влияние музыки моцарта на мозг человека исследования
Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы
Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?
Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?
Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
Эффект Моцарта — от научной гипотезы.
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.
Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.
Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.
Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.
Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.
… к популярному мифу
Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.
Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.
Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.
Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Играть — не слушать
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.
Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
Фото Tristan Loper CC
Несколько экспериментов
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект
Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
Эффект Моцарта – правда или вымысел
Эффект Моцарта возникает в результате прослушивания музыки австрийского композитора – после аудио-сеанса повышается уровень развития интеллекта. Научного подтверждения эффект не имеет, поэтому все строится на теориях и догадках.
Возможно ли стать умнее и сообразительнее, просто послушав музыку? Если так, и учиться было бы не нужно – слушай себе классику да развивайся. Однако некоторые доказательства все же есть, поэтому эффект Моцарта имеет место быть.
Что такое эффект Моцарта
Эффект музыки Моцарта – это лженаучная теория, которая туманит разум множества ленивых людей. Они хотят верить, что прослушивание музыки поможет им стать умнее, добиться успехов и даже выздороветь. При этом они не желают делать что-то весомое в целях осуществления своих желаний.
С легкой подачи некоего Дона Кэмпебелла по миру распространилась недостоверная информация о том, что музыка Моцарта обладает чудодейственным эффектом. Среди ее «волшебных» свойств:
Иными словами, музыка Моцарта способна качественно улучшить жизнь, если уделять ее прослушиванию достаточно времени. Это даже звучит неправдоподобно, однако находятся сторонники этой теории.
Работает ли он
Эффект не имеет долгосрочного результата. Разумеется, мелодии, даже столь приятные, не способны излечить от болезней и вмиг сделать богатым бездельника. Да, музыку приятно слушать, она поднимает настроение, но на этом «чудодейственное» влияние заканчивается.
Вернемся к Дону Кэмпебеллу. В начале 90-х годов прошлого века мужчина прочитал несколько заметок в газетах об эффекте Моцарта и придумал, как монетизировать полученную информацию. Он развернул широкую кампанию по пропаганде эффекта и стал продавать диски с музыкой композитора, приводил аргументы, не вызывающие споров. Людям отчаянно хотелось верить, что их положение улучшится под влиянием классических мелодий. Собственно, на доверии народа и «поднялся» гений маркетинга.
На удивление, некоторые «адепты» музыкального движения действительно добивались некоторых успехов. Возможно, это самовнушение, а может и простое стечение обстоятельств. Именно такими восторженными отзывами Кэмпбелл делился с публикой, и та продолжала охотно верить шарлатану.
Что мы имеем по итогу: Дон получил признание и разбогател, а тысячи людей приобрели диски Моцарта. Такую покупку нельзя назвать совсем бесполезной, все-таки великий композитор заслуживает признания. Однако никакого чудесного эффекта его музыка не имеет, поэтому наслаждаться мелодиями можно лишь с целью отдыха и поднятия настроения.
Исследования эффекта
Люди с древних времен придавали музыке особое значение. Шаманы взывали к богам, играя на бубнах, жертвоприношения и ритуальные танцы сопровождались песнями. Конечно, в современном понимании все эти действия и музыкой-то не назовешь, однако это – ее истоки.
В 1993 году двое энтузиастов решили провести исследование. В ходе эксперимента группе студентов были выданы учебные тесты.
На первом этапе ребята справлялись с заданиями в тишине. Результаты не были ошеломительными – привычные оценки для этих студентов.
На втором этапе группа приступала к решению после прослушивания звуков природы. На этот раз результаты тестов были чуть лучше, чем предыдущие.
И, наконец, в третий раз группа приступила к решению после прослушивания музыки Моцарта. На этот раз результаты тестирования превзошли предыдущие два этапа. Студенты гораздо лучше справились с задачами после прослушивания сонаты.
Ученые ликовали: им казалось, что открыта новая страница в истории изучения воздействия музыки на интеллектуальные способности. Но не тут-то было. Другие ученые последовали примеру первооткрывателей и стали проводить похожие эксперименты, доказывающие обратное. Музыка Моцарта, без сомнений, обладает эффектом: умственные способности действительно повышались после прослушивания сонат. Однако эффект был кратковременным.
На этом эксперименты не закончились. Итогом всех этих исследований стало выявление следующей информации: на интеллектуальные способности человека одинаково влияют все приятные звуки. Но так называемый эффект Моцарта длится всего несколько минут вне зависимости от того, какие мелодии прослушивать.
Факты о влиянии классической музыки на человека
Любая музыка воздействует на человека, в том числе классическая. Есть несколько интересных фактов о таком влиянии.
Активизация коры головного мозга
Классические мелодии способны повышать работоспособность. Таким эффектом обладает и другая музыка, если она нравится слушателю. Механизм действия прост: мозг реагирует на то, что нам нравится.
Положительные эмоции всегда дарят хорошее настроение и улучшают эмоциональное состояние. Попробуйте проследить за самочувствием, когда занимаетесь увлекательным и рутинным делом. Например, если вы не любите мыть посуду, в процессе становится скучно, постоянно хочется завершить процесс и появляется чувство ожидания, когда все это кончится. Любимое же занятие, например, рисование, создает совсем другие эмоции: хочется творить, наслаждаться процессом, время пролетает незаметно.
То же самое происходит при прослушивании любимой музыки. Включите ее во время ненавистного мытья посуды и настроение станет куда лучше. Включите во время рисования — и без того хорошее самочувствие улучшится.
Эффект Моцарта работает по той же схеме: рутинные задачи, связанные с умственной деятельностью, проходят гораздо интереснее под классические мелодии. Как уже было сказано, эффект кратковременный, но все же он есть.
Рост IQ
Рост IQ во время прослушивания классической музыки – миф. Умственные способности не могут развиваться под воздействием сонат Моцарта и любых других композиторов.
Навыки могут активизироваться, что-то давно забытое всплывет в памяти, но умнее стать просто невозможно.
Улучшение настроения
Безусловно, любимая музыка повышает настроение. Сейчас практически каждый встречный в наушниках, а некоторые, совсем не стесняясь, пританцовывают и подпевают исполнителям. Классическая музыка в этом плане не столь популярна, однако и она обладает тем же эффектом. Классические мелодии приятно слушать, они не перегружены текстами и в целом ненавязчивы.
Как воздействует музыка Моцарта на детей
Считается, что музыка Моцарта благоприятно влияет на развитие плода и ребенка. Нельзя с уверенностью сказать, действительно ли это так, но сторонники теории все же находятся.
Некоторые ученые считают, что прикладывание к животу беременной женщины наушников, из которых звучат сонаты Моцарта, приносит пользу будущему ребенку. Якобы он развивается в верном направлении и чуть ли не с рождения становится ценителем музыкального искусства. Если верить теории, то почему именно Моцарт? У разных композиторов есть множество потрясающих мелодий, которые ничуть не уступают творениям австрийца. Ответа нет, но некоторые ученые говорят, что его музыка совпадает по тембру с голосом человека.
Также есть мнение, что дети проявляют большую активность в развивающих занятиях под действием эффекта Моцарта. Они лучше справляются с заданиями и быстрее других детей развиваются. Это тоже довольно спорный момент, поскольку каждый ребенок развивается в собственном ритме. Нельзя повлиять на скорость усвоения новых знаний и навыков включением музыки.
Пример использования эффекта Жераром Депардье
Лечебный эффект музыки Моцарта ощутил на себе известный французский актер Жерар Депардье. В молодости он страдал от заикания и спутанности мышления, не мог ясно выражать свои мысли и формулировать предложения. Решение пришло неожиданно: доктор прописал пациенту ежедневные двухчасовые сеансы прослушивания музыки Моцарта на протяжении нескольких месяцев.
Удивительно, но такая «терапия» принесла свои плоды. Актер избавился от заикания и стал четко и ясно разговаривать. Положительный результат – заслуга Альфреда Томатиса, французского врача. Он долгое время изучал эффект Моцарта и является сторонником того, что он действительно существует и работает.
Если бы не доктор Томатис, возможно, Депардье до сих пор страдал бы от дефектов речи и не стал всемирно известным актером.
Заключение
Эффект Моцарта – существующее явление, однако сила его действия сильно преувеличена. Да, классические мелодии благотворно влияют на психику, успокаивают и поднимают настроение. Да, такую музыку приятно слушать. Но не стоит возводить ее в ранг божества и быть уверенными в том, что звуки способны поднять уровень IQ, лечить болезни или приносить удачу. Миф о том, что эффект Моцарта – это музыка, повышающая интеллект, можно смело развенчивать.
Достижение любой цели начинается с маленьких шагов, преодолевая которые вы приближаетесь к желаемому. При этом музыкальное сопровождение придаст сил и бодрости, улучшит настрой, но никак не решит за вас определенные задачи.
Вы можете слушать Моцарта или Баха, Филиппа Киркорова или Fall Out Boy – неважно. Главное – какие эмоции дарит та или иная музыка. Слушайте то, что нравится, и тогда ваше настроение будет подходящим и для развития интеллекта, и для лечения, и для достижения желаемого.