и методов работы.
С.С. ПИЧУГИН,
кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО,