внутреннее обучение педагогов в школе
Учитель – учителю: как организовать взаимное обучение в коллективе
Посещение уроков: новое или хорошо забытое старое?
Существует два вида обучения педагогов: эксплицитное и имплицитное. Первый вид подразумевает передачу теоретических знаний, во втором случае демонстрируются конкретные модели поведения, паттерны, что гораздо эффективнее.
Резонно заметить, что передача педагогического опыта, взаимное посещение уроков, активно использовалось в «советской школе» и идея не нова. Однако учтем: за последние десятилетия в педагогических методиках и оценке их использования многое поменялось, и подход в своей прошлой форме устарел.
Например, сейчас на «открытых» уроках акцент принято делать на ученике, а не на учителе, то есть на том, как школьник усваивает материал, а не на том, насколько феерично учитель его преподносит. Больше внимания стало уделяться измеримым факторам. Эксперты отмечают, что любовь учителя к работе и «горящие глаза» учеников — вещи, несомненно, важные, но неизмеримые: следовательно, ими сложно управлять (непонятно, как корректировать эти показатели). Специалисты советуют наблюдателям брать только один измеримый критерий оценки и тщательно его прорабатывать.
Почему при взаимном обучении нужно рассматривать только один аспект?
Сложно оценить «все и сразу», а еще сложнее исправить разноплановые недочеты в короткий срок. Посещая занятие коллеги и оценивая урок по 20-30 пунктам, педагог скорее интерпретирует увиденное и это сказывается на обратной связи.
Для примера возьмем такой аспект как «охват класса». При поверхностном рассмотрении можно сказать, что охват был полным, или что присутствовали «слепые зоны». Такой комментарий едва ли произведет впечатление на педагога, проводившего урок. Однако если на протяжении всего занятия коллега будет оценивать именно охват класса и в конце покажет наглядную схему с «успевающими», «средними» и «отстающими» партами — это уже будет предоставление статистики, над которой можно работать. Так один аспект попадает в «зону ближайшего развития педагога» и, вероятнее всего, будет исправлен в ближайшее время.
Именно на принципе прицельного наблюдения основаны современные методики взаимного обучения. Некоторые методики пользуются в России большей популярностью (их мы рассмотрим подробнее), другие — меньшей. Однако все они подразумевают проработку отдельных тем.
Другие материалы по теме:
Кураторская методика
Два равных по статусу учителя перенимают друг у друга опыт при модерации куратора (завуча, третьего учителя).
Учителя в малой группе совместно планируют цикл уроков и наблюдают за тем, что происходит в классах. При планировании выделяется три «типичных» ученика, для которых ставятся конкретные цели. Исследуется определенная педагогическая проблема или технология.
Альтернативные, менее распространенные методики взаимного обучения
Как понять, что коллективу необходимо взаимное обучение? Существуют типичные школьные проблемы — они являются показателем того, что нужны изменения. Часто у директора и заместителей нет времени на посещение уроков, руководители ШМО заняты бумажной работой, а «открытые» уроки представляют собой скорее шоу и имеют мало общего с обычными уроками учителей. В этих случаях взаимному обучению следует уделять особое внимание.
Больше о новых трендах в образовании вы узнаете в журнале «Управление школой», совместном проекте корпорации «Российский учебник» и издательства «Первое сентября».
Внутришкольное обучение педагогических работников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Александрова Нина Вячеславовна,
заместитель директора по УВР
ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга
Обучение персонала внутри организации
(внутришкольное обучение педагогических работников)
Залогом профессионального успеха уже не могут служить
полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
Учителем уже надо родиться? Или Учителем еще можно стать?
Возрастающие требования к качеству образования и педагогическому
профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов. Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. В системе образования Российской Федерации в последнее десятилетие отмечаются существенные изменения, влияющие на характер педагогического труда. Современный педагог-профессионал – это человек, который своей деятельностью способен оказать заметное влияние на формирование жизненного самоопределения становящейся личности, умеющий увидеть и осмыслить проблемы выбора целей, путей их достижения и найти такие способы их решения, которые будут способствовать самоопределению и самовыражению его самого и его воспитанников. Это человек, мыслящий проектно, умеющий предвидеть результаты своей деятельности и своевременно эту деятельность корректировать.
Успешная реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых ФГОС НОО и ООО второго поколения, реализация комплекса мер по модернизации общего образования всецело зависят от подготовки педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.
В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.
Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.
В повышении квалификации педагогов выделяют обычно два основных направления:
развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте (внутрифирменное, внутрикорпоративное обучение);
внешнее обучение в различных учебных заведениях, реализующих
программы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Традиционная система повышения квалификации мало ориентирована на решение нестандартных педагогических ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного учителя. Она построена без достаточного учета специфики отдельной школы, интересов и потребностей каждого учителя. При инновационном подходе в системе образования педагог не может ограничиваться усвоением определенной суммы знаний, необходимо овладевать умениями и навыками их использования в нетипичных ситуациях, которые возникают ежедневно в педагогической деятельности.
Проект «ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Ясногорская средняя общеобразовательная школа
«ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
Автор проекта: Садаева Д.Б.,
I. Концептуальная идея проекта
II. Обоснование актуальности проекта для его участников
III. Характеристика стратегической цели, задач, объекта и предмета, осуществляемых в рамках проекта экспериментов.
IV. Формулирование сущности проектного предложения.
V. Заявление проектной гипотезы
VI. Характеристика методов, средств и форм осуществления проекта
VII. Обоснование этапов и сроков осуществления проекта
VIII. Обоснование необходимых условий реализации проекта
IX. Возможные риски
X. Характеристика системы управления проекта
XI. Ожидаемые результаты, система контроля осуществления проекта
XII. Программа реализации проекта
I. Концептуальная идея проекта
«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
(В.В. Путин)
Обновление содержания образования, широкое использование инновационных педагогических технологий оказывает влияние на изменение содержания педагогической практики. Этим обусловлена объективная необходимость дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Реальной силой, способной осуществлять на практике идеи послевузовского образования, заложенной в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010г.г.», является сеть учреждений, входящих в структуру системы повышения квалификации: Федеральная Академия повышения квалификации, институты развития образования, муниципальные учреждения дополнительного образования, а также методические службы образовательных учреждений.
Основываясь на мнении Л.Н. Дударевой [1] о том, что повышение квалификации и методическая работа являются рядоположенными, взаимосвязанными элементами послевузовского образования, приходим к выводу, что методическая деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении,- звено в организации непрерывного дополнительного образования кадров.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы пути и педагогические условия организации эффективной системы непрерывного дополнительного образования кадров в образовательном учреждении?
Цель проекта: разработать модель внутрифирменного образования педагогического коллектива школы на основе персонифицированного подхода к повышению профессиональной компетентности учителя, апробировать на практике и предложить методический инструментарий для организации дополнительного образования кадров на внутриорганизационном уровне.
Основная идея освоения новых функций работающими учителями базируется на положениях концепции оценки отношения человека к труду (Д. МакГрегор). Исследователь описал две модели отношения к труду. Модель «X» представляет человека безынициативным, избегающим ответственности, требующим тотального контроля и подробнейшей регламентации своей деятельности. В рамках другой модели («Y») человек инициативен, честолюбив, полон идей, охотно принимает на себя ответственность, стремится самореализоваться, более того, материальное вознаграждение отходит на второй план. В рамках данной модели человеку необходимо предоставить максимальную самостоятельность, высвобождающую его созидательную энергию. В этом случае уровень контроля резко снижается; руководящие работники начинают выполнять функции советников, консультантов, организаторов взаимодействия смежных горизонтальных структур. Современные исследования (Б. Малиновский) дополняют данную концепцию еще одной моделью — «Z», основной характеристикой которой служит корпоративная культура и корпоративное творчество. Опираясь на данную концепцию, предлагаем принципы организации деятельности школы, ориентиром жизнедеятельности которой является профессиональное развитие учителей:
· понимание школы как обучающей организации, объединяющей людей общими ценностями;
· ориентация на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, обусловленного внутренним стремлением учителя и школы к совершенству; к этим условиям относятся: создание системы корпоративного образования; делегирование полномочий; разработка системы поощрений педагогических инициатив.
Учителя присваивают новые ценности образования и учатся их реализовывать в своей профессионально-педагогической деятельности через новые функции в результате реализации двух стратегий:
· инновационная деятельность по актуальным направлениям развития отечественного образования;
· повышение квалификации на рабочем месте, в частности в творческих педагогических мастерских.
Инновационная деятельность учителей определяется условиями работы школы: 1) в новом режиме — школа успеха, пилотная школа по реализации ФГОС ООО; 2) в реализации программы развития образовательной организации.
Инновационная деятельность связана с осознанием учителем себя как субъекта образовательной политики, что позволяет ему включиться в определение стратегических направлений изменений образовательного процесса (компетентностный подход, введение профильного обучения, информатизация образования) и в осуществление системных изменений в профессионально-педагогической деятельности.
Вторая стратегия освоения учителями новых функций на рабочем месте может быть условно названа «корпоративное обучение» или «внутрифирменное обучение». Стратегия корпоративного или внутрифирменного обучения может строиться по общей модели рефлексивного круга.
Результаты корпоративного или внутрифирменного обучения учителей могут представляться на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах по проблематике проектов, на заседаниях экспертного совета при районном управлении образованием.
В целом изменения в профессионально-педагогической деятельности учителя проявляются в достижении нового качества образования.
Изменение функционала школьного учителя позволяет сформулировать перечень новых профессиональных ролей (должностей) учителя современной школы.
Учителя используют изменения в профессиональной деятельности как ориентиры для горизонтальной и вертикальной карьеры.
Изменяются ориентиры проведения аттестации учителей в русле следующих критериев:
· способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс учения и преподавания, включая использование обучающих и оценочных технологий, создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала;
· способность применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника, т. е. для составления плана и подготовки программ учения и преподавания с учетом различных потребностей и стилей обучения школьников, а также соответствующего учебного плана, учебных программ и образовательных тенденций;
· понимание необходимости совместной работы с другими учителями школы и представителями локального сообщества для установления продуктивного партнерства и достижения образовательных целей.
Возникновение новых тенденций в образовании, в социокультурной политике приводит к тому, что в информационном обществе требуется не передача учителю готовых рецептов в виде методических рекомендаций, не передача только знаний, а прежде всего «выращивание» у учителя способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях. Это в свою очередь обусловливает поиск новых способов повышения квалификации учителей.
Концепция учебы в течение всей жизни способствует реализации идеи повышения квалификации одновременно с продолжением трудовой деятельности.
Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте: в школах, на уроках. Обучение непосредственно в образовательном учреждении ориентировано на задачи школы, интересы и затруднения конкретных педагогов, способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию учителей.
Достоинством внутрифирменного обучения является наличие единого научно-методического пространства для учителей разных предметов, обеспечивающего решение приоритетных направлений модернизации системы образования на уровне отдельной школы. Внутрифирменное обучение позволяет организовать непрерывную работу с профессиональными методическими объединениями школы, проведение школьных конкурсов педагогического мастерства, мастер-классов, конференций, сотрудничество учителей с вузами города.
В основе внутрифирменного обучения лежат такие идеи, как «выбор», «инициатива», «сотрудничество» и «успех». Учителю предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой. Программа повышения квалификации строится исходя из проблем конкретного учителя, с опорой на его инициативу.
Обязательным условием повышения квалификации учителя на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов. При этом изменяется не столько вид деятельности учителя, сколько способ ее организации.
Преимуществами внутрифирменного обучения перед традиционными формами повышения квалификации являются такие, как:
· возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании;
· постоянный характер обучения, т. е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры учителя;
· возможность осуществления не только предметной переподготовки учителей, но также и межпредметной и внепредметной;
· возможность организации командной работы учителей школы;
· возможность распространения ценного опыта отдельных учителей школы по приоритетным направлениям развития системы образования;
· постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов;
· оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным учителям по решению конкретной проблемы;
· возможность в большей степени учитывать особенности как самого учителя, так и школы, в которой он работает.
Успех реализации идей изменения процесса обучения в соответствии с идеями модернизации общего образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций учитель. Поэтому внутрифирменное обучение можно рассматривать как возможность обеспечения непрерывной подготовки учителя, объединяющей теоретическое и практическое обучение.
Обучение персонала внутри организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение персонала внутри организации
Александрова Нина Вячеславовна
ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга
Введение
Залогом профессионального успеха уже не могут служить
полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
Учителем уже надо родиться? Или Учителем еще можно стать?
Возрастающие требования к качеству образования и педагогическому
профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов. Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. В системе образования Российской Федерации в последнее десятилетие отмечаются существенные изменения, влияющие на характер педагогического труда. Современный педагог-профессионал – это человек, который своей деятельностью способен оказать заметное влияние на формирование жизненного самоопределения становящейся личности, умеющий увидеть и осмыслить проблемы выбора целей, путей их достижения и найти такие способы их решения, которые будут способствовать самоопределению и самовыражению его самого и его воспитанников. Это человек, мыслящий проектно, умеющий предвидеть результаты своей деятельности и своевременно эту деятельность корректировать.
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки
Учитель жив, пока он учится.
Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Успешная реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых ФГОС НОО и ООО второго поколения, реализация комплекса мер по модернизации общего образования всецело зависят от подготовки педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.
В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.
Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.
В повышении квалификации педагогов выделяют обычно два основных направления:
развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте (внутрифирменное, внутрикорпоративное обучение);
внешнее обучение в различных учебных заведениях, реализующих
программы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Традиционная система повышения квалификации мало ориентирована на решение нестандартных педагогических ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного учителя. Она построена без достаточного учета специфики отдельной школы, интересов и потребностей каждого учителя. При инновационном подходе в системе образования педагог не может ограничиваться усвоением определенной суммы знаний, необходимо овладевать умениями и навыками их использования в нетипичных ситуациях, которые возникают ежедневно в педагогической деятельности.
Цель исследования – раскрыть особенности организации внутришкольного обучения педагогических кадров на опыте создания модели обучения в школе.
Объект исследования – организация системы внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования – основные направления внутришкольного обучения педагогических кадров в общей системе повышения квалификации.
Определить место внутришкольного обучения педагогических кадров в системе постоянного повышения квалификации.
Рассмотреть преимущества обучения внутри школы.
Раскрыть особенности формирования и функционирования системы внутришкольного обучения педагогических кадров в учреждении.
Представить опыт функционирования системы внутришкольного обучения педагогических кадров в учреждении.
Раздел 1.1. Общие проблемы в повышении квалификации педагогических кадров и пути их решения.
Педагог-мастер – это человек, ощущающий внутреннюю неудовлетворенность окружающим, пытающийся ее разрешить путем изменения существующей действительности и берущий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Обновление содержания образования, вариативность, дифференциация методов и форм работы с обучающимися, широкое использование инновационных педагогических технологий как важного фактора развития оказывают существенное влияние на деятельность педагога, изменяют смысл и содержание педагогической практики.
Анализ проведенных исследований позволяет заключить, что постдипломное образование представляет для педагогов ценность только в том случае, если полученные знания и умения могут быть реализованы в их профессиональной деятельности, и если они по собственному решению включаются в деятельность самообразования (Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская, С.Г.Вершловский и др.) По утверждению С.Г. Вершловского, в современных условиях наиболее значимо, чтобы приобретенные взрослыми обучающимися знания и умения обеспечили высокий уровень профессиональной компетентности. С.А. Дружилов отмечает, что педагоги, видящие смысл своей деятельности, легче преодолевают профессиональные затруднения; они эффективнее адаптируются к изменяющимся условиям труда, в большей степени нацелены на саморазвитие. Исследователь Шевелев А.Н. выделяет четыре основные тенденции изменений, происходящих в постдипломном педагогическом образовании:
1. Изменения в содержании образования: от предметного, методического, узко технологического к научному, аналитическому, ценностному.
2. Изменения в принадлежности образования: от государственного, немотивированного, «подневольного» к общественному, активному, мотивированному.
3. Изменения в формах образования: от длительных, жестких, фундаментальных – к коротким, гибким, прикладным.
4. Изменения в результативности образования: от формальных результатов (получение сертификатов о прохождении курсов) к реальным, связанным с потребностями самих педагогов и педагогической практики.
Каждому образовательному учреждению на определенном этапе приходится сталкиваться с необходимостью обучения педагогических сотрудников внутри организации, даже в отсутствии такой системы. Модели организации внутрифирменного обучения педагогических работников разрабатываются образовательными учреждениями с учетом цели программы развития, которые для каждого образовательного учреждения специфичны.
Раздел 1.2. Особенности образовательного учреждения, педагогического коллектива.
1.2.1. Характеристика образовательного учреждения.
Наименование в соответствии с Уставом: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга ( краткое название ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга) (Рисунок 1).
Юридический, фактический адреса: 197373, Санкт-Петербург, проспект Авиаконструкторов, дом 29, корпус 3, литера А
Год основания: 1989
Тип: общеобразовательное учреждение
Вид: средняя общеобразовательная школа
Контингент ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга составляет 970 обучающихся (34 класса):
по образовательной программе начального общего образования – 13 классов с контингентом 389 обучающихся;
по образовательной программе основного общего образования – 16 классов с контингентом 443обучающихся;
по образовательной программе среднего общего образования – 5 классов с контингентом 138 обучающихся, из них:
— 2 класса с изучением математики и физики на профильном уровне,
— 2 класса с изучением литературы, истории и обществознания на профильном уровне.
ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга имеет два структурных подразделения:
отделение дошкольного образования детей – 12 групп с контингентом 290 воспитанников;
отделение дополнительного образования детей – 47 групп с контингентом 688 воспитанников.
Миссией ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга является обеспечение комфортных условий для получения качественного образования по различным образовательным программам, максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков микрорайона в рамках современного образовательного комплекса.
Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации российского образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам учитель. В «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной образовательной организации, самым ценным и значимым ресурсом являются люди, так как именно от них зависит конечный продукт образовательных услуг. «Человеческий фактор» необходимо рассматривать как объект инвестиций, более важный, чем материально-техническую базу. Это означает, что чем больше средств и внимания будет потрачено на подготовку (переподготовку) педагогических кадров, чем результативнее будет организованно их обучение, тем более качественно в дальнейшем специалист выполнит свои задачи.
Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей современный педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста (Рисунок 2).
Рисунок 2. Уровни профессионализма педагога.
1.2.2. Характеристика педагогического коллектива и анализ уровня профессиональных компетенций учителей
«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»
Главным ресурсом образовательной среды, «золотым фондом» образовательного учреждения являются люди. ( Рисунок № 3)
Рисунок 3. Из материалов представления опыта работы слушателям курсов повышения квалификации по образовательной программе «Управление качеством образования». 14 апреля 2010 года
Государственные и ведомственные награды:
Почетный работник общего образования Российской Федерации – 14 человека;
Грамота Министерства образования Российской Федерации – 6 человек;
Характеристика уровня образования педагогических работников (включая педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада):
Характеристика квалификации педагогических работников
(включая педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада):
Характеристика прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников (включая педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада):
Среднее количество часов на человека в год, включая дистанционное обучение.
Характеристика стажа педагогической деятельности работников (включая педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада):
Участие в профессиональных конкурсах :
Характеристика активности педагогических сотрудников (включая педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада):
Рисунок № 4. (из материалов представления опыта работы слушателям курсов повышения квалификации по образовательной программе «Ресурсы образовательной среды». 07 февраля 2012 года)
Глава 2. Обучение персонала внутри организации.
Раздел 2.1. Создание системы обучения внутри организации.
Становлению системы обучения внутри образовательного учреждения предшествовали объективные предпосылки, которые требовали оперативного и эффективного обучения педагогического коллектива.
Первый этап: условия школы-новостройки в новом жилом микроквартале. Заселение микроквартала в массовом масштабе выдвинуло две реальные демографические проблемы:
2) Приход в школу специалистов с базовым непедагогическим профессиональным образованием.
Курсы переподготовки решали проблемы возможности работать в школе, обеспечивая теоретические и методические подходы к ведению педагогической деятельности. В школе нашло широкое распространение движение наставничество, которое со временем совершенствовалось и стало традиционным для образовательного учреждения, существует и сейчас, принципы действия которого закреплены в Положении о наставничестве.
Второй этап: приход в школу цифровой техники. Объективность требовала в кратчайшие сроки обучить навыками владения персонального компьютера всех без исключения сотрудников школы. Силами двух учителей информатики и 4 «продвинутыми» учителями в школе были организованы курсы 4 групп по программе «Пользователь ПК», 2 групп по программе «Использование электронной доски на уроках», 2 групп по программе «Технологии составления учебных презентаций». Положение о компьютеризации образовательного пространства школы закрепило процесс включения образовательного учреждения в информационную инфраструктуру общества, освоение и использование в полной мере информационных ресурсов. Переход на электронный журнал и дневник не вызвал затруднений. Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и необходимость формирования нового мышления учительского корпуса в образовательном процессе.
В результате проведенного анкетирования и диагностики учителей были выявлены противоречия:
м e жду п o тр e бн o стью учит e л e й в п o вышении квалификации и н e д o стат o чн o эфф e ктивными и оперативными традици o нными ф o рмами e ё п o вышения;
м e жду р a стущими тр e бованиями обществ a к уровню проф e ссионализм a учит e л e й и отсутстви e м у большинства из них зн a ний совр e м e нных т e хнологий, м e тодов и форм обучения и воспит a ния;
м e жду п o требн o стью шк o лы в выс o к o квалифицированных кадрах и н e д o стат o чной разраб o танностью м e ханизма их пр o ф e ссиональной п o дготовки в усл o виях учебного учр e ждения, притока молодых специалистов в школу.
Каждая образовательная организация способна разрабатывать и реализовать программы повышения квалификации с выдачей официального свидетельства или сертификата. Это возможно при следующих условиях:
Наличие опыта обучения на базе школы собственными силами, без привлечения внешних сил;
при наличии в организации инновационного опыта, систематизированного и отраженного в разнообразных методических материалах в печатном и электронном видах, в иных образовательных продуктах;
при наличии материальных ресурсов, необходимых для создания средовых условий удобного и комфортного внутришкольного обучения группы.
Реализация таких условий в нашем образовательном учреждении позволило обобщить опыт по обучению педагогического коллектива и в виде создания модели системы внутришкольного обучения педагогических кадров.
Целями внутришкольного обучения являются:
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в формате новых образовательных стандартов, современных образовательных технологий, разработки инновационных педагогических проектов;
Передача педагогическим работникам апробированных методик оптимизации и интенсификации урока как основной формы организации учебного процесса, закрепление практических навыков их использования;
Освоение методологии, современного профессионального инструментария.
Объектом внутришкольного обучения становится не только повышение квалификации отдельного человека, но и развитие образовательного учреждения в целом через инициирование различных форм внедрения опыта учителей в массовую педагогическую практику.
При этом надо отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей. Повышение профессионально-личностной компетентности учителя в рамках обучения, основанного на с оорганизации учителей по общим профессиональным интересам, на проявлении инициативы, самостоятельности, ответственности, открытости и возможности использования ресурсов каждого, на заинтересованности в изменении своих профессиональных ценностей и профессионального поведения, желании изменить стиль, приобщиться к другому образу жизни в соответствии с меняющейся социокультурной ситуацией.
Система внутришкольного обучения педагогических кадров в образовательном учреждении функционирует в соответствии с :
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.05.2014 № 2232-р;
Основными Образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Положением о системе внутришкольного обучения педагогических работников.
2.1.1. Ожидаемые результаты и эффекты функционирования системы внутришкольного обучения
Создание модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов дает ряд возможностей по достижению желаемых результатов в повышении профессионализма педагогических работников, что отражено в таблице № 1.:
Таблица № 1. Анализ оптимизации системы повышения квалификации педагогических работников через внутришкольную систему обучения.
Раздел 2.2. Модель внутришкольного обучения педагогических кадров.
2.2.1. Описание модели организации внутришкольного обучения педагогических кадров
Система внутришкольного обучения педагогических кадров создает оптимальные условия для модернизации имеющегося кадрового потенциала как наиболее близкой к педагогам, отвечающей на конкретные запросы и вызовы времени. В представленной модели осуществлен переход от принципа «повышение квалификации для всех» к принципу «конкретные знания и компетентности конкретному педагогу». Основная идея – раскрытие имеющегося кадрового потенциала при условии изменения и обновления его качественных характеристик, придание системного характера процессам повышения квалификации на уровне школы, обеспечение доступности качественного постдипломного образования через повышение профессиональной компетентности педагогов без отрыва от работы, создание системы стимулирования качества и результативности педагогического труда, учитывающей показатели саморазвития педагога.