влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Влияние дистанционного обучения на здоровье: сплошной вред и только?

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка при неправильном подходе неизбежно: ухудшается зрения, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, пропадает сон и т. д. Во избежание негативных последствий важно правильно построить процесс учебы и следовать простым советам, которые оговорены в статье.

Как дистанционное обучение влияет на здоровье обучающихся

Пандемия застало врасплох человечество, не готовое к изменению ритма жизни и подходов ко многим процессам. В частности, под ударом оказались дети, которые перешли на новый для себя удаленный формат учебы. Но такие изменения несут серьезные риски для общества, ведь дистанционное обучение вредит здоровью ребенка. Это проявляется в следующих аспектах:

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

2020 года уже показал влияние дистанционного обучения на здоровье обучающегося, но главные выводы еще впереди. Кроме рассмотренных проблем, поджидают и другие — развитие обсессивно-фобических состояний, частые головные боли, депрессии, ухудшение осанки, подавленность и другое. Если ничего не предпринимать, минусы дистанционного обучения для здоровья и его негативное влияние на ребенка будет только усиливаться.

Как сохранить здоровье на дистанционке

В связи со сказанным выше ничего не остается, как принять меры по поводу укрепления здоровья. И здесь имеется ряд предложений, на которых остановимся ниже.

Продолжительность занятий

Учителя должны понимать, как дистанционное обучение влияет на здоровье, и исходя из этого планировать учебный процесс. Чтобы снизить негативное влияние, желательно не превышать количество и время занятий возле компьютера. Так, для учащихся в возрасте 8-10 лет допускается одно занятие продолжительностью 45 минут до обеда. Более старшие дети возрастом 11-13 лет могут выдержать два урока по 45 минут — до и после обеда. Ученикам 14-16 лет разрешено проводить три занятия — одно в первой и два во второй половине дня.

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Организация рабочего места

Чтобы снизить влияние дистанционного обучения с точки зрения здоровья, необходимо правильно организовать место для работы ребенка. Главные указания:

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Защита зрения

Один из вопросов — как сохранить здоровье школьника при дистанционном обучении. Для начала убедитесь, что расстояние до монитора от 60 до 80 см, а центр экрана на 10-20 см ниже уровня глаз. Дополнительно следуйте таким советам:

Для снижения влияния дистанционного обучения на глаза необходимо выполнять ряд упражнений. Самая простая гимнастика:

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Дополнительные рекомендации

Многие родители уже видят влияние удаленки, как отразилось на здоровье детей дистанционное образование, и чем оно опасно. Во избежание последствий родителям рекомендуется следовать таким советам:

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Негативное влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка можно снизить, если правильно подойти к процессу учебы и следовать советам в статье. В комментариях поделитесь своим опытом и методами, позволяющими защитить ученика от негативных последствий.

Источник

Влияние дистанционного обучения на здоровье учителей, школьников и студентов

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Актуальность

В связи с пандемией COVID-19 в 2020 году большая часть учебных заведений перешла в онлайн-формат, и в сфере образования получило развитие новое явление – дистанционное обучение, в котором первостепенную роль играют информационно-коммуникационные технологии, в первую очередь – компьютеры, которые, как известно, зачастую отрицательно влияют на здоровье человека.

Однако вместе с негативными факторами, которые возникают при долгой работе с компьютером, при дистанционном обучении появляются ещё повышенная умственная деятельность и трудность работы в таком формате, усиливающие вредное воздействие на организм человека.

Цель

Изучить влияние дистанционного обучения на здоровье школьников, учителей и студентов и создать комплекс рекомендаций для профилактики заболеваний, возникающих на его фоне.

Задачи

1. Провести обзор научной литературы с целью установить, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть при длительной работе на компьютере.

2. Провести социологический опрос для определения, насколько эти проблемы актуальны, а также выявить новые, непосредственно связанные с дистанционным обучением.

3. На основе полученных данных и различных источников составить комплекс рекомендаций.

Описание

В ходе анализа научной литературы были выделены следующие проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за длительной работы на компьютере: синдром сухости глаз, спазм аккомодации, сколиоз, остеохондроз и радикулит, судороги, отёк, онемение ног, ухудшение кровообращения и др.

Группе учителей, школьников и студентов был предложен социологический опрос, касающийся их состояния здоровья во время дистанционного обучения и соблюдения ими гигиенических норм при работе за компьютером. Вопросы были составлены на основе перечня возможных проблем со здоровьем, выявленных при дистанционной работе.

В социологическом опросе приняли участие 183 респондента: 8 школьников 1–4 классов (примерно 4% от общего числа респондентов), 22 школьника 5–6 классов (12%), 85 школьников 7–11 классов (около 47%), 38 студентов (21%) и 30 учителей.

Результаты

1. У 94% опрошенных появилось чувство апатии, лень, причём для 38% они стали характерными на постоянной основе; сонливость, недомогание, головные боли возникли у 49%.

2. Гимнастику для глаз делают лишь 35%, ссылаясь на маленькие перерывы между занятиями, а ведь она является важным элементом профилактики проблем со зрением. Помимо этого, 45% опрошенных делают небольшие перерывы между учёбой раз в 1,5 часа, что гораздо реже нормы.

Как следствие, у 43% за период дистанционного обучения наблюдалось ухудшение зрения.

3. У 68% наблюдается боль в глазах, а специальными каплями для профилактики синдрома сухого глаза пользуются только 19%.

4. Небольшую физическую разминку в перерывах делают регулярно лишь 16% опрошенных, а остальные 84% выполняют её лишь иногда или не делают вовсе. Как следствие, у 74% наблюдаются боли в спине и суставах, а для 43% они стали характерными на постоянной основе.

5. У 42% наблюдаются боли в кистях рук.

Вопрос

Варианты ответа

Школьники (%)

Студенты (%)

Учителя (%)

1–6 классы

7–11 классы

Ощутили ли вы снижение зрения за период дистанционного обучения?

Источник

Влияние дистанционного обучения на здоровье и психику школьников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Влияние дистанционного обучения на здоровье и психику обучающихся школьного возраста

В 2020 году дистанционное обучение так или иначе коснулось каждого. Существуют как сторонники, так и оппоненты новой формы организации обучения. Не поддерживая ни тех, ни других мы рассмотрим влияние так называемого «дистанта» на здоровье и психику обучающихся школьного возраста.

Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».

С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5—11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении. Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.

В период самоизоляции, по данным исследования, у школьников значительно выросла продолжительность «учебных занятий» и время выполнения домашних заданий. Значительно увеличилось время работы с гаджетами

При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.

На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой. Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня». Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 % и тд.

За несколько месяцев дистанционного обучения мы получили достаточно пугающую картину, ситуацию, которая серьёзно угрожает физиологическому и психическому здоровью наших детей. И если в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки по стране мы не можем перейти к очному обучению, то снизить количество неблагоприятных факторов мы просто обязаны постараться ради подрастающего поколения.

Хотим мы того или нет, но перенос офиса или школы в дом первое, а для многих – долгое время воспринимается как нарушение границ. Ребенок в школе в норме не таков, как дома, у него есть своя жизнь, отношения, секреты. На дистанте большинство детей оказываются меж этих двух ролей и очень нервничают. В школе у него, может, образ крутого, а с мамой за спиной он не может так себя проявить и переживает за падение своего авторитета.

Что могут сделать родители? По возможности дать детям личное пространство. Если позволяет помещение, дайте ребенку полную автономию и границы на время его взаимодействия со школой и одноклассниками онлайн. Даже если вы не уверены, что это будет продуктивно.

Компьютер – это экранная нагрузка. Ребенок не так много смотрит по сторонам, как в обычном классе, вертеться ему особо некуда. Он напрягает глаза, если плохо видно презентацию учителя, просто напрягается, глядя в экран на тестировании, а это куда большая нагрузка, чем при взгляде на бумагу. Домашние задания – тоже с экрана и их отправка.

Что могут сделать родители? Помогать распечатывать все, что можно, работать с учебником столько, сколько можно.

Обязательно освойте гимнастику для глаз и делайте ее вместе между уроками – вам тоже полезно сделать паузу в вашей работе. Также по возможности организуйте занятия и игры, которые полезны для глаз. Это прежде всего настольный теннис, но и дома можно организовать игры на меткость, а на улице – подвижные игры, которые требуют ориентации в пространстве и зрительного внимания, не нацеленного в одну точку.

То время, что тратится на дорогу в школу, у детей освободилось, но чувствуют они себя более вялыми. На самом деле принудительное движение в школу, перемещение по школе – это тысячи шагов в день, которые у многих не компенсированы. Это серьезная проблема для растущего организма.

Что могут сделать родители? В квартире практически невозможно нахаживать те же метры и километры, что на улице. Постарайтесь организовать полезную деятельность для ребенка вне дома. Это прогулка с собакой, походы по району с полезной целью. Помогите детям организовать околоспортивные занятия в парке.

Не забывайте о том, что даже обычные физминутки могут значительно снизить усталость и добавить бодрости.

Что касается психологического комфорта, о личных границах мы поговорили, но только этого не достаточно. Любому ребёнку нужна поддержка, ему нужно чувствовать, что его обучение – это не его крест, что с этим можно справиться. Поощряйте ребёнка за достижения, при возникновении неудач анализируйте их, ищите способы преодоления трудностей и исправления ошибок, потому как ругань и принижение способностей ребёнка ничем ему не помогут, а только усугубят ситуацию.

Будьте открытыми для своих детей, слушайте их и поддерживайте, помогайте правильно организовать свой день. Да, это непросто, но никто не сделает это за вас, в конце концов это жизнь и здоровье вашего ребёнка, так позаботьтесь о его благополучии.

Источник

Влияние дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов

влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся

Дата публикации: 19.04.2021 2021-04-19

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Досбергенова, С. Ж. Влияние дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов / С. Ж. Досбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80175/ (дата обращения: 16.11.2021).

Дистанционное обучение — это метод обучения, который предоставляет возможность взаимодействия между преподавателем и студентом независимо от временных и пространственных рамок.

Ключевые слова: дистанционное обучение, здоровье, образ жизни, COVID-19.

В 2020 году каждый ученик, студент столкнулся с понятием дистанционного обучения, которое позволило снизить риски распространения COVID-19. Дистанционное обучение используется посредством сети Интернет и позволяет обучающимся поддерживать учебную связь с преподавателями, повышая возможность квалифицированного обучения [1].

Основными характеристиками дистанционного обучения считают гибкость, модульность, контроль и мотивацию. Гибкость выражается в способности комфортно организовывать процесс обучения, модульность позволяет создать целостность изучаемых материалов, контроль позволяет оценивать полученные знания, мотивация является основной движущей силой для получения желаемого результата [2].

В дистанционной форме кроме ключевых характеристик можно выделить и ряд преимуществ и недостатков.

К преимуществам относятся:

Недостатками обучения считают:

Целью работы является — изучение влияния дистанционного обучения на здоровье студентов.

Как мы знаем, каждое современное техническое устройство работает посредством электросети и вырабатывает электромагнитное излучение. Безопасно ли данное влияние не известно до нынешнего времени. Но известен фактор, что длительное времяпровождение приводит к проблеме со зрением и осанкой подрастающего поколения. У молодого поколения на фоне длительной работы могут возникнуть проблемы с психоэмоциональным состоянием, проблемы в режиме сна и питания, а также вызвать не только стрессы, но и головные боли, боли в плечах, пояснице.

Наиболее распространенными заболеваниями опорной двигательной системы являются искривление позвоночника в виде сколиоза, остеохондроза, кистевой туннельный синдром [4].

Стрессы в процессе работы за компьютером могут возникнуть из-за технических проблем, таких как медленная работа компьютера, зависание, отсутствие нужных программ и несохраненные данные [5].

Материалы и методы.

Данное исследование проводилось среди студентов Казахского Национального Медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова. В опросе приняли участие 141 студент из 157 студентов школы «Общественное здравоохранение» им. Х. Досмухамедова. Исследование направлено на изучение изменения здоровья и образа жизни, связанного с резким переходом на дистанционную форму обучения.

Исследование, проводившиеся среди 141 студента университета, позволило узнать об изменениях нагрузки во время дистанционного обучения. Т. е. большинство студентов — 58 % посчитали, что нагрузка увеличилась; 40 % студентов считают, что нагрузка во время дистанционного обучения не изменилась; 2 % студентов считают, что нагрузка вовремя обучения уменьшилась.

Второй вопрос исследования заключался в анализе ситуации с появлением болей в области спины, шеи, ухудшении зрения в следствии длительной работы за компьютером. У 43 % студентов на постоянной основе появились боли в спине, шеи и запястье, у 21 % появилась усталость глаз, возможно ухудшение зрения, у 28 % студентов боли и проблемы со зрением появляются редко, у 8 % отсутствуют проявления в ухудшении здоровья.

Анализ третьего вопроса позволил каждому студенту выбрать несколько вариантов ответа, которые наиболее подходят для изменения образа жизни. Из 141 (100 %) студента — 18 % выделили, что стали затрачивать меньше времени на поиск информацию; 15 % студентов — что формат дистанционного обучения проходит интереснее; 22 % студентов отметили, что у них сократилось количество личного времени; 15 % студентов наоборот, что личного времени стало намного больше; 18 % обучающихся выделили, что появилось утомление во время дистанционного обучения; а 12 % студентов отметили, что стали тратить время бесполезно.

Четвёртый вопрос заключался в анализе мнений студентов, где большинство студентов смогло выделить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Таким образом, 70 % студентов предпочитают вернуться на традиционно очную форму обучения, а остальные 30 % попробовали бы продолжить обучение дистанционно. Положительными сторонами были выбраны: больше свободного времени, финансовая экономия на транспорт и жилье, самостоятельность в процессе обучения, экономия времени на передвижения до университета. Минусами дистанционного обучения считают: большая загруженность учебой, нагрузка на зрение и позвоночник, сложности в получение достоверной информации, плохое интернет-соединение.

В результате проведенного исследования мнения студентов поделились на двое, все же кто-то желал продолжить обучение дистанционно, а кто-то посчитал, что обучение в традиционном формате проходит интереснее. Но один факт не остается неизменным, большинство студентов считают, что компьютерные технологии в связи с длительной работой приносят вред здоровью студентов.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Влияние дистанционного обучения

на здоровье обучающихся »

МОУ «ШКОЛА №22 Г. ДОНЕЦКА»

Влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка при неправильном подходе неизбежно: ухудшается зрения, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, пропадает сон и т. д. Во избежание негативных последствий важно правильно построить процесс учебы и следовать простым советам, которые оговорены в статье.

«Дистанционка» со знаком

+

1. Уникальная возможность подстроить темп обучения под себя

Чаще всего дома царит предсказуемая и спокойная атмосфера. Ученик вырабатывает собственный ритм и придерживается его без дополнительных переживаний, успеет ли он что-то или нет. Кто-то получил больше времени для решения уравнений по математике, кто-то быстрее выполняет задания по английскому и получает дополнительное время на углубленное изучение другой темы или физическую активность. Есть возможность почувствовать, как это круто, когда ритм формирует не школьный звонок и перемены между уроками, а ты сам.

2. Можно выявить слабые стороны ребенка во время обучения и работать над ними

Методологически сильные онлайн-уроки, работа учеников на специальных учебных платформах прозрачно показывают картину, в каких предметах ребенок ориентируется блестяще, а где есть существенные пробелы. Это может стать сюрпризом для родителей, которые раньше озвучивали недовольство школе в целом или учителям о недостаточных успехах ребенка в той или иной сфере знаний.

А еще родители могут понаблюдать за своим чадом и определить, насколько внимателен ребенок во время учебы. Или, наоборот, рассеян и долго не может сконцентрироваться, что негативно влияет на конечный результат. Проблемные точки следует не только выявлять, но и сразу прорабатывать. Очное обучение не позволяет выявить вот такие скрытые проблемы: учителю они часто не видны из-за большого количества подопечных.

Если что-то непонятно, в школе дети часто стесняются попросить учителя объяснить материал еще раз. В онлайне это не проблема: ребенок может прослушать урок или его часть столько раз, сколько нужно, чтобы закрепить знания. Тесты, которые можно проходить несколько раз, прекрасно работают на закрепление изученного. А еще к материалу, изложенному в онлайн-формате, ученик может вернуться в любое время, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. Особенно удобно это делать, если эти материалы в виде слайдов, презентаций или в аудиоформате, когда можно вернуться к любой секунде лекции.

4. Снижается психическая и физическая нагрузка

Гладить одежду и собирать рюкзак и ланч в школу; отвечать перед доской, даже если очень плохое настроение или не очень хорошее самочувствие; пытаться быть на одной волне с одноклассниками, а после занятий помогать родителям дома, да еще и успевать выполнить домашку — во время очного обучения эта ответственность на плечах подростков каждый день. «Дистанционка» многие из этих задач снимает, и это снижает уровень стресса школьников. А благодаря экономии времени на логистику у ребенка появляется свободное время для других занятий. Да и врачи подтверждают, что во время домашнего обучения дети меньше болеют: уменьшается количество контактов в школе и транспорте.

5. Навык самообразования

Научиться учиться — топ-навык не только для будущего, а здесь и сейчас. Образовательные эксперты убеждены, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Поэтому у нынешнего поколения учеников есть возможность прокачать этот скил, больше учась самостоятельно в условиях правильно организованной «дистанционки».

И еще один тренд, набирающий обороты — персональная образовательная траектория. В онлайне наши глаза и уши поджидают сотни полезных лекций и курсов. Среди них много бесплатных от ведущих мировых университетов. Например, если ребенок — гений в математике и прошел всю программу 10-го класса за несколько месяцев, можно записаться на курс высшей математики в MIT или Stanford University. А еще дистанционное обучение позволяет углублять знания в предметах, наиболее интересных детям.

6. Оценки теперь объективные

Истории о родительских войнах с учителями из-за «сознательного занижения оценок» смаковал едва ли не каждый второй родительский чат. А вот электронной системе претензий не предъявишь. Проверка знаний стала автоматизированной, ведь ребенок выполняет тесты, и родители могут сразу увидеть статистику. Есть еще формат проверки заданий с учительскими комментариями — это тоже дает объективное понимание, почему поставлен именно такой балл.

«Дистанционка» со знаком

1. Отсутствие социализации и принадлежности к комьюнити

Много того, чему мы учимся с детства, происходит через peer-to-peer learning — взаимное обучение. Взросление и ощущение принадлежности к социальной группе — сверхважная составляющая становления для подростков. В онлайне они будто лишены этого.

В обычной жизни дети учатся командной работе, решению конфликтных ситуаций и эффективному взаимодействию друг с другом. В условиях дистанционного обучения у них не так много возможностей получить soft skills, которые на первом месте среди навыков XXI века.

2. Гаджетизация жизни

Обычно уроки в школе продолжаются с 8 до 14, а дальше детей ждут факультативы, спортивные секции. Карантин заставил школьников целыми днями просиживать перед мониторами, а это негативно влияет на зрение. Даже учитывая перерывы на подвижности и отдых. Офтальмологи вообще не советуют детям находиться у экранов более двух часов в сутки. К тому же после обучения дети сразу переключаются на развлекательный контент в гаджетах — это уже стало для многих укоренившейся привычкой. Поэтому время жизни в гаджетах увеличивается почти вдвое.

Учитывая эти реалии, врачи бьют тревогу и подчеркивают, что еще не сформированный скелет ребенка не приспособлен для длительного сидения на месте. Чтобы укрепиться, ему нужны постоянные физические нагрузки.

А еще домашнее пространство переполнено отвлекающими факторами: доступ к телевизору, игрушкам. Самоорганизоваться сложно, особенно младшим детям. В одной и той же комнате они спят ночью, учатся днем, играют вечером. Ничего вокруг не меняется, внимание рассеивается, прокрастинация усиливается.

3. Родители — контрол-фрики

Многие современные родители и без реалий дистанционного обучения пытались контролировать каждый шаг чада. А теперь «сам карантин велел». Мамы и папы могут слишком часто проверять, что и в какой последовательности выполняет ученик, переспрашивать, на каком этапе задания он сейчас, сразу проверять, правильно ли выполнено упражнение или тест. Требуют от ребенка делать все идеально, а если нет — переделать и показать им еще раз. И еще: кто-то вообще просит детей не делать тесты и упражнения без их присмотра. Это делают для того, чтобы улучшить результаты школьника, но вред от такой «помощи» в разы больше.

Чтобы учиться онлайн, дети должны быть сознательными, уметь планировать день и управлять своим временем. Да, эти задания для младших школьников суперсложные, но после первых удачных шагов на пути к самостоятельности стоит отпустить эту ниточку контроля и дать сыну или дочери проявить себя, а не методично воплощать ваши ожидания.

4. Слишком мало практики

Все мы по-разному воспринимаем и усваиваем информацию. Есть аудиалы, визуалы, дискреты, кинестетики. Исследования доказывают, что большинство детей — кинестетики, познающие мир через практический опыт. В онлайне, как правило, не существует практики — одни лишь данные, которые нужно как-то обработать и усвоить. И хорошо, если учитель пытается объяснять тему. Но мы знаем немало случаев, когда детям просто сбрасывают номер параграфа и страницы, и они сами проходят материал. Если что-то непонятно и переспросить у преподавателя нет возможности, не каждый школьник пойдет сам исследовать тему. Отсюда пробелы в образовании.

5. Отсутствие взрослого-авторитета и магии учебного процесса

Для эффективного обучения детям нужен человек, которому они доверяют и в присутствии которого не боятся сделать ошибку. Этот человек должен быть способен создать эффект безопасного пространства, формировать и поддерживать динамику группы, особенно в младших классах. А когда дети сидят в Zoom с выключенным видео, создать атмосферу доверия сверхсложно. Еще хуже, когда связь подвисает и теряются отрывки сказанных учителем фраз. Это влияет на целостность и магию учебного процесса.

6. Мы до сих пор не разработали единую технологию перехода из оффлайна в онлайн

Большинство учителей до сих пор растерянно пожимают плечами, когда спрашиваешь о том, как эффективно интегрировать себя в учебный процесс нового формата. Они всю жизнь преподавали вживую, к новым реалиям никто не был готов. Детям тоже тяжело: они растут в эпоху информационных технологий и им скучно часами слушать преподавателей и записывать конспекты: безразлично, онлайн это или офлайн. Не все педагоги сразу начали использовать возможности онлайна и обогащать учебный процесс с помощью видео, интерактивных викторин. Многим педагогам трудно дались даже уроки в ZOOM. Поэтому сейчас можем только ждать, пока на государственном уровне введут единую систему с детализированной методологией дистанционного обучения.

Как дистанционное обучение влияет на здоровье обучающихся

Пандемия застало врасплох человечество, не готовое к изменению ритма жизни и подходов ко многим процессам. В частности, под ударом оказались дети, которые перешли на новый для себя удаленный формат учебы. Но такие изменения несут серьезные риски для общества, ведь дистанционное обучение вредит здоровью ребенка. Это проявляется в следующих аспектах:

1. Психология. Во время удаленной учебы ребенок теряет самое главное — возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке. Он не учится находить связи с другими людьми, не получает навыки коммуникации. В результате дистанционное обучение наносит вред психическому здоровью, ведь такой режим учебы приводит к эмоциональному перенапряжению, отсутствию отдыха, характерного во время общения. В процессе онлайн-обучения ребенок постоянно сосредоточен, из-за чего быстрее устает. Негативное влияние подтверждается и статистикой. Так, по результатам онлайн-опроса оказалось, что у 42% детей проявляются депрессивные состояния, что свидетельствует о сложности адаптации.

3. Ухудшение сна. Известно, что излучаемый гаджетами свет ухудшает выработку гормона мелатонина и оказывает влияние на качество отдыха. Наибольшее воздействие указывают лучи из синей части спектра. Результат — ухудшение здоровья во время дистанционного обучения из-за плохого сна.

4. Стрессы и перевозбуждение. Информация, которую получает ребенок через компьютер, часто приводит к приливу адреналина. Как правило, это касается игр или других развлечений, на которые ребенок отвлекается во время дистанционного обучения. Их влияние неизбежно. Ученик становится перевозбужденным, появляются сильные стрессовые состояния.

В связи со сказанным выше ничего не остается, как принять меры по поводу укрепления здоровья. И здесь имеется ряд предложений, на которых остановимся ниже.

Продолжительность занятий

Учителя должны понимать, как дистанционное обучение влияет на здоровье, и исходя из этого планировать учебный процесс. Чтобы снизить негативное влияние, желательно не превышать количество и время занятий возле компьютера. Так, для учащихся в возрасте 8-10 лет допускается одно занятие продолжительностью 45 минут до обеда. Более старшие дети возрастом 11-13 лет могут выдержать два урока по 45 минут — до и после обеда. Ученикам 14-16 лет разрешено проводить три занятия — одно в первой и два во второй половине дня.

Организация рабочего места

Чтобы снизить влияние дистанционного обучения с точки зрения здоровья, необходимо правильно организовать место для работы ребенка. Главные указания:

1. Ноги должны стоять на полу.

2. Высота стола / сидения стула — 54 / 32 см для детей 115-130 см или 60 /36 см для учеников выше 130 см.

3. Поза — прямая с небольшим наклоном вперед.

4. Расстояние между корпусом и столом — не меньше 5 см.

5. Руки на столе, ноги согнуты под 90 градусов.

Один из вопросов — как сохранить здоровье школьника при дистанционном обучении. Для начала убедитесь, что расстояние до монитора от 60 до 80 см, а центр экрана на 10-20 см ниже уровня глаз. Дополнительно следуйте таким советам:

· активируйте желтый режим на экране, который меньше «давит» на зрение;

· заставляйте ребенка делать перерывы между занятиями и активно двигаться;

· давайте ученикам витамины, к примеру, С, Е, цинк;

· периодически проветривайте помещение;

· обеспечьте правильное питание;

· при появлении болей в глазах или иных неприятных ощущений обращайтесь к офтальмологу.

Для снижения влияния дистанционного обучения на глаза необходимо выполнять ряд упражнений. Самая простая гимнастика:

1. быстро поморгать, открывая и закрывая веки на пять секунд;

2. крепко зажать веки и досчитать до трех, а потом открыть и посмотреть вдаль;

3. поставить перед собой палец, после чего смотреть на него в течение четырех секунд, а потом переносить взор вдаль для тренировки мышц.

Дополнительные рекомендации

Многие родители уже видят влияние удаленки, как отразилось на здоровье детей дистанционное образование, и чем оно опасно. Во избежание последствий родителям рекомендуется следовать таким советам:

1. Делайте ежедневную уборку в помещении, где проходит удаленная учеба.

2. Регулярно протирайте экран влажной тряпкой.

3. По возможности купите монитор хорошего качества с частотой не менее 100 Гц. Понятно, что этот совет не касается тех, кто получил планшет бесплатно от администрации, а значит вряд ли могут выбирать.

4. Чаще проветривайте комнату, чтобы снизить влияние сухого воздуха на здоровье ребенка.

5. После каждого занятия заставляйте делать упражнения для глаз.

6. Следите, чтобы ребенок чередовал работу на ПК с активной деятельностью.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *