внебюджет обучение это что
Платное обучение: как поступить на внебюджет?
Алина Косова
В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.
Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет
1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз
ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.
Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:
2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная
Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).
В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.
3. Конкурс на платное обучение — условность
Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).
Процедура зачисления на платное обучение
Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!
ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!
Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»
Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?
На самом деле, смысл есть.
Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.
Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.
В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.
Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!
Внебюджетные формы обучения
В институте информационных технологий, математики и механики (ИИТММ) по всем направлениям подготовки ведется обучение как на бюджетной (бесплатной) основе, так и на внебюджетной (платной) основе. Информацию о приеме по договорам об оказании платных образовательных услуг можно найти в материалах приемной комиссии текущего года по ссылке http://www.unn.ru/site/education/informatsiya-priemnoj-komissii.
Абитуриентов и их родителей часто интересует вопрос: студенты бюджетной и внебюджетной форм обучаются по одинаковым программам? Или для внебюджетных студентов существуют отдельные программы обучения?
Защита квалификационной работы, студент ПИ (внебюджет)
Как правило, внебюджетные студенты вливаются в группы бюджетных студентов и обучаются вместе по единой программе. Исключением являются студенты направления «Прикладная информатика», которые составляют отдельную группу и обучаются по специальной программе.
В рамках внебюджетной деятельности институт ИТММ разработал и успешно реализует уникальную образовательную программу «Прикладная информатика (в информационной сфере)».
Программа направлена на подготовку ИТ-специалистов для деятельности по актуальным направлениям применения современных информационных технологий. Осуществляемая при этом подготовка носит комплексный характер, обеспечивая возможность выпускникам программы выбирать направления профессиональной деятельности с учетом своих интересов и пожеланий.
В образовательной программе органично сочетается классическое университетское образование и практическая техническая подготовка:
Варианты внебюджетной деятельности (на примере образовательных учреждений)
«Руководитель бюджетной организации», 2015, N 7
В прошлом номере журнала на примере деятельности образовательных учреждений мы искали ответ на вопрос «Как заработать деньги?». В данной статье проанализируем варианты развития учреждения как финансово благополучного, рассмотрим особенности планирования предложения платных услуг и на основе расчета определим их оптимальную структуру.
Планируем собственное развитие
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Например, Постановление администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 11.02.2014 N 253-ПА «Об утверждении тарифов на платные дополнительные образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области».
Однако, как показал анализ сайтов бюджетных образовательных учреждений, платные образовательные услуги во многих школах практически не представлены.
Перечень мероприятий по развитию дополнительных платных услуг
Развитие маркетинговой деятельности в сфере платных образовательных услуг предполагает:
Маркетинг платных образовательных услуг
Реализация мероприятий невозможна без денежных инвестиций, которые, в свою очередь, должны быть оправданными. Для определения целесообразности финансовой поддержки предлагаемых услуг необходима оценка их эффективности.
Для этого можно предложить следующую форму расчета.
Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств
Наименование предоставляемой услуги
Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.
Привлеченные внебюджетные средства
Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %
Из бюджетных средств
Из внебюджетных средств
В денежных единицах
В денежных единицах
Итого по всем услугам
Дадим некоторые пояснения к представленной форме.
Расчет полных затрат, связанных с предоставлением конкретной услуги, выполняется путем сложения необходимых для предоставления данной услуги бюджетных и внебюджетных средств:
Внебюджетные средства, необходимые для предоставления конкретной услуги, могут быть получены от приносящей доход деятельности, в качестве спонсорской помощи и т.д.
Долю привлеченных внебюджетных средств в процентах по каждой услуге можно рассчитать, применив следующую формулу:
Эффективность привлечения внебюджетных средств характеризуется разницей между величиной внебюджетных средств, привлеченных для предоставления услуги, и объемом внебюджетных затрат, необходимых для предоставления этой услуги.
Показатель может быть выражен в процентах как отношение разности между внебюджетными средствами, привлеченными для предоставления услуги, и внебюджетными затратами, необходимыми для предоставления названной услуги, к внебюджетным затратам, необходимым для предоставления указанной услуги, с последующим умножением на 100%.
Приведем пример расчета услуги по предложенной выше форме.
Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств за 20__ г.
Наименование предоставляемой услуги
Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.
Привлеченные внебюджетные средства
Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %
Из бюджетных средств
Из внебюджетных средств
В денежных единицах
В денежных единицах
Подготовка к ЕГЭ по математике
Итого по всем услугам
Дадим пояснения к представленным в таблице расчетам.
Затраты, связанные с предоставлением услуги («Всего»):
2,9 + 1,8 = 4,7 (тыс. руб.).
Привлеченные внебюджетные средства в процентном отношении рассчитываются с учетом итоговых значений:
(2,1 / 14,1) тыс. руб. x 100% = 10,7%.
Это значит, что 10,7% финансирования всех оказываемых услуг из фонда привлеченных внебюджетных средств было направлено на конкретную услугу.
Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в рублях:
Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в процентах:
Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах:
(2,1 / 4,7) тыс. руб. x 100% = 44,6%.
Указанные в таблице показатели имеет смысл рассматривать и относительно друг друга (по услугам), и в динамике (например, по итогам года или другого периода). Предложенная или измененная по усмотрению руководства (или специалистов) форма даст возможность определить, какие услуги пользуются спросом долгое время, какие нуждаются в изменениях, к каким теряется интерес и какие в большей степени требуют финансовых вложений.
Обновление нормативной базы учреждения
Обновление нормативной документации учреждения (локальных нормативных актов, регламентирующих управление образовательного учреждения, организационные аспекты, особенности организации образовательного процесса, оценку и учет образовательных достижений обучающихся, условия реализации образовательных программ, права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся образовательной организации, права, обязанности и ответственность работников образовательной организации, образовательные отношения, открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации) обязательно должно быть периодическим и включать в себя работу с теми документами, которые устанавливают порядок предоставления платных услуг. Причем особое внимание необходимо уделить определению цены на каждую конкретную услугу, составлению графика предоставления услуг, разработке сопутствующих документов (например, журналов посещения и успеваемости), заключению договоров с родителями учеников, работе с педагогическим составом.
Внедрение новых форм оказания платных услуг
Повышение профессиональной компетенции педагогов
Например, если на сайте учреждения в разделе «Наши преподаватели» (или в разделе с другим названием, но тем же смыслом) будет приведен только поименный список педагогов по дисциплинам с отражением их категорий, а фотографии и любая другая дополнительная информация о квалификации специалистов (их заслугах и т.д.) будут отсутствовать, то родителям придется самим искать ответы на вопросы «Чем хорош этот учитель?» и «Почему мой ребенок должен заниматься именно у данного специалиста?». Однако указание, что с детьми будет работать, например, преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель, под руководством которого дети успешно участвуют в каких-либо мероприятиях, станет несомненным стимулом для выбора предлагаемой услуги.
Почти в каждой школе есть педагоги из числа бывших учеников. Информация о таких сотрудниках повышает доверие потребителей услуг к учебному заведению. Желательно, чтобы она тоже размещалась на сайте школы в нужном разделе.
За примером того, как надо себя позиционировать, можно обратиться к сайту ГБОУ «Гимназия N 11» (г. Санкт-Петербург), где в разделе «Руководство. Педагогический состав» приводятся сведения о коллективе. Наряду с качественно выполненными фотографиями педагогов присутствуют следующие данные.
Платное и бесплатное образование в ВУЗе: сходства и отличия особенности обучения на каждой основе
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Бесплатное высшее образование
Ежегодно десятки тысяч абитуриентов буквально штурмуют ВУЗы, стараясь поступить на бюджетное место. Обучаться за счет государства не только приятно, но и престижно. Ведь заняв «бесплатную нишу» в ВУЗе, абитуриент сумел доказать свою состоятельность, хорошую подготовку, упорство и пр.
Образование полностью бесплатном быть не может априори. Учащемуся потребуются определенные принадлежности, канцтовары, учебные пособия, компьютер, подходящая одежда и пр. Но это все относится к желаниям (предпочтениям) и необходимости, не имея прямого отношения к ВУЗу.
Количество бюджетных мест ежегодно пересматривается, притом на протяжении последних лет доля бюджетного образования сокращалась. Сейчас в ВУЗах объем мест для бесплатного освоения профессии едва достигает 30%. Все остальное отводится на контрактное обучение.
Бесплатное обучение в высшем учебном заведении
Более того, количество мест для каждой специальности утверждает Минобразования и науки. Исходя из этого ВУЗ получает соответствующее финансирование на обучение учащегося и выплату ему стипендии.
Да-да, стипендия полагается только студентам очного отделения, обучающимся на бюджетной основе. Остальные претендовать на эту выплату не могут. Более того, размер господдержки небольшой – около 1500-5000 рублей в месяц. Притом сумма стипендии может быть уменьшена или ее выплата приостановлена при ухудшении успеваемости.
Бюджетное образование считается более качественным и требовательным. Малейший проступок, ухудшение успеваемости, прогул занятий, нарушение дисциплины и правил Вуза может быть чревато отчислением.
Образовательная программа на бюджетных местах должна соответствовать госстандартам, учитывать основные требования работодателей к востребованным специалистам (какими знаниями и навыками они должны обладать) и пр. В настоящее время «ассортимент» специальностей в рамках бюджетного образования сильно ограничен. Поэтому важно не просто выбрать подходящий ВУЗ, но и необходимое или желаемое направление подготовки в нем, оценить собственные шансы на зачисление и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для поступления в высшее образовательное заведение в любом случае придется преодолевать ЕГЭ, но проходные баллы на бесплатное место всегда выше, чем на коммерческое. Поэтому для покорения бюджетного образования необходимо иметь максимально высокие результаты ЕГЭ и использовать все шансы (льготы, достижения и пр.).
Специфика платного обучения в ВУЗе
Платное (коммерческое) обучение в ВУЗе в значительной степени повысило шансы на освоение выбранной специализации в стенах ВУЗа. В данном случае финансированием работы высшего образовательного заведения занимается не государство, а абитуриенты (или их официальные представители: опекуны и родители). Для получения образования по контракту необходимо внести определённую сумму за соответствующие услуги учебного центра, притом ценник может кардинально разниться. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Вузе на очном отделении достигает 60-560 тысяч рублей, на заочном – 45-120 тысяч рублей, дистанционном – 30-90 тысяч рублей.
Особенности обучения в ВУЗе на платной основе
Притом некоторые специализации или формы обучения в большинстве случаев доступны абитуриентам только по контракту. Например, дистанционное обучение (как отдельное отделение) возможно исключительно на платной основе, покорение престижных и востребованных направлений возможно только в рамках платных услуг Вуза.
Важно отметить, что процедура подачи документов и зачисления «контрактников» стандартна. Абитуриент предоставляет приемной комиссии все необходимые документы, проходит конкурсный отбор, заключает договор с Вузом, оплачивает его услуги и попадает в ряды студентов. Притом образовательная программа и учебный процесс ничем не отличается от бюджетного освоения специальности.
Несмотря на более лояльные требования к абитуриентам к поступлению готовиться все же придется. Конкурсный отбор строится на основе привычных правил: чем выше балл, тем больше шансов поступить. Более того, считается что к «контрактникам» относятся мягче, предоставляя им поблажки, привилегии и пр. На самом деле это не так. Правила Вуза едины для всех учащихся, независимо от их социального и иного статуса, формы обучения и пр.
На сегодняшний день доля коммерческого обучения в Вузе составляет около 60-70%. Притом абитуриент может самостоятельно платить за свое обучение при помощи специальных кредитных программ: образовательный кредит, рассрочка на обучение при ВУЗе и пр. Обучение по контракту – занятие непостыдное, но высокозатратное, поэтому оказывается посильным не для каждого желающего.
Достоинства и недостатки бюджетного и платного обучения
У каждой палки два конца. Казалось бы, бюджетное обучение – сплошные плюсы. Но на самом деле здесь также можно выделить положительные и отрицательные моменты.
К числу явных преимуществ бесплатного образования можно отнести:
Среди недостатков бюджетного обучения можно выделить:
К положительным моментам в освоении платного образования можно отнести:
Среди недостатков платного обучения можно отметить:
Что выбрать: платное или бесплатное образование?
Всем давно известно, что качество обучения полностью зависит от желания и стремления студента. Поэтому, если возникает вопрос, связанный с выбором варианта обучения, то достаточно ответить на несколько вопросов:
Самые распространенные мифы о платном и бесплатном образовании
Миф №1. Где легче учиться?
Издавна считается, что обучение по контракту дается легче: студентам предоставляют всевозможные поблажки, прощают прогулы, не валят на экзаменах и зачетах. На самом желе – это самое глубокое заблуждение. Качество образование, стандарты и правила Вуза едины для всех и не зависят от формы обучения, отделения и иных факторов.
Миф №2. Контрактников не отчисляют.
Несмотря на то, что студент платит за учебу, никто не дает ему права пренебрегать правилами ВУЗа, не выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому при наличии законных оснований любой учащийся (будь то бюджетник или контрактник) подлежит отчислению.
Наиболее частые вопросы которые интересуют абитуриентов и их родителей?
Миф №3. У контрактников нет стипендии.
Да, согласно действующему законодательству, получать стипендию могут лишь учащиеся очных отделений, осваивающие образовательную программу на бюджетной основе. Но в случае победы студента на всевозможных соревнованиях, состязаниях, свершении значимых научных/спортивных и иных открытий ему может назначаться дополнительная выплата-вознаграждение в виде Президентской стипендии, награды и пр. Здесь удостаиваться такой чести могут как бюджетники, так и контрактники.
Миф №4. На платном обучении качество образования ниже, чем на бюджетном.
Как мы уже говорили, качество обучения не зависит от варианта освоения профессии. Оно отчасти может сопрягаться с возможностями ВУЗа (педагогический состав, техническая и иная оснащенность), но в большинстве случаев оно напрямую взаимодействует со стремлением, мотивацией и желанием студента поглощать знания и обретать профессиональные навыки.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Внебюджетная деятельность госучреждений образования
Доходы от внебюджетной деятельности позволяют укреплять материально-техническую базу и иметь дополнительный источник материального стимулирования работников, что вызывает очевидный интерес к ней. О правовых основах внебюджетной деятельности госучреждений образования, ее направлениях, ценах и налоговых льготах в данной статье.
1. Правовые основы осуществления внебюджетной деятельности
Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, уставом учреждения образования и иными актами законодательства (п. 11 ст. 19 Кодекса об образовании).
Госучреждения образования являются бюджетными организациями. Как бюджетные организации они могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности (п. 2 ст. 79 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Кодекса об образовании).
Таким образом, госучреждения образования вправе осуществлять внебюджетную, в том числе внешнеторговую деятельность, и получать дополнительные внебюджетные средства (подп. 2.7 п. 2 ст. 20, 8 Кодекса об образовании).
Под внебюджетными средствами понимаются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные от деятельности по изготовлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам (предпринимательская деятельность), и от иной приносящей доходы деятельности (п. 3 Положения N 641).
Госучреждения образования получают внебюджетные средства за счет оказания платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, сдачи имущества в аренду, сдачи вторичных материальных ресурсов, а также за счет добровольных пожертвований и безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных. При этом осуществление внебюджетной деятельности не влечет снижения финансирования учреждений за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п. 2 и 4 ст. 138 Кодекса об образовании).
Основными НПА, регулирующими внебюджетную деятельность учреждений образования, являются:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Бюджетный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об образовании;
Налоговый кодекс Республики Беларусь;
постановление от 28.01.2009 N 109 и др.
Помимо указанных НПА, учреждения образования разрабатывают и применяют внутренние локальные акты (ЛА), например, такие как:
Положение об осуществлении внебюджетной деятельности;
Положение о структурном подразделении;
Положение о платных услугах;
Положение о расходовании средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;
Положение о ценообразовании и др.
Законодательством не установлен перечень ЛА по внебюджетной деятельности, которые должны быть в учреждении в обязательном порядке. Учреждение самостоятельно принимает решение о принятии ЛА, содержащих вопросы такой деятельности, в рамках действующего законодательства, а также порядок их утверждения.
2. Виды внебюджетной деятельности
Перечень видов экономической деятельности, которые госучреждения образования могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется их учредительными документами. Они должны соответствовать Общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». В общем случае внебюджетная деятельность учреждений образования осуществляют по следующим направлениям (п. 6 и 7 Положения N 641):
Направления внебюджетной деятельности
Предпринимательская деятельность, как правило, соответствует основной деятельности согласно уставным целям учреждения. Поэтому в данном случае к ней относятся, прежде всего, услуги в сфере образования.
К таким услугам, например, относятся:
— обучение по действующим основным образовательным программам на платной основе;
— обучение по программам допобразования детей и молодежи;
— обучение по программам допобразования взрослых;
— проведение повторной текущей и итоговой аттестации на платной основе;
— проведение лабораторных работ и практических занятий со студентами (курсантами) и учащимися вне учебной группы.
Справочно
Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п. 3 ст. 138 Кодекса об образовании).
Надо отметить, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Выдачу лицензии осуществляет Минобразования (п. 330 Положения о лицензировании).
В зависимости от типа и (или) вида госучреждения образования могут осуществляться другие виды предпринимательской деятельности, позволяющие решать дополнительные задачи и с учетом их востребованности (организация питания и проживания, информационные услуги, транспортные услуги и прочие платные услуги, производство сельхозпродукции и др.).
Что касается иной приносящей доходы деятельности, то перечень видов такой деятельности, определенный п. 7 Положения N 641, является исчерпывающим.
3. Какие цены (тарифы) можно устанавливать
Какими НПА (с учетом последних изменений законодательства) при формировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) госучреждениям образования следует руководствоваться читайте в ilex.