влияние чтения на мозг и интеллект
Сколько нужно читать и почему это важно
Рассказываем, как чтение влияет на мозг
Пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». Почему это так? Вместе с экспертами разбираемся, действительно ли чтение делает нас умнее, сколько страниц в день нужно читать и как сделать чтение максимально эффективным и для детей, и для взрослых.
Кстати, сейчас мы запустили бесплатный email-курс для тех, кто пока ещё не совсем хорошо читает (или вообще нет). Пять творческих и простых занятий, чтобы научить ребёнка читать осознанно и с интересом. Подписывайтесь!
нейробиолог, дефектолог, кандидат биологических наук,
руководитель «Центра коррекционных и развивающих технологий»
🧠 Чем чтение полезно для мозга
Формирует нейронные связи
Нейробиологи давно выделяют несколько видов интеллекта и даже фиксируют различия с помощью электроэнцефалограммы: человеку надевают датчики и предлагают выполнить задания разного типа. Программа показывает, какие зоны мозга в первую очередь реагируют на определённый вид задач. Так по карте мозга определяют ведущие типы интеллекта обследуемого.
Вы можете с трудом понимать математику, но быть очень эмпатичным, если у вас развит эмоциональный интеллект. В быту умный — это не тот, кто умеет написать уравнение окислительно-восстановительной реакции, а тот, кто знает, когда смолчать, что кому сказать. Людей с одним видом интеллекта не бывает, каждый тип интеллекта развит в какой-то степени.
Напрямую чтение и интеллект не связаны, но если рассматривать мозг как нейросистему, то польза от чтения заметна. Когда я учусь танцевать сальсу или плести корзины, в моём мозге образуются новые нейронные связи.
То же самое происходит при чтении. Освоение нового даёт прирост к интеллектуальной сфере на клеточном уровне, но читать ради количества прочитанного не имеет смысла.
Лучше всего осмыслять, обсуждать прочитанное и пытаться применить на собственном опыте — тогда в мозге сформируется наибольшее количество связей.
Некоторым людям трудно воспринимать печатный текст. У них мы диагностируем синдром скотопической чувствительности или дислексию. Если процесс чтения для вас мука, стоит слушать аудиокниги, а при чтении текста выбирать короткие новеллы, а не романы.
Люди, которые не любят читать, всё равно читают, например, посты в социальных сетях. В спектре моих интересов смешные короткие рассказы на злобу дня и всё, что связано с дефектологией и нейробиологией, а также статьи про вирусы. Я читаю материалы в интернете и бумажные книги. При этом если после нескольких страниц книга не зацепила, я её читать не буду.
Пробуждает и развивает воображение
Специалист в области литературы, сотрудник Мичиганского университета Натали Филлипс инициировала эксперимент с использованием МРТ. Испытуемым предлагали прочесть отрывок художественного произведения в камере аппарата магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что чтение для удовольствия стимулирует разные отделы мозга. У испытуемых усиливалось кровоснабжение областей, которые не задействуются при просмотре видео или во время компьютерных игр.
Стимулирует мозговую активность
Психофизиологи заметили, что неожиданные окончания фраз или несуществующие слова при чтении повышают активность различных зон мозга. Такими примерами чаще изобилуют стихи: у В. В. Маяковского « молоткастый, серпастый советский паспорт» или у А. А. Ахматовой «Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь». Именно поэтому поэзия имеет более сильный и продолжительный эффект, чем проза.
📚 Сколько книг нужно читать в год
Успешные предприниматели: Илон Маск, Билл Гейтс, Уоррен Баффет читают книги и периодику по несколько часов в день — до 100 книг в год. Опрос ВЦИОМа в 2019 году показал, что читающие россияне «проглатывают» около 12 книг за год, а если не сидят в интернете, вдвое больше — по полкниги в неделю.
📅 Сколько времени нужно читать в день
Средняя скорость чтения взрослого человека около 50 страниц в час. Книгу объёмом 250 страниц можно осилить за неделю, если уделять этому занятию чуть меньше часа в день. Сколько времени посвящать чтению, каждый решает сам. Если уделять книгам час каждый день, вы приблизитесь к показателям известных богатых людей.
преподаватель «Фоксфорда», кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ, редактор журнала «Лиterraтура»
Можно вообще не читать. Я знал людей, которые практически ничего не читали, не смотрели и не слушали, тем не менее, в общении они могли показать себя интересными собеседниками (но не в плане разговоров о культуре) и тонкими психологами — знатоками человеческих душ.
Но есть один нюанс. С такими людьми лучше не обсуждать литературу, кино и музыку — они демонстрируют настолько странные вкусы, что дальнейшее общение может стать невозможным. И это неудивительно — вкус, умение разбираться в чём-либо, например, в искусстве, развивается именно в процессе потребления этого искусства.
Ну и ещё один небольшой момент: если вы сами сильно увлекаетесь чем-нибудь, например, астрофизикой и жаждете об этом говорить, то, естественно, вам будет более приятен тот собеседник, с которым вы сможете это обсудить.
Впрочем, если вы интроверт, то не имеет значения, читал ли что-либо ваш собеседник. Скорее всего, вы и так не будете тяготеть к общению.
Чтение и прочее культурное потребление, конечно, развивает, формирует интеллект и вкус, в этом смысле да, если понимать разумность как совокупность знаний. Однако, как сказал Гераклит, «многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея», намекая на то, что лучшие эрудиты того времени были дураками.
В общем, чтение даёт базу и стимул к развитию, но если ума нет, то его и не будет.
Как чтение влияет на развитие мозга?
От того, какие книги мы читаем, зависит наш уровень грамотности. Это исследование было подтверждено учеными и опубликовано в Journal of Business Administration. И именно выбор материалов для чтения оказывает большее влияние, нежели заучивание правил грамматики.
В исследовании приняли участие две группы студентов. Первые читали классику и научно-популярные книги. Вторые — веб-агрегаторы незамысловатого содержания и популярную беллетристику. Показатели по степени грамотности составления сложных предложений у первой группы были выше в несколько раз.
Что такое глубокое чтение, и как оно влияет на мозг?
Под этим термином скрывается чтение сложных текстов. Не поверхностное, а вдумчивое, когда человек погружается в текст и проживает его. В этом случае мозг начинает задействовать области, которые активизируются при обучении и получении нового опыта. В дополнение к созданию новых нейронных связей такой метод чтения позволяет развивать эмпатию. Мы проживаем проблему, примеряем ее на себя, соответственно — интуитивно начинаем понимать эмоции автора.
Если говорить подробнее, то такое чтение активизирует несколько отделов головного мозга, а именно:
Центр Брока. Эта часть мозга отвечает за создание речевых оборотов, связных предложений.
Область Вернике. Мозговой центр с подобным названием помогает воспринимать смысл прочитанного.
Наконец, активизируется угловая извилина, которая влияет на уровень восприятия и владения языком.
Как научиться глубокому чтению?
Совет первый — читайте больше стихов. Лучше будет, если вы отдадите предпочтение сложным, эмоционально насыщенным рифмам. В процессе чтения ставьте себя на место автора или главных героев, стремитесь почувствовать их чувства и угадать мысли. Это положительно повлияет на творческие навыки.
Совет второй — достаньте с полки классику. Нет ничего лучше глубокого чтения хорошей классической литературы. Это поможет развить речь, сделать ее ярче и богаче. К тому же, проживание переживаний главных героев развивает эмоциональный интеллект, который пригодится в работе и в повседневной жизни.
Застрять в чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом
natgred
Вообще-то от природы наш мозг не годится для чтения: эта способность развивается только у тех, кого специально учат различать буквы. Несмотря на это, «противоестественное» умение изменило нас навсегда: мы можем представлять места, в которых никогда не бывали, разгадывать сложные когнитивные загадки и (возможно) становиться умнее с каждой прочитанной книгой. Разбираемся, как нам удается почувствовать себя в шкуре персонажа любимой книги и почему стоит научиться читать как можно раньше.
Перестройка мозга
Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.
Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.
Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов. Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц. В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».
Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.
Оказаться в шкуре героя
В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно. Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.
Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.
«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.
Для работы и удовольствия
Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику. Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило». Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.
О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста. В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие. Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга. При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.
Чтение делает умнее?
Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.
А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.
Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.
Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).
Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.
Влияние чтения на мозг и интеллект
материал разместил: учитель-логопед Якимовская А.С.
Влияние чтения на развитие ребенка
Современные родители часто бывают уверены, что если они играют с ребенком в игры, то этого достаточно для развития малыша. Конечно, с помощью игр малыш познает окружающий мир, но и чтение играет непосредственную роль в развитии ребенка любого возраста.
Ученые утверждают, что дети, которым читали еще во время утробного развития, быстрее начинают говорить, а затем и читать. В 6 месяцев у малыша в мамином животике уже полностью сформирован слух, а как раз звук — это первое знакомство крошки с внешним миром. Недаром наши предки запрещали ругаться при беременных, а будущим мамам нужно было петь колыбельные и разговаривать с животом.
После рождения 2–3-месячный малыш внешне никак не реагирует на чтение, но он слышит слова и интонацию родителей, и его мозг привыкает к ним, воспринимает определенную информацию. Лучше всего начинать с потешек и коротеньких детских стишков. Простые слова и легкая рифма, а также и действия, которые вы выполняете, помогают ему быстрее осознавать произнесенные вами фразы и запоминать слова.
Совместное чтение книг позволяет детям в возрасте 3–5 лет понимать мысли и чувства других людей, учитывать чужие желания и взгляды. Старые добрые сказки развивают фантазию и формируют речь ребенка. Только не забывайте после прочтения задавать вопрос о характерах персонажей и их поступках, о новых словах: как он их понимает, какая главная идея прочитанного.
Если вы не будете торопить малыша и требовать от него слишком многого, позволяя ему самому выразить свое мнение, то довольно скоро вы сами заметите, как развивается логическое мышление, внимание и память у вашего ребенка. Детские книги — это инструмент, с помощью которого малыши учатся познавать себя и окружающий мир. Можно давать ребенку слушать сказки, озвученные актерами, а затем попросить нарисовать или вылепить героев произведения. Это позволит лучше запомнить материал, улучшить моторику рук и развить творческое мышление. Но помните: ни один актер не заменит ребенку радость общения с мамой, даже если вы просто вместе рассматриваете картинки.
Нужно ли учить ребенка чтению раньше того, как он пойдет в школу? Судите сами: если раньше на изучение букваря детям давался год, то сегодняшние первоклассники прочитывают букварь за пару месяцев. Если вы начнете учить буквы с малышом задолго до школы, у вас будет достаточно времени, чтобы не торопить ребенка, а спокойно выучить их, придумать разные игры для повторения уже знакомых букв.
При чтении текста также важно, чтобы ребенок понимал прочитанное, а не просто произносил звуки. При формировании навыков чтения у ребенка тренируется внимание и мышление. При отсутствии навыков осознанного чтения, малыш может отставать в школе и по остальным предметам, ведь он просто не будет понимать, что сказано в задании. Так что скорость чтения непосредственно влияет и на успеваемость, и на веру в свои силы.
Регулярное чтение развивает эмоциональный интеллект и помогает решать проблемы эффективнее
Регулярное чтение не просто позволяет нам отвлечься и узнать новое, но и способно буквально перестроить работу мозга. Оно повышает эмоциональный интеллект, способствует лучшему запоминанию фактов, а также учит эффективнее искать альтернативные решения для сложных проблем, пишет Inc.com. Исследования психологов и нейробиологов показывают, что положительный эффект от чтения можно ощутить как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Растущий объём научных работ показывает, что в краткосрочной перспективе чтение прежде всего позволяет развить эмпатию. Знакомство с персонажами, которые иногда сильно отличаются от нас, сопереживание им, способно повысить наш эмоциональный интеллект. Например, это подтвердили результаты метаанализа, который проводился под руководством исследователя из Рочестерского университета Дэвида Доделл-Федера.
В своём исследовании Доделл-Федер проанализировал данные 14 предыдущих работ, изучавших взаимосвязь между чтением художественной литературы и развитием эмпатии.
В результате он пришёл к выводу, что «по сравнению с чтением научной литературы или отсутствием чтения в принципе чтение художественной литературы привело к статистически значимому улучшению социально-познавательной деятельности». Проще говоря, совокупность научных данных подтверждает, что чтение художественной литературы действительно способно повлиять на развитие эмоционального интеллекта.
Другие исследования показывают, что медленное чтение («deep reading») в течение длительного времени развивает способность сосредотачиваться на проблеме и более успешно улавливать сложную информацию. С другой стороны, как выяснили психологи, чем меньше вы читаете, тем быстрее исчезают эти преимущества.
В долгосрочной перспективе чтение способно повлиять на работу мозга ещё больше. Этот эффект описывает в книге «The weirdest people in the world» («Самые странные люди в мире») профессор Гарвардского университета Джозеф Хенрич.
В целом работа посвящена изучению распространения грамотности среди населения, однако исследователь также объяснил, как с точки зрения нейробиологии чтение меняет наш мозг.
Согласно его данным, обучение чтению позволило нам буквально «перестроить наш мозг», улучшив вербальную память. Психологии понимают под вербальной памятью способность людей запоминать поступающую информацию, которая предоставляется в словесной форме. Если невербальная память отвечает за запоминание зрительных образов, то вербальная — за текстовую информацию.
Постоянное чтение также привело к утолщению мозолистого тела (это сплетение нервных волокон в головном мозге млекопитающих, соединяющее правое и левое полушария). Толщина этого участка указывает на количество содержащихся в нем нейронов ― чем толще сплетение, тем больше в нем нейронов. В свою очередь, чем толще мозолистое тело, тем, как считается, более обширные связи существуют между полушариями мозга.