влияние памяти на обучение

Влияние памяти на обучение

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала.

Источник

Исследовательская работа «Влияние типа памяти на успеваемость учеников»

Автор: Сувашбаева Милена Маратовна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Красногвардейская гимназия» Оренбургской области, 9 класс

Научный руководитель: Склярук Наталья Александровна

Каждый человек обладает памятью. Мы пользуемся ею с такой легкостью, что очень редко сами удивляемся своей способности приобретать знания, и использовать их.

Все три функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации – жизненно важны для человека, его становления и развития как личности, для жизни в обществе. Память лежит в основе способностей, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.

Память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и больше – она основа познания. Информация, полученная при непосредственном отражении действительности (посредством ощущения и восприятия), хранится в памяти и является исходным материалом для мышления и воображения, то есть опосредованного отражения действительности. Таким образом, становится понятно, что никакое познание невозможно без памяти, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности будет уровень развития памяти учащихся.

В современном мире многократно увеличивается поток информации, предлагаемой школьнику для изучения и запоминания. Наряду с традиционной формой обучения появляются новые модели развивающего обучения, в которых ведущая роль отводится теоретическим знаниям и целостному личностному росту учащихся. Также осуществляется реализация индивидуального подхода, которая невозможна без учета особенностей памяти учащихся и оптимального использования возможностей памяти каждого. Между тем человеческая память – сложный психологический феномен, и хотя ученые занимаются проблемой памяти на протяжении многих лет, так и нет однозначных решений целого ряда проблем:

Изучением памяти в частности вопросом связи памяти и обучения, занимались отечественные психологи: Л.Д. Столяренко, Р.С. Немов, А.Н. Леоньтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и другие. Границы возможностей человеческой памяти не определены, но ясно, что они обширны, и еще никто не достиг предела в их использовании. Максимальный уровень развития памяти мог бы позволить экономить время на запоминание, заучивание оптимизировать процесс вызова информации из долговременной памяти, что дало бы возможность увеличить время на работу с этой информацией на уровне мышления.

Изложенные выше факты и противоречия определили тему моего исследования «Влияние типы памяти на успеваемость учеников».

Объектом исследования является — успеваемость учащихся подросткового возраста.

Предметом исследования — влияние индивидуальных особенностей памяти на успеваемость учащихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что успеваемость зависит от продуктивности различных видов памяти (в большой степени от опосредованного, непосредственного запоминания и уровня развития оперативной памяти, чем от наличия доминирующего типа памяти).

Цель выявление влияния индивидуальных особенностей памяти на успеваемость подростков.

Задачи:

Для решения поставленных задач мы применяли следующие методы исследования:

Источник

Проект ученика «Влияние памяти на успеваемость учащихся 8-го класса»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Анарская средняя школа

Научно – исследовательская работа

«Влияние памяти на успеваемость учащихся 8-го класса»

Автор: Зеленая Арина 8 класс

Жабняк Людмила Ивановна

1.2 Цели и задачи проекта…………………………………………

2.1. Что такое память.

2.2. Типы и виды памяти………………………………………

3. Практическая часть исследования……………………………….

3.1. Исследование индивидуальных особенностей памяти у учащихся 8-го класса…………………………

5. Список используемой литературы…………………………………..

Каждый человек обладает памятью. Мы пользуемся ею с такой легкостью, что очень редко сами удивляемся своей способности приобретать знания, и использовать их.

В современном мире многократно увеличивается поток информации, предлагаемой школьнику для изучения и запоминания. Наряду с традиционной формой обучения появляются новые модели развивающего обучения, в которых ведущая роль отводится теоритическим знаниям и целостному личностному росту учащихся. Также осуществляется реализация индивидуального подхода, которая невозможна без учета особенностей памяти учащихся и оптимального использования возможностей памяти каждого.

Память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и больше – она основа познания. Информация, полученная при непосредственном отражении действительности (посредством ощущения и восприятия), хранится в памяти и является исходным материалом для мышления и воображения, то есть опосредованного отражения действительности. Таким образом, становится понятно, что никакое познание невозможно без памяти, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности будет уровень развития памяти учащихся.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель: выявление влияние индивидуальных особенностей памяти на

успеваемость учащихся 8-го класса

Изучить теоретические основы проблемы исследования процессов, видов памяти и их влияние на успеваемость

Выявить основные виды памяти у учащихся, определить индивидуальные различия памяти

Определить какой вид памяти преобладает у одноклассников

Исследовать индивидуальные особенности памяти и их влияние на успеваемость учащихся

Изучить и дать рекомендации по развитию памяти

Для решения поставленных задач мы применяли следующие методы исследования:

Анализ научно-методической литературы

Методы математической обработки данных

Анализ проведенного исследования. Выводы.

1.3. Гипотеза исследования: предполагаем, что успеваемость зависит от индивидуальных особенностей памяти каждого человека.

Объектом исследования является – успеваемость учащихся.

Предметом исследования – влияние индивидуальных особенностей памяти на успеваемость учащихся.

Что я узнала из литературных источников.

Эпиграфом к своей работе взяла высказывание Цицерона: «Память слабеет, если ее не упражняешь»

2.1 Что же такое память человека?

Та информация, которую человек получает обо всем, что его окружает и что происходит вокруг него, оставляет определенный отпечаток как в его сознании, так и в подсознании. Эти впечатления откладываются, сохраняются, а также могут воспроизводиться. Весь комплекс таких процессов, состоящий из запоминания, хранения, воспроизведения и узнавания называется памятью человека.

Память человека – это способность к получению, сохранению, воспроизведению и применению человеком полученного им жизненного опыта. Именно память, которая позволяет обновлять опыт, накапливать и применять его, дает возможность человеку приспосабливаться к окружающему миру, развиваться и совершенствоваться. Не имея представления о прошлом, невозможно двигаться по пути прогресса, не помня прошлых ошибок, невозможно не совершать их вновь, не используя прошлых достижений, невозможно покорять новые верщины.

Памятью обладают все живые существа. Но только у человека она достигла наивысшего уровня развития.

Обладать хорошей памятью, конечно, хотелось бы каждому из нас. Но у каждого человека она индивидуальна. Существуют различия по скорости, прочности, длительности, точности, объему запоминания. Высокие показатели этих характеристик как раз и соответствуют понятию хорошей памяти. Вместе с тем, существуют ее типы, которые у одного и того же человека обычно развиты в разной степени. Это, например, зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, логическая, смысловая, двигательная и т.д. память. Наиболее высокого уровня развития обычно достигает тот вид, который наиболее часто используется человеком. Например, у музыкантов хорошая слуховая память, у математиков – память на числа и формулы. Так, обладая хорошей зрительной памятью, можно иметь слабую вкусовую, а имея хорошую память на лица, можно с трудом запоминать информацию, воспринимаемую на слух.

Развитие памяти – это процесс не самый быстрый и легкий, но вполне доступный каждому из нас.

Возможности памяти безграничны. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Обратимся к истории.

Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Современный уровень развития науки, в том числе психологии и медицины, позволяет во многом влиять на память человека с целью ее тренировки, развития и улучшения. Именно поэтому исследования в этой области весьма актуальны, она открывают новые возможности, расширяют границы человеческих способностей. Хорошая память – это требование и необходимость современного мира.

2.2. Типы и виды памяти

По характеру психической активности память подразделяют на:

двигательную ( проявляется в запоминании и воспроизведении движений. Она лежит в основе выработки и формировании двигательных навыков : ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков)

Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх. )

словесно-логическую (содержанием которой являются наши мысли, слова, логика)

По характеру целей деятельности:

произвольную (Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. В сознательной, активной деятельности (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место)

непроизвольную (информация запоминается сама собой, без специального заучивания. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает)

По продолжительности закрепления и сохранения:

Оперативная память – процесс, направленный на хранение информации на некоторый промежуток времени. По истечении этого периода времени данные забываются и уже не могут быть воспроизведены. Обычно это период от нескольких минут или часов до нескольких дней.

Зрительную ( Это один из самых развитых видов памяти человека, так как именно через органы зрения человек получает большую часть всей информации)

Слуховую ( связана с запоминанием данных, которые воспринимаются органами слуха. К этим данным относится речь, музыка и т.п. Наиболее развита у музыкантов и устных переводчиков)

Вкусовую ( вид памяти, связанный с вкусовыми ощущениями. Самые простые из них: сладко, горько, кисло. Особенно развит у дегустаторов и тех, чья деятельность связана с приготовлением пищи)

Обонятельную (связана с запахами. Ею человек наделён с рождения. При необходимости и ее можно развивать и тренировать)

Тактильную (Осязательная память основана на запоминании ощущений, которые возникают при ощупывании предметов и воспринимаются через поверхность кожи. )

Ни один из видов памяти не существует самостоятельно, все виды представляют собой единство. Но, вместе они вполне поддаются тренировке и позволяют заниматься их развитием.

3. Практическая часть исследования

Когда я заинтересовалась этой работой, то стала расспрашивать своих одноклассников, как и сколько времени они тратят на подготовку домашнего задания. Выяснилось, что одни учат быстро, другим необходимо определенное время. Одним достаточно внимательно прослушать информацию на уроке, и они с легкостью могут повторить услышаное, другим необходимо самим прочитать материал в учебнике.

У меня появилось много вопросов:

А много ли наш мозг может вместить различной информации?

Так что же такое память?

И почему у учеников моего класса она разная?

Почему некоторые вещи человек помнит всю жизнь, а некоторые быстро забывает?

В ходе своей работы я постараюсь найти ответы на мои вопросы с помощью разных источников информации, и с помощью исследования моих одноклассников.

Исследование индивидуальных особенностей памяти у

Мне понадобится для проведения экспериментов

Заготовить и распечатать тест на определение надежности памяти для одноклассников, которые будут участвовать в моем эксперименте.

Считаю, что мне необходимо узнать и прочитать: что значит феноменальная память, какие выдающиеся люди обладали ей;

Что значит индивидуальная память ;

Проведу тесты с одноклассниками.

После экспериментов соотнесу успеваемость учащихся и проанализирую – зависит ли успеваемость от их памяти.

В завершении моего исследования донесу рекомендации по улучшению памяти для моих одноклассников.

В ходе исследования были проведены следующие методики:

«Определение доминирующего типа памяти»;

Тест на определение надежности памяти

«Определение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания».

На первом этапе проводилось исследование по определению доминирующего типа памяти. Для этого была использована методика «Определение доминирующего типа памяти».

(для запоминания на слух)

(для запоминания при зрительном восприятии)

(для запоминания при моторно-слуховом восприятии)

(для запоминания при комбинированном восприятии)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *