влияние математики на мозг человека
Как занятия математикой влияют на развитие мозга
О том, что занятия математикой положительно влияют на мозг, многие наслышаны еще с детства. Однако объяснить, в чем именно проявляется их позитивный эффект, может далеко не каждый. Многочисленные исследования, проводимые учеными, смогли доказать, что такое умение как решение неравенств пригодится в жизни любому человеку.
В чем заключается положительное влияние математики?
Группа ученых из университета Стэнфорда провела один очень интересный эксперимент. Исследователи отобрали несколько обычных восьмилетних детей и начали регулярно осуществлять контроль их мозга на протяжении шести лет. Оказалось, что у ребят, которые занимались математикой и смогли достичь определенных успехов в этой области, структура головного мозга отличалась от остальных. Так, у них была лучше развита внутритеменная борозда коры. Именно она помогает человеку проводить сравнительный анализ и взаимодействовать с числами. Кроме того, у увлеченных математикой ребят лучше функционировали затылочная и префронтальная зоны, отвечающие за прогнозирование.
Согласно мнению специалистов, занятия математикой учат обобщению, выстраиванию логических цепочек и нахождению закономерностей. Эти умения отлично помогают не только в школьной, но и во взрослой повседневной жизни. Приобретая навыки прогнозирования, человек учится планировать свои действия на несколько шагов вперед.
Благодаря занятиям математикой люди начинают быстрее соображать. Им становится легче работать одновременно с несколькими понятиями из различных сфер, они учатся не просто зазубривать необходимую информацию, а понимать ее и уметь доступно объяснять другим. Кроме того, у них развивается абстрактное мышление.
Наш искусственный интеллект решает сложные математические задания за секунды.
Мы решим вам контрольные, домашние задания, олимпиадные задачи с подробными шагами. Останется только переписать в тетрадь!
Полезна ли математика для мозга? (перевод)
Полезны ли математические упражнения для мозга?
На этот вопрос ответил персональный тренер и предприниматель в области питания Штраттен Вальдт.
Вообще-то да, полезна. Ответ относится не только к математике, но и ко всему, что попадает под понятие «умственная активность» и «упражнения». Я не уверен, были ли какие-то отдельные исследования на предмет пользы от занятия именно математикой, именно изучения языков или конкретно игры в шахматы, если кто-то знает – пишите. Но я буду удивлен, если между всеми ними обнаружится какая-то существенная разница для мозга.
Вот несколько распространенных последствий старения мозга:
— уменьшение определенных частей мозга, в частности предлобной коры и гиппокампа, которая отвечает за память, критическое мышление, планирование и множество других функций;
— деградация белого вещества (миелиновые аксоны отвечают за связь между нервными клетками);
— снижение кровотока (к мозгу, также как и другим частям тела);
— повышение риска вреда от свободных радикалов;
— воспаления, которые приносят негативный вред всему здоровью.
Есть вполне достоверное доказательство того, что умственная активность и упражнения могут помочь противостоять этим последствиям, хотя этот факт до конца не изучен на данный момент. В 2006 году проводилось исследование, в котором в течение 5 лет отслеживались активные граждане пожилого возраста. Половина участников исследования прошла расширенный курс тренировки умственных способностей – им тренировали память, способность рассуждать, скорость мышления, тогда как другая половина этот курс не проходила.
«Было обнаружено, что результаты пройденного курса заметно противодействовали снижению умственных способностей, которое могло произойти в течение 7 – 14 лет среди этих пожилых людей».
Кроме непосредственной пользы, связанной с тренировкой, спустя пять лет люди, прошедшие курс тренировки, показали более высокие результаты тестов, чем те, кто этот тренинг не проходил. Сохранение ясности рассуждений и скорость мышления – вот «долгоиграющие» результаты проведенного тренинга. Также участники, прошедшие курс, были более развиты в бытовых ежедневных задачах, таких как управление денежными расходами и выполнение домашней работы.
Поскольку мы все стареем, то одной из немногих защит против болезни Альцгеймера является умственная активность. Более низкий уровень образования связан с более высоким уровнем заболеваемости. Не исключено, что низкая умственная активность на протяжении всей жизни является фактором риска заболевания (то есть чем ты глупее, тем вероятнее Альцгеймер). Более высокий уровень умственной активности, вероятно, играет роль в смягчении болезни и задерживает ее прогрессирование.
Мозг гуманитария: можно ли заставить себя полюбить математику?
Профессор математики из Оксфорда Маркус дю Сатой утверждает, что понятие «нематематический склад ума» ошибочное. Не бывает людей, которым не дана математика. Бывают люди, плохо ее знающие и не желающие уделять время ее изучению. Он считает, что именно благодаря математике человек способен видеть стандарты мира, который его окружает. В этой статье вы прочтете о том, как научиться решать задачи, даже если не любишь математику.
Продуктивность мозга
Исходя из определенных данных, 1/4 часть населения планеты в отношениях с математикой на «вы». Поэтому в ситуациях, когда необходимо что-то быстро посчитать, и при этом над душой кто-то стоит, такие люди впадают в паническое состояние. Ученые даже смогли придумать подходящий диагноз такому поведению — математическая тревога.
Возможно, для кого-то это станет открытием, но способность понимать математику заложена в мозг человека природой. Есть мнение, что с математикой дружат даже многие животные. Нейробиолог Станислас Дихейн отметил, что обработка примерных математических расчетов происходит в пространственных, а также визуальных отделах мозга. А вот если речь идёт о точных вычислениях, тут уже подключается языковой отдел. То есть, человек, который больше направлен на гуманитарные науки, и математик абсолютно ничем не отличаются.
Если же вернуться к Маркусу дю Сатой, то он говорит о том, что человек может не разбираться в арифметике, но выявление шаблонов является неотъемлемым знанием, важным для выживания. Если такой навык у вас есть, большую часть математической программы вам под силу освоить.
Математика и неуверенность в себе
Несмотря на все исследования и доказанные факты, все же математика дается абсолютно по-разному каждому человеку. Один из нейробиологов Оксфордского университета изучает причину отличительных способностей и то, как это изменить. Существует мнение, что неудачи на математическом поприще могут быть тесно взаимосвязаны с неуверенностью в себе, так как размышления о собственных недостатках забирают множество ресурсов мозговой активности. Если же причина непонимания математики заключается именно в этом, значит полюбить цифры станет в разы проще.
Одним из студентов Оксфордского университета было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что при стимуляции определенных областей мозга человек может начать активно развивать свои способности и отлично выучить математику. Так, студент сравнил две группы людей, одна из которых любит математику, а другая ненавидит. Он отметил, что любители математики справились с заданием лучше, но и другие неплохо проявили себя. В ходе исследования выяснилось, что студенты, которые не очень любят математику, были менее уверены в себе, и уровень гормона стресса в их организме существенно превышал, чем у их более удачливых соперников. Однако когда у них начали стимулировать область правой префронтальной коры, уровень гормона стресса снизился, и они начали быстрее отвечать на вопросы.
Во время тестирования, непосредственно перед самой проверкой на большом экране для испытуемых выскакивали первичные сообщения с негативным или позитивным посылом. Как показало такое исследование, люди с развитой тревожностью более активно реагировали именно на сообщения с негативным посылом. Такой результат удивил исследователей, ведь обычно именно позитивный настрой способствует лучшей работе мозга.
Стоит также отметить, что положительное влияние на способность решать примеры оказывает и само решение задач, например, путешествуя, вы можете решать простые примеры. Используя такой способ, ваш мозг становится закаленным, и вы уже не испытываете такого страха перед цифрами.
Математика для всех
Неизвестно, что лучше влияет на работу мозга в области математики — стимуляция или решение задач. Но стоит помнить, что совсем не сталкиваться с математикой у вас не получится, поэтому лучше знать, как делать простую разминку для улучшения способностей. Независимо от того, школьник вы или взрослый, старайтесь ежедневно тренироваться, чтобы вспомнить базовые моменты в области математики. Возможно, поначалу у вас будет все получаться достаточно скомкано, но помните, что это может быть лишь сигналом о вашей низкой самооценке.
Если вы все еще думаете, что относитесь к числу людей-гуманитариев, тогда скорее берите в руки учебник и начинайте решать элементарные примеры. Вы заметите, что боязнь чисел не настолько велика. Курс «Развитие мышления» от Викиум научит выполнять сложные арифметические действия в уме.
Влияние математики на мозг человека
Топ-5 продуктов для мозга
Всемирный день мозга ежегодно отмечается 22 июля. Учредила дату Всемирная Федерация неврологии.
Головной мозг – главный орган центральной нервной системы человека. Несмотря на то что исследования этого органа многочисленны и разнообразны, он продолжает оставаться одной из наименее изученных областей тела. Мозг отвечает за работу всего организма. По сути, его можно назвать командным центром. Любой сбой в работе мозга сразу же влияет на жизнеспособность человека. Заболевания этого органа несут тяжелые последствия. Поэтому важно уделять внимание правильному питанию, чтобы обеспечить мозгу достаточное количество витаминов, минералов и жирных кислот.
Какие продукты поддержат мозг:
Жирная рыба
Верный друг мозга. В рыбе содержится много полиненасыщенных жирных кислот Омега-3. Лидеры по содержанию этого вещества – сельдь, скумбрия, палтус, камбала, кета, нерка, лосось. Кстати, Омега-3 полезна не только для мозга, но и для организма в целом – укрепляет и очищает стенки сосудов, нормализует артериальное давление, предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает обмен веществ. А мозг благодаря Омега-3 функционирует намного лучше и эффективнее.
Льняное масло
Много Омега-3 также и в растительных маслах, в частности, в льняном. 100 г содержат 70% полиненасыщенных жирных кислот. Его советуют употреблять для укрепления памяти. Помните, что льняное масло нужно хранить в холоде. Иначе оно быстро станет горьким.
Шоколад
Но не любой, а только горький, с содержанием какао-продуктов не менее 55% (чем выше этот процент, тем полезнее шоколад). В зернах какао содержатся антоциан и флаванол, которые улучшают работу кровеносных сосудов и усиливают приток крови к мозгу. Это позволяет мозгу «взбодриться» и работать эффективнее, а также улучшает память.
Яйца
В них много витаминов группы В, важных для здоровья мозга. Они тормозят развитие деменции у пожилых людей, а в молодом возрасте улучшают память и концентрацию. Яичный желток содержит холин, его используют для улучшения памяти и лечения атеросклероза. Без холина клетки нервной ткани не могут нормально функционировать. Чтобы получить суточную норму холина, достаточно съедать два яйца в день.
Грецкие орехи
В них содержатся полезные для мозга мелатонин, магний и полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Эти вещества помогают увеличить скорость восприятия информации, улучшить память и другие когнитивные функции. Грецкие орехи, как и другие орехи и семена, также содержат стимулирующий мозг витамин Е. По словам ученых, этот витамин борется со свободными радикалами, уменьшает воспалительные процессы в организме и даже способен затормозить развитие болезни Альцгеймера.
Влияние математики на мозг человека
С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.
На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.
В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.
Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.
В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.
Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].
По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.
В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.
В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].
Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.
В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.
Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.