внедрение современных технологий обучения в педагогическую практику позволяет
Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий
Кристина Селихова
Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий
Терехова Э. Ю., Селихова К. Н.
г. Мичуринск, МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Яблонька»»
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе – слово, знание, учение. В русском словаре за словом «логос» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» может быть переведен как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве» или «знание об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».
В свою очередь педагогическая технология может рассматриваться как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др. Поэтому можно говорить о том, что педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Таким образом, суть определения понятия «технология» можно рассматривать как процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов [5].
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса [6].
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности [3].
Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии.
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.
Однако, практическая работа в сфере образования показала, что разумное сочетание новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического взаимодействия дает прекрасный результат.
Проиллюстрируем это одним примером.
Гордость за свою страну, уважение к ее героям, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, – все это называется патриотизмом. И воспитанию этого важнейшего чувства в системе образования уделяют особое внимание. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов» [1]. Во ФГОС начального общего образования к итогам освоения образовательной программы относят «ценностные ориентации обучающегося. в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». Налицо преемственная связь в воспитании гражданина, человека, осознающего свою принадлежность к обществу и несущего ответственность за все, что в этом обществе происходит.
Однако первая ступень образовательной системы – дошкольное об-разование. И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного об-разования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2]. Очевидно, что это положение как раз и является фундаментом для последующего формирования патриотиз-ма, гражданственности.
Было бы самонадеянно поставить цель воспитать патриотов из до-школьников, поскольку патриотизм как одна из высших ценностей скла-дывается в течение всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.
В дошкольный период можно только начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими и значимыми для него людьми. Именно они могут помочь – или помешать – этому процессу.
Задавшись целью узнать, насколько педагоги готовы к выполнению данного социального заказа, мы провели опрос среди работников дошкольного образования г. Мичуринска. В опросе приняли участие 16 педагогов из разных дошкольных образовательных организаций. Большинство воспитателей и работников ДОО имеют среднее специальное образование, менее трети педагогов – высшее образование.
Как отмечает Е. Коротаева, это является серьезной проблемой для оп-тимальной образовательной деятельности в детском саду, поскольку специфика работы с дошкольниками требует особых знаний в области как общей педагогики, так и специальной педагогики, психологии, анатомии и физиологии и т. д. [4, с. 92]. Определенные трудности возникают при разработке и внедрении в образовательный процесс ДОО инновационных направлений развития, индивидуальных познавательных маршрутов для детей, образовательных траекторий развития для сотрудников и педагогов. Как правило, все эти новации опираются на базу педагогических знаний, психологических основ деятельностного подхода, апробированных методов воспитания и т. д. Но если эта база отсутствует, то многие из предложенных разработок начинают пробуксовывать, не реализуются в запланированном формате, что приводит к их дискредитации, несмотря на то, что сами идеи могут быть достаточно нужными и важными. Поэтому существует опасность того, что если предложить новое направление воспитательной деятельности (например, формирование любви к малой Родине, то педагоги не выделят его в самостоятельную, значимую область,а просто эпизодически станут наполнять им имеющиеся направления развития: речевое – «Сегодня мы расскажем об истории города Мичуринска», физическое – «У нас физзарядка на тему прогулки по главной улице города Мичуринска», математическое – «Строим Мичуринск будущего из разных деталей конструктора» и т. д. Собст-венно, сам этот подход неплох, но в нем нет единого стержня, целенаправленности, поэтому как осознанное воспитательное направление оно не зафиксируется в сознании дошкольников [4, с. 93].
В связи с этим наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т. к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.
Поэтому традиционные формы и методы работы по краеведению в данной работе целесообразно заменить педагогической технологией приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства города Мичуринска.
Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям – это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технологиястроится на принципах:
— культуросообразности;
— учета возрастных особенностей детей;
— системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.
Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:
знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.
Представленная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел Тамбовской области; видеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей; встречи с народными мастерами; демонстрация способов работы мастеров; знакомство с природными материалами, отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любой дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 февраля 2011 г. № 19644 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, И. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990.
4. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 90-95.
5. Мантурова, Т. Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» / Т. Мантурова // Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-doshkolnogo-obrazovanija-sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi.html
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002.
Использование новых технологий в логопедической работе По данным З. А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое.
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ Детское сообщество – это удивительное место, где ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять свою индивидуальность,.
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников Педагогический совет «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»1.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в совместную деятельность учителя-логопеда и детей В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий.
Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.
Внедрение педагогами ИКТ в образовательную деятельность с воспитанниками Внедрение педагогами ИКТ в образовательную деятельность с воспитанниками Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.
Внедрение технологии «семейные краеведческие батлы» в непрерывную образовательную деятельность ДОО в соответствии с ФГОС Перевод иностранного слова «battle» наверно известен каждому человеку, изучающему английский язык. Ведь это довольно распространенное слово,.
Внедрение здоровьесберегающих технологий Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости.
«Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 п.Теплоозерск»
Заочная областная научно – практическая конференция
«Дополнительное образование детей: состояние и перспективы развития»
«Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей»
(на примере работы географической лаборатории «Час эксперимента» )
Учитель географии высшей категории, заместитель директора по ВР
Наталья Петровна Понизова
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитательную, развивающую, социализирующую релаксационную функции.
Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально – педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области технической, художественной, эколого – биологической, спортивно – технической, физкультурно – спортивной, туристическо – краеведческой, военно – патриотической, социально – педагогической и другой образовательной деятельности.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Обратимся к понятийному словарю.
Дополнительное образование детей – феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.
Технология на основе личностно-ориентированного обучения: содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Групповые технологии- технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Проектные технологии: опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «От идеи до конечного результата».
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
обновление содержания образования;
внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности образовательной деятельности при реализации дополнительного образования обучающихся. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыком самостоятельности. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс географической лаборатории «Час эксперимента» является одной из таких форм.
Данная программа основывается на дидактических принципах системно деятельностного метода обучения и представляет собой непрерывный курс формирования у школьников 4-5 классов специальных знаний и развития общих умений и навыков, необходимых для ведения исследовательского поиска. Важную роль играет принцип непрерывности (в данном случае, преемственность между начальной школой и средним звеном обучения) на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей 4-5 классов.
Программа курса предназначена для учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить цель и организовывать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств
Практическая часть курса – проведение различных опытов и экспериментов. Эксперименты могут проводиться под руководством учителя на занятиях или самостоятельно учащимися дома. Эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле.
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования единой, рассчитанной на период обучения с 4 по 5 класс, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью. Продолжение данного курса в среднем звене (5 класс) будет, по моему мнению, способствовать более успешной адаптации учащихся младших классов к обучению в основной школе и даст возможность педагогу проанализировать результаты формирования поисково-исследовательских умений своих учеников. Актуальность программы курса обусловлена и тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В своей работе с детьми мы отдаем предпочтение следующим активным методам:
Исследовательский метод, метод экспериментов – является основным в реализации данной программы и направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Например, при изучении раздела « Жизнь земной коры» ребята проводят опыт
Опыт «Извержение вулкана». В данном случае ребята используют готовую модель «Вулкан», а также уксус, соду, красную гуашь
Метод, при котором педагог выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие обучающихся в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Этот метод получил название частично-поискового или эвристического. Решение обучающимися отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует. Обучающийся воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, анализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия.
Так в раздел « Голубая планета » включены опыты, среди которых Опыт «Соленость воды», где ребята доказывают, что соленая вода более плотная и предметы в ней плавают. На вводном занятии ребята выполняют следующие задания:
Многие блестящей предметы, и это хорошо известно людям, позволяют увидеть собственное отражение.
-Сейчас мы проведем эксперимент и попробуем определить от чего зависит качество изображения в отражающих предметах. Подумайте, выдвинете гипотезу и заполните таблицу.
Если вы считаете, что предмет будет отражать, то напротив этого предмета ставите «+», если нет, то — «-».
Эксперимент с магнитом и металлами.
-Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Попробуем провести эксперимент.
Проблемный метод – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
4.Использование метода творческих проектов
Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.
В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Этот метод уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности. Проект создания книжек – малышек
6.Использование групповых технологий
Большинство занятий Географической лаборатории «Час эксперимента» проходит в группе. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Актуальность выбранной темы очевидна, ведь педагог XXI века обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому технологии, которые необходимо использовать в образовательной деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, должны способствовать обеспечению достойного уровня образования и постоянному совершенствованию его качества.
За время изучения программ дополнительного образования с целью углубленного изучения географии наблюдается постоянное участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, в которых неоднократно занимали призовые места.
Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей – это процесс и результат творческого, активного приобретения обучающимися знаний, умений, навыков и развитие личностных качеств с целью формирования художественной культуры, выражающейся в готовности к преобразовательской деятельности на научной основе. С обновлением содержания дополнительного образования изменяется и роль педагога. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности обучающихся.
Посещение детьми Географической лаборатории призвано обеспечивать условия успешной социализации детей в процессе обучения, реализацию обучающимися своих способностей, возможностей и интересов. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для педагога новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности обучающегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
.
Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002г.
География: Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru
География: Энциклопедическая библиотека. http://megacollection.ru
Лебедева О.Е. «Дополнительное образование детей» М.:Гуманит. Издательский центр ВЛАДАС, 2010г.
Уровень достижения обучающихся во внеурочной деятельности по географии
2017-2018 учебный год
Олимпиада для школьников «Ломоносов» Московского государственного университета (МГУ)
1 – Участник 1 -Призер
Всероссийская олимпиада школьников «Умники России»
18 человек из них 1 место- 2 человека 2 место- 3 человека 3 место – 10 человек Участие – 3 чел.
Международный дистанционный конкурс «Старт»
10 человек из них 1 место- 4 человека 2 место- 4 человека 3 место – 2 человек
Конкурс по географическим картам «Юный Магеллан» от проекта «Мега – Талант» 2 призера
Викторина «Географические заблуждения» от проекта «Мега – Талант» 2 участника
10 человек из них 2 место- 5 человек 3 место – 3 человека участник — 2 человека
Международный проект VIDEOUROKI
27 человек из них 1 место- 3 человека 2 место- 3 человека 3 место – 12 человек участник — 9 человек
35 человек из них 2 место- 9 человек 3 место – 4 человека участник — 22 человека
Заочный конкурс презентаций «Визитная карточка ЕАО» Региональное отделение ЕАО Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» 1 призер
4-й международный конкурс научно — исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (Всероссийская Академия естествознания) 1 призер
Областная научно-практическая конференция школьников
«Будущее области в надежных руках» 1 участник
Публикация исследовательской работы по географии «Мифические земли в истории географических открытий» в школьном научном журнале «Старт в науке» (Всероссийская Академия естествознания)
Районный конкурс проектов «Молодые стратеги».