вникай в себя и в учение толкование

. вникай в себя и учение. Что это значит?

Доброго вам времени суток, Юля!

Вы задали вопрос относительно слов апостола Павла в 1Тим.4:16

Что это за учение, о котором говорит апостол?

учение Спасителя нашего, Бога (Тит.2:10).
доброе учение (1Тим.4:6)
здравое учение (Еф.4:14)
Христово учение ( 2Ин.1:9)
Господне учение (Деян.13:12)

Всё это сказано об одном учении, которое несли людям Сам Иисус, апостолы, а потом и все искренние христиане. Относительно других учений Библия содержит чёткое указание:

«Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» ( 2Иоан.1:10).

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

А вот стих, который должен быть постоянно в сердце всех тех, кто называет себя христианами:

Понимаете ли вы суть этого предложения? Оно совершенно определённо говорит о том, что если человек преступает учение Христа, то такой человек не спасён.

Этот стих должен вести нас к тому, что является самым главным в нашей жизни – к познанию того, что же такое – учение Христа. А мы как живём? Не кажется ли вам, что большинство из нас, взявших себе имя Христа, всё ещё находится в том ужасном состоянии, о котором Иисус сказал в Матф.15:8-9

«приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ».

Каждое слово Иисуса, каждое его действие, каждое слово Его апостолов – всё это учение, в которое вы должны вникать, если действительно хотите спасения для себя и для вашего дома. И другого пути нет.

Не позволяйте никому учить вас, никому, кроме Бога. Того Бога, Который небеса и землю сотворил. Почему так много конфессий? Потому что много учителей. а Учителем должен быть только Бог.

Два других отрывка помогут нам понять суть этой мысли:

Заметьте, пожалуйста, что правильно вникать в себя можно только в том случае, если вникаешь в учение Христа. Только на фоне чистого Слова Божьего можно увидеть все свои недостатки, всё, что что в тебе неправильно, потому что Слово Божие (Сам Иисус Христос) – это стандарт святости и праведности, которым меряется каждый человек.

Как вы думаете, возможно ли думать, что ты – последователь Христа, но на самом деле не следовать за Ним? Возможно ли проповедовать о Боге, но на самом деле уводить своею проповедью людей от Истинного Бога, представляя Его перед людьми в ложном свете? Проповедовать одни стандарты, а жить по другим? Возможно ли говорить, что любишь Бога, а на самом деле хранить в глубине сердца недовольство Им?

Вникай в себя! На самом ли деле ты тот, кем называешь себя? На самом ли деле ты ученик Христа, а не просто самозванец, притворяющийся благочестивым верующим?

Источник

Глава IV.

Появление в будущее время лжеучителей (1–5). Тимофей в своей личной жизни должен служить примером для общества верующих (6–16).

« Через лицемерие – точнее »: »в ( έν ) лицемерии». Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: « сожженных в совести своей ». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха – огненная – сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью – люди умершие для всего святого и высокого.

Характеризуя этих лжеучителей, апостол указывает на то, что они будут запрещать брак как состояние, с их точки зрения, нечистое, и станут повелевать воздерживаться (по-русски глагол άπέχεσύαι не передан) от яств – очевидно, от некоторых яств, может быть, от мяса. Верующие не должны следовать таким учениям, потому что всякое создание, т. е. все, созданное Богом, хорошо, полезно для человека, разумеется, если он в употреблении этого соблюдает умеренность. В особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее с молитвою и благодарением Богу, подавшему ее (« Слово Божие » – слово молитвы). По-видимому, апостол имеет здесь в виду лжеучителей преимущественно гностического направления, которые действительно иногда отрицали брак и проводили мысль о нечистоте некоторых яств.

Уча других – христиан (братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя – Апостола Павла (ср. 2Тим 1:13 ). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1Тим.4:1, 3, 4 ), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность – именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это – лишь немногое; здесь – польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях:даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь «настоящая» ). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни ( «будущей» ).

Тимофей должен все, что сказано выше (с 1Тим.3:14 ), возвещать как заповедь (« проповедуй » – точнее: заповедуй – παράγγελε ), научать этому свою паству.

Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38-ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения « в духе » многие кодексы не имеют).

Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания, наставление и учение – все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Тим. 4:16

Свт. Феофан Затворник

Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе. – Сам спасешися; ибо если будешь так поступать, то с тебя уже нечего более и взыскивать,— ты свое дело сделаешь как должно, послушаются ли тебя пасомые или нет. Но Апостол и более этого обещает, именно что и послушающие его спасутся. Они непременно пойдут вслед за тобою, и как ты, действуя сказанным образом, верно достигнешь спасения, то и они вслед за тобою достигнут того же. Кажется, святой Павел имел в виду особенно выставить на вид победоносную силу учения, оправдываемого и подтверждаемого жизнию. В таком случае, говорит как бы он, никто не устоит против твоего слова и убеждения, – все тебя послушаются, пойдут по учению твоему и примеру твоему и спасутся. Плод же сего на тебе отзовется. Амвросиаст пишет: «убеждает Апостол, чтоб святой Тимофей всем представлял себя образцом в добрых делах и был образцовым в трудах учительства. Преуспеяние должно быть явлено не в учении только, но и в делах. Ибо как древо доброе творит добрые плоды (см.: Мф. 7, 17), так и учение доброе злых плодов иметь не может. Когда видны добрые дела, то слушающие, убеждаясь, что это есть плод доброго учения, не могут не получить пользы от учения. Ибо то, что предлагается в слове учения, всегда сознается истинным и приемлется со страхом и благоговеинством, если видно, что все то благоговейно соблюдается тем, кто учит. Таким образом добрый пастырь народа двоякий получит плод – и за свои добрые дела, и за спасение пасомых, –послушающих его; напротив, если он будет нерадив, то и за себя, и за них даст отчет Богу».

Прп. Ефрем Сирин

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Прп. Икумений Триккский

Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

Блж. Феофилакт Болгарский

Вникай в себя и в учение

То есть будь внимателен к самому себе и других учи.

Занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Тот, кто питает себя словами учения, прежде сам извлекает пользу, потому что, уча других, он и себя приводит в умиление.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Лопухин А.П.

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Вникай в себя

вникай в себя и в учение толкование

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

В конце 15-й главы Деяний Апостолов мы читаем о том, что Господь побуждает апостола Павла посетить церкви, где он вместе с Варнавой ранее проповедал Евангелие. Варнава готов идти и предлагает взять с собою своего племянника Марка, который был с ними прошлый раз. Павел не соглашается, потому что в тот раз Марк с полдороги вернулся в Иерусалим. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились. Павел, избрав себе Силу, отправился. и проходил Самарию и Киликию, утверждая церкви» (Деян. 15:39-41). Там, в одной из церквей Киликии (современная Турция), он знакомится с молодым христианином, по имени Тимофей, о котором братья дают хорошее свидетельство. Мать и бабушка Тимофея – израильтянки, верующие в Господа Иисуса Христа. И апостол Павел решает взять этого молодого брата с собою в миссионерское путешествие.

Эта, на первый взгляд, случайная встреча не была случайной. У Бога нет случайностей, и мы убеждаемся в этом, когда читаем послания апостола Павла к Тимофею. В лице этого молодого христианина Господь призвал на служение ещё одного проповедника Благой Вести.

Теперь давайте обратим внимание на приведенное в начале место Писания и примем его как обращенное лично к нам, живущим в 21-м столетии: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».

Мы все знаем, что изучать Писание (вникать) можно по-разному. Можно читать его, как слово, относящееся к кому-то другому (в данном случае к Тимофею), разбирать причину, почему апостол Павел написал это именно ему.

Кто читает Писание в таком духе, тот упускает самое главное! А главное в том, что Библия написана для каждого жителя земли, для вас и для меня, пока ещё длится наша жизнь и Божье долготерпение к человечеству.

Вот с таким расположением сердца давайте посмотрим, что Дух Святой имел в виду, повелевая через ап. Павла вникать в себя и в учение.

1) Вникай в себя». (Take heed unto thyself and unto the doctrin. – King James translation; Keep a critical eye both upon your own life and on the teaching you give. – Modern English translation).

Обратим внимание на слово «вникай». Оно редко употребляется в наше время. Вникнуть во что-то означает постараться как можно лучше разобраться в деталях, в подробностях, понять читаемое. В нашем случае «вникай в себя» означает: как следует пойми самого себя, свою реакцию на то или другое, на то, что видишь или слышишь, на то, что читаешь.

Греческое слово «эпэ ‘хо», переведённое как «вникай», апостол Павел употребил ещё один раз в Деян. 20:28. Там оно переведено как «внимайте». Слово Божие предлагает нам проверять себя, разобраться в себе самом, что нами руководит в той или иной ситуации.

В одной из своих статей Николай Водневский высказал подобную мысль другими словами, написав о необходимости «бывать наедине с самим собою, трезво оценивать свои слова и поступки. » И я добавлю, что это необходимо всем нам. Каждому из нас очень полезно почаще вникать в самих себя.

Как чудно Бог сотворил человека! Я обладаю способностью вникать в самого себя, проверять себя, быть неподкупным судьёю самого себя, когда мой разум подчинён Святому Духу! Я имею право осудить себя за какой-либо проступок, за лишние слова, за мысли и дела, не подобающие христианину и не угодные Богу.

И знаете, для чего Бог дал всем нам эту способность?

Именно для того, чтобы христианин судил сам себя! Об этом мы читаем: «Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11:31-32).

Серьёзнейшее предупреждение всем нам!

Зачем же вникать в самого себя? Это необходимо по той простой причине, что каждый из нас всё ещё находится «во плоти». Всем нам, искупленные Христом дети Божьи, начиная от стоящего за кафедрой и кончая сидящим на задней скамье, по плоти нечем хвалиться, но иногда есть, несомненно, есть, о чём сожалеть, в чём каяться и искать у Господа прощения. Вот поэтому нам необходимо вникать в себя, анализировать свои мысли, владеющие нами побуждения, сказанные нами слова и совершённые нами дела.

Апостол Павел описал состояние христианина, живущего в этом мире, таким образом: «Знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон, противободрствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» (Рим. 7:18-24).

Мы живём в страшное время, когда всё человечество отошло далеко от Бога и погружается в клоаку греха, аморальной нечистоты и всякой мерзости, когда самые отвратительные грехи половых извращений рекламируются по телевидению и в печати, как нечто «интересное и нормальное». И эта атака греха направлена не только на взрослых и на молодёжь (которая об этом, пожалуй, знает больше, чем люди старшего поколения), но теперь также и на детей. Сегодня диавол особенно влияет на тех, кто смотрит аморальные телефильмы, читает подобную литературу и дружит с теми, кто водим похотью плоти.

Будем помнить, что не только совершённый грех есть преступление перед Богом, но также и сам интерес к подобным фильмам, литературе, общение с такими людьми – грех, потому что рано или поздно все это приведёт человека к падению.

2) Вникай. в учение.

Нас не удивляет, когда зло творят безбожники, идолопоклонники, когда последователи Аллаха убивают евреев, христиан и даже друг друга.

Но христиане?! Было время, когда претендующие на «истинную Христову веру» жгли на кострах инаковерующих, рубили им головы, топили в воде и т.п. Было время, когда, следуя приказу папы римского, католическая церковь казнила инаковерующих, а православные христиане устраивали погромы евреев, гнали верующих по Евангелию. И некоторые протестанты в средние века не отставали от католиков.

А мы знаем, что говорит Бог о человекоубийцах: «. никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Иоан. 3:15).

Вот поэтому Дух Святой и побудил апостола Павла написать о необходимости вникать не только в себя, но и в учение. Недостаточно жить «по совести» или по вероучению какой-либо деноминации, или по народной традиции! Необходимо вникать в себя и в учение и быть истинно евангельскими христианами. Необходимо во свете Христова учения смотреть за собою, анализировать свои мысли, слова, дела, помня о том, что в каждом из нас в неожиданное время может проснуться «ветхий человек с делами его» (Кол. 3:9).

3) Занимайся сим постоянно.

Заниматься постоянно? Разве это возможно в нашей суетной жизни? Ведь каждый из нас должен где-то учиться или трудиться, «работая своими собственными руками» (1 Фес. 4:11).

Одно из значений слова «постоянный» – это просто неизменный в склонностях или привычках. Каждый из нас может выработать постоянство при серьёзном желании. Заниматься тем, что «вникаешь в себя и учение», не значит сидеть с Библией в руках 12 часов в сутки. Можно размышлять над прочитанным ранее из Библии или над тем, что осталось в памяти от слышанной евангельской проповеди. Можно петь евангельские гимны вполголоса или про себя, гимны, которые помогали нашим отцам и матерям, дедам и прадедам переносить гонения, скорби и лишения советской эпохи и царских времён. В этих гимнах так много духовного назидания и подкрепления. Можно про себя повторять избранные места Писания и над ними размышлять. Но самое главное – это помнить наставление апостола Павла: «Вникай в себя и в учение. Вникай в себя и в учение!»

4) Так поступая, спасешь себя.

Немедленно возникает вопрос: как понять «спасёшь себя»? Ведь Писание говорит: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8). И ещё: «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасёмся» (Деян. 15:11).

Греко-русский словарь Нового Завета даёт следующее значение стоящего здесь греческого слова, переведенного как «спасать»: «Первичное (главное) значение этого слова – спасать; вторичное – беречь, сохранять, избавлять». Приняв это во внимание, мы имеем основание, не искажая смысла, сказать: так поступая, сохранишь себя. Отсюда вывод: каждый христианин, спасённый по вере жертвой Христа, сохраняет себя «во спасении», вникая в себя и учение, занимаясь этим постоянно.

Но тут может возникнуть вопрос: а что, если однажды спасённый перестал хранить себя? Не грозит ли ему опасность отпадения?

Кто-то может задать и встречный вопрос: разве это возможно? Не сказал ли Господь Иисус: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10:27-29).

Никто не может похитить «овцу» (спасённую душу) из руки Сына и из руки Отца при одном обязательном условии: если овца послушна Пастырю и идёт за Ним. Но в Писании находится не одно предупреждение относительно возможности отступления от Бога: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца» (Евр. 3:12-14).

И ещё: «. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере. » (1Тим. 1:19-20).

И ещё: «. слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины. » (2 Тим. 2:17-18). Вспомним также Димаса, которого ап. Павел вначале называл сотрудником (Филимону 1:23), позже – просто Димас (Кол. 4:14), а потом с огорчением писал, что он возлюбил нынешний век (2 Тим. 4:10).

Даже только из этих приведённых мест Писания видно, что существует опасность «потерпеть кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19).

5) Спасёшь. слушающих тебя.

Но всё-таки каким образом спасённый «спасает» слушающих его? – Примером своей ежедневной жизни, когда он хранит «начатую жизнь до конца» и становится верным свидетелем Божьего обетования, что «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим. 10:13). На вопрос бывших друзей: «Что с тобой сталось? Ты стал какой-то совсем другой!» спасённый кротко, но смело свидетельствует о спасающей благодати Божьей. Таким образом, и только таким, спасённый «спасает» тех, кто знал его в прошлом, а теперь увидел в нём «нового человека».

В заключение хотелось бы пожелать каждому, читающему эти строки, серьёзно принять наставление апостола Павла, как обращенное лично к вам: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя!»

Благодарность Богу за Его чудный дар спасения!

Источник

Толкование на 1 Тимофею 4:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 4:16 / 1Тим 4:16

Феофан Затворник (1815−1894)

Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе

Внимай себе и учению. «То есть будь внимателен к себе самому и других учи» (святой Златоуст). Но об этом уже говорилось; потому можно полагать, что здесь Апостол имел в виду внушить не столько предмет дела, сколько образ делания. К этому предположению дают повод употребленные здесь глаголы: επεχε — и επιμενε. «Επεχε — поимей на себе. Ум иметь на себе — внимать себе; но можно поиметь на себе и напряжение воли, или понуждать себя, налегать на себя. Будет: επεχε σεαυτω — налегай на себя и на учение других, не жалей труда, нудь себя на жизнь примерную и на учительство неустанное. К сему же смыслу ближе подходит и следующее: пребывай в них. — Пребывай, επιμενε,— с усилием, прилежанием и терпением пребывай в этом, — в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай усталости. Это же επιμενε — указывает и на воодушевление к терпеливому труду и усилиям, — и надежду на успех; так что: пребывай в них — будет: будь неутомим в трудах пастырства, в чаянии успеха спасительного плода, о коем и говорится тотчас.

Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе. — Сам спасешися; ибо если будешь так поступать, то с тебя уже нечего более и взыскивать,— ты свое дело сделаешь как должно, послушаются ли тебя пасомые или нет. Но Апостол и более этого обещает, именно что и послушающие его спасутся. Они непременно пойдут вслед за тобою, и как ты, действуя сказанным образом, верно достигнешь спасения, то и они вслед за тобою достигнут того же. Кажется, святой Павел имел в виду особенно выставить на вид победоносную силу учения, оправдываемого и подтверждаемого жизнию. В таком случае, говорит как бы он, никто не устоит против твоего слова и убеждения, — все тебя послушаются, пойдут по учению твоему и примеру твоему и спасутся. Плод же сего на тебе отзовется. Амвросиаст пишет: «убеждает Апостол, чтоб святой Тимофей всем представлял себя образцом в добрых делах и был образцовым в трудах учительства. Преуспеяние должно быть явлено не в учении только, но и в делах. Ибо как древо доброе творит добрые плоды (см.: Мф. 7, 17), так и учение доброе злых плодов иметь не может. Когда видны добрые дела, то слушающие, убеждаясь, что это есть плод доброго учения, не могут не получить пользы от учения. Ибо то, что предлагается в слове учения, всегда сознается истинным и приемлется со страхом и благоговеинством, если видно, что все то благоговейно соблюдается тем, кто учит. Таким образом добрый пастырь народа двоякий получит плод — и за свои добрые дела, и за спасение пасомых, —послушающих его; напротив, если он будет нерадив, то и за себя, и за них даст отчет Богу».

Ефрем Сирин (

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Внимай себе и учению твоему, — и пребывай в них, дабы никоим образом ты не мог подвергнуться порицанию и в вере твоей, — во время гонения не отступай. А сие творя, не только себя спасешь добрым поведением своим, но и тех, кои слушают тебя, приведешь ко благу.

Феофилакт Болгарский (

Вникай в себя и в учение

То есть будь внимателен к самому себе и других учи.

Занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя

Тот, кто питает себя словами учения, прежде сам извлекает пользу, потому что, уча других, он и себя приводит в умиление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *