влияние дистанционного обучения на здоровье обучающихся
Влияние дистанционного обучения на здоровье: сплошной вред и только?
Влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка при неправильном подходе неизбежно: ухудшается зрения, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, пропадает сон и т. д. Во избежание негативных последствий важно правильно построить процесс учебы и следовать простым советам, которые оговорены в статье.
Как дистанционное обучение влияет на здоровье обучающихся
Пандемия застало врасплох человечество, не готовое к изменению ритма жизни и подходов ко многим процессам. В частности, под ударом оказались дети, которые перешли на новый для себя удаленный формат учебы. Но такие изменения несут серьезные риски для общества, ведь дистанционное обучение вредит здоровью ребенка. Это проявляется в следующих аспектах:
2020 года уже показал влияние дистанционного обучения на здоровье обучающегося, но главные выводы еще впереди. Кроме рассмотренных проблем, поджидают и другие — развитие обсессивно-фобических состояний, частые головные боли, депрессии, ухудшение осанки, подавленность и другое. Если ничего не предпринимать, минусы дистанционного обучения для здоровья и его негативное влияние на ребенка будет только усиливаться.
Как сохранить здоровье на дистанционке
В связи со сказанным выше ничего не остается, как принять меры по поводу укрепления здоровья. И здесь имеется ряд предложений, на которых остановимся ниже.
Продолжительность занятий
Учителя должны понимать, как дистанционное обучение влияет на здоровье, и исходя из этого планировать учебный процесс. Чтобы снизить негативное влияние, желательно не превышать количество и время занятий возле компьютера. Так, для учащихся в возрасте 8-10 лет допускается одно занятие продолжительностью 45 минут до обеда. Более старшие дети возрастом 11-13 лет могут выдержать два урока по 45 минут — до и после обеда. Ученикам 14-16 лет разрешено проводить три занятия — одно в первой и два во второй половине дня.
Организация рабочего места
Чтобы снизить влияние дистанционного обучения с точки зрения здоровья, необходимо правильно организовать место для работы ребенка. Главные указания:
Защита зрения
Один из вопросов — как сохранить здоровье школьника при дистанционном обучении. Для начала убедитесь, что расстояние до монитора от 60 до 80 см, а центр экрана на 10-20 см ниже уровня глаз. Дополнительно следуйте таким советам:
Для снижения влияния дистанционного обучения на глаза необходимо выполнять ряд упражнений. Самая простая гимнастика:
Дополнительные рекомендации
Многие родители уже видят влияние удаленки, как отразилось на здоровье детей дистанционное образование, и чем оно опасно. Во избежание последствий родителям рекомендуется следовать таким советам:
Негативное влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка можно снизить, если правильно подойти к процессу учебы и следовать советам в статье. В комментариях поделитесь своим опытом и методами, позволяющими защитить ученика от негативных последствий.
Влияние дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов
Дата публикации: 19.04.2021 2021-04-19
Статья просмотрена: 407 раз
Библиографическое описание:
Досбергенова, С. Ж. Влияние дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов / С. Ж. Досбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80175/ (дата обращения: 16.11.2021).
Дистанционное обучение — это метод обучения, который предоставляет возможность взаимодействия между преподавателем и студентом независимо от временных и пространственных рамок.
Ключевые слова: дистанционное обучение, здоровье, образ жизни, COVID-19.
В 2020 году каждый ученик, студент столкнулся с понятием дистанционного обучения, которое позволило снизить риски распространения COVID-19. Дистанционное обучение используется посредством сети Интернет и позволяет обучающимся поддерживать учебную связь с преподавателями, повышая возможность квалифицированного обучения [1].
Основными характеристиками дистанционного обучения считают гибкость, модульность, контроль и мотивацию. Гибкость выражается в способности комфортно организовывать процесс обучения, модульность позволяет создать целостность изучаемых материалов, контроль позволяет оценивать полученные знания, мотивация является основной движущей силой для получения желаемого результата [2].
В дистанционной форме кроме ключевых характеристик можно выделить и ряд преимуществ и недостатков.
К преимуществам относятся:
Недостатками обучения считают:
Целью работы является — изучение влияния дистанционного обучения на здоровье студентов.
Как мы знаем, каждое современное техническое устройство работает посредством электросети и вырабатывает электромагнитное излучение. Безопасно ли данное влияние не известно до нынешнего времени. Но известен фактор, что длительное времяпровождение приводит к проблеме со зрением и осанкой подрастающего поколения. У молодого поколения на фоне длительной работы могут возникнуть проблемы с психоэмоциональным состоянием, проблемы в режиме сна и питания, а также вызвать не только стрессы, но и головные боли, боли в плечах, пояснице.
Наиболее распространенными заболеваниями опорной двигательной системы являются искривление позвоночника в виде сколиоза, остеохондроза, кистевой туннельный синдром [4].
Стрессы в процессе работы за компьютером могут возникнуть из-за технических проблем, таких как медленная работа компьютера, зависание, отсутствие нужных программ и несохраненные данные [5].
Материалы и методы.
Данное исследование проводилось среди студентов Казахского Национального Медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова. В опросе приняли участие 141 студент из 157 студентов школы «Общественное здравоохранение» им. Х. Досмухамедова. Исследование направлено на изучение изменения здоровья и образа жизни, связанного с резким переходом на дистанционную форму обучения.
Исследование, проводившиеся среди 141 студента университета, позволило узнать об изменениях нагрузки во время дистанционного обучения. Т. е. большинство студентов — 58 % посчитали, что нагрузка увеличилась; 40 % студентов считают, что нагрузка во время дистанционного обучения не изменилась; 2 % студентов считают, что нагрузка вовремя обучения уменьшилась.
Второй вопрос исследования заключался в анализе ситуации с появлением болей в области спины, шеи, ухудшении зрения в следствии длительной работы за компьютером. У 43 % студентов на постоянной основе появились боли в спине, шеи и запястье, у 21 % появилась усталость глаз, возможно ухудшение зрения, у 28 % студентов боли и проблемы со зрением появляются редко, у 8 % отсутствуют проявления в ухудшении здоровья.
Анализ третьего вопроса позволил каждому студенту выбрать несколько вариантов ответа, которые наиболее подходят для изменения образа жизни. Из 141 (100 %) студента — 18 % выделили, что стали затрачивать меньше времени на поиск информацию; 15 % студентов — что формат дистанционного обучения проходит интереснее; 22 % студентов отметили, что у них сократилось количество личного времени; 15 % студентов наоборот, что личного времени стало намного больше; 18 % обучающихся выделили, что появилось утомление во время дистанционного обучения; а 12 % студентов отметили, что стали тратить время бесполезно.
Четвёртый вопрос заключался в анализе мнений студентов, где большинство студентов смогло выделить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Таким образом, 70 % студентов предпочитают вернуться на традиционно очную форму обучения, а остальные 30 % попробовали бы продолжить обучение дистанционно. Положительными сторонами были выбраны: больше свободного времени, финансовая экономия на транспорт и жилье, самостоятельность в процессе обучения, экономия времени на передвижения до университета. Минусами дистанционного обучения считают: большая загруженность учебой, нагрузка на зрение и позвоночник, сложности в получение достоверной информации, плохое интернет-соединение.
В результате проведенного исследования мнения студентов поделились на двое, все же кто-то желал продолжить обучение дистанционно, а кто-то посчитал, что обучение в традиционном формате проходит интереснее. Но один факт не остается неизменным, большинство студентов считают, что компьютерные технологии в связи с длительной работой приносят вред здоровью студентов.
Влияние дистанционного обучения на здоровье учителей, школьников и студентов
Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»
Актуальность
В связи с пандемией COVID-19 в 2020 году большая часть учебных заведений перешла в онлайн-формат, и в сфере образования получило развитие новое явление – дистанционное обучение, в котором первостепенную роль играют информационно-коммуникационные технологии, в первую очередь – компьютеры, которые, как известно, зачастую отрицательно влияют на здоровье человека.
Однако вместе с негативными факторами, которые возникают при долгой работе с компьютером, при дистанционном обучении появляются ещё повышенная умственная деятельность и трудность работы в таком формате, усиливающие вредное воздействие на организм человека.
Цель
Изучить влияние дистанционного обучения на здоровье школьников, учителей и студентов и создать комплекс рекомендаций для профилактики заболеваний, возникающих на его фоне.
Задачи
1. Провести обзор научной литературы с целью установить, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть при длительной работе на компьютере.
2. Провести социологический опрос для определения, насколько эти проблемы актуальны, а также выявить новые, непосредственно связанные с дистанционным обучением.
3. На основе полученных данных и различных источников составить комплекс рекомендаций.
Описание
В ходе анализа научной литературы были выделены следующие проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за длительной работы на компьютере: синдром сухости глаз, спазм аккомодации, сколиоз, остеохондроз и радикулит, судороги, отёк, онемение ног, ухудшение кровообращения и др.
Группе учителей, школьников и студентов был предложен социологический опрос, касающийся их состояния здоровья во время дистанционного обучения и соблюдения ими гигиенических норм при работе за компьютером. Вопросы были составлены на основе перечня возможных проблем со здоровьем, выявленных при дистанционной работе.
В социологическом опросе приняли участие 183 респондента: 8 школьников 1–4 классов (примерно 4% от общего числа респондентов), 22 школьника 5–6 классов (12%), 85 школьников 7–11 классов (около 47%), 38 студентов (21%) и 30 учителей.
Результаты
1. У 94% опрошенных появилось чувство апатии, лень, причём для 38% они стали характерными на постоянной основе; сонливость, недомогание, головные боли возникли у 49%.
2. Гимнастику для глаз делают лишь 35%, ссылаясь на маленькие перерывы между занятиями, а ведь она является важным элементом профилактики проблем со зрением. Помимо этого, 45% опрошенных делают небольшие перерывы между учёбой раз в 1,5 часа, что гораздо реже нормы.
Как следствие, у 43% за период дистанционного обучения наблюдалось ухудшение зрения.
3. У 68% наблюдается боль в глазах, а специальными каплями для профилактики синдрома сухого глаза пользуются только 19%.
4. Небольшую физическую разминку в перерывах делают регулярно лишь 16% опрошенных, а остальные 84% выполняют её лишь иногда или не делают вовсе. Как следствие, у 74% наблюдаются боли в спине и суставах, а для 43% они стали характерными на постоянной основе.
5. У 42% наблюдаются боли в кистях рук.
Вопрос
Варианты ответа
Школьники (%)
Студенты (%)
Учителя (%)
1–6 классы
7–11 классы
Ощутили ли вы снижение зрения за период дистанционного обучения?
Влияние дистанционного обучения на здоровье обучающихся
Во время сложной эпидемиологической обстановки в стране, многие вузы с марта 2020 г. по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на формат так называемого дистанционного обучения – обучения с применением электронной информационно-образовательной среды. С такой ситуацией система высшего образования еще не сталкивалась. Однако необходимо подчеркнуть, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 дистанционный формат обучения стал единственно возможным и безопасным для сохранения здоровья обучающихся. Дистанционное образование, активно обсуждаемое в России в течение последних 15–20 лет, стало реальностью с марта 2020 г.
Сегодняшнее поколение студентов можно смело называть «цифровым поколением», они выросли в интернете, свободно владеют компьютерными технологиями, в отличие от многих преподавателей вузов. Первоначально большая часть обучающихся были рады переходу на дистанционный формат обучения – безусловно, в этом есть свои плюсы. Например, экономия времени, которое тратится на поездку до университета и т.д. Но на самом деле всё обстоит не так радужно, как кажется на первый взгляд.
Цель исследования – изучение влияние дистанционного формата обучения на здоровье обучающихся.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) провести анализ педагогической, специальной литературы по тематике исследо- вания;
2) определить основные признаки дистанционного обучения;
3) выявить факторы, негативно влияющие на здоровье обучающихся в период дистанционного обучения;
4) разработать рекомендации студентам по организации рабочего пространства и сохранения здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.
Анализ учебной и научно-методической литературы показал, что проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний обучающихся в период дистанционного обучения является одной из актуальных задач высшего образования. В настоящее время обсуждают самые разные вопросы, касающиеся эффективности дистанционных форм обучения и качества дистанционного образования в целом – это исследования ряда социологических фирм, общественных фондов, отдельных вузов, а также отдельных ученых. Много исследователей описывают основные достоинства цифрового образования [1–3]: доступность и гибкость, охват образовательными услугами тех, кто по различным причинам не может физически присутствовать в аудитории, повышение интерактивности обучения и др. Разработаны дидактические концепции цифрового образования [4]. В работах [5–7] рассмотрены проблемы и риски, которые возникают в процессе цифрового обучения. Небольшая часть работ посвящена исследованию негативных последствий влияния цифровых технологий на здоровье обучающихся [8–10].
Дистанционное обучение – эта особая форма обучения, предполагающая, что процесс приобретения компетенций происходит без непосредственного контакта с педагогами. Между обучающимся и преподавателем существует «дистанция».
Онлайн-обучение (или электронное обучение) предполагает получение знаний и навыков при помощи интернет-соединения на различных образовательных платформах. Это онлайновая коммуникация между студентами, между студентом и преподавателем.
Дистанционное обучение – понятие более широкое, чем онлайн-обучение, для которого можно использовать различные технологии, в том числе и онлайн-обучение.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования» [11].
При удаленном обучении изучение дисциплины базируется на электронных курсах – учебных комплексах, содержащих информацию по дисциплине в разных формах (видеолекции, онлайн-лекции, вебинары, электронные учебники, мультимедийные презентации, виртуальные лабораторные работы и т.д.).
При переходе на дистанционный формат обучения большую часть времени обучающийся стал проводить сидя за компьютером в помещении. Отсутствие «живого» общения с педагогом увеличивает количество затраченного времени на поиск информации в интернете – увеличился объем самостоятельной работы обучающегося. Еще одним негативным признаком пандемии оказался стресс, который стал принимать хронический характер. Стресс возник не только от ситуации с коронавирусом в целом, но и от самого формата дистанционного обучения. Зачастую «слабый» интернет также является источником дополнительного стресса, когда студент по объективным причинам пропускает занятие или часть занятия. У обучающихся возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. При продолжительной и напряженной работе за компьютером быстро приходит утомление, при котором деятельность внешних органов чувств или неестественно возрастает, или ослабляется; уменьшается сила памяти, вследствие чего возникает быстрое пропадание из памяти того, что незадолго было изучено.
Посещая занятия в университете, студент смотрит на преподавателя, в тетрадь, на доску, то есть переключает свое зрение на разные объекты и тем самым снижает напряжение с глаз. Сейчас же обучающиеся по 5–6 ч сидят перед экранами мониторов и телефонов. Нагрузка на зрение колоссальная как у обучающихся, так и у педагогов.
Значительно снизилась и двигательная активность студента. Постоянное нахождение дома ограничивает движение и проявляется в отсутствии любой активности, кроме умственной. «Сидячий» образ жизни оказывает негативное влияние и на осанку – как следствие развиваются сколиоз, остеохондроз и другие заболевания.
Исследуя тему, авторы провели опрос обучающихся НИУ МГСУ о том, как пандемия сказалась на их здоровье. В опросе приняли участие 152 чел., анкеты распространялись в социальных сетях. Результаты опроса (рис. 1) показали, что 55 % обучающихся отмечают нарушения сна; ощущение стресса и беспокойства стали испытывать 69 %; снижение физической активности отметили 79,8 % респондентов, возникли проблемы со зрением у 34 % и появились боли в области запястья у 7,8 % студентов, 98 % студентов не хватает «живого» общения с педагогами и одногруппниками, что негативно сказывается на психологическом и эмоциональном здоровье. Более четверти опрашиваемых жаловались на головные боли.
Рис. 1. Результаты опроса обучающихся о влиянии дистанционного формата обучения на здоровье
Исходя из вышесказанного проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни обучающихся в период дистанционного обучения является одной из наиболее актуальных проблем образования. Увеличение психологической и эмоциональной нагрузки обучающихся в период дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Необходимо отметить, что в вузах обучаются студенты и с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, а также инвалиды. Это требует индивидуальных подходов к образовательному процессу, организованному в информационной электронной среде, разработке индивидуальных образовательных траекторий и поддержки здоровья.
При соблюдении технологии здоровьесберегающего обучения можно сохранить психологическое и физическое состояние обучающегося. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, психического, интеллектуального здоровья обучающихся, а также физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие мероприятия, направленные на эти цели [12, 13].
Исследователи классифицируют здоровьесберегающие технологии по различным критериям. В российских вузах применяется классификация, разработанная Н.К. Смирновым [14] (рис. 2).
Рис. 2. Классификация здоровьесберегающих технологий (Н.К. Смирнов)
Признаками высокой организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении являются:
1) эффективная диагностика психического и физического здоровья обучающихся и преподавателей;
2) сформированность потребности здорового образа жизни у обучающихся и пре- подавателей;
3) оптимальное сохранение здоровья обучающихся и преподавателей;
4) высокая организация контроля над выполнением санитарно-гигиенических нормативов в учебном заведении;
5) выполнение требований к здоровьесберегающему занятию:
— гигиенические требования: проветриваемость помещений, их освещенность, внешний вид обучающихся и т.д.;
— психогигиенические требования: эмоциональный настрой обучающихся и преподавателей, создание комфортных психологических условий;
— требования к структуре занятия: смена деятельности; использование здоровьесберегающих форм деятельности на занятии; динамические паузы и др.;
6) разработка содержания оздоровительных программ, оздоровительных мероприятий на основе медицинского и валеологического подходов.
В период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 Союз охраны психического здоровья на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения разработал специальные рекомендации для подростков и родителей о том, как организовать процесс обучения в удаленном формате. Рекомендации предназначены для специалистов психологической службы в системе образования и активно использовались в школах.
Ниже приводим рекомендации для обучающихся по сохранению здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.
1. Режим сна и бодрствования. Сон очень важен для перевода информации из оперативной памяти в долговременную, кроме того, снимает усталость. В связи с чем полноценный сон ночью и кратковременный дневной сон (1 час) позволит обучающимся эффективно усваивать учебный материал.
2. Чередование нагрузки. При долгой сидячей умственной работе прекращается лимфообращение. Поэтому оптимальной формой распределения нагрузки считается та, при которой на каждой переменке (через 1,5 ч дистанционного занятия) организм получает физическую нагрузку – простые физические упражнения (йога, пилатес, танцы и т.д.). Согласно «Гимнастике для ума» Пола Деннисона, для максимальной концентрации внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов в организме молодого человека достаточно выполнять три простых упражнения:
1) перекрестные шаги; позиция – стоя, поочередно прикасаться левым локтем к правой коленке, правым локтем – к левой коленке;
2) кнопки мозга; левая рука кладется на пупок, а другая в это время стимулирует точки подключичных зон; для каждой стороны длительность упражнения составляет 20–30 с; перед выполнением рекомендуется выпить воды;
3) колпак; позволяет преодолевать стресс; указательным и большим пальцем нужно массировать ушную раковину сверху до мочек; голова в прямом положении, выполняется три раза.
3. Свежий воздух. Прогулки на свежем воздухе необходимы в течение дня для насыщения организма кислородом.
4. Правильная организация рабочего места. Установите настольную лампу – свет должен падать слева. Монитор компьютера должен стоять прямо перед глазами на расстоянии 60−70 см.
5. Цветотерапия и ароматерапия. В современной психологии много внимания уделяется влиянию цвета на организм человека. Во время интенсивной умственной нагрузки в процессе обучения психологи рекомендуют отдавать предпочтение желтому и фиолетовому цветам. Считается, что они способствуют запоминанию и стимулируют интеллектуальные способности. Для нормализации психического состояния, снятия стресса и нервного напряжения рекомендуются эфирные масла лаванды, можжевельника, тимьяна.
6. Организация питания. Питаться нужно 4–5 раз в день небольшими порциями. При перенасыщении желудка нарушается кровоснабжение мозга, и это негативно сказывается на мозговой активности. Возникает вялость и сонливость. Рацион должен состоять из достаточного количества белков, витаминов и растительных жиров.
Заключение
В результате исследования выявлено, что дистанционный формат обучения недостаточно безопасен для обучающихся. Однако у любой формы обучения есть свои преимущества и недостатки, но с помощью небольших усилий и желания возможно минимизировать урон. Анализ последствий дистанционного обучения в разрезе влияния на здоровье обучающихся требует дальнейшей глубокой проработки. Необходимы дальнейшие исследования влияния дистанционной формы обучения на здоровье студентов и доказательная педагогическая экспертиза условия использования цифровых технологий.