внутренний ребенок исцеление практика
Внутренний ребенок: как работать с ним и исцелить травмы детства
Внутренний ребенок – это понятие, которое часто применяется в психологии. Этим термином характеризуется образ, который живет в каждом взрослом человеке. Другими словами, в каждом из нас присутствует частичка души, сохранившаяся с тех пор, как мы били детьми. Это крайне важный фрагмент человека, ведь от состояния и ощущений внутреннего ребенка во многом зависит успешность человека.
Простой пример – в большинстве случаев люди, у которых было счастливое детство, добиваются значительных успехов в жизни. В то же время, получившие в детстве различные психологические травмы, хуже ориентируются в социуме, таким людям сложнее общаться, преодолевать сложности, они чаще не уверены в себе. Это люди с травмированным внутренним ребенком и данный факт мешает им в течение всей жизни.
Получение психологических травм в детстве наносит вред нашему внутреннему ребенку. Это могут быть различные факторы, издевательства сверстников, жестокое обращение родителей, жизнь в проблемной семье. Столкнувшись с подобными трудностями в детстве, большинству людей долгое время не удается их преодолеть, не получается договориться со своим внутренним ребенком.
Признаки детской травмы во взрослом возрасте могут быть разными, вот лишь наиболее распространенные из них:
Когда заходит речь о «работе с внутренним ребенком», разумеется, это не значит, что вам необходимо впасть в детство. Подразумеваются специальные техники, применяемые в психологии для того, чтобы человек получил возможность восстановить связь со своим внутренним ребенком, этой скрытой сущностью. Только таким образом происходит исцеление, устранение полученных когда-то психологических травм.
Если описывать 5 основных методов исцеления, они следующие:
Что такое внутренний ребёнок?
Признаки детской травмы у взрослого человека
Работа с внутренним ребёнком: 5 методов для исцеления
Как полюбить своего внутреннего ребенка
Нелюбовь к себе исходит с детства, она формируется в моменты, когда ребенок чувствует себя недостойным, приниженным, подвергаете критике и упрекам. Человек вырастает, но эти травмы остаются с внутренним ребенком, отсюда появляется нелюбовь к себе, неуверенность и другие проблемы.
Чтобы справиться с этим, необходимо работать со своим внутренним ребенком и научиться любить его. Добиться этого можно в несколько этапов:
1. Диалог с внутренним ребенком – начните эту беседу, скажите ребенку внутри себя, что вы его любите, вы его слушаете, прощаете, поблагодарите его или извинитесь. Важно дать понять этой внутренней сущности, что вы относитесь к ней уважительно и по-доброму. Можно даже сделать такие разговоры привычкой, выстроить их в форме ведения дневника, задавая вопросы и отвечая на них, ведя диалог.
2. Детские фотографии – посмотрите на себя маленького, совершите таким образом путешествие в детство, вспомнив наиболее важные фрагменты. Можно поставить одну из детских фотографий на свой рабочий стол или держать изображение в голове. Это будет напоминанием о присутствии в вас внутреннего ребенка. Кроме того, визуализация облегчит диалог.
3. Постарайтесь вспомнить, что больше всего вы любили делать в детстве. А теперь постарайтесь уделить время этому занятию, например, залезьте на дерево, соберите конструктор. Поиграв со своим внутренним ребенком многие люди открывают в себе стороны, о которых даже не подозревали.
4. Внутренний родитель – мы часто взаимодействуем со своим внутренним ребенком с позиции своих родителей, нужно это изменить. Вас часто ругали и критиковали, вы продолжаете это делать? Начните хвалить себя и ребенка внутри, поощрять, позволять следовать своим желаниям.
5. Внутреннее путешествие – это завершающий метод, который открывается после описанных ранее. Путешествия делятся на медитативные и визуализирующие, их смысл в том, чтобы совершить путешествие в свое детство и достичь исцеления внутреннего ребенка.
Прелесть медитативного путешествия заключается в том, что этот процесс пассивный. Упражнение начинается с того, что вы закрываете глаза, расслабляете тело и разум, дышите ровно и размеренно, обстановка вокруг должна быть спокойной и привычной. В таком состоянии задайте интересующий вас вопрос внутреннему ребенку и просто следите за потоком мыслей.
Внутренний ребенок сам поможет найти ответ на поставленный вопрос, его лишь нужно сформулировать и задать (возможно произнести вслух). Ответ не обязательно придет сразу, внутреннему ребенку может потребоваться время, возвращайтесь к этой практике регулярно и со временем проблема решится. Важно научиться медитировать и привыкнуть к медитативной практике, то есть достижение результата займет какое-то время.
Важно понимать, что между вами взрослым и вашим внутренним ребенком существует тесная связь, которая выстраивалась годами. Разница состоит лишь в том, что ребенок уязвим, у него не сформированы многие защитные механизмы, он не знает, как правильно реагировать на сложные ситуации. Когда внутреннему ребенку некомфортно, он нервничает и боится, что доставляет неудобство спустя года, хотя вы не осознаете этого в полной мере.
Чтобы успокоить внутреннего ребенка, ему должен прийти на помощь взрослый Вы. Рассмотрите возникшую проблемную ситуацию вместе, поговорите о ней. Будучи взрослым, вы сможете применить к ситуации опыт прожитых лет и полученные знания. Объясните ребенку, что предпринять в сложившейся ситуации, как реагировать на возникшую проблему. Дайте понять, что нет ничего страшного и неразрешимого, из каждой проблемы вы найдете выход и сделаете это вместе. Скажите ребенку внутри себя – «Приятель, все в порядке, я знаю, что тебе страшно и больно, но я рядом и мы справимся».
Подобные внутренние диалоги приносят спокойствие внутреннему ребенку, и оно проектируется на вас. Вы приобретаете уверенность в себе, появляются возможность и силы найти выход из положения.
1. Постройте с собой честный диалог, выписав на бумаге свои достоинства;
2. Параллельно с этим составьте список своих желаний;
3. Ежедневно озвучивайте комплименты в свой адрес, хвалите себя и вычеркивайте по одному желанию.
1. Примите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно и медленно;
2. Представьте, будто спускаетесь по лестнице;
3. Внизу вас ждет безопасное и укромное место, оно только ваше;
4. Спустившись, вы остаетесь в безопасности, вас никто не может потревожить;
5. Побыв здесь, сколько требуется, пригласите сюда своего внутреннего ребенка, пусть он тоже спустится к вам по лестнице (теперь об этом месте знаете вы вдвоем и больше никто);
6. Обнимите своего внутреннего ребенка и позвольте почувствовать себя тут как дома;
7. Поговорите с ним, задайте вопрос и ждите ответа, позвольте мыслям струиться в голове;
8. Обнимите ребенка, скажите спасибо за проведенное вместе время, вежливо попрощайтесь;
9. Возвращайтесь вверх по лестнице, постепенно возвращаясь к реальности.
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов
Год публикации: 2008
Автор: Шамиль Ташаев
«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008
НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)
В настоящее время все большее число исследователей в области пренатальной психологии и медицины приходят к заключению, что характер, поведение и в целом будущее ребенка формируются как за счет наследственности, условий среды обитания, воспитания и обучения в постнатальный период, так и за счет факторов пренатального периода развития ребенка. Это положение справедливо и для будущего семейного благополучия подрастающего поколения. Если такие науки как генетика, экология и педагогика уже состоялись и имеют свой инструмент воздействия на человека от зачатия до естественной смерти, то пренатальная психология и медицина только, только начинают строить концепции и вырабатывать свою методологию исследования человека и, соответственно оказывать научно обоснованную помощь в выборе жизненных ориентиров.
Цель настоящей работы заключалась в обнаружении пренатальных негативных импринтов, их влияния на постнатальный период жизни человека и исследование возможности ослабления или полного устранения этого влияния.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Создание методики возрастной регрессии для выявления пре- и постнатальных импринтов в бессознательном взрослого человека;
Снятие влияния импринта на постнатальную жизнь человека;
Оказание помощи человеку в реадаптации к условиям жизни, поиск новых осознанных жизненных ориентиров после развенчания выявленного импринта.
В период отработки и становления метода возрастной регрессии нами было проведено более сорока исследований на испытуемых обоего пола возрастом от 20 до 65 лет. С каждым из испытуемых проводилась разъяснительная беседа о предстоящем введении его в трансовое состояние. Испытуемый должен был четко отвечать на задаваемые вопросы, и в случае необходимости прислушиваться к советам ведущего. Особенностью состояния возрастной регрессии в нашем случае было то, что испытуемый никогда не терял контроля за внешней и внутренней ситуацией и полностью сохранял критику. Он также сам руководил длительностью погружения в трансовое состояние и мог в любой момент прекратить исследование или повести его в каком-либо другом направлении, отличном от того, что предлагалось ведущим.
Таким образом, наша методология возрастной регрессии существенно отличалась от известных науке до настоящего времени тем, что возрастная регрессия осуществлялась не только в интересах испытуемого, но и при его собственном волевом контроле процесса. Ведущий осуществлял лишь общее руководство процессом.
При обнаружении негативного факта пренатальной биографии (импринта) во время возрастной регрсссии ведущий предлагал испытуемому оценить данный факт с позиции уже накопленного к настоящему моменту испытуемым жизненного опыта или любым другим известным способом девальвировал значимость обнаруженного факта. Маркером успешно проведенной работы являлось перераспределение тонуса мимических мышц испытуемого. Выражение лица становилось умиротворенным. спокойным, отпечатки неосознаваемой тревоги, страха и меланхолии постепенно стирались. После выхода из трансового состояния новое выражение лица сохранялось еще долгое время, н многие из испытуемых сообщали, что чувствуют невероятное облегчение и душевный подъем.
В дальнейшем, с испытуемым проводилась рациональная психотерапия, помогавшая сму в выборе новой стратегии поведения. Все беседы н весь процесс возрастной регрессии записывались на диктофон и выдавались испытуемому для самостоятельной работы.
Возрастная регрессия абсолютно всех испытуемых содержала богатый и неповторимый индивидуальный материал, начиная с ранних сроков пренатальпого периода. Каждый из «сюжетов» возрастной регрессии тщательно анализировался совместно с испытуемым на предмет возможного влияния его на испытуемого в настоящем моменте, т.е. на предемет неосознаваемого испытуемым импринта.
Детальное описание полученного материала не входит в задачу настоящей работы, так как по причине большого объема материала требует нескольких десятков сграниц. Поэтому мы ограничимся двумя характерными случаями из нашей практики.
Испытуемая Е. 38 лет, имеет двоих детей от разных мужей. В настоящее время живет одна и воспитывает детей самостоятельно, без помощи мужа.До обращения к консультанту — неопределенность жизненной позиции, отсутствие планирования будущего н какого-либо целеполагания, неудовлетворенность собственной жизнью. Во время возрастной регрессии ислытуемая утверждала, что не принимает в процессе родов никакого активного действия в связи с тем, что не сама принимала решение о появлении на свет. Поэтому пришлось применить способ Крестеллера. Опрос мамы подтвердил применение способа Крестеллера. Выяснилось также, что до самого последнего момента её мама боялась думать о предстоящих родах (первые роды и беременность).
Боязнь обращения к врачам и панический страх перед белыми халатами. Во время возрастной регрессии испытуемая утверждала, что видела, как мама на приеме у гинеколога подверглась унизительным оскорблениям по поводу своего неумелого поведения на приеме. Опрос её мамы подтвердил хамство гинеколога.
В обоих своих неудавшихся семейных отношениях испытуемая считает виноватыми своих партнеров. Возрастная регрессия в данном случае выявила несколько других негативных фактов во взаимоотношениях родителей во время беременности мамы, где она считала более правой маму, чем отца.
На этапе рациональной терапии испытуемая осознала ранее осознаваемое ею влияние негативных фактов пренатального периода на поведение и качество жизни. Приняла необходимость активной позиции в жизни и более ответственного подхода в построении семейной жизни. Овладела методами аутотренинга. За прошедший год после возрастной регрессии добилась хорошего карьерного роста на работе, имеет достаточный заработок для организации достойного быта и отдыха своей семьи. Поняла необходимость создания полноценной семьи и планирует еще раз выйти замуж и родить может быть еще одного ребенка.
Испытуемый Е. 22 лет, ярко выраженный астеник, студент технического ВУЗ’а — затрудненная коммуникабельность в социуме и семье. Отношения с отцом очень плохие, практически не имеет друзей, с противоположным полом также отсутствуют любые контакты. За несколько сеансов совместного погружения в трансовое состояние для осуществления возрастной регрессии, обучился самостоятельно без помощи ведущего осуществлять возрастную регрессию. После совместного и в основном самостоятельного многократного прохождения возрастной регрессии, у испытуемого Е. произошли существенные изменения в качестве жизни, наладились отношения с отцом, появились друзья, поступил в аспирантуру и в целом он сейчас находится на подъеме своих жизненных и творческих сил.
В подтверждение сказанного приведу выдержку из дневника самонаблюдения Е.:
Хочу написать отчет о своих занятиях медитацией, путешествиями. Во время одной из медитаций при вхождении в транс почувствовал спертость дыхания, напряжение в шее, решил отправиться в момент времени жизни, который этому способствовал. Ошутил себя маленьким трехлетним ребенком, взахлеб рыдающим. После нескольких путешествий в это состояние определилась следующая картина. Я совершил какую-то детскую шалость, получил сильный пинок от отца, в слезах, задыхающийся от плача, пришел к маме. Она очень жалостливо со мной себя вела, говорила мне откровенно жалостливые слова типа «Ах ты мой бедненький!» и т.д. ( При регрессиях звуки слышу плохо, воспринимаю смысл, настроение сказанного, которые, возможно, неточно интерпретируются рассудком). Ощущаю, что мамина жалость, как оказалось, явилась более сильным импринтом, чем отцовская жесткость. Я перед виртуальной свечкой просил прошения, прощал и отпускал, проговаривал, что именно благодаря этой ситуации я стал таким, как есть, что эта ситуация закалила меня, пережил эту ситуацию как она есть и вел в ней себя, как воин: терпеливо, безжалостно, не относясь к себе серьезно. Именно при этом переживании получил наиболее четкую картину происходящего. После этого в медитациях чувство трудности дыхания продоолжало появляться вместе с чувством сильного давления в черепной коробке, и при желании выяснить причину отправлялся сразу в утробу матери. После нескольких путешествий в утробу мамы прояснилась следующая картина. При передвижении к выходу в свет пупочный канатик обвился вокруг шеи, я начал задыхаться, возникли трудности с продвижением. Через некоторое время услышал голос женщины принимающей роды, смысл слов был такой: «Да он так никогда не родится!». Я почувствовал очень сильную обиду и, желая отомстить, решил для себя: «А возьму и не рожусь. » Когда меня вытаскивали, схватив щипцами за голову, чувствовал полный сумбур в голове, абсолютную невозможность что-либо контролировать. Когда я, наконец, появился на свет, ощутил чувство вины. На жизнь смотрел без интереса, был озабочен чувством, что неправильно родился, хотелось возвратиться обратно, заново переделать, в голове царил туман, и было абсолютно непонятно, что и как переделать. В жизни это проявляется в том, что, совершив какой-либо поступок, даже самый простой и неважный, я часто осматриваюсь и задаюсь вопросом: «А правильно ли я сделал? А как было бы лучше сделать?», тем самым загоняю себя в очень ограниченное пространство. При пересмотре ситуации, я изменил слова женщины с «Да он так никогда не родится!» на «Давай, мы тебя ждем, тебя ожидает прекрасный, таинственный и неповторимый мир!». Услышав такие слова, я быстро и легко родился и ощутил глубокую радость и интерес к жизни.
Старые родовые импринты остались, новые начинают постепенно выкристаллизовываться. Во время одной из медитаций «Страж порога» я увидел свою жизнь как гармонично раскрываюшуюся картину. Все те события, люди, которых я избегал, приобрели духовный для меня смысл. Я ощутил, что многие люди, с которыми мне не хочется иметь дело, обучают меня терпению, обучают меня сдерживать что-то в себе. После этих переживаний очень многое, чего избегал, стал принимать с миром и радостью. Спасибо.
Таким образом, на основании полученных результатов и литературы можно сделать следующие выводы:
Пренейт обладает памятью с самых ранних сроков нахождения в утробе мамы вне зависимости от степени созревания головного мозга.
Негативная информация хранящаяся в памяти пренейта после его появления на свет может вытесняться в подсознание и в качестве импринта оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Импринты могут образовываться из негативных событий послеродовой жизни, вытесняться в подсознание и оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Практически любое вытесненное в подсознание событие из пренатального и постнатального периода жизни человека может быть выведено в сознание и переосмыслено с точки зрения накопленного к моменту раскрытия памяти жизненного опыта.
Раскрытие и осознание первоначальной информации о событиях приведших к образованию импринта снимает или сильно ослабляет неосознаваемую власть импринта над качеством жизни и поведением человека.
Во время возрастной регрессии имеется возможность виртуального изменения негативного содержания импринта на положительное, что может иметь огромное значение для лечения тяжелых случаев невротических состояний, не поддающихся лечению стандартными способами фармакотерапии и психотерапии.
Литература
О методе Н.В. Ининой «Работа с «внутренним ребенком». Психология взросления»
О методе
Авторский метод «Работа с «внутренним» ребенком. Психология взросления», разработанный известным христианским психологом Наталией Ининой направлен на приобретение психологической целостности и личностной зрелости человека. В основу метода положены теоретические и прикладные исследования проводимые Н.В. Ининой в рамках Научно-практического института психологии личности, факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова и кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Зрелость и целостность личности невозможна без осознания опыта детства. Именно к этой целостности и полноте призывает нас Христос, говоря: «Будьте как дети!». Опыт самопринятия и глубокого умиротворения, который следует за опытом встречи со своим «внутренним ребенком», приводит к исцелению очень важной части нашей души, нашей личности.
У каждого человека есть уникальный опыт детства, но он растворен в глубинах его психики и не воспринимается взрослым сознанием как возможная причина многих актуальных насущных проблем. Ссоры, раздражение, недовольство, усталость, болезни, разводы, появление брата или сестры, утрата родительского внимания, длительное расставание с семьей субъективно переживается ребенком, как боль, страх, тоска, одиночество, покинутость. По многим причинам среда может поступать с ребенком, как угрожающая, агрессивная, причиняющая боль. Это может быть результатом прямой реальной угрозы, когда ребенок растет в нездоровой среде. Ребенок ничего не может изменить. Он не может повлиять на ситуацию, уйти или, оставшись, предпринять что-то по защите своей жизни, своего «я». Он ничего не может сделать. Зато многое может сделать его психика. Она блокирует пугающие ситуации, вытесняя бессознательные мучительные переживания, порожденные происходящим. Страдание порождает вытеснение, раскол и расщепление.
Чем сильнее блокируется этот опыт, тем мощнее он пытается пробиться к сознанию, порождая неврозы, депрессии, психосоматические расстройства, панические атаки, проблемы с родными и близкими. Детские травмы начинают определять жизнь и поведение взрослого, не подозревающего, что его главные мотивы и решения, на самом деле, продиктованы отнюдь не взрослыми проблемами.
Говоря о «внутреннем ребенке» мы подразумеваем не конструкт, не идею и не историческую память. Мы имеем дело с некой реальностью, живущей в глубинах нашей психики. В каком то смысле – это живой сгусток памяти, действующий в нас определенным образом и не имеющий связи с сознанием. Эта реальность не монолитна, в глубине ее присутствует опыт первозданного детства с его открытостью миру, искренностью, доверием, радостью. Но есть и другой слой – это опыт боли, страдания, это ответ на равнодушие, гнев, эгоизм окружающих взрослых, ответ на тяжелые обстоятельства. Опыт этой боли часто бывает несовместим с жизнью, непереносим психикой ребенка, и в результате психика вытесняет эти переживания в бессознательное. Именно этот процесс нарушает целостность человека, порождает раскол, расщепление, нарушение связи с самим собой.
Но для психики нет расстояния между настоящим и прошлым. При определенных обстоятельствах, психика взрослого человека может погрузиться в опыт детства, живущий в глубине нашего существа. И работа с травмами, проблемами, страхами, болью детства – это работа с частью нас самих.
На встречу к «внутреннему ребенку» должен выйти наш «внутренний родитель», способный услышать, понять и утешить, стать надежным, любящим, понимающим. Тогда наш ребенок обретет такого родителя, о котором мечтал и перестанет влиять на нашу взрослую жизнь, заняв соответствующее ему место в нашей внутренней психической реальности.
Задача христианской психологии как раз и состоит в том, чтобы воссоединить в человеке разрозненные части его личности, помочь восстановить связь между сознательным уровнем психики и бессознательными глубинами его души. Только обретя целостность человек перестает защищаться от мира, начинает видеть реальность такой как она есть и находит в себе силы для ответа на вопросы, поставленные перед ним жизнью.
Только в опыте совпадения с самим собой, со своей глубиной, открываясь реальности, человек способен возрастать в личностном и духовном смысле, способен подняться над собой, преодолев свою инфантильность и эгоцентризм. И здесь заканчивается психологизация, как способ самооправдания, снятия с себя ответственности, перекладывания ее на кого-то другого, на родителей, генетику и так далее. И здесь открывается возможность подлинной духовной жизни, бытия перед лицом Бога, жизни взрослого человека. Это трезвая, зрелая, свободная и ответственная жизнь не обещает быть легкой, но, несомненно, будет удивительно богатой и интересной. И частью этого богатства становится тот опыт, который мы извлекли из небытия, точнее из темноты и вывели его на свет сознания. И оказывается, то, что мы воспринимали, как несчастье, потери, неудачу жизни, является нашим ресурсом. С этой задачей становления собой перед лицом Бога может справиться только наш внутренний взрослый.
Так что же такое взрослый человек, зрелая личность?
Это личностная душевная целостность, способная на самопожертвование; это твердость внутренних основ, соединенная с чуткостью и принятием; это глубинная свобода выбора и собственного решения, не противопоставляющая человека миру, а, напротив, связывающая его с ним. Становление такой зрелой личности и составляет основную целью этого метода.
Рекомендуем к прочтению книгу Наталии Ининой «Испытание детством. На пути к себе»
Обучиться методу работы можно на Авторской обучающей программе Наталии Ининой «Внутренний ребенок. Психология взросления»
Психолог столичного семейного центра рассказала, как исцелить своего внутреннего ребенка
Внутри каждого из нас живет маленькая девочка или мальчик — наш внутренний ребенок, с которым мы знакомы с рождения, но которого, взрослея, совсем забыли. Это часть подсознания, которая хранит воспоминания из детства и постоянно оказывает то или иное влияние на жизнь. В детстве, сталкиваясь с несправедливостью, насмешками, трудностями и критикующими родителями, мы бессознательно вытесняем свои страхи, обиды, разочарования и переживания. Но чувства, которые мы подавляем, никуда не деваются, они остаются внутри и создают «стены», которые мешают выстраивать близкие взаимоотношения и блокируют доступ к нашему свободному внутреннему ребенку. Как исцелить своего внутреннего ребенка, рассказывает психолог семейного центра «Доверие» Людмила Зиновьева.
«Знакомство с внутренним ребенком помогает отыскать путь к чувствам, которые мы вытеснили. Исцеляя его, мы освобождаемся и трансформируем травмы, которые приобрели в детстве, формируем опору из самоподдержки и безусловной любви», — рассказывает Людмила.
Принимаем себя
Чтобы развиваться и расти, важно исцелять травмы родом из детства, принять эту свою внутреннюю часть, которая отвечает за многие процессы в нашей жизни: творчество, спонтанность, умение быть искренним, способность любить.
Состояние внутреннего ребенка формируется прежде всего от отношения родителей. Какие вербальные и невербальные послания ребенок от них получил, что за решения, исходя из них, принял.
Замечали ли вы, что иногда ни с того ни с сего вдруг захотелось мороженого или «вредной» газировки, или вдруг решили сесть и порисовать, поиграть в приставку, повеселиться, покривляться? В эти моменты наша детская часть дает о себе знать.
Исцеляем внутреннего ребенка
Для знакомства и исцеления своего внутреннего ребенка стоит соблюдать небольшие рекомендации:
Разрешите себе иногда ставить себя на первое место, позвольте шалости и спонтанность, веселитесь и получайте удовольствие.
Упражнение: Возьмите лист бумаги или чистую тетрадь, блокнот. Мысленно представьте образ своего внутреннего ребенка. Сколько ему лет? Как он выглядит? Во что одет? Проговорите ему, а затем запишите эти слова: «Я тебя вижу, и значит — ты есть! Я тебя вижу, и значит — я есть! И ты есть, и я есть!» И начинайте писать своему внутреннему ребенку о том, что вы его любите и цените, поблагодарите его за то, что он всегда с вами. Напитайте его любовью и безопасностью. Спросите на бумаге, что он сейчас чувствует, что с ним происходит, чего хочет. Напишите, что вы выросли и хотите помочь почувствовать себя счастливым. А теперь левой рукой отвечайте себе взрослому из состояния внутреннего ребенка. Напишите, что вы сейчас чувствуете, чего вам хочется, чего вам сейчас не хватает. Спросите у своего внутреннего ребенка, чего ему не хватает. Может, он захочет, чтобы вы ему что-нибудь купили или куда-нибудь сводили. А может, он захочет услышать от вас какие-нибудь слова. Пишите столько дней, сколько захотите. И пишите тогда, когда вам хочется, когда вы чувствуете необходимость этого разговора.
Все, что вы когда-то хотели услышать от родителей, этим упражнением вы можете дать себе сами. Оказать поддержку, напитать любовью, стать самому для себя безусловно любящими родителями. Говорите со своим внутренним ребенком чаще, возьмите это за привычку, тем самым развивая любовь к себе и к миру в целом.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы