во сколько звонят колокола на пасху
Где позвонить в колокола на Пасху?
Только на Светлой Седмице устав позволяет звонить в колокола в неурочное, не богослужебное время: позаботиться нужно только о том, чтобы трезвон не попадал на литургию или вечернюю службу и не мешал людям молиться в храме. Муниципальные законы также запрещают шуметь в будни после 10 вечера. В остальное время все зависит от благословения настоятеля храма.
Неделя рождения звонарей и гибели колоколов
Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Возродилась она в 1990-е, когда открывшиеся храмы еще не обзавелись тяжелыми колоколами, настоящими произведениями искусства. Где звонили в корабельную рынду, где в поддужные колокольцы.
Сейчас едва ли вы встретите храм, где вас пустят к колоколам «без присмотра». Это опасно и для звонящих, и для колоколов, и для системы управления ими, и для прочего оборудования звонницы.
Представьте себе небольшой городок на Южном берегу Крыма лет десять назад, храм рядом с парком санатория, шумящее под горой море, встречающие пасхальный рассвет кипарисы и магнолии. Утром всем разрешали звонить в снятую с катера рынду: она висела на дереве неподалеку от храма и была тогда единственным церковным колоколом Нижней Ореанды. Вариации на тему «полундра» в исполнении разговевшихся (но трезвых) паломников оглашали окрестность, когда шнур, крепивший язык колокола, оборвался, и металлическая болванка полетела вниз… Слава Богу, увечьем праздник не омрачился, но простая мысль о том, что колокол требует бережного отношения, была проиллюстрирована с предельной убедительностью и наглядностью.
Кроме того, колокол можно разбить, слишком сильные удары могут исказить звон, колокол начнет визжать или наоборот оглохнет. Поэтому не следует обижаться на запрет подниматься к колоколам в отсутствие профессионала.
Если, позвонив (или не успев позвонить) на Светлой, вы решили, что хотите подниматься на колокольню регулярно, Москва дает для этого все возможности. Каждый месяц – новый набор в Школе звонарей при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово. За время своего существования школа выпустила около 1000 дипломированных специалистов по колоколам. Студенты осваивают вопросы истории, производства колоколов и Устава колокольных звонов, получают навыки развески и настройки колоколов.
Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?
В большинстве церквей подняться на колокольню можно только в сопровождении звонаря.
«Приходите на Светлой, как не пустить?» — сказали «Нескучному саду» в храме Богоявления Господня в Китай-Городе. Так же в сопровождении звонаря обещали разрешить позвонить в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, на Соловецком подворье (храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове), в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ.
В некоторых храмах предупреждают, что расписание «сеансов» звона появится только на Пасху. Так будет в Новоспасском монастыре, где колокольню открывают каждый год, но звонари ревниво следят за своим хозяйством. В пасхальное воскресение расписание появится также в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Когда звонарь сможет провести вас на колокольню в храме Воскресения Христова в Сокольниках, можно уточнять по телефону.
В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском на верхние ярусы колокольни пускают только с разрешения настоятеля и в сопровождении звонаря, но на гульбище храма есть еще одна, маленькая колокольня. В сам день Пасхи народа слишком много, а на Светлой седмице желающие могут позвонить в эти колокола.
В храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево на колокольню пускают только в будние дни Светлой Седмицы, а в сам праздник Пасхи предпочитают тишину. Так же на буднях в сопровождении звонаря можно позвонить в колокола храма Живоначальной Троицы в Листах и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.
В храме мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине сказали, что можно звонить, если человек хоть немножко умеет управляться с колоколами, «а не просто долбит, пока все не оглохнут». Здесь рады показать детям азы звона и благословляют их приходить на колокольню. В храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, напротив, детей и подростков на колокольню пускать боятся, а взрослым требуется взять персональное благословение у настоятеля.
В меньшинстве оказались храмы, где вход на колокольню возбраняется. Например, это храм святых Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке. «Рядом мэрия и американское посольство, стоит ли их беспокоить звоном?» — сказали в храме. В храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малом Вознесении) не в последнюю Светлую Седмицу не разрешали звонить потому, что колокольня не отремонтированная, а колокол большой, и для новичка это приключение может быть опасным. В храме в честь иконы Всех Скорбящих Радости в Щепкинском переулке здание слишком ветхое, да и у сотрудников и возможности присматривать за звонами нет. А в храме иконы Знамения Божией Матери за Петровскими воротами еще даже колокола не повешены.
Традиционно не допускаются любители большого звона и на колокольню Храма Христа Спасителя. Его колокола весят до тридцати тонн, они находятся на высоте около сорока метров над землей, система управления довольно сложная и должна быть всегда подготовлена к торжественному звону.
Один раз увидев, сто раз услышать
По традиции в рамках Московского пасхального фестиваля Светлая неделя станет неделей колокольного звона, причем Фоминым воскресеньем дело не кончится: фестиваль звонов продлится до 9 мая. Услышать, как лучшие звонари из разных епархий делятся опытом и практическими секретами мастерства, можно 15 апреля в Храме Христа Спасителя в 15-30, там же в понедельник 16 апреля в 13-30, затем во вторник в кафедральном Богоявленском соборе в Елохово, а позже в десятках других московских (и даже санкт-петербургских) храмов. 20 апреля зазвучат колокола собора Василия Блаженного (Покрова на Рву), а 26 апреля – колокольня Иван Великий. Впервые подключаются к фестивалю храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (23 апреля), храмы в усадьбе Коломенское (29 апреля), храм Воскресения Христова в Кадашах (1 мая). Заключительные звоны прозвучат в воскресенье 9 мая.
На Пасху позвонить в колокола можно всем желающим, как правильно это сделать
В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям. Для того что бы любой человек мог позвонить от всей души и без искушений, редакция обратилась за консультацией к звонарю Спасского кафедрального собора г.Пензы А.В.Царану.
Выход из Великого Поста с пользой для души и без вреда для тела
Уже почти 20 лет Аркадий Владимирович встречает на Пасху многочисленных желающих прославить Воскресшего Спасителя звоном, поэтому может рассказать об особенностях этого события.
Во-вторых, если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.
Если перед вами звонница или небольшая колокольня, тогда третий шаг.
Для того, что бы звон получился действительно «красным», то есть красивым, нужно знать некоторые особенности. Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.
В-четвертых, после окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.
Ну и в завершении надо добавить, что звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются. Это правило соблюдается очень строго.
Порядок звонов в пасхальные праздники
|
Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).
В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.
Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.
Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.
На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.
Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.
На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.
Звоны Светлой седмицы
Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».
На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.
Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).
Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.
О порядке посещения колоколен
В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).
Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.
Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.
Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.
Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.
Когда начинается богослужение на Пасху и сколько длится служба
Религия в России, как и положено светской стране, отделена от государства, но это не мешает народу массово праздновать самый светлый и радостный православный праздник – Пасху. Верующие в этот день славят Христа и радуются жизни вечной, которую он даровал всякому в него уверовавшему. Простые обыватели, не особо разбирающиеся в религиозных канонах, также приобщаются к этому событию – пекут пасхи, красят яйца, готовят застолье. Но праздник этими атрибутами не исчерпывается – тем, кто хочет понять его суть, полезно побывать на всех этапах пасхальной службы.
Обряды накануне Пасхи
Пасхальные службы в церквях начинаются еще за неделю до праздничного дня. Традиционно двери храмов не закрываются в течение недели – чтобы каждый прихожанин мог прийти в Обитель Божию в любое время. К праздничному богослужению верующие начинают готовиться с 12 дня Великой Субботы. Но по большому счету весь долгий пост, предшествующий Пасхе, и есть периодом подготовки к великому событию.
В последний день Страстной Седмицы проходит Литургия Василия Великого. В 22 часа зажигают свечи, ударяют палкой о било (церковный музыкальный инструмент) и читают Трисвятое, далее Псалом пятидесятый, Канон Великой Субботы и песни, за которыми опять повторяют Трисвятое. Затем читают небольшой тропарь, Ектинию и Благословение.
Этапы службы
Праздничные богослужения проводятся в торжественной обстановке. Начало пасхальной службы и ее окончание регламентирует Богослужебный Устав – Типикон.
Типикон – книга, в которой написано, дни и часы божественных служб, а также порядок вознесения молитв, содержащихся в Служебнике и Часослове.
Начало службы
Пасхальное богослужение начинается поздно вечером в Великую Субботу. Как правило, время начала службы на Пасху наступает незадолго до полуночи. По времени она идет около 5 часов. Приблизительное время начала и окончания: с 23-00 или 23-30 до 3 часов ночи. В целом служба на Пасху ночью длится около 4 часов.
Читайте также↓↓↓
Посередине храма установлена гробница с Плащаницей. Эта святыня представляет собой узорный плат, символизирующий положение Спасителя в гроб.
Начинается Всенощная (ночная) служба в церкви на Пасху с полунощницы и каждения вокруг Плащаницы. Священник, стоя по центру храма, читает «плач Пресвятой Богородицы». Во всех тропарях этого канона отображена скорбь Божией Матери и славится подвиг Христа во имя спасения человечества. Затем Плащаницу заносят за алтарь и вскоре полунощница завершается.
Ровно в 24 часа, когда Царские Врата – двери напротив престола, еще закрыты, святые отцы вполголоса поют тексты о воскрешении Христа.
Крестный ход и заутреня
Один из самых важных этапов праздничной ночи – Крестный ход. Он символизирует движение навстречу Спасителю. Шествие проходит вокруг храма под непрекращающийся звон колоколов.
Возглавляет Крестный ход послушник с фонарем – он освещает путь всем идущим за ним. Далее, несут запрестольный крест и образ Божией Матери. Затем идут попарно хоругвеносцы, певцы, диаконы. Последняя пара священнослужителей, несет Евангелие (справа) и икону Воскресения (лева). За ними движется предстоятель храма. Он несет трисвешник и Крест. Далее, идут прихожане.
Как проходит Крестный ход:
Каждение – церковный ритуал, во время которого происходит сжигание фимиама (смесь благовонных веществ) в кадиле.
Главный текст заутрени – пасхальный канон. Его святые отцы поют хором и с особым торжеством. Во время пения проводят каждение, и время от времени возглашают, обращаясь к прихожанам: «Христос Воскресе!». Верующие соответственно отвечают: «Воистину воскрес!». Завершается утреня пением пасхальных часов – это короткое богослужение, которое повествует о воскресении Христа.
После завершения утрени прихожане целуют крест, который держит святой отец, и троекратно целуются – этот обряд называется христосование. Всего заутреня длится около 1,5 часа.
Пасхальная Литургия и завершение Всенощной
После заутрени начинается Божественная Литургия, в ходе которой читают Евангелие на разных языках мира, подчеркивая тем самым важность Воскресения Христова для людей всех национальностей. Литургия на Пасху отличается особой торжественностью.
После прочтения каждой литургии верующие, подготовившиеся должны образом к Причастию, прикладываются к Святым Дарам. По окончании Божественной Литургии священник читает особые молитвы, посвященные концу Великого поста.
Завершается Всенощное бдение на Пасху освящением праздничной снеди, принесенной в церковь прихожанами. Длится Литургия примерно 2 часа. После нее верующие отправляются по домам – разговляться и отмечать Пасху.
Как себя вести и что делать в церкви
Церковь – особая обитель, это храм Божий. Здесь нельзя вести себя так, как вздумается, даже тем, кто не относит себя к верующим. Из уважения к тем, для кого вера – основа бытия, необходимо соблюдать определенные условности.
Как вести себя в церкви:
Читайте также↓↓↓
Если вам не по душе эти правила, лучше не заходите в храм во время праздничного богослужения, чтобы не оскорблять чувства верующих в такой важный для них день.
Для православных отстоять Всенощную не представляет труда – это привычный и естественный для них обряд. Тем, кто не привык к затяжным службам, и не имеет опыта стояния Всенощной, желательно заранее подготовиться к этому испытанию. Особенно важно учесть особенности поведения детей, если вы собираетесь взять их на ночную службу – вы должны быть уверены в их моральных и физических возможностях.
Во сколько звонят колокола в Пасху?
[Устав Церковного Звона]
Звоны на Пасху и Светлую седмицу.
Пасхальное богослужение начинается обычно с Полунощницы (как правило, в 23.00 или в 23.30).
В начале крестного хода начинают праздничный трезвон «во вся».
После того, как крестный ход, обойдя вокруг храма, станет у западных дверей, для совершения Пасхального начала, трезвон прекращают.
По совершении Пасхального начала, когда входят в церковь, трезвон возобновляют; прекращают его к началу пения канона Пасхи (продолжительность трезвона в среднем около 5 минут).
Одна из страшнейших языческих подмен в христианстве выпала на праздник Пасхи, её суть, символы и смысл.
Известный христианский историк Опарин А. А. пишет: «Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее…»
Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян – Иштар, у греков – Кибелы, у хананеев – Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса… Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности». Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини.
Открыв любой православный календарь, мы увидим, что 25 марта (7 апреля) празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы уже писали, что введение поклонения Богородице заменило языческое поклонение матери богов, женскому началу. «Когда же под влиянием существовавшего на Востоке с незапамятных времен культа богини-матери в христианстве начала проявляться тенденция к возвеличиванию Марии…»
Таким образом, мы видим, что языческий культ матери богов получил при принятии язычниками христианства название Благовещение, а праздник весны – Пасхи, с его атрибутами – куличами и крашеными яйцами».
Стоит подробней остановиться именно на истории этого древнего культа, связанного с фаллической символикой прихода весны.
Дьявол понял, что для того, чтобы победить христианство, вовсе не нужно его уничтожать и преследовать его последователей. Нужно всего лишь его извратить – это и будет ярчайшей насмешкой над Богом и верный путь в погибель человеку.
Постепенно, внедрив в чистое христианское учение языческие обряды и символы, но назвав их другими словами, сатана победоносно ликовал.