влияние интернета на мозг научные статьи

Влияние интернета на мозг научные статьи

влияние интернета на мозг научные статьи

С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.

На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.

Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.

В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.

Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].

По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.

В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.

В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].

Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.

В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.

Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.

Источник

Прочь из моей головы: 5 книг о влиянии интернета на мозг Н&F выбрал 5 научно-популярных книг, которые могут быть любопытны предпринимателю, интересующемуся, как сеть меняет привычки и поведение людей.

влияние интернета на мозг научные статьи

Ускорение обмена информацией раскручивает земной шар как юлу — это ощущение знакомо предпринимателям, которые набирают свою аудиторию и наблюдают, как интернет-проекты наращивают капитализацию до миллионов долларов уже через год после запуска.

Сознание потребителя также учится адаптироваться к новой среде. Уже несколько лет в США учёные — от нейрофизиологов до культурологов — пишут книги, в которых пытаются понять: как всё-таки интернет воздействует на мозг? И хотя научных подтверждений физиологических изменений мозга по-прежнему нет, эти книги приближают к пониманию нового мира.

влияние интернета на мозг научные статьи

«Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами»,

Николас Карр

Автор — выпускник Гарвардского университета, бывший редактор Harvard Business Review. До «The Shallows» Карр выпустил две книги про влияние технологий на нашу жизнь и ведёт популярный блог. «The Shallows» стала бестселлером и получила Пулитцеровскую премию в области нон-фикшна в 2011 году. В книге автор на конкретных примерах показывает, как новые «инструменты ума» на протяжении всей истории — алфавит, печатный станок или компьютер — меняют маршруты наших нейронных связей. «Делает ли Google нас тупее?» был одним из первых вопросов Карра, за которым последовала книга с попыткой объяснить воздействие интернета на мозг.

Переведена на русский язык под названием «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами» издательством BestBusinessBooks.

влияние интернета на мозг научные статьи

«Пузырь фильтров», Эли Паризер

Книга американского активиста Эли Паризера о том, как развитие интернета приводит к контролю над человеком. Работа опосредованно связана с влиянием на мозг: Эли пишет о новом государстве, где каждый начинает жить по правилам компаний, хотя когда-то и казалось, что интернет создан для свободы.

Автор ставит под сомнение идею «релевантного» интернета: Google решает за пользователя, что он хочет найти, и выдаёт, как ему кажется, наиболее подходящие результаты. При этом человек теряет возможность увидеть другую сторону и не может составить полноценного взгляда на событие и предмет.

Другой интернет-гигант — Facebook — фильтрует друзей и выбирает, с кем вы хотите общаться, а с кем нет. Всё это создаёт новый способ мышления: человек учится воспринимать только то, что предлагают интернет-сервисы, адаптируется к жизни в собственном «пузыре фильтров».

В 2012-м переведена на русский язык издательством «Альпина Бизнес Букс» под названием «За стеной фильтров: Что интернет скрывает от вас».

влияние интернета на мозг научные статьи

«Когнитивный избыток: Креативность и благородство

в век информации», Клэй Ширки

Автор — профессор Нью-Йоркского университета, где занимается эффектами социальных и сетевых топологий и выясняет, как наши новые связи меняют культуру и экономику. Клэй пишет про интернет, а также биотехнологии и биоинформатику, во все возможные издания с 1996 года. Основной вопрос, интересующий его, — как можно объединить людей для достижения общих целей?

В «Когнитивном избытке» автор утверждает, что во времена, когда технологии позволяют нам иметь больше свободного времени, мы должны научиться отправлять его в нужное русло. Это остаточное время он называет когнитивным избытком и призывает использовать его ежедневно. Результатом объединённых усилий уже стали глобальные платформы вроде Википедии, Ushahidi.com (позволяет кенийцам и другим угнетённым гражданам сообщать о цензуре и насильственных действиях в режиме реального времени) и даже портал LOL.Cats.com.

На русском языке вышла под названием «Включи мозги: свободное время в эпоху интернета», издательство «Карьера Пресс».

влияние интернета на мозг научные статьи

«Меняет ли интернет то, как мы думаем?», Джон Брокман

Вопрос, вынесенный в заголовок, автор задавал 150 известным деятелям самых разных сфер (например, встречаются интервью с Брайаном Ино, Мариссой Майер, уже упомянутым Клэем Ширки). Получилась противоречивая книга, где Джон пытается понять, может ли интернет изменить наш мозг физически.

По сути, это сборник мыслей людей, как интернет повлиял на них и стиль их жизни. Его можно было бы назвать «150 способов ответить на один вопрос» или даже «Как вывести учёных на чистую воду», потому как обращение к научным фактам одного учёного разбиваются о противоположность суждений другого. Читать лучше выборочно: на каждое интервью отводится по одной-две страницы, а всего их в книге почти 500.

Некоторые эссе можно найти на портале Edge.

влияние интернета на мозг научные статьи

«Слишком много знаний», Энн Блейр

Профессор истории из Гарвардского университета показывает, как проблемы, у которых, казалось бы, вообще нет истории, встречались и решались несколькими веками ранее. Энн проводит параллели между нашим временем и XVI-XVII веками, когда появилась перенасыщенность книгами.

Послание автора простое: в мире давно есть слишком много того, что стоит загружать в мозг. Поэтому и рассказывает в книге, как жить в век избытка информации и почему этот избыток должен осознаваться как проблема. Несколько веков назад эти вопросы были такими же острыми, но обращались к другим инновациям — подобным историям уделено особое внимание.

Одна из лучших книг по версии New Yorker в 2011 году.

Источник

Влияние интернета на память: нужно ли начинать беспокоиться?

Учёные провели исследования и доказали, что интернет изменил память современного человека. Повседневное использование сети влияет на процессы запоминания, обработки и хранения информации. Мозг перерабатывает поток информации, и чтобы не перегружать память, человеку приходится справляться с главной задачей — фильтрацией.

влияние интернета на мозг научные статьи
Компьютерами, ноутбуками и смартфонами управляет интернет. Куда бы вы не пошли, оплачивать услуги или делать заказ, придётся столкнуться с банкоматом, терминалом, которые тоже контролируются сетью.

Опасность очевидна: снижение независимости человеческого мозга, а значит и его самостоятельных способностей.

Отрицательное влияние интернета

Исследователи из Йельского университета провели эксперимент по эрудиции участников, поделив их на равные группы. У одних был интернет, а у других — только собственная память. Выяснилось, что те, кто имел доступ во всемирную паутину, пользуясь поиском на сайтах, путали найденный материал с собственными знаниями.

После проведённого исследования в Торонто, учёные выявили, что снижение способностей мозга все-таки имеется. С появлением интернета люди перестали напрягать память, запоминать информацию. Поэтому сейчас студентам труднее заучивать конспекты, мозг не привык откладывать знания в память.

Канадские исследователи выяснили, что за первые 15 лет нового века время концентрации людей, использующих смартфоны, упало в среднем с 12 до 8 секунд.

Есть ли положительная сторона?

Если посмотреть с другого ракурса, интернет – инструмент, помогающий мышлению. Благодаря ему человек не засоряет и не перегружает свою память, зная, что многие данные он может найти в сети. Университет Сассекса доказал, что с использованием мировой сети, лучше организуется поток входящей информации, срабатывает такая функция мозга, как фильтрация. Это происходит потому, что в потоке информации требуется понять, что лишнее.

Функция фильтрации не нова, а интернет активизирует её, и в этом есть плюс. В результате тем, чья память уже «перешла на новый тип работы», требуются большие объёмы информации для фильтрации. Выходит, КПД нашей памяти несильно возрастает. Теперь можно найти всё, сделав несколько щелчков мышкой. Но для того чтобы найти нужное, надо быстро перебрать гораздо больше «мусора».

Некоторых людей пугает влияние интернета на память, потому что оно не контролируемое. Если процесс, благодаря которому функция распознавания начинает доминировать над вспоминанием, универсален, то имеются шансы забыть. К счастью, это не совсем так. Например, есть интересное исследование не о проблемах памяти интернет-пользователя. В нём показано, что ассоциации кодируются в мозге точно так же, как и в поисковых системах. Это успокаивает, потому что на жёстком диске память с эмоциональной точки зрения устроена примерно так же, как и в голове, значит процесс поиска не разучит нас ассоциировать и вспоминать.

Человек сам решает отказаться от интернета, чтобы не испытывать на себе его негативное влияние, или «идти в ногу со временем». Кому-то без интернета тяжело представить свою жизнь. Ведь сейчас всё компьютеризировано и связано напрямую с сетью. Но в любом случае сократить вредное влияние интернета можно с помощью развития когнитивных функций мозга. Для этого созданы специальные тренажеры Викиум. Они позволяют поддерживать на высоком уровне и улучшать память, концентрацию, скорость реакции, внимательность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *