внешним признаком готовности ребенка к обучению по р штейнеру считается
1. Символ учреждений, работающих по системе С.Френе, это:
• экспериментальное ощупывание
• типография
• «детский завоведник»
2. Внешним признаком готовности ребенка к обучению, по Р. Штейнеру, считается:
• нет правильного ответа
• достижение ребенка возраста 7 лет
• смена зубов
3. «Период образного мышления и перехода к логическому» по Р. Штейнеру включает следующие возрастной диапазон:
• 0-7 лет
• 14-21 год
• 7-14 лет
4. Педагогическая концепция Ф.Фребеля складывалась под влиянием идеалистической немецкой философии начала:
• 20 века
• 18 века
• 19 века
5. Этап воспитания под названием «детский заповедник», по С. Френе, соответствует возрасту:
• 0-2 года
• 4-7 лет
• 7-14 лет
• 2-4 года
6. Педагогический процесс детского сада, по мнению Ф.Фребеля, в основе своей должен быть построен на:
• творческой деятельности ребенка
• интеллектуальной деятельности ребенка
• физическом развитии ребенка
7. Одной из главных целей педагогики Р.Штейнера является:
• свободное самоопределение ребенка на основе развития его живого мышления в постоянном диалоге с воспитателем
• свободное самоопределение ребенка на основе развития его живого мышления в постоянном диалоге с природой
• нет правильного ответа
8. Целью природосообразного воспитания по Ф.Фребелю является:
• развитие природных способностей ребенка
• оба ответа верны
• прививание ребенку любви к природе
9. Новая школа по С. Френе должна быть ориентирована на следующие критерии:
• здоровье ребенка, благоприятная среда, оборудование и технические средства
• здоровье ребенка, благоприятная среда, соответствующие программы
• здоровье ребенка, учебные предметы, соответствующие программы
10. Каким по счету «даром» является ящик с шаром, катком (или цилиндром) и кубом по Ф. Фребелю?
• 4
• 2
• 1
• 6
• 3
• 5
11. От природы ребенок, по мнению Ф.Фребеля, наделен инстинктом:
• деятельности
• природосообразности
• направленности
12. Занятия в детском саду Р. Штейнера проводятся с группой численностью:
• 5-7 человек
• 10-15 человек
• 12-20 человек
Методика раннего развития Штайнера. Описание
О методике раннего развития ребёнка Р. Штайнера
«Искусство воспитания — живое искусство; педантизм и формализм во всех видах должны быть из него изгнаны. Воспитание становится настоящим искусством, если учитель становится художником. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал».
Еще один педагог, занимавшийся развитием детских талантов, был Рудольф Штайнер.
Его педагогика получила название по названию фабрики Вальдорф-Астория при которой он открыл детский сад, где воплощал в жизнь принципы своей педагогической системы. Эта система получила название антропософии. Главная идея Штейнера заключается в том, что в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Значит, главная задача воспитателя, родителя — способствовать раскрытию всего того, что в малыша заложено природой. Штайнер считал, что образование и воспитание должны быть гармоничными. Их цель — сохранить личность ребенка, его неповторимую индивидуальность. Ребенок должен стать разносторонне развитой личностью, в которой равноценными будут интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая составляющие. У каждого малыша свой темп развития, ему предстоит пройти весь тот путь, который прошло человечество от эпохи дикости до современного цивилизованного общества Воспитание как процесс вмешательства в жизнь ребенка Штайнер считал самым пагубным занятием. Представления Штайнера совершенно не схожи с другими педагогическими методиками. Педагог считал, что в раннем возрасте малыш должен познавать мир через систему практических, а не теоретических действий. Штайнер считал, что ранее интеллектуальное развитие малыша вредит ему, подавляет его волю, фантазию, отбивает охоту к самостоятельным поступкам. Штайнер был убежден, что все знания, которые ребенок получает, должны быть им прочувствованы, осознаны. Механическое заучивание не может принести пользы, а вот то, что окрашено эмоциональным переживанием пригодится в жизни. Поэтому главными предметами в вальдорфской школе у детей дошкольного возраста являются не математика и чтение, а театральное искусство, обучение ремеслам, ритмические упражнения под музыку, игра на народных инструментах. Абстрактные символы (буквы и цифры) отдаляют от действительности, а ранее интеллектуальное обучение ослабляет жизненные силы малыша. Развитие мыслительной сферы нужно начинать только тогда, когда малыш эмоционально готов познавать мир. По мнению последователей Штайнера, происходит это, лишь когда «все молочные зубы сменятся на постоянные», примерно в 12 лет. Сторонники вальдорфской системы воспитания считают, что радио, кино и телевидение до определенного возраста вредят ребенку, способствуют его раннему взрослению.
В воспитательной теории Штайнера особое отношение к оцениванию достижений ребенка. Педагог считал, что ребенка не стоит оценивать вообще. Любая оценка (положительная или негативная) может помешать естественному развитию малыша, она может стать формой давления на ребенка. В этом случае ребенок будет что-либо создавать, действовать не ради самого действия, а ради оценки взрослого или педагога. Главное в развитии ребенка — сам процесс действия, выполняемое им дело. Малыш должен быть окружен любовью и доброжелательностью, такая атмосфера позволяет раскрыться лучшим душевным качествам ребенка.
Каким же способом учить малыша что-либо делать? Одним из методов, по мнению, Штайнера является совместная деятельность, работая рядом с педагогом или родителем, ребенок вдохновляется, подражает ему. Исходя из этого на воспитателя (учителя или родителя) возлагается очень большая ответственность. Взрослый должен своим поведением, своими действиями стать примером для подражания, вызвать интерес к этой деятельности, побудить малыша к собственной деятельности. «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Поэтому главное место в системе воспитания Штайнера занимает взрослый человек (родитель, воспитатель или учитель). Он должен быть достойным подражания, всегда помнить о том, что его поведение, его поступки копируются ребенком. Взрослый — авторитет для ребенка, и в то же время он не должен давить своим авторитетом. Малыш сам выбирает, в какие игры ему играть, какие книжки читать, какие сказки слушать.
Чем же Штайнер предлагал заниматься с детьми, если был противником раннего чтения, письма и математики? На занятиях в вальдорфской школе дети занимались творчеством: народными танцами и песнями, рисованием, лепкой, драматическим искусством (причем один день целиком посвящен живописи, другой — лепке, третий — кукольному театру). Последователи Штайнера создали специальный вид деятельности — эвритмию — искусство движения. Дети вместе с педагогом под музыку через движение и жесты выражают настроение, общаются, передают музыкальную гармонию, пересказывают сюжеты известных народных сказок, стихов. Еще одним изобретением вальдорфских педагогов стали музыкальные игры-хороводы — «райгены». Такие игры проводятся со всеми детьми ежедневно. В основе такой игры любой сюжет (например, «Сажаем деревце»), и все дети выполняют характерные движения, изображающие процесс посадки деревьев: лопаткой выкапываем ямку, сажаем деревце, присыпаем землей, поливаем из лейки. Главное, что детям не навязываются никакие шаблоны. На уроках они рисуют, лепят на свободную тему, без определенных правил. Любопытный момент, малышам выдают три основные краски: красную, желтую и синюю, а все остальные оттенки и цвета ученики создают сами, смешивая и разбавляя краски. В детских садах, работающих по вальдорфской методике, нет готовых игрушек. Все создается детьми и воспитателями из натуральных материалов (дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Главная задача игрушки — будить фантазию, воображение ребенка. Игрушки становятся индивидуальными. Например, девочке дается деревянная болванка куклы, лицо рисует сама владелица игрушки. Какой будет кукла: грустной, веселой, — зависит от сюжета игры, от хозяйки игрушки. Потому же ребенку не выдается готовая кукольная одежда, вместо этого — набор разноцветных лоскутков, которые могут превратиться и в плащ, и в роскошное платье, и в одеяльце.
Еще одним принципом методики Штайнера является четкий, постоянно повторяющийся и соблюдающийся распорядок, ритм. Постоянство создает у ребенка чувство защищенности и спокойствия, ритм приучает к порядку. Этот ритм организован по принципу выдоха-вдоха, один вид деятельность четко сменяет другой. Выдох — самостоятельная деятельность малыша, вдох — занятие со взрослым. На выдохе малыш выражает себя, проявляет собственную волю через активность, а на вдохе получает какой-то опыт от взрослого, усваивает его.
Большая роль в воспитании отводится проведению народных праздников, дней рождений. Подготовка к этим праздникам позволяет задействовать все формы деятельности малышей (изготовление костюмов, декораций, подарков, придумывание сценариев и поздравлений). Важная идея педагогики Штайнера — связь изучаемого с жизнью, научные знания и применение их на практике, получение знаний опытным путем.
Поэтому много внимания отводится домашним занятиям (приготовлению простых блюд, уборке, сервировке стола) и обучению ремеслам. На занятиях малыши совместно мастерят кукол, лепят фигурные свечи из воска, Плетут корзиночки, сами создают декорации для своих спектаклей и концертов.
Отношения в коллективе являются очень важным элементом педагогики Штайнера. Воспитатели должны поддерживать доброжелательность в детском коллективе, пресекать всякую агрессивность, дух соперничества. Детям внушают мысль об их личностной уникальности, самоценности. Один силен в пении, другой — в рисовании, третий замечательно сервируют стол. Дети внимательно прислушиваются друг к другу, но при этом имеют свою точку зрения и могут ее отстаивать.
Итак, что нужно помнить родителям, желающим последовать рекомендациям Штайнера? Во-первых, у каждого возраста есть свои возможности, которые нужно использовать, дать раскрыться с наибольшей полнотой. Опережающее развитие, забегание вперед наносят малышу вред. «Детство должно быть детством, а не подготовкой к взрослой жизни».
Малыши должны воспитываться и развиваться на сказках, легендах. Про каждое растение, животное или явление природы нужно придумывать истории, позволяющие придать им образность, очеловечить, оживить (например, придумать диалог между солнышком и растением, молнией и громом, коровой и травой). Когда информация окрашена эмоционально, образна, тогда ребенок воспримет ее гораздо лучше, усваивает ее не только на рациональном уровне (разумом), но и на эмоциональном (душой). Как можно чаще и больше нужно рассказывать ребенку сказки, легенды и мифы, народные сказания, загадки, поговорки и пословицы. В дошкольный период нужно как можно больше внимания удивлять художественному, эстетическому воспитанию. Очень полезны занятия по рукоделию (и мальчикам тоже), освоение каких-нибудь посильных возрасту ремесел (без деления на мальчишечьи и девчачьи занятия).
Учить писать и читать ребенка нужно, тоже подключая фантазию и воображение. Например, при обучении письму можно использовать рисование. Можно под музыку в определенном ритме проделывать движения, имитирующие написание каких-либо букв в воздухе. Можно на полу нарисовать огромные буквы и предложить малышу «бегать» по линиям и закорючкам букв. Такие занятия хорошая подготовка к дальнейшим урокам чтения и письма. Главное — избегать оценивания, тем более негативных замечаний или сравнений в пользу более успешных детей. Каждый малыш развивается в силу своих способностей, своими темпами, сообразно своей индивидуальности. На всех занятиях необходимо экономить силы ребенка. Это требует большой подготовительной работы от родителей. В небольшой временной промежуток необходимо вложить определенное знание. Для изучения чего-либо нужно использовать метод, предложенный в школе Штайера, — «Изучение блоками или эпохами». В течение нескольких недель, например, заниматься изучением музыки, в следующие несколько недель заняться рисованием и т. д. Занятия лучше всего проводить утром, именно это время, по мнению Штайера, «наиболее благоприятно для развития интеллекта». Информацию на занятиях лучше всего выстраивать по следующей схеме: интеллект (научные знания); эмоции (творчество — музыка, живопись), иностранные языки; физические занятия и труд (рукоделие, занятие ремеслами), физическое воспитание. При объяснении нового материала в начале урока хорошо провести ритмические игры и упражнения под музыку, для совсем маленьких — пальчиковые игры, хороводы. Затем нужно вспомнить материал предыдущих занятий и только после этого приступать к усвоению чего-нибудь нового. Малышу нужно зарисовать, как-то изобразить то, что он услышал на занятиях.
Конечно, есть у этой методики спорные моменты. Например, излишняя религиозная насыщенность программы. Непонятно, как поведут себя дети, воспитывавшиеся в довольно тепличных условиях вальдорфской школы в мире конкуренции, суровой реальности борьбы за место под солнцем. И все же, заботливые родители обязательно смогут найти рациональное зерно в идеях философа и педагога Штайнера.
Как определить готовность ребенка к школе
Учеба в школе — сложный процесс, это стресс для ребенка и большое напряжение. Будущий школьник должен быть готовым переносить физические и эмоциональные нагрузки.
По каким качествам определяется готовность к школе
Есть основные качества, определяющие готовность детей к обучению в школе:
Если физическую подготовку ребенка и его интеллектуальное развитие можно переложить на плечи развивающих центров и спортивных клубов, то психологическая готовность ребенка к школе зависит напрямую от его родителей. Очень важно воспитывать в ребенке уверенность в себе и своих силах, умение дружить, завязывать дружбу и поддерживать ее. Обращаться за помощью и помогать самому, если попросят. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно в школе, умел общаться, контролировать свои эмоции, понимал и принимал те ограничения, которые накладывает на его поведение статус школьника.
Физическая готовность
Физическая готовность ребенка к школе определяется врачами в детском саду, если ребенок посещает детский сад, или в детской поликлинике, где родители с ребенком проходят медосмотр самостоятельно. В специальной школьной медицинской карте специалисты ставят заключение о состоянии здоровья ребенка. При оценке физической готовности ребенка к школе учитывают:
Очень большая нагрузка в школе идет на спину ребенка: долгое время за партой в непривычной позе, объемный ранец за спиной приводят к резкому ухудшению осанки и искривлению позвоночника. Чтобы это предотвратить, нужно уделять внимание физическому развитию малыша, укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
Психологическая готовность
Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:
Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).
Интеллектуальная готовность
Будущий первоклассник должен:
Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.
Личная и социальная готовность
Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:
Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Обучение в школе — это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами). Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте).
До поступления в первый класс ребенка нужно:
Как определяют готовность к школе детей 6-7 лет
Для определения школьной зрелости ребенка используют тест Керна Йирасека. Он помогает понять, как хорошо развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. В тесте оценивается способность рисовать, срисовывать, мыслить, умение сосредоточиться, выполнить задание. Приведем примеры заданий, которые входят в тест.
1. Нарисовать мужчину
Ребенка просят нарисовать на листе бумаги мужчину (дядю). В процессе рисования не подсказывают, не оценивают, молча наблюдают.
Как оценивается результат:
2. Копирование фразы, написанной письменными буквами
Ребенку выдают листок, на котором написано простое предложение из трех слов письменными буквами, в начале предложения стоит заглавная буква, в конце предложения стоит точка. Ребенка просят перерисовать то же самое ниже.
3. Копирование точек
Ребенка просят срисовать точки так же, как и на рисунке. На образце нарисованы 10 точек, на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали.
Оценивание школьной зрелости по тесту Керна Йирасека
Суммируются баллы по каждому из трех заданий. Подводят итог:
Используя данные теста, готовность ребенка к обучению в школе определяют, учитывая уровень его развития, чистоту речи, его отношение к учебе, физическую крепость и функциональное здоровье.
Статья «Готовность ребёнка к школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Горшунова Алёна Игоревна
г. Братск, Иркутская область
«Готовность ребёнка к школе».
Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У
большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии и педагогики как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен
знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении
в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Интеллектуальная (познавательная) готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своём листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребёнок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги, вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисовано на бумаге.
• Составлять предложения из нескольких слов, например: кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки. Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
• Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Помните, вы для своего ребёнка – самый
лучший друг. Находите малейшие
поводы, чтобы похвалить его,
терпеливо, день за днём помогайте
1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В.
Психологическая готовность ребенка к обучению
2. Грудненко Е.А. Психологическая
готовность к школе. Подходы отечественных
психологов к определению психологической
готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23