во сколько можно начинать есть на рождество

Кушать в Рождественский Сочельник принято по установленным много веков назад правилам

во сколько можно начинать есть на рождество

Во сколько разрешается садиться кушать в Рождественский Сочельник, 6 января 2021 года, когда принято самое строгое воздержание и что в этот день должно находиться на столе, волнует многих верующих.

Есть определенные правила, которые просят соблюдать священнослужители. Праздник Рождество Христово за многие века своего существования обросло многочисленными традициями. Православные верующие чтят их по сей день.

Когда в Сочельник можно начинать кушать

Вопрос, когда можно кушать в Рождественский Сочельник, является сакраментальным для многих верующих, так как известно, что запрещено употреблять пищу до первой звезды. К тому же 6 января является последним днем Филипповского поста, а значит, подразумевает отказ от пищи животного происхождения.

во сколько можно начинать есть на рождество

Традиция приступать к трапезе в этот праздник только после первой звезды соблюдалась верующими не одно столетие и имеет очень древнее происхождение. Установлена она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на востоке новой звезды, получившей название Вифлеемская.

Благодаря ей благую весть узнали все люди, а волхвы, узрев ее, объявили о появлении на свет Иудейского Царя. Так сбылось древнее пророчество о приходе на землю Спасителя всего рода человеческого.

во сколько можно начинать есть на рождество

У священнослужителей первая звезда — это большая свеча. После утренней службы ее торжественно выносят на середину храма. Перед этой свечой поют тропарь Рождеству Христову. Таким образом получается, что кушать можно после окончания литургии, которая проходит утром 6 января. Но не нужно забывать, что пост еще продолжается.

Завершается Рождественский пост после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. 7 января можно устраивать праздничное застолье со скромной, то есть непостной пищей.

Почему в Сочельник принято носить кутью?

Само слово Сочельник происходит от главного блюда праздничного стола — сочива. Готовят его из зерна — пшеницы или риса. Обязательно это блюдо содержит мед, орехи и сухофрукты. Добавляют к нему также узвар — отвар из чернослива, груши, сушеных абрикос или персиков и тому подобного.

Каждый ингредиент имеет свой смысл:

Все блюдо в целом символизирует вечную радостную жизнь.

во сколько можно начинать есть на рождество

Приготовив сочиво, его разносили по домам своих родных и крестных родителей. Последние в прошлом действительно становились вторыми родителями и приходили на помощь в трудной ситуации. Носили сочиво, как правило, дети со словами:

Появился обычай в знак благодарности за то, что те взяли на себя обязанность учить и молиться за ребенка. Традиция носить кутью крестным родителям сохранилась и в современном мире. В ответ они одаривают детей деньгами и подарками.

Что должно быть на столе в Рождественский Сочельник

Традиционно в Сочельник семьи собираются за праздничным столом. Его покрывают новой скатертью, под которую кладут немного сена. Хозяин дома зажигает в центре стола свечу, которая защитит жилище от бед и неурядиц.

во сколько можно начинать есть на рождество

Наиболее суеверные люди также по краям стола раскладывают денежные купюры, чтобы привлечь в дом финансовое благополучие. Но это лишь суеверие, а не традиция праздника. Церковь к подобным действиям относится отрицательно.

Большинство традиций Сочельника действительно связаны с вечерней трапезой. На стол ставят 12 постных блюд по числу апостолов Христовых. Центральным же блюдом являются сочиво или кутья — именно ее вкушают первой.

На праздничный стол ставят домашний хлеб. Внутри него можно запечь чеснок, символизирующий очищение и здоровую жизнь, монетку — финансовое благополучие, горошины — символ единства рода.

во сколько можно начинать есть на рождество

Источник

Когда в Рождественскую ночь можно начинать есть?

во сколько можно начинать есть на рождество

Сочельник — понятие, которое произошло от слова «сочиво», это постное блюдо, которое разрешается вкушать по уставу в этот день. Стоит заметить, что сороковой день поста в православии самый строгий, поэтому именно в Рождественский сочельник возникает ряд вопросов у верующих, что же можно есть перед праздником Рождества Христова.

А вот следующий сочельник, Крещенский, будет менее строгим, и приходится он на 18 января, за день до праздника Крещения.

Когда в рождественскую ночь можно есть и что положено употреблять в пищу

Рождественский пост завершается самым строгим днем поста — Сочельником, это значит, что устав не рекомендует и вовсе употреблять пищу до того, как на небе появится первая звезда. Традиция эта связана с памятью о Вифлеемской звезде, которая ознаменовала приход в мир Спасителя.

Итак, в этот день можно есть исключительно сочиво, блюдо, предназначенное для этого дня. А вот вечером вся семья собирается за праздничным столом.

во сколько можно начинать есть на рождество

Православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма во время торжественного вечернего богослужения выносится свеча, которая символизирует Вифлеемскую звезду, и перед ней поется тропарь Рождеству Христову.

«Когда вечером в Сочельник — 6 января — впервые пропели про Рождество Христово — в это мгновение первая звезда и взошла. Можно приступить к трапезе (пусть еще и постной), разговляться», — говорит отец Андрей Кураев.

Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать постных блюд — по числу апостолов. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.

Традиции и обычаи Рождественского Сочельника

И по сей день семьи, чтущие традиции, не садятся за стол до появления первой звезды на небе. День проводят в молитве и строгом посте, готовят душу к радостному известию — рождению Иисуса Христа. Хозяйки уже заранее, 5 числа, приготовили праздничные блюда — их должно быть 12 или более. Однако центральным блюдом традиционно является кутья — символ жертвы Спасителя во имя человечества.

Горох традиционно подают в честь возрождения, или, как еще называют, Божьей Весны. Блюда из капусты считаются символом надежды. Также каждая хозяйка обязательно должна порадовать близких борщом, чтобы весь год они были сильными и здоровыми. Голубцы являются знаком любви к Царю Небесному. Жареная или печеная рыба символизировала веру в Бога и христианство. Чтобы весь год вас не покидали достаток и благополучие, на столе обязательно должны быть вареники с вашей любимой начинкой. Язычники в этот день готовили блины — это блюдо означало Солнце. Верующие также подают на стол всеми любимую выпечку как символ того, что Иисус Христос стал новым Солнцем, а его рождение осветило Землю. Конечно, кашу сложно назвать праздничным кушаньем, но подавать ее как угощение все же принято — считается, что благодаря этому в Новом году в вашей семье будет пополнение. Пироги и другая домашняя выпечка привлекает здоровье. Узвар, или рождественский компот, считается традиционным рождественским напитком. С его помощью вы очиститесь от зла и дурных мыслей.

во сколько можно начинать есть на рождество

Главной религиозной традицией считается визит в церковь. После завершения трапезы вся семья должна отправиться в церковь и побывать на рождественском богослужении. Вы можете помолиться за себя и своих близких, поставить свечи за упокой усопших и за здоровье живых.

Народные обычаи в Рождественский сочельник

В народе говорят, что нельзя встречать столь светлый праздник с обидой в сердце, поэтому каждый должен задуматься, возможно, он кого-то обидел, или же сам носит в сердце злость. Бог благословляет тех, кто вошел в праздник Рождества Христова с чистыми помыслами. В этот праздничный день принято зажигать большое количество свечей, и даже в церковь надевать светлые одежды.

Есть обычай сервировать праздничный стол четным количеством столовых приборов. Если число гостей за столом нечетное, следует поставить дополнительный прибор — четный по счету.

В некоторых странах под рождественскую скатерть принято класть пучок соломы как символ яслей, в которых лежал новорожденный Христос. По четырем угла раскладывали денежные купюры (чтобы весь год был денежным) и зубчики чеснока (чтобы вся семья была здоровой). Также под стол клали топор, на который сидящие ставили ноги: чтобы весь год не болеть.

во сколько можно начинать есть на рождество

Поверье гласит, что даже домашние животные в этот день могут обратиться к Богу на понятном человеческом языке и пожаловаться на то, что с ними плохо обходятся. Поэтому нельзя их обижать, а напротив, следует вечером хорошо накормить и погладить.

Незамужние девушки любят проводить различные гадания на судьбу в этот день. Одно из них делают с кутьей: нужно выплеснуть на входную дверь немного сочива и ждать. Первый, кто войдет в эту дверь, сообщит о судьбе. По его словам станет ясно, каким будет следующий год для гадающего. Если человек заговорит о хорошем, год пройдет удачно. Если скажет что-то нейтральное или неприятное, так тому и быть.

В Рождественский сочельник смотрели на небо. Если оно звездное и ясное, то год выпадет урожайным. Чем больше звезд на небе, тем больше будет пшеницы в закромах. В наши дни пшеницу заменяют деньги и благополучие. Щедрый урожай предвещали иней на деревьях.

На заметку! Считалось плохой приметой не открывать дверь колядующим, ведь вместе с ними посещает дом сам Господь.

во сколько можно начинать есть на рождество

Если кто-нибудь успеет загадать желания на падающую в Рождественский сочельник звезду, оно непременно сбудется.

Иисус может явиться к вам в образе странника, нищего, просящего милостыню. Поэтому не отмахивайтесь в спешке, а лучше угостите того, кто об этом просит, подайте милостыню или отдайте одежду, которую не собираетесь носить.

Источник

Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост рождественского Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

во сколько можно начинать есть на рождество

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Рождественский Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В 2013 году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать Рождественский пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать рождественский пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

— Как правило верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.

— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, Рождественский пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Источник

Рождественский сочельник как правильно провести?

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

— Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.

— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.

— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

Вечерняя служба в велики праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!

во сколько можно начинать есть на рождество

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *