внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х-СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Разрядка международной напряженности. СССР и страны Запада.

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

Стороны начали делать шаги навстречу друг другу. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой содержался призыв к разрядке международной напряженности. В 1970 г. в договоре межу СССР и ФРГ были признаны окончательными послевоенные границы в Европе. Аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений («крылатых ракет»), на которые американская сторона отказывалась устанавливать ограничения.

Тем не менее, плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

Отношения с азиатскими и африканскими странами определялись стремлением Москвы приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в 1967 г., способствовал погашению военного конфликта на Ближнем Востоке в 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном.

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Отношения СССР с соцстранами в этот период переживали не лучшие времена. Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, избравшие социалистический курс, при этом действовали без оглядки на Москву. Едва ли не самые конфликтные отношения сложились именно с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн.кв. км. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам, которые ни к чему не привели. В дальнейшем о. Даманский фактически остался китайским, а де-юре был закреплен за Китаем только в марте 1992 г.

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны против проамериканского южновьетнамского режима. В феврале 1965 г. правительство СССР заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь вооружением и специалистами оказывалась Северному Вьетнаму более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон в апреле 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.

Мировая система социализма испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. во главе коммунистической партии ЧССР встал А. Дубчек. В апреле 1968 г. в Чехословакии была принята программа, предусматривавшая экономические и политические перемены. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Компартия Чехословакии теряла власть в стране, ей не подчинялись СМИ, вырисовывалась реальная перспектива поражения компартии на выборах в Национальное собрание. В Москве и в столицах других стран Варшавского блока увидели в этом угрозу и для социализма в своих странах. Как результат в августе 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии были введены в Чехословакию. «Пражская весна» была подавлена, но эти события усилили раскол в «социалистическом лагере». Так, из Организации Варшавского договора вышла Албания. Впрочем, после событий в Чехословакии была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений между социалистическими странами, что укрепило их экономическую и военную интеграцию, а также роль СССР в этом содружестве.

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов, приостановленную в том же году из-за возмущения европейской общественности. Но в декабре 1979 г. на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за несколько минут.

Администрация президента США Р. Рейгана была настроена резко антисоветски. В 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории». В том же году вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, принятая в 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока.

В 1983–1984 гг. новые американские ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии. СССР в свою очередь разместил в Чехословакии и ГДР свои новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 или СС-20. Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась. Она ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. С конца 1970-х гг. СССР начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам.

Обострение «холодной войны». Война в Афганистане

Негативным по своим последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в 1978 г. Руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. По просьбе Х. Амина в декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря того же года с помощью советского спецназа в Кабуле был совершен переворот, и к власти в Афганистане пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд. долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат.

Западные страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла». Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

Источник

Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.

Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.

В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.

Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.

Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.

В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).

В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.

Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Источник

Внешняя политика СССР в середине 1960-х середине 1980-х гг.: доктрины и практика.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.

Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников.

Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.

Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.

В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне

В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному.

Сверхдержавы продолжали вооружаться. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы. В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США.

Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

3. Европейское Возрождение.

Рождение новой культуры.
Итальянские гуманисты. Гуманизм за Альпами. Появление утопий. Политические теории.
Искусство Высокого Возрождения.
Новый тип творческого человека. Итальянское Возрождение. Искусство Германии. Искусство Нидерландов.

1.Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные

направления и события.

После поражения в Крымской войне внешняя политика развивалась в двух основных направлениях: продвижение в Азию и восстановление позиций в Европе (борьба за отмену унизительных условий Парижского мирного договора). Министром иностранных дел при Александре II был один из лучших дипломатов страны А.М. Горчаков. Во многом благодаря его усилиям удалось ликвидировать невыгодные для России статьи Парижского договора (1871). Эти события были связаны со сближением России с Пруссией и поражением Франции в франко-прусской войне. В 1873 г. Россия заключила союз с Германией и Австро-Венгрией (Союз трех императоров), определявший европейскую политику России в 70-е гг. XIX в.

В 1864 г. закончилась длительная Кавказская война, в начале 60-х продолжилось движение России в глубь Средней Азии (присоединение Казахстана, среднеазиатских ханств), что привело к столкновению интересов России и Англии в этом регионе.

С середины 70-х гг. вновь обостряется восточный вопрос. Связано это было с тем, что Россия поддержала освободительную борьбу балканских народов за независимость, а также со столкновением интересов ряда европейских стран в этом регионе. Жестокое подавление турками восстания в Сербии и собственные интересы России на Балканах привели к тому, что в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции. Война для России оказалась неожиданно тяжелой, но в конечном итоге Турция потерпела поражение. В местечке Сан-Стефано (1878) был заключен выгодный для России и балканских народов мирный договор. Однако это вызвало противодействие со стороны Англии и Австро-Венгрии, настоявших на пересмотре условий Сан-Стефанского мира, что и произошло в том же году на Берлинском конгрессе. По его итогам территория Болгарии была уменьшена втрое, Австрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия, видимо, за поддержку Турции отобрала у султана остров Кипр. Неудачный мирный договор ударил по патриотическим чувствам русского общества.

Предательская позиция Австро-Венгрии в ходе русско-турецкой войны и отсутствие поддержки со стороны Германии на конгрессе в Берлине (уже при Александре III) привели к развалу Союза трех императоров. После этого началось сближение России с Францией, что послужило оформлению в 1891–1892 гг. военно-политического союза.

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

внешняя политика ссср в середине 1960 х середине 1980 х доктрины и практика

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

ИСТОРИЯ. Билет 1. Древняя Русь в 9 начале 12в возникновение государства, киевские князья и их деятельность

Билет № 48. Внешняя политика СССР в середине 1960-1980ых гг: доктрины и практика.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами. Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР. Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.

В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).

В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.

Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.
Билет №49. Распад СССР : причины, ход и последствия. Начало становления российской государственности.

— СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных от­ношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *