внутрикорпоративное обучение в школе

Модель внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов в условиях реализации инновационного проекта «Продуктивные технологии обучения как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС»

Выявлены общие принципы продуктивных технологий 21 века:

внутрикорпоративное обучение в школе

Рисунок 1. Влияние «обучающих структур» продуктивных технологий на процесс обучения

Для определения уровня мотивации учащихся на различных этапах работы была использована методика Т.Д.Дубовицкой, «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся».

Управленческие задачи:

— совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия, внедрение современных педагогических технологий);
— создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал;
— развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;
— организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;
— провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности.

Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:
— информационно-творческий (формы методической работы);
— ресурсный (поощрения, премирования);
— диагностический (мониторинг профессионального развития).

Принципы:
— принцип “зоны ближайшего развития”;
— принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий;
— принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов;
— принцип индивидуально-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;
— принцип оптимальности форм, методов и содержания повышения квалификации педагогов;
— принцип открытости и доступности, предполагающих добровольность участия и свободу выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма педагога, форм и содержания образования.

Показатели эффективности повышения квалификации:
— повышение качества профессиональной деятельности;
— освоение теоретических основ;
— активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;
— изменения в мотивах деятельности.

Анализ педагогических условий школы включает в себя следующие позиции:
— укомплектованность кадрами;
— образовательный ценз педагогов;
— профессиональный стаж;
— возрастной ценз работников;
— уровень квалификации педагогов;
— уровень курсовой подготовки;
— степень участия в методических мероприятиях;
— качество участия в разнообразных формах методической работы;
— уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов.

Источник

Внутрикорпоративное обучение как формы повышения квалификации педагогических работников в условиях удаленности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Внутрикорпоративное обучение как формы повышения квалификации педагогических работников в условиях удаленности

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены требования к современной школе и педагогическим кадрам:

– ключевым преобразованием новой школы должна стать личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство;

– ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению и инновациям.

По мнению профессора О.Е.Лебедева «под повышением квалификации понимается не обучение на курсах или участие в различных методических семинарах, а развитие способности решать …новые задачи, в освоении более эффективных способов решения известных задач в новых условиях…

«Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?

В городе Ноябрьске хорошо развита методическая сеть, которая полностью отвечает вышеобозначенным требованиям. Педагоги Вынгапуровской школы стараются принимать участие во всех мероприятиях методической сети города, быть в курсе всех образовательных событий. Так, в рамках работы городской методической сети участие наших педагогов за последние три года представлено мастер-классами:

Использование виртуальных лабораторий на уроках предметов естественного цикла

Развитие исследовательских умений учащихся на уроках окружающего мира

Формирование читательской грамотности средствами и приемами технологии развития критического мышления

От вопросов к пониманию: формирование умений задавать вопросы

Технология проектной деятельности в условиях ФГОС: метод проектирования «Зеркало прогрессивных «инновационных» преобразований»

Откуда берутся идеи?

Кроме того, представлен опыт работы педагогов по предметам естественнонаучного цикла, математики, русского языка, общественных наук, по работе с одаренными детьми, по психолого-педагогическому сопровождению детей различных категорий, по развитию инновационных направлений; педагоги участвуют в предметных олимпиадах учителей, где имеют качественные результаты, как на муниципальном, так и региональном уровнях; в конкурсах профессионального мастерства.

Но в условиях территориальной удаленности количественная продуктивность недостаточно высокая. Поэтому для нас очень важно формировать активную внутрикорпоративную кадровую политику, которая направлена на профессиональное развитие педагогов Администрацией школы разработана Программа внутрикорпоративного обучения сроком на 3 года. Понятно, что ежегодно в программу вносятся коррективы.

Программа учитывает социальный заказ в условиях формирования нового поколения учащихся, формируются иные стратегические подходы к управлению кадрами.

Коллектив Вынгапуровской школы стабильный, творческий и слаженный. Общее число ПР составляет 59 педагогов, средний возраст 48 лет. Более 70% педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет, а 48 (более 80%) педагогов имеют первую и высшую категории. Конечно, в основе любого образования лежит самообразование и саморазвитие. Но педагоги, как и дети, очень разные, поэтому здесь также требуется индивидуальный подход, т.к. один видит уровень своего знания и, главное, незнания а другому необходимо показать и доказать.

Поэтому, посещенные уроки, наблюдения, анализ результатов обучения школьников, анкетирование педагогов позволили формально разделить коллектив на три группы:

На слайде представлены формы внутрикорпоративного обучения. Уверена, что представленные формы используются в каждой школе в меньшей или большей степени. Подробно останавливаться не буду на каждой, но представлю одно из направлений: организацию работы над методической темой.

Так, в 2016-2017 учебном году была организована работа по методической теме «Организация проектной деятельности учащихся как способ формирование личностных и коммуникативных компетенций».

Работа выстраивалась поэтапно.

В этом учебном году методическая тема школы «Формирование исследовательских компетенций у учащихся в рамках реализации ФГОС общего образования».

3 этап. Представление образовательных продуктов на заседаниях МО, творческих групп. Презентация исследовательских продуктов учащихся на научно-практической конференции школьников, заседаниях НОУ.

В условиях удаленности актуальной является стимулирование подготовки многопрофильных специалистов. Можно принимать новых специалистов с обеспечением их минимальной нагрузкой, а можно использовать внутренние резервы. Таких педагогов у нас в коллективе 4. В этом направлении работа продолжается. Конечно, для меня кадровая политика – главное направление работы руководителя, особенно сейчас, когда идет тенденция старения кадров и самые опытные педагоги переезжают из районов Крайнего Севера, а молодые педагоги хотят жить в городе.

И в заключение приведу слова Шалвы Амонашвили, которые очень близки всем педагогам: «Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный».

Источник

Модель организации непрерывного образования и внутришкольной системы учительского роста

внутрикорпоративное обучение в школе

Эффективный учитель перестраивает свою стратегию преподавания в соответствии с потребностями учеников. Он не использует только ему удобные практики.

Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания.

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.

Главная задача нашей школы на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагировать на изменения, происходящие в мире. От уровня его профессиональной компетентности, способности к профессиональному развитию, личностных качеств напрямую зависят результаты успешности наших учеников.

Важными характеристиками современного педагога является постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, овладение новыми современными информационно-коммуникационными технологиями, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям и т.п.

Новое время диктует новые направления работы, определяет новые требования к профессии. Только сообщество коллег, единомышленников в полной мере объективно сможет определить профессиональный возраст педагога.

В школе №33 сложилась своя модель организации непрерывного образования и внутришкольной системы учительского роста.

Программа «Повышение профессионального мастерства учителя как фактор успешной школы», разработанная в 2017 году, стала основой для наших других проектов, которые принесли победу и грантовую поддержку в 2018 году.

Открылись новые возможности непрерывного обучения благодаря участию школы в таких проектах как:

У учителей появилась возможность делиться опытом работы с коллегами из других регионов Российской Федерации. Организовано 4 выездных семинара в Республики Дагестан, Башкортостан, г.Сочи, на базе школы приняли 2 делегации из г.Екатеринбурга с целью обмена накопленным опытом по реализации мероприятий в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.

В нашей школе стремление педагога к самосовершенствованию, к самореализации, к непрерывному образованию поддерживается различными способами: индивидуальный маршрут развития каждого педагога; курсы повышения квалификации; посещение семинаров и вебинаров, внутренний коучинг и т.д. Согласно разработанному Регламенту обучения персонала у нас практикуется внутреннее и внешнее обучение. Планирование обучения и развития каждого работника основывается на результатах оценки по компетенциям, стратегических целях и производственной необходимости.

Определение потребностей в обучении производится ежегодно, после окончания мероприятий по окончанию учебного года до 05 сентября текущего года.

В процессе определения потребностей в обучении заместитель директора по развитию школы

Результатом процесса определения потребностей в обучении является заполненная форма сводных потребностей в обучении школы

При организации внешнего обучения (на внебюджетной основе) заместитель директора:

— организует оплату счета работника в соответствии с Положением о ваучерах. Ваучеры реализуют механизм бесплатной передачи сотрудникам школы право обучения в целях развития персонала. Право на получение ваучеров имеют сотрудники школы, работающие на постоянной основе по штатному расписанию, согласно тарификации на учебный год и имеющие стаж работы не менее 1 года.

— при стоимости обучения (прямых затратах) свыше 5000 рублей направляет работника для заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, контролирует его заключение. Сроки отработки и порядок возмещения расходов, устанавливаемые в дополнительном соглашении к трудовому договору, определены в Приложении к Регламенту обучения;

Потребность в организации внутрикорпоративного обучения, в которой предполагается использовать ранее применяемые и новые приемы, формы и технологии обучения велика. Назову лишь некоторые формы:

процесса корпоративного обучения: педсоветы, мастер-классы, практикумы, флэш-семинары и др.

— творческая группа «Преемственность между начальным звеном и средней школой»;

— временная рабочая группа «Интерактивные приемы обучения»;

Еще одним видом внутрикорпоративного обучения, ставшего для нашей школы зарядом энергии и источником вдохновения, стала выездная школа в санатории «Крутушка», где удалось органично совместить мероприятия по оздоровлению и обучению сотрудников.

Педагогами-тренерами нашей школы были проведены мастер-классы по «Digi-технологиям, формирующему оцениванию, развивающим беседам. Приглашенные мастера тренинговой кампании «Teamsoft» провели мастер-классы по теме «Как восстановить эмоциональное состояние в ситуации стресса» и «Применение скрайбинг-технологии на уроках».

Научным руководителем школы в течение двух дней проведены практические занятия FLEX FITNESS, с авторским комплексом упражнений, нацеленные на омоложение всего организма; улучшение двигательных стереотипов; восстановление координации движений; совершенствование физических и энергетических тел и т.д.

Важным моментом для личностного развития учителя является планирование карьеры. Японский опыт, а он считается передовым в вопросах менеджмента, учит тому же. Поэтому именно планирование внутриорганизационной карьеры стало одним из важных направлений работы руководства школе. Содержание этой работы представлено у нас в программе «Управление развитием кадрового потенциала».

Само понятие карьеры указывает на субъективное осознание работником своего профессионального будущего и способов профессионального самовыражения. Карьера мыслится как продвижение вперед с постоянным нарастанием полномочий, статуса, престижа, власти, вознаграждения. В образовательном учреждении возможна вертикальная карьера (повышение в должности), горизонтальная (перемещение в другую область деятельности, расширение обязанностей, руководство временной целевой группой, программой), ступенчатая, совмещающая элементы горизонтальной и вертикальной. Довольно часто ступенчатая карьера осуществляется — и весьма эффективно — путем чередования вертикального роста с горизонтальным.

В нашей школе развита «карьерная линейка»: учитель — руководитель проектной группы — руководитель творческой группы — руководитель предметно-цикловой комиссии — заведующий кафедрой — заместитель директора. Это нормативный карьерный путь наших учителей, имеющих выраженный управленческий потенциал. Перспектива продвижения по нему — один из факторов повышения заинтересованности в работе. Если учитель не имеет амбиций управленца, но представляет большую ценность как предметник, то его профессиональное развитие планируем в рамках так называемой матричной карьеры. Этот подход позволяет достигать максимальной эффективности на своем учительском месте, в предметной сфере за счет работы в творческих и проектных группах в рамках кафедры, в экспертных группах при научно-методическом совете, в международном сотрудничестве, в системе повышения квалификации, участия в конкурсах профессионального мастерства, различных национальных проектов, в создании системы электронных портфолио педагогов, распространения передового педагогического опыта. Матричный подход также включает в себя поощрения, в том числе бонусы-обучение и даже бонусы-поездки. Все эти меры помогают учителю приобрести почетный статус профессионала.

Каждый учитель начинает задавать себе вопросы о том, какие характеристики школы и какие практики наиболее успешны для того, чтобы помочь ученикам в достижении высоких образовательных результатов; какие обязательства они должны принять на себя, для того чтобы создать успешную школу; какие индикаторы им нужно использовать, для того чтобы измерять прогресс свой и своих учеников.

Так как школа может стать успешной лишь при наличии в ней успешных учителей, то вопросу непрерывного образования как одного из факторов успешности учителя, уделяется первостепенное внимание.

Модель нашей системы профессионального роста основана на убеждении, что «если ты перестаешь учиться, ты перестаешь быть учителем». Наша задача научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Одними из продуктов реализации проектов нашей системы профессионального роста являются методическая копилка «Формула успешности», сайт «Гуру», где размещены разработки уроков и технологических карт, разработанных нашими учителями в помощь всем тем, кто интересуется новыми педагогическими технологиями, методические материалы, полезные советы, нормативные документы.

Источник

Внутрикорпоративное обучение. От простого к сложному

внутрикорпоративное обучение в школе

ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

БРОШЕВЕЦКАЯ ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

БЫЧКОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

МОШИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

«Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти». Оноре де Бальзак.

В статье представлен опыт организации внутрикорпоративного обучения учителей с целью повышения ИКТ-компетентности, расширения образовательного пространства, снижения уровня бумажного документооборота, использования сайта как инструмента учебной деятельности.

В 2012 году заместители директора школы совместно разработали и начали реализовывать проект «Расширение образовательной среды средствами интернет-технологий». Работать именно в этом направлении было необходимо, так как школа:

· была почти не компьютеризирована, а внедряли обязательное ведение электронного журнала и внешний мониторинг качества обучения с использованием АИС «Знак»;

· среди педагогов практически не было тех, которые в нужной мере владели бы навыками работы на компьютере.

В ходе реализации проекта мы стали:

· широко использовать средства ИКТ, создали локальную сеть и школьный сайт, которые позволили частично решить стоящие перед школой проблемы;

· повышать квалификацию учителей и руководителей школы, направляя на различные курсы, но этого оказалось недостаточно, так как, обучившись, учителя не спешили применять свои знания;

· повышать требовательность, усилили контроль (для этой цели использовали результаты тестирования учащихся в АИС «Знак» и аттестацию учителей (50 баллов за курсы ИКТ) для их поощрения и/или наказания).

Процесс пошёл, но в недостаточной мере, хотя и появлялось всё больше заинтересованных людей. Освоили АИС «Знак», подготовили банк тестов, педагоги школы вошли в районные творческие группы, работающие в этом направлении, обучали других, делились опытом. Провели семинары, приняли участие в городской конференции.

Задались вопросом: «Почему процесс постоянно тормозится?»

Оказалось, что ориентиры, выбранные нами, ложные ((акценты) реформы по М. Фуллану).

Проанализировав деятельность учителей как начальной школы, внедряющих ФГОС НОО, так и учителей средней школы, использующих средства информатизации, выявили следующие трудности, с которыми столкнулись педагоги:

· отрицательное отношение из-за присущей многим людям боязни нового. У психологов это состояние называется «неофобия». В основе лежит навязчивый страх перед необходимостью обретения нового опыта. «Мириться лучше со знакомым злом, чем к незнакомому добру стремиться», известная фраза В. Шекспира из монолога Гамлета;

· и еще одна серьезная проблема, на наш взгляд, усталость от бесконечных псевдоинноваций в предыдущие годы. Они породили недоверие педагогов ко всему новому;

· острейший дефицит времени;

· невозможность формирования у детей ряда умений и компетенций, поскольку учитель сам ими не владеет;

· не знание учителями существа и способов осуществления проектной деятельности (одно из основных требований ФГОС);

· отсутствие навыков кооперации в методической работе;

· есть группа учителей, у которых до сих пор сохраняется ВЕРА в то, что ничего в практике не изменилось, и не может измениться! — «…Как раньше работали, так и будем продолжать учить детей!» — говорят они. К данной группе относятся педагоги, привыкшие работать «по старинке». Они твёрдо уверены в том, что авторы учебников и методичек гарантируют им качественный результат в соответствии с требованиями стандартов (ведь учебники допущены и рекомендованы МО РФ), поэтому много усилий прикладывать к реализации требований стандартов не надо.

Мы постарались преодолеть все эти трудности, сделав школьный сайт интерактивным. Что представляет собой наш сайт:

Наш сайт зарегистрирован в домене 2-го уровня с коротким и понятным именем sch549.ru, размещён на платном хостинге с безлимитным тарифом.

Для необходимой нам функциональности, сайт построен на четырёх системах управления контентом (CMS):

Joomla — основная часть сайта (обеспечивает контент Веб-2.0). Зарегистрированные на сайте пользователи:

· ведут свои блоги (новости сайта),

· комментируют новости, статьи,

· публикуют методические материалы (с возможностью получения свидетельства о публикации в СМИ),

· участвуют в группах сообщества,

· в группах публикуют объявления, эссе, фото и видео материалы, например, в предметных группах учащиеся публикуют свои работы,

· учителя входят в закрытую группу «Учительская», с материалом для внутреннего использования и оповещением по электронной почте (электронная почта — рабочий инструмент учителя).

Незарегистрированные пользователи с помощью форм на сайте могут:

· записаться на подготовительные курсы (уже 2 года ведётся только электронная запись),

· написать письмо в школу (в разделе «Обратная связь»).

DokuWiki — вики-среда для структурированного размещения информации. Здесь находятся:

· информация о семинарах и конференциях,

· разного рода инструкции, например, по размещению публикации в сетевом издании «Community of School 549»,

· информация по проектной деятельности, ссылки на проекты и работы учащихся,

· сетевой проект «Легенды общества „Красный кирпич“», зарегистрированный во всероссийской базе учебных проектов программы Intel «Обучение для будущего».

Moodle — система дистанционного обучения. Имеет единую регистрацию с CMS Joomla, т. е. зарегистрировавшись на сайте, пользователь имеет доступ к СДО. Она обеспечивает:

· поддержку урочных занятий: для всех классов созданы курсы включающие лекционный, теоретический, интерактивный, видео, аудио материал, тематические тесты.

При организации обучения на дому:

· учащиеся работают в своём темпе, в удобное для себя время (например, после нахождения в больнице),

· могут отслеживать прохождение дистанционного курса по меткам возле каждого элемента курса,

· получают значки (отображаются в профиле), после прохождения заданного учителем количества материала,

· сдают работы в виде файла или Google-документа с настроенным доступом для учителя,

· получают проверенные работы с оценкой и комментариями учителя.

Администрация школы с 2012 года использует Moodle для сбора отчётов:

· учителей-предметников о качестве труда учителя, который включает информацию об участии учителя и учащихся в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях, и является, своего рода, портфолио учителя (помощью при подготовке к аттестации), уменьшая таким образом бумажный документооборот.

OwnCloud — облачное файловое хранилище сайта. Доступно учителям для размещения:

· и др. документов, что также способствует снижению бумажного документооборота,

· учебных материалов, файлов (для использования в СДО Moodle).

Используя перечисленную функциональность:

· повышаем ИКТ-компетентность учителей,

· расширяем образовательное пространство,

· снижаем уровень бумажного документооборота.

· как инструмент в учебной деятельности,

· как помощника при аттестации, таким образом, преодолеваем некоторые затруднения учителей.

И на сегодняшний день считаем, что вышли на действенные ориентиры ((акценты) реформы по М. Фуллану).

Участвуя в IV и V Международных конференциях «Информационные технологии для Новой школы», мы познакомились с Образовательной программы Intel «Обучение для будущего». Группа педагогов нашей школы прошла обучение, участвуя в сетевых сообществах. Учитель английского языка нашей школы прошла обучение по программе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», разработала собственный сетевой учебный проект «Легенды общества „Красный кирпич“», который был внесён во всероссийскую базу сетевых учебных проектов Intel и стала тьютором всероссийского «Проектного инкубатора 2015». Затем мы организовали первые межпредметные творческие группы и в рамках ежегодной школьной учительской конференции «А если Вы гений!?» предложили учителям обменяться приобретённым опытом, тем самым способствуя:

· развитию навыка совместной методической работы,

· внедрению новых педагогических практик,

· улучшению образовательного процесса,

· повышению результативности этих педагогических практик.

Работая в творческих группах, педагоги школы разрабатывают учебные задания и используют различные сервисы Интернет, чтобы направить деятельность учащихся и сформировать те универсальные учебные действия, которые предусматривает ФГОС.

Свой опыт работы мы обобщили, проведя семинары в районе для заместителей директоров по учебной работе и по информатизации и в рамках V Международной конференции «Информационные технологии для Новой школы». Получили положительные отзывы и увидели, что наш опыт плодотворно внедряется в школах нашего района.

Уваров, образовательных реформ и информационные технологии / Образовательная политика № 1 (57), 2012, с. 125–137.

Поташник, М. М., Левит учителей при освоении новых стандартов / Управление современной школой. Завуч № 7, 2014, с. 4–10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *